Научная статья на тему 'Анализ шестилетнего опыта проведения междисциплинарного учебно-методического комплекса «Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения»'

Анализ шестилетнего опыта проведения междисциплинарного учебно-методического комплекса «Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ / ТОПОГРАФИЯ / ОФТАЛЬМОХИРУРГИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНКУРС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Байжанова Д.Д.

В статье описан шестилетний опыт проведения и организации междисциплинарного учебно-методического комплекса «Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Байжанова Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SIX-YEAR EXPERIENCE OF THE INTERDISCIPLINARY GAME LEARNING AND EDUCATIONAL CONTEST "TOPOGRAPHIC ANATOMY AND OPERATIVE SURGERY OF THE EYE"

The article describes the six-year experience in conducting and organizing an interdisciplinary educational and methodological contest "Topographic Anatomy and Operative Surgery of the Eye"

Текст научной работы на тему «Анализ шестилетнего опыта проведения междисциплинарного учебно-методического комплекса «Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения»»

УДК 006.067 ББК 74.580.215

АНАЛИЗ ШЕСТИЛЕТНЕГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ»

БАЙЖАНОВА Д.Д. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В статье описан шестилетний опыт проведения и организации междисциплинарного учебно-методического комплекса «Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения».

Ключевые слова: глазные болезни, топография, офтальмохирургия, учебно-методический конкурс

Актуальность. Значение учебно-методических конкурсов очень важно в процессе обучения студентов в медицинских ВУЗах. Междисциплинарные конкурсы позволяют не только поддерживать и развивать интерес к изучаемым предметам, но и стимулируют активность, инициативность, творческий подход, самостоятельность, повышают уровень профессиональной подготовки студентов, развивают системное клиническое мышление участников. С помощью конкурсов участники не только могут проверить свои знания, умения и навыки, но и сравнить свой уровень с другими. Учебно-методические конкурсы объединяют студентов и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения [3]. Вариантом такого конкурса является учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения", проводимый в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России.

Цель работы. Проанализировать проведение ежегодного учебно-методического комплекса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" за 6 лет.

Материал и методы. Был проведен анализ числа участников мероприятия в зависимости от факультетов и курсов обучающихся, принявших участие в конкурсе, этапов конкурса, а также отзывов и оценок обучающихся и преподавателей по результатам проведения конкурса "Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения". Данные представлены в форме описательной статистики.

Результаты и обсуждение. Конкурс проводится с 2011 года при сотрудничестве кафедр анатомии и оперативной хирургии (ранее кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии) и глазных болезней, судейской коллегией являлись преподаватели всех указанных кафедр. Первый конкурс включал в себя 4 этапа, в ходе которых участники соревновались в знаниях топографической анатомии органа зрения, симптомов основных офтальмологических заболеваний и умении обследовать пациентов с заболеваниями органа зрения [5, 6]. Учитывая опыт проведения конкурса было решено, в последующем приглашать к участию команд по 5 человек, обучающихся на лечебном, педиатрическом и медико-профилактическом факультетах ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России 3-6 курсов, при этом обязательным условием являлось наличие хотя бы одного студента, изучавшего дисциплины

"Топографическая анатомия и оперативная хирургия" и "Офтальмология".

Во II внутривузовском междисциплинарном конкурсе приуроченного ко дню офтальмолога, приняли участие 7 команд по 5 человек (35 студентов). Проходил конкурс в 6 этапов. В ходе соревнования оценивались знания

топографической анатомии органа зрения и основных симптомов глазных болезней, основных хирургических инструментов и оборудования, применяемых в офтальмологии. Шестой заключительный этап конкурса по проверке хирургических навыков был для участников новым. От каждой команды требовались хирург и ассистент, которым необходимо было наложить шов по Пирсу на макет роговицы. Этот этап позволил оценить

навык работы студентов с хирургическим инструментом, правильность, скорость наложения шва. Обучающиеся показали хорошую практическую подготовленность в данном конкурсе, поскольку отрабатывали навыки на практических занятиях.

В 2013 году при проведении III внутривузовского учебно-методического

конкурса присоединилась кафедра нервных болезней, тем самым добавился новый этап в конкурсе - решение клинической задачи. В конкурсе приняли участие 9 команд по 5 человек (45 участников). Впервые приняли участие студенты педиатрического и медико-профилактического факультетов [5, 8, 9]. Этап, связанный с решением клинической задачи, представлял собой игру "Я лечу" - у каждой команды было по одному пациенту, имитировавшему характерные жалобы для какого-либо заболевания. Пациентами выступили интерны и ординаторы участвующих кафедр, которые реалистично смогли передать клинику данного заболевания. В дополнение можно было ознакомиться с результатами лабораторных и инструментальных методов исследования пациента. Учитывалась время постановки и правильность клинического диагноза, обоснованность назначения дополнительных методов обследования. Данный этап соревнования показал глубину клинического мышления обучающихся, владение практическими навыками, оценку клинико-лабораторным и инструментальным методом исследования, проведение

дифференциальной диагностики, определение окончательного диагноза, правильность и обоснованность назначенного лечения. К сожалению, именно этот этап показал низкую подготовленность будущих врачей к работе в практической деятельности.

В 2014 году приняли участие 8 команд по 5 человек (40 участников), при этом 10 студентов (25%) являлись студентами 3 курса. Проходил конкурс в 5 этапов, основная часть этапов была уже традиционной, кроме нового этапа -"Глазной травмпункт". Именно для этого этапа сотрудниками кафедры глазных болезней был представлен макет глаза в орбите с придаточным аппаратом в пятикратном увеличении. Для наглядности макет имел брови и ресницы. Участникам предлагалось ушить вертикальное повреждение "нижнего века", проходящее через все слои [6]. Жюри по достоинству оценили навыки, полученные на практических занятиях,

в рамках конкурса. По итогам всех этапов баллы суммировались, благодаря чему были присуждены три призовых места. Конкурс получил высокую оценку от участвующих студентов.

Опыт оказался удачным, и в 2015 году в конкурсе приняли участие, команды из других медицинских вузов России - это 1 команда из ФГБОУ ВО ТюмГМУ Минздрава России (г. Тюмень) и 1 команда из ФГБОУ ВО ПГМУ Минздрава России им. академика Е.А. Вагнера (г. Пермь), конкурс вышел на уровень Всероссийского. От ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России приняли участие 14 команд по 5 человек. Всего 80 участников. Преподаватели иногородних вузов были приглашены в жюри. Впервые в рамках конкурса был проведен этап приветствия, а также в ходе 1 этапа состоялся блиц опрос команд на знание общих вопросов по тематике конкурса. Хирургический этап конкурса был усовершенствован сотрудниками кафедры анатомии и оперативной хирургии, где двум начинающим хирургам было предложено наложить четыре отдельных узловых шва аподактильным способом вязания узлов на перчаточный разрез длинной 4 см. Жюри оценивало скорость, правильную работу с хирургическим инструментарием, эстетичность швов, отсутствие диастаза, равномерность наложения швов, а также состоятельность всех четырех узлов. Впервые был проведен конкурс стендовых докладов по актуальным вопросам офтальмологии, проходивший в виде 4 секций, в котором принимали участие и другие кафедры ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России [1]. По итогам конкурса стендовых докладов жюри выбрало 3 лучших работы в каждой секции. Мероприятие получило хорошие отзывы от представителей иногородних команд-участниц, а также участников стендовых докладов.

В 2016 году во II всероссийском (VI внутривузовском) учебно-методическом

конкурсе приняли участие 17 команд по 5 человек ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, в том числе 2 команды из ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (г. Екатеринбург) и 1 команда из ФГБОУ ВО ПГМУ Минздрава России им академика Е.В. Вагнера (г. Пермь) 36 курсов лечебного и педиатрического факультетов. Всего 85 человек. Сопровождающие преподаватели команд Екатеринбурга и Перми, были приглашены членами жюри.

Конкурс включал в себя уже традиционные этапы: приветствие (заочный этап), I этап (командный) - конкурс "Блиц-опрос" представлял собой вывод изображений на экран, связанных с тематикой конкурса: известных ученых в области офтальмологии, инструментов, применяемых в

офтальмохирургии, симптомов и синдромов неврологического характера органа зрения и т.д. Данный этан позволил оценить не только знания студентов, но и умение быстро мыслить в условиях ограниченного времени (10 секунд на 1 изображение). Второй этап (командный) -конкурс "Топографическая анатомия органа зрения", в ходе которого студентам был представлен один из вопросов, вытянутый по методу жеребьевки: костное строение стенок орбиты, анатомия глазодвигательного аппарата и кровообращение глазницы. Вопрос был общий для всех команд.

К дальнейшему участию приглашались по 1 команде набравшее максимальное количество баллов, среди своих вузов. Третий этап -конкурс "Профессиональный офтальмолог", состоявший из двух частей. Первая часть (индивидуально-командный) - конкурс "Юный офтальмолог". На данном этапе необходимо было продемонстрировать практические навыки: проверка остроты зрения, зрачковых реакций, определение рефракции субъективным способом, определение полей зрения. Принимали участие 3 человека из команды, вид практического навыка определялся по жребию. Вторая часть (индивидуально-командный) -конкурс "Записки юного хирурга в глазном травмпункте". Этот этап стал уже традиционным, принимали участие 2 человека -ассистент и хирург.

В финал вышли 2 команды участниц, по одной из каждого ВУЗа. Четвертый этап -конкурс "Я лечу". По результатам были награждены лучшие команды.

Конкурс начался с видео-приветствия команд, это заочный этап конкурса, учитывая опыт 2015 года видео-ролик был представлен от каждой команды, где студенты продемонстрировали свой творческий потенциал. Данный этап оценивало компетентное жюри: заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения ЧГИКа Тележников Н.В. со студентами факультета театра, кино и телевидения ЧГИКа. В 2016 году в рамках конкурса впервые была проведена научно-практическая конференция, так как

научно-исследовательская деятельность

студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения медицинского прогрессах [2]. Научная деятельность позволяет студентам повышать интерес к глубокому изучению дисциплин, использовать методы научного исследования, развивать логическое мышление, повышать научное мировоззрение, формировать личностные качества обучающегося, в том числе и вырабатывать ораторские качества при публичных выступлениях. На конференции было представлено 14 устных и 18 стендовых докладов. Стендовые доклады проходили в 3 секциях "История офтальмологии", "Анатомо-физиологические аспекты органа зрения и его придаточного аппарата", "Клиническая офтальмология". По результатам конференции были награждены лучшие работы.

Выводы. Анализ 6 летней работы учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения" показывает что, число участвующих студентов растет, увеличивается число студентов из других медицинских ВУЗов, к проведению присоединяются новые кафедры, привлекаются студенты младших курсов, а значит конкурс дает возможность обучающимся проявлять дополнительный интерес и мотивацию в учебную деятельность, раскрывает творческий потенциал, позволяет формировать клиническое мышление, повышает уровень подготовки практических навыков

обследования пациентов, позволяет оценить умение работать самостоятельно или в составе команды, помогает обрести навыки научно-практической деятельности. Помимо этого, конкурс дает возможность обучающимся не только делиться опытом, но и, что важно, заводить новые знакомства. Кроме того, конкурс позволяет студентам из разных городов обмениваться опытом, углублять практические навыки, и что немаловажно заводить новые знакомства. Сотрудники участвующих кафедр, постоянно модернизируют уже существующие, создают новые этапы конкурса, что дает возможность применять их на практических занятиях. Конкурс позволяет готовить квалифицированных выпускников, а студентам применять полученные знания и навыки в будущей практической деятельности врача.

Учебно-методический междисциплинарный конкурс "Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения" - это мощный инструмент, сфокусированный на

задачи самореализации и

самосовершенствования обучающихся

студентов медицинских вузов.

Список литературы

1. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков на младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марычев [и др.] // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования": менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 93-95.

2. Пешиков О.В. Влияние студенческого научного общества на становление профессиональной личности студента медицинского университета / О.В. Пешиков, Н.Д. Мисюкевич // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". -Екатеринбург: Издательство Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С. 314-318.

3. Попова М.Ю. Учебно-методические конкурсы - эффективный способ повышения мотивации и познавательного интереса у студентов-медиков /М.Ю Попова, К.С. Танцурова, М.В Пешикова и др. //Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала: Издательство Дагестанская государственная медицинская академия, 2016. - С. 107-110.

4. Садырин А.В. Опыт участия в междисциплинарном учебно-методическом комплексе "Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения"/А.В Садырин, М.И. Карпова, В.ВМаркова [и др.]//Материалы IVвсероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 113-115.

5. Солянникова О.В. Опыт проведения междисциплинарного учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / О.В. Солянникова, Е.В. Бердникова, Е.В. Тур [и др.] // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - С. 104-106.

6. Тур Е.В. Анализ пятилетнего опыта проведения междисциплинарного учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" /Е.В. Тур, Е.В. Бердникова //Материалы VII международной (XIV итоговой) научно-практической конференции молодых ученых - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 87-90.

7. Черных М.А. Опыт проведения внутривузовского учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" /М.А. Черных, Е.В. Бердникова, О.В. Пешиков [и др.] //Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции менеджмент качества и инновации, посвященной дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С. 124-127.

8. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации /А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур [и др.] //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - Т. 10, № 1. - С.10-12.

9. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практическая конференция "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - С. 126-129.

ANALYSIS OF THE SIX-YEAR EXPERIENCE OF THE INTERDISCIPLINARY GAME LEARNING AND EDUCATIONAL CONTEST "TOPOGRAPHIC ANATOMY AND

OPERATIVE SURGERY OF THE EYE"*

BAYZHANOVA D.D. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia

Abstract

The article describes the six-year experience in conducting and organizing an interdisciplinary educational and methodological contest "Topographic Anatomy and Operative Surgery of the Eye".

Keywords: eye diseases; topography; ophthalmic surgery, the game learning and educational contest.

* Научный руководитель - к.м.н., доц. Тур Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.