Научная статья на тему 'Методика организации учебно-спортивного конкурса по оказанию первой помощи'

Методика организации учебно-спортивного конкурса по оказанию первой помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
509
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНО-СПОРТИВНЫЙ КОНКУРС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шумкова П. В.

В работе проведен анализ методики организации проведения учебно-спортивного конкурса по оказанию первой помощи, выведена статистика прохождения конкурсантами заданий, приведены теоретические основы выполнения заданных манипуляций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шумкова П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF ORGANIZATION OF TRAINING AND SPORTS COMPETITION FOR FIRST AID

In the work the analysis of methods of organizing training and athletic competition in first aid, derived statistics passing contestants jobs, given the theoretical basis of performing the specified procedures

Текст научной работы на тему «Методика организации учебно-спортивного конкурса по оказанию первой помощи»

УДК 614.8(083.13) ББК 54.58

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-СПОРТИВНОГО КОНКУРСА ПО ОКАЗАНИЮ

ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

П.В. ШУМКОВА, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В работе проведен анализ методики организации проведения учебно-спортивного конкурса по оказанию первой помощи, выведена статистика прохождения конкурсантами заданий, приведены теоретические основы выполнения заданных манипуляций

Ключевые слова: первая медицинская помощь, университет, учебно-спортивный конкурс.

Актуальность. Организация учебно-методических конкурсов на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России активно проводится с 2011 года. Данные мероприятия стимулируют интерес учащихся к углубленному изучению предметов,

обеспечивают всестороннее развитие способностей, активизируют их творческие способности и позволяют дать оценку полученным ходе обучения знаниям, навыкам и умениям студентов [1, 12, 15, 16, 17].

25 мая 2016 года в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России сотрудниками кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии, общей хирургии и физической культуры, сотрудниками центра практических навыков был проведен I учебно-спортивный конкурс "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций". В конкурсе приняло участие 27 команд по 5 человек, каждая из которых приняла участие в практическом (эстафета с выполнением практических навыков) и теоретическом (кроссчайнворд и стендовый доклад) конкурсах [3, 6, 11, 14].

В сравнении с ранее проведенным 27 мая 2015 года II учебно-методическим конкурсом "Первая медицинская помощь в жизни студента медицинского ВУЗа" в 2016 году был сделан упор на экстремальность и реалистичность мероприятия за счет включения в конкурс эстафеты [8, 14, 18, 19].

Цели конкурса:

• совершенствование практических навыков оказания первой медицинской помощи на месте происшествия;

• повышение уровня теоретической и практической подготовки;

• создание условий для обмена опытом среди студентов и преподавателей разных кафедр;

• приобщение студентов к изучению топографической анатомии и оперативной хирургии;

• приобщения студентов к изучению медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи;

• создания среды творческого общения студентов.

Основные принципы конкурса:

• все в равных условиях;

• ограничение по времени;

• объективизация оценки;

• оценка в штрафных баллах.

Независимо от гендерного и возрастного

состава команд все студенты находились в равных условиях, что позволило создать эффект экстремальности и реалистичности

мероприятию. Конкурсанты не были ограничены по времени, но при прочих равных условиях временной фактор был включён в систему оценки. Для учета качества проверки правильности выполнения практических навыков были разработаны проверочные листы выполнения той или иной манипуляции, с четким критерием оценивания "да" или "нет". Оценка выставлялась в штрафных баллах таким образом, что за неправильное действие начислялось больше штрафных баллов, чем за его невыполнение. Во время эстафеты участники выполняли следующие задания: остановка кровотечения, наложение бинтовой повязки, удаление инородного тела в положении стоя, выполнение норматива "одевание противогаза", транспортировка пострадавшего на носилках, метание дротиков. Каждый из конкурсов имел цели, достижение которых,

являлось оценкой уровня подготовки студентов по оказанию первой медицинской помощи и физической выносливости.

Транспортировка раненого.

С момента включения секундомера каждая команда получала задание, в котором были указаны условия местности для транспортировки и состояние раненого. Участники, исходя из условий, должны были принять решение по расположению пострадавшего на носилках. На каждом этапе студенты сменяли друг друга. Успешность прохождения данного этапа зависела не только от правильности выбранного положения раненого, но и от очередности транспортируемых, веса, уровня физической подготовки, состояния здоровья, удобства одежды. Так, в неравноценных по составу командах участники испытывали затруднения на последних этапах транспортировки, поскольку изначально неправильно рассчитали свои силы; команды, которые установили неправильное положение студента на носилках получили штрафные баллы.

Участники должны были транспортировать пострадавшего с черепно-мозговой травмой в сознании и без сознания, с кровопотерей в сознании и без сознания, с низким артериальным давлением в сознании и без сознания.

Основной ошибкой конкурсантов стал выбор положения пострадавшего. 11 (40,7%) команд выбрали неправильное положение туловища и головы, 7 (26%) команд ошиблись с расположением головы.

Транспортировка пострадавшего должна осуществляться на носилках. Человека следует успокоить, поскольку чрезмерное возбуждение делает мозг более уязвимым и ускоряет нарастание внутричерепной гематомы. Если не исключается наличие перелома позвоночника, то непременно нужно подумать о фиксации шейного отдела [4].

Остановка кровотечения.

На следующем этапе студенты выполняли остановку кровотечения с помощью наложения кровоостанавливающего жгута, пальцевого прижатия или давящей повязки. Правильность выполнения оценивалась по отсутствию пульса на периферическом сосуде, соблюдению топографических особенностей прохождения сосудисто-нервных пучков, технике наложения жгута (закрутки), времени проведенной манипуляции, наличии записки с указанием

времени наложения жгута (закрутки), наложению жгута на одежду.

Топографию прохождения сосудисто-нервных пучков не соблюли 17 (62%) команд, не добились отсутствия пульса 20 (74%) команд, отсутствовала записка у 6 (22%) команд, жгут был наложен не поверх одежды у 13 (48%) команд.

У студентов возникли сложности с местом выбора наложения жгута, а также с необходимой силой перевязывания для дальнейшей остановки пульса на периферическом сосуде. Данные результаты свидетельствуют о недостаточной

теоретической подготовке студентов.

При обескровливании пострадавший должен находиться в положении лежа (сидя - при наличии раны в области головы и верхней части туловища, если кровопотеря не слишком велика). Венозное кровотечение останавливают наложением давящей повязки, а конечности придают возвышенное положение. Жгут размещают несколько выше уровня расположения раны. Под жгутом нужно сделать прокладку из материала, чтобы не допустить ущемления кожи. Кровоостанавливающий жгут накладывают на конечность своей серединой; две его половины сразу натягивают, быстро однократно обертывают вокруг конечности и фиксируют [4, 5, 8].

Иммобилизация конечностей.

На следующем этапе конкурса участники должны были провести иммобилизацию верхней конечности с помощи повязки Дезо.

Правила бинтования:

1. Бинтующий должен находиться лицом к пострадавшему, для контроля проявлений его эмоций (боль, ухудшение состояния, неприятные ощущения);

2. Бинтуемая часть тела должна находиться на уровне груди бинтующего;

3. Пострадавший должен находиться в удобном положении;

4. Часть тела (конечность), на которую накладывают повязку, должна быть неподвижной;

5. Конечности, на которую накладывают повязку, следует придать функционально выгодное положение, в котором уравновешено действие мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей), возможно максимальное использование функций конечности. В соответствии с этим функционально выгодным для верхней конечности считают следующее

положение: плечо приведено, свободно свисает вниз и ротировано кнутри; в локтевом суставе сгибание 90° и среднее положение между пронацией и супинацией; кисть в положении тыльного сгибания на 10-15°, пальцы полусогнуты, а I палец противопоставлен остальным (в кисть при этом вкладывают шар из марли или ваты) [10].

Повязка Дезо - один из видов иммобилизирующей повязки, накладываемой марлевым бинтом. Применяют для обездвиживания верхней конечности как средство первой помощи, транспортной иммобилизации и вспомогательной

иммобилизации после операций. Особенность повязки: при наложении на левую руку бинтование начинают слева направо, на правую - справа налево [10].

Оценка команд проводилась по следующим критериям: соблюдение техники наложения туров, эстетичность повязки, наличие фиксации, время выполнения, положение головки тура "вверх". Основные трудности возникли у участников при наложении туров (не правильно соблюдена техника у 17 команд (62%)) и обеспечении эстетичности повязки (не справилась 21 команда (78%)).

Статистические данные представленные выше говорят о недостаточной теоретической подготовке студентов основам десмургии.

Удаление инородных тел верхних дыхательных путей в положении стоя.

На данном этапе конкурса учащиеся выполняли прием Геймлиха на манекенах различного размера. Оценка выполняемого приема осуществлялась по критериям: правильное расположение рук, с какого раза было удалено инородное тело. У большинства данное задание не вызвало затруднений, все, за исключением двух команд, удалили инородное тело с первого раза.

Прием Геймлиха применяется для удаления инородных тел из верхних дыхательных путей и особенно эффективен при их полной обструкции. Данный способ считается эффективным, поскольку при резком толчке, направленном под диафрагму, из нижних долей легких с силой выталкивается запас воздуха, который никогда не используется при дыхании. В этом случае воздух из легких, сдавливаемых диафрагмой, вытолкнет инородное тело.

Этапы выполнения:

1. Встаньте за спиной пострадавшего и обхватите его руками за живот на уровне между пупком и реберными дугами;

2. Сожмите кисть одной руки в кулак, прижмите ее большим пальцем к животу пострадавшего на средней линии и обхватите сжатую в кулак руку кистью другой руки;

3. Резким толчкообразным движением, направленным внутрь и наверх, нажмите на живот пострадавшего, но грудную клетку не сдавливайте;

4. При необходимости прием повторите несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся [7, 13].

Выполнение норматива "Одевание противогаза".

На данном этапе студенты должны были надеть противогаз согласно нормативу РХБЗ. Членами жюри учитывалось время, правильность подобранного размера противогаза, задержка дыхания, закрытые глаза во время и выдох после выполнения норматива.

1 команда (4%) получила штрафные баллы по всем пунктам и полностью не справилась с заданием, 5 команд (18%) получила 2 из 3 штрафных балла и частично справилась с выполнением норматива, 13 команд (48%) получила 1 штрафной балл за неправильное выполнение задания и 8 команд (30%) полностью справились с выполнением норматива.

Последовательность выполнения норматива:

1. По команде "газы" задержать дыхание, закрыть глаза, взять оружие "на ремень" (положить на землю, зажать между ног или поставить у опоры);

2. Снять головной убор;

3. Вынуть шлем-маску, взять ее обеими руками за утолщенные края так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные - внутри нее;

4. Приложить нижнюю часть шлема- маски од подбородок и резки движением рук вверх и назад натянуть шлем-маску га голову так, чтобы не было складок, а очки были на уровне глаз;

5. Устранить перекос и складки, если они образовались при надевании шлема-маски, сделать полный выдох, открыть глаза, возобновить дыхание;

6. Надеть головной убор, закрепить противогазовую сумку на туловище, если это не было сделано раньше [9].

Метание дротиков.

На последнем этапе конкурса студенты должны были попасть двумя дротиками в

мишень с расстояния 2 метров. 1 команда (4%) одного промаха. Данные результаты допустила 2 промаха, 6 команд (22%) - 1 свидетельствуют о высокой физической промах, 20 команд (74%) не допустили ни подготовке студентов.

Список литературы

1. Альтман Д.А. Профессиональная ориентация как необходимое условие успешного становления будущего врача на некоторых этапах образовательного процесса / Д.А. Альтман, А.Б. Ларин, Н.М. Шлепотина и др. //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 9-13

2. Беспалова В.А. Проведение метода пальцевого прижатия при кровотечении из сонной артерии студентами, обучающихся по разным образовательным стандартам /В.А. Беспалова, А. С. Демченко, В.А. Седелкова и др. //Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - №2(13). - т. 1. - 2016. - с. 7-10

3. Вождаева И.В. Оптимизация преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" / И.В. Вождаева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине" - Махачкала, 2016. - с. 57-60

4. Демичев С.В Первая помощь при травмах и заболеваниях: учебное пособие для вузов / С.В. Демичев. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2011. - с. 55.

5. Емельянов В.А. Проведение метода пальцевого прижатия при кровотечении из сонной артерии студентами, обучающихся по разным образовательным стандартам /В.А. Емельянов, В.А. Беспалова, А.С. Демченко и др. Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - №2(13). - т. 1. - 2016. - с. 7-10

6. Ильичева О.Е. Междисциплинарные взаимодействия в области вопросов нормативно-правового обеспечения безопасности жизнедеятельности / О.Е. Ильичева, И.В. Вождаева, Ю.А. Тюков и др. //Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - с. 39-40.

7. Кузнецов Н.А Уход за хирургическими больными: учебник /Н.А. Кузнецов. -М., ГЭОТАР-Медиа, 2011. - с.178.

8. Невейцева О.А. Значение изучения топографической анатомии в освоении навыков первой медицинской помощи (Результаты II ежегодного внутривузовского учебно-методического конкурса "Первая помощь в жизни студента медицинского ВУЗа") / О.А. Невейцева, А.В. Чукичев, О.Е. Ильичева и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 84-87

9. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского: [Электронный ресурс]. М., 2007. URL: http://ivo.unn.ru. (Дата обращения 25.06.2016).

10. Петров С.В. Общая хирургия: учебник / С.В. Петров. -М., ГЭОТАР-Медиа, 2012. - с. 90.

11. Пешиков О.В. Влияние студенческого научного общества на становление профессиональной личности студента медицинского университета / О.В. Пешиков, Н.Д. Мисюкевич // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - Изд. ГБОУ ВПО УГМУМинздрава России. - 2015. - с. 314-318

12. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 93-95

13. Пирогова И.А. Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза /И.А. Пирогова, В.Ф. Таланова, М.А. Черных и др. // Sci-article.ru. - 2016. - №31. - с. 54-59

14. Пирогова И.А. Организация и проведение внутривузовского конкурса по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций / И.А. Пирогова, А.В. Чукичев, Н.М. Шлепотина и др. // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - т. 1. №2 (13). - с. 15-20

15. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - Т. 10. №1. - с. 10-12,

16. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина / Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции посвященной дню российской науки - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета -2014. - с. 126-129

17. Шаманова А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - №4 (10). - Ч. 18. - с. 167-168

18. Вождаева 1.В. Аналгз результатгв дослгдження ргвня теоретично'1 пгдготовки студентгв Швденно-Уральського державного медичного унгверситету в питаннях алгоритму надання серцево-легенево'1 реангмаци / 1.В. Вождаева, О.В. Пеш1ков, А.О. Ерьомгн и др. //Материалы I (XLI) международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам "Глобальные преобразования в научной сфере". - Украина, г. Горловка. - 2014. - с. 63-66

19. Eremin A.O. The need for additional practical and theoretical credit hours in cardiopulmonary resuscitation classes as viewed by students with various educational standards in South-Ural state medical university/A.O. Eremin, V.P. Novikova, V.V.

Samylov et all. // Сборник статей международной научно-практической конференции "Инновационное развитие современной науки". - Уфа: РИЦБашГУ. - ч. 6. - 2014. - с. 28-31

THE METHODS OF ORGANIZATION OF TRAINING AND SPORTS COMPETITION FOR

FIRST AID*

P.V. SHUMKOVA, FSBEIHESUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia

Abstract

In the work the analysis of methods of organizing training and athletic competition in first aid, derived statistics passing contestants jobs, given the theoretical basis of performing the specified procedures

Keywords: first aid, university, training and sports competition.

* Научные руководители: асс. Красильникова И.В., к.м.н., доц. Пешиков О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.