Научная статья на тему 'Разработка и внедрение в учебный процесс электронного стенда проводящих путей зрительного анализатора'

Разработка и внедрение в учебный процесс электронного стенда проводящих путей зрительного анализатора Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА / ПОРАЖЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА / ЭЛЕКТРОННАЯ СХЕМА / ИННОВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шпота Р.А., Смородина А.А.

В данной статье рассмотрены методы обучения, которые используются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 3+. Также приведены этапы и результаты проделанной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE ELECTRONIC STAND OF THE CONDUCTING WAYS OF THE VISUAL ANALYZER

This article discusses teaching methods that are used in accordance with the federal state educational standard 3+. Also shown are the steps and results of the work done.

Текст научной работы на тему «Разработка и внедрение в учебный процесс электронного стенда проводящих путей зрительного анализатора»

УДК 001.816 ББК 56.7

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ЭЛЕКТРОННОГО СТЕНДА ПРОВОДЯЩИХ ПУТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

ШПОТА Р.А., СМОРОДИНА А.А. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: regina.shpota@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассмотрены методы обучения, которые используются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 3+. Также приведены этапы и результаты проделанной работы.

Ключевые слова: проводящие пути зрительного анализатора, поражения зрительного нерва, электронная схема, инновации в учебном процессе.

Актуальность. За всё время учёбы в университете для студентов главной проблемой было и остается освоение огромного количества сложной, но важной информации. Существует множество давно известных методик для того, чтобы было проще воспринять и усвоить материал. Например, ассоциативное мышление, использование сокращений, аббревиатур, но, безусловно, эти способы запоминания подходят не для всей информации. Также немаловажную роль в обучении играет преобладающий вид памяти. В научном обществе доказано, что у 60% людей лучше развита зрительная память, что доставляет сложность в восприятии огромного количества информации,

предоставленной лишь в виде текста. Именно для облегчения процесса получения качественных знаний необходимо улучшать формат обучения.

Так как в современном мире происходит стремительное развитие процессов

глобализации технологий и науки, в связи с этим совершенствуются и методы обучения [1]. Внедряются новые технологии в учебный процесс, становится возможным заниматься исследовательской деятельностью с их помощью, что делает процесс более наглядным, способствует углубленному усвоению материала, студенты имеют возможность самостоятельно изучить теоретическую часть вопроса, а на занятиях применить полученные знания на практике [4, 5, 6]. Однако не все приспособления доступны для их демонстрации или использования в ходе практического применения теоретических знаний, что, в большинстве случаев, обусловлено

экономическим аспектом. Например, в офтальмологии для изучения поражения волокон зрительного нерва очень удобен светодиодный макет, на котором четко видно, как зависит поле зрения от места поражения проводящего пути зрительного анализатора. Студенты могут наглядно ознакомиться с изложенной в тексте информацией, что, несомненно, укрепит их знания по данному вопросу. Но цена такого полезного изобретения, почти достигающая семидесяти тысяч рублей, не позволяет включить его использование в учебный процесс.

Цель работы. Так как не все плоды деятельности современной науки доступны для всеобщего пользования, то группа студентов 3 курса лечебного факультета Южно-Уральского государственного медицинского университета решила собственноручно изготовить электронный стенд проводящих путей зрительного анализатора. Данный макет будет не только бюджетной версией имеющегося в продаже учебного стенда, но также поможет в освоении информации, затрагивающей тему поражения проводящих путей зрительного анализатора, посредством зрительной памяти.

Материалы и методы. В ходе работы были использованы различные, легкодоступные материалы. В качестве каркаса для макета мы использовали листовой пластик, на которой размещены макеты глаза и коры головного мозга, выполненные в технике папье-маше (рис. 1), зрительные пути, выложенные нитями и фиксированные на клей (рис. 2).

Кроме того, на макете планируется сделать электронную схему, включающую в себя

светодиоды, расположенные по

предполагаемым зонам выпадения поля зрения, резисторы, стеклотекстолит, припой, флюс, а также реле, выведенные в виде кнопок, рядом с местами поражения путей зрительного нерва, при использовании которых светодиоды будут гаснуть в определенной зоне.

Были разобраны и точно представлены такие сложные моменты, как ход волокон зрительного нерва в хиазме (рис. 3), в коленчатых телах и в зрительной лучистости.

Рис. 1. Выполнение фигур глаза в технике папье-маше

Рис. 3. Схема хода зрительных волокон в хиазме [2].

В дальнейшем, также будет представлена зависимость выпадения полей зрения от локализации поражения волокон зрительного нерва. Это будет сделано при помощи светодиодных лампочек, которые, при определении места патологии проводящего пути, обозначенного кнопкой, будут гаснуть (рис. 4).

Рис. 2. Фиксирование нитей, имитирующих волокна проводящих путей зрительного анализатора.

Результаты исследования. Во время изготовления макета было изучено и проанализировано множество источников литературы, для того, чтобы воссоздать наиболее близкую к реальности схему проводящих путей зрительного анализатора.

Рис. 4. Нарушение полей зрения при повреждении участка зрительного пути [3]

Список литературы

1. Куренков Е.Л. Роль управления в сопровождении самостоятельной работы обучающихся / Е.Л. Куренков, Л.А. Драчук, П.Э. Драчук и др. // Сборник материалов IXвнутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 70-75

2. Морозов В.И. Заболевания зрительного пути: Клиника. Диагностика. Лечение / В.И. Морозов, А.А. Яковлев. - М.: Издательство БИНОМ, 2010. - с. 129-140

3. Никифоров А.С. Нейроофтальмология /А.С. Никифоров, М.Р. Гусева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - с. 220-243

4. Фортыгина Ю.А. Практические навыки, доступные для освоения в СНК кафедр хирургического профиля, для будущих хирургов /Ю.А. Фортыгина, А.С. Шуляковская, А.В. Чукичев и др. // Сборник материалов IXвнутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 129-133

5. Чемякина А.С. Создание и использование анатомического муляжа кровоснабжения органов верхнего этажа брюшной полости и забрюшинного пространства в образовательном процессе /А.С. Чемякина, Р.Я. Мигранова, А.В. Чукичев и др. // Сборник материалов IX внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 139-142

6. Чукичев А.В. Создание и использование анатомического муляжа кровоснабжения органов верхнего этажа брюшной полости и забрюшинного пространства в образовательном процессе /А.В. Чукичев, Е.Л. Куренков, В.А. Поздеева и др. // Сборник материалов IX внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 142-147

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE ELECTRONIC STAND OF THE CONDUCTING WAYS OF THE VISUAL ANALYZER*

SHPOTA R.A., SMORODINA A.A. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: regina.shpota@mail.ru

Abstract

This article discusses teaching methods that are used in accordance with the federal state educational standard 3+. Also shown are the steps and results of the work done.

Keywords: visual analyzer pathways, optic nerve lesions, electronic circuit, innovations in the educational process.

* Научные руководители: к.м.н., доц. Тур Е.В., к.м.н., доц. Пешиков О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.