УДК 159.9.07 ББК 63.3.2
КАК СКЛИФОСОВСКИЙ КЛИНИКУ ОРГАНИЗОВАЛ
Ан.Д. КАЗАНЦЕВ, ГБОУЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия Ал.Д. КАЗАНЦЕВ, ГБОУ ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия Ю.А. КОВАЛЕНКО, ГБОУ ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье отражается видение великого врача Н.В. Склифосовского на роль клинической базы в медицинском образовании. Освещена его деятельность по организации клиники. Описаны основные этапы реализации проекта создания клинической базы, отвечающей современным образовательным требованиям, как этап развития отечественного медицинского образования.
Ключевые слова: образование, медицина, клиническая база, организация, Склифосовский, клиника, Девичье поле.
Актуальность. Основной задачей высших учебных заведений является подготовка высококвалифицированных кадров в области практического здравоохранения. Оптимизация совместной работы кафедр университета с клиническими базами является в настоящее время одной из самых актуальных задач, так как качество подготовки молодых специалистов в значительной мере зависит от форм и методов обучения специальности.
Особое значение в подготовке будущих врачей в высших учебных заведениях уделяют роли клиники, поскольку ничто не может заменить непосредственного общения студента с больным. В это же время наблюдается снижение качества практической подготовки выпускников медицинских высших учебных заведений. Устранение этой проблемы видится возможно путем широкого внедрения в обучение студентов-медиков работающих методов передачи информации и организации контроля знаний, и создания максимально приближенных к клиническим условий. Клинические разборы больных и демонстрация хирургических вмешательств, проводимые на практических занятиях, развивает у студентов клиническое мышление и приближает их к пониманию особенностей и специфики своей будущей работы. Н.В. Склифосовский посвятил часть своей жизни вопросам организации клинической базы, которая могла бы дать возможность активного привлечения студентов к разнообразным видам лечебно-профилактической работы, повышая тем самым уровень подготовки будущих врачей.
На счету Н.В. Склифосовского многие жизни, которые он спас благодаря богатейшему опыту практического врача-хирурга, накопленного к 1880 году, что делает его взгляд на образовательный процесс очень авторитетным. По его мнению, в процессе обучения студентов на медицинском факультете, они должны иметь практическую возможность наблюдать больных и исследовать течение болезни. Большое количество времени врач тратил, на обучение студентов и работающих с ним коллег технике операций, методам и правилам по уходу за больными после операции, щедро делясь своим опытом и знаниями.
Одной из главных целей создания клиник при императорском московском университете являлось обеспечение преподавания медицины у постели больного с разбором признаков болезни и демонстрацией операций. Первые клиники были открыты в сентябре 1805 - январе 1806 в здании университетской больницы на Никитской улице. Они состояли из 3 институтов: хирургического (на 6 коек: 3 - для приема больных с заболеваниями глаз, 3 - для собственно хирургических больных), клинического (на 3 койки для лечения внутренних болезней) и повивального (на 3 койки для рожениц).
В связи с созданием при императорском медицинском университете благодаря усилиям профессора М.Я. Мудрова медицинского института (1820 год) были торжественно открыты клиники императорского
медицинского университета в только что отстроенном, большом по площади здании на
Никитской улице. Обновленный клинический центр был рассчитан на 50 коек для приема больных, состоял из 3 институтов (хирургического, терапевтического,
акушерского) и 2 больниц и в течение четверти века служил базой клинического преподавания на медицинском факультете. В 1845 году в составе университета созданы факультетская клиника из 3 отделений (терапевтического, хирургического и акушерского); госпитальная из 2 отделений (терапевтического и хирургического) в Екатерининской больнице; клиника госпитальной офтальмиатрии в Московской глазной больнице и поликлиника.
Время шло и уже в 1860-70-х годах медицинский факультет испытывал острую потребность в расширении и модернизации своей учебной и научно-исследовательской базы. Н.В. Склифосовский, А.Я. Кожевников, И.Н. Новацкий, М.П. Черинов, Л.Л. Левшин неоднократно указывали на необходимость создания новых клиник. В 1873 г. совет университета отклонил предложение профессора Новацкого о расширении университетских клиник и перенесении их на новое место из-за трудностей финансового порядка.
По мысли Н.В. Склифосовского, наличие у университета мощной учебно-клинической базы является необходимостью на пути реализации целей обучения, разработки и внедрения новых идей, методов лечения и профилактики. Ученый не стал пассивно ждать "подарков" от правительства в форме базы - клинического городка. Совместно с группой энтузиастов и сподвижников он начал активно возводить базу на Девичьем Поле. В числе его сподвижников-меценатов числились Е.В. Пасхалова и В.А. Морозова, от которых в 1882 году поступили обращения о пожертвовании крупных сумм на устройство акушерской и психиатрической клиник [4].
В 1884 году просьба об уступке участка земли на Девичьем поле площадью около 40 тысяч саженей под строительство новых клиник и институтов была удовлетворена московской городской думой. Дар города сопровождался условиями: клиники должны были быть построены в течение ближайших 5 лет с числом кроватей - не менее 600, часть которых должна функционировать и в каникулярное время.
В 1883 году под представительством Н.В. Склифосовского была создана специальная комиссия медицинского факультета, которая
разработала и представила совету университета свои рекомендации о строительстве новых клиник в форме клинического городка на Девичьем поле. В ноябре этого же года проект был одобрен советом и правлением университета. Комиссия под руководством Склифосовского в последствии разрабатывала принципы, в дальнейшем легшие в основу проекта строительства клинического городка как в целом, так и каждого его здания в отдельности. Правление университета активно решало вопросы, необходимые для реализации проекта, с органами государственной власти и городского самоуправления Москвы.
К каждому зданию будущего городка комиссия под руководством Н.В. Склифосовского подходила как к специализированному учебному, лечебному и научному учреждению. При этом были учтены особенности проектирования и строительства клиник в западной Европе (Цюрих, Берн, Мюнхен, Гейдельберг, Галле, Париж, Лейпциг, Страсбург). Окончательный вариант проекта, включающий специфические принципы функционирования клиник, которые
разработала комиссия Н.В. Склифосовского с учетом рекомендаций профессоров
медицинского факультета (специалистов в различных областях медицинской науки), был готов в конце 1885 году, после чего путь к строительным работам был открыт [3].
Общая стоимость проекта, составила около 2,5 миллиона рублей (затем сокращена; деньги выделены государством взамен недвижимости университета в центре Москвы). В 1887 году состоялась торжественная закладка новых клиник и институтов на Девичьем поле. В 1890 году построены и оснащены факультетская терапевтическая (на 67 кроватей) и факультетская хирургическая (на 80 кроватей) клиники, клиника нервных болезней, глазная клиника (на 50 кроватей), пропедевтическая терапевтическая клиника (на 48 кроватей), две госпитальные клиники (хирургическое и терапевтическое - обе по 80 кроватей), институты фармакологии, общей патологии, патологической анатомии, гигиены, а также ряд вспомогательных заведений.
Строительство клиник велось и на частные средства. Например, в 1887 году введена в действие психиатрическая клиника (средства на строительство и землю под него предоставлены известной в Москве благотворительницей В.А. Морозовой, посвятившей клинику памяти мужа,
скончавшегося в частной психиатрической лечебнице; общий объем затрат 425 тысяч рублей). В стенах клиники оборудована большая аудитория на 220 человек, где читали лекции профессора С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Н. Бернштейн, А.А. Токарский, А.С. Суханов, П.Б. Ганнушкин, Т.А. Гейер, имелись обширная библиотека и музей. Психиатрическая клиника имени А.А. Морозова стала одной из первых специализированных клиник такого рода, сыграв большую роль в изучении нервных и душевных болезней (в настоящее время -психиатрическая клиника имени С.С. Корсакова Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова).
В 1889 году построена акушерская клиника (на 40 кроватей; капитал на постройку предоставлен Е.В. Пасхаловой) и гинекологическая клиника им. мануфактур-советника Т.С. Морозова (на 40 кроватей, капитал в 80 тысяч рублей ассигнован Т.С. Морозовым; после завершения строительства вдова Т.С. Морозова, М.Ф. Морозова, передала в университет капитал в 50 тысяч рублей на бесплатное содержание пяти кроватей в клинике, устроенной ее супругом). Профессор А.М. Макеев возглавил акушерскую клинику, а гинекологическую - профессор В.Ф. Снегирев (в настоящее время - клиника акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова).
К 1897 году клинический городок был полностью построен. Возведено 13 внушительных зданий, в котором разместилось 15 клинических учреждений на 710 коек и 6 учебно-научных институтов.
Воздвигнутые на Девичьем поле университетские клиники стали базой для проведения научных исследований в различных областях медицины, повышения уровня и организации практических занятий со студентами.
В это же время Склифосовский наряду с чтением лекций стал больше времени уделять практическим занятиям со студентами в клинике, у постели больного, в перевязочной и операционной, тем самым успешно сочетая теорию с практикой. После таких занятий молодые медики становились готовыми к самостоятельной работе. В настоящее время для подготовки студентов в Южно-Уральском государственном медицинском университете
проводятся всевозможные конкурсы и олимпиады по различным дисциплинам, которые помогают студентам набраться опыта в той или иной сфере медицины. Например, конкурс "Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения", на котором студенты получают опыт реализации теоретических и практических навыков [8, 10, 11, 12, 13, 14]. Таким образом, чем разнообразнее и активнее происходит интеграция будущего врача в теоретическую и, особенно, в практическую составляющие будущей специальности с элементами "проб и ошибок", тем выше вероятность эффективного выстраивания системы "человек-профессия" и становления высококлассного специалиста [1, 7]. Студенты, которые интересуются хирургией могут принять участие в олимпиадах хирургического профиля, на которых обучающиеся получают возможность попробовать себя в роли оперирующих врачей на таких операциях, как кишечный, сосудистый, урологический шов, вплоть до трансплантации почки [5, 9, 15].
Создание клинического городка
способствовало улучшению медицинского обслуживания населения. С открытием новых клиник и институтов при медицинском факультете возникли новые научные общества: акушерско-гинекологическое общество (1887 год), русское офтальмологическое общество (1889 год), московское общество невропатологов и психиатров (1890 год), московское венерологическое и
дерматологическое общество (1891 год), московское общество детских врачей и московское гигиеническое общество (1892 год), московское терапевтическое общество (1895 год). Важную роль в превращении университета в один из ведущих центров русской медицины сыграли ученые-медики императорского медицинского университета, работавшие в клиниках и институтах, многочисленных научных обществах [2].
Весь организаторский талант Н.В. Склифосовского проявился при создании клинического городка. В 90-е годы XIX века клиники Московского университета, принадлежавшие ему на правах собственности, были признаны лучшими в Европе и представляли собой уникальное явление. Реализация проекта Н.В. Склифосовского позволила медицинскому факультету обеспечить успешное выполнение учебного
плана, в значительной мере активизировать подготовку научных кадров высшей квалификации, научную и лечебную работу профессорско-преподавательского состава, а также открыла перспективы успешной деятельности в последующее время I Московскому медицинскому институту и Первому Московскому государственному медицинскому университету имени И.М. Сеченова.
Наряду с успешной организацией клиники большой вклад Николай Васильевич Склифосовский внес и в преподавание различных медицинских дисциплин. Он лично применял в преподавании показ техники
сложных операций и простых хирургических манипуляций. Будучи настоящим
последователем знаменитого хирурга Н.И. Пирогова, Склифосовский правильно оценивал значение и важность для хирурга практической работы, в особенности знания военно-полевой хирургии, асептики и антисептики. В задачи преподавательской деятельности ученого входило и обучение студентов разным техническим приемам исследования и правилам ухода за хирургическими больными, что применяется и по сей день на базе большинства университетов. Студенты после такого обучения были подготовленными к самостоятельной врачебной работе [3, 6].
Список литературы:
1. Альтман Д.А. Профессиональная ориентация как необходимое условие успешного становления будущего врача на некоторых этапах образовательного процесса / Д.А. Альтман, А.Б. Ларин, Н.М. Шлепотина и др. //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практическая конференция "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 05.02.16. - с. 9-13
2. Андреев А.Ю. Начало университетского образования в России: точки зрения российской и зарубежной историографии: // Фонд изданий "Ломоносов". 2008. URL: http://www.lomonosov-fund.rU/enc/ru/library:0134373. (Дата обращения: 15.03.2016).
3. Ермолов А.С. Н.В. Склифосовский (К 100-летию со дня смерти) / А.С. Ермолов, М.М. Абакумов, Т.Н. Богницкая // Журнал им. Н.И. Пирогова. - 2004. - Москва: Медиа Сфера. - с. 70-71
4. Крачун Г.П. Н.В. Склифосовский (1836-1904 гг.) - выдающийся отечественный хирург, ученый-новатор, организатор высшего медицинского образования. К 175-летию со дня рождения /Г.П. Крачун //Журнал им. Н.И. Пирогова. - 2011.
- Москва: хирургия. - с. 86-86
5. Лещенко В.А. Трансплантации почки - этап подготовки к всероссийской олимпиаде по хирургии /В.А. Лещенко, А.В. Чукичев, В.А. Бычковских и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 05.02.16.
- с. 71-73
6. Максимова О.Г. Тернистый путь Н.И. Пирогова к медицинскому халату, асептике и антисептике / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков // Сборник научных работ международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Светя другим, сгораю сам", посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. - Челябинск: изд-во "ЧелГМА". - 25.02.2011. - с. 14-16
7. Мезенцева, Е.А. Студенческое научное общество как начальный этап пути молодого ученого / Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, О.А. Гизингер и др. //1 международная (VIII итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2010. - С. 150-152
8. Невейцева О.А. Значение изучения топографической анатомии в освоении навыков первой медицинской помощи (результаты II ежегодного внутривузовского учебно-методического конкурса "Первая помощь в жизни студента медицинского вуза") / О.А. Невейцева, А.В. Чукичев, О.Е. Ильичева и др.// Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 05.02.16. - с. 84-87
9. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 05.02.16. - с. 93-95
10. Садырин А.В. Опыт участия в междисциплинарном учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / А.В. Садырин, М.И. Карпова, В.В. Маркова и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 05.02.16. - с. 113-115
11. Солянникова О.В. Опыт проведения междисциплинарного учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения " / О. В. Солянникова, Е.В., Бердникова, Е.В. Тур и др. //Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практическая конференция "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического
образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - с. 104-106.
12. Черных М.А. Опыт проведения внутривузовского учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / М.А. Черных, Е.В. Бердникова, О.В. Пешиков и др. // Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 06.02.15. - с. 124-127
13. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - т. 10., № 1. - с. 10-12
14. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 08.02.14. - с. 126-129
15. Шаманова А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - № 4-18. - С. 167-168
HOW THE ^INIC WAS ORGONIZED BY N.V. SKLIFOSOVSKY*
An.D. KAZANTSEV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia Al.D. KAZANTSEV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia I.A. KOVALENKO, SUSMU, Chelyabinsk, Russia email: [email protected]
Abstract
This article represents the opinion of the great physician N.V. Sklifosovsky on the role the clinical base plays in teaching medical students. It elucidates his activity in organizing the clinic. The article describes the basic stages in realization of creation a clinical base, witch will meet modern requirements, as the stage of development of domestic medical education.
Keywords: education, medicine, clinical base, organization, Sklifosovsky, clinic, Maiden field.
* Научные руководители: ст. преп., к.м.н. Пешикова М.В., доц., к.м.н. Пешиков О.В.