Научная статья на тему 'Организация деятельности сетевой модели дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий (на примере опыта работы автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Открытый молодежный университет», г. Томск)'

Организация деятельности сетевой модели дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий (на примере опыта работы автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Открытый молодежный университет», г. Томск) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КООРДИНАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖ / NETWORK MODEL OF EXTRACURRICULAR VOCATIONAL EDUCATION / ON-LINE AND DISTANT LEARNING TECHNOLOGIES / RUSSIAN STATE EDUCATIONAL COORDINATE SYSTEM / EXTRACURRICULAR AND AFTER-SCHOOL ENRICHMENT PROGRAMS / SCIENCE AND TECHNOLOGY CREATIVITY OF YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгова Татьяна Сергеевна, Кравченко Светлана Валерьевна, Субботина Ольга Владимировна

На примере опыта работы автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования рассматриваются этапы становления и последовательного развития сетевой модели дополнительного профессионального образования педагогов с применением электронного обучения и дистанционных технологий в системе усложняющихся координат государственной образовательной политики в условиях поэтапного введения федерального государственного образовательного стандарта в рамках реализации внеурочной деятельности и дополнительного образования. Анализируются принципы формирования содержания данной модели и потенциальные возможности ее развития при использовании различных нормативных актов, возможности отдельных проектов, повышающих эффективность деятельности сети при приоритете направления научно-технического творчества молодежи. На примере конкретных действующих сайтов представлена новая и актуальная составляющая сетевой модели – ее портальная поддержка, а также такая составляющая сети, как саморазвивающееся сообщество передового педагогического опыта. Осуществлена попытка рассмотреть данную сеть как базовый фактор, активно влияющий практически на все составляющие образования. Представлены ранжированные результаты исследования преимуществ данной сети в оценке педагогов-участников. Представлены выявленные проблемы дальнейшего развития сети в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вьюгова Татьяна Сергеевна, Кравченко Светлана Валерьевна, Субботина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF NETWORK MODEL FOR EXTRACURRICULAR VOCATIONAL EDUCATION APPLYING THE ON-LINE AND DISTANT LEARNING TECHNOLOGIES (ON THE EXAMPLE OF AUTONOMOUS NON-PROFIT ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR AND VOCATIONAL PROGRAMS “THE OPEN YOUTH UNIVERSITY”, TOMSK)

The paper considers the stages of formation and the consistent development of the network model for extracurricular and vocational training of teachers applying on-line and distant learning technologies in a case of studied experience of the Autonomous Non-Profit Organization of Extracurricular and Vocational Education “The Open Youth University”. All studies take into account the increasingly complex coordinate system of Russian State Educational Policies in the field of staged development of State Educational Standards at implementation of extracurricular and after-school enrichment programs. This research evaluates the principles of the model content formation and potential for its development applying different regulations, as well as the possibility of individual projects increasing the efficiency of network activity at the priority directions of Science and Technology Creativity of Youth. It demonstrates a new and relevant component of the network model in a form of portal support as well as the network component of the self-developing community of advanced pedagogical experience in a case of definite active web sites. This article attempts to examine the discussed network as a main factor actively influencing almost all education components. It presents the ranked research results of this network advantages evaluated by the teachersparticipants of the community. It presents the revealed challenges for further network development in contemporary conditions.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности сетевой модели дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий (на примере опыта работы автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Открытый молодежный университет», г. Томск)»

УДК 378.046.4; 37.041

00! 10.23951/1609-624Х-2017-4-100-107

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», Г. ТОМСК)

Т. С. Вьюгова, С. В. Кравченко, О. В. Субботина

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытый молодежный университет», Томск

На примере опыта работы автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования рассматриваются этапы становления и последовательного развития сетевой модели дополнительного профессионального образования педагогов с применением электронного обучения и дистанционных технологий в системе усложняющихся координат государственной образовательной политики в условиях поэтапного введения федерального государственного образовательного стандарта в рамках реализации внеурочной деятельности и дополнительного образования. Анализируются принципы формирования содержания данной модели и потенциальные возможности ее развития при использовании различных нормативных актов, возможности отдельных проектов, повышающих эффективность деятельности сети при приоритете направления научно-технического творчества молодежи.

На примере конкретных действующих сайтов представлена новая и актуальная составляющая сетевой модели - ее портальная поддержка, а также такая составляющая сети, как саморазвивающееся сообщество передового педагогического опыта. Осуществлена попытка рассмотреть данную сеть как базовый фактор, активно влияющий практически на все составляющие образования. Представлены ранжированные результаты исследования преимуществ данной сети в оценке педагогов-участников. Представлены выявленные проблемы дальнейшего развития сети в современных условиях.

Ключевые слова: сетевая модель дополнительного профессионального образования, электронное обучение и дистанционные технологии, координаты государственной образовательной политики, внеурочная деятельность и дополнительное образование, научно-техническое творчество молодежи.

Вот уже 15 лет Открытый молодежный университет (ОМУ) работает в сфере разработки и реализации современных образовательных программ общеинтеллектуального развития школьников. На данный момент авторские программы реализуются в 60 регионах РФ и объединены в олимпийскую систему развития научно-технического творчества молодежи в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Три ступени системы обеспечивают непрерывное развитие обучающихся с 1-го по 11-й класс: 1-4-е классы - детские клубы «Фабрика миров»; 5-7-е классы - центры «Новатика»; 8-9-е классы -детские центры научно-технического творчества и технопарки. При этом реализация общеобразовательных программ ОМУ по общеинтеллектуальному направлению развития личности обучаемых осуществляется в полном соответствии как с задачами введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), так и письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования», включая задачи внеурочной деятельности и ее организационные модели [1].

Выпускники третей ступени активно участвуют в деятельности вузов и предприятий. За все годы своей работы образовательная сеть Открытого молодежного университета обеспечила обучение более 187 000 обучающихся 5-11-х классов и более 30 000 обучающихся 1-4-х классов. Все это осуществлено благодаря эффективной и творческой педагогической деятельности целенаправленно подготовленных в системе дополнительного профессионального образования ОМУ педагогов 1-11-х классов, выпускниками сегодня являются более 20 000 педагогов в 60 субъектах страны.

Обеспечить столь масштабную реализацию как образовательного процесса обучаемых, так и реализацию системы дополнительного профессионального образования педагогов возможно было при использовании таких новых возможностей организации образовательного процесса, как электронное обучение и дистанционные технологии.

Деятельность ОМУ началась с 2001 г., когда и образовательный процесс учащихся, и систему дополнительного профессионального образования педагогов, как правило, возможно было организовать на основе традиционных, в основном репродуктивных технологий. В 2001 г. ОМУ были реализованы

первые курсы 1Т-подготовки школьников, которые уже в то время были обеспечены целевыми сопровождающими курсами повышения квалификации для педагогов, в данные курсы уже входили отдельные элементы электронного образования.

Первые комплексные программы по авторским разработкам были реализованы в 2003 г., в этом же году, как обязательное условие обеспечения образовательного процесса, были осуществлены разработка и внедрение авторской системы повышения квалификации педагогов, обеспеченной уже комплексом электронного обучения при самом активном использовании технологий дистанционного образования.

С 2004 г. во многом содержание повышения квалификации педагогов, реализующих авторские программы ОМУ, задавалось задачами профильной и предпрофильной подготовки, которые были обозначены Министерством образования РФ как приоритетные. В условиях все возрастающих масштабов востребованности авторских образовательных программ, увеличения количества обучаемых и педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, стало очевидно, что систему работы с обучающимися и педагогами уже невозможно эффективно реализовать без портальной поддержки.

Понимание этого выявило обязательное условие дальнейшего развития образовательной организации ОМУ - необходимость создания даже не отдельного образовательного портала, а цельной системы портальной поддержки реализации всей образовательной деятельности ОМУ как с обучаемыми, так и педагогами. В результате чего в 2006 г. был создан молодежный портал Itdrom (club.itdrom.com). В 2009 г. в сети портала «Дви-жер» (dviger.com) был организован электронный образовательный досуг для обучаемых, который предполагал их активное творческое саморазвитие в процессе общения в заданных условиях.

В 2012 г. с введением ФГОС была запущена апробация программы для начальной школы «Мир моих интересов», обеспеченная обязательной системой поддержки педагогов в виде программ повышения квалификации. Именно в условиях поэтапного введения ФГОС в 2013 г. была усилена портальная поддержка всех направлений образовательной деятельности ОМУ в ходе запуска образовательного портала для старшеклассников «Экстериум» (http:// exterium.ru). В 2014 г. ОМУ предложил всероссийский ресурс для педагогов и родителей «Внеурочка. ру» (http://www.vneurochka.ru), которым на сегодняшний день пользуются 3 696 посетителей.

В 2015 г., когда в отечественном образовании уже сложился опыт первых лет по реализации ФГОС в части реализации внеурочной деятельности, ОМУ объединил свои программы в единый

образовательный комплекс «Экономика интеллекта». Это тут же активизировало сетевую модель повышения квалификации педагогов, теперь уже в единой логике поэтапного введения ФГОС, в соответствии Концепцией развития дополнительного образования детей, в том числе с п. 6 «Основные направления реализации Концепции», содержание которого предполагает «создание открытых сервисов информационного сопровождения (навигации) участников дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий» [2, с. 13].

При этом, обеспечивая и сохраняя свой статус активно действующей образовательной организации в масштабах единого образовательного пространства страны, ОМУ последовательно придерживался ориентиров развития личности обучаемых, заданных письмом Минобрнауки РФ от 13.05.2013 № ИР-352-09 «О направлении программы» (вместе с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»).

Данный документ обеспечивает ОМУ нормативные основания для целенаправленного и эффективного использования внеурочной деятельности и дополнительного образования как ресурса для развития и воспитания обучаемых посредством реализации авторских общеобразовательных программ, потому как «... сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействия процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач» [3, с. 2].

Именно новое понимание воспитания в сочетании с возможностями использования ФГОС определяет обновление содержания сетевой модели профессиональной подготовки педагогов ОМУ, которая предполагает формирование профессиональной готовности наших педагогов к работе с обучаемыми по таким направлениям, как положительное отношение к труду и творчеству, интеллектуальное развитие, здоровьесберегающее и здоровьеформирую-щее поведение, социокультурное и медиакультур-ное воспитание, коммуникативная культура и др.

В 2016 г. специалисты ОМУ вошли в состав рабочей группы по разработке конкурсной документации по созданию детского технопарка в Томской области, которая получила поддержку из федерального бюджета на создание новой модели дополнительного образования детей, приоритетом деятельности которой будет являться научно-техническое творчество молодежи (НТТМ). В ходе практического создания регионального детского технопарка

планируется использование опыта ОМУ по разработке и реализации сетевых моделей образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как для детей, так и для педагогов.

В 2016 г. ОМУ также получил грантовую поддержку по итогам конкурсного отбора юридических лиц в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в целях обеспечения реализации задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. по мероприятию 5.4 «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования».

Данный проект «Интернет-платформа конструирования и организации занятий в сфере НТТМ» предполагает разработку конструктора занятий на основе накопленных методических материалов в сфере НТТМ с целью решения проблем качественной подготовки педагогов с использованием автоматизированной системы.

Исходной предпосылкой проекта является следующее: анализ качества и доступности дополнительного образования детей технической направленности позволяет сделать вывод о том, что оно остается недостаточно доступным. Одна из проблем - недостаток качественных методических материалов. Острые проблемы стоят и в кадровой инфраструктуре - отсутствие системы подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей технической направленности.

Отсюда целевым назначением проекта является вовлечение значимого числа педагогов основного и дополнительного образования среднего звена в систему развития научно-технического творчества молодежи через организацию дистанционной ста-жировочной площадки, позволяющей педагогу погрузиться в существующие образовательные программы развития НТТМ, понять особенности различных методик и осознанно адаптировать собственные авторские образовательные программы под индивидуальные особенности обучающихся.

Проект имеет две цели: основная цель проекта -создание площадки, на базе которой происходит взаимодействие авторских школ, занимающихся развитием НТТМ, педагогов, заинтересованных в создании образовательных программ НТТМ, и обучающихся, интересующихся научно-техническим творчеством; дополнительная цель проекта - решение проблемы качественной подготовки педагогов к проведению занятий в сфере НТТМ через разработку системы, позволяющей конструировать занятия из готовых блоков, содержащихся в базе знаний портала.

Сутью проекта является следующее:

1. Любой педагог, интересующийся НТТМ, получает доступ к интернет-площадке, на которой он

может познакомиться с образовательными программами в сфере НТТМ от различных авторских школ, понять особенности различных методик, пройти специализированное обучение и синтезировать собственные образовательные программы на основе готовых решений и/или создания авторского контента.

2. Любой пользователь портала, разработавший собственные образовательные ресурсы, может получить статус авторской школы.

3. Любой пользователь, зарегистрировавшийся с ролью «ученик», может пройти обучение по доступным от различных авторских школ программам.

Все годы своей деятельности ОМУ последовательно реализовывал следующую принципиальную позицию: все образовательные продукты и мероприятия должны быть обеспечены авторской системой повышения квалификации педагогов по двум причинам. Первая: в связи с опережающим характером деятельности ОМУ, который является активным субъектом негосударственного сектора отечественного образования, а содержание деятельности традиционных структур повышения квалификации педагогов не всегда «успевает» за темпами развития образовательных программ ОМУ. Вторая: все образовательные программы ОМУ носят явно выраженный характер авторской школы, что, соответственно, требует не только авторского методического обеспечения, но и авторского методического сопровождения.

Одним из источников формирования идеологии системы дополнительного профессионального образования педагогов, реализующих образовательные программы ОМУ, явились такие значимые федеральные проекты, как приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), комплексный проект модернизации образования (КПМО), модернизация российской системы образования (МРСО), активным участником которых являлся ОМУ по следующей схеме участия - педагоги и школы, участвующие в программах ОМУ, регулярно становились победителями конкурсов этих проектов, так как уровень их профессиональной готовности, обеспечиваемый в системе повышения квалификации ОМУ, полностью соответствовал критериям эффективности педагогической деятельности, заявляемым в данных проектах как новые требования государственной образовательной политики.

При этом при формировании содержания и организационной схемы реализации сетевой модели дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий ОМУ последовательно и неукоснительно позиционировал свою деятельность в системе заданных координат государственной

образовательной политики. Данная позиция ОМУ объяснима пониманием степени своей ответственности, так как необходимо согласиться со следующим утверждением А. Г. Асмолова: «... сегодня мы должны понимать, что образование - это не отрасль, не отдельная программа или сфера. Это уникальный путь социального проектирования общества. И в этой ситуации особое значение приобретает развитие дополнительного образования детей и подростков» [4, с. 2].

Нормативными основаниями деятельности ОМУ являются Закон «Об образовании РФ» от

29.12.2012 № 273-ФЗ, где принципиально значимы статья 15 (сетевая форма реализации образовательных программ), статья 16 (реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий), а также письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования», включая задачи внеурочной деятельности и ее организационные модели; письмо Минобрнауки РФ от

13.05.2013 № ИР-352-09 «О направлении программы» (вместе с Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях), включая основные направления организации воспитания и социализации учащихся; Концепция дополнительного образования детей, утверждена Распоряжением Правительства РФ от

04.09.2014 № 1726-р.; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.; Концепция информационной безопасности детей, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. Вместе с тем один из принципов формирования содержания и общеобразовательных программ, и дополнительных профессиональных программ был определен пониманием того, «. что необходимо отказаться от жестких парадигм - „управление", „формирование" - и рассматривать социально-профессиональное самоопределение личности с позиции сопровождения» [5, с. 35].

В ходе обучения наши педагоги, находясь в системе непрерывных и последовательных действий, неизбежно формируют навыки самостоятельного принятия педагогических решений. Именно применение электронного обучения и дистанционных технологий позволяет педагогам переходить от традиционной схемы «учить тому, что надо думать» к новой схеме «учить тому, как надо думать».

Говоря о конкретных программах повышения квалификации педагогов в нашей сетевой модели, возможно проанализировать содержание и задачи программы для педагогов начальной школы, 1-го класса в рамках образовательной стажировки

«Проектирование и формирование современного образовательного пространства младших школьников при реализации ФГОС». Программа реализуется в очно-дистанционном формате и направлена на преобразование классического процесса обучения в творческий: педагоги знакомятся с актуальными педагогическими технологиями, архитектурой современного образовательного пространства и внедряют новые формы образования на базе своих школ. Модули программы повышения квалификации развивают компетенции педагога, заявленные в профессиональном стандарте: использование геймификации в образовательном процессе, применение технологий повышения мотивации школьников и организации образовательных событий, умение представить свой педагогический опыт, владение 1Т. Более подробно с описанием программ возможно познакомиться на сайте omu.ru.

Аналогичная логика реализуется в программе повышения квалификации для педагогов 2-4-х классов по теме «Реализация сетевых образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» в соответствии со статьями 15, 16 ФЗ «Об образовании РФ». По итогам успешного обучения выпускники получают документы установленного образца на основании действующей лицензии.

В последние годы новым приоритетом в содержании и образовательных программ для детей и программ дополнительного профессионального образования для педагогов стало направление развития научно-технического творчества молодежи. Проявление нового приоритета потребовало соответствующих изменений в обеспечении реализации данного приоритета, и прежде всего в системе дополнительной профессиональной подготовки педагогов. Отсюда сегодня ОМУ с целью обеспечения качественной подготовки педагогов, реализующих программы научно-технического творчества, погружает педагогов в современное «цифровое мышление» детей, когда педагоги «пропускают» через себя, прогнозируют возможные реакции и эмоции детей, чтобы в дальнейшем более эффективно и адекватно выстраивать процесс обучения с точки зрения потребности и интересов детей.

Именно поэтому в программы повышения квалификации включены модули, направленные на развитие творческих способностей, способностей к моделированию и проектированию, на формирование основ конструкторского и алгоритмического мышления у обучающихся среднего звена. С помощью электронного помощника, предусмотренного обучающей средой, педагог может сконструировать свое авторское занятие в сфере НТТМ.

Сегодня, когда место ОМУ в образовательных системах подтверждено практикой востребованно-

сти его авторских образовательных программ, возможно утверждать, что во многом данная востребованность была задана пониманием значимости системы повышения квалификации педагогов, работающих по этим программам, как некоего базового фактора, активно влияющего практически на все составляющие образования. Отсюда сетевая модель дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий является в том числе и механизмом эффективного управления всей образовательной деятельностью ОМУ, так как полностью соответствует пониманию эффективного управления, представленному Д. А. Новиковым: «Эффективное управление будет иметь место тогда, когда воздействие на все компоненты управляемой системы в конечном счете обеспечивает главные результаты - новое качество, доступность и эффективность образования (а кроме того - высокий престиж образовательной системы, ее достойное место в общей деятельности местного сообщества, региона, страны)» [6, с. 20].

Представленное содержание и организационная схема реализации сетевой модели дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий на определенных примерах отдельных программ являются сегодня универсальными практически для всех программ повышения квалификации педагогов, реализуемых в ОМУ. В том числе и для дополнительной профессиональной программы «Развитие 1Т-компетенций школьников средствами современных электронных образовательных ресурсов на ступени основного и среднего образования». Данная программа ориентирована на педагогов среднего и старшего звена и дает инструменты и методику работы со школьниками по курсам комплексной образовательной программы «Школьный университет» (на сегодня это 45 авторских курсов по шести направлениям, реализуемых в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования).

Сетевая модель повышения квалификации ОМУ развивалась в полном соответствии со вновь обозначенными приоритетами модернизации отечественного образования, используя лучший опыт и традиционно ставя новые задачи в опережающем порядке. Одним из неизбежных этапов развития данной модели явилось создание профессионального сообщества педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ и проходящих курсы повышения квалификации в сетевой модели. Так, в 2004 г. было создано электронное сетевое сообщество передового педагогического опыта педагогов, реализующих образовательные программы ОМУ. Участвуя в системе повышения квалифи-

кации, педагог получает доступ к сетевому сообществу передового педагогического опыта, которое на сегодня объединяет в электронном формате более 1000 педагогов начального и среднего звена из 60 регионов РФ. Процесс обучения происходит на портале «Экстериум», где в удобное для педагога время осуществляется получение новых знаний в формате творческого педагогического общения с коллегами. Тем самым сетевая модель дополнительного профессионального образования обрела еще одну новую характеристику - в формате данного сообщества она является в том числе моделью саморазвивающейся.

Если в 2015-2016 учебном году количество участников электронного сетевого сообщества передового педагогического опыта насчитывало 1 120 педагогов, то за первое полугодие 2016-2017 учебного года уже 1 460 педагогов. Данное сообщество используется и как инструмент мониторинга эффективности всей авторской системы повышения квалификации ОМУ, так как в его формате проводятся постоянные опросы участников сети по вопросам эффективности ее деятельности.

Так, 220 педагогов, участвующих в мониторинге, отметили следующие преимущества сети (по нисходящей): возможность самостоятельно выбирать удобное время для обучения и осуществлять его за домашним компьютером; возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными запросами; теоретическое содержание курсов подтверждено реальной и вариативной педагогической практикой; обучение основано на реальной практике и лучших традициях отечественного образования; обучение автоматически обеспечивает активный рост 1Т-компетенций педагога; познавательный материал подается в электронном формате, и работа с ним также способствует росту 1Т-активности педагога; обучение проходит в системе мгновенной обратной связи.

Сегодня система образования развивается очень динамично, поэтому и образовательные программы, и дополнительные профессиональные программы ОМУ непрерывно развиваются в части их содержания и идеологии. Источниками непрерывного развития являются нормативные документы, проекты, в которых мы активно участвовали и участвуем, а также конкретные задачи развития образования, заданные агентством стратегических инициатив (конкурс на открытие технопарка), Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение», а также Министерством финансов РФ. Например, коллектив ОМУ вышел на второй этап конкурса Министерства финансов РФ для обучения 1000 педагогов сельских школ в рамках проекта «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и

методике проведения просветительской работы с сельским населением».

На данный момент ОМУ подписал договор о сотрудничестве с государственным автономным образовательным учреждением высшего образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (ГАОУ ВО МИОО), который предполагает разработку и реализацию сетевой программы повышения квалификации уже для педагогов Москвы. Примером успешных партнерских связей сегодня выступают совместные программы с вузами и институтами повышения квалификации.

Сегодня ОМУ и его система повышения квалификации является исследовательской базой для написания магистерских диссертаций НИ ТГУ и ТГПУ Томский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы Томской области (РАНХиГС) включил в реализацию своих дополнительных профессиональных программ для управленцев ОМУ как базовую площадку, в том числе по вопросам организации сетевых моделей дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Помимо этого, ОМУ разработал авторскую программу «Новая модель современного образования», которая была реализована для руководителей образовательных организаций на основе соглашения с администрацией Мотыгинского района Красноярского края.

Обозначенные масштабы деятельности в системе повышения квалификации педагогов требуют тщательно продуманной системы управления. Общеобразовательные программы ОМУ реализуются в части внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, когда возникает ситуация практической интеграции общего и дополнительного образования. «Интеграция в образовании как объект управления характеризуется большим разнообразием субъектов (дети, родители, педагоги, учреждения разных ведомств и т. д.), между которыми возникают разнообразные отношения, способы деятельности.

В ситуации такого разнообразия очень сложно найти единую формальную структуру, которая по-

зволила бы обеспечить устойчивость взаимосвязей субъектов» [7, с. 18]. Исходя из этого, управление развитием представленной модели осуществляется следующим объединенным административным, организационным и интеллектуальным ресурсом ОМУ: отдел методического сопровождения, департамент оценки качества образования и научно-методический совет, организованная система постоянных экспертиз и консультаций от представителей и авторитетов научно-педагогической среды и отечественного образования.

Таким образом, представленная сетевая модель дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий, с одной стороны, является авторской, с другой - в полной мере соответствует нормативным и смысловым координатам государственной образовательной политики. Активное применение электронного обучения и дистанционных технологий обеспечивает данной сетевой модели соответствие таким современным требованиям, как открытость, саморазвивающийся характер и высокий уровень востребованности в образовательной среде. Вместе с тем, определяя для себя дальнейшие задачи развития сетевой модели дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий при приоритете направления НТТМ, ОМУ выделяет следующие проблемы:

1. Недостаточность нормативной базы, обеспечивающей эффективную реализацию ст. 15 Закона РФ «Об образовании в РФ», - сетевая форма реализации образовательных программ прежде всего по направлению НТТМ.

2. Недостаточный уровень компетентностной готовности и мотивированности педагогического корпуса к активному использованию 1Т-техноло-гий в педагогической практике.

3. Уровень исследования педагогических эффектов применения электронного обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе не соответствует все возрастающим масштабам их использования в современной педагогической практике и является сегодня недостаточным.

Список литературы

1. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования». М., 2011. 16 с.

2. Концепция дополнительного образования детей, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г., № 1726-р, 23 с.

3. Письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013 № ИР-352-09 «О направлении программы» (вместе с Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях). М., 2013. 15 с.

4. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2. С. 2-6.

5. Александрова О. В. Социально-профессиональное самоопределение подростков // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 3. С. 34-37.

6. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. М.: Народное образование, 2009. 452 с.

7. Золотарева А. В. Управление процессом интеграции общего и дополнительного образования // Интеграция образования. 2007. № 3/4. С. 16-21.

Вьюгова Татьяна Сергеевна, заместитель директора ОМУ по развитию образовательных услуг, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытый молодежный университет» (ул. Мокрушина, 9, Томск, Россия, 634045). E-mail: [email protected].

Кравченко Светлана Валерьевна, руководитель отдела молодежных образовательных программ ОМУ, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытый молодежный университет» (ул. Мокрушина, 9, Томск, Россия, 634045). E-mail: [email protected].

Субботина Ольга Владимировна, ведущий специалист ОМУ, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытый молодежный университет» (ул. Мокрушина, 9, Томск, Россия, 634045). E-mail: [email protected].

Материал поступил в редакцию 09.12.2016.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-100-107

THE IMPLEMENTATION OF NETWORK MODEL FOR EXTRACURRICULAR VOCATIONAL EDUCATION APPLYING THE ON-LINE AND DISTANT LEARNING TECHNOLOGIES (ON THE EXAMPLE OF AUTONOMOUS NON-PROFIT ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR AND VOCATIONAL PROGRAMS "THE OPEN YOUTH UNIVERSITY", TOMSK)

T. S. V'yugova, S. V. Kravchenko, O. V. Subbotina

Autonomous Non-Profit Organization of Extracurricular and Vocational Programs "The Open Youth University", Tomsk, Russian

Federation

The paper considers the stages of formation and the consistent development of the network model for extracurricular and vocational training of teachers applying on-line and distant learning technologies in a case of studied experience of the Autonomous Non-Profit Organization of Extracurricular and Vocational Education "The Open Youth University"..

All studies take into account the increasingly complex coordinate system of Russian State Educational Policies in the field of staged development of State Educational Standards at implementation of extracurricular and after-school enrichment programs.

This research evaluates the principles of the model content formation and potential for its development applying different regulations, as well as the possibility of individual projects increasing the efficiency of network activity at the priority directions of Science and Technology Creativity of Youth.

It demonstrates a new and relevant component of the network model in a form of portal support as well as the network component of the self-developing community of advanced pedagogical experience in a case of definite active web sites. This article attempts to examine the discussed network as a main factor actively influencing almost all education components. It presents the ranked research results of this network advantages evaluated by the teachers-participants of the community. It presents the revealed challenges for further network development in contemporary conditions.

Key words: network model of extracurricular vocational education, on-line and distant learning technologies, Russian state educational coordinate system, extracurricular and after-school enrichment programs, science and technology creativity of youth.

References

1. Pis'mo Minobrnauki RF ot 12.05.2011 № 03-296 "Ob organizatsii vneurochnoy deyatel'nosti pri vvedenii FGOS obshchego obrazovaniya" [Regulation letter of Russian Ministry of Science and Education of 12.05.2011 no. 03-296 "On the organization of extracurricular activities with the introduction of the GEF General Education"]. Moscow, 2011. 16 p. (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114121/ (accessed December 2, 2016).

2. Kontseptsiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey, utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 g., no. 1726-r [The concept of additional education for children, approved by the Order of the Government of the Russian Federation of 04.09.2014, no. 1726-r]. Moscow. 23 p. (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (accessed December 2, 2016).

3. Pis'mo Minobrnauki RF ot 13.05.2013 № IR-352-09 "O napravlenii programmy" (vmeste s "Programmoy razvitiya vospitatel'noy komponenty v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh") [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 13.05.2013 no. IR-352-09 "On the direction of the program" (accompanied by the "Program for the development of the educational component in general education institutions")]. Moscow, 2013. 15 p. (in Russian). URL: http://docs.cntd.ru/document/499035463 (accessed December 2, 2016).

4. Asmolov A. G. Dopolnitel'noye personal'noye obrazovaniye v epokhu peremen: sotrudnichestvo, sotvorchestvo, samotvoreniye [Extracurricular personalized education in the period of changes: collaboration, co-creation, self-creation]. Obrazovatel'naya politika - Educational Policy, 2014, no. 2, pp. 2-6 (in Russian).

5. Aleksandrova O. V. Sotsial'no-professional'noye samoopredeleniye podrostkov [Social and professional self-orientation of teenagers]. Yaroslavskiy pedagogicheskii vestnik- News of Yaroslavl'Pedagogy, 2010, no. 3, pp. 34-37 (in Russian).

6. Novikov D. A. Teoriya upravleniya obrazovatel'nymi sistemami [The theory of educational systems management]. Moscow, People's Education Publ., 2009. 452 p. (in Russian).

7. Zolotareva A. V. Upravleniye protsessom integratsii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya [Management of integration process for K-12 and extracurricular education]. Integratsiya obrazovaniya - Educational Integration, 2007, no. 3/4, pp.16-21 (in Russian).

V'yugova T. S., Autonomous Non-Profit Organization of Extracurricular and Vocational Programs "The Open Youth University" (ul. Mokrushina, 9, Tomsk, Russian Federation, 634045). E-mail: [email protected].

Kravchenko S. V., Autonomous Non-Profit Organization of Extracurricular and Vocational Programs "The Open Youth University" (ul. Mokrushina, 9, Tomsk, Russian Federation, 634045). E-mail: [email protected]

Subbotina O. V., Autonomous Non-Profit Organization of Extracurricular and Vocational Programs "The Open Youth University" (ul. Mokrushina, 9, Tomsk, Russian Federation, 634045). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.