ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО ЗВЕНА СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ Кравцова О.С.
Кравцова Ольга Сергеевна - магистрант, Школа педагогики Дальневосточный федеральный университет, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 2, с. Хороль, Хорольский район, Приморский край
Аннотация: в статье анализируется опыт внеурочной деятельности в школьном музее, направленный на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Школьный музей рассматривается как площадка для активной совместной деятельности педагогов школы и обучающихся основного звена.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, школьный музей, воспитательная система школы, внеурочная деятельность, краеведение.
ЕЮ1: 10.24411/2414-5718-2020-11002
В современной России ведется активная работа по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан. Значимость формирования патриотизма у молодежи определена на государственном уровне, но решение данной задачи до конца пока не осуществлено. Школа и общественность ведут поиски новых форм работы в этом направлении. В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», патриотизм - это «базовая направленность социального поведения граждан, выражающая смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом и интересами Отечества. Одной из приоритетных задач стоящей перед государством и обществом является выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания, прежде всего подрастающего поколения» [1, с. 24]. В Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где среди важнейших также названа задача формирования культурно-исторических ценностей и патриотического воспитания [7].
Сохранение культурного наследия через формирование у школьников социально-значимых убеждений, любви к Отечеству, своей малой Родине отражает сущность патриотического воспитания на ступени основного общего образования и реализуется не только через урочную и внеурочную работу по основным учебным предметам, но и через воспитательную и развивающую функции школьных музеев. В настоящее время в России произошли серьезные изменения в отношении к школьным музеям, которые стали рассматриваться не просто как дополнительный элемент образовательно-воспитательного процесса, включающего работу по патриотическому воспитанию, но и как составная часть основного образовательного процесса и системы дополнительного образования. Разработаны нормативно-правовые акты федерального уровня, которые предполагают наличие школьного музея или музейного уголка в каждом образовательном учреждении. Школьные музеи это один из наиболее многочисленных и быстро развивающихся типов музеев. Они имеют огромную значимость в образовательно-воспитательном процессе.
Изучением феномена школьных музеев занимались советские и российские методисты В.Е. Туманов, Е.В. Ванслова, Б.А. Столяров. В последние годы активно публикуют свои работы Ю.Б. Яхно, Т.К. Палаткина, Е.Л. Галкина, И.А. Макеева.
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений современной образовательной политики России. Вовлечение обучающихся в активную социальную жизнь, изучение истории и культуры нашей страны, родного края, своего города или села -прививает любовь и уважение к Родине. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти,
58
институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [4] Одной из задач действующей Концепции является выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания, а также апробацию и внедрение современных программ и методик. Хочется подчеркнуть, что патриотическое воспитание невозможно осуществить лишь в рамках уроков или внеклассных мероприятий. Возникает необходимость создания единой воспитательной системы в школе, охватывающей всю полноту урочной, внеурочной и воспитательной деятельности, основанной на обращении к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам. Музей, как социокультурный институт, предлагает более широкие возможности для воздействия на личность, в том числе вовлекая эмоционально-волевую сферу. Школьный музей как продукт совместной деятельности и сотворчества педагогов и обучающихся обладает еще большим воспитательным потенциалом. Требования, вставшие перед музеями образовательных учреждений недавно: обновление содержания, новые формы деятельности, новая образовательная политика, применение современных коммуникационных технологий, дети, имеющие возможность использовать практически безграничное информационное поле, привели к изменению и такого консервативного института как школьный музей.
Направления работы школьных музеев достаточно обширны. В школьном музее происходит и обучение, и воспитание, и развитие. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям, умениям и компетенциям особую убедительность и достоверность. Традиционными формами работы в школьном музее являются: экскурсии, лекции, научные конференции, краеведческие конкурсы и викторины, музейные занятия (уроки), консультации. Новыми методическими решениями являются: музейные и междисциплинарные исследовательские проекты, классные часы в музее, факультативы, кружки, индивидуальные летние задания, интеллектуальные вечера, музейные праздники, исторические игры, творческие отчеты, т.е. те формы работы, которые предполагают инициативу, активное участие и самостоятельность самих учащихся. Современный руководитель школьного музея выступает в качестве проектного наставника, который организовывает и направляет активность школьников, в том числе в работе по сохранению и учету фондов музея.
В настоящее время в МБОУ школа № 2 с. Хороль Хорольского района Приморского края ведется активная работа в направлении патриотического воспитания. Место расположения школы - бывший военный гарнизон. В 90-е годы гарнизон расформировали, но и сейчас в школе продолжают учиться дети и внуки тех, кто нес службу здесь, в селе Хороль. Перед педагогическим коллективом встала задача восстановить историческую память о славной военной истории гарнизона, военной части, школы, а также вести своеобразную летопись: документировать, сохранять и транслировать наиболее значимые события современной школьной жизни. В 2018 году школьный музей сменил профиль: из краеведческого в военно-исторический. Здесь решающую роль сыграло и место расположения школы, и состав актива музея - отряд юнармейцев "Хранители". Ведется активная работа по систематизации имеющихся фондов, восстановлению утраченных материалов, а также активная поисково-исследовательская деятельность. В данной работе задействован педагогический коллектив школы, учащиеся, родители, бывшие выпускники, общественность. Музейный актив тесно сотрудничает с районным краеведческим музеем, Советом ветеранов, архивом администрации Хорольского муниципального района, местными краеведами. Ведется переписка в социальных сетях с бывшими жителями гарнизона, активистами, выпускниками школы.
Приоритетные направления деятельности музея в МБОУ школа № 2 с. Хороль: систематизация, сохранение и учет информации материалов по истории школы, Хорольского гарнизона, села Хороль, поисковая и исследовательская работа, проведение учебных занятий по краеведению в рамках курса истории, проведение воспитательных
59
мероприятий, классных часов, экскурсий, а также проектная деятельность. Школьный музей является площадкой для кружка «Хранители времени», в котором занимаются 20 учащихся 5-7 классов.
За 2019 - 2020 учебный год на базе школьного музея были реализованы социальный проект "Дети мира для детей войны" (проведены 3 совместных мероприятия, создана картотека с информацией о детях войны, записаны воспоминания), исследовательский проект "Село Хороль в годы Великой Отечественной войны" (оформлен информационный стенд с результатами поисково-исследовательской деятельности учащихся 7 кл.), поисково-исследовательский и творческий проект "Альбом выпускников" (собраны фотографии выпусков школы с момента основания, оформлен альбом). Материалы проектов, их результаты переданы на хранение в школьный музей. Результаты учебно-исследовательской деятельности представлены на школьных и районных научно-практических конференциях «В науку шаг за шагом». Проведен цикл экскурсий для учащихся: "Мое село Хороль", "Они не вернулись из полета...", "Новая школа гарнизона", "Дом офицеров флота: экскурсия в славное прошлое " и другие. В музее состоялась встреча учащихся 6 класса с бывшим выпускником школы, пенсионером военно-морского флота, круглый стол на тему "Значение навыков поисковой работы для юнармейца". Была проведена викторина "Путешествие по памятным местам Хорольского района".
Участники кружка "Хранители времени" получают не только знания, но и навыки работы с музейными экспонатами, учатся самостоятельно составлять экскурсии, участвуют и проводят общешкольные мероприятия. Но самое главное, учащиеся стали больше интересоваться родным селом, краем, своей страной в целом. Данный факт подтверждает проведенное в начале и в конце учебного года диагностическое исследование. Для выявления уровня знаний учащихся 5-9 кл. о селе Хороль и Приморском крае, государственной символике, патриотизме было проведено исследование по методике Л.И. Царёвой "Незаконченное предложение". В нем приняло участие 15 учащихся из 5-9 классов, которые на постоянной основе занимаются в музейном кружке. Респонденты отвечали на вопросы анкеты. Фиксировались верные и неверные ответ. Проведенное анкетирование показало, что 100% учащихся знают название села, праздник 9 Мая и называют действующего президента. Также исследование показало, что более высокий процент учащихся успешно справляются с заданиями, которые касаются государственной символики. Сложнее для респондентов оказались задания, которые касаются вопросов местной истории. Сравнительное исследование доказывает, что внеурочная и воспитательная деятельность в школьном музее может принести положительные результаты, в конце года по данным вопросам наблюдается рост правильных ответов. Например, с изображением герба села были знакомы лишь 10% респондентов, а в конце года на данный вопрос смогли успешно ответить 66% обучающихся. В целом, диагностика показала, что обучающиеся заинтересованы в изучении истории родного села и края, а также истории своего микрорайона и школы.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в каждом образовательном учреждении необходимо проводить работу по выстраиванию единой воспитательной системы, выработке общих воспитательных целей у педагогического коллектива. Школьный музей должен рассматриваться как площадка для совместной деятельности: поисково-исследовательской, познавательной, творческой. Присваивая знания самостоятельно, занимаясь активной исследовательской деятельностью, транслируя результаты своей работы, обучающиеся имеют возможность добиться высоких образовательных результатов, а педагогам стать успешнее в воспитательной деятельности. Таким образом, происходит воспитание настоящих патриотов: образованных, инициативных, ответственных, а патриотическое воспитание не навязывается механически, а сопровождает образовательный процесс.
Список литературы
1. Ванслова Е.Г. Музей и школа. Пособие для учителя / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др. Москва, 1985. 192 с.
2. Дюмина И.А. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея // Человек и образование, 2012. № 4. С. 49-52.
3. Макеева И.А. Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей и подростков // Актуальные задачи педагогики (II): материалы международной заочной научной конференции. Чита: Молодой ученый, 2012. С. 92-95.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» от 30.12.2015 г. № 1493. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/ (дата обращения: 07.10.2020).
5. Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 "Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu53.ru/np-includes/upload/2014/10/31/6453/
6. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Москва: ЦЦЮТиК МО РФ, 2003. 154 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
8. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?artide=53/ (дата обращения: 07.10.2020).