ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ СУДЕЙСТВА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
В.Ф. СОПОВ, А.В. ШАКИРОВА, РГУФКСМиТ, Москва; А.М. ГУБАНОВ, ДЮСШ, г. Павловский Посад, Московская обл., Россия
Аннотация
В статье рассматриваются организационно-методические особенности проведения соревнований для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Представлена и апробирована авторская разработка альтернативной системы судейства по фигурному катанию на основе существующей международной системы судейства (Ш^ в сочетании с поведенческой оценкой, которая является важным критерием при отслеживании динамики психофизического развития занимающихся. Отражена роль соревнований в социальной адаптации детей
с ментальными нарушениями.
Ключевые слова: адаптивный спорт, фигурное катание, аутизм, расстройство аутистического спектра (РАС), психофизическое развитие детей, ментальные нарушения, соревнования.
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A JUDGING SYSTEM OF FIGURE SKATING COMPETITIONS FOR CHILDREN WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS
V.F. SOPOV, A.V. SHAKIROVA, RSUPCSY&T, Moscow; A.M. GUBANOV, CYSS, Pavlovskiy Posad, Moscow Region, Russia
Abstract
The article discusses the organizational and methodological features of the competition for children with autism spectrum disorders (ASD). The author's development of an alternative judging system for figure skating based on the existing international judging system (ISU) in combination with a behavioral assessment, which is an important criterion for tracking the dynamics of the psychophysical development of students, is presented and tested. The role of competitions in the social adaptation
of children with mental disorders is reflected.
Keywords: adaptive sports, figure skating, autism, autism spectrum disorder (ASD), psychophysical development
of children, mental disorders, competitions.
Актуальность
Расстройство аутистического спектра - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, и характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Данные нарушения являются пожизненными, но при ранней диагностике и своевременной педа-
гогической коррекции многие дети могут успешно социально адаптироваться и стать полноценными гражданами общества [5]. Поэтому решение проблемы адаптации к самостоятельной жизни, недостатка физической активности, формирования бытовых и профессиональных навыков являются приоритетными задачами [2].
Адаптивный спорт формирует нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения, что развивает человека духовно и физически. В системе спортивных соревнований лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются такие ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание, эмпатия [3]. Спорт также является зоной социальной успешности для детей с РАС. Это проявляется в понимании норм поведения, отсутствии явной тревожности, ощущении внутренней свободы и умении выражать свои мысли доступным образом, появлении мотива достижения, наличии самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств и переносе навыков в другие виды деятельности [5, 6].
Соревновательная практика оказывает существенное воздействие на организм человека. Это обусловлено ее экстремальными режимами двигательной активности (проявлением максимальных величин выносливости, максимальных показателей силы и скорости движения, координационной точностью и сложностью исполнения действий и т.д.) [1].
Соревнования - это органическая часть процесса тренировки, призванная приучать к состязательности в спорте, контролировать ход и оценивать результативность тренировочного процесса, а также решать иные организационно-педагогические задачи. При этом участие в соревнованиях оказывает многостороннее воздействие на физические и психические качества спортсмена, дает новые знания и опыт, влияет на мотивационную сферу [4].
Организация "Special Olympics Int.", созданная в 1963 г. Юнис Кеннеди-Шрайвер, допускает атлетов с РАС к следующим соревнованиям. По летним видам спорта - баскетбол, бадминтон, боулинг, бочче, велоспорт, волейбол, гандбол, гребля на байдарках, дзюдо, конный спорт, легкая атлетика, настольный теннис, парусный спорт, пауэрлиф-тинг, плавание, бег на роликах, спортивная гимнастика, теннис, футбол, художественная гимнастика. По зимним видам спорта - горнолыжный спорт, бег на снегоступах, шорт-трек, лыжные гонки, сноуборд, хоккей на полу, флор-бол, фигурное катание. В России спортсмены с аутизмом в рамках Специальной Олимпиады по дисциплине «фигурное катание» до настоящего момента не выступали. Также не существует соревнований, организованных специально для людей с РАС, учитывающих их потребности и особенности. К данным условиям и потребностям относятся: присутствие тренера на ледовом поле; четко разграниченное пространство; наличие визуальных ориентиров, фиксированной дозировки исполнения; отсутствие зрителей и посторонних звуков (в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена). Соответственно, в нашей стране нет единой системы обучения тренеров и судейской системы оценивания достижений спортсменов с РАС.
Цель исследования: разработка и внедрение системы судейства соревнований по фигурному катанию на коньках для детей с РАС.
Организация исследования. Исследование было проведено на базе секции адаптивного фигурного катания АНО «Хрустальные пазлы» для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
Выборка. В исследовании приняли участие 23 человека - мальчики и девочки от 6 до 14 лет с расстройствами аутистического спектра, регулярно посещающие занятия по фигурному катанию на коньках не менее 1 года.
Организация соревнований и способ осуществления мониторинга динамики психофизического развития.
Методическая организация и особенности проведения соревнований
В основу системы судейства соревнований по фигурному катанию на коньках для детей с РАС лёг принцип постепенного усложнения техники исполнения движений и добавления новых элементов, содержащих структурные части уже освоенных.
Система подразумевает разделение элементов базового тестирования на три уровня:
• Уровень один - Базовый.
• Уровень два - Средний.
• Уровень три - Продвинутый.
Сигналом к переходу от одного уровня к другому может служить как педагогическая оценка тренера, так и результат, показанный на соревнованиях. Фактор в виде оценки, полученной на соревнованиях, мы считаем ключевым, поскольку в условиях соревнований спортсмена оценивают судьи, педагогическая оценка тренера по умолчанию является субъективной. Также на соревнованиях результатом спортсмена является сумма полученных им баллов, которые складываются не только из количественных (исполненные упражнения), но и качественных характеристик (оценка поведения, оценка за качество). Крайне важным показателем уровня освоения двигательного акта является качество его выполнения в соревновательных условиях, что крайне важно для процесса абилитации детей с РАС.
Уровень один. Исполняемые упражнения: «саночки», «фонарики» вперед-назад, «цапля» вперед-назад, «змейка» вперед-назад, «шассе» вперед, «ёлочка» + прыжок, «циркуль». Данные элементы состоят из простых односложных инструкций, визуальные подсказки отражают полностью их структуру.
Уровень два. Усложненные упражнения первого уровня с включением новых: «скрестный фонарик», беговой шаг вперед-назад, «шассе» назад, «ёлочка» + прыжок назад, комбинация «циркулей». Количество подсказок при контрольном исполнении снижается.
Уровень три. Появляются упражнения из одноопорно-го скольжения. Визуальные подсказки сводятся к минимуму, аудиальные - представлены в виде кратких команд-«ключей». Список исполняемых элементов: беговой шаг назад, прыжок назад, вальсовая тройка, наружные/
внутренние тройки, «цапля» с захватом, перекидной прыжок, винт вперед.
От первого уровня к третьему уровню идет постепенное усложнение структуры элементов, т.е. упражнения последующего уровня включают в себя элементы упражнений предыдущего уровня. Это необходимо для эффекта положительного переноса, что ускоряет процесс обучения фигуриста.
Средства реализации. Предлагается использовать нижеприведенные критерии оценки элементов базового скольжения, основанные на системе судейства, используемой в фигурном катании на коньках при проведении спортивных соревнований.
Система оценки элементов на соревнованиях для детей с РАС базируется на нескольких параметрах:
1. Базовая стоимость элементов.
2. Оценка поведенческого специалиста.
3. Оценка качества элемента.
Базовая стоимость элемента определена заранее в таблице базовой стоимости элементов. Ее величина прямо пропорциональна сложности исполняемого элемента. Элементы в таблице расположены от простых к сложным, базовая стоимость также возрастает. Такая градация определяется сложностью исполнения моторного акта, временем обучения, количеством элементов, необходимых для начала изучения.
Оценка поведенческого специалиста (ОПС) специально введена для проведения спортивных соревнований по фигурному катанию на коньках среди детей с РАС и является важной частью авторской методики обучения детей с таким диагнозом. Эта оценка отражает качественную характеристику поведения во время исполнения элемента. ОПС делится на пять градаций (уровней) - от низшего первого, к высшему пятому. ОПС осуществляется за каждый исполненный элемент. Данная оценка является основополагающей при проведении соревнований, следовательно, требования, предъявляемые к судье, выставляющим данную оценку, предполагают наличие высшего психологического образования и знаний в сфере прикладного анализа поведения. Именно введение этой оценки поднимает актуальность соревновательной деятельности как средства педагогического контроля абилитации детей с РАС посредством занятия фигурным катанием на коньках.
Поведенческая оценка представляет собой процентный множитель, применяемый к базовой стоимости элемента. Она отражает качественные характеристики исполненного элемента с точки зрения техники моторного акта.
Для проведения соревнований по фигурному катанию среди детей с РАС необходимо участие следующих специалистов:
- специалист по поведенческой оценке;
- технический специалист;
- трое судей;
- оператор ввода данных.
Специалист по поведенческой оценке должен присутствовать на ледовой площадке и отслеживать ход исполнения элемента, по завершении которого выставляет поведенческую оценку в виде уровня от 1 до 5.
Технический специалист определяет название исполняемого элемента, его начало и окончание, называет элемент оператору ввода данных и поведенческому специалисту для последующей оценки.
Судьи занимаются оценкой качества зафиксированного элемента. Оценка происходит по шкале от -5 до +5 с шагом в единицу.
Критерии судейской оценки отражены в «Критериях судейской оценки для проведения соревнований по фигурному катанию на коньках для детей с РАС».
Оператор ввода данных отвечает за ввод информации в компьютерную систему подсчета результатов.
Порядок оценки элементов:
1. Начало исполнения элемента спортсменом.
2. Определение техническим специалистом исполняемого элемента.
3. Ввод элемента в компьютерную систему оператором ввода данных.
4. Выставление ОПС поведенческим специалистом.
5. Выставление судейских оценок.
Алгоритм подсчета результатов. При калькуляции результата используется ряд параметров:
b - базовая стоимость элемента;
J - средняя оценка судей за элемент;
E - оценка за исполненный элемент;
TSC - итоговая оценка за выступление спортсмена.
Среднюю оценку судей за элемент можно выразить следующим уравнением:
j_ J1... + Jn n
где n - количество судей.
E рассчитывается при помощи уравнения вида:
E _ (b + J) B.
Окончательный расчет результата можно выразить уравнением:
TES = E 1... + E n, которое выражает TES как сумму всех исполненных спортсменом элементов.
Условия проведения соревнования. При проведении соревнований по фигурному катанию на коньках среди детей с РАС необходимо учитывать как требования к ледовой площадке, помещениям катка, так и требования к используемому оборудованию, т.к. необходимо минимизировать вероятность технических сбоев в виду особенностей участников соревнований. Соревнования могут проводиться на ледовых площадках размером 60x30 м. Возможно проведение мероприятий на катках с ледовой поляной меньших размеров при соблюдении всех остальных требований. Ледовая площадка зонируется на три части. Принцип зонирования продиктован принципами ОПС (тренер выбирает необходимую зону, исходя из возможностей спортсмена и уровня поведенческой оценки, на которую тот претендует). При подготовке ледовых зон в двух из них должны быть размещены визуальные подсказки и ориентиры. Третья зона оставляется пустой.
Место проведения соревнований должно быть оборудовано системой анонса хода проведения соревнований. Предпочтительно использование визуального оповеще-
<&
ФНЦ ВНИИФК
ния (мониторы/информационные киоски). Судейская зона должна быть способна разместить бригаду судей. Также необходима система связи между поведенческим специалистом и оператором ввода данных.
Результаты исследования
На основе существующей системы судейства по фигурному катанию на коньках нами была разработана и внедрена инновационная система, учитывающая поведенческие особенности и возможности детей с РАС. Для отслеживания динамики психофизического развития занима-
ющихся исследования проводились на соревнованиях в начале (октябрь 2019 г.) и в конце учебного года (март 2020 г.). В них приняли участие 23 ребенка: мальчики и девочки от 6 до 14 лет с расстройствами аутистического спектра, занимающиеся один раз в неделю в секции адаптивного фигурного катания АНО «Хрустальные пазлы» для детей с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями. Дети были разделены на две группы: группа 1 из 16 чел. выступала по «Уровню один» и занималась первый год; группа 2 из 9 чел. - по «Уровню два» (второй год обучения).
X
о
J
о
СО X
s т
s ç
о m
5,07
5,29
1,45
2,13
Поведенческая оценка До После
учебного года учебного года
Техническая оценка До После
учебного года учебного года
Рис. 1.
Динамика соревновательных результатов группы 1
На рисунке 1 отображены результаты соревнований группы 1 в начале («до») и в конце («после») учебного года. Была обнаружена прямая сильная взаимосвязь между показателями технического мастерства и поведенческой оценкой. Так, в начале исследования она состав-
ляла: +0,92; в конце: +0,88. На рисунке видно, что прирост технических показателей невысокий, это связано с работой по коррекции поведения во время учебно-тренировочных занятий, что занимает большую часть времени на первом году обучения.
Рис. 2.
Динамика соревновательных результатов группы 2
Поведенческая оценка
До После
учебного года учебного года
Техническая оценка
До После
учебного года учебного года
Итоги соревнований группы 2 (рис. 2) показывают, что по коэффициенту корреляции Пирсона присутствует сильная прямая взаимосвязь между технической и поведенческой оценками - в начале сезона: +0,83, в конце она со-
ставляет: +0,8. Прирост показателей выше, чем в группе 1, в связи с тем, что дети второго года обучения уже имеют определенный шаблон поведения и обладают определенным набором технических навыков.
Выводы по результатам исследования
1. Разработанная и апробированная система соревнований была создана на основе существующей международной системы судейства по фигурному катанию на коньках, но с учетом поведенческой оценки, которая является основополагающей при проведении соревнований и отражает качественную характеристику поведения во время исполнения элемента и представляет собой процентный множитель, применяемый к базовой стоимости элемента.
2. В ходе экспериментального исследования была обнаружена положительная взаимосвязь между показателями технического мастерства исполнения элементов и поведенческой оценкой. Следовательно, умение взаимодействовать с окружающей средой, находиться в обществе и придерживаться социальных норм влияет на эффективность начального этапа обучения технике катания на коньках и соревновательной эффективности.
Литература
1. Вершинин, М.А., Плотников, А.О. Модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов-единоборцев // Самарский научный вестник. - 2017. - № 1 (18). - С. 166-170.
2. Виноградов, В.В. Особенности организации и проведения массовых спортивных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 42-44.
3. Сунагатова, Л.В., Марченкова, У.А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С. 603-607.
4. Чермит, К.Д., Вержбицкий, И.В., Вержбицкая, Е.Г. Организационно-методические условия применения со-
ревнования как метода и формы подготовки дзюдоистов на начальном этапе обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - № 1 (157). - С. 193-196.
5. Шакирова, А.В. Аутизм и спорт. Методика обучения фигурному катанию на коньках как средство абили-тации детей с расстройствами аутистического спектра: монография / А.В. Шакирова. - М.: Спорт, 2019. -112 с.
6. Сопов, В.Ф., Шакирова, А.В. Спорт как средство формирования социальной успешности детей с расстройством аутистического спектра // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 4. - С. 25-29.
References
1. Vershinin, M.A. and Plotnikov, A.O. (2017), Model characteristics of the competitive activity of martial artists, Samarskiy Nauchniy Vestnik, no. 1 (18), pp. 166-170.
2. Vinogradov, V.V. (2017), Features of the organization and holding of mass sporting events for people with disabilities, Uchenye zapiski Universiteta imeni P.FLesgafta, no. 4 (146), pp. 42-44.
3. Sunagatova, L.V. and Marchenkova, W.A. (2012), Influence of adaptive sports on the social adaptation of persons with disabilities, Molodoy ucheniy, no. 12, pp. 603-607.
4. Chermit, K.D., Verzhbitskiy, I.V. and Verzhbitskaya, E.G. (2015), Organizational and methodological conditions for
the use of competition as a method and form of training judokas at the initial stage of training, Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psiho-logiya, no. 1 (157), pp. 193-196.
5. Shakirova, A.V. (2019), Autism and sports. Methods of teaching figure skating on skates as a means of habilitating children with autism spectrum disorders: monograph, Moscow: Sport, 112 p.
6. Sopov, V.F. and Shakirova, A.V. (2019), Sport as a means of shaping the social success of children with autism spectrum disorder, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 25-29.