Научная статья на тему 'Участие студентов ЮУГМУ в комплексных учениях экстренных служб как этап обучения оказанию первой и специализированной медицинской помощи'

Участие студентов ЮУГМУ в комплексных учениях экстренных служб как этап обучения оказанию первой и специализированной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРАЯ ПОМОЩЬ / ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / УЧЕНИЯ / СЛУЖБА СПАСЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поздеева В. А.

В работе приведены примеры повышения уровня теоретических и практических знаний студентов ЮУГМУ касаемо оказания первой и специализированной медицинской помощи на примерах участия в комплексных учениях экстренных служб г. Челябинска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поздеева В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF STUDENTS OF SUSMU IN COMPLEX DOCTRINES OF EMERGENCY SERVICES AS A STAGE OF TRAINING TO RENDER THE FIRST AND SPECIALIZED MEDICAL AID

The paper presents examples of improving the level of theoretical and practical knowledge of students of SUSMU regarding the provision of first and specialized medical care with examples of participation in complex exercises of emergency services in Chelyabinsk

Текст научной работы на тему «Участие студентов ЮУГМУ в комплексных учениях экстренных служб как этап обучения оказанию первой и специализированной медицинской помощи»

УДК 93: 627.772 (571.6) ББК 78.36

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ ЮУГМУ В КОМПЛЕКСНЫХ УЧЕНИЯХ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ КАК ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ПОЗДЕЕВА В.А. ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, Челябинск, Россия

Аннотация

В работе приведены примеры повышения уровня теоретических и практических знаний студентов ЮУГМУ касаемо оказания первой и специализированной медицинской помощи на примерах участия в комплексных учениях экстренных служб г. Челябинска.

Ключевые слова: скорая помощь, первая помощь, учения, служба спасения.

Актуальность. В условиях современных образовательных стандартов, уровень подготовки выпускаемых специалистов широкого профиля должен не только быть высоким по теоретическим аспектам, но и подразумевать под собой достаточное владение практическими навыками различной направленности. В частности, одним из первостепенно осваиваемых и важных является навык по оказанию первой медицинской помощи. Более углубленных знаний и умений требуют навыки по оказанию

специализированной, а также

высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. Использование данных навыков требует интеграцию теоретической основы и знание правил и условия применения с отработкой навыков в симуляционных условиях.

Помимо образовательных программ, освещающих вопросы оказания медицинской помощи на дисциплинах различных курсов всех факультетов ЮУГМУ, в процессе обучения, студенты могут отработать владение этими навыками в ходе внеучебных мероприятий. Таковым, к примеру, является учебно-спортивное мероприятие "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций". Этот конкурс не только приобрел статус спортивного мероприятия, но и проводится в условиях моделирования реальной

чрезвычайной ситуации, позволяет

продемонстрировать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи вне аудиторий университета, в условиях ограничения во времени [1, 3, 4, 6]. Значение учебно-методических конкурсов очень велико в

процессе обучения студентов в ВУЗах, в том числе, медицинских. Образовательные конкурсы не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность участников при подготовке к данному мероприятию, в работе с дополнительной литературой, а так же помогают студентам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью конкурсов участники могут проверить знания, умения и навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Учебно-методические конкурсы объединяют студентов и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения [2].

23.05.2018 сотрудники кафедры анатомии и оперативной хирургии, кафедры общей и детской хирургии, кафедры физической культуры, кафедры анестезиологии и реаниматологии, а также центра практических навыков был организован и проведен на базе ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России III спортивный конкурс "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций", посвященный дню Победы. В конкурсе приняли участие 27 команд, в состав которых вошли студенты 1-5 курсов лечебного и педиатрического факультетов университета и медицинского колледжа. В конкурсе было 4 этапа: эстафета 60 м, элементы комплекса ГТО, медицинская сортировка и оказание помощи при ДТП. На площадке перед университетом было расположено 3 автомашины с имитацией ДТП с пострадавшими у каждой: один с

переломом ключицы, второй с ранением крупного артериального сосуда и третий в состоянии клинической смерти. С целью создания реальных условий ДТП, на площадке для каждой команды стоял автомобиль с макетом аккумулятора, на котором нужно было отключить клемму с целью предотвращения короткого замыкания и возгорания, манекен для оказания СЛР, а также по два волонтера, играющие роль пострадавших. Была обозначена безопасная зона, в которую команды должны были транспортировать пострадавших. Транспортировка пострадавшего с

кровотечением осуществлялась своим ходом, а муляж, имитирующий состояние клинической смерти по правилам участники должны были расположить на мягких носилках и вынести за пределы зоны ДТП. Весь необходимый материал для оказания медицинской помощи находился в укладках, транспортируемых командами. Остановка кровотечения осуществлялась с помощью

кровоостанавливающего жгута одним участником от каждой команды. Оценивались такие параметры как правильность места выбора наложения жгута, фиксация времени наложения и наличие или отсутствие пульсации на периферических сосудах после наложения жгута, а также профилактика ятрогенных осложнений в виде травматизации покровных тканей, для чего командами должна была быть наложена марлевая прослойка под жгут. Так же необходимо было наложить асептическую повязку на рану после остановки кровотечения. Двое других участников в это же время выполняли наложение бинтовой повязки "Дезо", к которой предъявлялись стандартные требования: правильная техника бинтования, фиксация, эстетичность, и скорость. Двое оставшихся представителей команд выполняли сердечно-легочную реанимацию, где учитывались оценка состояния пострадавшего, правильность установки рук для компрессий, адекватность и частота компрессий, их соотношение к частоте дыхательных движений, эффективность искусственной вентиляции легких. Важно отметить, что на данном этапе отмечалась слаженность команды, порядок оказания помощи, а также обеспечение безопасности своей и пострадавшего. На все ошибки сотрудники профильной кафедры, которые являлись судьями на том или ином участке, старались указывать непосредственно сразу после выполнения командой того или

иного этапа конкурса. Несомненно, данный механизм разбора стратегических и практических ошибок при выполнении манипуляции по оказанию первой медицинской помощи повышает уровень знаний у студентов.

В результате проведения конкурса были достигнуты следующие цели:

• повысился уровень практической и теоретической подготовки студентов;

• был совершен обмен опытом среди сотрудников и студентов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России;

• повысился уровень подготовки и интерес к изучению топографической анатомии и оперативной хирургии, анестезиологии и реаниматологии, общей хирургии;

• в конкурс были успешно введены элементы всероссийского культурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне";

• созданы условия творческого взаимодействия участников [5].

Следующим мероприятием, которое позволяет студентом применять полученные теоретические знания непосредственно в условиях ситуации, когда требуется оказание медицинской помощи разного уровня, стали комплексные учения экстренных служб города Челябинска, которые проводились в городе 27.07.2018. Члены СНК кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России получили приглашение принять участие в учениях, которые проводились силами сотрудников станции скорой медицинской помощи (СМП), пожарной охраны и службы спасения.

Согласно легенде учений в ДТП легкового автомобиля и маршрутного транспортного средства пострадало большое количество людей. Возле места ДТП был установлен специальный щит с бортами, на который была налита легковоспламеняющуюся жидкость, чтобы огонь во время учений был постановочный и контролируемый. Огонь отрезает все возможные пути отступления, что придает дополнительную реалистичность и сложность, как для спасателей, так и для пострадавших. Согласно легенде, очевидец аварии вызывает через единую дежурную диспетчерскую службу помощь. Звонок осуществлялся в режиме реального времени с реальной передачей сигнала диспетчерам всех служб. Первыми на вызов приехали пожарные расчеты вместе с сотрудниками ГИБДД. Пожарные приступили к тушению щита, а

служба ГИБДД оцепила очаг ЧС. Следом приехали спасатели, в первую очередь они обеспечили безопасность пострадавших и сотрудников служб, сбросив клеммы аккумуляторов обеих машин, затем вскрыли салон пассажирского автобуса и стали выводить из салона тех, кто мог идти самостоятельно. К моменту выхода из автобуса первого пострадавшего, на место прибыла реанимационная бригада во главе с врачом-реаниматологом. При возникновении ЧС первый прибывший на место медицинский работник назначается старшим врачом очага. Он ответственен за сортировку больных по степени тяжести состояния, назначение очередности оказание им медицинской помощи, развертке площадки оказания медицинской помощи с зонами для погибших и агонирующих больных, а также за маршрутизацию пациентов при их госпитализации в ЛПУ. В ходе учений старший врач начал медицинскую сортировку и передачу пациентов прибывающим на место ЧС бригадам скорой медицинской помощи в порядке, требуемом правилами оказания медицинской помощи в очаге ЧС с большим количеством пострадавших. Спасатели помогали бригадам выносить из очага лежачих пациентов, бригады оказывали помощь одному пострадавшему, увозили его в условно обозначенное ЛПУ, возвращались за следующим пациентом.

Пострадавшим была произведена имитация обезболивания для обеспечения гуманного ухода, с ними постоянно находился один из сотрудников СМП. Бригады собирали и накладывали транспортные шины,

иммобилизирующие конечности, шины Шанца, кровоостанавливающие жгуты с указанием времени наложения, обрабатывали условные раны антисептическими растворами. Во время учений все действия сотрудников СМП комментировались администрацией МБУЗ ССМП. Такой симбиоз между действующими сотрудниками, оказывающими помощь, и комментарии специалистов, позволяет

сопоставлять теоретические знания с практикой. Студентам, которые изучают теоретические основы оказания первой медицинской помощи важно знать работу служб изнутри, знать, как действовать в очаге ЧС, каким объемом манипуляций возможно помочь медицинским работникам в очаге, как правильно оказать помощь пострадавшим.

Проводить такие учения максимально важно, для всех служб быстрого реагирования на ЧС в городе, так как самом главным в оказании помощи пострадавшим остается слаженное взаимодействие всех специалистов в очаге ЧС. Зачастую, при возникновении ЧС с большим количеством пострадавших, главным критерием эффективности проводимых спасательных мероприятий может стать грамотная медицинская сортировка и верное распределение сил. Современный город с его ритмом жизни и развитой инфраструктурой диктует свои условия жизни, и, будущие специалисты сферы практического

здравоохранения должны быть готовы нейтрализовать все последствия чрезвычайных ситуаций, в том числе, вызванных транспортом. Во время учений, студенты ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава Р не только оценили масштабность работы, которую необходимо провести в случае возникновения ЧС, охватом до 20 пострадавших, но и наглядно изучили выполнение практических манипуляций опытными работниками станции скорой медицинской помощи, требующихся для стабилизации и улучшения состояния пострадавшего, а также для облегчения процесса транспортировки последнего в стационар. Визуализация накопленных ранее во время обучения теоретических знаний может помочь существенно повысить правильность и эффективность выполнения манипуляций в ходе деятельности будущего врача-специалиста, которые входят в базу навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Список литературы

1. Красильникова И.В. Участие студентов-волонтеров во II спортивном конкурсе "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций", проведенном в Южно-Уральском государственном медицинском университете / И.В. Красильникова, Т.С. Маркова, А.В. Чукичев и др. //Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №2 (17), Т. 1. - с. 24-26

2. Невейцева О.А. Значение изучения топографической анатомии в освоении навыков первой медицинской помощи (Результаты II ежегодного внутривузовского учебно-методического конкурса "Первая помощь в жизни студента медицинского ВУЗа") / О.А. Невейцева, А.В. Чукичев, О.Е. Ильичева и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - с. 84-87

3. Чукичев А.В. Формы работы студенческих научных кружков кафедр / А.В. Чукичев, И.В. Красильникова, О.Ю. Худякова и др. // Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: изд-во: ЮжноУральского государственного медицинского университета, 2017. - С. 124-127

4. Чукичев А.В. Типичные ошибки в проведении учебно-спортивного конкурса "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций" /А.В. Чукичев, И.В. Красильникова, О.В. Жданова и др. //Альманах молодой науки. - №3. -2017. - с. 21-26

5. Шуляковская А.С. Проведение Iучебно-спортивного конкурса "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций " как способ мотивации учащихся к углублённому изучению преподаваемых дисциплин /А. С. Шуляковская, А.В. Чукичев, И.В. Красильникова и др. //Новый день в медицине. - 2016. - №3-4 (15-16). - с. 222-225

6. Шумкова П.В. Оценка результатов участия в спортивном конкурсе среди студентов медицинского вуза / П.В. Шумкова // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №4 (19), т. 1. - с. 48-51

PARTICIPATION OF STUDENTS OF SUSMU IN COMPLEX DOCTRINES OF EMERGENCY SERVICES AS A STAGE OF TRAINING TO RENDER THE FIRST AND SPECIALIZED

MEDICAL AID*

POZDEEVA V.A. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia

Abstract

The paper presents examples of improving the level of theoretical and practical knowledge of students of SUSMU regarding the provision of first and specialized medical care with examples of participation in complex exercises of emergency services in Chelyabinsk

Keywords: ambulance, first aid, exercise, rescue.

* Научные руководители: к.м.н., доц. Пешиков О.В., асс. Красильникова И.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.