Научная статья на тему 'Конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения": история, события, лица'

Конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения": история, события, лица Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНКУРС / ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ / НЕВРОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL-METHODICAL CONTEST / OPHTHALMOLOGY / TOPOGRAPHIC ANATOMY AND OPERATIVE SURGERY / NEUROLOGY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шуляковская А.С.

В настоящее время выпускник медицинского вуза приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей непосредственно по окончании высшего учебного заведения. В связи с этим важнейшие навыки, необходимые для успешной врачебной деятельности, должны быть получены и закреплены еще в студенческие годы. Внеучебная деятельность студентов занимает важное место в процессе обучения. 09 ноября 2011 года сотрудниками кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии и кафедры глазных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России впервые был организован и проведен учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шуляковская А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTEST "TOPOGRAPHIC ANATOMY AND SURGERY OF THE EYE": HISTORY, EVENTS, FACES

Nowadays, a graduate medical student begins to fulfill his professional duties instantly after graduation. Therefore, medical students should master the most important practical clinical skills while they get their education. Extracurricular activities play an important role in the process of education. The contest "Topographic anatomy and surgery of the eye" was first organised and held by department of anatomy and operative surgery and department of the eye diseases on November 9, 2011.

Текст научной работы на тему «Конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения": история, события, лица»

УДК 372.851 ББК 74.204.4

КОНКУРС "ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ХИРУРГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ":

ИСТОРИЯ, СОБЫТИЯ, ЛИЦА

ШУЛЯКОВСКАЯ А.С. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: ramniiks@gmail.com

Аннотация

В настоящее время выпускник медицинского вуза приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей непосредственно по окончании высшего учебного заведения. В связи с этим важнейшие навыки, необходимые для успешной врачебной деятельности, должны быть получены и закреплены еще в студенческие годы. Внеучебная деятельность студентов занимает важное место в процессе обучения. 09 ноября 2011 года сотрудниками кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии и кафедры глазных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России впервые был организован и проведен учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения".

Ключевые слова: учебно-методический конкурс, оперативная хирургия, неврология, обучение.

Актуальность. В настоящее время условия подготовки квалифицированных специалистов диктуют непосредственные требования к образовательным стандартом, которые меняются одновременно с требованиями к выпускникам высших медицинских учреждений при выполнении ими профессиональных обязанностей. Согласно ФГОС ВО 3+ (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 №95 "Об утверждении Федерального государственного

образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)") молодой специалист приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей

непосредственно по окончании высшего учебного заведения. В связи с этим важнейшие навыки, необходимые для успешной врачебной деятельности, должны быть получены и закреплены еще в студенческие годы [2, 3, 13]. Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы он побуждал студента к активной самостоятельной деятельности, которая будет являться основой его развития. Внеучебная деятельность студентов занимает важное место в процессе обучения [5]. Одним из вариантов внеаудиторной работы студентов является участие в студенческих научных кружках. Студенческие научные кружки кафедр

офтальмология, топографическая анатомия и

дают возможность получить дополнительную информацию вне практических занятий, приобрести необходимые для будущей профессиональной деятельности навыки, позволяют попробовать себя в качестве врача той или иной специальности, способствуют формированию навыка работы в коллективе [8, 11]. Участие студентов в различных мероприятиях и конкурсах по профилю подготовки способствует отработке и совершенствованию ими практических навыков и умений, дает мотивацию к углублению теоретических знаний, дает возможность оценить учащимися свои "слабые места", а преподавателям увидеть моменты, на которые стоит уделить большее внимание в процессе обучения [9, 10].

09 ноября 2011 года сотрудниками кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии (в настоящее время кафедра анатомии и оперативной хирургии) и кафедры глазных болезней ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России впервые был организован и проведен учебно-методический конкурс

"Топографическая анатомия и хирургия органа зрения". Конкурс включал в себя 4 этапа: отборочный этап, в ходе которого была сформирована "команда" участников, и 3 основных этапа. В ходе первого этапа участникам было необходимо сопоставить глазные мышцы с их функциями и нервами, а

также сделать рисунок проводящих путей зрительного анализатора. Победители 1 этапа переходили во 2 этап, где путем жеребьевки выбирались практические навыки для выполнения: определение поля зрения контрольным способом, проверка зрачковых реакций, исследование характера зрения одним из ориентировочных методов. Участники, успешно справившиеся с заданием, переходили в заключительный этап, где им было предложено собрать пазл с изображением глаза и мышц. Отличительной особенностью первого конкурса по сравнению с последующими годами являлось индивидуальное участие. Цель конкурса заключается в повышении интереса студентов к таким дисциплинам, как офтальмология, топографическая анатомия и оперативная хирургия, а также в предоставлении возможности показать свои теоретические знания и уровень владения практическими навыками, приобретении опыта участия в мероприятиях подобного плана [7].

В 2012 году был проведен II внутривузовский конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения". В этом году принимали участие заранее сформированные команды по 5 человек, а количество этапов было увеличено до шести. Участниками конкурса были студенты 4-6 курсов.

Популярность конкурса возрастала, и в 2013 году в организации конкурса приняли участие сотрудники кафедры нервных болезней ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России. В конкурсе участвовали команды по 5 человек, при этом в состав команд вошли студенты 3-6 курсов. Сам конкурс состоял из 4 этапов. Во время первого этапа под названием "Зеленый крокодил" участники команды за 1,5 минуты должны были определить жалобы, которые предъявляет им "немой" пациент. Это на первый взгляд шуточное задание было направлено на отработку навыка сбор жалоб и анамнеза у пациента, который не может говорить. Задание второго этапа "Дорога в облаках" заключалось в том, что студенты на изображениях среза головного мозга рисовали проводящие пути зрительного анализатора. После результатам первых двух этапов две команды, набравшие наименьшее количество баллов, выбывали из конкурса. В рамках третьего этапа на экран для всех команд последовательно выводились фотографии пациентов с различной офтальмопатологией, при этом команды должны были максимально быстро узнать и

назвать данную патологию. В четвертый этап " Профессиональный офтальмолог" прошли только самые подготовленные команды. Это был новый конкурс, в котором студентам приходилось общаться напрямую с " пациентом", роль которого играли интерны и ординаторы кафедр глазных болезней и нервных болезней. При этом в каждой команде каждый участник выполнял роль специалиста определенного профиля: офтальмолога, невролога, хирурга, врача приемного покоя и врача общей практики. Врачи должны были за ограниченный отрезок времени собрать жалобы и анамнез пациента, запросить лабораторные и инструментальные методы обследования, которые должны помочь в постановке диагноза, и установить предварительный диагноз. Из патологий были представлены серозный менингит, истерия, мигрень, опухоль затылочной доли, аденома гипофиза, миастения

[7].

В ноябре 2014 года прошел IV учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения". В этом году в конкурсной программе появился новый этап, на котором участники демонстрировали хирургические навыки: " Записки юного хирурга в глазном травмпункте". Два члена команды, один из которых выполнял роль хирурга, а второй ассистента, проводили первичную хирургическую обработку сквозной раны века на специальном тренажере, разработанном и изготовленном на кафедре глазных болезней. Данный тренажер представлял собой модель глаза в трехкратном увеличении относительно размеров глаза человека. Орбита была представлена при помощи пластиковой коробки, внутрь был помещен воздушный шарик, который имитировал глазное яблоко, а снаружи коробки находились ткани, имитирующие конъюнктиву, хрящевую пластинку, мышцу, подкожно-жировую клетчатку и кожу. На нижнем веке, в средней его трети, был нанесен вертикальный разрез, проходящий через все слои. Каждая команда получала комплект хирургических инструментов, а также шовный материал, при этом техника выполнения операции выбиралась членами команды самостоятельно. Участникам необходимо было учесть особенности выполнения первичной хирургической обработки ран века, а именно: точно сопоставить ресничный край века, наложить 2 (на конъюнктивально-хрящевую и кожно-мышечную пластики века) или 3 (на

конъюнктивально-хрящевую, мышечную

пластинки века и на кожу) этажа швов, использовать рассасывающийся хирургический шовный материал для всех слоев кроме кожи, нерассасывающийся - для кожи, ушивать мягкие тканей века погружными швами. Остальные этапы конкурса в той или иной степени повторяли конкурсы предыдущего года

[7].

Информация о конкурсе распространилась за пределы ВУЗа, и в 2015 году участие в мероприятии приняли команды медицинских университетов г. Тюмени и г. Пермь, а конкурс получил статус всероссийского. Кроме того, значительно увеличилось и количество участников-студентов ЮУГМУ. В этом году впервые был введен конкурс "Приветствие", при этом каждая команда должна была представить свой университет и команду, показав номер длительностью не более 10 минут, единственным правилом являлось то, что члены команды должны рассказать о себе и об учебном заведении, представителем которого они являются. Команда, которая не принимала участие в данном конкурсе, баллы за этот конкурс не получала. Далее следовал блок теоретических конкурсов ("Блиц-опрос" по истории офтальмологии, "Глаз крокодила" на объяснение симптомов заболеваний, "Трамвайный диагноз" на установление диагноза по внешнему виду пациента и "Топографическая анатомия органа зрения" на знание основных вопросов топографической анатомии), после которого определялись участники конкурса "Профессиональный офтальмолог". Так как в конкурсе принимали участие три ВУЗа, то в данный этап в соответствии с положением конкурса прошли по одной команде из каждого университета, а также три команды, которые набрали максимальное количество баллов. Конкурс

"Профессиональный офтальмолог" состоял из двух частей. При этом 3 участника от команды отправлялись на конкурс "Юный офтальмолог", а 2 оставшихся участвовали в конкурсе "Записки юного хирурга в глазном травмпункте". Конкурс "Юный офтальмолог" являлся конкурсом практических навыков, при этом навык для каждой команды определялся путем жеребьевки. Конкурс "Записки юного хирурга в глазном травмпункте" в 2015 году был видоизменен. Конкурс выполнялся на тренажере в виде двух перчаточных пальцев, вставленных один в другой, при этом

внутренний перчаточный палец заполнялся жидкостью. Два участника команды, один из которых был хирургом, а второй ассистентом, с помощью предоставленных инструментов и шовного материала накладывали 4 отдельных узловых шва на разрез наружного перчаточного пальца длиной 4 сантиметра за 10 минут. В финальный этап "Я лечу" вышли три команды, по одной от каждого ВУЗа. Каждая команда тянула жребий, в соответствии с которым были представлены больные с патологией органа зрения.

В 2016 году конкурс "Приветствие" приобрел формат заочного, каждая команда представляла видеоролик с презентацией участников. Конкурс "Глаз крокодила" был исключен из программы, остальные конкурсы не были существенно видоизменены. Однако конкурс "Я лечу" содержал крайне неожиданный для участников момент. По жребию один из пациентов был в крайне тяжелом состоянии, что потребовало проведения реанимационных мероприятий. Это позволило оценить готовность студентов к оказанию первой помощи в любых условиях, способность быстро реагировать и принимать решения в экстренной ситуации, а также уровень практической подготовки по данному навыку.

В 2017 году к организации конкурса присоединились сотрудники кафедры оториноларингологии, что позволило расширить спектр охватываемых конкурсом патологий. В мероприятии приняли участие 13 команд, из которых 3 команды были гостями из других городов: 2 команды из Москвы, представляющие ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) и ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России и одна команда из Екатеринбурга, представляющая ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России. Первый этап конкурса " Блиц-опрос" состоял из 10 вопросов по основным разделам офтальмологии, топографической анатомии, нервных болезней и оториноларингологии. Конкурс "Топографическая анатомия органа зрения" включал одно общее задание для всех команд, которое выбиралось путем жеребьевки из следующих тем: артериальное и венозное кровоснабжение органа зрения, строение глазодвигательного аппарата, строение орбиты, проводящие пути зрительного анализатора, гистология органа зрения. Третий этап под названием " Медицина в искусстве" проводился

в этом году впервые. Участникам необходимо было ответить на 10 вопросов, связанных с произведениями искусства, затрагивающими тематику конкурса. Задания полуфинала и финала не отличались от таковых предыдущего года.

II всероссийский (VIII внутривузовский) учебно-методический конкурс

"Топографическая анатомия и хирургия органа зрения", посвященный дню офтальмолога был проведен 15 ноября 2018 года. Структура конкурсов осталась неизменной. Число участников из других городов увеличилось, в конкурсе приняли участие команды-представители ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России (г. Санкт-Петербург), сборная команда из двух ВУЗов Москвы ФГБОУ ВО РНИМУ им. НИ. Пирогова Минздрава России и ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, отдельная команда, представляющая ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (г. Москва), 2 команды из ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (г. Екатеринбург) и команда ФГБОУ ВО ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России (г. Пермь).

В 2019 году организация конкурса осуществлялась сотрудниками кафедр глазных болезней, анатомии и оперативной хирургии, нервных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России и кафедрой офтальмологии ФДПО ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. К участию в конкурсе приглашались команды численностью 5 человек, состоящие из студентов 3-6 курса. В конкурсе принимают 4 команды, представляющие ЮУГМУ, и 5 команд-участниц других ВУЗов: 2 команды из Москвы (ФГАОУ ВО РНИМУ им. НИ. Пирогова Минздрава России и ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. ИМ. Сеченова Минздрава России совместно с ФГБНУ НИИГБ), команда из Ижевска (ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России), команда из Тюмени (ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России), команда из Екатеринбурга (ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России). Конкурс, как и в предыдущие годы, состоял из заочного этапа "Приветствие" и очного этапа. Очный этап состоит из 4 командных этапов: 1 этап - "Блиц-опрос", 2 этап - "Топографическая анатомия органа зрения", 3 этап (индивидуально-командный) - конкурс "Теория", конкурс "Офтальмоневрология", конкурс "Юный хирург-1", конкурс "Юный

хирург-2", конкурс "Юный офтальмолог", конкурс "Офтальмоскопия", 4 этап - конкурс "Профессиональный офтальмолог", состоящий из двух частей: первая часть - конкурс "Я лечу", вторая часть - конкурс "Офтальмохирургия". Первые два этапа повторяют условия предыдущих лет, в то время как третий и четвертый этапы претерпели существенные изменения. В конкурсе " Теория" каждый член команды проходит компьютерное тестирование, состоящее из 30 вопросов, касающихся топографической анатомии, офтальмологии и неврологии. В зачет идет средний балл команды. Конкурс "Офтальмоневрология" проходит на интерактивном стенде-симуляторе патологий проводящих путей зрительного анализатора, изготовленном на кафедрах глазных болезней и анатомии и оперативной хирургии совместно со студентами ФГАОУ ВО ЮУрГУ (НИУ). На данном стенде изображены схемы полей зрения из светодиодной ленты и проводящие пути зрительного анализатора, на отдельных участках которых установлены 10 кнопок, имитирующих уровень поражения. При нажатии на кнопку "выключается" соответствующая поражению область поля зрения. Трем участникам от команды необходимо по данным периметрии определить уровень поражения и правильно указать его на данном стенде, нажав на соответствующую кнопку [4]. Конкурс " Офтальмоскопия" проводится на специальном тренажере, позволяющем установить изображение глазного дна с различной патологией. Двум участникам от команды необходимо провести непрямую

офтальмоскопию с использованием зеркального офтальмоскопа и линзы 20 D или 13 Б и схематично нарисовать увиденную патологию. Конкурсы "Юный офтальмолог" и "Юный хирург-1" соответствуют конкурсам с таким же названиям прошлого года. Конкурс "Юный хирург-2" заключается в том, что участники должны из предложенных офтальмологических инструментов собрать набор, необходимый для выполнений одной из манипуляций, определяемой жеребьевкой: вскрытие флегмоны слезного мешка, вскрытие абсцесса века, удаление халазиона, первичная хирургическая обработка раны века, первичная хирургическая обработка раны роговицы. По условию конкурса, при участии в конкурсе четырех и более ВУЗов, в финал выходят по одной команде из каждого ВУЗа, набравших максимальное количество баллов по итогам прошедших

конкурсов, чтобы в финале принимали участие 4 команды. Финальный этап состоит из 2 частей: "Я лечу", в которой принимают участие 4 человека от команды, и "Офтальмохирургия", в которой участвует 1 человек на усмотрение команды, не участвующий в конкурсе "Я лечу". Конкурс "Офтальмохирургия" заключается в том, что хирургу необходимо за 30 минут наложить микрохирургическими

инструментами отдельные узловые швы с использованием налобной бинокулярной лупы на линейный разрез роговицы энуклеированного глаза Bos taurus taurus, укрепленного в специальном поддерживающем устройстве для сохранения оптимального внутриглазного давления при выполнении навыка [1, 6, 13]. Длина разреза составляет 7 мм. Для наложения

шва предоставляется атравматический шовный материал 8/0 и микрохирургический инструментарий.

Выводы. Участие студентов в мероприятиях и конкурсах стимулирует интерес к углубленному изучению осваиваемых дисциплин. С каждым годом к участию в конкурсе " Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" привлекается все большее количество студентов, растет и уровень их теоретической и практической подготовки. Целесообразно участие в конкурсе студентов младших курсов, поскольку знания, полученные ими при подготовке помогут в дальнейшем более эффективному процессу обучения специальным дисциплинам.

Список литературы

1. Анатомические особенности глаз и их консервация для отработки навыков наложения хирургических швов в ходе обучения офтальмологов /О.В. Пешиков [и др.] // Уральский медицинский журнал. - 2018. - №2 (157). - с. 111-114

2. Дыдыкин С. С. Студенческая хирургическая олимпиада -роль в образовательной траектории студента, выбравшего хирургический профиль подготовки / С.С. Дыдыкин, И.А. Усов //Медицинское образование и ВУЗовская наука. - 2015. - №1. - С. 14.

3. Изменения в организации преподавания дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия" от ГОС ВПО к ФГОС ВО / П.В. Шумкова [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы Х внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск, 2019. - с. 135-140

4. Интерактивный стенд-симулятор патологий проводящих путей зрительного анализатора / Е.В. Тур [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы Х внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск, 2019. - с. 109-111

5. Использование наглядных пособий в процессе обучения студентов медицинских вузов / В.М. Ржевская [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы Х внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск, 2019. - с. 81-83

6. Николаев А.В. Роль анатомического эксперимента в подготовке хирурга и ученого /А.В. Николаев, С.С. Дыдыкин, С.В. Панкратова и др. //Эндоскопическая хирургия. - 2007. - Т. 13. №1. - С. 63

7. Опыт проведения внутривузовского учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения"/М.А. Черных [и др.]//Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной дню российской науки. - Челябинск, 2015. - с. 124-127

8. Практические навыки, доступные для освоения в СНК кафедр хирургического профиля, для будущих хирургов /Ю.А. Фортыгина [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IX внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск, 2018. - с. 129-133

9. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов / Е.В. Соболева [и др.] // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 1, №1 (16). - с. 34-36

10. Участие обучающихся медицинского вуза в профориентационных мероприятиях - один из этапов становления будущих специалистов /Н.М. Шлепотина [и др.] //Инновации в образовании и медицине: материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2017. - с. 228-231

11. Формы работы студенческих научных кружков кафедр медицинского вуза / А.В. Чукичев [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск, 2017. - с. 124-127

12. Экспериментальная фиксация органа зрения в ходе изготовления "глаза-тренажера" для отработки хирургического навыка офтальмолога / А.В. Чукичев [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IX внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск, 2018. - с. 142-147

13. Dydykin S. The role of student surgical interest groups and surgical olympiads in anatomical and surgical undergraduate training in Russia /S. Dydykin, M. Kapitonova //Anatomical Sciences Education. - 2015. - Т. 8. №5. - С. 471-477

THE CONTEST "TOPOGRAPHIC ANATOMY AND SURGERY OF THE EYE":

HISTORY, EVENTS, FACES*

SHULIAKOVSKAIA A.S. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: ramniiks@gmail.com

Abstract

Nowadays, a graduate medical student begins to fulfill his professional duties instantly after graduation. Therefore, medical students should master the most important practical clinical skills while they get their education. Extracurricular activities play an important role in the process of education. The contest "Topographic anatomy and surgery of the eye" was first organised and held by department of anatomy and operative surgery and department of the eye diseases on November 9, 2011.

Keywords: educational-methodical contest, ophthalmology, topographic anatomy and operative surgery, neurology, education.

* Научные руководители: к.м.н., доц. Пешиков О.В., к.м.н., доц. Тур Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.