Научная статья на тему 'Изучение окружающего мира как основа экологического образования и воспитания обучающихся'

Изучение окружающего мира как основа экологического образования и воспитания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / ШКОЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL THINKING / SYSTEM OF ECOLOGICAL KNOWLEDGE / SCHOOL ECOLOGICAL FORMATION AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закутнова Вера Ивановна, Романчишина Валентина Борисовна, Закутнова Елена Борисовна

Во всех школах Астраханского региона в образовательный процесс включено экологическое воспитание обучающихся. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породило новое направление в образовании экологическое. Для школьного образования это период выработки новых понятий: «экологическая культура», «экологическое сознание», «экологическое мышление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закутнова Вера Ивановна, Романчишина Валентина Борисовна, Закутнова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE WORLD AS THE FOUNDATION FOR ENVIRONMENTAL EDUCATION OF STUDENTS

At all schools of the Astrakhan region ecological education of trainees is included in educational process. Environmental problems and necessity of their overcoming were caused with a new direction in education ecological. For school education is the period of development of new concepts: «ecological culture», «ecological consciousness», «ecological thinking».

Текст научной работы на тему «Изучение окружающего мира как основа экологического образования и воспитания обучающихся»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (28) 2014. с. 88-91.

ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вера Ивановна Закутнова доктор биологических наук, профессор, Астраханского государственного университета

Валентина Борисовна Романчишина ведущий методист управления по образованию и науке администрации г. Астрахани

Елена Борисовна Закутнова учитель биологии МБОУ «СОШ №58», г. Астрахани verazakutnova@rambler.ru

экологическая культура, экологическое сознание, экологическое мышление, система экологических знаний, школьное экологическое образование и воспитание.

Во всех школах Астраханского региона в образовательный процесс включено экологическое воспитание обучающихся. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породило новое направление в образовании - экологическое. Для школьного образования - это период выработки новых понятий: «экологическая культура», «экологическое сознание», «экологическое мышление».

STUDY OF THE WORLD AS THE FOUNDATION FOR ENVIRONMENTAL

EDUCATION OF STUDENTS Vera Ivanovna Zakutnova Dr.Sci.Biol., the professor, the Astrakhan state university Valentina Borisovna Romanchishina Conducting methodologist of management on education and a science of administration of

Astrakhan Elena Borisovna Zakutnova The teacher of biology MBOU «SOSH No. 58 », Astrakhan verazakutnova@rambler.ru

ecological culture, ecological consciousness, ecological thinking, system of ecological knowledge, school ecological formation and education.

At all schools of the Astrakhan region ecological education of trainees is included in educational process. Environmental problems and necessity of their overcoming were caused with a new direction in education - ecological. For school education is the period of development of new concepts: «ecological culture», «ecological consciousness», «ecological thinking».

Для экологического образования младших школьников разработаны различные программы с усилением экологической направленности содержания всех курсов: Н.Ф. Виноградова - программа «Окружающий мир» 1 класс. «Начальная школа XXI века»; «Окружающий мир» 1-4 класс программа курса ФГОС. Программы созданы на основе концепции «Начальная школа XXI века» и отражают новые подходы к работе над предметом «Окружающий мир», соответствуют стандартам второго поколения. Т.В. Бут, Н.В. Лабодина разработали систему уроков «Окружающий мир» 1 класс по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века».

Программы имеют ярко выраженную экологическую направленность, построены с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности, способности овладевать теоретическими знаниями. Программы способствуют формированию у обучающихся младшего школьного возраста доступных представлений о человеке и обществе. Основу программ составляют три группы знаний человек, природа,

общество и, таким образом, происходит интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний для формирования у обучающихся целостного взгляда на окружающий мир. Экологическую направленность можно отметить в учебно -методических пособиях, созданных для школ Астраханской области: «Природа нашего края»,

«Растительный мир Астраханского края», «Природный комплекс и биоразнообразие долины нижней Волги». [2, 3, 4]

В соответствии с программой курса экологии для средней школы (5-11 классы) [14] учеными Астраханского государственного университета и Центра экологического образования населения Астраханской области созданы учебные пособия по экологии для общеобразовательных школ, представляющие собой систему обобщенных экологических знаний, опирающихся на современные научные представления, обладающих ценностной значимостью для человека. Эта система базируется на психолого -педагогической концепции осуществление непрерывного школьного экологического образования и воспитания. Эта система прослеживается в учебниках по экологии, созданных доцентом Л.Ю. Чуйковой и профессором Ю.С. Чуйковым: «Природа наш «дом»; «Общая экология», «Экология и природопользование», «Экология Астраханской области»; «Основы экологических знаний», «Экология человека», «Основы общей экологии», «Взаимосвязь человека и природы». [11, 13, 10, 9, 7, 6, 8, 12]

Для изучения природных особенностей и исторических событий Астраханского края, написана книга «Природа и история Астраханского края». [5]

Для учителей начальных классов разработан курс «Учебно-полевая практика по основам естествознания и проблемам экологии», который основан на краеведческом принципе овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми учителям начальной школы по изучению окружающего мира. [1]

В Астраханском государственном университете по направлению подготовки педагогическое образование, по профилю «начальное образование» разработан учебно -методический комплекс «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» бакалавриата подготовки педагогов начальной школы.

Целью всех программ, учебно-методических пособий, учебно-методического комплекса являются: развитие социального опыта ребенка, осознание взаимодействия в системе человек-природа общество, ознакомление детей с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование, развитие у детей эрудиции, любознательности, элементарных навыков исследования, для получения ребенком не готовой информации, а на основе развития у ребенка способности воспринимать информацию для системы своих знаний. Во всех программах красной строкой проходит формирование гуманного отношения к природе как среде обитания человека и источнику жизни на Земле и, необходимое уже в начальной школе, понимание культуры личности, продиктованное реалиями начала XXI столетия.

Воспитание экологической культуры у младших школьников органично связано с личностью учителя и возникает как новое направление в начальной школе. Естественнонаучная образованность обеспечивается познанием закономерностей природы, связи между нею и человеком.

В начальной школе необходима разработка специальных игровых, творческих ситуаций для воспитания младших школьников, глубокого нравственного отношения к природе, ориентированное через эмоциональное состояние. При совместном усилии учителей формируется экологическая культура личности в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются: семья, дошкольные учреждения, школа, внешкольные воспитательные учреждения, средства массовой информации и самовоспитание.

Один из путей эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы: знакомство с окружающим миром на уроках, труд в

природе, экскурсии и проведение конкурсов: «Знай и люби природу Родного края», конкурс экологических театров «Через искусство к зеленой планете», «Мир вокруг нас» и др.

Управлением по образованию и науке администрации города Астрахани ежегодно разрабатываются Положения о городском конкурсе «Мир вокруг нас» для создания экологических проектов обучающихся начальных классов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений. Целью конкурсов является - привлечь внимание обучающихся начальных классов к проблемам экологии города Астрахани, выявить творческие способности обучающихся, социализацию их в обществе и дать возможность педагогам проявить себя в использовании технологии проектного обучения. Ставятся задачи проведения конкурсов экологических проектов: создать условия для экологического

просвещения обучающихся начальных классов и научить, используя проектный метод, прогнозировать, предвидеть, формировать адекватную оценку, обозначить примеры успешных проектов, направленных на решение локальных экологических проблем.

27 мая 2014 года участие в конкурсе приняли 16 школ города Астрахани. Были отобраны лучшие материалы по экологическим проектам с учетом следующих критериев: четкость представления проблемы, цель работы и задачи, логичность изложения материала, оригинальность к подходам решения проблемы.

Все участники представили интересные проекты, свои команды, презентации, отражающие этапы работы детей и руководителей проекта - учителя над проблемой, подготовили красочные буклеты, отражающие актуальность, цель и задачи экологических проектов с оригинальными рисунками и фотографиями.

Были подведены итоги городского конкурса экологических проектов обучающихся начальных классов «Мир вокруг нас». Высшую оценку получила СОШ №32, занявшая 1 место, с проектом «Невероятное - очевидно рядом с нами. Мое маленькое открытие»; СОШ №45 заняла 2 место: «Вырастим тюльпаны сами для любимой мамы»; 3 место заняли СОШ №20 («Польза и вред пластиковых бутылок») и СОШ №6 («Как зимуют птицы»).

Еще очень много интересных проектов было представлено другими школами: «Покормите птиц зимой» (СОШ №9); «Бездомные собаки наши друзья или враги» (СОШ №26); «Его величество электричество» (СОШ №28); «Капля воды дороже алмаза» (СОШ №32); «Мусор на пенсии или вторая жизнь вещей» (СОШ №6); «Влияние рекламы на психику школьников (Гимназия №1); «Птичья столовая» (СОШ №58); «Чистые берега» (Школа интернат №3).

СОШ №49, принимавшая у себя гостей, приготовила три красочных проекта: «Такой разный снег», «Эта удивительная соль», «Ее величество картошка». Ребята получили грамоты от управления образования и науки администрации г. Астрахани и третье место от Астраханского государственного биосферного заповедника. Кроме того, проект «Птичья столовая» (СОШ 58) - 1 «А» класс выступили в красочных костюмах, трогательно рассказали о заботливом отношении к птицам зимой, как сделать кормушки и гнездовья. Команда была отмечена грамотой управления образования и науки администрации г. Астрахани и 2-м местом от Астраханского государственного биосферного заповедника.

Городской конкурс экологических проектов обучающихся начальных классов «Мир вокруг нас» получился красочным и очень полезным для младших школьников.

Учителя школ уделяют огромное внимание экологии родного края, поднимают и освещают экологические проблемы и находят пути решения. Хочется поблагодарить учителей за их творчество, любовь к детям и родному краю.

Литература

1. Закутнова В.И., Пучков М.Ю. Учебно-полевая практика по основам естествознания и проблемам экологии». Изд-во Астраханский государственный педагогический университет. 1996. - 68 с.

2. Клинкова Г.Ю., Селищева В.А. Природный комплекс и биоразнообразие долины нижней Волги. Изд-во «Планета». 2011. - 256 с.

3. Манькова Н.Ю., Алисова Е.А. Растительный мир Астраханского края - Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2010 - 96 с.

4. Никифорова Н.А., Протасевич Г.Н. Природа нашего края «П.Н.К.» - Астрахань: Изд-во ОГОУД ПО «АИПКП», 2010. - 92 с.

5. Ушаков Н.М., Тимофеева В.П., Пилипенко В.Н. Природа и история Астраханского края, 1996,

6. Чуйков Ю.С, Чуйкова Л.Ю., Теплый Д.Л., Шамгунова Л.К. Экология человека. (Учебное пособие по экологии для 9 класса средней школы). Издание 2-е. - Астрахань: Изд-во Нижневолжского экоцентра. - 2013. - 240 с.

7. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Основы экологических знаний. (Учебное пособие по экологии для 7 класса средней школы). Издание 3-е. - Астрахань: Изд-во Нижневолжского экоцентра. -2013. - 212 с., ил. 37

8. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Основы общей экологии (Учебное пособие) // Издание 3-е, доработанное.- Астрахань: Изд-во НЦЭО, 2010. - 364 с.

9. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Экология Астраханской области (учебное пособие по экологии для 8 класса средней школы). Третье издание // - Изд-во Нижневолжского экоцентра. - Астрахань, 2010. - 264 с.

10. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Экология и природопользование в Астраханской области. (Учебное пособие) // Том 1. - Изд-во Нижневолжского экоцентра. - Астрахань, 2008, - 372 с.

11. Чуйкова Л.Ю. Природа наш дом. (Учебное пособие по экологии для 5 класса средней школы). Издание третье, дополненное и переработанное. - Астрахань: Изд-во Нижневолжского экоцентра. - 2013. - 176 с., ил.: 29.

12. Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Взаимосвязи человека и природы. (Учебное пособие по экологии для 6 класса средней школы). Издание 3-е. - Астрахань: Изд-во Нижневолжского экоцентра. - 2013. -232 с.

13. Чуйкова Л.Ю. Общая экология: Учебное пособие по экологии для 10 класса средней школы // -Астрахань: Издательство ИТА "Интерпресс", 1996. - 225 с.: ил.

14. Чуйкова, Л.Ю. Программа учебного курса экологии для 5-11 класса в средней общеобразовательной школы / Л.Ю. Чуйкова, М.В. Сиговатова, Л.К. Шамгунова // Астраханский вестник экологического образования 2010. - Астрахань: Изд-во Нижневолжского центра экологического образования. -Астрахань. - № 1-2 (15-16) - С. 200-216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.