Научная статья на тему 'Обучение работе с хирургическими инструментами как этап профилактики аварийных ситуаций'

Обучение работе с хирургическими инструментами как этап профилактики аварийных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
668
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ / СПИД / ПРОФИЛАКТИКА ЗАРАЖЕНИЯ / ИНФИЦИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / ТРАВМАТИЗАЦИЯ / СТАНДАРТЫ ОБУЧЕНИЯ / ХИРУРГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / СНК / ОЛИМПИАДА ПО ХИРУРГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шуляковская А.С., Шпота Р.А.

В настоящее время заболеваемость ВИЧ продолжает оставаться серьезной социальной проблемой, угрожающей благополучию человека. В 2016 году во всем мире согласно данным UNAIDS 36,7 миллионов человек были инфицированы ВИЧ, а число новых случаев заражения ВИЧ составило 1,8 миллионов. С увеличением количества случаев инфицирования ВИЧ необходимо рассматривать каждого пациента как потенциальный источник инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN WORKING WITH SURGICAL INSTRUMENTS AS A STAGE OF PREVENTION OF EMERGENCIES IN THE WORKPLACE

HIV continues to be a major global public health issue. According to UNAIDS in 2016, there were 36,7 million people living with HIV with 1,8 million people becoming newly infected in the world. Since the HIV status of the patients is often unknown, protective measures must be applied in all patients as a matter of routine. In professionally conditioned HIV infections of health care workers, blood and other biological liquids are the source of infection. Training in working with surgical instruments can reduce the risk of emergencies in the workplace.

Текст научной работы на тему «Обучение работе с хирургическими инструментами как этап профилактики аварийных ситуаций»

УДК 616.98 ББК 51.9

ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ С ХИРУРГИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ КАК ЭТАП ПРОФИЛАКТИКИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ШУЛЯКОВСКАЯА.С., ШПОТА Р.А. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия

Аннотация

В настоящее время заболеваемость ВИЧ продолжает оставаться серьезной социальной проблемой, угрожающей благополучию человека. В 2016 году во всем мире согласно данным UNAГОS 36,7 миллионов человек были инфицированы ВИЧ, а число новых случаев заражения ВИЧ составило 1,8 миллионов. С увеличением количества случаев инфицирования ВИЧ необходимо рассматривать каждого пациента как потенциальный источник инфекции.

Ключевые слова: ВИЧ, СПИД, профилактика заражения, инфицирование медицинских работников, травматизация, стандарты обучения, хирургический инструментарий, СНК, олимпиада по хирургии.

Актуальность. В настоящее время, несмотря на усилия медицинских работников, общественности и наличие государственной поддержки, заболеваемость ВИЧ продолжает оставаться серьезной социальной проблемой, угрожающей благополучию человека. В 2016 году во всем мире согласно данным UNAГОS 36,7 миллионов человек были инфицированы ВИЧ, а число новых случаев заражения ВИЧ составило 1,8 миллионов. Общее число ВИЧ-инфицированных в России на 01 января 2017 года составило более 1,5 миллионов человек, что составляет примерно 1% населения, кроме этого, было зарегистрировано около 100 тысяч ВИЧ-позитивных иностранцев, временно проживающих на территории России. Среди федеральных округов Российской Федерации Уральский Федеральный округ является наиболее пораженным вирусом

иммунодефицита человека - на 01.01.2016 на его территории проживал 1% населения округа с установленным диагнозом ВИЧ-инфекция. Челябинская область занимает 2 место по заболеваемости ВИЧ в Уральском Федеральном округе и 7 место по уровню первичной заболеваемости в Российской Федерации [1, 3, 4]. Вирус иммунодефицита человека относится к социально-значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, что закреплено постановлением правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 "Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и

заболеваний, представляющих опасность для

окружающих". Согласно распоряжению правительства РФ от 20.10.2016 №2203-р "От утверждении Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" увеличение количества случаев инфицирования вирусом иммунодефицита человека признано одной из главных угроз в сфере здравоохранения и здоровья нации. В указе президента Российской Федерации от 09.10.2007 №1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" одной из задач по снижению уровня смертности населения является сокращение уровня смертности от ВИЧ / СПИДа, в том числе за счет реализации мер профилактики.

Распространение вируса иммунодефицита человека давно перестало быть проблемой только асоциальных слоев населения, затрагивая наиболее активную трудоспособную часть общества, что требует значительных усилий по профилактике ВИЧ-инфекции среди всех групп населения, в частности среди медицинских работников, являющихся одной из уязвимых категорий.

Основными факторами передачи вируса иммунодефицита человека являются биологические жидкости, а одним из механизмов распространения вируса -артифициальный при выполнении инвазивных медицинских процедур. С увеличением количества случаев инфицирования ВИЧ

возникает увеличение обращаемости ВИЧ-положительных пациентов в лечебно-профилактические учреждения, следовательно, увеличивается риск профессионального инфицирования работников сферы

здравоохранения. В соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" необходимо рассматривать каждого пациента как потенциальный источник инфекции. Следует отметить тот факт, что медицинские работники нередко дополнительно повышают риск инфицирования на рабочем месте, пренебрегая правилами техники безопасности и не используя средства индивидуальной защиты, что может привести к возникновению аварийных ситуаций при работе с биологическими жидкостями. Согласно статистическим данным на территории нашей страны риску инфицирования вирусом иммунодефицита человека на рабочем месте чаще всего подвержены средние медицинские работники, которые выполняют инвазивные манипуляции, оперирующие хирурги и операционные сестры, акушеры-гинекологи и патологоанатомы. В Челябинской области наиболее часто профессиональному риску подвергаются такие специалисты как хирурги, акушеры-гинекологи и стоматологи [1]. Аварийные ситуации с последующим инфицированием сотрудников медицинских учреждений происходят в большинстве случаев при работе с кровью и другими биологическими жидкостями, например, при проколах, порезах загрязненными острыми колющими и режущими медицинскими инструментами, а также при попадании биологических жидкостей на поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки. Такие ситуации чаще всего происходят во время выполнения инъекций, пункции вены для забора крови, проведения гемотрансфузии, рассечения и ушивания тканей во время оперативного вмешательства, вследствие неправильной передачи острого хирургического инструментария, нарушения техники работы с хирургическими инструментами, применения хирургического инструментария не по назначению и т.д. [2]. По данным Челябинского областного центра СПИДа в результате возникновения различных аварийных ситуаций на рабочем месте по поводу ВИЧ-инфекции в 2012 году наблюдались 145 медицинских работников, а в 2013 году -154 человека.

Одним из факторов, способствующих возникновению аварийных ситуаций, является профессиональная неопытность работников медицинских организаций, что особенно актуально в связи с переходом российских высших учебных заведений на федеральный государственный стандарт 3 поколения (ФГОС 3), в соответствии с которым студенты приступают к выполнению врачебных обязанностей непосредственно после выпуска, тем самым увеличивается скорость подготовки специалистов и обеспечивается их постоянный приток в медицинские учреждения [13]. Наибольшее число работников сферы здравоохранения инфицируется ВИЧ и другими гемоконтактными инфекциями в первые 5 лет своей медицинской деятельности. Это свидетельствует о необходимости изучения теоретических и практических основ выполнения медицинских манипуляций еще в студенческие годы. Согласно ФГОС ВО 3 поколения в ВУЗах большое внимание уделяется становлению практической составляющей молодого специалиста, который должен быть готов к оказанию эффективной и квалифицированной медицинской помощи уже в первые годы своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим, важным аспектом подготовки медицинских кадров является воспитание профессиональной компетентности будущего врача, развитие его способностей, интеллектуального потенциала и самостоятельности в действиях на всех этапах обучения [7, 9].

Так как заражение ВИЧ может происходить при попадании биологических жидкостей в раны уже имеющиеся или полученные в результате выполнения манипуляций, то возникает проблема безопасного обращения с хирургическим инструментарием. Основы работы с общехирургическими и специальными хирургическими инструментами хирург узнает еще будучи студентом. В ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России первое знакомство студентов с хирургическим инструментарием происходит на кафедре анатомии и оперативной хирургии во втором семестре второго курса, когда студенты начинают изучение дисциплины

"Топографическая анатомия и оперативная хирургия". На практических занятиях по топографической анатомии и оперативной хирургии, обучающиеся должны знать не только показания и ход операции, но и все инструменты, с помощью которых совершается

данная манипуляция, потому что использование инструмента не по назначению может привести к серьезным последствиям: излишняя травматизация живых тканей, опасность получения производственного ранения, через которое возможно заражение различными инфекциями. Поэтому при оценивании подготовки студента по топографической анатомии и оперативной хирургии обязательным является не только проверка теоретических и практических знаний, но и умение владеть хирургическими

инструментами.

Для того, чтобы у студента сложилось наиболее полное представление о том или ином инструменте до непосредственного контакта с ним на практическом занятии, сотрудниками кафедры анатомии и оперативной хирургии разработано учебное пособие, описывающее различные группы инструментов:

общехирургические, для операций на костях, инструменты для выполнения трахеостомии, сосудистые инструменты и другие [10]. В данном учебном пособии есть графические изображения хирургических инструментов, описаны области их применения, правила пользования. Все это позволяет ознакомиться с материалом в простой, удобной и доступной форме и выполнить качественную подготовку к практическому занятию.

На базе кафедры анатомии и оперативной хирургии функционирует студенческий научный кружок, где можно более подробно ознакомиться с хирургическими

инструментами, а также овладеть основными навыками, необходимыми для работы хирурга. На еженедельных практических заседаниях члены и руководитель кружка каждому желающему студенту не только расскажут об инструментарии и его назначении, но и научат правильно с ним обращаться, обучат азам безопасного и правильного выполнения медицинских манипуляций (рис. 1), и после шести недель тренировок у студента есть возможность пройти отбор на следующий уровень практического сектора, на котором его будут обучать уже новым практическим навыкам.

Основные правила, обеспечивающие безопасную работу с хирургическими инструментами:

1. инструмент должен быть исправным

2. инструмент используется только по своему прямому назначению

3. необходимо быть предельно внимательным при работе с хирургическими инструментами, так как при неосторожном с ними обращении (резкий поворот со скальпелем в руках, ножницами, препаровальной иглой и др.) можно пораниться самому и травмировать находящихся рядом

4. ножи, скальпели держать таким образом, чтобы ладонь лежала поверх рукоятки

5. разрезы делать только по направлению к себе или слева направо

6. не оставлять инструменты в полостях, не втыкать их в ткани [8]

7. необходимо придерживаться выработанных приемов обращения с каждым инструментом в отдельности.

Рис. 1. Практического заседание студенческого научного кружка кафедры анатомии и оперативной хирургии.

Рис. 2. VIII региональный этап УрФо XXVII всероссийской (Московской) студенческой олимпиады по хирургии им. ак. М.И. Перельмана.

Одной из особенностей СНК является этапность подготовки кружковцев: после изучения классификации хирургического инструментария, правил работы с ним и техники безопасности, студенты проходят отбор и начинают учиться накладывать швы на специальном тренажере [6]. Существуют правила, которых следует придерживаться при работе с инструментами: хирургические иглы берутся только пинцетом, запрещается брать, а также заправлять иглы в иглодержатель руками; иглодержатель с заправленной иглой, ножницы и другие острые и колющие инструменты подаются кольцами к хирургу во избежание травматизации.

Следование этим правилам приводит к формированию стойких навыков, что в будущем способствует уменьшению риска травматизации и инфицирования медицинских работников гемоконтактными инфекциями вследствие соблюдения ими техники безопасности и грамотного обращения с хирургическим инструментарием.

Также на кружке кафедры анатомии и оперативной хирургии проводятся не только практические, но и теоретические заседания, подготовленные членами кружка. В ходе теоретического заседания разбирается проведение различных операций и то, с помощью каких инструментов они выполняются. Еще одним важным аспектом при ознакомлении с операцией является напоминание об основных правилах для хирурга при проведении манипуляций, от которых зависит безопасность для всех участников операции, ее качество и исход.

Посещение студенческого научного кружка играет большую роль в становлении будущего квалифицированного врача-хирурга, который не пренебрегает правилами пользования хирургическим инструментарием в целях своей личной безопасности, а также безопасности коллег и пациентов [5, 11].

Еще одной немаловажной частью в совершенствовании владения инструментами является участие в различных этапах олимпиад по хирургии, на которых участники могут проверить свои навыки и мастерство хирурга в нестандартных ситуациях (рис. 2).

В таких конкурсах необходимо показать не только знания о том, какой инструмент необходим в тот или иной момент операции, но

главное, это продемонстрировать обращение с инструментарием. Действия должны

выполняться ловко, быстро и точно, без лишней травматизации тканей и без возникновения аварийных ситуаций, то есть ранения самого хирурга или ассистента. Все это проводится в условиях конкуренции, а также ограниченности во времени, поэтому необходимы долгие и упорные тренировки, чтобы исполнять все действия качественно и практически на автоматизме. Этим правилом руководствуются все члены олимпийской сборной по хирургии, что подтверждается показанием высоких результатов на различных конкурсах и олимпиадах по хирургии.

Полученные в ходе обучения практические и теоретические знания должны помочь молодому специалисту понять всю опасность неподобающего обращения с хирургическими инструментами, которое может привести к возникновению аварийных ситуаций с крайне тяжелыми последствиями. Все указанные аспекты в обучении студента помогают не только стать квалифицированным

специалистом, прекрасным хирургом в будущем, но также это необходимо для предотвращения возможности заражения ВИЧ-инфекцией, которая стала одной из главных проблем современного здравоохранения.

Список литературы

1. Аббасова В.В. Постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции в медицинских организациях города Челябинска /В.В. Аббасова, О.А. Мазур // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 3. - №4 (15). - с. 35-37

2. Дубель Е.В. Факторы риска инфицирования медицинских работников гемоконтактными инфекциями при возникновении аварийных ситуаций /Е.В. Дубель, П.Е. Шепринский, Т.Ю. Курганова //Медицинский алфавит. - 2017. -Т. 4. - №38 (335). - с. 12-15

3. Красильникова И.В. Профилактика ВИЧ-инфекции в стоматологической практике / И.В. Красильникова, М.С. Ястребцев // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2. №3 (14). - С. 40-41.

4. Красильникова И.В. Профилактика ВИЧ-инфекции при оказании неотложной помощи / И.В. Красильникова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 1. №3(14). - С. 28-29

5. Пешиков О.В. Подготовка студентов к участию в олимпиадах по практическим навыкам, как этап становления врача-специалиста / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года) ". - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - с. 71-74.

6. Пешиков О.В. Тренажер для отработки хирургических навыков / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев, О.А. Невейцева // Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - т. 10. - №2. - с. 3-6

7. Резина Л.А. Развитие амбидекстрии в студенческом научном кружке / Л.А. Резина, А.В. Чукичев, О.В. Пешиков // Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: изд-во: Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2017. - С. 82-89

8. Рыбакова О.В. Актуальность профилактики профессионального заражения ВИЧ-инфекцией среди обучающихся в медицинском ВУЗе / О.В. Рыбакова, Л.И. Ратникова, С.А. Шип //Инфекционные болезни. - 2017. - Т. 15. №S1. - С. 241.

9. Сухарева М.В. Разработка и внедрение тренажеров для отработки практических навыков студентов на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии Южно-Уральского государственного медицинского университета /М.В. Сухарева, А.О. Самаркина, А.В. Чукичев и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. -2017. - т. 12. №4. - с. 10-14

10. Хирургические инструменты / Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело и стоматология. - Под ред. проф. А.В. Чукичева. - Челябинск, 2008. - 42 с.

11. Чукичев А.В. Формы работы студенческих научных кружков кафедр / А.В. Чукичев, И.В. Красильникова, О.Ю. Худякова и др. // Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: изд-во: ЮжноУральского государственного медицинского университета, 2017. - С. 124-127

12. Шлепотина Н.М. Риск профессионального заражения вирусом иммунодефицита человека и выбор будущей специальности медицинского вуза /Шлепотина Н.М., Ивашко А.С. //Беликовские чтения. Материалы IVВсероссийской научно-практической конференции. - Пятигорск, 2015. - С. 182-183

13. Юкачева А.А. Внедрение нового образовательного стандарта в систему образования Южно-Уральского государственного медицинского университета /А.А. Юкачева, О.Ю. Худякова //Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - Издательство ГБОУВПО УГМУМинздрава России, 2015. - С. 228-232

TRAINING IN WORKING WITH SURGICAL INSTRUMENTS AS A STAGE OF PREVENTION OF EMERGENCIES IN THE WORKPLACE*

SHULYAKOVSKAYA A.S., SHPOTA R.A. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia

Abstract

HIV continues to be a major global public health issue. According to UNAIDS in 2016, there were 36,7 million people living with HIV with 1,8 million people becoming newly infected in the world. Since the HIV status of the patients is often unknown, protective measures must be applied in all patients as a matter of routine. In professionally conditioned HIV infections of health care workers, blood and other biological liquids are the source of infection. Training in working with surgical instruments can reduce the risk of emergencies in the workplace.

Keywords: HIV, AIDS, prevention of infection, infection of health care workers, traumatisation, educational standards, surgical instruments, student's scientific circle, surgical olympiad.

* Научные руководители: к.м.н., доц. Пешиков О.В., д.м.н., проф. Чукичев А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.