Научная статья на тему 'Участие студентов ЮУГМУ в универсиаде по хирургии как возможность приобретения навыков универсального врача-хирурга'

Участие студентов ЮУГМУ в универсиаде по хирургии как возможность приобретения навыков универсального врача-хирурга Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИРОГОВ Н.И. / ХИРУРГИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ / РУДН / ЮУГМУ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Медведева М. А., Шуляковская А. С., Белова Ю. К.

Хирургия в России начинает развиваться в конце XVIII века. Важную роль в ее развитии сыграл Пирогов Н.И. Именно он начал широко внедрять в практику обучение будущих хирургов с использованием трупного материала, с целью улучшения их профессиональных навыков. На сегодняшний день такой метод обучения остается актуальным, и более того стали широко внедряться различные учебные олимпиады и конкурсы по хирургии, способствующие подготовке и повышению мотивации к обучению студентов. 6 октября 2018 года члены студенческого научного кружка кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России приняли участие в III всероссийской универсиаде по хирургии с международным участием, приуроченной к 55-летию кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии имени И.Д. Кирпатовского, проходившей в ФГАОУ ВО РУДН (г. Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Медведева М. А., Шуляковская А. С., Белова Ю. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF STUDENTS FROM FSBEI HE SUSMU IN THE SURGICAL UNIVERSIADE AS A POSSIBILITY TO PURCHASE THE SKILLS OF A UNIVERSAL SURGEON

Surgery in Russia begins to develop at the end of the XVIII century. An important role in its development was played by Pirogov N.I. He began to widely introduce into the practice the training of future surgeons using cadaveric material, with the aim of improving their professional skills. Today this method stays relevant, and moreover, various surgical Olympiads and competitions become widely introduced, for the purpose of to preparate and to motivate students. On October 6, 2018, members of the student scientific society of the Department of Anatomy and Operative Surgery in FSBEI HE SUSMU took part in the 3rd Universiade of surgery that was held at the RUDN University (Moscow).

Текст научной работы на тему «Участие студентов ЮУГМУ в универсиаде по хирургии как возможность приобретения навыков универсального врача-хирурга»

УДК 378.147.016-054.6:616-089 ББК 54.5

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ ЮУГМУ В УНИВЕРСИАДЕ ПО ХИРУРГИИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАВЫКОВ УНИВЕРСАЛЬНОГО ВРАЧА-ХИРУРГА

МЕДВЕДЕВА М.А., ШУЛЯКОВСКАЯА.С., БЕЛОВА Ю.К. ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

Хирургия в России начинает развиваться в конце XVIII века. Важную роль в ее развитии сыграл Пирогов Н.И. Именно он начал широко внедрять в практику обучение будущих хирургов с использованием трупного материала, с целью улучшения их профессиональных навыков. На сегодняшний день такой метод обучения остается актуальным, и более того стали широко внедряться различные учебные олимпиады и конкурсы по хирургии, способствующие подготовке и повышению мотивации к обучению студентов. 6 октября 2018 года члены студенческого научного кружка кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России приняли участие в III всероссийской универсиаде по хирургии с международным участием, приуроченной к 55-летию кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии имени И.Д. Кирпатовского, проходившей в ФГАОУ ВО РУДН (г. Москва).

Ключевые слова: Пирогов Н.И., хирургия, студенческие олимпиады, РУДН, ЮУГМУ.

Актуальность. Хирургия в России начинает развиваться в конце XVIII века. Развитию хирургической науки способствовало учреждение медико-хирургических академий в Петербурге и Москве (1798). На начальных этапах развития хирургии в России основным камнем преткновения на пути постижения этой нелегкой науки было отсутствие литературы для обучения на русском языке. Первые учебники были написаны Загорским П.А. (1764-1846) - по анатомии и Бушем И.Ф. (1771-1843) - по хирургии. И долгое время это были настольные книги каждого студента, обучающегося хирургии [6, 10].

Начало XIX века знаменуется появлением великого человека - Николая Ивановича Пирогова - русского хирурга и анатома, естествоиспытателя и педагога, создателя первого атласа топографической анатомии и других пособий по хирургии, основоположника военно-полевой хирургии, основателя анестезии. В годы обучения этого талантливого врача анатомия и хирургия постигались лишь по книгам. "Итак я окончил курс, - пишет Пирогов в "Дневнике старого врача", - не делая ни одной операции, не исключая кровопускания и выдергивания зубов, и не только на живом, но и на трупе не сделал ни одной операции... Ни одного химического препарата в натуре. Вся

демонстрация состояла в черчении на доске" [3, 11].

В 18 лет он окончил медицинский факультет Московского университета и по рекомендации своего учителя Мухина Е.О. был направлен для продолжения образования вначале в институт в Дерпт, а позже в Германию. В Берлине Николай Иванович учился у Шлемма Фр. анатомии и оперативной хирургии на трупах, у Руста И. слушал клинические лекции по хирургии, у Грефе К. практиковал в хирургической и глазной клиниках, занимался оперативной хирургией в клинике Диффенбаха И.

Уже тогда Пирогов понимал значимость преподавания анатомии и хирургии для будущих хирургов с использованием трупного материала. Он считал, что только изучая на трупе, а не по книгам анатомию человека, хирург в полной мере будет владеть необходимыми знаниями о взаимном расположении анатомических структур: "Пусть анатом до мельчайших подробностей изучит человеческий труп. И все-таки он никогда не будет в состоянии обратить внимание учащихся на те пункты анатомии, которые для хирурга в высшей степени важны, а для него могут не иметь ровно никакого значения" [5, 7].

Вскоре он сам ввел в свою преподавательскую деятельность практические занятия с использованием трупного материала,

студенты вместе с ним могли оттачивать свои хирургические навыки, прежде чем они начинали оперировать на живых людях.

Этот принцип воспитания будущих хирургов сохранился и до наших дней. Сегодня в каждом медицинском университете нашей страны студенты имеют возможность вступать в студенческие научные кружки при кафедрах. Они дают возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедры, повышают уровень научной, а также качество профессиональной подготовки студентов. Многие кафедры предоставляют возможность тренировки практических навыков будущего врача. Так в СНК кафедры анатомии и оперативной хирургии Южно-Уральского государственного медицинского университета г. Челябинска студенты имеют возможность отрабатывать свои хирургические навыки сначала на специальных тренажерах, имитирующих живые ткани, а затем при достаточном уровне теоретический и практической подготовки - на кадаверном материале, представляющем биологический материал от животных [4, 12]. Для закрепления этих навыков студенты приглашаются к участию в студенческих олимпиадах различного уровня.

На сегодняшний день проводится довольно много различных олимпиад по хирургии, они не только отличаются по направлениям, но и количеством конкурсов и участников в одной команде. Так, например, на Московской (всероссийской) студенческой олимпиаде по хирургии им. акад. М.И. Перельмана обычно организуются как минимум 9 конкурсов на региональном этапе, а на финальном этапе их становится еще больше, но в то же время и количество участников одной команды составляет более 10-12 студентов. Данная олимпиада проводится уже много лет, всероссийской она стала с 1998 года. Так как на ней много конкурсов и проводятся они в одно и то же время, то и бригад по направлениям от одного ВУЗа участвует несколько, следовательно каждая бригада заточена под определенное направление хирургии [1, 2, 8, 13]. Поэтому сегодня создаются такие олимпиады, благодаря которым подготавливались бы более универсальные хирурги.

Одна из таких интересных олимпиад проводится в ФГАОУ ВО РУДН (г. Москва). Универсиада включает в себя 3 этапа, в которых участвую только три студента, выполняющих

кишечный, сосудистый и шов сухожилия. Кроме того, эта же бригада студентов показывает свое мастерство в технике эндоскопического шва и вязания хирургических узлов.

В 2018 году в стенах ФГАОУ ВО РУДН (г. Москва) на III всероссийской универсиаде по хирургии с международным участием, приуроченной к 55-летию кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии имени И.Д. Кирпатовского ФГБОУ ВО ЮУГМУ, Минздрава России представляли три студента, занимающихся в студенческом научном кружке кафедры анатомии и оперативной хирургии. На первом этапе необходимо было выполнить шов сухожилия, показать технику вязания хирургических узлов на скорость и уровень теоретической подготовки. В конкурсе шов сухожилия выбирался методом жеребьевки один из трех именных швов, таких, как шов по Кюнео, Казакову-Розову, Кракову. Учитывались такие параметры, как время выполнения шва, целостность сухожильного ствола, то есть визуальное отсутствие отрывов сухожильных пучков, соответствие осей сухожилия, состоятельность шва при подвешивание к сухожилию груза 2,5 кг. В конкурсе вязание хирургических узлов предполагалось вязание "косички" руками и лапароскопически, для создания более реальных условий это действие производилось в перчатках. "Косичка" при формировании узлов руками вязалась на одной нити "Шелк 3/0 75 см", все члены команды вязали в течении 30 секунд, сменяя друг друга, таким образом, создавалась общая "косичка" трех участников. На лапароскопическом тренажере давалось 2 минуты каждому участнику, и формирование узлов происходило параллельно на трех тренажерах. За дефект косички учитывались нахлест узла на узел, или отверстие, в которое проходила спичечная головка, длина "косички" считалась до дефекта. Максимальные пять баллов за конкурс получала команда, сформировавшая наиболее длинную "косичку", у остальных команд балл рассчитывался как отношение длины "косички" команды к самой длинной " косичке" умноженное на 5. Таким образом, команды получали пропорциональное длине " косички" количество баллов. В конкурсе теории проводилось компьютерное онлайн-

тестирование, участники должны были ответить на 45 вопросов из базы данных USMLE. Сложность подготовки заключалась в том, что

данные тесты были представлены на английском языке.

Во второй этап универсиады прошло 10 команд из 20. Второй этап состоял из конкурсов сосудистого шва и лапароскопии. В лапароскопическом конкурсе каждому из трех участников команды предлагалось выполнить свое задание. Параллельно на трех стойках студенты выполняли три подконкурса: "трасса", "кольца", "натяжение". Смысл задания "трасса" заключался в умении управлять иглодержателем и иглой, участнику требовалось с помощью диссектора и иглодержателя провести иглу с ниткой через шурупы-кольца последовательно по ходу линии, вдоль которой были расположены шурупы. На подконкурсе "кольца" было дано две дощечки в каждой, из которых были забиты 6 гвоздей, а на шесть гвоздей одной дощечки были одеты резиновые кольца. Задача конкурса заключалась в перекладывании колец с гвоздя одной дощечки на гвоздь другой дощечки, при этом необходимо было в воздухе передать кольцо из одного диссектора в другой. При всей кажущейся легкости данного процесса, он не является таковым, зато отлично тренируется оценка понимания трехмерного пространства на двумерном плоском изображении на экране. И, наконец, задание "натяжение" было направлено на оценку навыка бережного обращения с тканями и умение завязывать интракорпоральные узлы; нужно было натянуть резинку между двумя гвоздями и завязать на резинке состоятельный узел, данную манипуляцию следовало повторить 4 раза. Каждому участнику давалось 10 минут для прохождения одного из данных заданий. В конкурсе учитывалась скорость выполнения заданий и их качество (количество пройденных шурупов-колец, количество переложенных и не выпавших из диссектора колец, состоятельность узлов).

В третий финальный этап выходило всего 5 команд лучше всего справившихся с конкурсами. Финальный этап был самым сложным и трудоемким в подготовке конкурсом. Он состоял всего из одного, но объемного задания, в котором необходимо было решить клиническую ситуацию, с выбором объема операции, написанием

предоперационного эпикриза и протокола операции, а также исполнением выбранной операции. Предполагалось выполнение проксимальной субтотальной резекции желудка с дальнейшей пластикой на усмотрение команды. Оценивалась состоятельность, герметичность и отсутствие сужения анастомоза, теоретическая обоснованность выбранной методики. Каждый шовный конкурс выполнял один из членов команды, таким образом, один и тот же участник не мог быть оператором в двух шовных конкурсах. В этом году выбор участника, который шил бы определенный конкурс, совершала сама команда, но организаторы поделились желанием усложнить универсиаду в следующем году, организовав этот выбор оператора методом жеребьевки. Поэтому тренируя все три шовных конкурса в качестве оператора, студент будет приобретать разносторонние навыки.

Данная универсиада, а также другие олимпиады по хирургии, продолжая традиции основанные еще Пироговым Н.И., опирающиеся на подготовку будущих хирургов с использованием биологического материала, являются отличной мотивацией и тренировкой для студентов, мечтающих стать хирургами. Лишь только в условиях постоянной тренировки и оттачивания своих навыков можно стать профессионалом своего дела, ведь " упражнения рождают мастерство" [9].

Список литературы

1. Белова Ю.К. Отработка техники наложения микрососудистого анастомоза по типу "конец в бок" в условиях учебной операционной / Ю.К. Белова, П.А. Джавадова, М.Р. Алипанахов и др. //Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2017. -Т. 2. - с. 105-110

2. Дыдыкин С. С. Студенческая хирургическая олимпиада - роль в образовательной траектории студента, выбравшего хирургический профиль подготовки / С.С. Дыдыкин, И.А. Усов //Медицинское образование и ВУЗовская наука. - 2015. - №1. - С. 14.

3. Ларин А.Б. Особенности организации медицинского образования от времен Н.И. Пирогова до современности /А.Б. Ларин, А.Ю. Шаманова, Н.М. Шлепотина и др. // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2. №4 (15). - С. 72-75.

4. Медведева М.А. Методика отработки операции Кимура в условиях операционной кафедры анатомии и оперативной хирургии / М.А. Медведева, О.В. Пешиков // Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2018. - с. 80-82

5. Пешиков О.В. Анатомические особенности глаз и их консервация для отработки навыков наложения хирургических швов в ходе обучения офтальмологов / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев, Е.Л. Куренков и др. // Уральский медицинский журнал. - 2018. - №02 (157). - с. 111-114

6. Пешиков О.В. Развитие хирургии и лечение ран: учебное пособие / О.В. Пешиков, А.Ю. Маркина - Челябинск: изд-во: ЮУГМУ, 2016. - 79 с.

7. Федоров В.Д. Н.И. Пирогов - "чудесный доктор"/В.Д. Федоров //Пироговские чтения. -М.: Наука, 1992. - с. 196

8. Фортыгина Ю.А. Практические навыки, доступные для освоения в СНК кафедр хирургического профиля, для будущих хирургов /Ю.А. Фортыгина, А.С. Шуляковская, А.В. Чукичев и др. // Сборник материалов IX внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 129-133

9. Чукичев А.В. Формирование базисных знаний о безопасной работе врача-хирурга в рамках деятельности студенческого научного кружка кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России / А.В. Чукичев, О.В. Жданова, Е.Л. Куренков и др. // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции "Медицина катастроф: обучение, наука и практика". - М.: ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2017. - с. 96-99

10. Штрайх С.Я. Н.И. Пирогов/С.Я. Штрайх. -М.: Книга по Требованию, 2012. - с. 160

11. Эттингер А.П. Николай Иванович Пирогов - основоположник экспериментальной хирургии / А.П. Эттингер // Вестник РГМУ. - 2014. - Специальный выпуск №5. - с. 70-74.

12. Шуляковская А.С., Медведева М.А., Бычковских В.А., Чукичев А.В., Пешиков О.В. Обучение студентов технике выполнения операции Бриккера // Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2018. - с. 119-121

13. Dydykin S. The role of student surgical interest groups and surgical olympiads in anatomical and surgical undergraduate training in Russia /S. Dydykin, M. Kapitonova //Anatomical Sciences Education. - 2015. - Т. 8. №5. - С. 471-477.

PARTICIPATION OF STUDENTS FROM FSBEI HE SUSMU IN THE SURGICAL UNIVERSIADE AS A POSSIBILITY TO PURCHASE THE SKILLS OF A UNIVERSAL

SURGEON

MEDVEDEVA M.A., SHULYAKOVSKAYA A.S., BELOVA Y.K. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

Surgery in Russia begins to develop at the end of the XVIII century. An important role in its development was played by Pirogov N.I. He began to widely introduce into the practice the training of future surgeons using cadaveric material, with the aim of improving their professional skills. Today this method stays relevant, and moreover, various surgical Olympiads and competitions become widely introduced, for the purpose of to preparate and to motivate students. On October 6, 2018, members of the student scientific society of the Department of Anatomy and Operative Surgery in FSBEI HE SUSMU took part in the 3rd Universiade of surgery that was held at the RUDN University (Moscow).

Keywords: Pirogov N.I., surgery, student olympiads, RUDN University, SUSMU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.