Научная статья на тему 'Методологические основания разработки моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей'

Методологические основания разработки моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFILE TRAINING / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / METODOLOGIC APPROACHES / PRINCIPLES / SELF-PROFESSIONAL IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Шаршов Игорь Алексеевич, Кравченко Маргарита Борисовна

В статье обоснована необходимость разработки инновационных профессионально-ориентированных моделей обучения детей в учреждениях дополнительного образования. Проанализированы базовые модели организации профильной подготовки в учреждениях дополнительного образования детей, раскрыты ведущие методологические подходы и принципы построения моделей профильного обучения в УДОД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Шаршов Игорь Алексеевич, Кравченко Маргарита Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological bases of working out of models of profile training in establishments of an additional education of children

The methodological bases of working out of models of profile training in establishments of an additional education of children. The article proves the necessity of working out of the innovative professional-focused models of training of children for additional education establishments. Base models of the organisation of profile preparation in establishments of an additional education of children are analysed, leading methodological approaches and principles of construction of models of profile training in the UDOD are revealed.

Текст научной работы на тему «Методологические основания разработки моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

УДК 371

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ1

© Л.Н. Макарова. И.А. Шаршов, М.Б. Кравченко

В статье обоснована необходимость разработки инновационных профессионально-ориентированных моделей обучения детей в учреждениях дополнительного образования. Проанализированы базовые модели организации профильной подготовки в учреждениях дополнительного образования детей, раскрыты ведущие методологические подходы и принципы построения моделей профильного обучения в УДОД.

Ключевые слова: профильное обучение, дополнительное образование детей, методологические подходы, принципы, личностно-профессиональное развитие.

Современные тенденции развития российского образования обусловливают изменение приоритетных задач образовательного процесса в системе дополнительного образования детей: возрастает роль внутренних детерминант в обеспечении личностного и будущего профессионального роста человека, высшей ценностью становится личность с ее потребностью в самоактуализации, саморазвитии, реализации творческого потенциала. Новые ориентиры образования предполагают создание инновационных моделей профессионально-ориентированной образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию внутренних потенциалов детей.

Существующая образовательная среда в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) не обеспечивает в полной мере решения этих задач: она недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал, не ориентирована на их полноценную личностно-профессиональную самореализацию.

Таким образом, процесс преобразования и усовершенствования современной педагогической системы учреждений дополнитель-

1 Тема поддержана в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы»), проект № 3.1.2/5935 и в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

ного образования детей предполагает поиск новых идей, подходов, технологий, форм и методов организации профильного обучения с целью профессионально-творческого саморазвития субъектов на основе их внутренних мотивов, системы ценностей и будущих профессиональных целей. Эффективным средством решения указанной задачи является профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного

учебного процесса, на обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной технологии.

В настоящее время можно выделить несколько вариантов (моделей) организации предпрофильной и профильной подготовки в учреждениях дополнительного образования детей.

1. Модель внутрифирменной профилиза-ции. Учреждение дополнительного образо-

вания детей может быть однопрофильным (реализовать только один избранный профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения).

2. Модель сетевой организации. В этой модели профильное обучение учащихся конкретного УДОД осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Сеть - особый тип взаимодействия разных образовательных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения, основанный на их равном положении относительно друг друга и на многообразии горизонтальных и вертикальных связей. Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. В условиях модернизации образования в качестве фактора повышения качества дополнительного образования рассматривается создание и развитие сетевого сотрудничества образовательных учреждений. В условиях региона оптимизация профильной подготовки учащихся может осуществляться за счет развития взаимодействия педагогических учреждений разного уровня.

Профильное обучение в данной модели может строиться в двух основных вариантах. Первый вариант связан с объединением нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль ресурсного центра. УДОД являются центром профильного обучения для школ, в которых отсутствуют собственные ресурсы, и осуществляют обучение старшеклассников по дисциплинам профильного уровня. Преимущество такой модели реализации предпрофильной и профильной подготовки в том, что обеспечивается многовариантность, предоставляется возможность для выбора профильных дисциплин. Кроме того, областные УДОД являются научно-методическим центром муниципальных учреждений дополнительного образования детей.

Второй вариант основан на кооперации, которая предполагает взаимодействие УДОД с образовательными учреждениями всех видов и типов: общеобразовательными школами, школами-интернатами, учреждениями начального, среднего и высшего профессио-

нального образования и т. д. и привлечение дополнительных образовательных ресурсов.

Эти модели являются базовыми, и следует отметить, что наиболее полно они разработаны для общеобразовательных школ. В настоящее время практически отсутствует научно-технологическое обеспечение создания и функционирования моделей профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей.

Разрабатываемые нами вариативные модели профильного обучения в условиях УДОД построены с учетом базовых вариантов и региональных особенностей и представляют собой открытые, сложные, динамические, образовательно-воспитательные системы, обеспечивающие предпрофильную и профильную подготовку учащихся.

Проектирование моделей проводилось на основе метода моделирования, который является важным методом научного познания и используется для изучения отдельных, специально выделяемых сторон объекта, в т. ч. его скрытых свойств, отражает признаки, факты, связи, отношения в виде простой и наглядной формы, удобной и доступной для анализа и выводов.

Цель создания модели представлена двумя группами задач:

1) модель обеспечивает получение информации для организации процесса профильного обучения в соответствии с поставленными в Концепции задачами;

2) предоставляет возможность практического использования результатов исследования.

Компонентный анализ моделей профильного обучения и установление взаимосвязей между выделенными компонентами осуществлены на трех уровнях обобщения.

Первый уровень (методологический) включает в себя рассмотрение и обоснование социального заказа учреждениям дополнительного образования детей на необходимость коррекции их педагогической деятельности в условиях профессионально-ориентированного образования.

Второй уровень обобщения (теоретический) связан непосредственно с обоснованием основных принципов построения моделей, выделением основных функций и информационных связей; методов и средств

реализации, критериев оценки эффективности функционирования и развития.

На третьем уровне обобщения (прикладном) будут проанализированы основные результаты экспериментальной апробации разработанных моделей профильного обучения в условиях УДОД.

При построении методологической базы моделей профильного обучения в условиях УДОД следует исходить из того, что различные методологические подходы могут полноценно взаимодействовать не только не противореча, но и взаимодополняя, расширяя и корректируя друг друга, выделяя в качестве предмета исследования разные стороны рассматриваемого феномена.

В качестве ведущих методологических подходов, на основе которых осуществлялось моделирование, были выбраны синергетический, ресурсный, личностно-ориентированный, контекстный, компетентностный.

Синергетика описывает универсальные принципы эволюции сложных открытых систем, ведущим принципом существования которых является самоорганизация, осуществляемая на основе постоянного и активного взаимодействия этих систем с внешней средой.

С позиций синергетического подхода модель профильного обучения характеризуется следующими особенностями:

- открытостью - между УДОД и его окружением существуют определенные взаимосвязи. Взаимодействие УДОД с другими образовательными системами также является открытым и может быть организовано по типу диалога;

- динамичностью (конкретная модель профильного обучения непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложностью;

- неопределенностью - взаимодействие модели профильного обучения в условиях УДОД с другими системами детерминировано лишь частично;

- автономностью - способность модели определять для себя границы, которые позволяют ей создать свой образ по внутренним правилам и противостоять внешнему дестабилизирующему давлению.

Нельзя навязывать учащимся пути профессионального самоопределения, но можно и нужно понять, как способствовать их соб-

ственным тенденциям развития. Здесь особое значение имеет такой ключевой для синергетики постулат, как нелинейность процесса развития, происходящего в результате возникающих в нем качественных изменений.

Таким образом, с позиции синергетического подхода, модель профильного обучения в условиях УДОД представляет собой самоуправляемую целостную систему, обеспечивающую свое развитие за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды.

Таким образом, совершенно закономерным является использования при разработке моделей профильного обучения в условиях УДОД идей ресурсного подхода. На необходимость учета ресурсов учащихся в образовательном процессе обращают внимание Т.М. Давыденко, М.А. Холодная, Т.А. Цецо-рина, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др. В современной литературе ресурсы в наиболее обобщенном виде рассматриваются как условия, необходимые для реализации каких-либо процессов.

По отношению к личности учащегося, являющейся субъектом образовательного процесса в условиях профильного обучения в УДОД, можно выделить внешние и внутренние или индивидуальные ресурсы (т. е. свойства самой личности). К внешним ресурсам можно отнести знания педагога, средства массовой информации, технические средства обучения, учебники, лаборатории и т. д. В контексте развития индивидуальности учащегося несомненный интерес представляют именно внутренние ресурсы, которые и являются источником данного развития.

В последние годы в психологии и педагогике интенсивно разрабатываются вопросы профессионального самоопределения, становления личности в учебно-профессиональной деятельности, которые позволяют утверждать необходимость изучения основ индивидуально-психологических различий студентов и учет их при выборе оптимальных способов действий в профессионально-педагогической деятельности. Это утверждение справедливо потому, что внутренние условия деятельности не могут быть одинаковыми у разных людей; нужно строить свою деятельность не только сообразно внешней, но также сообразно субъектной реальности.

Учет индивидуальных ресурсов учащихся в образовательном процессе УДОД заключается в их выявлении, эффективном использовании и обеспечении условий для их развития. Можно утверждать, что разрабатываемые модели профильного обучения, с одной стороны, требуют для своей реализации некоторых ресурсов (базовых), а с другой стороны, может быть источником новых ресурсов (генерируемых).

Эффективное развитие индивидуальных ресурсов учащихся в условиях профильного обучения в УДОД возможно при выполнении следующих требований:

- при организации образовательного процесса необходимо максимально задействовать внутренние ресурсы каждого учащегося, опираясь на них при использовании внешних ресурсов;

- уровень требований, темп, нагрузка должны соответствовать возможностям учащихся, обусловленных их индивидуальными ресурсами.

Сущность организации моделей профильного обучения в условиях УДОД на основе ресурсного подхода заключается в создании таких условий взаимодействия их субъектов, благодаря которым развитие будет максимально возможным для каждого учащегося.

При создании модели профильного обучения в условиях системы дополнительного образования детей необходимо использование личностно-ориентированного подхода, согласно которому приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее личностных отношений к миру, деятельности, ее личностная позиция. Ведущие идеи личностно-ориентированного подхода применительно к построению профильного обучения заключаются в следующем:

- старшеклассник - субъект жизни, а не только учения, следовательно, профильное обучение, реализуемое в УДОД, должно быть наполнено личностными смыслами, ценностями, отношениями;

- поддержка индивидуальности и неповторимости каждого обучающегося;

- участник профильного обучения должен владеть способами личностного саморазвития; профильное обучение должно быть направлено на формирование жизненно

значимых знаний, необходимых ученику для непрерывного саморазвития;

— формирование готовности ученика к решению жизненно важных проблем - ведущая задача личностно-ориентированного профильного обучения;

— выявление особенностей субъектного опыта каждого обучающегося. Содержание профильного обучения должно включать различные виды личностно-ориентированных ситуаций, в которых развивается субъектный опыт учащегося;

— наличие разнообразной образовательной среды в УДОД, позволяющей проектировать дальнейшее личностное развитие учащегося;

— педагогические технологии личностно-ориентированного профильного обучения являются авторскими, создаваемыми с учетом образовательных возможностей учащихся и особенностей профиля обучения.

Процесс профессионально-творческого саморазвития учащихся функционирует в условиях единого образовательного пространства УДОД, что требует постоянного соотнесения своих целей саморазвития с соответствующими целями других субъектов образовательного процесса. Кроме того, основной целью педагога с точки зрения гуманистической парадигмы образования является помощь в раскрытии сущностных сил учащегося, помощь в его профессиональном самосовершенствовании. И этот процесс, что очень важно, взаимный: проявляется это, в частности, в постоянном переосмыслении учащимися собственной позиции в будущей профессии. Исследовательская установка на самопознание, самоорганизацию, самообразование актуализирует у них потребность в оценке собственных возможностей в построении индивидуального профессионального пути, индивидуальной траектории профессионально-творческого саморазвития.

Таким образом, с позиции личностноориентированного подхода профильное обучение - это сотрудничество субъектов учреждений дополнительного образования детей, направленное на достижение поставленных образовательных целей, которые связаны с удовлетворением потребностей и запросов каждой личности в развитии и подготовке к непрерывному профессиональному образованию.

Контекстный подход (А.А. Вербицкий) направлен на исследование особенностей подготовки учащихся в условиях УДОД с учетом их будущей профессии. Контекстное обучение - это «такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности». Понятие «контекст» здесь является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения учащегося в процессы познания и овладения будущей профессиональной деятельностью: степень собственной активности учащихся в процессе профильного обучения напрямую определяют успешность их дальнейшей профессиональной деятельности.

Перспективные концептуальные перемены в образовании связываются с новым подходом к организации образовательного процесса, смысл которого заключается в формировании у обучаемых опыта самостоятельного решения актуальных как для общества, так и для личности проблем в различных сферах жизнедеятельности. Обращение к понятиям «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в т. ч. и дополнительном, обусловленные происходящими в обществе переменами (В.А. Болотов, И.А.Зимняя, Г.К. Селев-ко, В.В. Сериков, П.И. Третьяков, А.В. Хуторской, Т.И. Шамова).

В условиях постиндустриального общества также возрастает роль взаимозаменяемости профессий, поскольку функциональное и операциональное обеспечение многих из них предполагает наличие у исполнителей практически одних и тех же профессиональных качеств - ключевых компетенций (учебно-познавательных, коммуникативных, компетенций оценочной деятельности и др.). Необходимость формирования «ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» - отмечается в документах, нормирующих профильное обучение.

Переориентацию учреждений дополнительного образования детей на становление и

развитие ключевых компетенций учащихся в контексте определенного профиля обучения можно считать одним из перспективных путей модернизации современного образования. В качестве достаточных условий при этом выступают: профессиональная и личностная готовность всех участников образовательного процесса к активному ролевому участию в выбранной модели профильного обучения в условиях УДОД; рациональный набор ключевых компетенций, на формирование которых будут направлены усилия педагогов и учащихся; наличие образовательных программ, координирующих действия и определяющих роль каждого вида деятельности в решении общих задач. Новое качество образования неразрывно связано с обоснованным прогнозированием, проектированием, моделированием тех компетенций учащегося, которые предполагается обеспечить в процессе реализации модели профильного обучения.

В качестве ведущих принципов построения моделей профильного обучения, способствующих личностно-профессиональному развитию обучающихся, нами обоснованы:

— принцип специализации ориентирует на разработку каждым преподавателем УДОД собственной программы и стратегии деятельности в конкретных условиях реализации модели профильного обучения, а также позволяет создать целостное представление о качествах личности учащегося-будущего профессионала как важнейшего результата функционирования модели профильного обучения;

— принцип осознанной перспективы определяет новое отношение педагога и учащихся к принятию и осознанию комплексной цели профильного обучения как личностно значимой, устанавливает поэтапную программу действий по реализации данной цели с указанием интегрированных и частных целей каждого этапа обучения и ожидаемого результата;

— принцип индивидуальной траектории развития личности реализует идею о необходимости выявления базовых ресурсов у каждого учащегося, моделирования возможных изменений в его творческом и интеллектуальном развитии и организации учебно-профессиональной деятельности каждого учащегося таким образом, чтобы

обеспечить максимальную реализацию его возможностей;

— принцип действенности подразумевает, что профильное обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний с использованием современных педагогических технологий;

— принцип временной эффективности требует учета временных затрат, необходимых для освоения конкретного вида деятельности, а также учета временного интервала закрепления профессиональных умений и навыков, обеспечивает предвидение последствий и затрат, обусловленных выбором данной стратегии профильного обучения;

— - принцип положительной обратной связи. Достижения учащихся в процессе профильного обучения рассматриваются не с точки зрения соответствия некоторому заданному образцу, а с точки зрения полноты реализации собственных возможностей, обеспечиваемых индивидуальными ресурсами. Следовательно, оценка достижений учащихся основана на сравнении с самим собой «бывшим», на анализе изменений, появившихся в субъектном опыте, на выявлении степени использования имеющихся у него базовых возможностей;

— принцип гибкости требует создания адаптивной модели профильного обучения, включающей систему определения исходного состояния обучаемого и корректировку обучающих программ в зависимости от уровня подготовленности обучаемого и предполагаемого конечного результата, изменение содержания программ в зависимости от результатов прохождения обучаемым различных этапов профильного обучения;

— принцип опоры на опыт реализует идею использования имеющегося опыта

учащихся в качестве одного из источников обучения, а также определяет взаимосвязь познавательных процессов и логики становления личности учащегося в структуре конкретной профессиональной деятельности;

- принцип разносторонности методического консультирования предполагает консультирование педагогов как по содержанию авторских программ профильного обучения, так и по выбору оптимальных путей и методов достижения поставленных целей с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого.

Разработка инновационных моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей осуществляется на основе вышеуказанных методологических оснований в процессе сотрудничества партнеров по университетскому комплексу - Института педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Тамбовского областного Дворца творчества детей и молодежи.

Поступила в редакцию 9.02.2009 г.

Makarova L.N., Sharshov I.A., Kravchenko M.B. The methodological bases of working out of models of profile training in establishments of an additional education of children. The article proves the necessity of working out of the innovative professional-focused models of training of children for additional education establishments. Base models of the organisation of profile preparation in establishments of an additional education of children are analysed, leading methodological approaches and principles of construction of models of profile training in the UDOD are revealed.

Key words: profile training, additional education of children, metodologic approaches, principles, selfprofessional improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.