Научная статья на тему 'Английский язык как инструмент профессионального совершенствования студента-медика'

Английский язык как инструмент профессионального совершенствования студента-медика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ / ЮУГМУ / USMLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ю.К., Медведева М.А., Пешиков О.В.

В сфере получения высшего медицинского образования важность и необходимость знания английского языка уже давно стали аксиомой. Английский язык является международным языком общения мировой медицинской науки. Студенты, обучаясь в ВУЗе, принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, задания которых подразумевают знание передовых открытий в медицине, статьи о таких открытиях, в свою очередь, чаще всего опубликованы на английском языке. Следовательно, владение английским языком открывает для студентов-медиков новые перспективы и возможности. В статье рассмотрены мероприятия, в которых знание английского играет весомую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ю.К., Медведева М.А., Пешиков О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH LANGUAGE AS A TOOL OF PROFESSIONAL IMPROVEMENT OF THE MEDICAL STUDENT

In the field of higher medical education, the need for knowledge of the English language has already become an axiom. English is the international language of communication of world medical science. Students studying in the university, take part in various competitions, the tasks of which involve knowledge of advanced discoveries in medicine. articles about medical discoveries, most often published in English. Consequently, fluency in English opens up new perspectives and opportunities for medical students. The article describes the activities in which knowledge of English plays a significant role.

Текст научной работы на тему «Английский язык как инструмент профессионального совершенствования студента-медика»

УДК 811.111 ББК 81.432.1

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТА-МЕДИКА

БЕЛОВА Ю.К., МЕДВЕДЕВА М.А., ПЕШИКОВ О.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: ybel96@bk.ru

Аннотация

В сфере получения высшего медицинского образования важность и необходимость знания английского языка уже давно стали аксиомой. Английский язык является международным языком общения мировой медицинской науки. Студенты, обучаясь в ВУЗе, принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, задания которых подразумевают знание передовых открытий в медицине, статьи о таких открытиях, в свою очередь, чаще всего опубликованы на английском языке. Следовательно, владение английским языком открывает для студентов-медиков новые перспективы и возможности. В статье рассмотрены мероприятия, в которых знание английского играет весомую роль.

Ключевые слова: английский язык в медицинском вузе, студенческие олимпиады, ЮУГМУ, USMLE.

Актуальность. Обучение иностранному языку является неотъемлемой частью получения высшего профессионального образования в России. Знание иностранного языка стало настолько актуальным в современном мире, что даже при устройстве на работу, как правило, необходимо указывать уровень владения каким-либо иностранным языком. И в большинстве случаев интересует знание именно английского языка, ведь на сегодняшний день он общепризнанно является международным языком.

Сегодня система российского образования направлена на овладение иностранным языком начиная со школы. В школьные годы происходит обучение основам грамматики, правильной интонации и орфографии, а также пополнение лексикона широко

употребляемыми словами. При поступлении в высшие, а также средние специальные учебные заведения обучение иностранному языку продолжается, однако оно строится на базе уже имеющихся знаний и направлено на овладение "профессиональным" языком [1, 3,

5].

В медицинских университетах также предусмотрен курс иностранного языка с последующим контролем знаний в виде экзамена или зачета. В течение курса студентами изучается лексика, касающаяся их дальнейшей профессии, а также продолжается

совершенствование знаний грамматики, произношения, и, как уже было отмечено ранее, в большинстве случаев студентам преподается именно английский язык.

Однако на этом обучение английскому языку не заканчивается, и студенты имеют возможность дальнейшего

совершенствования, а также применения этих знаний в их практической деятельности, как в студенческие годы, так и в последующей работе.

Какие возможности открываются перед будущими врачами можно рассмотреть на примере участия студентов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, являющихся членами студенческого научного кружка кафедры анатомии и оперативной хирургии (СНК АиОХ), в мероприятиях, которые подразумевают знание английского языка.

Ежегодным мероприятием для студентов, состоящих в СНК, является участие в Московской (всероссийской) студенческой олимпиаде по хирургии им. акад. М.И. Перельмана, которая проходит в два этапа: региональном и всероссийском. Цель любой олимпиады или конкурса - дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию [2, 6, 8, 11]. Участие в них способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся,

способствует формированию

профессиональных навыков, а участие в командных состязаниях - умению работы в коллективе и совершенствованию

коммуникативных способностей [9, 10].

Участие студентов в данной олимпиаде предполагает заблаговременную подготовку к предстоящим конкурсам, которая строится из теоретической и практической подготовки. Причем следует отметить, что при подготовке студенты должны пользоваться только свежей и актуальной информацией, а, как известно, медицина - наука, подверженная постоянным изменениям, и то, что было актуальным вчера, сегодня может не иметь никакой научной и практической значимости. Большинство мировых открытий и новых тенденций в медицине в первую очередь публикуются и доступны на английском языке, и, к сожалению, необходимо время для того, чтобы они стали доступны на русском языке. Поэтому подготовка к олимпиаде осложняется, поиском актуальной

информации по конкурсам в иностранной литературе, с последующим ее переводом [4].

Та же ситуация обстоит при подготовке к международному студенческому турниру медиков. Он представляет собой командное состязание между студентами высших учебных заведений по решению научных проблем теоретической и прикладной медицины в формате научных боев. Студентам заранее даются задачи, для которых необходимо найти наиболее рациональное, безопасное, экономически выгодное решение. Чаще всего условие задачи - это необходимость применить какое-либо научное открытие, недавно опубликованное в статье на английском языке, в одной из областей медицины. И тут вновь встает необходимость владения международным языком, ведь от этого зависит успешность выполнения заданий.

В 2018 году студенты СНК АиОХ впервые приняли участие в III универсиаде по хирургии, приуроченной к 55-летию кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии имени И.Д. Кирпатовского, которая проходила в стенах Российского университета дружбы народы (г. Москва). Олимпиада проходила в несколько этапов, первый из которых был отборочный этап, включавший помимо прочего компьютерное онлайн-тестирование. Участникам заранее был выслан

сборник тестов, составленный на основе базы данных USMLE. United States Medical Licensing Examination (USMLE) - это многоступенчатый стандартизированный экзамен для поступления в медицинскую резидентуру, последующей сертификацией и работы врачом в США [7]. Таким образом, студенты пополняют свой лексикон медицинской терминологией, а также параллельно изучают стандарты оказания медицинской помощи за рубежом.

Кроме того, одной из форм обучения, а также исследовательской деятельности студентов является участие в научно-практических конференциях, которые имеют разный уровень проведения: внутривузовский, региональный (областной), всероссийский, международный. Участвуя в международных конференциях, а также в конференциях с международным участием, студенты имеют возможность заслушать работы

представителей других стран, которые чаще всего докладываются на английском языке. Помимо этого, студенты привлекаются к помощи в качестве переводчиков на такие конференции, что способствует

совершенствованию понимания и общения с иностранными студентами-медиками [1].

Также в Южно-Уральском государственном медицинском университете для студентов приезжающих на практику по обмену из других стран предусмотрен международный хирургический воркшоп (International Workshop) "Be a surgeon", который проводиться на кафедре анатомии и оперативной хирургии, в проведении которого участвуют члены СНК, а также локальным комитетом "HCCM Chelyabinsk". Для работы с иностранными студентами необходимо владение не просто английским языком, но также и профессиональной медицинской лексикой по направлению " хирургия".

Совершенствовать свой английский язык студенты имеют возможность и за границей. Для этого в ЮУГМУ существует возможность профессионального обмена и прохождения медицинской практики в зарубежных странах. Сдав успешно экзамен по английскому языку внутри ВУЗа, в рамках программы созданной международной федерацией ассоциаций студентов медиков (IFMSA), учащиеся имеют возможность пройти стажировку за границей, в том числе хирургических отделениях, что актуально для студентов, грезящих хирургией.

Исходя из огромного многообразия мероприятий, участие в которых предполагает знание медицинского английского языка учащимися, можно сделать вывод, что на современном этапе обучение иностранным языкам является обязательным аспектом в получении высшего профессионального образования. Более того знание иностранного языка является инструментом в обучении, так как оно способствует получению актуальной свежей информации в различных областях медицины, в том числе в хирургии. Более того студенты имеют возможность

профессиональных стажировок за границей, что дает возможность узнать стандарты оказания медицинской помощи в другой стране, пополнить ими свои знания, а также, что немаловажно в профессии хирурга, отточить свои профессиональные навыки и

умения, работая с врачами не только России, но и зарубежья.

Также стоит отметить, что выпускники имеют возможность сдать международный экзамен, на выбор IELTS (International English Language Testing System) или TOEFL (Test of English as a Foreign Language) с целью подтверждения уровня владения иностранным языком, при успешной сдаче которого есть возможность последипломного обучения за границей.

Знание иностранного языка важно и для врача, так как при этом у работодателя есть возможность отправлять специалиста на конференции международного уровня, с целью постоянного обучения нововведениям в заинтересованной области медицины, что делает такого специалиста ценным работником.

Список литературы

1. Антипова Л.А. Процесс интенсификации мотивации студентов медицинских ВУЗов к изучению иностранного языка (на опыте преподавания английского языка) / Л.А. Антипова //Материалы 69-й региональной учебно-методической конференции "Развитие и достижения в учебно-методическом обеспечении образовательной деятельности. -Пятигорск, 2015. - с. 353-355.

2. Белова Ю.К. Отработка техники наложения микрососудистого анастомоза по типу "конец в бок" в условиях учебной операционной / Ю.К. Белова, П.А. Джавадова, М.Р. Алипанахов и др. //Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2017. -Т. 2. - с. 105-110

3. Долгополова К.В. Иностранная терминология в процессе изучения нормальной и топографической анатомии / К.В. Долгополова, В.А. Клёнова, Е.Л. Куренков и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №4 (19), т. 5. - с. 9-11

4. Дыдыкин С. С. Студенческая хирургическая олимпиада - роль в образовательной траектории студента, выбравшего хирургический профиль подготовки / С.С. Дыдыкин, И.А. Усов //Медицинское образование и ВУЗовская наука. - 2015. - №1. - С. 14.

5. Клёнова В.А. Иностранная терминология в процессе изучения оперативной хирургии / В.А. Клёнова, К.В. Долгополова,

A.В. Чукичев и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2018. - №1 (20), т. 1. -с. 61-63

6. Медведева М.А. Методика отработки операции Кимура в условиях операционной кафедры анатомии и оперативной хирургии / М.А. Медведева, О.В. Пешиков // Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2018. - с. 80-82

7. Филиппова Е. О. Применение трансформаций при переводе научных медицинских текстов с английского языка на русский язык/Е.О. Филиппова, Н.В. Полякова //Вестник ТГБУ. - 2016. - №2 (167). - с. 87-91.

8. Фортыгина Ю.А. Практические навыки, доступные для освоения в СНК кафедр хирургического профиля, для будущих хирургов /Ю.А. Фортыгина, А.С. Шуляковская, А.В. Чукичев и др. // Сборник материалов IX внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 129-133

9. Цыбусов С.Н. Медицинское олимпиадное движение как путь в специальность / С.Н. Цыбусов, И.Г. Терентьев, С.Н. Светозарский //Медицинский альманах. - 2013. - №1 (25). - с. 25-27.

10. Чукичев А.В. Формы работы студенческих научных кружков кафедр / А.В. Чукичев, И.В. Красильникова, О.Ю. Худякова и др. // Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: изд-во: ЮжноУральского государственного медицинского университета, 2017. - С. 124-127

11. Шуляковская А.С. Обучение студентов технике выполнения операции Бриккера /А.С. Шуляковская, М.А. Медведева,

B.А. Бычковских и др. //Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2018. - с. 119-121

ENGLISH LANGUAGE AS A TOOL OF PROFESSIONAL IMPROVEMENT OF THE

MEDICAL STUDENT

BELOVA Y.K., MEDVEDEVA M.A., PESHIKOV O.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: ybel96@bk.ru

Abstract

In the field of higher medical education, the need for knowledge of the English language has already become an axiom. English is the international language of communication of world medical science. Students studying in the university, take part in various competitions, the tasks of which involve knowledge of advanced discoveries in medicine. articles about medical discoveries, most often published in English. Consequently, fluency in English opens up new perspectives and opportunities for medical students. The article describes the activities in which knowledge of English plays a significant role.

Keywords: English in medical school, student Olympiad, SUSMU, USMLE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.