Научная статья на тему 'Оптимизация преподавания дисциплины Офтальмология на кафедре глазных болезней'

Оптимизация преподавания дисциплины Офтальмология на кафедре глазных болезней Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / КАФЕДРА ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ / ЮУГМУ / КОНКУРС "ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ХИРУРГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ" / ТРЕНАЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирилик Е.В.

В данной статье рассмотрены новые методики преподавания на кафедре глазных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, такие как, использование тренажеров для отработки практических навыков, учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения". Описана история проведения данного конкурса и его основные этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирилик Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF TEACHING DISCIPLINE OPHTHALMOLOGY AT THE DEPARTMENT OF EYE DISEASES

In this article are considered new techniques of teaching in the department of eye diseases of "South-Ural State Medical University", such as simulators for practicing skills, "Topographic anatomy and surgery of the eye" competition. Describes the history of this competition, basic stages.

Текст научной работы на тему «Оптимизация преподавания дисциплины Офтальмология на кафедре глазных болезней»

УДК 617.7 ББК 56.7

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ НА КАФЕДРЕ

ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

КИРИЛИК Е.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: vek9416@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассмотрены новые методики преподавания на кафедре глазных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, такие как, использование тренажеров для отработки практических навыков, учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения". Описана история проведения данного конкурса и его основные этапы.

Ключевые слова: офтальмология, кафедра глазных болезней, ЮУГМУ, конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения", тренажеры.

Актуальность. С 2011 года в России действует новый образовательный стандарт -ФГОС ВПО 3 поколения. Основной особенностью этого стандарта является практикоориентированность в подготовке студентов, т.е. большое количество времени должно быть уделено работе с пациентами, разбору клинических случаев. Однако студенты не всегда имеют доступ к пациентам, т.к. пациенты могут отказываться от беседы со студентами или может не быть пациента с заболеванием по теме занятия [1, 9, 10, 12, 15]. По данному стандарту в процесс обучения должны быть внедрены активные и интерактивные формы проведения обучения, такие как деловые и ролевые игры, компьютерные симуляции, различные тренинги

[5, 11, 12].

В связи с этим на кафедре глазных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России были созданы тренажеры, моделирующие патологии органа зрения: тренажер, имитирующий рану роговицы глаза, макет глаза в орбите с придаточным аппаратом для отработки навыка первичной хирургической обработки ран века; тренажер офтальмологический с набором макетов глазных яблок [2].

Макеты глазных яблок для

офтальмологического тренажера были созданы художниками центра глазного протезирования "Окорис" г. Челябинск, тренажер представляет собой макет головы, куда устанавливаются модели глазных яблок. В комплект входит 22 глазных яблока: 2 из них имитируют здоровые глаза, с их помощью можно имитировать

косоглазие для отработки навыка определения угла косоглазия по Гиршбергу, и 20 глазных яблок с различными патологиями переднего отрезка глаза. Представлены заболевания, изучаемые студентами во время освоения дисциплины "Офтальмология": гнойная язва роговицы, герпетический древовидный кератит, аденовирусный кератоконъюнктивит,

иридоциклит, паннус, гипопион, подвывих мутного хрусталика, перезрелая катаракта, базальная колобома радужки после синустрабекулэктомии, неоваскулярная

глаукома, гифема, субконъюнктивальное кровоизлияние, инородное тело роговицы, инородное тело в передней камере глаза, пузырек воздуха в передней камере глаза, иридодиализ, травматический иридоциклит, птеригиум, невус радужки, меланома радужки. Для оценки пригодности данных макетов было проведено исследование с участием 14 практикующих врачей со средним стажем работы 14,14±2,96 лет. По данным исследования выявлено, что некоторые макеты (меланома радужки, воздух в передней камере глаза, травматический иридоциклит) требуют доработки, но в целом тренажер может использоваться для обучения студентов, интернов, ординаторов [9]. Данный тренажер помогает демонстрировать студентам патологию органа зрения наглядно, т.к. не всегда имеется возможность осмотреть пациента по причине его отказа, либо из-за отсутствия пациентов с патологиями органа зрения, соответствующими теме занятия.

Тренажер, имитирующий рану роговицы, был разработан сотрудниками кафедры глазных болезней и впервые был применен на конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения". Тренажер представляет собой пяльцы, на которые натянута толстая пленка с проделанным в ней линейным разрезом. С помощью данного тренажера отрабатывается навык владения хирургическим

инструментарием, правильность и быстрота наложения швов [1, 2, 9].

Макет глаза в орбите с придаточным аппаратом также был разработан сотрудниками кафедры глазных болезней. Он состоит из пластиковой коробочки, которая имитирует орбиту, в коробочке находится воздушный шарик - глазное яблоко. Сверху "вход в орбиту" закрыт несколькими слоями различных по плотности тканей, имитирующих послойное строение века. С помощью этого тренажера отрабатываются навыки владения

хирургическим инструментарием, накладывания швов, принципы первичной хирургической обработки раны века [1, 8, 9, 11, 12].

Также в учебном процессе кафедры глазных болезней используется тренажер для отработки навыков наложения швов, разработанный сотрудниками кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. Представляет собой перчаточный палец, наполненный водой и герметично завязанный. Поверх этого пальца надет еще один перчаточный палец с разрезом. На тренажере необходимо аккуратно, не повредив палец с водой, ушить "рану" [8].

Также с целью оптимизации обучения, мотивации, повышения заинтересованности студентов в изучении офтальмологии ежегодно проводится учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" совместно с кафедрами топографической анатомии и оперативной хирургии и нервных болезней [6, 8, 11]. Первый конкурс был проведен в ноябре 2011 года. В нем приняли участие 20 человек - студенты 3-5 курсов ЮУГМУ. Участие носило индивидуальный характер. В ходе конкурса было проведено 4 этапа, на которых студенты продемонстрировали свои знания в области анатомии, топографической анатомии, офтальмологии и практические навыки в обследовании органа зрения [8, 11, 12].

Второй конкурс состоялся в ноябре 2012 года. В отличие от предыдущего конкурса, этот

конкурс носил командный характер. Студенты самостоятельно формировали команды по 5 человек в каждой. Основным требованием было, чтобы хотя бы один студент изучил дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия", "Офтальмология", "Неврология". В конкурсе участвовали 35 человек. Конкурс включал в себя 6 этапов: сначала оценивался уровень теоретической подготовки, знание инструментов и оборудования, используемых в офтальмологии для обследования пациентов. На заключительном этапе проводилась оценка хирургических навыков - необходимо было наложить шов на роговицу. Для демонстрации данного навыка использовался тренажер для ушивания раны роговицы. По итогам конкурса первым трем командам, набравшим наибольшее количество баллов, были присуждены призовые места [1, 7, 8, 11, 12].

В организации третьего конкурса приняла участие также сотрудники кафедры нервных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. Участие приняли 45 студентов 3-6 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. Финальным этапом было решение ситуационной задачи. У каждой команды был свой "пациент", роль которых играли интерны и ординаторы кафедр глазных болезней и нервных болезней. У каждого участника команды была своя роль: врач приемного отделения, офтальмолог, невролог, нейрохирург, главный врач. Им необходимо было собрать анамнез, провести необходимые исследования, результаты которых предоставлялись по запросу: ОАК, ОАМ, анализ ликвора, уровень АД, данные офтальмоскопии, тонометрии, КТ головного мозга. По итогам обследования необходимо было поставить диагноз и провести лечение. В ходе конкурса студенты демонстрировали свои знания, умение применять их на практике, клиническое мышление, командную работу [4, 6, 8, 11, 12].

Четвертый конкурс прошел в 2014 году. В нем приняли участие 40 человек. 10 человек являлись студентами 3 курса, которые еще не изучали дисциплину "Офтальмология". В отличие от предыдущих конкурсов добавился новый этап, имитирующий работу в глазном травмпункте. Для этого конкурса был создан тренажер для ушивания ран века. В данном этапе принимали участие 2 человека от каждой команды - хирург и ассистент. Необходимо было ушить рану нижнего века с соблюдением

правил первичной хирургической обработки раны века, правильно выбрать хирургический инструментарий и шовный материал, выполнить узловые швы [1, 8]. Студенты, которые еще не проходили обучение на кафедре глазных болезней, справились с заданием не полностью. Они правильно выбрали инструменты, шовный материал, но не смогли правильно выполнить этапы ушивания раны. Это показывает, что практические занятия и поэтапное освоение навыков очень важны в обучении студентов [3].

В пятом конкурсе приняли участие студенты из медицинских вузов г. Тюмени и г. Перми. Всего участие приняли 80 человек. Впервые проводился конкурс приветствия команд. Для отработки хирургических навыков

использовался тренажер, созданный кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии, для отработки навыков наложения швов. Здесь также оценивалось умение пользоваться хирургическим инструментом, шовным материалом, правильное накладывание швов. Также новым этапом были стендовые доклады, которые были разбиты на 4 секции. В каждой секции выбирались 3 победителя [8].

В шестом конкурсе приняли участие команды из медицинских вузов г. Перми и г. Екатеринбурга. Всего 85 человек. Впервые проводился конкурс видео-приветствия. Проверка хирургических навыков проводилась на перчаточном тренажере. Также проводился этап с решением клинических задач.

Проведение конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" позволяет

стимулировать студентов к изучению анатомии, хирургии, офтальмологии, неврологии; помогает выявить "пробелы" в знаниях студентов, чтобы в дальнейшем постараться их восполнить, внедряя в обучение новые методики, тренажеры; учит клинически мыслить, применять свои знания на практике, работать в команде [6, 8, 11, 12, 13, 14]. С каждым годом конкурс становится все популярнее, в нем принимает участие все больше человек. С 2015 года конкурс вышел на Всероссийский уровень. В нем принимают участие студенты из Екатеринбурга, Перми, Тюмени, а сопровождающие их преподаватели являются членами жюри.

Вывод. Для лучшего освоения навыков общения и обследования пациентов необходимо задействовать основные виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. В процессе преподавания в основном используются зрительная и слуховая память. Использование моторной памяти в обучении ограничено, т.к. студенты зачастую не имеют доступа к пациентам из-за современных этических норм. Выходом из данной ситуации является внедрение в обучение тренажеров, фантомов. На кафедре глазных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России имеется ряд тренажеров, с помощью которых студенты приобретают и совершенствуют практические навыки и умения. Также целесообразно использование в обучении учебных фильмов, компьютерных программ.

Список литературы

1. Бердникова Е.В. Проблемы освоения мануальных навыков при изучении дисциплины офтальмологии в практике высшего профессионального образования. / Е.В. Бердникова, О.В. Солянникова, Е.В. Тур и др. // Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной дню российской науки. -Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С. 17-19.

2. Бердникова Е.В. Этапы изучения офтальмологии студентами Южно-Уральского государственного университета / Е.В. Бердникова, И.В. Красильникова, О.В. Пешиков и др. // Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2017. - Т. 1. - с. 64-71

3. Пешиков О.В. Тренажер для отработки хирургических навыков / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев, О.А. Невейцева // Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - т. 10., №2. - с. 3-6

4. Садырин А.В. Опыт участия в междисциплинарном учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / А.В. Садырин, М.И. Карпова, В.В. Маркова и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации" - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 113-115.

5. Соболева Е.В. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов / Е.В. Соболева, О.В. Пешиков, М.В. Пешикова и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №1 (16), Т. 1. - с. 34-36

6. Солянникова О.В. Опыт проведения междисциплинарного учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения". /О.В. Солянникова, Е.В. Бердникова, Е.В. Тур и др. //Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического

образования: менеджмент качества и инновации", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия, 2014. - С. 104-106.

7. Солянникова О.В. Учебный процесс на кафедре глазных болезней: совершенствование иннновационнных педагогических методов. / О.В. Солянникова, Е.В. Бердникова, Н.В. Меркулова и др. //Материалы I всероссийской (IV внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной дню российской науки - Челябинск: Изд-во "Челябинская государственная медицинская академия, 2013. - С. 122-125.

8. Тур Е.В. Анализ пятилетнего опыта проведения междисциплинарного учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" /Е.В. Тур, Е.В. Бердникова //Материалы VII международной (XIV итоговой) научно-практической конференции молодых ученых - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 87-90.

9. Тур Е.В. Внедрение фантомного и симуляционного методов обучения на кафедре глазных болезней. /Е.В. Тур, О.В. Солянникова, Е.В. Бердникова //МатериалыIVвсероссийской (VIIвнутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации" -Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 126-128.

10. Худякова О.Ю. Системы менеджмента качества в условиях внедрения ФГОС третьего поколения в ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России / О.Ю. Худякова, О.Л. Колесников, Е.В. Определякова //Материалы IVмежрегиональной научно-практической конференции с международным участием "Улучшения в системе менеджмента качества медицинского ВУЗа". - Екатеринбург: Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России, 2014. - С. 392-394

11. Черных М.А. Опыт проведения внутривузовского учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / М.А. Черных, Е.В. Бердникова, О.В. Пешиков и др. // Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной дню российской науки. - Челябинск: Изд-во ЮжноУральского государственного медицинского университета, 2015. - c. 124-127

12. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации. / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - т. 10., №1. - С. 10-12.

13. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия, 2014. - с. 126-129

14. Чукичев А.В. Формы работы студенческих научных кружков кафедр / А.В. Чукичев, И.В. Красильникова, О.Ю. Худякова и др. // Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: изд-во: ЮжноУральского государственного медицинского университета, 2017. - С. 124-127

15. Юкачева А.А. Внедрение нового образовательного стандарта в систему образования Южно-Уральского государственного медицинского университета / А.А. Юкачева, О.Ю. Худякова // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - Издательство ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России, 2015. - С. 228-232

OPTIMIZATION OF TEACHING DISCIPLINE OPHTHALMOLOGY AT THE DEPARTMENT

OF EYE DISEASES*

KIRILIK E.V.

FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: vek9416@mail.ru

Abstract

In this article are considered new techniques of teaching in the department of eye diseases of "South-Ural State Medical University", such as simulators for practicing skills, "Topographic anatomy and surgery of the eye" competition. Describes the history of this competition, basic stages.

Keywords: ophthalmology, department of eye diseases, South-Ural state medical university, "topographic anatomy and surgery of the organ of vision", simulators.

* Научный руководитель: к.м.н., доц. Тур Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.