Научная статья на тему 'Особенности оказания неотложной помощи детям при катастрофах (тематический обзор литературы)'

Особенности оказания неотложной помощи детям при катастрофах (тематический обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1580
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТАСТРОФА / ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красильникова И.В.

В статье описаны структура поражений у детей при катастрофах, особенности оказания неотложной помощи при терминальных состояниях, транспортной иммобилизации, при аспирации инородным телом у ребенка, при кровотечении, особенности применения средств защиты органов дыхания, правила эвакуации и транспортировки у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES FIRST AID CHILDREN IN DISASTER

The article describes the structure of the lesions in children in disasters, especially emergency assistance in terminal states, with bleeding, transport immobilization, when a foreign body aspiration in a child, especially the use of respiratory protective equipment, the rules of the evacuation and transportation of children.

Текст научной работы на тему «Особенности оказания неотложной помощи детям при катастрофах (тематический обзор литературы)»

Малых С. Б. и др. Когнитивные характеристики и проблемы поведения у детей с острым лимфобластным лейкозом, завершивших лечение по протоколу МВ-2008: пилотное исследование // Вопр. практической педиатрии. — 2015. — Т. 10, № 5. — С. 7-13.

14. Румянцев А. Г., Володин Н. Н., Касаткин В. Н. и др. Междисциплинарная комплексная реабилитация детей с гематологическими и онкологическими заболеваниями // Гематология. Трансфузиология. Восточная Европа. — 2015. — № 4 (21). — С. 15-39.

15. Chemaitilly W., Armstrong G. T., Gajjar A. et al. Hypothalamic-Pituitary Axis Dysfunction in Survivors of Childhood CNS Tumors: Importance of Systematic Follow-Up and Early Endocrine Consultation // J. Clin. Oncol. — 2016. — Vol. 34, № 36. — P. 43154319.

16. Wilson C. L., Chemaitilly W., Jones K. E.

et al. Modifiable Factors Associated With Aging Phenotypes Among Adult Survivors of Childhood Acute Lymphoblastic Leukemia [Electronic resource] // J. Clin. Oncol. — 2016.

- Vol. 34, № 21. — P. 2509-2515. — URL: 10.1200/JC0.2015.64.9525.

17. Пешикова М. В. Клинико-иммунологи-ческие особенности инфекционных осложнений у детей с острым лимфобластным лейкозом и не-В-клеточными неходжкински-ми лимфомами, получающих химиотерапию по протоколу ВFМ-АLL-90(М): дис. ... канд. мед. наук. — Челябинск, 2000.

18. Peshikova M. V., Dolgushin I. I., Rusanova N. N. Etiology and structure of infectious complications of cytostatic therapy in children with acute lymphoblastic leukemia and non-b-cell non-Hodgkin lymphomas // Журн. микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 2002. — № 1. — С. 70-71.

УДК 616-053.2-616.21

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИ КАТАСТРОФАХ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Красильникова И. В.

ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Аннотация. В статье описаны структура поражений у детей при катастрофах, особенности оказания неотложной помощи при терминальных состояниях, транспортной иммобилизации, при аспирации инородным телом у ребенка, при кровотечении, особенности применения средств защиты органов дыхания, правила эвакуации и транспортировки у детей.

Ключевые слова: катастрофа, оказание неотложной помощи, дети

FEATURES FIRST AID CHILDREN IN DISASTER

Krasilnikova I. V.

FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article describes the structure of the lesions in children in disasters, especially emergency assistance in terminal states, with bleeding, transport immobilization, when a foreign body aspiration in a child, especially the use of respiratory protective equipment, the rules of the evacuation and transportation of children.

Keywords: disaster, emergency care, children

Актуальность. Развитие человеческого общества никогда не было бесконфликтным процессом. Одной из вечных проблем является противоречие между деятельностью

людей, развитием человеческого общества и природной средой. При этом сама природа не является только внешней средой, оболочкой, в которой развивается общество. Об-

щество — это органическая часть природы, а история человечества — часть истории природы. Своей деятельностью человек неизбежно изменяет среду своего обитания, постоянно становясь в результате этого свидетелем чрезвычайных ситуаций, вызывающих дестабилизацию или серьезные разрушения социальной и природной систем. Известно, что такие ситуации возникают внезапно, вследствие природных катаклизмов или технологических катастроф, иногда назревают постепенно и скрыто, принимая форму экологического кризиса. От социальных, техногенных, природных и иных катастроф в мире ежегодно погибают десятки тысяч человек, сотни тысяч теряют здоровье, становятся инвалидами.

Ежегодно около 6 миллионов пациентов в мире с ожоговой травмой обращаются за медицинской помощью. В России ежегодно регистрируются более 400 тыс. больных с ожогами различной этиологии и их частота составляет 300-350 случаев на 10 тыс. населения. В США в среднем ожоги за год получают около 1 миллиона жителей. В Европе ожоговая травма занимает IV место среди всего травматизма вместе с отравлениями и утоплениями. Анализ 76 эпидемиологических исследований гетерогенных групп пациентов с ожоговой травмой демонстрирует значительное снижение летальности у данных пациентов за последние 30 лет. В Испании смертность снизилась с 24 до 12 %, в Турции — с 38 до 30 %, в Дании — с 7 до 5 % за последние 10 лет. Тем не менее смертность от ожоговой травмы сохраняет свои позиции в отдельных группах пациентов (пожилые пациенты, дети, пациенты с сочетанными и комбинированными поражениями, пациенты с обширными ожогами и тяжелой термоингаляционной травмой). В Республике Беларусь ежегодно с ожоговой травмой обращаются за помощью около 30 тыс. пациентов, около 10 тыс. лечатся стационарно, ежегодно в больницах умирает около 200-300 пострадавших [1, 4, 5, 7, 8, 12, 15, 16].

Среди пострадавших в условиях катастроф значительную долю составляют дети. В структуре травм у детей преобладают повреждения головы (52,8 %), верхних (18,6 %) и нижних (13,7 %) конечностей. При полу-

чении медицинской помощи дети имеют преимущество перед взрослыми в случае одинаковой степени тяжести поражения. Статистика свидетельствует, что более 20 % жизней могли бы быть спасены, если человек, оказавшийся на месте происшествия, владел бы приемами оказания первой помощи, в том числе и сердечно-легочной реанимацией (СЛР). От качества подготовки обученных людей прямо зависит результативность действий [6].

В 2010 г. Американской ассоциацией сердечных заболеваний (American Heart Association, AHA) были разработаны новые стандарты проведения СЛР — Guidelines CPR ECC 2010. Предложено заменить последовательность основных мероприятий по поддержанию жизнедеятельности A-B-C (освобождение дыхательных путей, искусственное дыхание, компрессионные сжатия) последовательностью C-A-B для взрослых, детей и грудных детей (за исключением новорожденных). Согласно стандарту AHA 2015 г., проведение сердечно-легочной реанимации у детей имеет свои особенности.

Оказание неотложной помощи детям проводится с учетом анатомо-физиологиче-ских особенностей организма. При осмотре у детей до года затруднена оценка сознания. Ориентирами для оценки сознания являются реакции сосредоточения на звуковые, зрительные раздражители и эмоциональный ответ на положительные и отрицательные воздействия (мать, рожок с молоком, пошлепывание по щекам и др.). При утрате сознания обращают внимание на ширину зрачков и наличие реакции их на свет.

Проведенные исследования выявили, что СЛР не всегда выполняется в соответствии со стандартами, даже когда ее проводят квалифицированные медицинские работники [2, 13, 17]. При проведении непрямого массажа сердца у ребенка необходимо рассчитывать силу и частоту нажатий на нижний отдел грудины, чтобы не вызвать дополнительную травму грудной клетки пострадавшего. Непрямой массаж сердца у новорожденных проводится кончиками пальцев (двух или трех), либо используют прием, когда руки реаниматора охватывают тело ребенка, 2 больших пальца помещают на центре грудной клет-

ки, сразу под сосковой линией [14]. У детей от года до восьми лет непрямой массаж сердца проводится ладонью одной руки, у более старших — одновременно двумя ладонями. Соотношение компрессий и вдохов при проведении реанимации одним спасателем у детей раннего возраста составляет 30 : 2, двумя спасателями — 15 : 2. У подростков при проведении реанимационных мероприятий как одним спасателем, так и двумя соотношение компрессий и вдохов составляет 30 : 2 [3]. Глубина сдавливаний грудной клетки у детей до года — не менее 1/3 передне-заднего диаметра грудной клетки, приблизительно 4 см; у детей от года до пубертатного периода — приблизительно 5 см, а у подростков составляет не менее 5-6 см. Для проведения искусственного дыхания ребенку в возрасте до 1 года рекомендуется использовать методику «рот в рот и нос». У детей старшего возраста используют методики «рот в рот» и «рот в нос» [10].

У детей раннего возраста слабо развита мускулатура. Поэтому при ранении конечностей у детей до трех лет с целью временной остановки артериального кровотечения не рекомендуется использовать метод нало-

жения жгута или закрутки. На поврежденную конечность накладывают тугую давящую повязку.

При проведении транспортной иммобилизации у детей следует помнить, что стандартных шин для детского возраста не существует. Поэтому при оказании первой помощи используют лестничные шины для взрослых, моделируя их по размеру ребенка, либо используют подручные средства, либо применяют метод аутоиммобилизации.

При определении площади ожоговой поверхности у детей применяют специальные таблицы Ланда и Браудера. Правило девяток у детей не применяют, так как в зависимости от возраста отмечаются колебания размеров головы и конечностей.

При оказании неотложной помощи в случае аспирации инородным телом маленького ребенка удерживают за ноги вниз головой и постукивают несколько раз по спине. Грудного ребенка можно поместить на предплечье вниз головой, удерживая за плечи, и аккуратно нанести несколько ударов по межлопаточной области. У детей старшего возраста используют метод Геймлиха, как и у взрослых (рис. 1).

Рис. 1. Метод Геймлиха при оказании первой помощи в случае аспирации инородного тела

При организации оказания неотложной помощи необходимо учитывать, что у детей исключается элемент самопомощи, поэтому особое внимание должно быть обращено на своевременность высвобождения пораженных из-под обломков, тушение горящей одежды и устранение других поражающих фак-

торов, продолжающих воздействие на них, а также на особенности эвакуации и транспортировки. Вынос и вывоз детей из очага должен осуществляться в первую очередь и производиться в сопровождении родственников, легкопораженных взрослых, личного состава спасательных формирований (рис. 2).

Рис. 2. Транспортировка пострадавших

Детей в возрасте до пяти лет выносят из очага к месту оказания медицинской помощи по возможности на руках, а не на носилках, чтобы избежать их выпадения из носилок [9].

Существуют определенные правила и при использовании средств защиты у детей [11]. На детей дошкольного и младшего школьного возраста противогазы надевают взрослые. Ребенка ставят спиной к себе, снимают головной убор, собирают волосы

со лба и висков, лицевую часть берут за височные и щечные лямки и прикладывают к лицу так, чтобы подбородок разместился в нижнем углублении обтуратора, движением рук вверх и назад от лица ребенка наголовник натягивается на голову, устраняется перекос лицевой части, застегиваются щечные пряжки. У детей дошкольного возраста завязываются гарантийные тесьмы. Затем надевают головной убор (рис. 3).

Рис. 3. Использование средств защиты у детей

Заключение. Таким образом, оказание неотложной помощи детям имеет свои особенности, что обусловлено анатомо-физио-логическими особенностями, отличиями в клинических проявлениях и течении посттравматического процесса по сравнению с взрослыми.

Литература

1. Баталина В. В. Судебная медицина. Шпаргалка. — Москва, 2009. — 78 с.

2. Вождаева И. В., Пешиков О. В. Теоретический уровень знаний студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета в области современных подходов проведения сердечно-легочной реанимации, обучающихся по разным образовательным стандартам // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года): междунар. науч.-практ. конф.: сб. матери-

алов. — Челябинск: ЮУГМУ, 2014. — С. 1418

3. Ильичева О. Е., Чукичев А. В., Вожда-ева И. В. и др. Мнение студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета о необходимости увеличения практических и теоретических занятий в изучении сердечно-легочной реанимации // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: II Всерос. (V внутри-вуз.) науч.-практ. конф., посвящ. Дню российской науки: сб. материалов — Челябинск: ЮУГМУ, 2014. — С. 46-51.

4. Ильичёва О. Е., Чукичев А. В., Харламова У. В. и др. Противодействие терроризму: учеб. пособие. — Челябинск: ЮУГМУ, 2015.

— 47 с.

5. Кошельков Я. Я., Серебряков А. Е. Избранные лекции по комбустиологии и кри-опатологии. — Минск: БелМАПО, 2012. -122 с.

6. Малышев В. Д. Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь: учеб. пособие.

— Москва: Медицина, 2000. — 464 с.

7. Мисюкевич Н. Д., Пешиков О. В. Техногенные катастрофы современности: общий обзор и ситуация по Южному Уралу // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года): междунар. науч.-практ. конф.: сб. материалов. — Челябинск: ЮУГМУ, 2014. — С. 61-65.

8. Мовчан К. Н., Зиновьев Е. В., Сидельни-ков В. О. и др. Абдоминальные осложнения у тяжелообожженных и современные подходы к их профилактике и хирургическому лечению //Вестн. Рос. военно-мед. академии.

— 2007. — № 2/18 — С. 12.

9. Невейцева О. А., Чукичев А. В., Ильичева О. Е. и др. Значение изучения топографической анатомии в освоении навыков первой медицинской помощи (результаты II ежегодного внутривузовского учебно-методического конкурса «Первая помощь в жизни студента медицинского вуза») // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: IV всерос. (VII внутривуз.) на-уч.-практ. конф.: сб. материалов. — Челябинск: ЮУГМУ, 2016. — С. 84-87.

10. Пирогова И. А., Таланова В. Ф., Черных М. А. и др. Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза // Sci-article.ru, 2016. — № 31. — С. 54-59.

11. Пирогова И. А., Чукичев А. В., Шле-потина Н. М. и др. Организация и проведение внутривузовского конкурса по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2016. — Т. 1, № 2 (13). — С. 15-20.

12. Brussealaers N., Monstrey S., Voge-laers D. et al. Severe burn injure in Europe: a systemic review of the incidence, etiology, morbidity and mortality // Critical Care. -2010. — № 14. — P. R188.

13. Вождаева И. В., Пешшов О. В., Ерьомт А. О. та iншi Аналiз результатiв до^дження рiвня теоретичног тдготовки студентiв Швденно-Уральського державного медичного утверситету в питаннях алгоритму надання серцево-легеневог реатма-цп // Глобальные преобразования в научной сфере: I (XLI) междунар. науч.-практ. конф. по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам: сб. материалов. — Украина, Горловка, 2014. — С. 63-66.

14. Eremin A. O., Novikova V. P., Samy-lov V. V. et al. The need for additional practical and theoretical credit hours in cardiopulmonary resuscitation classes as viewed by students with various educational standards in South Ural State Medical University // Инновационное развитие современной науки: междунар. науч.-практ. конф.: сб. статей / под ред. А. А. Сукиасяна. — в 9 ч. — Уфа, 2014. — С. 28-31.

15. Клiгуненко О. М., Лещов Д. П., Слiва-ренко С. В. и др. 1нтенЫвна тератя опiковоi хвороби: навчально-методичний поЫбник. — Днепропетровськ: Пороги, 2004. — 196 с.

16. Rani M., Schwach M. G. Aging and pathogenic response to burn // Aging and Disease. — 2012. — № 3. — P. 171-180.

17. WikL., Kramer-Johansen J.,MyklebustH. et al. Quality of cardiopulmonary resuscitation during out-of-hospital cardiac arrest // JAMA. — 2005. — № 293. — P. 299-304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.