Научная статья на тему 'Практическое применение новых образовательных стандартов на примере учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения"'

Практическое применение новых образовательных стандартов на примере учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / ГЛАЗ / ОФТАЛЬМОХИРУРГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошевская Е.И.

В статье описан опыт организации и проведения учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошевская Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL APPLICATION OF THE NEW EDUCATIONAL STANDARDS ON THE EXAMPLE OF THE CONTEST "TOPOGRAPHIC ANATOMY AND SURGERY OF THE EYE"

This article is devoted to experience of arranging a practical contest “Topographic anatomy and surgery of the eye”

Текст научной работы на тему «Практическое применение новых образовательных стандартов на примере учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения"»

УДК 006.067 ББК 74.580.215

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОНКУРСА "ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ХИРУРГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ"

Е.И. ТИМОШЕВСКАЯ, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: e.tim0607@gmail.com

Аннотация

В статье описан опыт организации и проведения учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения".

Ключевые слова: топографическая анатомия, глаз, офтальмохирургия, образовательные стандарты.

Актуальность. Современное представление офтальмологии, как узкой специальности, изучающей сугубо строение и болезни глаза, не совсем соответствует истине. Еще Владимир Петрович Филатов говорил: "Всякий успех медицины в целом отражается на успехах офтальмологии, и каждый успех последней отражается на успехах медицины в целом". И действительно, не возможно развитие одной отрасли медицины изолированно от других, точно так же как невозможно развитие заболевания одного органа без изменений во всем организме в целом. А значит, чтобы быть хорошим врачом необходимо уметь мыслить более широко, чем в рамках одного органа или системы [13].

Именно эту способность широкого клинического мышления необходимо воспитывать в подрастающем поколении врачей. Активное взаимодействие с мировыми клиническими школами, внедрение в медицину все большего количества высокотехнологичных методов исследования, требует от современных врачей высоких теоретических познаний и практических навыков, умение быстро анализировать полученную информацию, способность работы в коллективе. Но данная цель не может быть достигнута лишь изучением материала учебников. Для того чтобы разнообразить образовательный процесс, развить профессиональные навыки и пробудить интерес к специальности в ФГОС ВО, был внесен пункт 7.3 о необходимости широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, деловых и ролевых игр и т.д.) в сочетании с

внеаудиторной работой. Для студентов старших курсов должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами [3, 5, 7, 14].

В рамках новых стандартов в стенах ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России был придуман и проведен учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия органа зрения". Впервые это мероприятие состоялось осенью 2011 года и сразу пришлось по нраву, как преподавателям, так и студентам. Данный конкурс объединил в себе задания по анатомии и физиологии органа зрения, заболеваниям глаза и его придаточного аппарата. Таким образом, над мероприятием одновременно работали кафедры "Глазных болезней" и "Топографической анатомии и оперативной хирургии". Конкурс состоял из 4 этапов, каждый из которых был призван показать знания топографической анатомии глаза и его придаточных органов, владения практическими навыками обследования органа зрения. Участие в конкурсе было индивидуальным, привлекались студенты любых курсов и факультетов, желающие продемонстрировать свои навыки и расширить свой кругозор. Всего приняло участие 20 студентов. Стоит отметить, тот факт, что не смотря на ориентированность конкурса на студентов 5-6 курсов, в нем так же приняли участие и учащиеся 3-4 курсов, которые еще не прошли цикл глазных болезней. Все участники продемонстрировали смекалку, быстроту реакции, имеющийся запас знаний по топографической анатомии и глазной патологии [11, 12].

Так как студенты проявили неподдельный интерес к данному мероприятию, было решено превратить данный конкурс в добрую традицию. Осенью 2012 года участие в конкурсе стало командным, по 5 человек. Таким образом, развивался навык взаимодействия с группой, умение работать в коллективе. Количество конкурсов было увеличено до 6.

В 2013 году участие в конкурсе приняла и кафедра "Нервных болезней". Теперь командам было необходимо показать свои знания глазных проявлений патологии нервной системы. Появилось новое задание: давалась ситуационная задача, в которой каждый участник команды должен был выступить в роли офтальмолога, невролога, нейрохирурга, врача приемного покоя или главврача и в соответствии со своими обязанностями оказать помощь конкретному больному. Но желающих принять участие не убавилось, а стало только больше: участие приняли 8 команд по 5 человек. Привлечение к участию новой кафедры, привело к увеличению числа участников с 3-4 курсов [8].

В IV учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия органа зрения", проведенного осенью 2014 года, вновь появились нововведения. Два человека из каждой команды (глазной хирург и ассистент) должны были наложить швы на сквозную рану века. Для этого сотрудники кафедры глазных болезней сделали троекратно увеличенную модель человеческого глаза. В качестве глазного яблока был использован воздушный шарик, помещенный в пластиковую коробочку, имитирующую орбиту. С поверхности "глазное яблоко" было покрыто различными по плотности тканями, что соответствовало конъюнктиве и векам. В области "нижнего века" был произведен линейный разрез,

который необходимо было поэтапно ушить атравматическим шовным материалом, за отведенное количество времени. Участникам необходимо было показать свои знания особенностей строения век и правил их первичной хирургической обработки при ранениях, а так же свои навыки пользования хирургическими инструментами и шовным материалом [9, 10].

В 2015 году создатели конкурса решили расширить список участников конкурса и поэтому V ежегодный внутривузовский учебно-методическом конкурс "Топографическая анатомия органа зрения" стал I всероссийским. Южно-Уральский медицинский университет посетили гости из медицинских вузов Тюмени и Перми. Помимо основных конкурсов, каждая команда должна была представить стендовый доклад, осветив в нем актуальную офтальмологическую проблему. Данные работы оценивались отдельно, учитывалось оформление стенда, его информативность, значимость темы. В достойной борьбе первое место выиграла одна из 12 Челябинских команд, гости конкурса заняли призовые 2 и 3 места.

В 2016 году в программу конкурса добавлена конференция, где студенты 3-6 курсов, из любого медицинского ВУЗа нашей страны, могут выступить с докладами на интересующие их офтальмологические темы, поучаствовать в обсуждениях [1, 2, 4, 6].

Таким образом, подобные мероприятия являются хорошим стимулом для студентов повышать свои профессиональные знания и навыки, позволяют заинтересовать учащихся в освоении нового материала, а так же благодаря возможности общения с коллегами из других городов, способствуют обмену информацией и формированию прочных дружеских

отношений.

Список литературы

1. Мезенцева Е.А. Студенческое научное общество как начальный этап пути молодого ученого /Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, О.А. Гизингер и др. //1 международная (VIII итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2010. - С. 150-152

2. Мезенцева Е.А. Студенческое научное общество открывает молодым учёным дверь в большую науку / Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, А.Ю. Савочкина и др. // II международная (IX итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2011. - С. 141-143

3. Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ от 22 декабря 2009г. №800 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки общественное здравоохранение (квалификация (степень) "магистр")" - п. 7.3

4. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза / Паточкина Н.А., Соболева Е.В. // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - 2014. - с. 80-82

5. Пешиков О.В. Факторы успешной учебы студентов вуза / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова, М.В. Вдовиченко // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - №1 (24). - 2010. - с. 123-124

6. Пешикова М.В. Научно-исследовательская работа студентов как средство повышения качества обучения /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, А.Ю. Савочкина и др. //Материалы II научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: издательство "ЧелГМА ". - 2011. - с. - 87-89

7. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 93-95

8. Садырин А.В. Опыт участия в междисциплинарном учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / А.В. Садырин, М.И. Карпова, В.В. Маркова и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 113-115

9. Солянникова О.В. Опыт проведения междисциплинарного учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / О.В. Солянникова, Е.В. Бердникова, Е.В. Тур и др. // Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященная дню российской науки - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - С 104-106.

10. Черных М.А. Опыт проведения внутривузовского учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / М.А. Черных, Е.В. Бердникова, О.В. Пешиков и др. // Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященный Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С. 124-127

11. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - т. 10., №1. - с. 10-12

12. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - с. 126-129

13. Шаманова А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - №4-18. - С. 167-168

14. Шаманова А.Ю. Фундаментальные дисциплины в медицинском высшем учебном заведении - базис для последующего изучения узких специальностей / А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков // Материалы XVI международного молодежного научного форума студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов-2010" [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 12-2010. Адрес ресурса в сети интернет: http://www.lomonosov-msu.ru/2010/

PRACTICAL APPLICATION OF THE NEW EDUCATIONAL STANDARDS ON THE EXAMPLE OF THE CONTEST "TOPOGRAPHIC ANATOMY AND SURGERY OF THE

EYE"*

E.I. TIMOSHEVSKAYA, FSBEIHE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia

e-mail: e.tim0607@gmail.com

Abstract

This article is devoted to experience of arranging a practical contest "Topographic anatomy and surgery of the eye"

Keywords: topographic anatomy, eye, ophthalmic surgery, educational standards.

* Научный руководитель: к.м.н., асс. Бердникова Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.