Научная статья на тему 'Организация VI учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения"'

Организация VI учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / ХИРУРГИЯ / АНАТОМИЯ / ОРГАН ЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумкова П.В.

В данной работе рассматривается методика организации учебно-методического конкурса, посвященному топографической анатомии и хирургии органа зрения. Проводится описание конкурсов и анализируется целесообразность участия в них студентов различных курсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумкова П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF VI EDUCATIONAL-METHODICAL CONTEST "TOPOGRAPHIC ANATOMY AND SURGERY OF THE VISUAL ORGAN"

In this paper we consider the methods of organization of educational-methodical contest dedicated to the topographic anatomy and surgery of the organ of vision. Gives a description of the competitions and analyses the feasibility of participation of students in various courses

Текст научной работы на тему «Организация VI учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения"»

УДК 006.067 ББК 74.580.215

ОРГАНИЗАЦИЯ II УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОНКУРСА "ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ

АНАТОМИЯ И ХИРУРГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ"

П.В. ШУМКОВА, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В данной работе рассматривается методика организации учебно-методического конкурса, посвященному топографической анатомии и хирургии органа зрения. Проводится описание конкурсов и анализируется целесообразность участия в них студентов различных курсов.

Ключевые слова: офтальмология, хирургия, анатомия, орган зрения.

Актуальность. Первостепенной задачей высшего профессионального образования является формирование думающего, открытого к новому, инновационно мыслящего специалиста. В современном обществе каждый врач должен обладать большим спектром практических навыков и теоретической базой знаний, которые относятся не только к выбранной специальности, но и охватывают общемедицинские вопросы. Согласно новым введенным правилам стратегии развития здравоохранения РФ, после окончания вуза молодые врачи должны отработать несколько лет в первичном звене здравоохранения врачом общей практики. Таким образом, студент, обучаясь в вузе, должен накопить достаточное количество знаний, в первую очередь по оперативной хирургии и топографической анатомии для свободного понимания течения и лечения болезней.

Студенты Южно-Уральского

государственного медицинского университета знакомятся с анатомией органа зрения начиная со второго курса. Согласно ряду проведенных исследований, знания, полученные учащимися на младших курсах, являются базой для изучения клинических дисциплин. Очевидно, что пассивная, механистическая подача материала студенту не способствует решению этой задачи. В ответственности преподавателя высшей школы овладеть интерактивными методиками обучения, чтобы максимально реализовать творческий, научный и личностный потенциал студента [3, 4, 11, 13, 14, 15, 16]. Для повышения интереса студентов к изучению глазных болезней, нервных болезней, топографической анатомии и оперативной хирургии с 2011 года усилиями кафедр топографической анатомии и

оперативной хирургии, глазных болезней и с 2013 года - нервных болезней, был организован учебно-методический конкурс

"Топографическая анатомия и хирургия органа зрения". Прежде всего, конкурс предназначается для студентов старших курсов, имеющих базовую подготовку по вышеперечисленным дисциплинам, однако, как показывает практика, мероприятие привлекает внимание и студентов младших курсов, которые активно участвуют в качестве зрителей [6, 8, 9, 10, 12]. В 2015 году помимо студентов из ЮУГМУ, в конкурсе принимали участие студенты ТюмГМУ (г. Тюмень) и ПГМУ имени академика Е.А. Вагнера (г. Пермь). Для определения победителей в ходе конкурса работает экспертное жюри, способное профессионально и объективно оценить качественные характеристики конкурсантов по определённым правилами конкурса критериям. Представители из других вузов входят в состав жюри конкурса, для обеспечения беспристрастности оценки [7].

В 2016 году правила и этапы учебно-методического конкурса были изменены:

• I-II этап - знание топографической анатомии органа зрения, знание основных симптомов заболеваний органа зрения и его придаточного аппарата

• III этап - практические навыки обследования пациентов с патологией органа зрения, включая метод скиаскопии на тренажере

• IV этап - решение клинической задачи

Каждая команда обязательно принимает

участие в научно-практической конференции, посвященной дню офтальмолога [1, 2, 5].

Конкурс "I think of" - блиц-опрос на знание общих вопросов по тематике конкурса.

Одновременно для всех команд на большой экран будут выводятся изображения (10 секунд на просмотр, 5 секунд на ответ для каждого изображения). Конкурс позволяет оценить знания участников в обстановке конкуренции и сокращенного времени, что повышает сложность опроса.

Конкурс "I remember". Командам предлагается ряд вопросов по фундаментальным дисциплинам о строении органа зрения. Участники должны продемонстрировать базовые знания по топографической анатомии органа зрения.

Конкурс "I make and sew" состоит из двух частей. Три человека из команды принимает участие в конкурсе "Юный офтальмолог", два человека из команды принимает участие в конкурсе "Записки юного хирурга в глазном травмпункте".

Конкурс "Юный офтальмолог". Конкурс практических навыков выполняют три человека из команды. Вид практического навыка определяется по жребию. На данном этапе необходимо продемонстрировать

определенный практический навык по обследованию органа зрения (острота зрения, зрачковые реакции, поля зрения, объем движений глазных яблок и т.д.).

Конкурс " Записки юного хирурга в глазном травмпункте". Двум юным хирургам будет необходимо наложить четыре отдельных узловых шва с аподактильным способов вязания узлов на перчаточный разрез длинной 4 см. Участникам предоставляется два перчаточных пальца вставленных один в другой. Внутренний палец наполнен жидкостью. Наружный палец перчатки имеет линейный разрез длинной 4 см. Всем командам выдаются иглодержатели Гегара, шовный материал (рассасывающаяся полифиламентная нить 2-0 USP (3 метрик) 70 см с 1-й колющей иглой (1/2 круга, длина иглы 31 мм)), пинцеты, ножницы.

Знания о технике работы с хирургическим инструментарием студенты получают на 3-4 курсе по ГОС 2 и на 2-3 курсе по ФГОС 3, а о способе хирургической обработки ран органа зрения на 4-5 курсах на кафедре глазных болезней. Теоретически, команды со старших курсов должны справиться с данным конкурсом, а участники младших курсов должны обладать дополнительными знаниями и навыками [9].

Если вуз представляет две и более команды, то в финальный этап допускается одна команда от каждого вуза. При условии участия в конкурсе менее трех вузов, в финал выходят по одной команде из каждого вуза (набравшие максимальное количество баллов по итогам четырех конкурсов, среди команд одного вуза) и командой (-ами) любого вуза, набравшими максимальное количество баллов, таким образом, что бы в финале принимали участие три команды.

Конкурс "I fly". Членам команды представляется больной (по жребию) с патологией органа зрения. По запросу команды им предоставляются результаты обследования пациента. такие деловые игры погружают студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной работе врача в распознавании болезней и лечении больных, заставляют думать в режиме "здесь и сейчас" и моментально дают обратную связь в зависимости от предпринимаемых в игре действий, оттачивают коммуникативные навыки. Кроме того, студент остается один на один со своим "больным" и несет за его "судьбу" всю ответственность (но без ущерба для "пациента"!), что выгодно отличает этот вид обучения от привычной студенческой курации больных. Для выполнения данного задания студенты должны уметь клинически мыслить, знать анатомию и физиологию органа зрения, а также интерпретировать данные обследования. Стоит отметить, что в ходе этого этапа конкурса многие участники действовали активнее, охотнее принимали ответственность за принятые решения, проявляли нестандартный, творческий подход к решению поставленных задач.

Таким образом, проведение учебно-методических конкурсов и деловых игр, подобных описанному, на наш взгляд, способствует решению задачи по формированию современного врача-специалиста. В перспективе, возможно увеличить число подобных конкурсов, разнообразить их творческую составляющую и расширить географию мероприятия.

Использование в качестве приветствия видеоролика стимулирует учащихся к творчеству и развивает чувство командности.

Список литературы

1. Мезенцева Е.А. Студенческое научное общество как начальный этап пути молодого ученого /Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, О.А. Гизингер и др. // I международная (VIII итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2010. - С. 150-152

2. Мезенцева Е.А. Студенческое научное общество открывает молодым учёным дверь в большую науку / Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, А.Ю. Савочкина и др. // II международная (IX итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2011. - С. 141-143

3. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза / Паточкина Н.А., Соболева Е.В. // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - 2014. - с. 80-82.

4. Пешиков О.В. Факторы успешной учебы студентов вуза / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова, М.В. Вдовиченко // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - №1 (24). - 2010. - с. 123-124

5. Пешикова М.В. Научно-исследовательская работа студентов как средство повышения качества обучения /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, А.Ю. Савочкина и др. //Материалы II научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: издательство "ЧелГМА ". - 2011. - с. 87-89.

6. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 93-95

7. Садырин А.В. Опыт участия в междисциплинарном учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / А.В. Садырин, М.И. Карпова, В.В. Маркова и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 113-115

8. Солянникова О.В. Опыт проведения междисциплинарного учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / О.В. Солянникова, Е.В., Бердникова, Е.В. Тур и др. // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практическая конференция "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - с. 104-106.

9. Черных М.А. Опыт проведения внутри вузовского учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / М.А. Черных, Е.В. Бердникова, О.В. Пешиков и др. // Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященный Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С.124-127.

10. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - т. 10., №1. - с. 10-12

11. Чукичев А.В. Мониторинг результатов ежегодного тестового контроля на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии ЧелГМА /А.В. Чукичев, О.В. Пешиков //Материалы I научно-практической конференции "оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". -Челябинск: Изд-во "Челябинская государственная медицинская академия", 2010 - с. 131-132

12. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - с. 126-129.

13. Шаманова А.Ю. Зависимость результатов экзаменов фундаментальных и смежных дисциплин в высших медицинских учебных заведений / А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков // Сборник научных трудов IV межрегиональной конференции "Актуальные проблемы хирургии", посвященной памяти академика РАМН, профессора Л.В. Полуэктова. Омск. - 2010. - с. 412-414.

14. Шаманова А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - №4-18. - С. 167-168

15. Шаманова А.Ю. Мониторинг качества знаний, получаемых на кафедрах нормальной и топографической анатомии в изучении "узких" специальностей /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков, А.В. Чукичев //Материалы I научно-практической конференции "оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Изд-во "Челябинская государственная медицинская академия", 2010 - с. 87-89.

16. Шаманова А.Ю. Фундаментальные дисциплины в медицинском высшем учебном заведении - базис для последующего изучения узких специальностей / А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков // Материалы XVI международного молодежного научного форума студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов-2010" [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2010. Адрес ресурса в сети интернет: http://www.lomonosov-msu.ru/2010/1

THE ORGANIZATION OF II EDUCATIONAL-METHODICAL CONTEST "TOPOGRAPHIC ANATOMY AND SURGERY OF THE VISUAL ORGAN"*

P.V. SHUMKOVA, FSBEIHESUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia

Abstract

In this paper we consider the methods of organization of educational-methodical contest dedicated to the topographic anatomy and surgery of the organ of vision. Gives a description of the competitions and analyses the feasibility of participation of students in various courses

Keywords: ophthalmology, surgery, anatomy, organ.

* Научные руководители: к.м.н., доц. Пешиков О.В., к.м.н., асс. Бердникова Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.