КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14319 УДК 37.048.45
Колонтаевская И. Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженернотехнические направления подготовки профессионального образования // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14319. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14319.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.
Колонтаевская Ирина Федоровна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления инновациями Института инновационных технологий и предпринимательства ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского», г. Москва [email protected]
Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженернотехнические направления подготовки профессионального образования
Аннотация. В статье раскрывается актуальность инженерно-технических профессий для современной экономики России; рассматривается важность ранней профессиональной ориентации школьников для поступления на инженерно-технические специальности; анализируются отдельные формы, методы и средства профориентации будущих инженеров; приводятся примеры профориентационных мероприятий для школьников, проводимых в Институте инновационных технологий и предпринимательства Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского.
Ключевые слова: профессия «инженер», инновационная высокотехнологичная экономика, ранняя профориентация школьников, инженерно-технические направления подготовки, профориентационные мероприятия; интерактивное электронное консультирование; мультимедийные средства профессиональной ориентации школьников.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Будущая профессиональная элита нашей страны сегодня учится в школе. Поэтому чрезвычайно важно создать все условия для того, чтобы подрастающее поколение россиян осознанно и заинтересованно подходило к вопросу выбора будущей профессии, ставя во главу угла и свои интересы, и запросы государства и общества.
В настоящее время основой для технологической и экономической независимости России является создание инновационной высокотехнологичной экономики, способной обеспечить конкурентоспособность Российской Федерации и сформировать собственную мощную производственную базу. Одним из ключевых факторов достижения этой цели является качество подготовки инженерных кадров.
Инженерно-технические разработки российских и советских инженеров составляют существенную часть мировых научно-технических и технологических достижений. Профессия «инженер» в России на протяжении столетий имела высокий социальный статус. Однако в конце XX - начале XXI в., в так называемые «лихие девяностые» и «двухтысячные нулевые», рейтинг привлекательности инженерно-технических специальностей для соискателей ощутимо снизился в плане общественного престижа и материального достатка. В наши дни в современной России социальный рейтинг инженерных профессий вновь растет благодаря ряду предпринятых государством серьезных экономических и организационно-правовых мер [1].
В стране запускаются крупные индустриальные и производственные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно, амбициозно и выгодно работать. Меняются реалии инженерной деятельности, растут требования к представителям этой профессии, появляются огромные возможности для технического творчества и воплощения инженерных решений. Сегодня инженер - это профессионал
r\j Л r\j
КОНТ TF.TTT
Колонтаевская И. Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженернотехнические направления подготовки профессионального образования // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14319. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14319.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14319 УДК 37.048.45
высочайшего класса, который не только конструирует высокотехнологичное оборудование и обеспечивает его работу, но, по сути, формирует саму окружающую действительность, о чем свидетельствует появление таких направлений, как биогенная, клеточная, социальная инженерия, нанотехнологии.
Получает новый импульс отечественное инженерно-техническое образование. Созданы национальные исследовательские университеты, ориентированные на подготовку современных технических кадров, в том числе по таким критически важным направлениям, как авиационная, атомная, ракетно-космическая, автомобильная промышленность, металлургия, энергетическое машиностроение. Инженерно-технические направления подготовки пользуются большим спросом у абитуриентов. На рынке труда на первом месте по востребованности у работодателей стоит профессия инженера [2]. Огромное мотивирующее значение для молодых людей, планирующих идти в инженерию, имеет и Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, реализация которой позволит математике в России стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности.
Для того чтобы добиться соответствия системы подготовки инженерно-технических кадров запросам экономики и производства, развивать в обществе инженерную культуру, повышать социальную значимость и престижность инженерно-технических профессий, необходимо начинать работу с самого начала - с детства.
Эффективным механизмом подготовки кадров в любой сфере является ранняя профориентация. Мировой опыт показывает, что выращивать профессионалов необходимо уже со школы и даже с детского сада. Конечно, в детском саду ставится общая цель - формирование у малышей волевой и мотивационной готовности к труду. Осознанная склонность человека к той или иной деятельности начинает проявляться, как правило, в школе. Вместе с тем успех профессионального самоопределения школьника зависит не только от раннего проявления устойчивых интересов и склонностей, но и от соответствия его психофизиологических особенностей тем требованиям, которые предъявляет человеку профессия.
Видный отечественный психолог, крупный специалист в области психологии труда и инженерной психологии Е. А. Климов считал выбор профессии (период оптации) самым ранним этапом становления профессионала, на котором формируется определенная профессиональная направленность, отношение к труду [3]. Им был разработан специальный диагностический тест, выявляющий в зависимости от предмета труда ориентацию человека на 5 типов: «человек - художественный образ», «человек - знаковая система», «человек - техника», «человек - человек», «человек - природа», «человек - художественный образ», который применяется в настоящее время в профориентации.
Чтобы школьники в будущем состоялись в жизни, в профессиональной сфере, добились успеха, смогли реализовать себя в интересах страны, необходимо помочь им решить один из наиболее трудных и важных для каждого вопросов: «Кем стать?» Правильный выбор старшеклассниками своей будущей профессии и, соответственно, направления подготовки позволяет не только сделать процесс образования полноценным и эффективным, но и гарантировать качество выпускника вуза - молодого специалиста в соответствующей сфере деятельности.
В самом общем виде профориентация (профессиональная ориентация) представляет собой комплекс мер, направленный на оказание помощи молодежи в выборе своей будущей профессии с учетом с личных интересов, способностей и мотиваций, а так-
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
Колонтаевская И. Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженернотехнические направления подготовки профессио-________________________ _________________ нального образования // Концепт. - 2014. - № 11
научно-методический электронный журнал -- ART 14319. - °'5 п. л. - URL: http://e-kon-
cept. ru/2014/14319.htm. 49965. - ISSN 2304-120X.
Гос. рег. Эл № ФС 77-
ART 14319 УДК 37.048.45
же в соответствии с вызовами времени, государственными и общественными запросами. Цель профориентации - не только профессиональное, но и личностное самоопределение. Выбирая профессию, человек выбирает не только работу, но и судьбу.
Ранняя профессиональная ориентация молодежи, направленная на востребованные в народном хозяйстве инженерно-технические профессии, ставит перед собой такие задачи:
- развитие научно-технического творчества и научно-исследовательского потенциала учащихся;
- выявление способных и талантливых школьников и помощь им в дальнейшем специализированном обучении;
- привлечение учащихся к научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности;
- привлечение внимания специалистов различных инженерных отраслей и направлений к ранней профессиональной ориентации в школе.
Комплекс профориентационных мер составляют профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональное обучение, профессиональное консультирование, профессиональное развитие личности.
Практическая реализация вышеперечисленных мер предполагает целенаправленное проведение различных мероприятий, организованных в соответствии с поставленными профориентационными задачами. Так, просветительская работа со школьниками, популяризирующая новое содержание, возможности и преимущества инженерно-технических профессий, способствует актуализации представлений детей и подростков об инженерной деятельности, вовлеченности их в конструкторско-изобретательские и научно-исследовательские мероприятия, заинтересованному участию в тематических олимпиадах, викторинах, конкурсах, кружках и т. д. Закономерно, что всё больше школьников увлекаются математикой, физикой, химией, техникой, биологией, черчением. У детей и молодежи вновь возрождается интерес к космическим темам, в частности конструкторским разработкам ракет, космических кораблей и других летательных аппаратов. В 2014 г. уже третий раз проводится Московский городской конкурс проектных, исследовательских и реферативных работ школьников по астрономии, ракетной технике и космонавтике, в котором могут посоревноваться учащиеся средних учебных заведений всех возрастных групп, в том числе из других регионов РФ.
Год от года растёт доля выпускников 11-х классов, которые сдают экзамен по физике и информатике. В 2014 г. их доля составляла уже почти 30% [4].
Школьникам, определившимся в процессе учебы с выбором профессии, рекомендуется продолжать обучение в профильных классах (например, инженерно-технических и физико-математических) или спецшколах с углубленным изучением предметов, составляющих основу будущей профессии. Это даст возможность, с одной стороны, почувствовать себя в профессиональной роли, а с другой - максимально с пользой подготовиться к обучению в профессиональном профильном вузе.
Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженерно-технические специальности проводится, как правило, в форме занятий в кружках научно-технического творчества, участия в олимпиадах, конкурсах, викторинах, мастер-классах, выставках, научно-популярных лекториях, научно-практических семинарах, которые могут проходить как на территории учебного заведения (школы, вуза, техникума), так и в специализированных учреждениях (клубах, дворцах творчества, домах культуры, библиотеках, центрах досуга и творчества и т. д.). В 2014 г. возоб-
~ 3 ~
КОНТ TF.TTT
Колонтаевская И. Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженернотехнические направления подготовки профессионального образования // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14319. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14319.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14319 УДК 37.048.45
новлено проведение Всероссийской политехнической олимпиады для учеников 911-х классов, которая потребует от школьников технической творческой смекалки. Система «политехнических олимпиад» выстраивается таким образом, чтобы стимулировать выпускников школ к поступлению в политехнические вузы.
В феврале-марте 2014 г. по всей России в целях популяризации инженерно-технических профессий прошли дни профориентационной работы, в ходе которых осуществлялись следующие мероприятия:
- групповое и индивидуальное профессиональное консультирование выпускников школ и их родителей, диагностика сферы профессиональных предпочтений школьников;
- профориентационные уроки, классные часы, лектории, фестивали и парады профессий;
- интерактивные брейн-ринги, конкурсы, викторины, ток-шоу, тренинги, презентации востребованных инженерно-технических профессий;
- встречи с представителями различных направлений инженерной деятельности;
- экскурсии на предприятия, ярмарки учебных мест, встречи с представителями профессиональных образовательных организаций, дни открытых дверей службы занятости и образовательных учреждений;
- родительские собрания профориентационной тематики [5].
Такие мероприятия помогают школьникам ознакомиться с началами инженерного дела и почувствовать его дух, познакомиться с товарищами по интересам, встретиться с профессиональными инженерами, накопить опыт в ходе коллективной работы. Они также являются важным пунктом в резюме и могут быть полезным фактором при поступлении.
В настоящее время для повышения эффективности профориентационной работы со школьниками на инженерно-технические специальности необходим поиск новых форм, методов организации и средств проведения профориентационных мероприятий. Здесь должно действовать общее правило «Не навреди», в данном случае означающее, что наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия мероприятий, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из них.
В связи с этим неоценимой является возможность использования информационных технологий и мультимедийных средств профессиональной ориентации школьников, тем более что необходимо использовать тот фактор, что современная молодежь - «сетевое поколение», искушенное возможностями Интернета и виртуальной среды. Уже стало обычным делом, что школьники всех возрастов за любой необходимой и актуальной и практически ежедневно обновляемой информацией обращаются не к традиционным источникам знаний - родителям, учителям, книгам или учебникам, а к поисковым системам Интернета и виртуальному общению в социальных сетях, представляющих в том числе профессиональные сообщества.
Как показывает опыт, проведение профессиональной ориентации в форме видеофильмов, видеолекций, презентаций, видеоэкскурсий, видеотренингов позволяет значительно модернизировать процесс профессионального информирования выпускников школ. Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в профориентационной работе с учащимися средней школы способствует:
- улучшению информированности учащихся об инженерно-технических профессиях;
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14319 УДК 37.048.45
Колонтаевская И. Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженернотехнические направления подготовки профессионального образования // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14319. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14319.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.
- интеграции школьных учебных предметов в единое актуальное знание об инженерно-технической деятельности;
- повышению эффективности занятий по профессиональной ориентации;
- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе информированности и понимания школьниками своих профессиональных предпочтений и склонностей.
Кроме того, применение ИКТ имеет диагностическую функцию, позволяющую интерактивным общением, видеонаблюдениями, тестами, интервьюированием и другими способами определять динамику интеллектуального развития личности и ее профессиональной направленности, в том числе в части информационно-технологической подготовленности и функциональной грамотности. Так, путем электронного иллюстративного тестирования учащиеся имеют возможность самоопределиться в своих возможностях и предпочтениях [6].
Большая роль в системе мер по профессиональной ориентации и консультированию школьников принадлежит вузам. В 2013 г. в рамках пилотного проекта департамента образования города Москвы по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, предусмотренного Постановлением Правительства Москвы № 566-ПП, был создан Предуниверситарий Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», который является частью единой университетской системы подготовки инженерных кадров, обеспечивающей качество инженерного образования мирового уровня. В состав Предуниверситария входят университетский лицей № 1511, университетский лицей № 1523, центр довузовской подготовки МИФИ, центр технологической подготовки образования МИФИ, профильные классы подшефных школ МИФИ, исследовательские лаборатории в школах и лицеях.
В МИФИ создана и успешно развивается Сетевая виртуальная школа, в работе которой принимают участие школы со всей России. Сетевая школа предоставляет возможности бесплатного дистанционного обучения для школьников и педагогов школ, организует дискуссионные площадки, конференции, онлайн-лекции и консультации и др.
Университетом «МИФИ» организуется проведение олимпиад для школьников: отраслевая физико-математическая олимпиада «Росатом», Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор», Инженерная олимпиада школьников школьников 9-11-х классов (совместно с ведущими инженерно-техническими вузами (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», МГУПС (МИИТ), НГТУ, СГАУ). Победителям и призерам перечисленных олимпиад предоставляются льготы при поступлении в вузы в соответствии с порядком поступления в конкретный вуз. Олимпиады проводятся в Москве и других регионах России.
Кроме того, НИЯУ МИФИ ведет ряд образовательных проектов совместно с Госкорпорацией «Росатом» в городах расположения предприятий атомной отрасли. При научно-методической поддержке «МИФИ» открыты атомклассы в городах: Ангарск, Волгодонск, Глазов, Заречный, Зеленогорск, Ковров, Курчатов, Нижний Новгород, Новоуральск, с. Новый Егорлык, Ростов-на-Дону, Северск, Сосновый Бор, Электросталь, а также во Всероссийском детском центре «Орленок». В рамках проекта «Школа Росатома» для учителей естественнонаучного цикла проводятся курсы повышения квалификации и вебинары; для школьников читаются дистанционные лекции по подготовке к ЕГЭ, к олимпиадам, популярные лекции.
Свою лепту в раннюю профессиональную ориентацию школьников на инженерно-технические профессии вносят и другие вузы. Так, Институтом инновационных
~ 5
КОНТ TF.TTT
научно-методический электронный журнал ART 14319 УДК 37.048.45
Колонтаевская И. Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженернотехнические направления подготовки профессионального образования // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14319. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14319.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.
технологий и предпринимательства Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) разработаны и регулярно проводятся различные профориентационные мероприятия. Особый интерес традиционно вызывают мастер-класс «Российские инженеры», викторина «Кто хочет стать инженером?», презентации «Инженер - это звучит гордо!», «Прорывные технологии», «Инженерные кадры для инновационной России», деловая игра «Новая профессия - инноватор», интеллектуальный марафон «Техника будущего», интерактивное занятие в нанолаборатории инженерного 3D-модели-рования и другие. Все участники мероприятий получают не только интересную, позитивную и вдохновляющую информацию об инженерно-технических профессиях, которыми они смогут овладеть в Институте, но и возможность заглянуть в будущее
развитие своей инженерной карьеры, увидеть возможные варианты трудоустройства и реализации полученных в институте знаний, умений и навыков. Специально разработанное электронное тестирование позволяет выявить личностную направленность на ту или иную профессию, степень сформированности первичных инженерно-технических навыков и умений. Победители деловой игры и викторины получают бонусы, которые учитываются при поступлении в вуз и в процессе учебы в Институте. Кроме того, те знания и навыки, которые получают ребята в рамках «Университетских суббот», могут применяться в большом спектре школьных предметов - физике, математике, биологии, геометрии, алгебре, черчении и других предметах, в том числе гуманитарных.
Важное место в профориентационной работе со школьниками в Институте занимает интерактивное электронное консультирование абитуриентов, планирующих поступление на инженерно-технические направления подготовки, реализуемые Институтом. Консультирование в режиме онлайн проводят как преподаватели вуза, так и студенты, магистранты и аспиранты. А на профориентационных субботах будущие студенты могут уже лично поучаствовать в различных мероприятиях.
Таким образом, ранняя профориентационная работа со школьниками позволяет выявлять наиболее талантливых и перспективных претендентов на инженерно-технические профессии, соответствующие приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.
Ссылки на источники
1. См.: «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научнотехнической политике» // Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ; «О долгосрочной государственной экономической политике» // Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596. О концепции доктрины подготовки инженерных кадров в России. - М.: Издание Государственной Думы, 2012.
2. Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 23 июня 2014 г. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию. -URL: http://www.kremlin.ru/news/45962 (дата обращения: 18.10.2014).
3. Климов Е. А. Психология профессионала DOC. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996.
4. Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию ...
5. Единый день профессиональной ориентации. - URL: http://www.rabota-enisey.ru/state/orient/den (дата обращения: 16.10.2014).
6. Степаненков П. В. Информационно-коммуникационные технологии в профориентационной работе со старшеклассниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - С. 6-8.
6 ~
КОНТ ТЕПТ
Колонтаевская И. Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженернотехнические направления подготовки профессионального образования // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14319. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14319.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
ART 14319 УДК 37.048.45
Irina Kolontaevskaya,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Professor at the chair of Management Innovations, Institute of Innovation Technologies and Business, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovsky,
Moscow [email protected]
Professional orientation of pupils for future professional education in engineering and technical field
Abstract. The paper deals with the relevance of engineering professions in the modern Russian economy; discusses the importance of early vocational counseling of pupils for future professional education in engineering and technical field; analyzes the individual forms, methods and means of career guidance for future engineers; gives the examples of career guidance of pupils, conducted with students at the Institute of Innovative Technologies and Business of the Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky.
Key words: the profession of "engineer", an innovative high-tech economy, early professional orientation of pupils, engineering areas of training, career guidance activities; interactive electronic counseling; multimedia professional orientation of pupils.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Sm.: “O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike”, Federal'nyj zakon ot 21.07.2011 № 254-FZ; “O dolgosrochnoj gosudar-stvennoj jekonomicheskoj politike”, Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2012 № 596. O koncepcii doktriny podgotovki in-zhenernyh kadrov v Rossii, MoscowIzdanie Gosudar-stvennoj Dumy, 2012 (in Russian).
Zasedanie Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po nauke i obrazovaniju ot 23 ijunja 2014 g. Stenograficheskij otchjot o zasedanii Soveta pri Prezidente po nauke i obrazovaniju. Available at: http://www.kremlin.ru/news/45962 (data obrashhenija: 18.10.2014) (in Russian).
Klimov, E. A. (1996) Psihologija professionala DOC, Izd-vo “Institut prakticheskoj psihologii”, Moscow; NPO “MODJeK”, Voronezh (in Russian).
Zasedanie Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po nauke i obrazovaniju ...
Edinyj den' professional'noj orientacii. Available at: http://www.rabota-enisey.ru/state/orient/den (data obrashhenija: 16.10.2014) (in Russian).
Stepanenkov, P. V. (2009) Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v proforientacionnoj rabote so starsheklassnikami: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Moscow, pp. 6-8 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
(V Т rw