Научная статья на тему 'Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия'

Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА. / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / LABOR MARKET NEEDS. / CAREER GUIDANCE / INTEGRATIVE APPROACH / INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF CAREER CHOICE / NETWORK COLLABORATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина Светлана Ивановна, Филимонов Аркадий Геннадьевич, Варгасова Ольга Николаевна

Фундаментом профориентационной работы со школьниками является единство внутренних и внешних факторов выбора профессии. Авторами раскрывается механизм работы по развитию внутренних факторов профессионального само-определения учащихся на основе интеграции школьного и дополнительного образования и сетевого взаимодействия МКОУ МУК г. Кирово-Чепецка с общеобразовательными учреждениями города. Определяются векторы развития внешних факторов профессионального выбора выпускников школ через социальное партнерство МКОУ МУК с промышленными предприятиями и сетевое взаимодействие с учреждениями профессионального образования на основе учета потребностей рынка труда г. Кирово-Чепецка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехина Светлана Ивановна, Филимонов Аркадий Геннадьевич, Варгасова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Needs of Kirovo-Chepetsk labor market as a factor of school children professional self-determination in the frame of social partnership and networking collaboration

Combination of internal and external carrier choice factors form the foundation of the career guidance is the base of work with school children. The authors reveal the mechanism aimed at the development of profes-sional self-determination internal factors. This mechanism is based on the integration of school education, extra-curriculum activities and IEA* networking collaboration with city’s general education institutions. Au-thors define as well the development vectors of professional self-determination external factors through IEA’s social partnership with local business and network collaboration with local professional education in-stitutions based on Kirovo-Chepetsk labor market needs.

Текст научной работы на тему «Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14566 УДК 372.8

Мелехина С. И., Филимонов А. Г., Варгасова О. Н. Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. -ART 14566. - 0,49 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14566.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Мелехина Светлана Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-технологического и физико-математического образования КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области», г. Киров [email protected]

Филимонов Аркадий Геннадьевич,

заслуженный учитель РФ, директор МКОУ МУК г. Кирово-Чепецка, г. Кирово-Чепецк [email protected]

Варгасова Ольга Николаевна,

заместитель директора по УВР МКОУ МУК г. Кирово-Чепецка, г. Кирово-Чепецк [email protected]

Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия

Аннотация. Фундаментом профориентационной работы со школьниками является единство внутренних и внешних факторов выбора профессии. Авторами раскрывается механизм работы по развитию внутренних факторов профессионального самоопределения учащихся на основе интеграции школьного и дополнительного образования и сетевого взаимодействия МКОУ МУК г. Кирово-Чепецка с общеобразовательными учреждениями города. Определяются векторы развития внешних факторов профессионального выбора выпускников школ через социальное партнерство МКОУ МУК с промышленными предприятиями и сетевое взаимодействие с учреждениями профессионального образования на основе учета потребностей рынка труда г. Кирово-Чепецка.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, интегративный подход, сетевое взаимодействие, социальное партнерство, внутренние и внешние факторы профессионального выбора, потребности рынка труда. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Главной целью развития системы российского образования на период до 2020 г. является построение современной модели образования, позволяющей каждой подрастающей личности получить качественное и доступное основное, общее и дополнительное образование, которое даст возможность самоопределиться и достойно реализовать себя. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны. А будущее страны, как известно, зависит от того, какими подготовленными и квалифицированными специалистами станут сегодняшние школьники и насколько будет соотноситься их профессиональный выбор с экономическими интересами региона и страны.

Межшкольный учебный комбинат г. Кирово-Чепецка имеет большой опыт работы со школьниками по профориентации, постоянно ищет новые пути и средства для повышения эффективности этой работы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Модель сетевого взаимодействия учебного комбината с образовательными организациями разработана и апробирована в рамках творческой лаборатории учите-

r\j Л r\j

КОНТ тшт

Мелехина С. И., Филимонов А. Г., Варгасова О. Н. Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаи-

научно-ллетодический электронный журнал 11 - ^ -Спецвыпуск № 06 ~

ART 14566 УДК 372.8 koncept.ru/2°14/14566.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X. L±J Zri.1

лей г. Кирово-Чепецка под руководством Светланы Ивановны Мелехиной, доцента кафедры информационно-технологического и физико-математического образования ИРО Кировской области. Лаборатория работала с 2010 по 2013 г. по проблеме «Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся» [1; 2; 3].

В основу работы были положены интеграция школьного и дополнительного образования и сетевое взаимодействие МКОУ МУК с общеобразовательными учреждениями г. Кирово-Чепецка [4]. Целью работы лаборатории была консолидация возможностей обучения и воспитания подростков, важнейшей из которых является предпрофильная подготовка, направленная на социальное становление и профессиональное самоопределение обучающихся

Существуют внутренние и внешние факторы выбора профессии, которые представляют фундамент профориентационной работы со школьниками [5]. Участники лаборатории провели огромную работу, которая обеспечивает в первую очередь эффективность внутренних факторов выбора профессии (это выявление возможностей, способностей и интересов личности школьника). Внутренние факторы касаются самой личности - того, что она может и хочет. Итоговый выбор - это выбор выпускника, который оказывает решающее влияние на всю его последующую жизнь.

Модель предпрофильной подготовки и профориентационной работы на старшей ступени образования включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов, в которых могут быть представлены инвариантная и вариативная части с учётом индивидуальных особенностей и потребностей различных категорий обучающихся, многоплановости целевых установок педагогов и обучающихся в образовательном процессе [6; 7]. На этой основе могут быть реализованы такие варианты:

1) для подростков 9-го класса, мотивированных на дальнейшее профессиональное образование;

2) для подростков 9-го класса, находящихся в сложной жизненной ситуации и не мотивированных на дальнейшее образование в пузах и сузах или общеобразовательных учреждениях;

3) для учащихся 10-11-х классов, не мотивированных на дальнейшее профессиональное образование;

4) для старшеклассников 10-11-х профильных классов, мотивированных на дальнейшее профессиональное образование в сузах и вузах.

Концептуально-целевой компонент модели. Целью организации работы по развитию готовности учащихся к самоопределению в МУК является создание условий для формирования у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития [8; 9]. Для реализации данной цели мы определили следующие задачи:

- создать воспитательную среду, способствующую самоопределению школьников, становлению их социальной компетентности;

- сформировать готовность выпускников школы к функциональной адаптации в различных сферах профессиональной деятельности;

- развить у учеников навыки самостоятельного проектирования и реализации своих образовательных и профессиональных планов.

По целевым группам обучающихся поставлены специфические задачи:

1-я группа (9-й кл.) - определить дальнейший профессионально-образовательный маршрут; скорректировать планы профессионального самоопределения.

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

Мелехина С. И., Филимонов А. Г., Варгасова О. Н. Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаи-

научно-ллетодический электронный журнал 11 - 2Л°14' -Спецвыпуск №р06; "

ART 14566

0,49 п. л.

УДК 372.8 koncept.ru/2014/14566.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

2- я группа (9-й кл.) - пробудить интерес к миру профессий и образованию; компенсировать пробелы предметной подготовки, организовать дополнительную предметную подготовку, необходимость в которой может возникнуть в процессе практико-ориентированного обучения.

3- я группа (10-11-е кл.) - расширить знания о мире современных профессий, определить дальнейший профессиональный маршрут; скорректировать планы профессионального самоопределения; развить мотивацию к получению профессионального образования на уровне подготовки в условиях предприятия, межшкольного учебного комбината, центра занятости населения и др.

4- я группа (10-11-е кл.) - организовать дополнительную предметную и предпрофессиональную подготовку в виде межшкольных курсов «Выбор профессии через предмет», практикумы и исследования на кафедрах вузов по выбранному профилю), развитие готовности к профессиональному самоопределению [10].

Содержательный компонент. В соответствии с целью и задачами предпрофильной подготовки обучающихся и работой по выбору профессии в старших классах целесообразно было определить и обосновать содержание маршрутов для обучающихся различных целевых групп, поэтому вариативное содержание работы представлено пятью блоками, которые соответствуют целевым группам и маршрутам обучающихся.

В качестве примера обозначим следующие этапы маршрута для подростков, мотивированных на образование (1-я группа):

1. Постановка и обоснование профориентационных задач обучающимся в соответствии с их индивидуальными особенностями.

2. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся, которая включает в себя профинформацию и профдиагностику. Блок профинформации содержит вводноознакомительные курсы и экскурсии на предприятия и профессиональные образовательные учреждения города, предназначенные для расширения представлений подростков о мире профессий. Результаты профдиагностики и профориентации стимулируют компенсацию пробелов предметной подготовки обучающихся, ориентированных на определённую профессию либо имеющих опыт неквалифицированной трудовой деятельности и желающих получить профессиональное образование.

3. Предоставление возможности пройти профессиональные и социальные пробы в предпочтительной области практической деятельности [11]. Важное место отводится практико-ориентированному обучению в форме проектов [12]. Сопутствующим видом деятельности на данном этапе является профконсультирование, суть которого сводится не только к собеседованию консультанта с учеником, но и к обсуждению конкретных профситуаций с представителями выбранных обучающимися профессий. В связи с этим среда воспитания расширяется путём обеспечения социального партнёрства в профориентационной сфере [13].

Мобильность данного маршрута заключается в возможности сменить область практической деятельности, скорректировать свои первоначальные профессиональные планы. На практике каждый вариант маршрута образовательной деятельности предусматривает разнообразие траекторий обучающихся.

4. Организационный компонент включает условия, формы и методы реализации предпрофильной подготовки, а также управление данным процессом. Построение ППП с учётом вышеизложенных положений возможно при соблюдении следующих основных условий:

Q

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14566 УДК 372.8

Мелехина С. И., Филимонов А. Г., Варгасова О. Н. Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. -ART 14566. - 0,49 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14566.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

- комплексное решение задач общего образования и предпрофильной подго-

товки;

- учёт интересов и возможностей обучающихся, заказа родителей при определении элективных курсов и разработке маршрутов обучающихся;

- разработка проектов в соответствии с интересами и возможностями обучающихся, ресурсов школ, МУК и социума;

- функционирование психолого-педагогической службы, обеспечивающей выявление, поддержку и развитие индивидуальных особенностей и способностей обучающихся;

- согласованность действий педагогов МУК и профессиональных образовательных учреждений, школьников и родителей с целью создания ситуаций успеха для обучающихся, поддержки их личных и профессиональных намерений.

Основными требованиями к педагогическим средствам ППП и работы по развитию готовности к профессиональному самоопределению считаем диагностичность, диалог и сотрудничество, активизирующий и деятельностный характер и продуктивность. Формы реализации работы могут быть индивидуальные, групповые, фронтальные и коллективные. В их числе - консультации, экскурсии, презентации, творческие встречи, проекты «Один день со специалистом», курсы, консилиумы и т. д. [14]

Наиболее эффективным средством организации практико-ориентированного обучения и развития у выпускников 9-11-х классов готовности к самоопределению является проектная деятельность по преобразованию среды и социума. Участие в проекте даёт подросткам опыт самоорганизации и деловитости, закладывает основы будущего профессионализма. Каждый проект создаёт для школьников систему многообразных образовательных проблемных ситуаций, в решении которых они заинтересованы, поскольку выбрали их сами. У учеников развивается самостоятельность, инициативность, гибкость мышления, что особенно важно для формирования их готовности принимать решения в различных жизненных и профессиональных ситуациях [15].

5. Результативный компонент - это комплекс критериев, показателей и методик, их замеряющих. Результаты подготовки представлены в различных аспектах:

- развитие обучающихся: удовлетворённость уровнем развития готовности к самоопределению и уровнем решения стартовых задач; степень социальной зрелости, готовности к реализации личной профессиональной перспективы; личностный рост: умение выстраивать конструктивное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, адекватность самооценки, позитивный взгляд на жизнь, положительное отношение к дальнейшей образовательной деятельности и т. д. [16];

- развитие предпрофильной подготовки - интерес и активность обучающихся в процессе ППП; разнообразие педагогических средств ППП; реальные проектные продукты; положительная динамика учебных и/или воспитательных результатов за счёт ППП; появление инновационных идей для совершенствования ППП; расширение круга участников предпофильной подготовки и т. д. [17; 18].

Представленная модель вариативной практико-ориентированной профориентационной работы на основе интегративного подхода прошла успешную апробацию в течение трёх лет на базе МКОУ МУК г. Кирово-Чепецка и показала эффективное влияние на развитие ППП и готовности старшеклассников к оптимальному самоопределению [19].

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14566 УДК 372.8

Мелехина С. И., Филимонов А. Г., Варгасова О. Н. Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. -ART 14566. - 0,49 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14566.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Результатами работы лаборатории являются следующие учебно-методические пособия, конференции и семинары, ориентированные на развитие внутренних факторов профессионального выбора учащихся:

- Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Воробьева О. О. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.-метод. пособие. 1-й вып. МОЙ ВЫБОР / Под ред С. И. Мелехиной. -Киров: ООО «Старая Вятка», 2012. - 80 с.;

- Ахшабаева Л. И., Мелехина С. И., Карелина Л. М. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.-метод. пособие. 2-й вып. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / Под ред С. И. Мелехиной. - Киров: ООО «Старая Вятка»,2012. - 76 с.;

- Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Карелина Л. М. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.-метод. пособие. 3-й вып. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «Школа - вуз» / Под ред С. И. Мелехиной. - Киров: ООО «Старая Вятка», 2014. - 86 с.;

- межрегиональный семинар «Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся», г. Кирово-Чепецк, 8-9 февраля 2011 г.;

- результаты работы лаборатории были представлены на международной конференции «Актуальные проблемы инновационно-технологического образования», МПГУ, г. Москва, 3-4 февраля 2012 г.;

- межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы инноваций в технологическом образовании». Секция «Технология и профориентация в школе», г. Киров, 28-29 февраля 2013 г.

С 2014 г. учителя, педагоги и психологи учебного комбината, представители ведущих предприятий города включились в разработку модели эффективного взаимодействия открытой образовательной среды и бизнес-среды на принципах социального партнерства и маркетинга. Цель этого взаимодействия - ориентация школьников на профессии и специальности, востребованные предприятиями города.

Проблема дефицита квалифицированных кадров является чрезвычайно острой для современной российской промышленности. Нехватка квалифицированного персонала и низкоэффективная организация труда - основные факторы, сдерживающие развитие экономики нашей страны в последние годы. В отраслях российской промышленности, определяющих научно-технический прогресс: приборостроение, машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника и других наукоемких отраслях, за годы реформ потеряно свыше 70% производственного персонала [20; 21].

Число занятых в экономике Кирово-Чепецка уменьшается ежегодно на 0,7%. По данным городского ЦЗН, 86% выпускников школ собираются поступать в иногородние профессиональные образовательные учреждения, большинство из них не планируют возвращаться в родной город с целью трудоустройства. 13% после получения аттестата намерены работать, но из них 76% предполагают найти работу в других городах и регионах [22].

В связи со сложившейся ситуацией межшкольному учебному комбинату необходимо усилить профессиональную ориентациию школьников на специальности, востребованные рынком труда. Рынок труда рассматривается как взаимодействие спроса и предложения рабочей силы на государственном уровне. В сложившейся ситуации оттока молодежи с рынка труда г. Кирово-Чепецка назрела необходимость

(V С rw

КОНТ тшт

Мелехина С. И., Филимонов А. Г., Варгасова О. Н. Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаи-

научно-ллетодический электронный журнал 11 - ^ -Спецвыпуск № 06 ~

ART 14566 УДК 372.8 koncept.ru/2°14/14566.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X. L±J Zri.1

обновления системы профориентационной работы с учащимися школ, которая бы учитывала не только интересы личности выпускника, но и потребности конкретных предприятий г. Кирово-Чепецка. Необходимым условием функционирования новой системы становятся социальное партнерство с предприятиями и сетевое взаимодействие учебного комбината с организациями общего и профессионального образования. Особый упор нужно сделать и на внешние факторы выбора профессии.

Внешние факторы выбора профессии - это престиж профессии, её востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию. Формирование новой системы ставит новые задачи и перед предприятиями города, которые заключаются в совершенствовании информирования выпускников школ о востребованных, престижных профессиях на производстве, создании программ материальной и социальной поддержки молодых рабочих и специалистов и предоставлении возможностей для их карьерного роста на предприятиях.

Межшкольный учебный комбинат сегодня располагает многолетним опытом работы психологической службы по диагностике психофизиологических особенностей, способностей и интересов личности. Формирование новой профориентационной системы ставит новые задачи перед психологической службой - выявить школьников 9-х классов, которые по своим психофизиологическим особенностям соответствуют профессиям, востребованным на городском рынке труда, и хотят обучаться по двухгодичным программам в группах профессиональной и предпрофессиональной подготовки по профессиям и специальностям, перечень которых согласован с работодателями предприятий г. Кирово-Чепецка. Цель обучения в таких группах -преобразование выявленных способностей и интересов в четкий план профессиональных намерений связать свою будущую карьеру с предприятиями г. Кирово-Чепецка. Иными словами, это объединение внутренних и внешних факторов выбора профессии, которые будут способствовать стабильному экономическому развитию г. Кирово-Чепецка.

Результатом совместной работы учебного комбината с образовательными учреждениями и предприятиями города должно стать увеличение количества выпускников школ:

1) получивших квалификационные свидетельства по рабочим профессиям вместе с аттестатом о среднем образовании;

2) заключивших договоры на целевое обучение в организациях ВПО от предприятий Кирово-Чепецка;

3) имеющих четкий план профессиональных намерений связать свою профессиональную карьеру с предприятиями г. Кирово-Чепецка.

Ссылка на источники

1. Ахшабаева Л. И., Мелехина С. И., Карелина Л. М. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.-метод. пособие. 2-й вып. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ. - Киров: ООО «Старая Вятка», 2012. - С. 17, 26, 43, 56.

2. Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.-метод. пособие. 1-й вып. МОЙ ВЫБОР / под ред С. И. Мелехиной. - Киров: ООО «Старая Вятка», 2012. - С. 10,11,14, 16, 42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Карелина Л. М. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.-метод. пособие. 3-й вып. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «Школа-ВУЗ» / под ред С. И. Мелехиной. - Киров: ООО «Старая Вятка», 2014. - С. 3, 6.

4. Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Указ. соч.

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14566 УДК 372.8

Мелехина С. И., Филимонов А. Г., Варгасова О. Н. Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. -ART 14566. - 0,49 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14566.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

5. Селевко Г. К., Соловьева О. Ю. Найди свой / под ред. Г. К. Селевко. - М., 2007. - С. 8, 9, 79.

6. Серебренников Л. Н. Модель вариативной предпрофильной подготовки как фактор развития воспитательной системы школы // Серебренников Л. Н., Ягодкина О. К. Актуальные проблемы инноваций в технологическом образовании / под ред. С. И. Мелехиной. - Киров: «Старая Вятка»,

2013. - С. 19, 20.

7. Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Указ. соч.

8. Серебренников Л.Н. Указ. соч.

9. Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Указ. соч.

10. Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Карелина Л. М. Указ. соч.

11. Ахшабаева Л. И., Мелехина С. И., Карелина Л. М. Указ. соч.

12. Мелехина С. И., Серебренников Л. Н. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников: учеб.-метод. пособие / под ред. С. И. Мелехиной. - Киров: КИПК и ПРО, 2006. - С. 4, 12.

13. Ахшабаева Л. И., Мелехина С. И., Карелина Л. М. Указ. соч.

14. Там же.

15. Мелехина С. И., Серебренников Л. Н. Указ. соч.

16. Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Указ. соч.

17. Серебренников Л. Н. Указ. соч.

18. Мелехина С. И., Серебренников Л. Н. Указ. соч.

19. Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Указ. соч.

20. Жилин Д. М. Теория систем. - М.: УРСС, 2004. - С. 183.

21. Сулемов В. А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии: монография. - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: РАГС, 2006. - С. 89-91.

22. Информационно-аналитическая газета «Кировец». - 2013. -13 ноября.

Svetlana Melekhina,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the information-technological and physic-mathematical education, Institute of Education Development in the Kirov region, Kirov [email protected] Arkadiy Filimonov,

Honored teacher of the Russian Federation, director, Interschool Educational Institution, Kirovo-Chepetsk [email protected] Olga Vargasova,

Deputy director on the educational and upbringing affaires, Interschool Educational Institution, Kirovo-Chepetsk

[email protected]

Needs of Kirovo-Chepetsk labor market as a factor of school children professional self-determination in the frame of social partnership and networking collaboration

Abstract. Combination of internal and external carrier choice factors form the foundation of the career guidance is the base of work with school children. The authors reveal the mechanism aimed at the development of professional self-determination internal factors. This mechanism is based on the integration of school education, extra-curriculum activities and IEA* networking collaboration with city’s general education institutions. Authors define as well the development vectors of professional self-determination external factors through lEA’s social partnership with local business and network collaboration with local professional education institutions based on Kirovo-Chepetsk labor market needs.

Key words: career guidance, professional self-determination, integrative approach, network collaboration, social partnership, internal and external factors of career choice, labor market needs.

References

1. Ahshabaeva, L.I., Melehina, S.I., Karelina, L.M. (2012) Integrativnyj podhod v uslovijah setevogo vzai-modejstvija kak faktor optimal'nogo samoopredelenija uchashhihsja: ucheb.-metod. Posobie, 2-j vyp. SOCIAL'NYE PRAKTIKI, OOO “Staraja Vjatka”, Kirov, pp. 17, 26, 43, 56 (in Russian).

2. Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012) Integrativnyj podhod v uslovijah setevogo vzaimodejstvija kak faktor optimal'nogo samoopredelenija uchashhihsja: ucheb.-metod. Posobie, 1-j vyp. MOJ VYBOR, OOO “Staraja Vjatka”, Kirov, pp. 10,11,14, 16, 42 (in Russian).

iv T rw

Мелехина С. И., Филимонов А. Г., Варгасова О. Н. Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. -ART 14566. - 0,49 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14566.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

3. Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Karelina, L.M. (2014) Integrativnyj podhod v uslovijah setevogo vzai-modejstvija kak faktor optimal'nogo samoopredelenija uchashhihsja: ucheb.-metod. Posobie, 3-j vyp. SETEVOE VZAIMODEJSTVIE “Shkola-VUZ”, OOO “Staraja Vjatka”, Kirov, pp. 3, 6 (in Russian).

4. Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012) Op. cit.

5. Selevko, G.K., Solov'eva, O.Ju. (2007) Najdisvoj, Moscow, pp. 8, 9, 79 (in Russian).

6. Serebrennikov, L.N. (2013) “Model' variativnoj predprofil'noj podgotovki kak faktor razvitija vospitatel'noj sistemy shkoly”, in Serebrennikov, L.N., Jagodkina, O.K., Melehina, S.I. (ed.) Aktual'nye problemy inno-vacij v tehnologicheskom obrazovanii, OOO “Staraja Vjatka”, Kirov, pp. 19, 20 (in Russian).

7. Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012) Op. cit.

8. Serebrennikov, L.N. (2013) Op. cit.

9. Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012) Op. cit.

10. Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Karelina, L.M. (2014) Op. cit.

11. Ahshabaeva, L.I., Melehina, S.I., Karelina, L.M. (2012) Op. cit.

12. Melehina, S.I., Serebrennikov, L.N. (2006) Jelektivnye kursy i proekty v predprofil'noj podgotovke shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie, KIPK i PRO, Kirov, pp. 4, 12 (in Russian).

13. Ahshabaeva, L.I., Melehina, S.I., Karelina, L.M. (2012) Op. cit.

14. Ibid.

15. Melehina, S.I., Serebrennikov, L.N. (2006) Op. cit.

16. Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012) Op. cit.

17. Serebrennikov, L.N. (2013) Op. cit.

18. Melehina, S.I., Serebrennikov, L.N. (2006) Op. cit.

19. Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012) Op. cit.

20. Zhilin, D.M. (2004) Teorija sistem, URSS, Moscow, p. 183 (in Russian).

21. Sulemov, V.A. (2006) Gosudarstvennaja kadrovaja politika v sovremennoj Rossii: teorija, istorija, novye realii: monografija, 2-e izd., dorab. i dop, RAGS, Moscow, pp. 89-91 (in Russian).

22. (2013) Informacionno-analiticheskaja gazeta “Kirovec”, 13 nojabrja (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»

КОНТ ТНПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14566 УДК 372.8

~ 8

гы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.