УДК 159.9.07 ББК 63.3.2
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ХИРУРГИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ Н.В.
СКЛИФОСОВСКОГО
Ю.А. КОВАЛЕНКО, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия Ан.Д. КАЗАНЦЕВ, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья освещает традиции отечественной школы хирургии под руководством Н.В. Склифосовского, отличительной чертой которой являлся акцент на практическую сторону обучения. Обоснована актуальность такой образовательной системы и по сей день со ссылкой на студенческий научный кружок кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии ЮУГМУ в качестве примера подобного формата обучения.
Ключевые слова: образование, стандарты, навыки, хирургия, медицина, здравоохранение, Склифосовский, манипуляции, ученые, наука, ЮУГМУ, операции, олимпиады, конкурсы, СНК, конференции.
Актуальность. Современные
государственные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к практическим навыкам, которыми должен обладать студент по окончании высшего учебного заведения. В связи с этим в настоящий момент медицинские вузы ориентированы не только на обеспечение студентов качественной теоретической базой, но и на обучение практическим умениям, в частности хирургическим. Такая, направленная на поддержание практической инициативы студентов, система образования является наиболее целесообразной в условиях российского здравоохранения, где выпускник медицинского образовательного учреждения фактически сразу после окончания вуза вынужден выполнять многочисленные лечебно-диагностические манипуляции. В связи с этим проблема развития практической стороны обучения, в том числе на уровне университетов и академий, является весьма актуальной в наше время и требует как наличия клинической базы и специализированного оборудования в образовательных учреждениях, так и особого подхода к студентам со стороны преподавателей.
К решению данного вопроса можно приблизиться, обратившись к традициям Николая Васильевича Склифосовского, заслуженного российского профессора, величайшего врача девятнадцатого века, автора многочисленных трудов по хирургии и
медицине в целом. Н.В. Склифосовский фактически основал мощную отечественную школу хирургии, учениками которой были и студенты и практикующие хирурги, навсегда оставившие след в развитии российской медицины: И.К. Спижарный, М.В. Яновский, А.И. Сахаров и другие. Профессор придавал особое значение практической стороне обучения и качественно изменил структуру образовательной системы того времени, объединив теорию и практику в неразрывное целое путем приобщения своих учеников к клинической деятельности.
Н.В. Склифосовский преподавал в лучших высших образовательных медицинских учреждениях страны: в петербургской медико-хирургической академии, на кафедре хирургии Киевского университета, на кафедре хирургической патологии в императорской медико-хирургической академии, в московском университете. Студенты отмечали особую методику преподавания профессора: Н.В. Склифосовский больше, чем кто-либо другой, видел существующие пробелы в преподавании практических дисциплин и стремился восполнить их личной демонстрацией техники не только сложных операций, но и простых хирургических манипуляций [3]. При этом в основе оперативной техники Склифосовского лежали главным образом два принципа: "рассекать только то, что видишь или можешь осязать вполне ясно, и затем всякое сечение делать на основании знания анатомии" [4]. Это
свидетельствует о единстве теории и практики, к которому стремился профессор: ни одно оперативное вмешательство, по его мнению, не должно было обходиться без точного знания топографической анатомии конкретной области.
Во время преподавания в московском университете, Н.В. Склифосовский активно приобщал учеников к работе в основанной им клинике, которая была излюбленным местом его подопечных: они могли самостоятельно производить перевязки доверенным им пациентам, выполнять иные лечебно-профилактические манипуляции и даже ассистировать на операциях. Именно такая, объединявшая в себе и теоретическое обучение, и работу в условиях клинической базы, система образования явилась наиболее эффективной при подготовке специалистов.
Преподавательская деятельность профессора не ограничивалась обучением студентов медицинских образовательных учреждений. Огромное значение Н.В. Склифосовский придавал и усовершенствованию умений и знаний специалистов: профессор считал, что врачей необходимо периодически собирать для профессиональной переподготовки в соответствии с последними достижениями медицины. Будучи настоящим последователем знаменитого хирурга Н.И. Пирогова, Склифосовский правильно оценивал значение и важность для хирурга практической работы, в особенности знания военно-полевой хирургии, асептики и антисептики [3, 6]. Для этих целей он организовал учебное заведение нового типа -институт усовершенствования врачей. Кроме того, руководимая им клиника была замечательной школой не только для студентов, но и для научных работников и многих тысяч врачей, стекающихся сюда для повышения своей квалификации со всех концов России.
Также Н.В. Склифосовский, активно пропагандировавший последние научные достижения среди практикующих специалистов, создал так называемое "Общество русских врачей", проводившее заседания на различную тематику в сфере медицины с привлечением ведущих врачей и деятелей науки страны. Также по его инициативе в России впервые стали проводить периодические съезды хирургов. Наибольший резонанс имел организованный Н.В. Склифосовским XII международный съезд хирургов, прошедший в Москве в 1897 году, где присутствовали крупнейшие ученые из многих стран мира, в том числе выдающийся немецкий
физиолог Рудольф Вирхов [13, 15].
Немаловажную роль в развитии отечественной школы хирургии сыграли и специальные хирургические журналы, редактором которых был Н.В. Склифосовский: "Хирургическая летопись" и "Летопись русских хирургов" [2]. Издания освещали наиболее важные и актуальные вопросы, стоящие перед лицом практикующих врачей и пользовались популярностью даже в Европе.
Кроме того, Н.В. Склифосовский был горячим сторонником женского образования в России: благодаря его участию при медико-хирургической академии в Петербурге были открыты "Особые женские курсы для образования ученых акушерок", где женщины могли получить высшее медицинское образование [3].
Таким образом, Н.В. Склифосовский сделал огромный вклад в российскую систему образования, приблизив клиническую базу к традиционной теоретической школе. Профессор основал отечественную школу хирургии, отличительными чертами которой явились упор на практическую сторону обучения студентов и поддержание высокой квалификации специалистов путем постоянного пополнения их знаний и умений в связи с последними научными открытиями и разработками.
Традицию великого профессора Н.В. Склифосовского в наши дни поддерживает немалое количество высших медицинских образовательных учреждений, в числе которых и Южно-Уральский государственный медицинский университет. В частности, кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии ЮУГМУ с организованным здесь студенческим научным кружком предоставляет учащимся возможность совершенствовать свои практические навыки, а также содействует углубленному изучению различных разделов хирургии и медицины в целом [5].
Основными целями студенческого научного кружка (СНК) являются повышение уровня профессиональной подготовки студентов на основе развития их аналитических и креативных способностей, формирование научного системного мышления, подготовка
квалифицированных выпускников по специальностям хирургического профиля и смежных областей. В число практических умений, которыми может овладеть член СНК при качественной посещаемости и работе,
входят многочисленные навыки, а именно: вязание хирургических узлов, аподактильные методы соединения тканей, интубация трахеи, оперативные вмешательства в области травматологии, трансплантологии и многое другое [1, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16].
Члены научного кружка по достижении определенного уровня владения
хирургическими навыками получают возможность попробовать себя в различных олимпиадах по оперативной хирургии на городском, региональном и даже всероссийском уровнях. Более того, опыт участия членов научного сообщества в подобных мероприятиях показывает, что они не только составляют здоровую конкуренцию студентам ведущих медицинских ВУЗов страны, но и нередко лидируют среди других конкурсантов. В частности, на прошедшем 17-18 февраля 2016 года региональном этапе XXV всероссийской студенческой олимпиады по хирургии, так называемая "олимпийская сборная", состоящая из наиболее успешных в выполнении практических навыков участников СНК, одержала победу в нескольких конкурсах, а также заняла большое количество призовых мест.
Немаловажно, что работа студенческого научного кружка не ограничивается развитием практических умений. Огромное внимание кафедра уделяет научно-исследовательской работе. В этом проявляется одна из основных задач студенческого научного сообщества:
создание и развитие благоприятных условий для формирования профессионально-личностных компетенций студентов путем их вовлечения в научно-исследовательскую деятельность и участия в фундаментальных и прикладных исследованиях, проводимых в вузе. Кроме того кафедра содействует использованию результатов студенческих исследований в учебном процессе и поощряет интерес студентов в научной деятельности путем организации различных конференций и привлечения членов кружка к участию в мероприятиях городского, регионального и всероссийского уровня. На счету членов СНК огромное количество побед и призовых мест на конференциях, олимпиадах, конкурсах, которые и мотивируют студентов на дальнейшую научно-исследовательскую деятельность, и дают выпускникам определенные привилегии при поступлении в ординатуру.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что традиция, заложенная еще Н.В. Склифосовским неимоверно актуальна и по сей день. Ведь несмотря на то, что обучиться практическим умениям можно и в процессе послевузовского медицинского образования, и при дальнейшей врачебной деятельности, база из знаний и навыков, полученных еще на уровне университета, послужит фундаментом, на который по кирпичикам будет накладываться дальнейший опыт, порождая великих мастеров своего дела - хирургов с большой буквы.
Список литературы
1. Гизингер, О.А. Студенческое научное общество кафедры как средство повышения эффективности педагогического процесса / О.А. Гизингер, М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы I науч.-практ. конф.: сб. статей. -Челябинск: ЧелГМА, 2010. - С. 27-29
2. Ермолов А.С. Н.В. Склифосовский (К 100-летию со дня смерти) / А.С. Ермолов, М.М. Абакумов, Т.Н. Богницкая // Журнал им. Н.И. Пирогова. - 2004. - с. 70-71
3. Кованов В.В. Н.В. Склифосовский /В.В. Кованов //- М.: Медицина. - 1972. - с. 43-45
4. Кованов В.В. Хирургия без чудес. Очерки. Воспоминания/В.В. Кованов. - Москва: Советская Россия, 1986. - с. 49-52
5. Лещенко В.А. Трансплантации почки - этап подготовки к всероссийской олимпиаде по хирургии /В.А. Лещенко, А.В. Чукичев, В.А. Бычковских // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". -Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 05.02.16. - с. 71-73
6. Максимова О.Г. Тернистый путь Н.И. Пирогова к медицинскому халату, асептике и антисептике / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков // Сборник научных работ международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Светя другим, сгораю сам", посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. - Челябинск: изд-во "ЧелГМА". - 25.02.2011. - с. 14-16
7. Мезенцева, Е.А. Студенческое научное общество как начальный этап пути молодого ученого / Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, О.А. Гизингер и др. //1 международная (VIII итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2010. - С. 150-152
8. Мезенцева, Е.А. Студенческое научное общество открывает молодым учёным дверь в большую науку / Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, А.Ю. Савочкина и др. //IIмеждународная (IXитоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2011. - С. 141-143
9. Пешиков О.В. Влияние ранней научной деятельности на успешность карьеры хирурга / О.В. Пешиков, А.С. Бичурина // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского
образования - к качеству медицинской помощи ". - Изд. ГБОУ ВПО УГМУМинздрава России. - 16-21.11.2015. - с. 302305
10. Пешиков О.В. Влияние студенческого научного общества на становление профессиональной личности студента медицинского университета / О.В. Пешиков, Н.Д. Мисюкевич // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. - 16-21.11.2015. - с. 314-318
11. Пешиков О.В. Роль студенческого научного кружка в повышении качества учебного процесса медицинского ВУЗа / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы I науч.-практ. конф.: сб. статей. - Челябинск: ЧелГМА, 2010. - С. 85-87
12. Соболева Е.В. Научно-исследовательская и инновационная деятельность студентов ЮУГМУ как важный элемент в становлении врача-специалиста /Е.В. Соболева, М.Р. Туркова, О.В. Рыбакова //Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. - 16-21.11.2015. - с. 320-323
13. Таланова В.Ф. Научно-практическая конференция "Пироговские чтения" как фактор оптимизации изучения топографической анатомии и оперативной хирургии /В.Ф. Таланова, О.В. Пешиков, А.В. Чукичев //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 05.02.16. - с. 119-123
14. Шаманова, А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - № 4-18. - С. 167-168
15. Шойфет М.С. Склифосовский (1836-1904). 100 великих врачей /М.С. Шойфет //- 2008. -М.: Вече. - с. 275-279
16. Dydykin S.S. Role of the Students' Scientific Circles and Olympiads in the Concept of Clinical Anatomical and Surgical Undergraduate Training in Russia /S.S. Dydykin, M. Kapitonova //Anatomical Sciences Education. - 2015. - Vol. 8. - Issue 5. - p. 471-477
RUSSIAN NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM OF SURGERY FOUNDED BY N.V.
SKLIFOSOVSKY*
I.A. KOVALENKO, SUSMU, Chelyabinsk, Russia A.D. KAZANTSEV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article contains information about traditions of Russian national educational system which was founded by N.V. Sklifosovsky who proved the importance of practical side of medical education. Conclusions of the article demonstrates that such a type of teaching students is still very advantageous and the student's scientific community of the department of Topographic Anatomy and Operative Surgery of the South Ural State Medical University is the example of such educational system.
Keywords: education, standards, skills, surgery, medicine, health care, Sklifosovsky, manipulation, scientists, science, SUSMU, competitions, contests.
* Научный руководитель: доц., к.м.н. Пешиков О.В.