УДК 006.067 ББК 74.580.215
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОНКУРСА "ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ХИРУРГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ"
Е.И. ТИМОШЕВСКАЯ, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: e.tim0607@gmail.com
Аннотация
В статье описан опыт организации и проведения учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения".
Ключевые слова: топографическая анатомия, глаз, офтальмохирургия, образовательные стандарты.
Актуальность. Современное представление офтальмологии, как узкой специальности, изучающей сугубо строение и болезни глаза, не совсем соответствует истине. Еще Владимир Петрович Филатов говорил: "Всякий успех медицины в целом отражается на успехах офтальмологии, и каждый успех последней отражается на успехах медицины в целом". И действительно, не возможно развитие одной отрасли медицины изолированно от других, точно так же как невозможно развитие заболевания одного органа без изменений во всем организме в целом. А значит, чтобы быть хорошим врачом необходимо уметь мыслить более широко, чем в рамках одного органа или системы [13].
Именно эту способность широкого клинического мышления необходимо воспитывать в подрастающем поколении врачей. Активное взаимодействие с мировыми клиническими школами, внедрение в медицину все большего количества высокотехнологичных методов исследования, требует от современных врачей высоких теоретических познаний и практических навыков, умение быстро анализировать полученную информацию, способность работы в коллективе. Но данная цель не может быть достигнута лишь изучением материала учебников. Для того чтобы разнообразить образовательный процесс, развить профессиональные навыки и пробудить интерес к специальности в ФГОС ВО, был внесен пункт 7.3 о необходимости широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, деловых и ролевых игр и т.д.) в сочетании с
внеаудиторной работой. Для студентов старших курсов должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами [3, 5, 7, 14].
В рамках новых стандартов в стенах ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России был придуман и проведен учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия органа зрения". Впервые это мероприятие состоялось осенью 2011 года и сразу пришлось по нраву, как преподавателям, так и студентам. Данный конкурс объединил в себе задания по анатомии и физиологии органа зрения, заболеваниям глаза и его придаточного аппарата. Таким образом, над мероприятием одновременно работали кафедры "Глазных болезней" и "Топографической анатомии и оперативной хирургии". Конкурс состоял из 4 этапов, каждый из которых был призван показать знания топографической анатомии глаза и его придаточных органов, владения практическими навыками обследования органа зрения. Участие в конкурсе было индивидуальным, привлекались студенты любых курсов и факультетов, желающие продемонстрировать свои навыки и расширить свой кругозор. Всего приняло участие 20 студентов. Стоит отметить, тот факт, что не смотря на ориентированность конкурса на студентов 5-6 курсов, в нем так же приняли участие и учащиеся 3-4 курсов, которые еще не прошли цикл глазных болезней. Все участники продемонстрировали смекалку, быстроту реакции, имеющийся запас знаний по топографической анатомии и глазной патологии [11, 12].
Так как студенты проявили неподдельный интерес к данному мероприятию, было решено превратить данный конкурс в добрую традицию. Осенью 2012 года участие в конкурсе стало командным, по 5 человек. Таким образом, развивался навык взаимодействия с группой, умение работать в коллективе. Количество конкурсов было увеличено до 6.
В 2013 году участие в конкурсе приняла и кафедра "Нервных болезней". Теперь командам было необходимо показать свои знания глазных проявлений патологии нервной системы. Появилось новое задание: давалась ситуационная задача, в которой каждый участник команды должен был выступить в роли офтальмолога, невролога, нейрохирурга, врача приемного покоя или главврача и в соответствии со своими обязанностями оказать помощь конкретному больному. Но желающих принять участие не убавилось, а стало только больше: участие приняли 8 команд по 5 человек. Привлечение к участию новой кафедры, привело к увеличению числа участников с 3-4 курсов [8].
В IV учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия органа зрения", проведенного осенью 2014 года, вновь появились нововведения. Два человека из каждой команды (глазной хирург и ассистент) должны были наложить швы на сквозную рану века. Для этого сотрудники кафедры глазных болезней сделали троекратно увеличенную модель человеческого глаза. В качестве глазного яблока был использован воздушный шарик, помещенный в пластиковую коробочку, имитирующую орбиту. С поверхности "глазное яблоко" было покрыто различными по плотности тканями, что соответствовало конъюнктиве и векам. В области "нижнего века" был произведен линейный разрез,
который необходимо было поэтапно ушить атравматическим шовным материалом, за отведенное количество времени. Участникам необходимо было показать свои знания особенностей строения век и правил их первичной хирургической обработки при ранениях, а так же свои навыки пользования хирургическими инструментами и шовным материалом [9, 10].
В 2015 году создатели конкурса решили расширить список участников конкурса и поэтому V ежегодный внутривузовский учебно-методическом конкурс "Топографическая анатомия органа зрения" стал I всероссийским. Южно-Уральский медицинский университет посетили гости из медицинских вузов Тюмени и Перми. Помимо основных конкурсов, каждая команда должна была представить стендовый доклад, осветив в нем актуальную офтальмологическую проблему. Данные работы оценивались отдельно, учитывалось оформление стенда, его информативность, значимость темы. В достойной борьбе первое место выиграла одна из 12 Челябинских команд, гости конкурса заняли призовые 2 и 3 места.
В 2016 году в программу конкурса добавлена конференция, где студенты 3-6 курсов, из любого медицинского ВУЗа нашей страны, могут выступить с докладами на интересующие их офтальмологические темы, поучаствовать в обсуждениях [1, 2, 4, 6].
Таким образом, подобные мероприятия являются хорошим стимулом для студентов повышать свои профессиональные знания и навыки, позволяют заинтересовать учащихся в освоении нового материала, а так же благодаря возможности общения с коллегами из других городов, способствуют обмену информацией и формированию прочных дружеских
отношений.
Список литературы
1. Мезенцева Е.А. Студенческое научное общество как начальный этап пути молодого ученого /Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, О.А. Гизингер и др. //1 международная (VIII итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2010. - С. 150-152
2. Мезенцева Е.А. Студенческое научное общество открывает молодым учёным дверь в большую науку / Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, А.Ю. Савочкина и др. // II международная (IX итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2011. - С. 141-143
3. Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ от 22 декабря 2009г. №800 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки общественное здравоохранение (квалификация (степень) "магистр")" - п. 7.3
4. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза / Паточкина Н.А., Соболева Е.В. // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - 2014. - с. 80-82
5. Пешиков О.В. Факторы успешной учебы студентов вуза / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова, М.В. Вдовиченко // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - №1 (24). - 2010. - с. 123-124
6. Пешикова М.В. Научно-исследовательская работа студентов как средство повышения качества обучения /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, А.Ю. Савочкина и др. //Материалы II научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: издательство "ЧелГМА ". - 2011. - с. - 87-89
7. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 93-95
8. Садырин А.В. Опыт участия в междисциплинарном учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / А.В. Садырин, М.И. Карпова, В.В. Маркова и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 113-115
9. Солянникова О.В. Опыт проведения междисциплинарного учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / О.В. Солянникова, Е.В. Бердникова, Е.В. Тур и др. // Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященная дню российской науки - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - С 104-106.
10. Черных М.А. Опыт проведения внутривузовского учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / М.А. Черных, Е.В. Бердникова, О.В. Пешиков и др. // Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященный Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С. 124-127
11. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - т. 10., №1. - с. 10-12
12. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - с. 126-129
13. Шаманова А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - №4-18. - С. 167-168
14. Шаманова А.Ю. Фундаментальные дисциплины в медицинском высшем учебном заведении - базис для последующего изучения узких специальностей / А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков // Материалы XVI международного молодежного научного форума студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов-2010" [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 12-2010. Адрес ресурса в сети интернет: http://www.lomonosov-msu.ru/2010/
PRACTICAL APPLICATION OF THE NEW EDUCATIONAL STANDARDS ON THE EXAMPLE OF THE CONTEST "TOPOGRAPHIC ANATOMY AND SURGERY OF THE
EYE"*
E.I. TIMOSHEVSKAYA, FSBEIHE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia
e-mail: e.tim0607@gmail.com
Abstract
This article is devoted to experience of arranging a practical contest "Topographic anatomy and surgery of the eye"
Keywords: topographic anatomy, eye, ophthalmic surgery, educational standards.
* Научный руководитель: к.м.н., асс. Бердникова Е.В.