Научная статья на тему 'Организация и проведение внутривузовского конкурса по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций'

Организация и проведение внутривузовского конкурса по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
437
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / КОНКУРС / FIRST AID / EMERGENCIES / COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пирогова И. А., Чукичев А. В., Шлепотина Н. М., Вождаева И. В., Пешиков О. В.

В последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций различного характера, что создает угрозу для здоровья и жизни населения. В то же время в системе высшего медицинского образования во многом изменился подход к обучению врачей в сфере оказания помощи при чрезвычайных ситуациях. Одним из эффективных методов обучения высококвалифицированных врачебных кадров является проведение учебно-методических конкурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND HOLDING OF THE ACADEMIC COMPETITION OF FIRST AID IN EMERGENCIES

In recent years in our country and abroad there is a lot of emergency situations of different nature that poses a threat to human health and life. At the same time, the system of higher medical education in many ways a different approach to medical training in the provision of assistance in emergency situations. One of the most effective methods of training of highly qualified medical staff is a holding of educational competitions.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение внутривузовского конкурса по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций»

УДК 614.88 ББК 53.5

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРИВУЗОВСКОГО КОНКУРСА ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

И.А. ПИРОГОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия А.В. ЧУКИЧЕВ, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия Н.М. ШЛЕПОТИНА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected] И.В. ВОЖДАЕВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия О.В. ПЕШИКОВ, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия В.А. БЕСПАЛОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск,, Россия

A.С. ДЕМЧЕНКО, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

B.А. СЕДЕЛКОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций различного характера, что создает угрозу для здоровья и жизни населения. В то же время в системе высшего медицинского образования во многом изменился подход к обучению врачей в сфере оказания помощи при чрезвычайных ситуациях. Одним из эффективных методов обучения высококвалифицированных врачебных кадров является проведение учебно-методических конкурсов.

Ключевые слова: первая помощь, чрезвычайные ситуации, конкурс.

Актуальность. В современных условиях развития общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности от опасных и вредных факторов, является актуальным. Это обусловлено тем, что в последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера. При этом возникающие стихийные бедствия, техногенные и природные катастрофы, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и другими вредными веществами, а также применение в локальных войнах различных видов оружия создают ситуации, опасные для здоровья и жизни населения. Эти воздействия становятся катастрофическими, они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей

[7].

Одной из проблем на протяжении последних нескольких десятилетий стал терроризм, его беспрецедентный рост: увеличиваются масштабы террористической деятельности, число одиночных террористических актов, совершаемых террористами-смертниками, что находит свое отражение не только в росте числа терактов, но и в изменении самого характера

террористической деятельности. Для устрашения гражданского населения террористы применяют новые, более совершенные методы [3, 4, 8, 17].

Другой часто наблюдаемой проблемой, приводящей к огромным потерям среди населения, являются стихийные бедствия, в том числе: наводнения, землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, снежные лавины, обильные атмосферные осадки, бури, ураганы, засуха, гололед, цунами, лесные пожары [13]. Стихийные бедствия и теракты в мире наносят экономический ущерб на астрономическую сумму, равную среднем более 100 млрд. долларов.

С развитием науки и техники, ядерной физики и химии актуальность приобрели ЧС техногенного характера. Одной из известных техногенных происшествий является катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции. В течение первых трёх месяцев после аварии погиб 31 человек; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести. Более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы [20].

Также можно рассмотреть недавнюю ЧС по причине падения метеорита в Челябинске: население не было предупреждено, довольно долго не поступала информация, что же на самом деле случилось, и системы оповещения во многих районах просто не работали, из-за перегрузки телефонной сети не было возможности дозвонится близким и начиналась паника. В учебных учреждениях также не была должным образом проведена эвакуация, ученики просто выбегали, и учителя не могли их организовать.

Если проанализировать крупные аварии, такие как, например, взрыв на хранилище радиоактивных отходов производственного объединения "Маяк", Чернобыльская катастрофа, то можно заметить, что в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) эвакуация проходила более организованно, чем в настоящее время, в частности, в ситуации, вызванной падением метеорита в Челябинске в 2013 году. Данный факт во многом можно связать со снижением количества часов, выделенных на обучение населения в области гражданской обороны (ГО) и защиты от ЧС: часто эти часы были просто формальностью, и по факту занятия не проводились. В связи с этим началась активная работа в плане усовершенствования системы подготовки населения в области ГО и ЧС: в частности, внедряется новый образовательный стандарт с введением дополнительных часов на отработку практических навыков в области оказания первой помощи. Паника и дезорганизация в работе систем оповещения при падении метеорита показывает необходимость проведения подготовки населения к ЧС, в особенности медицинского персонала, ведь медики должны спасти не только себя, но грамотно оказать помощь гражданам. Отдельную проблему составляет необходимость обновления систем оповещения, которые со времен СССР подверглись сильному износу [11].

В настоящее время в связи с внедрением новых образовательных стандартов, появлением службы медицины катастроф и редуцированием военной подготовки в системе высшего медицинского образования во многом изменился подход к обучению врачей в сфере оказания помощи при ЧС. Существует много работ, в которых приводится оценка уровня теоретических знаний студентов-медиков по оказанию первой помощи [21, 22], но суровая

действительность заставляет также проводить мониторинг качества владения практическими навыками у будущих врачей [1, 12, 19].

В этой связи проведение конкурсов по оказанию первой помощи в ЧС, представляется довольно актуальным для нашего времени. Необходимо систематически проводить тренировки и учения по практическим навыкам, чтобы выработать мышечную память о порядке их выполнения у обучающихся. Впоследствии все отработанные действия выполняются будущим специалистом автоматически, независимо от внешних условий, что является одним из важнейших этапов становления врача-специалиста, способного оказать

квалифицированную помощь [14]. Спасатели не могут быть в очаге ЧС мгновенно, а для спасения жизни человека часто помощь бывает необходима именно в первые минуты, и она должна проводится в рамках само- и взаимопомощи.

Все алгоритмы действий во время ЧС прописаны в нормативно-правовых актах, в частности в Федеральном законе Российской Федерации от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ "О гражданской обороне", приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 декабря 2012 года №381 "Об утверждении Положения об организации и ведения гражданской обороны в Министерстве здравоохранения Российской Федерации", постановлении Главы города Челябинска от 30 мая 2007 года №205-П "Об утверждении положений об эвакуационных мероприятий мирного и военного времени в Челябинском городском округе". Законодательно эвакуация и действия при ЧС в нашей стране организованы на достаточно высоком уровне, тем не менее, над практическим воплощением буквы закона следует тщательно работать.

Проведение учебно-спортивного конкурса по оказанию первой помощи в условиях, максимально приближенных к ЧС, позволяет подготовить обучающихся морально и физически к ситуациям, в которых необходимо мобилизовать все свои силы, чтобы не допустить панику среди граждан и организованно оказать первую помощь, а также наглядно показать уровень владения практическими навыками у будущих медиков, что косвенно продемонстрирует все достоинства и недостатки системы подготовки врачей в области гражданской защиты.

Основными целями таких конкурсов являются совершенствование практических навыков оказания первой медицинской помощи на месте происшествия, отработка четких и быстрых действий, направленных на сохранение витальных функций у пострадавших, а также повышение уровня теоретической и практической подготовки как среди студентов, так и среди руководящего состава в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями) [10]. В ходе проведения конкурса создаются условия для обмена опытом среди студентов и преподавателей - последние могут проанализировать ошибки обучающихся и внести изменения в учебные программы, чтобы усовершенствовать качество подготовки специалистов [18]. Кроме того, приобщение студентов к проведению таких конкурсов стимулирует их к изучению дисциплин уже с точки зрения применения навыков на практике [15].

I учебно-спортивный конкурс "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций" был организован на базе ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России 25 мая 2016 года силами сотрудников кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии, кафедры общей хирургии, кафедры физической культуры и сотрудников центра практических навыков. Организаторы смогли совместить как проверку теоретических и практических знаний студентов, так и оценку их физической подготовки. Конкурс состоял из двух этапов: теоретический и практический.

Теоретический этап состоял из презентации постерных докладов, разработки и представления кроссчайнворда по теме оказания первой помощи. При оценке постерных докладов учитывался не только их научный аспект, но также творческий подход в их оформлении. Презентация доклада дает незаменимый опыт публичных выступлений, что поможет студентам в дальнейшей научной работе [2]. В кроссвордах так же не обошлось без творческой составляющей: была полная свобода в оформлении, и студенты воспользовались этой возможностью, создав не только сложные, но и красиво оформленные кроссворды. Каждая команда пыталась найти

интересную и особенную информацию, для чего им пришлось углубиться в различные аспекты оказания первой помощи, а тандем трех кафедр позволил выбирать нестандартные темы, где студенты смогли показать свои взгляды на изучение первой помощи с различных сторон. Данные работы, представленные в рамках теоретического этапа, помогут следующим поколениям студентов-медиков в изучении соответствующих дисциплин, доклады будут использованы как наглядный материал, а кроссчайнворды будут применяться для проверки знаний на различных кафедрах. Теоретический этап позволил оценить знания студентов и уровень усвоения информации по первой помощи, изучаемой на практических занятиях.

Практический этап был максимально приближен к условиям ЧС, от студентов требовалась высокая скорость выполнения всех заданий, но главным критерием была правильность выполнения всех медицинских манипуляций, ведь главной заповедью врача является изречение Гиппократа "noli nocere" -поэтому за неправильное выполнение назначалось больше баллов, чем за невыполнение манипуляции. Практический этап был разделен на 5 этапов, на каждом из которых выполнялось определенное задание. Особенностью конкурса было то, что между этапами команда транспортирует пациента (одного из членов команды) в зависимости от местности и особенности состояния пациента -это и приблизило данный конкурс к условиям ЧС. Участники выкладывались на 100%, а временное ограничение позволило убедиться, что студенты ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России способны качественно и быстро оказать помощь.

На первом этапе команде по жребию выдавали задание, в котором указывался рельеф местности и диагноз пострадавшего члена команды. Оценка правильности

транспортировки проводилась

подготовленными волонтерами на протяжении всей эстафеты. Протяженность первого этапа составляла 190 м. По прибытии на второй этап команда получала следующее задание: в зависимости от повреждения необходимо было провести остановку кровотечения одним из предложенных способов (жгут Эсмарха, жгут-закрутка или пальцевое прижатие) [5]. Судьи проверяли правильность и алгоритм проведения остановки кровотечения по отсутствию

пульсации на периферических сосудах, технику выполнения манипуляции и место наложения жгута или пальцевого прижатия, и, главное, их эффективность. На третий этап транспортировали пострадавшего с кровотечением на протяжении 80 м, после чего выполняли иммобилизацию верхней конечности с помощью повязки Дезо, которую накладывали 2 человека. Оценивалась правильность наложения повязки, количество туров и скорость наложения. При правильном наложении повязки Дезо рука должна быть плотно фиксирована к туловищу [6]. Пациента с иммобилизованной конечностью

транспортировали на четвертый этап на протяжении 140 м. На нем проводился прием Геймлиха для освобождения дыхательных путей от инородного тела [16] на одном из трех манекенов: детском, взрослого и полного человека. Следующим заданием этого этапа было надевание противогазов: сначала выдавались сумки с противогазами, и команда должна была надеть их в походное положение, затем по команде "Газы!" вся команда надевала противогазы [9] и несла четвертого пострадавшего на следующий этап на протяжении 160 м - эта транспортировка проводилась в противогазах и требовала незаурядной физической подготовки. На пятом этапе снимались противогазы и упаковывались обратно в сумку. Заданием данного этапа было метание дротиков: один из членов команды брал три дротика и бросал их с расстояния 2,37 м, за каждое непопадание давались штрафные

минуты. На финиш с пятого этапа несли последнего пациента всего 50 м.

В данном учебно-спортивном конкурсе по первой помощи участвовали 30 команд, в которых было по 5 участников - такая популярность среди студентов позволяет сделать вывод, что первая помощь интересна студентам ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России всех факультетов и курсов. Подобный конкурс проводился впервые, и по результатам его проведения необходимо будет редактировать и, возможно, добавлять новые задания. Проводить мероприятия такого типа следует чаще, чтобы у студентов было больше возможностей для отработки практических навыков, изучаемых во время аудиторных занятий. Выпускники ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России должны быть готовы к действиям во время ЧС, на что и было направленно проведение такого конкурса. Подобные соревнования можно проводить не только в стенах медицинских университетов, но и среди студентов города и работающих граждан, что позволит в веселой и творческой обстановке отработать важные навыки, которые могут спасти жизнь: транспортировать пациента, остановить кровотечение,

иммобилизовать конечность, удалить инородное тело из дыхательных путей, правильно надевать противогаз и т.д. Кроме того, опыт проведения конкурса по оказанию первой помощи показал высокий уровень эффективности формирования

профессиональных компетенций у

обучающихся медицинского вуза.

Список литературы

1. Вождаева И.В. Теоретический уровень знаний студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета в области современных подходов проведения сердечно-легочной реанимации, обучающихся по разным образовательным стандартам / И.В. Вождаева, О.В. Пешиков // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года)". -Челябинск: издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 04.06.2014. - С. 14-18

2. Гизингер О.А. Повышение заинтересованности студентов-членов студенческого научного кружка в научно-исследовательской деятельности / О.А. Гизингер, М.В. Пешикова, Е.В. Колбина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 34-37

3. Григорьева Е.А. Террористические акты в мире: статистический аспект /Е.А. Григорьева. //Вестник НЦБЖД. -2016. - Т. 27, №1. - С. 81-87

4. Жезлов Н.В. Религиозный фанатизм и религиозный экстремизм как факторы, способствующие вербовке террористов-смертников / Н.В. Жезлов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2016. - Т.5, №1. - С. 9-13

5. Ильичева О.Е. Методические рекомендации по проведению практических занятий в Центре практических навыков академии для студентов, обучающихся по специальности 060105 - медико-профилактическое дело по дисциплине "Экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности": учебное пособие /О.Е. Ильичева, У.В. Харламова, А.Е. Локтев и др. - Челябинск: ЧелГМА, 2012. - 88 с.

6. Ильичева О.Е. Оказание первой помощи: учебное пособие для вузов / О.Е. Ильичева, У.В. Харламова, А.Е. Локтев и др. - Челябинск: ЮУГМУ, 2013. - 47 с.

7. Ильичева О.Е. Междисциплинарные взаимодействия в области вопросов нормативно-правового обеспечения безопасности жизнедеятельности / Ильичева, И.В. Вождаева, Ю.А. Тюков, С.И. и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С. 39-40

8. Ильичева О.Е. Противодействие терроризму: учебное пособие / О.Е. Ильичева, А.В. Чукичев, У.В. Харламова и др. -Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2015. - 47 с.

9. Левчук И.П. Медицина катастроф. Курс лекций: учебное пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 240 с.

10. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. - 2-е издание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 557 с.

11. Мисюкевич Н.Д. Техногенные катастрофы современности: общий обзор и ситуация по Южному Уралу / Н.Д. Мисюкевич, О.В. Пешиков //Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года)". - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 04.06.2014. - С. 61-65

12. Невейцева О.А. Значение изучения топографической анатомии в освоении навыков первой медицинской помощи (Результаты II ежегодного внутривузовского учебно-методического конкурса "Первая помощь в жизни студента медицинского ВУЗа") / О.А. Невейцева, А.В. Чукичев, О.Е. Ильичева и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 84-87

13. Одинцов Л.Г. Условия возникновения чрезвычайных ситуаций в России /Л.Г. Одинцов, А.В. Курсаков, В.Н. Кошелев и др. //Соревнования спасателей. Серия "Справочник спасателя"-М.: ФГУВНИИГОЧС (ФЦ), 2005. - С. 8-12

14. Пешиков О.В. Подготовка студентов к участию в олимпиадах по практическим навыкам, как этап становления врача-специалиста / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года)". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 04.06.2014. - С. 71-74

15. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 93-95

16. Рогозина И.В. Медицина катастроф /И.В. Рогозина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 152 с.

17. Степанова Е.А. Исламистский терроризм сегодняшнего дня: глобальный и локально-региональный уровни / Е.А. Степанова //Индекс безопасности. - 2007. - Т. 13, №1. - С. 75-92

18. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - С. 126-129

19. Шатрова Н.В. Организация подготовки будущих специалистов-медиков к условиям деятельности в чрезвычайных ситуациях /Н.В. Шатрова // Земский врач. - 2015. - Т. 25, №1. - С. 63-66

20. Кигвщинознавство: Поабник для вчителя /За ред. 1Л.Лжарчука. - К., 2001. - 295 с.

21. Вождаева И.В. Анал1з результатiв до^дження рiвня теоретичног пiдготовки студентiв Швденно-Уральського державного медичногоунiверситету в питаннях алгоритму надання серцево-легеневогреатмацИ/И.В. Вождаева, О.В. Пешiков, А.О. Срьомт та iншi // Глобальные преобразования в научной сфере. Материалы I (XLI) международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. - 2014. - С. 63-66

22. Eremin A.O. The need for additional practical and theoretical credit hours in cardiopulmonary resuscitation classes as viewed by students with various educational standards in South Ural State Medical University / A. O. Eremin, V.P. Novikova, V.V. Samylov et al. // Инновационное развитие современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. - 2014. - С. 28-31

ORGANIZATION AND HOLDING OF THE ACADEMIC COMPETITION OF FIRST AID IN

EMERGENCIES

I.A. PIROGOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia A.V. CHUKICHEV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia N.M. SHLEPOTINA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia

e-mail: [email protected] I.V. VOZHDAEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia O.V. PESHIKOV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia

V.A. BESPALOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia A.C. DEMCHENKO, SUSMU, Chelyabinsk, Russia V.A. SEDELKOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia

Abstract

In recent years in our country and abroad there is a lot of emergency situations of different nature that poses a threat to human health and life. At the same time, the system of higher medical education in many ways a different approach to medical training in the provision of assistance in emergency situations. One of the most effective methods of training of highly qualified medical staff is a holding of educational competitions.

Keywords: first aid, emergencies, competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.