Научная статья на тему 'Оценка результатов участия в спортивном конкурсе среди студентов медицинского вуза'

Оценка результатов участия в спортивном конкурсе среди студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНО-СПОРТИВНЫЙ КОНКУРС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шумкова П.В.

В работе проведен анализ результатов II учебно-спортивного конкурса "Первая медицинская помощь в условиях ЧС", сравнение спортивных и антропометрических показателей участников и их влияние на успешность прохождения конкурса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шумкова П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n work the analysis of the results of the II training and sports competition "First aid in emergency situations", the comparison of sports and anthropometric values of participants and their impact on the successful completion of the contest.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов участия в спортивном конкурсе среди студентов медицинского вуза»

УДК 796.01 ББК 75.1

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАСТИЯ В СПОРТИВНОМ КОНКУРСЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ШУМКОВА П.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия

Аннотация

В работе проведен анализ результатов II учебно-спортивного конкурса "Первая медицинская помощь в условиях ЧС", сравнение спортивных и антропометрических показателей участников и их влияние на успешность прохождения конкурса.

Ключевые слова: первая медицинская помощь, университет, учебно-спортивный конкурс.

Актуальность. В век модернизации медицинского образования студенты-медики должны обладать не только сильной теоретической базой, но и знать и уметь выполнять практические навыки по оказанию первой медицинской помощи.

Обучающиеся ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, работающие в студенческих трудовых отрядах (например, в студенческом спасательном отряде "Helper"), приходят на работу с определенной теоретической и практической подготовкой. При этом юные спасатели отмечают, что в стрессовой ситуации без специальной подготовки, зачастую бывает очень тяжело собраться и выполнить ту или иную знакомую манипуляцию, в том числе и выполнение сердечно-легочной реанимации (СЛР) [1].

С 2011 года в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России проводится учебно-методический конкурс "Первая медицинская помощь в жизни студента-медика". Ежегодно в нем принимают участие более 100 обучающихся различных факультетов и курсов. В ходе конкурса студенты демонстрируют свои навыки в технике оказания первой медицинской помощи. С 2016 года существенно изменился формат конкурса - организован отдельно для участников младших и старших курсов. Учебно-методический конкурс по оказанию первой медицинской помощи проводится как самостоятельное мероприятие на кафедре безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи для студентов, заканчивающих обучение по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". Для студентов старших курсов организовано учебно-спортивное мероприятие "Первая медицинская помощь в

условиях чрезвычайных ситуаций". Этот конкурс не только приобрел статус спортивного мероприятия, но и проводится в условиях моделирования реальной чрезвычайной ситуации, позволяет продемонстрировать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи вне аудиторий университета, в условиях ограничения во времени [7, 8, 11, 12].

В мае 2017 года прошел II учебно-спортивный конкурс "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций " в котором приняло участие рекордное количество команд - 27. Среди участников были студенты 1, 2, 3, 4 курсов лечебного, педиатрического факультетов, обучающихся по специальности " Клиническая психология", студенты медицинского колледжа ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, а также студенты ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (г. Екатеринбург). Команды по 5 человек были сформированы студентами самостоятельно и отличались друг от друга по возрастным (от 19 до 23 лет), физическим, интеллектуальным показателям. Абсолютное число участников конкурса составило 135 человек, среди которых: студенты

I курса - 10 человек (7,41%), студенты 2 курса -44 человека (32,59%), студенты 3 курса - 68 человек (50,37%), студентов 4 курса - 12 человек (8,89%), 5 курса -- 1 человек (0,74%). Среди участников студенты лечебного факультета 117 человек (86,67%), педиатрического факультета

II человек (8,15%), факультета клинической психологии 1 человек (0,74%), медико-профилактического факультета 1 человек (0,74%) и студенты медицинского колледжа лечебного факультета 5 человек (3,7%). Общее число юношей - 58 человек (42,96), девушек -

77 человек (57,04%). Проведен анализ эффективности выполнения заданий конкурса в зависимости от антропометрических данных студентов.

В отличие от проведенного конкурса в 2016 году, II учебно-спортивный конкурс включил в себя выполнение транспортировки

пострадавшего на лямке, проведение сердечно-легочной реанимации, а также элементы ГТО -отжимания от пола. В организации конкурса традиционно принимали участие сотрудники кафедр топографической анатомии и оперативной хирургии, общей хирургии, физической культуры, центра практических навыков и новый соорганизатор - сотрудники кафедры анестезиологии и реаниматологии. В 2017 году условия конкурса стали более реалистичными, задания более сложными и интересными [13].

В ходе конкурса проводилась оценка скорости прохождения дистанции от этапа к этапу (время оценивалось по последнему участнику команды), спортивной части, практических навыков и теоретических знаний студентов.

Первый этап эстафеты включал транспортировку "пострадавшего" студента из команды. Капитаны команд перед стартом вытягивали билет, в котором был описан вид травмы, состояние пострадавшего и способ транспортировки [2]. Организаторами по умолчанию был выбран способ транспортировки пострадавшего на лямках. Задача команды заключалась в правильной оценке состояния больного, его расположении на лямке и грамотной безопасной транспортировки. При этом, команды, потратившие время на старте на правильное расположение пострадавшего, в 100% случаев обгоняли своих соперников, которые в ходе транспортировки исправляли свои ошибки, что существенно замедляло скорость преодоления ими дистанции. Членами жюри оценивалась скорость и качество прохождения трассы, при этом преимущество получает та команда, которая производит наиболее безопасную и технически верную транспортировку. По итогам конкурса "Транспортировка пострадавшего" 1 место заняла команда "Альфа", состоящая на 100% из юношей, студентов 2 курса лечебного факультета, средний индекс массы тела (ИМТ) 23,1, средний рост 179,6 см, средний вес 75 кг. 2 место заняла команда "Экипаж 12/41", гендерный состав которой 40% юноши и 60%

девушки студенты 4 курса лечебного факультета, призеры конкурса по оказанию первой медицинской помощи в 2016 году, средний ИМТ 22,8, средний рост 170 см, средний вес 66,6 кг. 3 место заняла команда "Дети Пирогова" также состоящая на 40% из юношей и на 60% из девушек, студентов 2 курса лечебного факультета, средний ИМТ 22,6, средний рост 174 см, средний вес 68 кг

Таблица

Антропометрические данные команд-победителей конкурса "Транспортировка пострадавшего"___

Название Средний Средний Средний

команды ИМТ рост вес

Альфа 23,1 179,6 см 75 кг

Экипаж 12/41 22,8 170 см 66,6 кг

Дети Пирогова 22,6 174 см 68 кг

В перечень практических навыков, которыми обязаны обладать студенты медицинского вуза, включена сердечно-легочная реанимация. Проведение сердечно-легочной реанимации является неотъемлемым элементом при остановке сердечной деятельности. Студенты на этапе конкурса выполняли базовую СЛР двумя спасателями, которая включает в себя проведение искусственного дыхания и наружного массажа сердца. Выполнение задания проводилось на манекене "Профи-торс К взрослого для отработки приемов сердечно-легочной реанимации", который входит в оснащение центра практических навыков ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России и имеет световые индикаторы. Соотношение компрессии и дыхания определялось спасателем самостоятельно, правильность выполнения СЛР оценивалась сотрудниками кафедры анестезиологии и реаниматологии вместе с ординаторами 1 и 2 года обучения по специальным чек-листам. Организаторы конкурса учли ошибки и технические недочеты проведения прошлого конкурса и на каждом этапе находилось достаточное количество членов жюри. Таким образом, на каждую команду на этапе приходилось от одного до трех сотрудников университета профильной кафедры и волонтеров, что позволяло детально провести оценку выполнения навыка по чек-листу [6]. Успешная сердечно-легочная реанимация - это сложное мероприятие, от правильности техники её выполненная зависит восстановление адекватного дыхания и кровообращения. Наилучший результат показали команды,

включающие студентов 3 и 4 курса, поскольку они имеют более глубокие практические и теоретические знания [5, 9, 10].

Конкурс перетягивания каната позволил оценить не только физическую подготовку студентов, но и умение работать в команде, поскольку успех зависит не только от силы, с которой команда перетягивает канат на себя, но и от согласованности действий, умения слушать капитана команды. Участники конкурса должны были держать канат голыми руками, обращенными кверху ладонями, при этом ноги должны быть повернуты коленями вперед, а корпус в состоянии тяги. При нарушении правил данного конкурса судья объявляет команду "Нет схватки!" и дает свисток. Наилучший результат данного конкурса показали команды, состоящие на 40-100% из юношей, которые дополнительно занимались различными видами спорта, а также команды студентов 3 и 4 курсов, что говорит об их сплоченности, вследствие наиболее долгого товарищества во время учебного процесса.

1 место заняла команда "Альфа", на 100% состоящая из юношей, средний ИМТ 23,1, средний рост 179,6 см, средний вес 75кг. На 2 месте команда "Экипаж 12/41", состоящая на 60% из девушек и на 40% из юношей, средний ИМТ 22,8, средний рост 170 см, средний вес 66,6 кг [3].

В 2013 году в Российской Федерации был возрожден всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне". Данный проект направлен на повышение эффективности использования возможностей физической культуры в современном обществе. Южно-Уральский государственный медицинский университет не стал исключением, внедрив в спортивную жизнь студентов упражнения из комплекса ГТО. ЮУГМУ - ВУЗ здорового образа жизни! В ходе мероприятия студенты выполняли один из элементов комплекса ГТО - сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания от пола). При этом, необходимо было соблюдать ряд требований, без которых упражнение не засчитывалось - касание грудью платформы, отсутствие касания пола коленями, туловищем, разведение локтей относительно туловища более чем на 45 градусов. Данное упражнение является весьма энергоемким, требует базовой физической подготовки и способности участников к выполнению статических нагрузок. При отсутствии данных физических способностей невозможно осуществить все требования техники данного задания. 22

команды (81,5%) выполнили задание на 100% без технических ошибок. Команда "Корпорация Амбрелла", выполнившая упражнение на 50%, состоит на 100% из девушек, средний рост 171 см, средний вес 57 кг, средний ИМТ 19,49. Команда "Чукичи", справившаяся на 80% с упражнением, состоит из 3 девушек и 2 юношей, средний рост 167 см, средний вес 57,9 кг, средний ИМТ 21,14. Команда "Сталкер", справившаяся с упражнением, но допустившая технические ошибки, состоит из 4 девушек и 1 юноши, средний1 рост 168 см, средний вес 56,4 кг, средний ИМТ 19,8 [4].

При оценке практических навыков 1 место заняла команда "Айболит" - 1 юноша и 4 девушки, средний ИМТ - 21,31, участники набрали максимальное количество баллов при выполнении сердечно-легочной реанимации, приема Геймлиха, отжиманий от пола, а также правильно произвели транспортировку больного. 2 место заняла команда "Экипаж 12/41" среди участников которой 2 юношей и 3 девушки, средний ИМТ - 22,8, средний рост -170 см, средний вес - 66,6 кг. 3 место заняла команда "Бригада П" среди участников которой 1 юноша, 4 девушки, средний ИМТ - 21,67, средний рост - 167,4 см, средний вес - 61,4 кг. При оценке результатов эстафеты первое место заняла команда "Альфа", все участники которой юноши, средний ИМТ 23,1, средний рост 179,6 см, средний вес 75кг. Участники показали наилучший временной результат в соревновании на скорость, а также правильно транспортировали пострадавшего. 2 место заняла команда "Экипаж 12/41", состоящая на 60% из девушек и на 40% из юношей, средний ИМТ 22,8, средний рост 170 см, средний вес 66,6 кг. 3 место заняла команда " Дети Пирогова" среди участников которой 2 юношей и 3 девушки, средний ИМТ 22,65, средний вес 68,4 кг, средний рост 174 см. По итогам оценки теоретических знаний, 1 место заняла команда "Экипаж 12/41", 2 место команда "Альфа", 3 место команда " Дети Пирогова".

В результате проведения конкурса были достигнуты следующие цели:

• повысился уровень практической и теоретической подготовки студентов

• был совершен обмен опытом среди сотрудников и студентов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России и ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России

• повысился уровень подготовки и интерес к изучению топографической анатомии и

оперативной хирургии, анестезиологии и реаниматологии, общей хирургии • в конкурс были успешно введены элементы всероссийского культурно-спортивного

комплекса "Готов к труду и обороне"

• созданы условия творческого взаимодействия участников.

Список литературы

1. Боровская В.А. Работа в студенческом спасательном отряде "Helper" и подготовка к выполнению сердечно-легочной реанимации /В.А. Боровская, А.В. Чукичев, И.А. Пирогова и др. //Научный альманах. - 2017. - №1-2 (27). - с. 52-57

2. Верткин А.Л. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе: учебник/А.Л. Вёрткин, Л.А. Алексанян, М.В. Балабанова [и др.] /под ред. А.Л. Вёрткина. -М., ГЭОТАР-Медиа, 2016. - с. 41-42с.

3. Всероссийская федерация перетягивания каната: [Электронный ресурс]. М., 2007. URL: rtwf.ru. (Дата обращения 11.09.2017).

4. Всероссийский культурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне": [Электронный ресурс]. М., 2013. URL: gto.ru. (Дата обращения 11.09.2017).

5. Ильичева О.Е. Междисциплинарный подход при изучении основ сердечно-легочной реанимации / О.Е. Ильичева, А.В. Чукичев, О.В. Пешиков и др. // Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: изд-во: Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2017. - С. 28-31

6. Красильникова И.В. Участие студентов-волонтеров во II спортивном конкурсе "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций", проведенном в Южно-Уральском государственном медицинском университете / И.В. Красильникова, Т.С. Маркова, А.В. Чукичев и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №2 (17), Т. 1. - с. 24-26

7. Невейцева О.А. Значение изучения топографической анатомии в освоении навыков первой медицинской помощи (Результаты II ежегодного внутривузовского учебно-методического конкурса "Первая помощь в жизни студента медицинского ВУЗа") / О.А. Невейцева, А.В. Чукичев, О.Е. Ильичева и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 84-87

8. Пешиков О.В. Подготовка студентов к участию в олимпиадах по практическим навыкам, как этап становления врача-специалиста / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года) ". - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - с. 71-74

9. Пирогова И.А. Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза /И.А. Пирогова, В.Ф. Таланова, М.А. Черных и др. // Sci-article.ru. - 2016. - №31. - с. 54-59

10. Сумин С.А Основы реаниматологии: учебник / С.А. Сумин, Т.В. Окунская. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2013. - с. 63

11. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина / Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции посвященной дню российской науки - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета - 2014. - с. 126-129

12. Шуляковская А.С. Проведение I учебно-спортивного конкурса "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций" как способ мотивации учащихся к углублённому изучению преподаваемых дисциплин / А.С. Шуляковская, А.В. Чукичев, И.В. Красильникова и др. //Новый день в медицине. - 2016. - №3-4 (15-16). - с. 222-225

13. Шумкова П.В. Методика организации учебно-спортивного конкурса по оказанию первой медицинской помощи /П.В. Шумкова / Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области - Челябинск: Издательство совет молодых ученых и специалистов Челябинской области - 2016. - с. 100-104

EVALUATION OF OUTCOMES OF PARTICIPATION IN A SPORTS COMPETITION AMONG STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY*

SHUMKOVA P.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia

Abstract

In work the analysis of the results of the II training and sports competition "First aid in emergency situations", the comparison of sports and anthropometric values of participants and their impact on the successful completion of the contest.

Keywords: first aid, University, training and sports competition.

* Научные руководители: к.м.н., доц. Пешиков О.В., асс. Красильникова И.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.