Научная статья на тему 'Отработка мануальных навыков будущих хирургов в условиях учебной операционной как этап профилактики заражения гемоконтактными инфекциями'

Отработка мануальных навыков будущих хирургов в условиях учебной операционной как этап профилактики заражения гемоконтактными инфекциями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕМОКОНТАКТНЫЕ ИНФЕКЦИИ / ХИРУРГИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИЙ / СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева М.А., Щиголева Е.В.

Данная статья призвана обратить внимание на важность формирования знаний рациональных принципов и способов защиты собственного здоровья во время выполнения своих профессиональных обязанностей у студентов-медиков, а именно формирование правильного поведения для избежания риска передачи гемоконтактных инфекций. Также в статье приводится анализ методов и форм обучения студентов фундаментальным основам безопасной работы врача-хирурга в студенческом научном кружке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева М.А., Щиголева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SURGICAL PRACTICAL SKILLS AS A STAGE OF PREVENTION BLOOD-BORNE DISEASE

This article aims to draw attention to the observance of rules that reduce the risk of transmission of infections through the blood while performing their professional duties with medical students. Presented here the work of the student scientific circle, its Influence on the formation of knowledge about the prevention of diseases transmitted through the blood. The article also presents the results of a survey of 100 students of the 1st-6th year of medical University and 100 doctors of surgical profile.

Текст научной работы на тему «Отработка мануальных навыков будущих хирургов в условиях учебной операционной как этап профилактики заражения гемоконтактными инфекциями»

УДК 616.314 - 085.828:378 ББК 67.404

ОТРАБОТКА МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ХИРУРГОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ КАК ЭТАП ПРОФИЛАКТИКИ ЗАРАЖЕНИЯ ГЕМОКОНТАКТНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ

МЕДВЕДЕВА М.А., ЩИГОЛЕВА Е.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: marika.medvedeva@mail.ru, girldancer@mail.ru

Аннотация

Данная статья призвана обратить внимание на важность формирования знаний рациональных принципов и способов защиты собственного здоровья во время выполнения своих профессиональных обязанностей у студентов-медиков, а именно формирование правильного поведения для избежания риска передачи гемоконтактных инфекций. Также в статье приводится анализ методов и форм обучения студентов фундаментальным основам безопасной работы врача-хирурга в студенческом научном кружке.

Ключевые слова: гемоконтактные инфекции, хирургия, медицинское образование, профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Актуальность. К гемоконтактным инфекциям (ГИ) относятся заболевания с механизмом передачи возбудителя через зараженную кровь. В настоящее время, наиболее значимыми такими инфекциями в медико-социальном аспекте являются ВИЧ-инфекция, гепатиты В и С, это обусловлено их широкой распространенностью, тяжестью последствий, отсутствием средств

специфической профилактики (за исключением гепатита В).

В России за 2017 год официально выявлено более 100 тысяч (104 402) новых ВИЧ-инфицированных, заболеваемость

(соотношение числа случаев на население за год) ВИЧ составила 71,1 случаев на 100 тысяч населения России. Число ВИЧ-положительных, проживающих на территории России в 2017 году составило 943999 человек. Показатель пораженности населения России ВИЧ - 643,0 инфицированных ВИЧ граждан на 100 тыс. населения [1, 4, 8].

На 1 июля 2018 года общее количество зараженных ВИЧ в России составляет 1,3 млн [5, 9], при этом показатель заболеваемости равен 35,2 случаев на 100 тыс. населения. Челябинская область входит в 13 субъектов России, которые находятся на первом месте по выявлению зараженных ВИЧ. Такая же ситуация обстоит и насчет впервые выявленных хронических вирусных гепатитов за 2018 год -22,25 случая на 100 тысяч населения. В РФ

ведущее место в структуре профессиональных заболеваний медицинских работников занимают инфекционные заболевания, при этом туберкулез составляет около 50%, вирусные гепатиты - около 20% [2].

Травматизация загрязненными иглами несет за собой риск развития инфекционного заболевания для ВИЧ - 0,3%, HBV - 2-40%, HCV - 2,7-10%. По оценкам ВОЗ более двух миллионов работников здравоохранения ежегодно подвержены травматизации острыми предметами, что становится не только причиной 66000 случаев заражения ВГВ, 16000 случаев ВГС и около 1000 случаев (200-5000) ВИЧ- инфицирования, но у 1100 человек приводят к инвалидизации или смертельным исходам [2].

Следует отметить, что риск заражения вирусным гепатитом В заметно сократился после проведения вакцинации против вирусного гепатита В.

Но все же рост пораженности гемоконтактными вирусными инфекциями (ГВИ) пациентов, обращающихся в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), значительно увеличивает риск распространения данных заболеваний среди врачей, среднего медицинского персонала [3].

Одним из мест в ЛПУ, где вероятность травматизации острыми предметами будет значительно выше, является операционная. Данная высокая вероятность обусловлена с

постоянными манипуляциями такими хирургическими инструментами, как скальпель, иглодержатель с заряженной иглой. Возникновение аварийных ситуаций обычно происходит при несоблюдении правил техники безопасности по работе с острыми инструментами и биоматериалом, такие аварийные ситуации чаще происходят у молодых специалистов-хирургов ввиду их малой подготовленности.

Учитывая то, что вероятность возникновения таких аварийных ситуаций, безусловно, есть, в работе операционной бригады создаются условия для снижения вероятности травматизации и проведения мер экстренной постконтактной профилактики.

Для собственной безопасности

медработникам рекомендуется придерживаться некоторых простых правил:

1. Использование перчаток при контактах с кровью, поврежденными участками кожи пациента, также при обработке органов и поверхностей тканей, контаминированных кровью или другими биологическими жидкостями организма;

2. Использование защитных очков или пластиковых щитков;

3. Во избежание уколов использованным острым инструментом не следует снимать и надевать колпачки на использованные иглы от шприцев, снимать использованные лезвия со скальпелей вручную, брать хирургические иглы в руки без использования пинцетов;

4. Отстранение от работы с пациентами и инструментарием работников, имеющих экссудативные и экземные поражения кожных покровов до полного устранения признаков заболевания.

Каждый случай травматизма в медицинской организации должен быть учтен. Необходимо незамедлительно сообщать об этом вышестоящему руководителю, составлять акт о несчастном случае на производстве, вносить запись в журнал регистрации несчастных случаев на производстве. Кроме того, важно проводить эпидрасследование причины травмы и устанавливать связь причины травмы с исполнением медработником служебных обязанностей, при этом акт направляется в 3 дневный срок в областной СПИД-центр.

Для экстренной постконтактной

профилактики заболевания лицам,

подвергшимся риску заражения ВИЧ-инфекцией, оказывают первую помощь и

назначают антиретровирусные препараты. Контактировавшему лицу необходимо обеспечить консультирование и тестирование на ВИЧ, диспансерное наблюдение врача.

Решение о назначение постконтактной профилактики зависит от степени риска заражения: высокая степень, при глубоком колотом или резаном повреждении кожи, сопровождающемся кровотечением, и умеренная - при неглубоких повреждениях с капельным отделением крови, требует назначения химиопрофилактики по схеме ВААРТ; минимальная, при поверхностной травматизации кожи и слизистых или попадании биологических жидкостей на слизистые оболочки, не требует назначения химиопрофилактики. Прием

антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов [11].

После введения в образовательный процесс федерального государственного

образовательного стандарта высшего образования 2014-15 г.г. по направлениям подготовки "Лечебное дело" и "Педиатрия" третьего поколения, который предполагает не только теоретическую подготовку, но и практическую. Одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний [19].

Освоение большинства хирургических навыков и манипуляций, особенно сопряженных с риском осложнений при их проведении, для студентов возможно лишь в теоретическом формате. Каждый будущий хирург обязан достаточно уверенно осуществлять целый ряд технических приемов, направленных, прежде всего, на спасение жизни. В связи с этим возникла потребность создания и широкого внедрения инновационного подхода к обучению и профессиональной подготовки обучающихся.

Сегодня, все больше появляется студенческих научных кружков (СНК), в которых не только занимаются научно-исследовательской деятельностью, но и обучают мануальным навыкам. Так, например, в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России существует СНК кафедры анатомии и оперативной хирургии (СНК кафедры АиОХ). Практическая деятельность данного СНК

достаточно разнообразна [7]. Одним из аспектов кружка можно выделить направленность на воспитание в хирурге аккуратного и правильного обращения с хирургическим инструментарием.

Каждую неделю проводятся практические заседания, на которых изучают хирургические манипуляции. СНК включает в себя несколько уровней - практических секторов от первого до пятого (Пс 1, Пс 2 и т.д.). Впервые пришедший студент автоматически присоединяется к практическому сектору 1. На данном этапе происходит тренировка вязания хирургических узлов, изучение хирургических инструментов. Уже на этом, начальном этапе, обращают внимание студентов на правильное держание хирургических инструментов в руках и обращению с ними. Переход в следующий сектор происходит методом отбора, который включает в себя сдачу ранее изученных практических навыков. На последующих уровнях происходит обучение накладыванию хирургических швов, Пс 2, Пс 3 используют для этого поролоновую губку, Пс 4 -биологические ткани животных, Пс 5 -кадаверный материал. Обучение происходит в виде деловой игры, так как формируются "мини-операционные бригады", включающие в себя хирурга, ассистента, медицинскую сестру. Благодаря такому разделению отрабатывается правильность подачи хирургических инструментов, их аккуратное использование по назначению. С самого первого дня студентам объясняют, что необходимо минимизировать прямой контакт к колющими предметами, например, иглами, для этого студентам запрещается брать в руки хирургические иглы, делать это следует только с использованием пинцета [16, 17, 18].

Для обучения мануальным хирургическим навыкам активно используются специальные тренажеры, часть из которых разработана студентами, совместно с преподавателями, часть является прототипами фабричных тренажеров [6, 10, 13, 14].

В то же время в кружке проводятся теоретические заседания, где студенты не только изучают различные темы по хирургии, но и докладывают, например, о первичной профилактике гемоконтактных инфекций при возникновении аварийных ситуаций. Также происходит написание статей по схожим темам.

Материалы и методы. В 2017-18 году мы провели опрос с целью выяснить степень

осведомленности студентов и медицинских работников о высокой вероятности передачи гемоконтактных инфекций. В ходе опроса у студентов уточнялся курс обучения, факультет и стаж работы, у врачей - стаж хирургической деятельности. После чего опрашиваемым предлагалось вспомнить, сколько раз они подвергались травматизации острыми предметами в ходе выполнения медицинских манипуляций и были ли ими, в этом случае, предприняты меры экстренной профилактики заражения инфекцией. Если меры не были предприняты, нам важно было установить причину данного решения.

В опросе участвовали 100 студентов 1-6 курса лечебного и педиатрического факультетов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России и 100 врачей хирургического профиля медицинских организаций города Челябинска и Челябинской области

Результаты исследования. В результате проведенного нами опроса среди студентов-медиков и врачей хирургического профиля медицинских организаций города Челябинска и Челябинской области нам удалось выяснить, что врачи, чей стаж работы составляет более 10 лет, подвергались травматизации острыми предметами более 4-5 раз, причем всего 10% из них вносили запись в журнал и пользовались аптечкой анти-СПИД. Врачи со стажем работы менее 10 лет, уколовшись 2-3 раза, предпринимали профилактические меры в 40% случаев.

В качестве причины, по которой врачи не сообщали о факте аварийной ситуации и отсутствия медицинской профилактики были отмечены:

• недостаточная осведомленность медицинских работников о мерах профилактике - 80%

• страх разглашения возникшего несчастного случая - 30%

• страх установления факта инфицированности - 40%

• недооценка риска заражения - 78%.

В 2017-18 году был проведен опрос студентов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, в ходе которого установлено, что большинство опрошенных - 85 (85%) источником информации о безопасной работе хирурга назвали информацию, получаемую на кафедрах, в ходе практических занятий, 15 (15%) получили свои знания в учебных

заведениях среднего профессионального образования [15].

Выводы. Необходимо постоянно проводить среди медицинских работников семинары по профилактике гемоконтактных инфекций, формировать в будущих хирургах ответственности за свою безопасность в

операционной. При соблюдении правил работы с хирургическими инструментами, отрабатывая те или иные манипуляции, будущий хирург доводит их до автоматизма, что уменьшает вероятность ошибки в рамках реальной операционной.

Список литературы

1. Васильева Е.Б. Особенности диагностики туберкулёза у детей с ВИЧ-инфекцией /Е.Б. Васильева, М.Э. Лозовская // Туберкулёз и болезни лёгких. - 2014. - №9, Т. 91. - С. 18-19.

2. Гарипова Р.В. Оптимизация профилактики профессиональных заболеваний медицинских работников: дис. ... док. мед. наук. -М., 2014. - с. 12-19

3. Годков М.А. Гемоконтактные вирусные инфекции (ВИЧ-инфекция, гепатиты В и С) в стационаре скорой медицинской помощи: Автореф. дис. док. мед. наук. - М., 2011. - с. 8-18

4. Драчук П.Э. Социальные и экономические аспекты проблемы распространения ВИЧ-инфекции в России / П.Э. Драчук, Т.Э. Драчук, М.В. Пешикова и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. -2018. - №2 (21), т. 2. - с. 30-33

5. Иванова Л.Ю. Профилактика ВИЧ-инфекции в процессе полового воспитания старшеклассников / Л.Ю. Иванова // Научные труды государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания: сб. науч. тр. / Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания. - Москва. - 2003. - С. 102-109.

6. Карташова А.Н. Анатомический тренажер для отработки практических навыков по венесекции / А.Н. Карташова, Д.В. Губанова, А.В. Чукичев и др. // Сборник материалов IX внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 44-47.

7. Куренков Е.Л. Роль управления в сопровождении самостоятельной работы обучающихся / Е.Л. Куренков, Л.А. Драчук, П.Э. Драчук и др. // Сборник материалов IX внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". -Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 70-75.

8. Ленок Г.В. ВИЧ-инфекция - современное состояние проблемы / Г.В. Ленок // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009. - №7, Т. 90. - С. 145-148.

9. Лучанинова В.Н. Клинико-морфологическая характеристика ВИЧ-инфекции у детей с реализованным перинатальным ВИЧ-контактом и оценка эффективности лечения / В.Н. Лучанинова, А.Н. Лучанинова, В.Н. Рассказова и др. // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2009. - №4. - С. 23-25.

10. Решетова П.С. Профилактика гемоконтактных инфекций в работе хирурга / П.С. Решетова, М.В. Пешикова, О.В. Пешиков и др. // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции "Медицина катастроф: обучение, наука и практика". -М.: ФГБОУВО РНИМУ им. Н.И. ПироговаМинздрава России, 2017. - с. 119-120.

11. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826 - 10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", утвержденные ФЗ РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554.

12. Социально-экономическое положение России: Минэкономразвития России, Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Москва. - 2018. - с. 271

13. Фортыгина Ю.А. Практические навыки, доступные для освоения в СНК кафедр хирургического профиля, для будущих хирургов /Ю.А. Фортыгина, А.С. Шуляковская, А.В. Чукичев и др. // Сборник материалов IX внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 129-133.

14. Чемякина А.С. Создание и использование анатомического муляжа кровоснабжения органов верхнего этажа брюшной полости и забрюшинного пространства в образовательном процессе/А.С. Чемякина, Р.Я. Мигранова, А.В. Чукичев и др. // Сборник материалов IX внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 139-142.

15. Чукичев А.В. Формирование базисных знаний о безопасной работе врача-хирурга в рамках деятельности студенческого научного кружка кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России / А.В. Чукичев, О.В. Жданова, Е.Л. Куренков и др. // Сборник материалов всероссийской научно -практической конференции "Медицина катастроф: обучение, наука и практика". - М.: ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2017. - с. 96-99

16. Шуляковская А.С. Обучение работе с хирургическими инструментами как этап профилактики аварийных ситуаций/А.С. Шуляковская, Р.А. Шпота // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. -2018. - №2 (21), т. 2. - с. 78-82.

17. Шуляковская А.С. Обучение технике работы с хирургическим инструментарием на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России /А. С. Шуляковская // Сборник материалов

IV всероссийской научно-практической олимпиады студентов и молодых учёных по медицине катастроф. Москва: ФГБОУ ВО РНИМУ им Н.И. Пирогова. - 2017. - с. 94.

18. Шуляковская А.С. Отработка навыков работы с хирургическим инструментарием как профилактика гемоконтактных инфекций на примере СНК кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России / А.С. Шуляковская // Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2017. - Т. 2. - с. 153157.

19. Шуляковская А.С. Совершенствование подготовки медицинских кадров в условиях ФГОС третьего поколения на кафедре анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России /А.С. Шуляковская // Материалы

V всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2018. - с. 121-123.

TRAINING OF SURGICAL PRACTICAL SKILLS AS A STAGE OF PREVENTION BLOOD-

BORNE DISEASE*

MEDVEDEVA M.A., SHCHIGOLEVA E.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: marika.medvedeva@mail.ru, girldancer@mail.ru

Abstract

This article aims to draw attention to the observance of rules that reduce the risk of transmission of infections through the blood while performing their professional duties with medical students. Presented here the work of the student scientific circle, its Influence on the formation of knowledge about the prevention of diseases transmitted through the blood. The article also presents the results of a survey of 100 students of the 1st-6th year of medical University and 100 doctors of surgical profile.

Keywords: blood-borne disease, surgery, medical education, prevention of infections associated with the provision of medical care.

*

Научный руководитель: к.м.н., доц. Пешиков О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.