Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО'

МЕТОДИЧЕСКИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ТРУДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин С. С., Рытвинская О. А., Соколова Е. И.

В статье актуализируется роль дистанционного обучения в системе дополнительного образования обучающихся. Рассматриваются трудности организации дистанционного обучения; предлагаются рекомендации для организации работы коллектива дополнительного образования в условиях дистанционного обучения. Представлен опыт работы коллектива дополнительного образования в части создания творческого продукта в режиме дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин С. С., Рытвинская О. А., Соколова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО»

УДК 371.3

МЕТОДИЧЕСКИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

С.С. Воронин, О.А. Рытвинская, Е.И. Соколова

В статье актуализируется роль дистанционного обучения в системе дополнительного образования обучающихся. Рассматриваются трудности организации дистанционного обучения; предлагаются рекомендации для организации работы коллектива дополнительного образования в условиях дистанционного обучения. Представлен опыт работы коллектива дополнительного образования в части создания творческого продукта в режиме дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дополнительное образование обучающихся, трудности организации работы коллективов дополнительного образования, рекомендации по организации работы коллективов дополнительного образования, создание творческого продукта с использованием дистанционных технологий.

Актуальность темы дистанционного обучения обусловлена новыми условиями организации образовательного процесса и программами государственной политики в сфере образования. Так, одной из целей Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы является увеличение численности обучающихся по основным или дополнительным общеобразовательным программам, прошедших обучение на онлайн-курсах [4]. Следовательно, в настоящее время дистанционные технологии и онлайн-обучение становятся неизбежной реальностью. Однако каждая категория обучающихся в системе дистанционного обучения требует особого подхода, поскольку методика использования информационно-коммуникационных технологий должна меняться в зависимости от образовательных задач конкретной целевой аудитории. Так, в данной статье излагаются идеи реализации дистанционной формы обучения в системе дополнительного образования (ДО), что поможет педагогу наиболее эффективно организовать дистанционное

обучение.

Под дистанционным образованием мы вслед за Л.М. Бирюковой [2, с. 125] понимаем образование, реализуемое посредством дистанционного обучения, при котором обучающимся предоставляется возможность осваивать основные и дополнительные образовательные программы непосредственно по месту жительства.

В отечественной науке роль дистанционного обучения в дополнительном образовании (далее -ДО) детей рассматривается не так подробно, как в системе дополнительного профессионального образования взрослых, однако в последние годы интерес к данной теме усиливается. Дистанционное обучение в системе ДО не раз становилось предметом исследования специалистов, поскольку многие из них рассматривали его как обучение, открывающее новые возможности, значительно расширяющее информационное пространство, информационную образовательную среду [1, с. 66]. Так, ещё в 2015 г. Д.Г. Башкирова описала цели и задачи дистанционных уроков в системе ДО, уделив внимание используемым педагогическим технологиям, и представила педагогической общественности пример технологической карты дистанционного урока в Детской школе искусств.

Однако в период одновременного перехода на дистанционное обучение всех организаций ДО в 2020 г. педагоги дополнительного образования столкнулись с различными трудностями, которые требовали оперативных и методически грамотных решений:

- ограниченность форм и методов работы: классические приёмы работы коллектива не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразовать их, используя цифровую образовательную среду, может не каждый; в большей степени испытывают затруднения при организации занятий руководители художественных, музыкальных и хореографических коллективов;

- технические проблемы: отсутствие необходимых устройств для выхода в Интернет, непо-

ладки со средствами связи, отсутствие навыков использования тех или иных сервисов, низкий уровень цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов и т.д.

Несмотря на вышеупомянутые трудности, достичь планируемых результатов в условиях дистанционного обучения вполне реально. Так, в статье Л.М. Бирюковой [2] на примере курсов дистанционного обучения в системе ДО рассматривается содержание и приёмы организации индивидуальной деятельности участников образовательного процесса. Особое внимание уделяется роли педагога, который оказывает обучающимся поддержку посредством различных видов деятельности, таких как: создание онлайн-библиотеки полезных материалов, проведение онлайн-встреч и сетевых конкурсов, включение участников курса в сетевую разработку и реализацию значимых проектов.

Рассматривая методологический аспект работы при дистанционном обучении, стоит помнить главное: основной целью реализации программ является достижение планируемых результатов. Как и при реализации основной образовательной программы общего образования, в дополнительном образовании планируемые результаты делятся на три категории: обучающие, развивающие, воспитательные. Обучающие аналогичны «предметным» в общем образовании и направлены на освоение новых навыков и знаний в той или иной направленности ДО (художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой), поэтому формы взаимодействия и технологии проведения занятий у участников коллектива для обучения их предметным знаниям можно заимствовать у учителей общего образования: онлайн-лекция на любой платформе, видеозапись урока с объяснением нового материала, презентация материала в любом типе файлов.

Переходя к следующему типу планируемых результатов, развивающим, стоит сказать, что они идентичны метапредметным в общем образовании, то есть направлены на развитие «гибких» навыков: коммуникации, самоорганизации и т.д. Развитие данных навыков обеспечивает новый вид работы в дистанционном режиме - онлайн-

коммуникацию. Участники коллектива учатся взаимодействовать в интернет-пространстве как с руководителем, так и со сверстниками.

И, наконец, достижение воспитательных результатов (аналогично личностным) обеспечивается за счет работы над совместным продуктом. Способом достижения воспитательных целей может являться выбор продукта, имеющего воспитательную ценность, например, видеоролик ко Дню Победы, коллаж памятных мест Великой Отечественной войны и многое другое. Одним из воспитательных результатов деятельности всех коллективов ДО является воспитание ответственности, а в условиях дистанционного обучения это становится актуальным как никогда: работа над общим продуктом приучает детей нести ответственность за выданное каждому задание. Умение сотрудничать со своими сверстниками, работать в команде, совместно принимать общие решения и разрешать возможные конфликтные ситуации окажется бесценным опытом для детей.

Знания и умения, которыми должен обладать педагог дополнительного образования, а также правила, которых ему необходимо придерживаться в условиях реализации дистанционного обучения для получения запланированных результатов, а также для создания благоприятного психологического климата в коллективе, перечислены в статье Л.М. Бирюковой [2, с. 128]. Большое внимание уделено феномену тьюто-рства в дистанционном образовании школьников в статье директора московской школы №1374 М.С. Бриткевич, которая выявляет и анализирует положительные качества теории тьюторского сопровождения дистанционного образования школьников [3]. А.В. Козлов и М.А. Чикиндин рассматривают основные методы дистанционного обучения [5, с. 204-206]. Мы же представим основные рекомендации для организации работы коллектива ДО в условиях дистанционного обучения:

- составление памяток или инструкций для родителей и детей. В них прописываются все требования или рекомендации, выполнение которых необходимо для эффективного обучения. Педагогам следует помнить, что «при

58

№ 3 (11) 2020

реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательные организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий» [6];

- выбор интернет-ресурсов, знакомых детям. В противном случае обучение использованию новых технологий ляжет на плечи родителей, что создаст дополнительные неудобства;

- мотивация детей к совместному делу. Следует проводить занятия так, чтобы дети с удовольствием включались в работу. Для этого лучше всего чередовать формы работы: онлайн-урок, затем материал в записи, практическая работа и т.д.

Работа над созданием творческого продукта делится на несколько этапов. Во-первых, обсуждение внутри коллектива самого продукта и механизмов его создания. Далее - распределение: кто из участников за что отвечает и с какими ресурсами работает, как взаимодействует с руководителем. Затем - этап создания и представления продукта широкому кругу лиц: на сайте образовательной организации, в школьных группах УЬег, сообществах УК и др. Также творческий продукт может быть отправлен на различные конкурсы или стать визитной карточкой коллектива.

Один из таких тьюторских продуктов был создан участниками вокально-

инструментального ансамбля «Капитаны» МАОУ «Гимназия №80 г. Челябинска», участники которого нашли эффективный способ продолжить занятия во время дистанционного обучения

- создать творческий продукт своей деятельности

- видеоклип на выученную ранее песню.

Видеоклипы в настоящее время являются неотъемлемой частью творчества любого музыкального коллектива. Музыкальные клипы открывают возможности для творческого самовыражения участников коллектива. Начинать создание видеоклипа необходимо с написания сценария, в котором определяются цель, визуаль-

ный сценарий, целевая аудитория, эмоции, которые данный контент должен вызывать. Задача руководителя-режиссера - помочь музыкантам воплотить замысел в реальность. Структура видеоролика традиционно включает в себя вступление, основную часть и концовку. Руководитель или назначенный им режиссер-сценарист должен подробно представить план и идеи кадров, выдать задания участникам - какие сцены снимает каждый участник. Количество записанных видеофрагментов должно быть больше, чем необходимо при монтаже, так как должен быть выбор удачных фрагментов, которые будут лучше смотреться в общей канве. Важно записывать один и тот же сюжет с разных ракурсов: в клипе нужны разнообразные кадры и частая их смена.

Наиболее трудоемкая часть создания клипа -работа в видеоредакторе. Перед началом работы должен быть создан аудиотрек, поскольку видео подбирается к аудио, а не наоборот. Для создания аудиодорожки клипа необходимо записать отдельно каждую музыкальную партию для соединения всех фрагментов в один аудиофайл. Работа в видеоредакторе может быть организована совместно с участниками в дистанционном формате - важно участие каждого, мнение каждого для успешной реализации задуманной идеи.

Что касается форм взаимодействия на разных этапах работы, то их можно разделить на синхронные (все в одно и то же время выходят «в онлайн») и несинхронные (по своему усмотрению каждый выбирает удобное время, чтобы посмотреть видеозапись материала или поучаствовать в чате). Следует помнить правило: для работы и лучшего взаимодействия внутри коллектива необходимо выбирать интернет-технологии, наиболее знакомые детям.

Также в условиях дистанционного обучения детям может понадобиться помощь со стороны родителей, например, снять видео, обработать его, если ребенок не умеет этого делать самостоятельно. В этом случае руководитель не всегда поможет на расстоянии - ребенок обратится к родителям, что объединит их в совместном решении проблемы. Таким образом достигается такая воспитательная цель, как оказание помощи

другим: как внутри коллектива, так и внутри семьи дети учатся оказывать помощь друг другу и при необходимости просить о помощи.

Подводя итог опыту проведения занятий ДО в условиях дистанционного обучения, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение имеет шанс стать приемлемой альтернативой очным занятиям, но в то же время не может исключить традиционные очные формы обучения в коллективах художественной направленности. Провести общую репетицию в музыкальном или танцевальном коллективе в дистанционных условиях не представляется возможным, поэтому, по нашему мнению, дистанционные формы работы могут рассматриваться только как временные. А для эффективной организации работы коллектива важна мотивация руководителя и его настрой, умение вдохновлять на совместное творчество, тогда любые преграды преодолимы.

Список литературы

1. Башкирова Д. Г. Роль дистанционного обучения в дополнительном образовании детей / Д. Г. Башкирова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2015. - № 17. - С. 66-70.

2. Бирюкова Л. М. Содержание и организация индивидуальной деятельности участников образовательного процесса в дистанционном обучении дополнительного образования / Л. М. Бирюкова // Вестник Поморского университета. - № 3 - 2010. - С. 125-130.

3. Бриткевич М. С. Тьюторское сопровождение как ресурс эффективной интеграции общего и дополнительного образования на примере дистанционного обучения / М. С. Бриткевич // Отечественная и зарубежная педагогика. - № 57. - 2016. - С. 73-77.

4. Государственная программа «Развитие образования»: Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2018 № 187, от 30.03.2018 № 354, от 26.04.2018 № 507, от 11.09.2018 № 1083 - URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/dccac416ddf4ece5dccdbda7ff36f649/dow nload/198/ (дата обращения: 15.10.2020 г.)

5. Козлов А. В. Дистанционное обучение как фактор повышения уровня дополнительного

образования / А. В. Козлов, М. А. Чикиндин // Тенденции и перспективы создания региональных систем дополнительного образования взрослых. - Витебск, 2015. - С. 203-206.

6. Об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ: письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 23.10.2017 г. № 01/14380-17-32 - URL: https://ww.rospotreb nadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=9 095 (дата обращения: 15.10.2020 г.)

References

1. Bashkirova D. G. Rol' distantsionnogo obucheniya v dopolnitel'nom obrazovanii detey / D. G. Bashkirova // Sborniki konferentsiy NITs «Sotsiosfera». - 2015. - № 17. - S. 66-70.

2. Biryukova L. M. Soderzhanie i organizatsiya individual'noy deyatel'nosti uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa v distantsionnom obuchenii dopolnitel'nogo obrazovaniya / L. M. Biryukova // Vestnik Pomorskogo universiteta. - №3 - 2010. - S. 125-130.

3. Britkevich M. S. T'yutorskoe soprovozhdenie kak resurs effektivnoy integratsii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya na primere distantsionnogo obucheniya / M. S. Britkevich // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - № 57. - 2016. - S. 73-77.

4. Gosudarstvennaya programma «Razvitie obrazovaniya»: Postanovleniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 22.02.2018 № 187, ot 30.03.2018 № 354, ot 26.04.2018 № 507, ot 11.09.2018 № 1083 - URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/dccac416ddf4ece5dccdbda7ff36f649/do wnload/198/ (data obrashcheniya: 15.10.2020 g.)

5. Kozlov A. V. Distantsionnoe obuchenie kak faktor povysheniya urovnya dopolnitel'nogo obrazovaniya / A. V. Kozlov, M. A. Chikindin // Tendentsii i perspektivy sozdaniya regional'nykh sistem dopolnitel'nogo obrazovaniya vzroslykh. -Vitebsk, 2015. - S. 203-206.

6. Ob elektronnom obuchenii, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiyakh pri realizatsii

60

N 3 (11) 2020

osnovnykh obrazovatel'nykh programm i/ili dopolnitel'nykh obrazovatel'nykh programm: pis'mo Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka (Rospotrebnadzor) ot 23.10.2017 g. №° 01/14380-1732 - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/ docu-ments/details.php?ELEMENT_ID=9095 (data obra-shcheniya: 15.10.2020 g.)

Сведения об авторах

Воронин Сергей Сергеевич - заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Гимназия J№ 80 г. Челябинска», г. Челябинск

Рытвинская Ольга Алексеевна - заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска», г. Челябинск

Соколова Екатерина Игоревна - методист

отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Voronin S.S. - Deputy Director of the educational work of Municipal autonomous educational institution «Gymnasium № 80 of Chelyabinsk», Chelyabinsk

Rytvinskaya O.A. - Deputy Director of the scientific work of Municipal autonomous educational institution «Gymnasium № 80 of Chelyabinsk», Chelyabinsk

Sokolova E.I. - Methodologist of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.3

РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ

И.В. Свалова, Е.В. Жинкина, О.В. Вострякова

В статье рассматриваются основные аспекты применения в урочной и внеурочной образовательной деятельности онлайн-сервисов для организации обратной связи при взаимодействии учитель-обучающийся-родитель на примере таких интерактивных ресурсов, как «МуОшг» и «GoogleFoгms». Показаны различия между понятиями «обратная связь в образовательной деятельности» и «рефлексия».

Ключевые слова: интерактивные методические материалы, обратная связь в образовательной деятельности, рефлексия, режим дистанционного обучения, онлайн-сервис «МОцк» («Моя викторина»), онлайн-сервис «GoogleForms» (гугл-формы), «Школа Росато-ма», «Атомкласс».

В условиях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» особое внимание

уделяется созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей совершенствование цифровой инфраструктуры общеобразовательной организации [2, 4].

Решение этой задачи позволит оптимизировать деятельность образовательной организации, в том числе создаст условия для развития эффективных механизмов оценки качества образования на всех его уровнях.

Качество образования во многом определяется качеством организации образовательного процесса, в том числе и отношениями, которые возникают между его участниками: педагогами, обучающимися и родителями. Одной из важнейших составляющих подобных отношений является обратная связь между этими тремя группами. В педагогической литературе обратную связь часто включают в процесс рефлексии. Однако, несмотря на существенную взаимосвязь, нужно отметить довольно большие различия между понятиями «обратная связь» и «рефлек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.