Научная статья на тему 'Исследование работы с одаренными школьниками в дистанционной форме на примере работы Заочной физико-технической школы'

Исследование работы с одаренными школьниками в дистанционной форме на примере работы Заочной физико-технической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ЗАОЧНАЯ ШКОЛА / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / DISTANCE LEARNING / ADDITIONAL GENERAL DEVELOPMENT PROGRAMS / CORRESPONDENCE SCHOOL / ONLINE EDUCATION / GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочерова Анна Сергеевна

Проведено методическое изучение процесса дистанционного обучения большого количества одаренных школьников по дополнительным общеразвивающим программам. Проанализирована актуальность дистанционных форм обучения, рассмотрены вопросы системной работы с одаренными школьниками, проблемы дополнительного образования и наиболее перспективные формы работы с учащимися, проявляющими интерес к естественно-научным дисциплинам. Описана созданная и внедренная Заочной физико-технической школой (ЗФТШ) профильная дополнительная образовательная среда для старшеклассников, способствующая развитию их интеллектуального потенциала и формированию у них потребности к продолжению самообразования, и формат работы с учителями; приводятся преимущества работы на онлайн-платформе. Сформулированы результаты реализации дополнительных образовательных программ ЗФТШ и приведены методические рекомендации по организации дистанционного обучения школьников по дополнительным общеразвивающим программам естественно-научного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочерова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF THE DISTANCE FORM WORK WITH GIFTED SCHOOLCHILDEN ON THE EXAMPLE OF CORRESPONDENCE PHYSICS AND TECHNOLOGY SCHOOL

The article considers a methodical study of the distance learning process of a large number of gifted schoolchildren for additional general developmental programs. The author has analyzed the relevance of distance learning, the issues of systematic work with gifted schoolchildren, the supplementary education problems and the most perspective forms of work with children interested in natural science disciplines. The article presents the description of the profile supplementary educational environment for high school students, created and implemented by the Correspondence Physics and Technology School (ZFTSH), contributing to the development of their intellectual potential and their need to continue self-education, and the format of working with teachers. The author has determined the advantages of working on the online platform. The article contains the formulation of the additional educational ZFTSH programs implementation results. The methodological recommendations on the organization of distance learning for students on additional general development programs of natural sciences consist of three part: (1) high-quality educational and methodical materials; (2) the chain of close interaction: child teacher methodologist parent; (3) convenience, efficiency, scalability, manufacturability of the online platform. ZFTSH represents the general federal system of selection and training of talented youth at the stage of pre-university supplementary education and, in essence, activities have been established to improve the skills of teachers of physics and mathematics through the work of the ZFTSH curriculum and the system of continuing education courses held annually at MIPT.

Текст научной работы на тему «Исследование работы с одаренными школьниками в дистанционной форме на примере работы Заочной физико-технической школы»

УДК 37

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-8-129-134

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ЗАОЧНОЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

А. С. Кочерова

Московский физико-технический институт (государственный университет), Долгопрудный

Проведено методическое изучение процесса дистанционного обучения большого количества одаренных школьников по дополнительным общеразвивающим программам. Проанализирована актуальность дистанционных форм обучения, рассмотрены вопросы системной работы с одаренными школьниками, проблемы дополнительного образования и наиболее перспективные формы работы с учащимися, проявляющими интерес к естественно-научным дисциплинам. Описана созданная и внедренная Заочной физико-технической школой (ЗФТШ) профильная дополнительная образовательная среда для старшеклассников, способствующая развитию их интеллектуального потенциала и формированию у них потребности к продолжению самообразования, и формат работы с учителями; приводятся преимущества работы на онлайн-платформе. Сформулированы результаты реализации дополнительных образовательных программ ЗФТШ и приведены методические рекомендации по организации дистанционного обучения школьников по дополнительным общеразвивающим программам естественно-научного профиля.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дополнительные общеразвивающие программы, заочная школа, онлайн-обучение, одаренные дети.

Актуальность исследования. Вопрос системной работы с одаренными школьниками возник в связи с социально-экономическими переменами в стране. Экономика модернизируется, значимость интеллектуального потенциала человека возрастает. Возникает необходимость поддержки талантливой молодежи, организации системы поиска и сопровождения одаренных детей.

В работе М. А. Червонного [1] поднимается вопрос о дополнительном образовании как условии развития одаренности детей. Его исследования показали, что «не раскрыт значительный потенциал развития одаренных детей в системе дополнительного физико-математического образования, являющегося, по мнению все большего числа исследователей, исключительно важным. Таким образом, проблема выявления возможных направлений совершенствования системы физико-математического образования, ориентированной на развитие одаренных (способных) учащихся, является весьма актуальной». В практике развивающегося на базе высших учебных заведений дополнительного физико-математического образования проявляются примеры создания новых методик и технологий, направленных на выявление и сопровождение одаренных школьников [2, 3], включая дистанционные формы [4].

Актуальность дистанционных форм обучения в России связана также и с тем, что территория России огромная, а научно-технические центры сосредоточены в основном в крупных городах. Так, например, на базе Томского государственного университета реализуется проект «Использование по-

тенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития открытого образовательного пространства региона» [3]. Одним из возможных способов повышения качества образования, по мнению авторов, может быть взаимодействие студентов и школьников через преемственность и волонтерство, когда бывшие выпускники школ - студенты и аспиранты ведут консультации в своей школе. Этот вид взаимодействия также положен в основу системы Заочной физико-технической школы МФТИ.

Проблемы. В Концепции развития дополнительного образования детей [5] отмечается, что доступность и качество дополнительного образования детей сильно отличаются в разных субъектах Российской Федерации и говорится о том, что проблема доступности дополнительного образования, а также работа с одаренными детьми могут быть решены с помощью внедрения дистанционных форм обучения.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [6] под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Еще одной важной проблемой в работе с одаренными школьниками является кадровая проблема, сформулированная в Концепции развития математического образования [7]: «В Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей обра-

зовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся». Необходимо формирование интегрированного образовательного пространства дополнительного образования в подготовке педагогов, такое, как, например, организованное на базе Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования при Томском государственном педагогическом университете [8].

Сложившаяся в ЗФТШ система повышения квалификации педагогов факультативных групп также направлена на оказание методической помощи педагогам и показывает связь образования с прикладными современными направлениями разработок и исследований.

Гипотеза. Подход, используемый при дистанционном, в частности онлайн-обучении в Заочной физико-технической школе МФТИ, описанный ниже, с разработанной методикой и правильно подобранными кадрами дает возможное решение поставленных проблем.

Дистанционный формат обучения позволяет развить массовый непрерывный процесс самообучения, практически не зависящий от временных и пространственных данных. Мы согласны с мнением, что для стимулирования дальнейшего развития онлайн-образования необходимо прилагать все больше усилий к обеспечению успеха каждого учащегося, а не к наращиванию материальных ресурсов [9]. Б. Левин считает, что «дистанционное образование широко пропагандировалось и было принято во многих странах, но не хватает данных, демонстрирующих, насколько эти программы компенсируют неравенство в высшем образовании, возникающее в первую очередь по пространственным причинам» [10]. Все это указывает на важность развития дистанционного образования и актуальность его внедрения в процесс дополнительного обучения школьников.

Заочная физико-техническая школа МФТИ была основана в 1966 году с целью создания профильной дополнительной образовательной среды для старшеклассников, интересующихся физикой, математикой, информатикой и химией, способствуя развитию их интеллектуального потенциала и формированию у обучающихся потребности к продолжению образования и самообразованию, а также для оказания помощи педагогам школ. Профильное дополнительное образование в ЗФТШ направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса и ставит перед собой следующие задачи:

- выявление обучающихся в общеобразовательных учреждениях РФ, имеющих склонности и

способности к физике и математике и желающих совершенствовать свои знания по этим предметам, оказание им квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении знаний по физике и математике;

- развитие у обучающихся интуиции, формально-логического мышления, навыков моделирования, использования математических методов для изучения смежных дисциплин, понимания физической стороны применяемых математических приемов, воспитание научной культуры;

- формирование в процессе обучения познавательной активности, умения приобретать и творчески распоряжаться полученными знаниями, потребности к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельной работы;

- оказание научно-методической помощи учителям общеобразовательных учреждений в проведении факультативных занятий по физике и математике, способствуя повышению уровня и качества базового образования.

Решение. Программа и методика ЗФТШ шлифовались многие годы, хорошо зарекомендовали и оправдали себя, но продолжают изменяться и совершенствоваться каждый год. Над созданием учебно-методических пособий работают преподаватели кафедр высшей математики, общей физики, информатики и департамента химии МФТИ, имеющие большой опыт работы с одаренными школьниками. Все авторы работают или в недавнем прошлом работали в общеобразовательных школах и хорошо знакомы со школьной программой, многие являются экспертами ЕГЭ, некоторые членами методической комиссии Всероссийской олимпиады, все являются действующими научными работниками, поэтому преподносят материал именно в той форме и с той степенью доступности изложения, с которой это необходимо.

Одной из отличительных особенностей ЗФТШ является плотный контакт учащегося со своим преподавателем. К каждому ученику на все годы обучения прикрепляется преподаватель - студент, выпускник или аспирант МФТИ, как правило, из того же региона, что и учащийся, в прошлом сам окончивший ЗФТШ. Он тесно контактирует со своим учеником, проверяет задания, указывает на ошибки, составляет подробную рецензию, рассказывает о своей учебе в МФТИ. Таким образом, учащийся всегда имеет возможность задать преподавателю вопрос, он видит реальный пример, которому может последовать, узнает особенности обучения в вузе из первых рук, а преподаватель может предложить дополнительный набор задач, если видит, что у учащего есть пробелы в той или иной теме. ЗФТШ - это уникальная возможность для студентов и аспирантов попробовать себя на

педагогическом поприще, а для школьников закладывает азы четкости формулировок и основы стройности изложения своих мыслей.

Благодаря современным технологшшвЗФ ТШ работает субботний онлайн-лекторий. Авторы -составители заданий чатаютанпайн-лекции, во время которых слушатели могут задать вопрос по заданиям, а впоследстели тсе неьщии доснпны в записи в течение дальнейшего обучения.

В 2016 г. разработанапрлнцпплзльнл нав% технологическая онлайн-платформа, позволяющая перевести полностью огцоцесз с бнсены- в онцдйн-формат. Примерно треть школьников-заочников в 2018 г. проходят обучеоиетаким оСн;ыом. Пеуеход на онлайн-платформу имеет следующие преимущества:

- удобство для всех участников обучения (школьников, преподаваФЗлеН,метвдистов, адыи-нистраторов);

- быстрота и доступность;

- автоматизация большого числа процессов, связанных с обучением (учет, статистика,конт-роль, расчет зарплаты, журнал, уведомления);

- расширение возможностей (видеолекции, он-лайн-тесты, банк задач);

- масштабируемость.

Формы обучения, сущескаующке к ЗФТШ,ко-гласуются с Концепцией развития одаренности [11]: индивидуальное обучуииечли тбузонтовма-лых группах по программам творческого развития в определенной области; очко-заочаыы школы.

Ежегодно ЗФТШ проводит обучение по программам повышения квалификатии учитткейфи-зики и математики «Углубленное изучение физики и математики в 8-11 классах в условиях реализации ФГОС». Обучение происходит как в очном, так и в онлайн-форматах.

Отсутствие платы а обучение, широкий охват, использование современных технологий (онлайн-формат) делают возможным для любого школьника из самого удаленного уголка России получение качественного образования при желании улучшать свои знания.

Результаты. За последние восемь лет работы ЗФТШ наблюдается стабильная положительная динамика количества учащихся (рис. 1).

Подготовка в ЗФТШ помогает учащимся в эффективном усвоении материала, успешном учал стии в перечневых олимпиадах и, как следствие, поступлении в лучшие технические университеты страны и регионов. Так, в 2018 г. около 40 % учащихся очно-заочного отделения ЗФТШ поступили в десятку лучших технических университетов России, 36 % же заняли бюджетные места в лучших вузах своего региона. Заметна положительная динамика с 2010 г. (31 % поступивших в топ-10 ву-

1НЮ0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис . 1. ДинамикаучащихсяЗФТШ 2010-2018гг.

зов). В среднем каждый десятый учащийся факуль-татлвтой труппы Т°ГТШ поступает в МФТИ

(рис. 2).

2018

Рис . 2 . Поступление выпускников ЗФТШ в вузы в 2018 г .

Практически все выпускники очно-заочного отделения ЗФТШ поступили на бюджетные места в вузы (около 90 %). На рис. 3 представлено распределение учащихся ЗФТШ по регионам на начало 2018-2019 учебного года.

Выводы. В процессе обучения у учащихся ЗФТШ формируется познавательная активность, потребность к научно-исследовательской деятельности, что поможет им самоопределиться, выбрать будущую специальность еще до вступительных экзаменов и в дальнейшем успешно учиться в вузах. У учащихся ЗФТШ развивается умение приводить знания в систему и обобщать их, самостоятельно справляться с трудными задачами, доводить нача-тоеикштдокогишкащогт конца.Роботвнадзадааи-ем, очный зачет, олимпиады, конкурсы, тестирования - все это учит прим енять знания в любом творческом процессе. Кроме того, учащимися приобретается ценный опыт оформления своей работы.

Успех школы обусловлен многими факторами, но одним из главных являются люди, которые в ней работают. Их высокий профессионализм, ответственность и неравнодушное, неформальное

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 8 (197)

Учащиеся ЗФТШ, проживающие за пределами России:

Количество учащихся ЗФТШ, проживающих в регионе:

1-10 учеников

10-100 учеников

100-200 учеников

200-300 учеников

300-500 учеников

| >500 учеников

отношение к работе позволяютЗФТШужестолько лет быть лидером в своей сфере. В ЗФТШ работают методисты, которые фактически выполняют функции классного руководителя. К ним можно обратиться сх^к^б^ы]^^ вощюсомилт зофуднениум, и они обязательно ответят и помогут. Методист сле-дитзасвоетременяостьювыполнонш! работ, каме-ством их проверки, общается с учениками, родите-лелв, ррелидавстелячии авторами затвний.

Практически отработана общефедеральная система оврораи обечения талантJшвc>ИдсоедeелI на этапе довузовского дополнительного образования и, пвсоществ, тваажена дентельаоять оо совер-

Учащиеся ЗФТШ, проживающие в городах федерального значения:

Страна Кол-во учеников Город Кол-во учеников

Армения 1 Москва 2963

Беларусь 56 Санкт-Петербург 209

Казахстан 75 Севастополь 9

Латвия 2

Узбекистан 6

Дальнее зарубежье 38

Рис. 3. Учащиеся ЗФТШ на карте России

шенствованию мастерства учителей физики и математики через работу по учебным программам ЗФТШ и систему курсов повышения квалификации, ежегодно проводимых ЗФТШ МФТИ. Данную систему можно легко масштабировать с учетом использования онлайн-технологий.

Методические рекомендации по обучению можно объединить в три смысловые группы: качественные учебно-методические вматериалы, тесное взаимодействие в цепочке: учащийся - преподаватель - методист - родитель, удобство, эффективность, масштабируемость, технологичность он-лайн-платформы.

Списоклитературы

Червонный М . А . Дополнительное физико-математическое образование как условие развития одаренности детей // Вестник Томского государственногоуниверситета. 2017 . №425. С. 198-202. D0l:10 .17223/15617793/425/26

Попов А . А. , Ермаков С . В . , Аверков М . С . , Глухов П . П . Новые контексты и перспективы практик дополнительного образования в обла-стиматематики//Философияобразования. 2017. №2. С . 119-129. DOI: 10 .15372/PHE20170215

Румбешта Е . А. , Тютерев В . Г. , Червонный М . А. Пути повышения качества физического образования учащихся профильных школ г . Томска // Вестник Томского гос. пед .ун-та (TSPU Bulletin) .2011. № 115 .С . 197-202 .

Gazizov T , Prishepa T , Chervonnyy M . Development and Support of E-Learning Systems in Tomsk State Pedagogical University // Handbook of Research on Estimation and Control Techniques in E-Learning Systems / Compiled by V. Mkrttchian, A. Bershadsky, A. Bozhday, M . Kataev, S . Kataev. IGI Global Publ ., 2016 . URL: https://www. igi-global .com/chapter/e-design-and-e-development-of-real-estate-services-in-russia/142462 (дата обращения: 05 10 2017)

5 . Концепция развития дополнительного образования детей // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации . URL:

Мф://минобрнауки . рф/проекть|/404/файл/3414/концепция%20развития%20дополнительного%20образования%20детей . pdf (дата обращения: 29 .02 .2016) .

6 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 .12 .2012 N 273-Ф3 // Консультант Плюс . URL: http://www. consultant .

ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27 .09 .2017) .

7 . Концепция развития математического образования в Российской Федерации // Сайт Федерального института развития образования .

URL: http://www.firo . ru/wp-content/uploads/2014/12/Concept_mathematika . pdf (дата обращения: 27 .09 .2017) .

8 . Червонный М . А. Педагогическое сопровождение подготовки будущих педагогов на основе наставничества в интегрированном образо-

вательном пространстве высшего педагогического и дополнительного образования // Вестник Томского государственного университета . 2018 . № 432 . С . 199-204. DOI: 10 . 17223/15617793/432/26

9 . Келли П . , Коутс Х ., Нейлор Р . Онлайн-образование: путь от участия к успеху // Вопросы образования . 2016 . № 3 . С . 34-58. DOI:

10 . 17323/1814-9545-2016-3-34-58

10 . Левин Б . Подходы к равенству в политике непрерывного образования // Вопросы образования . 2004. № 1. С . 24-65.

11. Богоявленская Д . Б . Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования . 2004. № 2 . С . 46-68.

Кочерова Анна Сергеевна, кандидат физико-математических наук, директор ЗФТШ МФТИ, Московский физико-технический институт (государственный университет) (пер. Институтский, 9, Долгопрудный, Россия, 141700). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 25.08.2018.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-8-129-134

THE RESEARCH OF THE DISTANCE FORM WORK WITH GIFTED SCHOOLCHILDEN ON THE EXAMPLE OF CORRESPONDENCE PHYSICS AND TECHNOLOGY SCHOOL

A. S. Kocherova

Moscow Institute of Physics and Technology (State University), Dolgoprudny, Russian Federation

The article considers a methodical study of the distance learning process of a large number of gifted schoolchildren for additional general developmental programs. The author has analyzed the relevance of distance learning, the issues of systematic work with gifted schoolchildren, the supplementary education problems and the most perspective forms of work with children interested in natural science disciplines. The article presents the description of the profile supplementary educational environment for high school students, created and implemented by the Correspondence Physics and Technology School (ZFTSH), contributing to the development of their intellectual potential and their need to continue self-education, and the format of working with teachers. The author has determined the advantages of working on the online platform. The article contains the formulation of the additional educational ZFTSH programs implementation results. The methodological recommendations on the organization of distance learning for students on additional general development programs of natural sciences consist of three part: (1) high-quality educational and methodical materials; (2) the chain of close interaction: child - teacher - methodologist - parent; (3) convenience, efficiency, scalability, manufacturability of the online platform. ZFTSH represents the general federal system of selection and training of talented youth at the stage of pre-university supplementary education and, in essence, activities have been established to improve the skills of teachers of physics and mathematics through the work of the ZFTSH curriculum and the system of continuing education courses held annually at MIPT.

Key words: distance learning, additional general development programs, correspondence school, online education, gifted children.

References

1. Chervonnyy M .A . Dopolnitel'noye fiziko-matematicheskoye obrazovaniye kak usloviye razvitiya odarennosti detey [Supplementary education in physics and mathematics as a condition for the development of gifted children's abilities] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta -Tomsk State University Journal, 2018, no . 425, pp . 198-202 . DOI: 10 . 17223/15617793/425/26 (in Russian) .

2 . Popov A. A. , Ermakov S . V. , Averkov M . S . , Glukhov P. P. Novyye konteksty i perspektivy praktik dopolnitel'nogo obrazovaniya v oblasti matematiki

[New contexts and perspectives of the practices of additional education in Mathematics] . Filosofiya obrazovaniya - Philosophy of Education, 2017, no . 2, pp . 119-129 . DOI: 10 . 15372/PHE20170215 (in Russian) .

3 . Rumbeshta E . A ., Tyuterev V. G . , Chervonnyy M . A. Puti povysheniya kachestva fizicheskogo obrazovaniya uchashchikhsya profil'nykh shkol g .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tomska [The ways of increase quality physical education schoolchildren the profile schools] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no .115, pp . 197-202 (in Russian) .

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2018. 8 (197)

4 . Gazizov T., Prishchepa T. , Chervonnyy M . Development and Support of E-Learning Systems in Tomsk State Pedagogical University. Handbook

of Research on Estimation and Control Techniques in E-Learning Systems. Compiled by V. Mkrttchian, A. Bershadsky, A. Bozhday, M . Kataev, S . Kataev. IGI Global Publ ., 2016 . URL: https://www. igi-global .com/chapter/e-design-and-e-development-of-real-estate-services-in-russia/142462 (accessed 5 October 2017) .

5 . Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [The Conception of the children supplementary education development] . Sayt

Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [The web site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation] (in Russian) . URL: http://MMHo6pHayKM . p^/npoeKTw/404/^aMn/3414/KOHqenqMa%20pa3BMTMa%20flononHMTenbHoro%20o6pa3OBaHMa%20fleTeM . pdf (accessed 29 February 2016) .

6 . Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29 . 12 .2012 No . 273-FZ [Federal Law «On Education in the Russian Federation»

of 29 December 2012 No. 273-FZ] . ConsultantPlus [ConsultantPlus] (in Russian) . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed 27 September 2017) .

7 . Kontseptsiya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [The conception of the development of mathematical education

in the Russian Federation] . Sayt Federal'nogo instituta razvitiya obrazovaniya [The web site of the Federal Education Development Institute] . 2014 (in Russian) . URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/12/Concept_mathematika.pdf (accessed 27 September 2017) .

8 . Chervonnyy M . A. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye podgotovki budushchikh pedagogov na osnove nastavnichestva v integrirovannom

obrazovatel'nom prostranstve vysshego pedagogicheskogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya [Pedagogical support for the future teachers training based on mentoring in the integrated educational space of higher pedagogical and supplementary education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2018, no . 432, pp . 199-204. DOI: 10 .17223/15617793/432/26 (in Russian) .

9 . Kelly P. , Coates H . , Naylor R . Onlayn-obrazovaniye: put' ot uchastiya k uspekhu [Leading online education from participation to success] . Voprosy

obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2016, no . 3, pp . 34-58. DOI: 10 .17323/1814-9545-2016-3-34-58 (in Russian) .

10 . Levin B . Podkhody k ravenstvu v politike nepreryvnogo obrazovaniya [Approaches to equality in the policy of continuous education] . Voprosy

obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2004, no 1, pp 24-65 (in Russian) 11. Bogoyavlenskaya D . B . Rabochaya kontseptsiya odarennosti [The operational concept of giftedness] . Voprosy obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2004, no 2, pp 46-68 (in Russian)

Kocherova A. S., Moscow Institute of Physics and Technology (State University) (per. Institutskiy, 9, Dolgoprudny, Moscow Region, Russian Federation, 141700). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.