научно-методический электронный журнал
Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. - 2013. -№ 04 (апрель). - ART 13081. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13081
УДК 37.048.45
Воронина Евгения Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишим-ский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим уогопт еудепуа@.та11.ги
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников в современных условиях, которое требует использования новых подходов и технологий. Результативность профессионального самоопределения обеспечивает своевременная и технологически грамотно организованная педагогическая поддержка.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному самоопределению.
Современная социально-экономическая ситуация в стране требует создания системы профориентационной работы, способствующей профессиональному самоопределению школьника в соответствии с личностными особенностями, способностями, интересами оптанта, потребностями регионов.
Научные исследования психологов, педагогов актуализируют необходимость раннего профессионального самоопределения школьников.
Самоопределение является осознанным актом выявления и утверждения личной позиции в проблемных ситуациях. Самостоятельный поиск своего места в жизни, потребность в самоопределении, обостренная вступлением в самостоятельную жизнь, становится подлинной проблемой, определяющей характер внешней и внутренней активности школьников.
Проблема профессионального самоопределения для многих школьников оказывается достаточно сложной.
Э. Ф. Зеер дает трактовку профессионального самоопределения - это «самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социальноэкономической ситуации» [1].
Большинство исследователей считают, что профессиональное самоопределение представляет собой процесс выбора профессии, который осуществляется в ходе анализа внутренней ресурсной базы оптанта, сопоставления их с требованиями той или иной профессии. Профессиональное самоопределение - процесс формирования субъектом самоопределения личностного отношения к профессиональной и трудовой деятельности и процессу самореализации за счет гармонизации социально-профессиональных возможностей и внутриличностных потребностей, как готовность к разрешению противоречий между наличными свойствами оптанта и необходимостью приобщения личности к конкретному профессиональному труду.
Е. А. Климов считает, что «результатом работы по руководству профессиональным самоопределением является состояние готовности подрастающего человека к сознательному, самостоятельному обдумыванию... своего профессионального будущего» [2, с. 57].
Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13081.htm
научно-методический электронный журнал
Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. - 2013. -№ 04 (апрель). - ART 13081. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13081
УДК 37.048.45
Готовность к профессиональному самоопределению - активно-действенное состояние личности, выступающее условием успешного и осознанного осуществления профессионального выбора и позволяющее самостоятельно и реализовывать профессиональные планы и намерения.
И. Лесовик считает, что в ходе формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, средством, направленным на развитие субъ-ектности оптанта может стать система педагогической поддержки [3].
И. И. Дереча отмечает, что «педагогическая поддержка предполагает превентивную, оператвную помощь в решении индивидуальных проблем детей, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением» [4].
Педагогическая поддержка - система психолого-педагогических методов и средств, способствующих формированию готовности школьника к профессиональному выбору в процессе формирования его ценностных ориентаций, способностей, самосознания, повышению конкурентоспособности на профессиональном рынке труда и адаптации к быстро меняющимся условиям становления и реализации собственной профессиональной карьеры.
Педагогическая поддержка может реализоваться через содействие формированию самоопределяющейся личности, способной принять осознанное и самостоятельное решение о выборе жизненных перспектив и профессиональной траектории, с учетом личностно-ориентированной парадигмы образования.
Прежде чем оказать педагогическую поддержку оптанту в профессиональном самоопределении, нужно осознать цель и задачи оказания содействия, грамотно представлять возможности и ограничения профессии и дальнейших путей профессионального образования. Недостаточно дать советы и рекомендации школьнику, какая профессия подходит ему в большей мере; необходимо организовать условия, стимулирующие рост личности, в результате чего, ответственность профессионального выбора, обучающийся возьмет на себя самостоятельно.
И. М. Кунгурова считает, что «педагогическая поддержка... опирается на комплекс гуманитарных технологий. Этот комплекс обеспечивает помощь в преобразовании разнообразных жизненных препятствий в образовательные ситуации для наработки нового опыта; способствует раскрытию потенциала каждого во взаимодействии с другими» [5].
Этапы педагогической поддержки в профессиональном самоопределении были выделены А. А. Муратовой.
Диагностический этап заключается в фиксировании фактов, проблем, проектировании условий и процедур диагностики предполагаемых проблем, установлении контакта со школьниками, обговаривание проблемы с учащимся, совместное оценивание проблемы с точки зрения важности и значимости для оптанта.
Этап поиска основан на совместном с ребенком поиске причин возникновения проблемной ситуации профессионального выбора, объективный взгляд на ситуацию.
Договорный этап - это проектирование совместных действий педагога и школьника (разделение ответственности и функций решения проблемы), налаживание отношений и заключение договора в любой форме.
Очень важным является деятельностный этап, так как одновременно с действиями самого учащегося, педагог - одобряет либо нет его действия, осуществляет стимулирование, обращает внимание на успешность самостоятельного выбора, поощряет инициативу, координирует действия специалистов, при необходимости оказывает прямая безотлагательную помощь учащемуся.
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13081.htm
научно-методический электронный журнал
Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. - 2013. -№ 04 (апрель). - ART 13081. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13081
УДК 37.048.45
Этап рефлексии - основан на совместном с ребенком обсуждении успехов и неудач предыдущих этапов самоопределения, констатации факта разрешения проблемы или переосмысление затруднения» [6].
Поддерживать учащегося целесообразно последовательно: превентивно и оперативно.
Превентивная поддержка профессионального самоопределения нацелена на упреждение типичных трудностей, связанных с построением адекватного образа профессии, самопознанием профессионально важных качеств, принятием решения о профессиональном выборе и выборе учебного заведения, построением резервных профессиональных планов.
Оперативная поддержка профессионального самоопределения направлена на своевременное преодоление возникших на данном этапе профессионального самоопределения типичных трудностей.
В ходе взаимодействия педагога и обучающегося реализуются:
- поддержка актуально присутствующих у школьника способностей, интересов, и поддержка тех качеств, которые потенциально могут находиться в зоне ближайшего развития подростка;
- выстраиваются условия, которые способствуют переводу того, что поддерживается, в самостоятельную деятельность обучающегося;
- обучающийся обнаруживает собственные проблемы и через взаимодействие со взрослым (путем перевода проблемы в конкретную задачу деятельности) придает им развивающий характер.
Организация системы средств и методов педагогической поддержки в условиях формирования готовности к профессиональному самоопределению предполагает учет некоторых педагогических принципов:
- целостность (реализуемые средства представляют собой целостную систему);
- систематичность (используемые средства и методы применяются систематически, т. к. нерегулярное использование не приводит к необходимому эффекту);
- целенаправленность (подбор средств и методов с учетом конкретных задач того или иного этапа);
- диагностичность (проведение диагностических процедур личностного развития, изменений и результатов коррекции на этой основе личных профессиональных планов);
- диалогичность (общение в процессе целенаправленного формирования готовности к профессиональному самоопределению строится на основе эмпатии, доброжелательности, сопереживания другому, свободы выбора в разнообразных ситуациях, обмена личностными смыслами);
- контекстность (образовательно-воспитательный процесс строится с акцентом на контекст будущего профиля обучения и предполагаемой профессиональной деятельности);
- вариативность (выбор системы средств и методов с учетом дифференциации индивидуальных и личностных особенностей обучающихся);
- динамичность (использование и чередование разнообразных средств и методов диалогического взаимодействия) [7].
Процесс реализации педагогической поддержки формирования готовности к профессиональному самоопределению осуществлялся на основе программы, которая включала в себя комплекс занятий для учащихся, консультации для родителей и методические семинары для педагогов. Программа педагогической поддержки представляет собой цикл занятий, направленных на ознакомление с миром профессий,
http://e-koncept.ru/2013/13081.htm
научно-методический электронный журнал
Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. - 2013. -№ 04 (апрель). - ART 13081. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13GB1
УДК 37.G4B.45
изучение особенностей обучающихся в и развитие реалистичного самовосприятия, знакомство с миром современных профессий, с требованиями регионального рынка труда и образовательных услуг, с технологиями и правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.
Основной целью программы является оказание помощи и поддержки учащимся в формировании профессиональных намерений и готовности к успешному профессиональному самоопределению.
- оформление углубленного представления учащихся о мире с современными профессиями;
- диагностика собственного потенциала и профессиональных интересов учащихся;
- формирование профессиональных намерений обучающихся, с учетом имеющегося потенциала и интересов;
- помощь в овладении способами саморазвития и самосовершенствования личности с целью успешного профессионального самоопределения и самореализации в будущем.
В комплекс занятий для учащихся был включен аналитико-диагностический блок, подразумевающий психолого-педагогическую диагностику подростков, выявление профессиональных и профильных интересов, мотивов выбора на основе реализации индивидуального подхода, исследование общих и частных проблем, подготовку рекомендаций.
Была организована работа по самопознанию учащихся, так как полноценная и достоверная информация о самом себе, реальное представление об особенностях, умениях, способностях, недостатках помогают соотнести себя с той или иной профессией; формируют объективное представление о своем месте в профессиональной жизни, становятся значимым стимулом для планомерной работы по саморазвитию, самовоспитанию.
Для фиксации результатов использовались «Дневник самоопределения», «Портфолио личностного роста», «Карта саморазвития личности». Эти наглядные формы служили ориентиром для самих подростков и показателем их готовности к профессиональному выбору для педагога, а так же способствовали формированию способности к самоанализу, рефлексии.
В рамках информирования учащихся в программу были включены различные мероприятия, обеспечивающие знаниями, необходимыми для формирования адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего профессионального образования.
Была организована работа со справочной литературой; с различными типами информационно-поисковых системам (сайты, карточные, бланковые и др.). Систематические проводились профориентационные занятия в форме встреч учащихся со специалистами различных профессий; экскурсий учащихся в учебные заведения и на предприятия, профориентационных игр, активизирующих методик и тренингов.
Оценку эффективности формирования готовности к профессиональному самоопределению проводят в учетом ряда критериев.
Среди многообразия критериев готовности к профессиональному самоопределению можно выделить:
- информационный критерий (информированность о предполагаемой профессии; знание учащимися условий работы, ее содержания, результатов и социальной труда по различным профессиям; знание своих индивидуальных способностей, профессионально-значимых личностных качеств; знание состояния физического
Задачи:
rv /j ги
http://e-koncept.ru/2013/13081.htm
научно-методический электронный журнал
Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. - 2013. -№ 04 (апрель). - ART 13081. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13081
УДК 37.048.45
развития и своего здоровья, особенностей психических процессов, а так же требований различных профессий к вышеизложенным качествам и особенностям человека; присутствие и реалистичность личных профессиональных планов);
- мотивационный (мотивы, ценности и цели труда как образа жизни, наличие интереса к будущей работе; потребность в саморазвитии, стремление к самореализации; мотивы ценностей в профессиональной деятельности);
- деятельностно-практический (владение обучающимися умениями и навыками работы, наличие умений работать в команде, достаточный уровень учащихся коммуникативных и организаторских способностей, наличие личного жизненного плана и вариантов профессионального обучения.
Вышеперечисленные критерии могут служить ориентиром и педагогам и подросткам. Учитывая данные критерии, педагоги в своей профессиональной деятельности формируют у обучающихся личностные качества, которые помогут сформировать готовность к выбору профессии и определиться в жизни. Школьникам осознание этих критериев помогает формировать представление о самом себе, личных интересах, умениях, уровне притязаний и возможностях, потенциальных ограничениях и их причинах.
Исследователями выявлены часто встречающиеся трудности и ошибки молодых людей при профессиональном самоопределении. К ним относятся выработка искаженных представлений о профессии, из-за использования неадекватных и необъективных источников информации о профессии; неумение привести в систему имеющуюся информацию, определить в ней главное и второстепенное; неадекватная оценка значимости некоторых индивидуально-психологических свойств и качеств при выборе будущей профессиональной деятельности; неумение согласовать требования конкретной профессии со своими возможностями, переоценка или недооценка собственных способностей, замена их морально-нравственными качествами; ошибочные представления о механизмах и путях формирования профессионально важных качеств, о возможностях и способах овладения профессией, развития индивидуального стиля деятельности; превалирование эмоционального компонента над когнитивным в процессе принятия решения; слабая мобильность при получении новой информации; высокое давление со стороны родных и близких; профессиональный выбор на основе предпочтений тех или иных личностных, непрофессиональных качеств представителей определенной профессии» [8].
Так, педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению делает этот процесс осознанным, последовательным и обоснованным; она способствует самопознанию, выявлению истинных мотивов выбора оптанта, реальных профессиональных возможностей и образовательных потребностей школьника. Результатом педагогической поддержки профессионального самоопределения может стать готовность к профессиональному выбору, осознанию, проектированию многообразия вариантов профессионального жизненного пути.
Ссылки на источники
1. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. С. Основы профориентологии. - М.: Высш. шк., 2005. -
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
3. Лесовик И. В. Педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении // Ростовский электронный журнал. - № 18 [140] 01.10.2006. - URL: http://www.relga.ru/Environ/ WebOb-jectsЛgu-www.woa/wa/Main?textid=1168&level1=main&level2=articles.
4. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2005. - 26 с.
159 с.
http://e-koncept.ru/2013/13081.htm
научно-методический электронный журнал
Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. - 2013. -№ 04 (апрель). - ART 13081. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13081
УДК 37.048.45
5. Кунгурова И. М. Технология педагогической поддержки профессионально-творческого саморазвития студентов // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 6. - С. 69-72.
6. Муратова А. А. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - 2 апреля. - URL: http://eidos.ru/journal/2008/0402-2.htm.
7. Там же.
8. Лесовик И. В. Указ. соч.
Voronina Evgenya,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of pedagogics, Federal State Budget Establishment of Higher Education «Ershov Ishim State Teachers Training Institute», Ishim voronina [email protected]
Pedagogical support of the formation of readiness to professional self-determination of pupils Abstract. The article deals with the formation of readiness for professional self- issn 2304-120X schoolchildren in the present conditions, which requires the use of new approaches and technologies. The impact of professional self-provides timely and technologically well-organized educational support.
Keywords: educational support, professional choice, professional self-
determination, readiness to professional self-determination.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013504
http://e-koncept.ru/2013/13081.htm