Научная статья на тему 'Нетрадиционные педсоветы как средство развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования'

Нетрадиционные педсоветы как средство развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4259
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / NON-TRADITIONAL TEACHERS' COUNCIL / CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION / SPECIALIZED EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Галина Федоровна, Хорохорина Юлия Николаевна

В статье обоснована необходимость изменения форм и содержания педагогических советов в учреждениях дополнительного образования детей. Рассмотрены основные условия организации нетрадиционных педагогических советов, направленных на развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, осуществляющих профильное обучение детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Галина Федоровна, Хорохорина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TRADITIONAL TEACHERS' COUNCILS AS THE MEANING OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS

The article proves the necessities of changes of forms and content of teachers' councils in additional education institutions of children. The article scrutinizes the main conditions of organization of non-traditional teachers' councils aimed on development of professional competence of additional education teachers who are responsible for children's specialized education.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные педсоветы как средство развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования»

УДК 370.186

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПЕДСОВЕТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

© Галина Федоровна Терещенко

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: [email protected]

© Юлия Николаевна Хорохорина Центр развития творчества детей и юношества, г. Тамбов, зам. директора по научной работе,

e-mail: [email protected]

В статье обоснована необходимость изменения форм и содержания педагогических советов в учреждениях дополнительного образования детей. Рассмотрены основные условия организации нетрадиционных педагогических советов, направленных на развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, осуществляющих профильное обучение детей.

Ключевые слова: профильное обучение; нетрадиционный педагогический совет; профессиональная компетентность; дополнительное образование детей.

Проблема совершенствования деятельности педагогических советов возникла в связи с проведением на базе областного Центра развития творчества детей и юношества опытно-экспериментальной и научноисследовательской работы по теме «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей». В ходе эксперимента встал вопрос об эффективности педагогических советов в развитии профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, осуществляющих профильное обучение детей.

Организация профильного обучения в условиях УДОД невозможна без активизации роли педагога дополнительного образования; осознания им важности реализуемых программ профильных направлений; стремления к самореализации в профессиональной деятельности. В свете новой образовательной парадигмы деятельность педагога-воспита-теля должна способствовать определению и дальнейшему профессионально-ориентированному развитию потенциальных возможностей учащихся. В этой связи возрастают требования к его общей и профессиональнодидактической культуре, которая должна

1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».

способствовать формированию гуманистической профессиональной направленности, развитию профессионально значимых личностных качеств, которое проявляется в развитии дидактических способностей, умений и навыков [1].

В связи с этим встает вопрос о подготовке нового типа педагога дополнительного образования профильного обучения, который способен выполнять следующую систему действий [2]:

1) осуществлять диагностику образовательных возможностей обучающихся; оказывать помощь школьникам в рефлексии их интересов, способностей, склонностей, социального, профессионального и культурного самоопределения; проводить диагностические опросы, отслеживание результатов обучения;

2) участвовать в разработке модели выпускника профильного обучения в условиях УДОД; определять конечные результаты его образовательной деятельности по конкретному профильному направлению;

3) оказывать помощь обучающимся в проектировании их индивидуальных образовательных программ;

4) осуществлять обоснованное программно-методическое обеспечение образовательного процесса:

- участвовать в проектировании учебного плана профильного обучения в условиях УДОД;

- самостоятельно разрабатывать образовательную программу по своему направлению с учетом образовательных потребностей конкретных учащихся, особенностей профиля обучения;

- осуществлять отбор научно обоснованного содержания учебных занятий, организационных форм, методов и средств обучения на основе учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и профиля обучения;

- разрабатывать личностно ориентированные технологии обучения;

- разрабатывать учебно-методические комплекты для элективных курсов, исследовательской и проектной деятельности, организации самостоятельной работы;

5) консультировать обучающихся по вопросам самоорганизации их образовательной деятельности; по вопросам духовно-нравственного самосовершенствования, технологии творческой деятельности;

6) разрабатывать и использовать различные критерии изучения образовательных и личностных достижений учащихся.

Названный перечень видов деятельности, на наш взгляд, должен стать предметом коллективного обсуждения и разработки методической службы конкретного УДОД.

Таким образом, в настоящее время ярко обозначилось противоречие между современными требованиями к профессиональной компетентности педагога учреждений дополнительного образования, в структуре которой должны обязательно присутствовать творческие способности и высокоразвитые организаторские и коммуникативные умения, и заформализованным традиционным характером педагогических советов, ориентированных, чаще всего, на пассивную исполнительскую деятельность педагогов. Такие педагогические советы, в которых преобладало прямое и формирующее управление, не позволяли педагогам проявлять свое творчество, ограничивали инициативу и самостоятельность, препятствовали творческому саморазвитию.

Анализ теории и истории образования показал, что педагогический совет в учебных заведениях России существует более 100 лет. Создавался он как коллегиальный орган, дающий возможность педагогам учебного заведения принимать участие в обсуждении

наиболее важных вопросов педагогического процесса. Однако в условиях образовательной политики России XIX в. педагогический совет учебного заведения стал выполнять лишь организационно-административную

функцию (утверждение планов, рассмотрение итогов работы, выпуск и перевод учащихся в следующий класс, обсуждение нерадивых учеников и т. п.). Таким он и пришел в XX в.

Сложилась и стала традиционной методика проведения такого педсовета: доклад директора или одного из заместителей, заранее подготовленные и согласованные с руководством два-три выступления педагогов, принятие решения. Постепенно в работе педсоветов стали проявляться признаки формализма и шаблона. Дежурные вопросы повестки дня, равнодушие участников, стандартные решения таких педсоветов не оказывали заметного влияния на положение дел в учебном заведении, не развивали творческие способности учителя, не вызывали потребности в деловой дискуссии. Неслучайно известный своими педагогическими нововведениями русский педагог второй половины XIX в.

Н.И. Пирогов в статье «О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий» подчеркивал необходимость изменения функций и методов проведения педсоветов, чтобы пробудить у педагогов стремление к самостоятельной творческой деятельности, повысить у них чувство ответственности за свое гражданское призвание. В подведомственных Н.И. Пирогову учебных округах на педсоветах стали обсуждаться вопросы совершенствования педагогического процесса, его хода и результатов, давались рекомендации по внедрению в практику обучения новых научных достижений и т. п.

Постепенно педсоветы по научно-педагогическим вопросам прочно укрепились в практике работы учебных заведений. Но в связи с тем, что проведение таких педсоветов требует серьезной подготовительной работы, создания творческой атмосферы заседания, умения правильно принимать решения с учетом особенностей учебного заведения, даже хорошими руководителями школ они стали проводиться редко. До 90-х гг. XX в. за педагогическими советами образовательных учреждений сохранялась организационно-управленческая направленность и традиционная методика проведения: доклад, содоклад,

решение. Время потребовало изменения и обновления деятельности педсоветов.

За последнее десятилетие появились публикации С.Н. Иваненко, В.М. Лизинско-го, Т.В. Морозовой, Г.К. Селевко и ряд других, содержащие новые подходы к определению функций педагогического совета школы, а также методические рекомендации по подготовке и проведению как традиционных, так и нетрадиционных педсоветов.

Что касается педагогического совета учреждений дополнительного образования, то эта проблема остается мало разработанной как в теории, так и в практике и требует освоения новых подходов к ее решению. Безусловно, предполагается преемственность и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержится в школьном опыте проведения педсоветов. Но при этом необходимо учитывать, что специфика УДОД, обусловленная личностно-деятельностным характером образовательно-воспитательного процесса, многообразием видов деятельности, сотворчеством детей и педагогов, многие из которых не имеют базового педагогического образования, требует постоянного совершенствования профессиональной компетентности педагогов через все возможные формы работы с педагогическим коллективом, в т. ч. через педагогический совет.

На первом, диагностическом этапе работа по совершенствованию педагогического совета была направлена на решение следующих задач:

- в условиях Центра творчества важно не дублировать методику проведения школьных педсоветов, а органично связать ее со спецификой деятельности педагогов, осуществляющих профильное обучение в УДОД;

- изменить устаревшие представления о функциях, характере подготовки и проведения педсоветов;

- перенести некоторые административно-управленческие вопросы, традиционно рассматриваемые на заседаниях педсоветов, на обсуждение административного и общественного советов;

- при подготовке и проведении педсоветов придерживаться следующих принципов: значимость темы и проблемы, интересный и полезный подбор материала, краткость и деловитость доклада, свобода защиты по-

зиций выступающих, разумные и выполняемые решения;

- готовить и проводить педсоветы так, чтобы не было скуки, равнодушия, чтобы педагогический совет стал думающим педсоветом, готовым к коллективному творческому и научному поиску.

Работа областного Центра творчества детей и юношества в режиме развития потребовала нового осмысления проблемы педсовета и продолжения поиска путей его совершенствования. Так родилась идея проведения нетрадиционных педсоветов. Обращение к этой инновации, на наш взгляд, не дань моде, а объективная необходимость, т. к. нетрадиционные формы проведения педсоветов способствуют развитию именно тех компонентов профессионализма, которые являются наиболее значимыми для педагогов УДОД.

На следующем, организационно-деятельностном этапе исследования были выявлены методические условия подготовки и проведения нетрадиционных педсоветов на основе трехуровневой характеристики: содержательные, процессуальные и коммуникативные.

На содержательном уровне - проблема-тизация и профессионализация вопросов для обсуждения на педсоветах, способствующих актуализации психолого-педагогических знаний и позволяющих более полно реализовать личностный потенциал педагога.

На процессуальном уровне - использование различных форм проведения педсоветов, позволяющих педагогам активно включаться в познавательно-творческую профессионально-ориентированную личностную деятельность (деловые игры, личностноориентированные творческие задания, проблемно-ориентированный анализ и самоанализ педагогической деятельности и др.).

На коммуникативном уровне - создание на педсовете психологически комфортной атмосферы, полисубъектного взаимодействия участников педсовета, направленного на достижение общей цели и цели творческого самовыражения личности.

Названные условия были реализованы при подготовке и проведении нетрадиционных педсоветов: «Особенности профильного обучения в условиях дополнительного образования детей (форма проведения - пресс-конференция), «Модели профильного обучения в системе дополнительного образования»

(форма проведения - дискуссия), «Современные образовательные технологии в образовательном процессе учреждений дополнительного образования» (форма проведения: игровая, по типу «Своя игра»), «Проблемноориентированный анализ деятельности Центра развития творчества детей и юношества» (форма проведения: продуктивная игра

«КМД» - коллективная мыслительная деятельность), «Компетентностный и личностно-деятельностный подходы в современном дополнительном образовании» (форма проведения - педагогический брейн-ринг) и др.

На этапе подготовки педсоветов создавались творческие группы, проводились микросоветы, анкетирование и консультирование руководителей структурных подразделений Центра и педагогов.

Рассмотрим в качестве примера сценарий нетрадиционного педсовета «Компе-тентностный и личностно-деятельностный подходы в современном дополнительном образовании» [3].

«Компетентностный

и личностно-деятельностный подходы в современном дополнительном образовании»

(педсовет - педагогический брейн-ринг)

Цель педсовета: на основе изучения педагогической литературы, обобщения опыта сформировать у педагогов представления о компетентно-стном подходе в образовательном процессе УДОД.

Задачи:

- помочь осмыслить понятие «компетентность»;

- показать элементы педагогических технологий, направленных на развитие у обучающихся основных групп компетенций.

Содержание работы на этапе подготовки.

1. Организация семинарских занятий по теме педсовета:

- теоретическое обоснование темы;

- технологии развития творческих способностей детей;

- компоненты творческих способностей;

- арт-педагогика как технология развития творчества.

2. Диагностика, анкетирование, тестирование воспитанников; диагностика творческого потенциала педагогов.

3. Проведение декады открытых занятий с целью анализа деятельности педагогов по формированию у воспитанников основных компетенций.

4. Анализ декады открытых занятий.

5. Анализ результатов диагностики.

6. Создание 3 творческих групп (команд) по 8-10 человек.

7. Разработка и утверждение плана проведения педсовета.

8. Разработка правил игры.

Ход педсовета

I. Организационная часть (озвучивание актуальности темы, цели, задач педсовета).

II. Основная часть.

Игра «Педагогический брейн-ринг»:

1. Представление 3-х команд.

2. Представление экспертного совета.

3. Знакомство с ролью экспертной группы.

4. Знакомство с ролью болельщиков (разновозрастная учебная группа, творческое объединение, которая принимает активное участие во всех играх).

Правила игры

У каждой команды на столе указатель определенного цвета. В теоретическом блоке предлагаются вопросы стоимостью 5, 10, 15 баллов. Команда, которая первой поднимает сигнальную карточку, получает право ответа. Если ответ неполный, неточный его может дополнить команда соперников. Команда, набравшая от 140 до 150 баллов, может перейти к практическому блоку.

Вопросы к педсовету

Теоретический блок (5 баллов)

1. Дайте определение понятия «компетентность».

2. Дайте определение понятия «компетенция».

3. «Реальный профессионализм».

4. «Условно-нормативный профессионализм».

5. Когда впервые введен термин «компетенция»?

6. Дайте определение понятию «портфолио».

7. Дайте определение понятию «арт-педагогика».

8. Что обозначает аббревиатура «СУР»?

9. Дайте характеристику понятия «творчество».

Теоретический блок (10 баллов)

1. Раскройте понятие «личностно-деятельностный подход».

2. Что вы понимаете под «ключевыми компетенциями»?

3. Назовите уровни компетенции.

4. Перечислите основные блоки компетенции.

5. Перечислите критерии

- учебных компетенций,

- исследовательских,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социально-личностных,

- коммуникативных,

- организаторских,

- личностно-адаптационных.

6. Перечислите виды портфолио.

7. Перечислите компоненты творческих способностей.

8. Перечислите задачи арт-педагогики.

9. Методы арт-педагогики.

10. Цель арт-педагогики.

Теоретический блок (15 баллов)

1. Перечислите условия развития компетенции.

2. Перечислите общеучебные способности.

3. Охарактеризуйте компоненты творческих способностей:

- гибкость,

- быстрота,

- оригинальность,

- точность.

4. Перечислите компоненты арт-занятия.

5. Педагогическая импровизация как технология арт-педагогики.

6. Перечислите методы обучения, развивающие творческие способности.

7. Раскройте понятие «личностно-деятельностный подход».

Практический блок

1. Приведите примеры ключевых фраз и вопросов, вызывающих необходимость использования творческого мышления.

2. Продемонстрируйте игры, игры-упражнения, игровые задания, направленные на развитие общеучебных компетенций и творческих способностей воспитанников.

В ответах на вопросы экспресс-анкет о результате участия в работе данных педсоветов педагоги УДОД отметили, что нетрадиционные педсоветы помогают:

- осознать свою роль в работе с детьми в условиях дополнительного образования (33

%);

- изменить свое отношение к нововведениям (25 %);

- расширить психолого-педагогические и методические знания (75 %);

- улучшить стиль общения и отношений с коллегами, глубже понять сущность педагогического сотворчества (22 %).

Все названные качества являются составной частью развития профессиональной компетентности педагогов и подтверждают обоснованность проведения нетрадиционных педсоветов в учреждениях дополнительного образования.

1. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Прокудин Ю.П. Особенности организации профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей // Гаудеамус: психо-лого-педагогический журнал. Тамбов, 2010. № 1 (15). С. 51-62.

2. Модели профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей / под ред. Л.Н. Макаровой, И. А. Шаршова. Тамбов, 2009.

3. Нетрадиционные педагогические советы / авт.-сост. Ю.Н. Хорохорина. Тамбов, 2009.

Поступила в редакцию 1.08.2010 г.

UDC 370.186

NON-TRADITIONAL TEACHERS’ COUNCILS AS THE MEANING OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS

Galina Fyodorovna Tereshchenko, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of General Pedagogics and Education Technologies, e-mail: [email protected]

Yuliya Nikolayevna Khorokhorina, Center of development of creative work of children and youth, Tambov, Russia, Vice Director for Scientific Work, e-mail: [email protected]

The article proves the necessities of changes of forms and content of teachers’ councils in additional education institutions of children. The article scrutinizes the main conditions of organization of non-traditional teachers’ councils aimed on development of professional competence of additional education teachers who are responsible for children’s specialized education.

Key words: specialized education; non-traditional teachers’ council; professional competence; children’s additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.