Научная статья на тему 'Опыт проведения практического конкурса по оказанию неотложной помощи среди обучающихся'

Опыт проведения практического конкурса по оказанию неотложной помощи среди обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
441
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМАТИЗМ / ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ / НАВЫКИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНКУРС ПО ОКАЗАНИЮ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ / СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / ГРАЖДАНСКИЙ ПРОТИВОГАЗ / СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ / ДЕСМУРГИЯ / ВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОСТАНОВКИ КРОВОТЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красильникова И. В.

В статье рассмотрена актуальность проблемы травматизма на современном этапе, вопроса оказания неотложной помощи, значимость подготовки врачей различных специальностей к оказанию первой помощи пострадавшим. Описан практический конкурс по оказанию неотложной помощи среди студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов, организованный сотрудниками кафедры Безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL EXPERIENCE OF THE COMPETITION FIRST AID AMONG TRAINEES

The article discusses the relevance of injury problems at the present stage, the question of providing emergency assistance, the importance of the training of doctors of various specialties to provide first aid to victims. Described practical competition for emergency assistance for students 2 courses of medical and pediatric departments, organized by the staff of the Department of Life Safety, disaster medicine, emergency medical assistance

Текст научной работы на тему «Опыт проведения практического конкурса по оказанию неотложной помощи среди обучающихся»

УДК 378 ББК 78.36

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КОНКУРСА ПО ОКАЗАНИЮ НЕОТЛОЖНОЙ

ПОМОЩИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И.В. КРАСИЛЬНИКОВА, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрена актуальность проблемы травматизма на современном этапе, вопроса оказания неотложной помощи, значимость подготовки врачей различных специальностей к оказанию первой помощи пострадавшим. Описан практический конкурс по оказанию неотложной помощи среди студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов, организованный сотрудниками кафедры Безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи.

Ключевые слова: травматизм, оказание неотложной помощи, навыки по оказанию первой помощи, практический конкурс по оказанию неотложной помощи, ситуационная задача, гражданский противогаз, сердечно-легочная реанимация, десмургия, временные способы остановки кровотечения.

Актуальность. Травматизм имеет высокую значимость в здравоохранении как медико-социальная проблема. По статистике, в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, военных конфликтов, несчастных случаев в быту и на производстве ежегодно погибает около двух - и получают травмы несколько десятков миллионов человек в мире. Травмы среди причин смертности уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и онкологии. В последние 15-20 лет в результате развития промышленности, автодорожного транспорта и высотного строительства, во всем мире качественно изменилась структура травматизма - значителен рост числа и тяжести политравм, с одновременным повреждением нескольких анатомических областей. Подобные тяжелые повреждения в 15-40% случаев приводят к летальному исходу и в 12-15% - к инвалидизации пострадавшего. Поэтому не утрачивает своей актуальности вопрос оказания неотложной помощи пострадавшим [5, 8, 16, 18].

Неотложная помощь основана на фундаментальных знаниях из различных областей медицины [6, 9, 13], объединенных практическим опытом, и каждый врач должен уметь оказать первую помощь пострадавшему в любом месте и в любое время, в том числе и при катастрофах, в совершенстве владеть практическими навыками по сердечно-легочной реанимации [4, 21, 22]. Качественно оказанная

неотложная помощь возможна только при углубленной подготовке врачей различных специальностей. В основу такой подготовки должно быть положено как теоретическое изучение основных алгоритмов оказания первой помощи при различных чрезвычайных ситуациях [15], так и постоянное совершенствование обучающимися

практических навыков.

Одной из приоритетных задач государственной политики в области развития и совершенствования системы здравоохранения является подготовка

высококвалифицированных кадров для управления здравоохранением. Модернизация системы российского образования вызвала необходимость совершенствования

образовательного процесса. Новые условия, в которых работают сегодня вузы, связаны с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов III поколения. Идеология новых стандартов выражается в реализации определенных компетенций, которые рассматриваются как готовность и способность обучающегося решать различного рода профессиональные задачи, применять имеющиеся знания и умения в конкретной профессиональной ситуации. Для достижения данных результатов профессиональное образование должно стать более ориентированным на практическую подготовку, что делает необходимым не просто

поддержание сложившихся контактов вуза и работодателей, но и их совершенствование как в методическом, так и в организационном плане. Так, достижению высокого уровня обучения основам оказания первой помощи способствует привлечение студентов к участию в предметных конкурсах, олимпиадах, где у обучающихся есть возможность

продемонстрировать полученные в процессе обучения практические навыки по оказанию неотложной помощи [14, 17].

Проведение учебно-методических конкурсов регламентировано федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлениями и

распоряжениями правительства Российской Федерации, приказами и нормативными документами министерства образования и науки Российской Федерации. Учебно-методические конкурсы обеспечивают использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения внеаудиторных занятий, стимулирующих внедрения современного содержания, инновационных методов и технологий реализации обучения практическим навыкам, обмен опытом их реализации, повышающих качество образовательной деятельности. Необходимость оказания первой медицинской помощи студентами лечебного факультета обусловлена тем, что именно выпускники данного факультета становятся акушерами-гинекологами, хирургами, травматологами, т.е. специалистами, которые оказывают

неотложную помощь пострадавшим. Количество учебных часов, выделяемых на изучение сердечно-легочной реанимации, остановку кровотечений, транспортную иммобилизацию, недостаточно, чтобы в рабочей программе выделять

узкоспециализированные модули [1, 7, 12, 19, 20].

Так, в конце весеннего семестра 2016 учебного года на базе кафедры безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи Южно-Уральского государственного

медицинского университета был организован практический конкурс по оказанию неотложной помощи, в котором принимали участие студенты 2 курса лечебного и педиатрического факультетов [2, 10]. Участники конкурса были распределены на команды по 7 человек.

Программа конкурса включала выполнение 5 заданий одним или двумя участниками команды.

При выполнении первого (теоретического) задания студентам было предложено решить 10 ситуационных задач в течение 15 минут по вопросам оказания первой помощи при травмах, кровотечении, утоплении, отравлении, аспирации инородным предметом и при терминальных состояниях. В данном конкурсе принимал участие один член команды. За каждую правильно решенную задачу студент получал 1 балл.

Второе задание предусматривало демонстрацию обучающимися правил использования гражданского противогаза. При выполнении задания участнику необходимо было определить свой размер противогаза и продемонстрировать основные положения противогаза в зависимости от команды. При правильном выполнении всех навыков участник команды получал максимально 5 баллов.

В рамках выполнения 3 задания двое членов команды демонстрировали навыки проведения сердечно-легочной реанимации на специальном манекене-тренажере. Правильность

выполненных мероприятий оценивалась на основании регистрации результатов

контроллером. Для объективности оценки выполнения данного задания в качестве членов жюри были привлечены сотрудники скорой и неотложной медицинской помощи. 10 баллов получали участники конкурса за правильное выполнение техники базисной сердечно-легочной реанимации, проведенной в соответствии с последними стандартами [3].

Четвертое задание предусматривало выполнение основных принципов десмургии. Студентам были предложены 2 бинтовые повязки, наложение которых осуществлялось на время, в зависимости от сложности. При правильной технике выполнения манипуляций, эстетичности повязки, качественной фиксации, обучающиеся получали максимально 5 баллов.

В рамках пятого задания участники демонстрировали временные способы остановки кровотечения (оказание первой помощи пострадавшему при венозном и артериальном кровотечении). В случае правильно выполненной техники наложения жгута либо тугой давящей повязки студенту присваивалось 5 баллов.

Полученные баллы участников команды суммировались и по итогам конкурса лучшим командам присваивались призовые места.

Практический конкурс проводится в рамках дисциплины третий год, количество участников конкурса ежегодно растет. Основная часть участников данного конкурса представлена членами студенческого научного кружка кафедры безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи, кафедры

топографической анатомии и оперативной хирурги, кафедры хирургической

направленности [11]. В процессе привлечения студентов к участию в подобных мероприятиях происходит повышение уровня теоретических знаний, выявление творческих способностей и интереса к практической деятельности, формирования "ориентировочной основы действий", отработка навыков оказания первой помощи, создание условий для

профессионального становления врача.

Список литературы

1. Альтман Д.А. Профессиональная ориентация как необходимое условие успешного становления будущего врача на некоторых этапах образовательного процесса / Д.А. Альтман, А.Б. Ларин, Н.М. Шлепотина и др. //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 9-13

2. Вождаева И.В. Оптимизация преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" / И.В. Вождаева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине" - Махачкала, 2016. - с. 57-60.

3. Вождаева И.В. Теоретический уровень знаний студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета в области современных подходов проведения сердечно-легочной реанимации, обучающихся по разным образовательным стандартам / И.В. Вождаева, О.В. Пешиков // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года)". -Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - с. 14-18

4. Ильичева О.Е. Мнение студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета о необходимости увеличения практических и теоретических занятий в изучении сердечно-легочной реанимации / О.Е. Ильичева, А.В. Чукичев, И.В. Вождаева и др. // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной Дню российской науки.. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - с. 46-51

5. Ильичёва О.Е. Противодействие терроризму / О.Е. Ильичёва, А.В. Чукичев, У.В. Харламова и др. - Учебное пособие. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2015. - 47 с.

6. Ильичева, О.Е. Междисциплинарные взаимодействия в области вопросов нормативно-правового обеспечения безопасности жизнедеятельности / О.Е. Ильичева, И.В. Вождаева, Ю.А. Тюков и др. //Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - с. 39-40.

7. Мезенцева Е.А. Мультимедийные презентации как инновационный педагогический метод работы кафедры / Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, А.Ю. Савочкина и др. //Материалы II научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - 2011. - с. 74-76.

8. Мисюкевич Н.Д. Техногенные катастрофы современности: общий обзор и ситуация по Южному Уралу / Н.Д. Мисюкевич, О.В. Пешиков // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года)". - Челябинск: изд-во ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 2014. - с. 61-65.

9. Невейцева О.А. Значение изучения топографической анатомии в освоении навыков первой медицинской помощи (Результаты II ежегодного внутривузовского учебно-методического конкурса "Первая помощь в жизни студента медицинского ВУЗа") / О.А. Невейцева, А.В. Чукичев, О.Е. Ильичева и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 84-87

10. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 93-95

11. Пешиков О.В. Влияние студенческого научного общества на становление профессиональной личности студента медицинского университета / О.В. Пешиков, Н.Д. Мисюкевич // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. - 2015. - с. 314-318

12. Пешиков О.В. Подготовка студентов к участию в олимпиадах по практическим навыкам, как этап становления врача-специалиста / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев // Материалы международной научно-практической конференции

"Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года)". - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - с. 71-74.

13. Пешиков О.В. Мониторинг качества знаний, получаемых на теоретических кафедрах в изучении "узких" клинических дисциплин в медицинском ВУЗе / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова //Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Профессионально компетентная личность в мировом образовательном пространстве". - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2010. - С. 157-159

14. Пирогова И.А. Организация и проведение внутривузовского конкурса по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций / И.А. Пирогова, А.В. Чукичев, Н.М. Шлепотина и др. // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - т. 1. №2 (13). - с. 15-20

15. Пирогова И.А. Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза /И.А. Пирогова, В.Ф. Таланова, М.А. Черных и др. // Sci-article.ru. - 2016. - №31. - с. 54-59

16. Пургина А.А. Зависимость пола и локализации травмы у лиц, пострадавших в ДТП в малом городе Челябинской области / А.А. Пургина, Ю.Т. Кабыш, О.В. Пешиков // Материалы I Уральского медицинского форума "Травматология: проблемы, инновационные технологии в диагностике и лечении. Медицинская и социальная реабилитация". - Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2011. - с. 70-72

17. Сетко А.Г. Взаимодействие вуза и работодателей в подготовке специалиста медико-профилактического профиля / А.Г. Сетко, Т. А. Фатеева, М. М. Мокеева и др. // Материалы учебно-методической конференции "Медицинское образование в Оренбургской области". - 2015. - с. 19-22

18. Черняев М.В. Половые особенности непроизводственного травматизма в результате хулиганских действий в малом городе Челябинской области / М.В. Черняев, Ю.Т. Кабыш, О.В. Пешиков // Материалы I Уральского медицинского форума "Травматология: проблемы, инновационные технологии в диагностике и лечении. Медицинская и социальная реабилитация". - Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2011. - с. 82-83

19. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - с. 126-129

20. Шаманова А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - №4 (10).- Ч. 18. - с. 167-168

21. Вождаева 1.В. Аналiз результатiв до^дження рiвня теоретичног пiдготовки студентiв Швденно-Уральського державного медичного унiверситету в питаннях алгоритму надання серцево-легеневог реатмацИ / 1.В. Вождаева, О.В. Пешжов, А.О. Ерьомт и др. // Материалы I (XLI) международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам "Глобальные преобразования в научной сфере". - Украина, г. Горловка. - 2014. - с. 63-66

22. Eremin A.O. The need for additional practical and theoretical credit hours in cardiopulmonary resuscitation classes as viewed by students with various educational standards in South-Ural state medical university /A.O. Eremin, V.P. Novikova, V.V. Samylov et all. // Сборник статей международной научно-практической конференции "Инновационное развитие современной науки". - Уфа: РИЦБашГУ. - ч. 6. - 2014. - с. 28-31

PRACTICAL EXPERIENCE OF THE COMPETITION FIRST AID AMONG TRAINEES

I.V. KRASILNIKOVA, FSBEIHE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia

e-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses the relevance of injury problems at the present stage, the question of providing emergency assistance, the importance of the training of doctors of various specialties to provide first aid to victims. Described practical competition for emergency assistance for students 2 courses of medical and pediatric departments, organized by the staff of the Department of Life Safety, disaster medicine, emergency medical assistance

Keywords: injuries, emergency care, first aid skills, hands-on competition for emergency assistance, situational problems, civilian gas mask, cardiopulmonary resuscitation, desmurgy, temporary ways to stop the bleeding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.