Научная статья на тему 'Дистанционное профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования детей'

Дистанционное профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8574
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / REMOTE TECHNOLOGIES / PROFILE TRAINING / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голушко Татьяна Константиновна, Макарова Людмила Николаевна

В статье анализируются достоинства и недостатки применения дистанционных технологий как сравнительно нового средства организации профильного обучения в условиях дополнительного образования детей. Отдельное внимание уделено рассмотрению вариантов разрешения кадровых, правовых, дидактических и иных проблем внедрения данной инновации в сферу дополнительного образования. Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голушко Татьяна Константиновна, Макарова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote profile training in the conditions of establishments of an additional education of children

The article analyzes merits and demerits of application of remote technologies as a rather new means of organization of profile training in the conditions of an additional education of children. Separate attention is given to consideration of different variants of solution of personnel, legal, didactic and other problems of introduction of the given innovation in additional education sphere.

Текст научной работы на тему «Дистанционное профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Chudinsky R.M. Structure of the modem educationally methodological complex.

The article is devoted to the determination of structure of the modern educationally methodological complex during the process of establishment of students’ learning.

Key words: educationally; methodological; complex; learning; process.

УДК 371

ДИСТАНЦИОННОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ1

© Т.К. Голушко, Л.Н. Макарова

В статье анализируются достоинства и недостатки применения дистанционных технологий как сравнительно нового средства организации профильного обучения в условиях дополнительного образования детей. Отдельное внимание уделено рассмотрению вариантов разрешения кадровых, правовых, дидактических и иных проблем внедрения данной инновации в сферу дополнительного образования.

Ключевые слова: дистанционные технологии; профильное обучение; дополнительное образование детей.

Следуя Концепции профильного обучения, можно выделить различные формы его организации: такая возможность может быть реализована как посредством проведения очных факультативов, экстернатов, элективных курсов в условиях собственного образовательного учреждения, так и с применением дистанционных технологий, позволяющих привлекать образовательный потенциал иных образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, а также учреждений дополнительного образования [1].

В самом деле, решение вопросов модернизации содержания дополнительного образования школьников, обновление форм и методов его реализации должно производиться с учетом современных тенденций, с использованием новейших методик и технологий, аппаратной и функциональной базой которых являются компьютерная техника, мобильные средства связи и основанные на них новые (сетевые и дистанционные) технологии. Необходимо акцентировать внимание на

1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».

том, что дистанционное обучение как таковое подразумевает совместную деятельность педагога и ученика при их географическом разделении (на большую часть учебного процесса), реализуемую посредством специального информационно-методического обеспечения (сам комплекс дистанционного обучения и технические средства его сопровождения) и подразумевающую преобладание самостоятельной работы обучающегося [2].

Комплекс дистанционного обучения может представлять собой некую электронную оболочку, позволяющую, во-первых, добавлять в него методические материалы соответствующего наполнения, во-вторых, поддерживать общение on-line (телеконференция) и проводить off-line-консультации (электронная почта, чаты), в-третьих, обращаться к содержимому комплекса в любое время и, наконец, иметь персональный web-кабинет каждому участнику любого дистанционного курса (преподавателя и учащегося).

В этом случае в методическую базу дистанционного курса могут быть включены следующие компоненты:

- блок справочных материалов,

- библиотека курса (тексты пособий, учебников, монографий, статей, электронные учебники и пр.),

1. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / Воронин Ю.А. [и др.]; под ред. Ю.А. Воронина. Воронеж, 2007.

Поступила в редакцию 9.11.2009 г.

- непосредственно обучающий курс (видеолекции, виртуальные экскурсии, лабораторные работы, проекты и т. д.),

- блок контрольных заданий, тестов,

- раздел творческих заданий,

- блок методических рекомендаций по изучению теории и выполнению заданий курса и т. д.

В персональном web-кабинете каждый участник получает возможность произвести сбор и обработку необходимой информации: общей нормативной документации, официальной информации, методического комплекса выбранного дистанционного курса, сведений, касающихся результатов выполненных работ и т. п.

Ключевая роль дистанционным технологиям профильного обучения в условиях дополнительного образования отводится в модели его сетевой организации, реализуемой в двух вариантах:

- сетевая модель со «звездообразной топологией», когда одно из подразделений дополнительного образования, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, берет на себя функции «ресурсного центра»,

- и сетевая модель «полносвязной топологии», когда несколько учреждений дополнительного образования, соответствующие подразделения общеобразовательных или специализированных школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на условиях равноправной кооперации и взаимозаменяемости предоставляют участникам сети дополнительные образовательные ресурсы, направленные на достижение поставленных целей.

Внедрение дистанционных форм при организации профильного обучения школьников в условиях дополнительного образования оправдано рядом значительных преимуществ, причем условно их можно поделить на две группы: общие преимущества дистанционных технологий (по сравнению с традиционными средствами организации педагогического процесса) и специфические (не проявляющие себя в иных условиях).

Так, к первой группе достоинств использования дистанционных технологий относятся, прежде всего, все психолого-педагоги-ческие и методические преимущества применения компьютерной техники и информа-

ционных технологий в учебно-воспитательном процессе как технико-технологической составляющей указанной формы получения дополнительного образования. В эту категорию включаются:

- компьютерная визуализация воспроизводимого материала, достигаемая за счет современных программных средств обработки текстовой, графической, звуковой информации, и его гипертекстовый характер;

- возможность оперативного обновления представляемых дополнительных образовательных ресурсов;

- доступ к значительному объему данных с возможностью его хранения, автоматизированного поиска и обработки;

- наличие незамедлительной обратной связи, осуществляемой посредством специализированной информационно-образовательной среды;

- возможность реализации оперативного мониторинга осуществляемой деятельности, включающего организацию эффективного контроля, самоконтроля, сравнительного анализа получаемых результатов;

- широкие возможности по осуществлению компьютерного моделирования, проведению виртуальных экспериментов;

- появление обширного пространства для коммуникации и самовыражения как учащихся, так и педагогов дополнительного образования и т. д.

За счет осуществления более удаленного доступа к информационным ресурсам у участников сетевой модели профильного обучения появляется, например, такое преимущество, как более широкий ассортимент возможностей по освоению программ дополнительного образования, по выбору профиля своей будущей профессиональной деятельности, с привлечением кадрового, программно-методического, информационного потенциала сторонних учреждений. Причем значимым фактором здесь является не только количественный показатель образовательных программ профильной подготовки, но и их качественный признак (признак здоровой конкуренции): любой потребитель данной услуги может сравнить тематические планы одного и того же курса, проводимого в различных УДОД, и отдать предпочтение наиболее интересному и квалитативному. Таким образом, развитие новых технологий и вклю-

чение их в сферу дополнительного образования школьников открывает реальные возможности для построения единой системы профильного обучения, основанной на принципах открытого информационного пространства.

Следующим положительным моментом использования дистанционной формы обучения в условиях дополнительного образования школьников является его дифференциация и индивидуализация, осуществляемая за счет гибкости структуры и модульности содержания реализуемого комплекса дистанционного обучения. Значительное разнообразие образовательных услуг, более широкий спектр направлений профильного обучения в сетевой модели его организации позволяют учитывать самые разнообразные интересы, склонности и способности учащихся, а возможность выбора собственного темпа обучения, самостоятельно проектируемый режим рассмотрения необходимого теоретического материала, овладения учащимися определенным объемом знаний и умений, выполнения репродуктивных, творческих и контрольных заданий создают все условия для построения индивидуальной образовательной траектории, т. е. для достижения целей личностноориентированного учебного процесса.

Одним из наиболее существенных аргументов в защиту применения дистанционных образовательных технологий в сфере дополнительного образования в целом и при про-филизации в частности является вовлечение в работу такого рода учреждений детей с ограниченными возможностями. Дети-инвалиды, зачастую с трудом получающие среднее общее образование, не имеют физической возможности посещать внутришкольные подразделения профильного обучения, а тем более учреждения дополнительного образования детей. Внедрение дистанционных технологий частично позволяет решить данную проблему, позволяя детям с ограниченными возможностями участвовать в творческих, практико-ориентированных и исследовательских дистанционных курсах, имеющих профильную специфику, что способствует не только их социальной адаптации, но и ориентации детей на получение высокоинтеллектуальных востребованных на современном рынке труда профессий с учетом их возможностей.

Неявным преимуществом использования дистанционной формы профильного обучения и, как следствие, использования компьютерной техники и технологий является определенное повышение уровня компьютерной и информационной культуры участников дистанционных проектов (как учащихся, так и педагогов). Такое повышение идет нередко неосознанно, как вторичная цель, как развитие умений и навыков, предопределяющих возможности работы в дистанционной среде.

Особое значение при реализации дистанционных технологий имеет их экономическая эффективность, достигаемая 40-50 % от традиционных форм образования [3]. Указанное преимущество определено многократным сокращением времени традиционных аудиторных занятий, а следовательно, уменьшением расходов на оплату труда педагога и содержание аудиторного фонда. Кроме того, существенно снижаются затраты на транспортные издержки, более эффективно используются технические средства и аудиторные площади (например, в выходные дни).

Ко второй группе преимуществ дистанционных технологий, способствующих профессиональному самоопределению школьников исключительно в условиях дополнительного образования, следует отнести, в первую очередь, появление новых, специфичных форм осуществления профилизации обучения, а именно:

- эвристические дистанционные олимпиады, охватывающие не только стандартные школьные предметы, но и включающие самые разнообразные направления профессионального самоопределения школьников, при этом эвристические олимпиады не ограничивают число правильных ответов, предусматривают проведение некоторого исследования с описанием и анализом полученных результатов, направлены на развитие фантазии, творчества учащихся;

- дистанционные образовательные конкурсы с привлечением значительного числа индивидуальных участников (учащихся всех регионов России и зарубежья), а также целых коллективов образовательных учреждений (например, конкурс «HI-TECH календарь класса», Международный форум юных естествоведов, Всероссийский конкурс «Дистанционная Школа года» и др.) [4];

- телекоммуникационные проекты (проект по информатике «Виртуальный фотоальбом», конкурс социальных проектов «Будь неравнодушен к миру, и вселенная станет добра к тебе!», «МОСКВА - МОЙ ЭКО-ДОМ» и др.) [4-6];

- открытые профильные школы (например, физико-математические школы, школа «Юный химик», школа «Юный биолог», школа «Юный менеджер», школа «Юный радиоспортсмен», «Школа молодого журналиста» и т. д.) [4, 7-9].

Кроме того, профильное образование является органичным связующим звеном в системе непрерывного образования «школа -учреждение профессионального образования» (вуз, колледж, техникум и т. д.), а внедрение в процесс профилизации дистанционных технологий делает это включение наиболее оптимальным, т. к. указанные технологии широко применяются и в учреждениях среднего общего образования, и на этапе получения профессионального образования. Кроме того, участие в дистанционных программах (конкурсы, проекты, курсы), разработанных конкретными учреждениями профессионального образования, позволяет учащимся не только определить и проверить свою профессиональную пригодность в соответствии с требованиями к будущей профессии, утвердиться в своем выборе, но и зарекомендовать себя как абитуриента.

Но наряду с большим количеством преимуществ следует отразить и те недостатки, которые сопровождают внедрение и применение дистанционных форм профильного обучения в условиях дополнительного образования школьников. Все причины, негативно сказывающиеся на внедрении данной инновации в образовательный процесс учреждения дополнительного образования, связаны с управлением, экономикой в сфере образования, кадровым обеспечением, нормативно-правовой базой дистанционного обучения, а также с дидактическими и информационными аспектами.

Часть причин, так или иначе снижающих темпы развития дистанционных технологий в сфере профильного обучения, обусловлена влиянием внешних факторов, независящих от конкретных участников дистанционных образовательных программ дополнительного образования, и прежде всего, финансово-

экономических. Действительно, реализация любого дистанционного проекта подразумевает хорошее техническое оснащение, перечислим основные позиции, необходимые, по нашему мнению, любому ресурсному центру или учреждению, ведущему дистанционные проекты профильной направленности.

1. Наличие собственной электронной почты и (или) сайта.

2. Некоторое количество компьютеров, сканеров, принтеров, графических планшетов и т. д.

3. Наличие лицензионного программного обеспечения, причем как базового (MS Office), так и прикладных профильных средств (не обязательный минимум, но в наибольшей степени отвечающий поставленным целям и учитывающий разносторонние интересы и потребности слушателей), например:

- графические редакторы Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW Graphics Suite;

- система автоматизированного проектирования и черчения AutoCAD;

- программа для обработки цифровых фотографий ACDSee Photo Editor;

- программы компьютерной анимации 3D Max, Macromedia Flash;

- редакторы дизайна и технических возможностей Web-документов Web Studio 4.0, Google SketchUp Pro, Macromedia DreamWeaver;

- программа оптимизации создания и редактирования документации Adobe Acrobat 8;

- системы видеомонтажа MAGIX Movie Edit Pro, Macromedia Studio;

- программы автоматизированного перевода текстов, ABBYY Lingvo, PROMT 4U;

- программы редактирования цифрового звука Sound Forge, Music Editor;

- набор мультимедиа для создания, считывания, копирования, записи, редактирования, совместного использования и передачи данных в сети Nero 9 Standard;

- программа 1С Бухгалтерия;

- правовая база «Гарант»;

- среды программирования и др.

4. Оборудование для обеспечения аудио-и видеоконференций (системы аудиоконференцсвязи Polycom SoundStation, VoiceStation,

1З6

интегрированные модели видеосвязи V700, VSX 3000 и др.).

5. Наличие иной цифровой техники (фотоаппарата, диктофона, видеокамеры, съемных носителей Flash) и др.

Без всякого сомнения, даже минимальный набор указанных аппаратных и программных средств потребует значительных экономических вложений от каждого учреждения-участника сетевой модели организации профильного обучения, особенно если оно исполняет роль ресурсного центра. Вместе с тем приобретение соответствующей технической базы не решает проблемы ее регулярного обновления, т. к. скорость постоянного модифицирования и появления новых программных средств профессионального направления, темпы смены компьютерных технологий и средств мобильной связи не сопоставимы с частотой и объемами финансирования образовательных учреждений.

Кроме того, реализация дистанционных технологий невозможна без постоянного доступа в Интернет, причем в данном случае необходима как высокая скорость обмена данными, так и достаточно большой по объему трафик (и со стороны потребителя дистанционной услуги, и со стороны источника), что также затратно даже с учетом льгот, предоставляемых провайдером для образовательных учреждений.

Несомненно, что такого рода вложения максимальны на начальных этапах реализации дистанционных услуг профильного направления, и в дальнейшем они будут окупаться (возможно, лишь частично), тем не менее можно сделать вывод о том, что стоимость дистанционного обучения, как правило, несоразмерна с платежеспособностью потенциальных потребителей дистанционных образовательных услуг. Особенно сложившаяся ситуация характерна для учреждений дополнительного образования из сельской местности, жителей удаленной периферии, т. е. для тех, кто более всего нуждается в этих возможностях.

Еще одним существенным недостатком реализации дистанционных комплексов профильного обучения (в условиях дополнительного образования) является тот факт, что существует необходимость в использовании специальных программных продуктов, не имеющих в своей основе ни единых стандар-

тов к наполнению содержания, ни согласованных требований к нормативной трудоемкости, ни общих соглашений по выбору программной базы, однако на сегодняшний момент число таких программных продуктов невелико. Указанная проблема предполагает два наиболее оптимальных разрешения: создание необходимого программного продукта силами коллектива самого образовательного учреждения (педагогов, психологов, методистов соответствующей предметной области, дизайнеров, программистов, системных администраторов и т. д.) или заказ требуемого дистанционного комплекса в сторонней организации.

Однако в большинстве своем штатное расписание УДОД наличие именно такого коллектива высококомпетентных специалистов не предусматривает, поэтому возможны определенные сложности при попытке проектирования, установки и настройки необходимого программного обеспечения, или же качество разработанного дистанционного продукта окажется невысоким. Впрочем, и создание необходимого электронного курса по заказу имеет ряд проблемных моментов: во-первых, отсутствуют гарантии качества приобретаемого продукта (из-за низкого уровня формализуемости содержания курса, из-за невысокой компетентности разработчиков или отсутствия части специалистов и т. д.), во-вторых, оплата такого рода услуг достаточно высока, причем зачастую требуется дальнейшее сопровождение (обслуживание) и, следовательно, уже имеющиеся финансово-экономические трудности по приобретению технического оснащения возрастают.

Серьезной проблемой по реализации любого дистанционного (компьютерного) продукта является проблема авторского права. И хотя патентование компьютерных программ не производится, практикуется защита электронных продуктов путем их регистрации [10]. Таким образом можно осуществить защиту от несанкционированного доступа, копирования и тиражирования самой оболочки дистанционного комплекса как компьютерной программы, кроме того степень защиты можно повысить за счет предоставления потребителям данной услуги не самого продукта, а только пароля доступа к нему в сети. Однако помимо компьютерной оболоч-

ки дистанционный комплекс должен содержать методический компонент, представленный в виде совокупности неких файлов в текстовом, графическом, звуковом, видеоформате и т. п. (файлы текстов пособий, учебников, монографий, статей, файлы электронных учебников, видеолекций, файлы иных методических разработок); но обеспечить защиту от копирования и тиражирования вложенных методических материалов (авторских методических разработок) практически невозможно.

Компьютерное обучение, к которому можно отнести и анализируемый вид обучения, несомненно, обладает таким существенным недостатком, как резкое уменьшение объема непосредственного диалога субъектов образовательного процесса, что может значительно повлиять на качество образования, получаемого по дистанционной технологии. И если небольшая доля личного общения педагога и ученика на традиционных занятиях при дистанционной форме дополнительного образования может быть заменена таким же объемом при индивидуальных встречах, а также более частым общением по электронной почте, в чате и т. д., то потеря «живого» общения между сверстниками останется фактически невосполнимой.

Кроме всего прочего, следует уделить внимание и проблеме вероятного снижения активности участников дистанционного проекта по мере постижения того факта, что такая форма профильного обучения - это не только интерес и творчество, но и целеустремленность, и каждодневный труд, и преодоление себя и трудностей, связанных с самодисциплиной, самостоятельной познавательной деятельностью, развитием дополнительных навыков в области информатики и компьютерных технологий. Не каждый ребенок, воспитанный в традиционной школе, в ситуации постоянного внешнего контроля, способен проявить инициативу, продуктивно и эффективно организовать свою деятельность и путем самообразования довести начатое до конца.

В группе причин, препятствующих внедрению дистанционных технологий в профильное обучение, необходимо проанализировать и те, которые обоснованы внутренней спецификой функционирования учреждений дополнительного образования, а также осо-

бенностями организации профильного обучения, и прежде всего необходимо отметить мотивационную инерционность кадрового состава УДОД, его нежелание перестраивать процесс обучения в соответствии с новыми требованиями, с использованием новых информационных технологий. И если в сфере общего среднего образования такого рода инновации считаются общепризнанным показателем педагогического мастерства, то педагогический состав учреждений дополнительного образования чаще всего консервативен в своей педагогической деятельности, особенно данная проблема актуальна для педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. При этом зачастую мотивационная инерционность педагогических кадров учреждений, осуществляющих профильную подготовку, объясняется их дидактической и методической неподготовленностью.

В самом деле, нередка ситуация, когда у многих педагогов дополнительного образования отсутствует даже педагогическое образование - занятия проводятся специалистами соответствующего профиля (модельеры-закройщики, художники, дизайнеры, спортсмены, ремесленники и т. д.). Однако при реализации сетевой модели профильного обучения требуется не только хорошее знание и нестандартное применение совокупности дидактических принципов, методов, педагогических технологий и приемов, но и высокий уровень компьютерной и информационной культуры педагога, необходимый для организации логичной структуры учебного материала, для четкого разделения содержания курса на автономные модули, для соблюдения норм и правил эргономики, т. е. для осознания специфики представления традиционного курса в форме дистанционного проекта. Именно поэтому потребность в трансформации устоявшегося наполнения и привычной методики преподавания по программе профильной подготовки, в овладении новыми компьютерными знаниями, умениями и навыками большей частью педагогов дополнительного образования воспринимается критически.

Похожая инерционность может возникнуть и у родителей, отдающих предпочтение уже знакомым (сами обучались в свое время), распространенным формам профильного обучения, тем более, как это уже отмечалось

выше, подобное обучение потребует излишних материальных затрат.

Отмеченное ранее одно из преимуществ сетевой модели дистанционного обучения при определенных условиях может проявить себя как ее недостаток, а именно, вполне вероятно возникновение ситуации информационного перенасыщения каждого конкретного потребителя данной услуги. Так как дистанционный комплекс позволяет включить в его состав практически неограниченное по количеству и объему методическое наполнение курса, то в попытке заинтересовать, увлечь ребенка какой-либо профессией, стараясь максимально лучше раскрыть все вопросы образовательной программы, педагог дополнительного образования может дать много интересной, познавательной, но излишней информации, при этом диалектический принцип перехода количественного в качественное будет иметь обратную силу.

Кроме того, более значительный выбор возможностей, по сравнению со строго ограниченным набором программ профильной подготовки отдельно взятого учреждения дополнительного образования, может послужить причиной разброса внимания учащихся в выборе того или иного направления. Отсутствие жизненного опыта, непонимание того, что именно он хочет получить и действительно ли ему это потребуется в процессе профессионального становления, может привести к тому, что в итоге, не сумев реально оценить свои возможности, правильно расставить приоритеты профессионального самоопределения, перепробовав десяток или больше курсов, ребенок только затратит время, но так и не достигнет необходимого результата.

К сожалению, определенная часть вышеперечисленных проблем (главным образом финансово-экономических) не может быть решена силами самого учреждения дополнительного образования или родителями старшеклассников, тем не менее все названные преимущества дистанционной формы профильного обучения должны инициировать разрешение остальных трудностей, негативно сказывающихся на внедрении данной инновации. Так, например, для защиты методического блока дистанционного проекта от несанкционированного копирования разработчикам необходимо изначально пуб-

ликовать авторские программы, методические рекомендации, издавать результаты нововведений в сборниках научных конференций, что способствует не только защите авторского права, но и повышению преподавательского статуса, продвижению научноисследовательской деятельности педагога дополнительного образования, а также положительно влияет на распространение передового опыта.

Для снятия проблем инерционности аудитории (включая как учащихся и их родителей, так и преподавателей) требуется предусмотреть отдельный этап в программе дистанционного обучения, в ходе которого необходимо провести интенсивные тренинги по использованию самой компьютерной оболочки, по взаимодействию участников дистанционного проекта в образовательной среде комплекса, для рассмотрения и осознания ее преимуществ, для выявления и своевременного исправления недостатков.

Но и этому этапу должна предшествовать дополнительная работа по ознакомлению педагогов дополнительного образования со спецификой организации и реализации дистанционной формы обучения, с особенностями построения материала для включения его в дистанционный комплекс, необходимо выявить базовый уровень их компьютерной подготовки, причем часть такого рода мероприятий можно организовать в самом УДОД в виде традиционных занятий, часть -в виде 1п1ете1;-форумов (например, обмен опытом с УДОД, ведущими профильное обучение с помощью дистанционных технологий), часть - на соответствующих курсах повышения квалификации.

Следует также учитывать, что использование дистанционных технологий в сетевой модели профильного обучения возможно лишь на основе четкой координации совместной деятельности различных учебных центров, и если в регионе уже создан ресурсный центр дистанционного образования, то он, помимо мотивационно-просветительской,

учебно-методической и организационнотехнической функций, должен оказывать на первом этапе еще и консультационную помощь. В качестве оптимального метода проведения обсуждений возникших общих вопросов с помощью 1п1егпе1>форумов следует рассматривать проведение дистанционных

семинаров, на которых предусмотрено не самостоятельное участие в асинхронном режиме, а обязательное присутствие в режиме on-line в течение заранее оговоренного времени всех участников сетевой модели.

Сравнительно свободный режим дистанционной формы получения профильной подготовки, тем не менее, должен предполагать четкое сопровождение всего курса обучения со стороны взрослых, как педагогов, так и родителей ребенка. Первые, выполняя функцию координаторов, обязаны не только разработать сам курс и наполнить его интересным, качественным и доступным самостоятельному изучению материалом, но и спланировать систему промежуточного контроля за ходом обучения, организовать мониторинг образовательного процесса, для чего следует иметь строгий график проведения обсуждений, консультаций, сдачи тестов, изучения отдельных разделов курса (график играет определенную дисциплинирующую роль и поможет учащимся планировать свое обучение заранее).

Родителям же необходимо подобную функцию выполнять дома: консультировать своего ребенка на этапе начального выбора профиля, проанализировав все достоинства и недостатки планируемой профессии, помогать ему в преодолении трудностей в процессе изучения теоретического материала, формулировке вопросов к преподавателям-координаторам, самим консультироваться с педагогом дополнительного образования в off-line и on-line режимах, высказывать пожелания и предложения по организации дистанционного обучения, т. е. принимать активное участие в реализации выбранного дистанционного проекта.

Только с учетом всех положительных моментов и при условии преодоления большей части указанных недостатков, возможно получение более продуктивного характера деятельности ученика (и педагога) в личностно-значимой сфере, реальной возможности осуществления индивидуальной образовательной траектории на основе личностных интересов и ученика, и педагога, вероятен переход образовательного процесса из парадигмы обучения в парадигму самообразования ученика и учителя, допустимо создание

условий для развития методических, технологических компетенций, компетенции самосовершенствования в работе педагога, интеграции и сотрудничества педагогов профильного обучения на различных этапах получения дополнительного образования.

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 27.

2. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 2002.

4. Центр дистанционного образования «Эйдос».

ЦЯЬ: http://www.eidos.ru/project/index.htm.

Загл. с экрана.

5. ГОУ ДОД «Компьютерный центр технического творчества» Московского района г. Санкт-Петербурга. иКЬ: http://kctt.spb.ru/. Загл. с экрана.

6. ГОУ Московская городская станция юных

натуралистов (Московский детский экологобиологический центр). иКЬ: http://www.

mgsun.ru/project/. Загл. с экрана.

7. Отдел математики и компьютерных технологий Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. иКЬ: http://www. dvorec-online.ru/252. Загл. с экрана.

8. Центр дополнительного образования детей «Дистантное обучение» г. Москвы. иКЬ: http://www.desc.ru/. Загл. с экрана.

9. Центр компьютерных технологий Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных. иКЬ: http://www.anichkov.ru/gdtu/ group/technica/zit. Загл. с экрана.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации.

иКЬ: http://base.garant.ru/10164072-072.htm.

Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 11.11.2009 г.

Golushko T.K., Makarova L.N. Remote profile training in the conditions of establishments of an additional education of children.

The article analyzes merits and demerits of application of remote technologies as a rather new means of organization of profile training in the conditions of an additional education of children. Separate attention is given to consideration of different variants of solution of personnel, legal, didactic and other problems of introduction of the given innovation in additional education sphere.

Key words: remote technologies; profile training; additional education of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.