ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
СПОРТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
В.Ф. СОПОВ, А.В. ШАКИРОВА, РГУФКСМиТ, г. Москва
Аннотация
В данной статье рассмотрено понятие социальной успешности детей с расстройством аутистического спектра. Обосновано применение спортивной деятельности в качестве средства формирования социальной успешности. Его применение возможно в виде групповых занятий в определенной адаптированной среде обучения с возможностью переноса полученных навыков в другие сферы социального взаимодействия.
Ключевые слова: адаптивный спорт, фигурное катание, аутизм, расстройство аутистического спектра (РАС), психофизическое развитие детей, визуальное расписание, визуализация, ментальные нарушения, социальная
успешность.
SPORT AS A MEANS FOR THE SOCIAL SUCCESS OF CHILDREN WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDER
V.F. SOPOV, A.V. SHAKIROVA, RSUPCSY&T, Moscow
Abstract
This article describes the concept of social success for children with autism spectrum disorder. It justifies the use of sports activities as the formation of social success. These are possible in the form of group classes in a specific adapted learning environment with the ability to transfer acquired skills to other areas of social interaction.
Keywords: adaptive sports, figure skating, autism, autism spectrum disorder, psychophysical development of children,
visual schedule, visualization, mental disorders, social success.
Актуальность
Социальная успешность, с точки зрения педагогики, -это качественная характеристика результатов успешности, имеющая протяженность во времени [5]. Социальная успешность личности - есть результат социального воспитания и социализации. Формирование социальной успешности ребенка - это процесс его педагогически направленной социализации. Успешная социализация -есть эффективная адаптация человека в обществе и способность противостоять обществу в части жизненных трудностей в плане саморазвития, самореализации.
С точки зрения учебного процесса, формирование социальной успешности предполагает три взаимосвязанных процесса: педагогическое управление, соразвитие субъектов учебной деятельности, саморазвитие личности учащегося в зоне опережающего развития [6].
Проблема формирования социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной в современном мире. Особый инте-
исследования
рес представляет рассмотрение данного вопроса в ракурсе адаптивного спорта для ментальных инвалидов. В соответствии с основными законодательными документами: положениями концепции «Образование для всех», «Законом об образовании Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., каждый обучающийся с ОВЗ имеет право на доступную форму инклюзии. «Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекцион-ной помощи на основе специальных педагогических подходов...» [4].
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», вступивший в силу с 30 марта 2008 г., позиционирует развитие адаптивной физической культуры и спорта людей с ОВЗ как государственный приоритет, что делает данное направление надежным
условием формирования социальной успешности лиц с ОВЗ [5].
На данный момент аспект психолого-педагогического, методического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающего социальную адаптацию лиц с ОВЗ для формирования их успешной жизнедеятельности, недостаточно разработан - не раскрыт аспект проблемы создания системы целостности образовательного и тренировочного процесса, направленного на формирование социальной успешности обучающихся с ментальными нарушениями.
Двигательная деятельность в любом виде физкуль-турно-спортивной деятельности формирует волевые качества личности, укрепляет здоровье, вырабатывает мотивацию достижения, а это ведет к самореализации и социальной успешности личности с РАС [1]. То есть существует противоречие между потребностью общества в реализации идей инклюзии, обеспечении равных прав всех категорий граждан на получение образовательных услуг, услуг спорта, способствующих социальной успешности, и отсутствием разработки целостного образовательно-спортивного комплекса занятий для лиц с ментальными нарушениями. Соответственно, проблема формирования социальной успешности у лиц с РАС средствами физической культуры и спорта является актуальной.
Цель исследования
Обосновать применение спортивной деятельности в качестве средства формирования социальной успешности ребенка с расстройством аутистического спектра. Исследование основано на предположении, что на формирование социальной успешности лиц с аутизмом влияют групповые занятия в определенной адаптированной среде обучения с возможностью переноса полученных навыков в другие сферы жизнедеятельности и социальной коммуникации.
Организация исследования. Исследование было проведено на базе секции адаптивного фигурного катания АНО «Хрустальные пазлы» для детей с расстройством аутистического спектра.
Испытуемые. В исследовании приняли участие 15 детей с расстройством аутистического спектра. Обучающиеся посещали занятия от одного до трех раз в неделю на крытом катке.
Методы исследования
Исследования проводились по результатам анкетирования психомоторных, социальных и коммуникативных навыков, а также по методу научного наблюдения.
Нами было проведено анкетирование для родителей с целью выявления динамики социальных, коммуникативных и психомоторных навыков детей, посещающих занятия по фигурному катанию. Анкетирование проводилось на основе: опросника по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD - pervasive developmental disorder) (Lord C., Risi S., Lambrecht L., Cook E.H., Levental B.L., Dilavore et al., 2000); рейтинговой шкалы детского аутизма (CARS - the Childhood Autism Raiting Scale) [7];
шкалы адаптивного поведения Вайленда (VABS) [2]; теста для оценки динамики и выявления проблем (АТЕС - the Autism Treatment Evaluation Checklist) [3]. В анкетировании принимали участие 15 родителей, регулярно приводящих детей на групповые занятия по фигурному катанию на коньках в течение полугода и более.
Анкетирование включало в себя 16 вопросов и условно было разделено на три блока: 1-й - общие вопросы (возраст, количество занятий, основные нарушения психомоторного развития на момент начала посещения занятий); 2-й - вопросы об изменениях физического, психического состояния и развития социального взаимодействия; 3-й - перенос навыков, специфика выполнения упражнений и тревожности на занятиях.
Результаты исследования
По результатам анкетирования было выявлено следующее.
1) Большинство детей, посещающих секцию, находятся в возрастной градации от 5 до 11 лет (5 лет - 6,6%; 6 лет - 6,6%; 7 лет - 33,3%; 8 лет - 20%; 9 лет - 20%; 11 лет - 13,3%).
2) Количество посещений занятий в неделю: 1 раз -80%; 2 раза - 13,3%; 3 раза - 6,7%.
3) Основной диагноз: умственная отсталость - 6,7%; аутизм - 6,7%; расстройство аутистического спектра (РАС) - 40,1%; ранний детский аутизм (РДА) - 6,7%; синдром Аспергера - 13,3%; умственная отсталость легкой степени - 13,3%; атипичный аутизм - 13,3%.
4) Основные нарушения психомоторного развития на момент начала посещения занятий наблюдались в областях, показанных на рис. 1.
Из рисунка 1 видно, что большинство родителей отметили несколько показателей нарушения психомоторного развития. Наиболее распространенными ответами были: нарушение развития крупной моторики и координации, сниженная концентрация внимания и повышенная тревожность.
5) Ответы на вопрос: «Какие улучшения в психофизическом состоянии ребенка вы можете связать с регулярными групповыми занятиями фигурным катанием на коньках?» показаны на рис. 2.
По мнению родителей (n = 14), с момента начала посещения групповых занятий по фигурному катанию на коньках у детей наблюдается снижение вокализаций; развиваются коммуникативные навыки (понимание простых и сложных инструкций, дисциплина), навыки имитации; улучшилась концентрация внимания; снизилась тревожность, повысился мышечный тонус; появилась координация движений.
Большинство респондентов отметило появление интереса у детей к окружающим людям, понимание инструкций, умение работать в команде.
6) Ответы на вопрос: «Отмечаете ли вы перенос навыков, приобретенных на занятии, в другие сферы социального взаимодействия?» приведены на рис. 3.
<&
фнц вниифк
Вокализация
Нарушение развития крупной моторики Общая задержка развития
Отсутствие речевых навыков Нарушение коммуникационных навыков Гиперчувствительность к звукам Снижены имитационные навыки Сниженная концентрация внимания Повышенная тревожность
Количество респондентов
Рис. 1. Количество основных нарушений психомоторного развития на момент начала посещения занятий
Снижение вокализаций Развитие коммуникативных навыков Развитие имитационных навыков Улучшение концентрации внимания Снижение тревожности Развитие крупной моторики и координации
Количество респондентов
0 2 4 6 8 10 12 14
Рис. 2. Динамика отдельных психофизических качеств под влиянием групповых занятий
Эффективное использование визуального расписания в других видах деятельности
Улучшение способности к имитации
Улучшение понимания сложных инструкций
Сотрудничество с другими детьми
Получение удовольствия от занятий спортом
Количество респондентов
Рис. 3. Динамика развития социального взаимодействия под влиянием групповых занятий
Из рисунка 3 видно, что большинство родителей (п = 10), отмечая наличие переноса навыков, выделило в динамике социального взаимодействия сотрудничество с другими детьми, понимание сложных инструкций, применение визуального расписания в других сферах социального взаимодействия и заметили улучшение способности к имитации на других занятиях.
Обсуждение результатов исследования
Спорт как средство формирования социальной успешности детей с РАС должен быть обеспечен определенными видами педагогической поддержки, а именно:
1. Учет и актуализация возможностей развития социальных качеств детей для решения проблем социального взаимодействия.
2. Разрешение проблемных ситуаций, благодаря которым личность обучающегося может подняться на новый уровень собственных возможностей достижения социального успеха.
3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей для формирования личностных смыслов к деятельности. Поскольку основной подход к организации обучения - личностно-ориентированный и лично-дея-тельностный, соответственно педагогический состав должен ставить цели, опираясь на индивидуальные особенности каждого обучающегося, осуществлять планирование, регуляцию, контроль и оценку деятельности.
Социальная успешность в спорте для ребенка с РАС проявляется в понимании норм поведения, дисциплине, успешности в приобретенных навыках, отсутствии
С*)
явной тревожности, внутренней свободе и умении выражать собственные мысли доступным образом. Основное приобретаемое качество - это желание добиться положительных результатов в деятельности, т.е. появление мотива достижения, наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств, общая средовая адаптация - интеграция в общество.
Литература
1. Кашапова, Л.М., Костарев, А.Ю., Матвеева, Л.М., Шеина, Л.П., Шеин, Ю.П. Паралимпизм как средство формирования социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12, ч. 5. - С. 870-874.
2. Сайфутдинова, Л.Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 45. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/shkala-vaynlend-kak-metod-kompleksnoy-otsenki-adaptivnogo-funktsionirovaniya-detey-s-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 19.02.2019).
3. Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем // StopAutism. - URL: http://stopautism. ru/тест-атек/ (дата обращения: 19.02.2019).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2019).
5. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 11.02.2019).
6. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника. -М.: Академический проект, 2003.
7. Schopler, E, Reichler, RJ, DeVellis, R.F., Daly, K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS). - J. Autism Dev. Disord. -1980. - No. 10 (1). - Pp. 91-103.
References
1. Kashapova, L.M., Kostarev, A.Yu., Matveeva, L.M., Sheina, L.P. and Shein, Yu.P. (2015), Paralympism as a means of shaping the social success of people with disabilities, Sovremenniye naukoemkiye tehnologii, no. 12, part 5, pp. 870-874.
2. Saifutdinova, L.R. (2007), The Vineland scale as a method for the integrated assessment of the adaptive functioning of children with developmental disabilities [Online], Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, no. 45, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkala-vaynlend-kak-metod-kompleksnoy-otsenki-adaptivnogo-funktsion-irovaniya-detey-s-narusheniyami-razvitiya (access date: 02.19.2019).
3. Test for Autism ATEK to assess the dynamics and identify problems. StopAutism [Online], URL: http://stopautism. ru/test-// (access date: 02/19/2019).
4. Government of the Russian Federation (2012), Federal Law of 12.29.2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation", Consultant Plus, [Online] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (access date: 11.02.2019).
5. Government of the Russian Federation (2007) Federal Law of 04.12.2007 No. 329-FZ "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation", Consultant Plus [Online], URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_73038/ (access date: 11.02.2019) .
6. Yashnova, O.A. (2003), The success of the younger student, Moscow: Academic project.
7. Schopler, E., Reichler, R.J., DeVellis, R.F. and Daly, K. (1980), Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS), J. Autism Dev. Disord, no. 10 (1), pp. 91-103.
С*)