REFERENCES
1. Kalashnikov, A.V. and Tambovskij, A.N. (2013), "Change of cardiovascular system indicators of middle-distance race runners at a precompetitive stage", Annals of Tambov State University, vol. 18, issue 6, pp. 3398-3400.
2. Sidorenko, T.A. and Tambovskij, A.N. (2007), "Influence of magneto-laser impact on parameters of functional condition of students engaged in phy sical culture", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 63-65.
3. Tambovskij, A.N., Sidorenko T. A., Seyranov S.G., et al. (2017), Methods of improving the performance of athletes in speed-strength sports with extra-training (physiotherapeutic) means of influence at various stages of the annual training cycle: study guide, publishing house MSAPE, Malakhovka.
4. Sidorenko, T.A. Vasilenko, A.V. and Seyranov, S.G. (2015), Modern extra-training means and methods for the correction of an athlete's performance in speed-strength sports study guide, publishing house MSAPE, Malakhovka
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.01.2019
УДК 376
ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА
Владимир Федорович Сопов, кандидат психологических наук, преподаватель, Анита Васильевна Шакирова, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В данной статье рассмотрена проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС), в частности, фигурному катанию на коньках. В ходе исследования, было обнаружено, что одно из наиболее системных и эффективных средств визуальной поддержки в работе с детьми с РАС является визуальное расписание. Нами были разработаны и внедрены в процесс обучения 5 видов визуального расписания в зависимости от индивидуальных особенностей развития обучающихся. Полученные результаты показали, что визуальное расписание наглядно показывает детям их задачи и цели в процессе обучения, создает понимание словесного поощрения, что в совокупности развивает самоконтроль и снижает тревожность.
Ключевые слова: адаптивный спорт, фигурное катание, аутизм, расстройство аутистического спектра, психофизическое развитие детей, визуальное расписание, визуализация, ментальные нарушения.
APPLICATION OF VISUAL SCHEDULE IN TEACHING TO FIGURE SKATING OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER
Vladimir Fedorovich Sopov, the candidate of psychological sciences, teacher, Anita Vasilyevna Shakirova, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
This article addresses the problem of teaching children with autism spectrum disorder (ASD), in particular, to figure skating. During the study, it was found that one of the most systemic and effective means of the visual support in working with children with ASD is the visual schedule. We have developed and introduced into the learning process 5 types of visual schedules, depending on the individual characteristics of the development of students. The results showed that the visual schedule clearly shows children their tasks and goals in the learning process, creates an understanding of the verbal encouragement, which together develops self-control and reduces anxiety.
Keywords: adaptive sports, figure skating, autism, autism spectrum disorder, psychophysical development of children, visual schedule, visualization, mental disorders.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальна проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья одной из приоритетных задач в работе является формирование навыков коммуникации [3].
Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четко структурированной обстановке. Один из основных компонентов структурированной среды - визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов с необходимой информацией. Визуальная поддержка широко применяется при коррекционной работе по развитию способностей к коммуникации, помогая ребенку воспринимать и продуцировать их с помощью наглядных средств.
Ряд исследователей (Воробьева В.К., Рубинштейн С.Л., Эльконин Л.В., Леушина А.М. и др.) отмечают в своих работах, что наглядный материал дети усваивают лучше вербального. В литературе понятие «визуализация» и «наглядность» имеют синонимичное значение. Так, В.П. Дудьев в словаре методических терминов и понятий дает следующее определение: «Визуализация - представление физического явления или процесса в форме удобной для зрительного восприятия» [4].
Т.А. Сырина рассматривает в своей работе термин «наглядность» как опору обучения на дидактический принцип наглядности и как использование на занятиях специальных средств обучения (аудиовизуальные средства обучения, мультимедиа, технические средства обучения) [5].
В отечественной педагогике изучением применения наглядности занимались такие авторы, как П.П. Блонский, В.К. Воробьева, Л.В. Занков, Т.А. Ильина, П.Ф. Каптерев, А.М. Леушина, В.И. Маркин, Г.И. Щукина и др. Идеи наглядности в педагогике разрабатывались в трудах И.Д. Песталоцци, К.Д. Ушинского [2].
Визуализация в коррекционной педагогике не является инновацией, несмотря на это формы и методы работы с детьми при помощи визуальной поддержки развиваются: современные тенденции диктуют необходимость использования наглядных средств обучения, в том числе использование технических средств.
Исходя из анализа имеющихся визуальных средств в работе с детьми, можно выделить следующие формы: игры с предметами, моделирование ситуаций, работа с карточками, пиктограммами, использование видео роликов, гиф-анимации, тематические книги, календари событий ребенка, жетонная система, визуальное расписание, система «да-нет», система «сначала-потом», фиксация ребенка на занятии (фотография, рука, карточка с именем), видео-моделирование, моделирование естественных ситуаций, социальные истории, презентации, схемы.
Одно из наиболее системных и эффективных средств визуальной поддержки в работе с детьми с РАС является визуальное расписание. Визуальное расписание для ребенка с РАС - наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то занятия или события. Визуальное расписание направляет к деятельности в определенной ее последовательности. Визуальное расписание может сопровождать различные виды деятельности, способно компенсировать дефициты детей (восприятие информации, удержание ее в памяти, снятие тревожности, благодаря предсказуемости будущего, повышение самооценки, фиксация начала решения проблемы и результата усилий).
Средства визуальной поддержки используются для решения разных задач, поставленной для коррекции того или иного нарушения.
Визуальное расписание применяют и на занятиях по физической культуре. Для детей с РАС занятия физической культурой подразумевают постоянные передвижения в
пространстве - ребенку сложно найти стереотипные опоры для поддержания своей деятельности [1].
Опорные таблицы в визуальном расписании - это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память. Графический образ в визуальном расписании - это ассоциация на двигательное действие, которое необходимо выполнить.
Цель исследования - применение визуального расписания в обучении фигурному катанию на коньках детей с расстройством аутистического спектра и выявление его эффективности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование было проведено на базе секции адаптивного фигурного катания для детей с расстройством аутистического спектра.
Испытуемые. В исследовании приняло участие 60 детей с расстройством аутистиче-ского спектра.
Методы исследования. Наблюдение, педагогический эксперимент, визуализация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обучение фигурному катанию на коньках с применением визуального расписания строится поэтапно и в зависимости от индивидуальных особенностей развития:
1. Использование таблиц с графическим образом и набором базовых элементов с малым количеством повторов (таблица 1);
2. Увеличение количества повторений, добавление элементов;
3. Переход к списочному типу (без опорных схем) в визуальном расписании с использованием дозировки и усложнение набора элементов (таблица 2);
4. Список без количества повторений, но с пометкой на оценивание (таблица 3);
5. Отсутствие пометки для оценивания - списочный вариант (таблица 4). Таблица 1 - Пример визуального расписания (чек-листа) с графическим образом и набором
базовых элементов с малым количеством повторов
N Задание Количество повторений Оценка
1 Топаем вперед
2 Саночки
3 Змейка
4 Собрать конусы
5 Фонарики
6 ъ Кидание мяча
Таблица 2 - Пример визуального расписания (чек-листа) списочного типа с дозировкой и усложненным набором элементов_
ТРЕНИРОВКА (дата ) ИМЯ ребенка
ЭЛЕМЕНТ КОЛИЧЕСТВО ПОВТОРЕНИИ ОЦЕНКА
1. ЕЛОЧКА ВПЕРЕД ЗА КОНУСОМ
2. Елочка назад за конусом
3. 5 ЕЛОЧЕК + САНОЧКИ ВПЕРЕД
4.ВОСБМЕРКА ВПЕРЕД И НАЗАД
5. ЗМЕЙКА ВПЕРЕД ОБРАТНО ЗМЕЙКА НАЗАД
6. ВЕРТОЛЕТ
7. ФОНАРИКИ ВПЕРЕД
8. ФОНАРИК + ЦАПЛЯ
9. ТОРМОЖЕНИЕ ПЯТКОЙ
10. 5 ЕЛОЧЕК + ПРЫЖОК ВПЕРЕД
Таблица 3 - Пример визуального расписания (чек-листа) без количества повторений с оценкой_
ТРЕНИРОВКА (дата_) Имя ребенка
№ ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКА
1 САНОЧКИ + ФОНАРИК+ЦАПЛЯ ВПЕРЕД
2 САНОЧКИ + ФОНАРИК + ЦАПЛЯ НАЗАД
3 ВНУТРЕННИЕ ДУГИ ВПЕРЕД И НАЗАД ПО ПРЯМОЙ
4 НАРУЖНИЕ ДУГИ ВПЕРЕД И НАЗАД ПО ПРЯМОЙ
5 ВАЛЬСОВЫЕ ТРОЙКИ ПО КРУГУ
6 КРОСС-РОЛЛЫ ВПЕРЕД
7 ВЕРЕВОЧКА НАЗАД
8 ПЕРЕБЕЖКА ВПЕРЕД РАЗВОРОТ ПЕРЕБЕЖКА НАЗАД (В ОДНУ И ДРУГУЮ СТОРОНУ)
9 ПЕРЕКИДНОЙ С МЕСТА
10 ВСЕ ЦИРКУЛИ
11 ПЕРЕТЯЖКА ВПЕРЕД ПО ПРЯМОЙ
12 ЛАСТОЧКА ВПЕРЕД
Таблица 4 - Пример визуального расписания (чек-листа) без оценочной системы
ТРЕНИРОВКА (дата ) Имя ребенка
№ ЭЛЕМЕНТ
1 ЕЛОЧКА + 2 ПРИСЕДА В ЦАПЛЕ ВПЕРЕД НА КАЖДЫЙ ШАГ
2 ДВОЙНАЯ ЕЛОЧКА + ЦАПЛЯ
3 ЕЛОЧКА НАЗАД + 2 ПРИСЕДА В ЦАПЛЕ НАЗАД НА КАЖДЫЙ ШАГ
4 ДВОЙНАЯ ЕЛОЧКА НАЗАД + ЦАПЛЯ
5 ВНУТРЕННИЕ ДУГИ ВПЕРЕД И НАЗАД ПО ПРЯМОЙ
6 НАРУЖНИЕ ДУГИ ВПЕРЕД И НАЗАД ПО ПРЯМОЙ
7 ВАЛЬСОВАЯ ТРОЙКА + ПЕРЕКИДНОЙ ВПРАВО И ВЛЕВО
8 КРОСС-РОЛЛЫ ВПЕРЕД
9 ПЕРЕБЕЖКА НАЗАД ПО КРУГУ С ПОВОРОТОМ НА ЗУБЦАХ НА КАЖДЫЙ ШАГ
10 ПЕРЕБЕЖКА ВПЕРЕД - РАЗВОРОТ - ПЕРЕБЕЖКА НАЗАД ПО КРУГУ
12 ВСЕ ЦИРКУЛИ
13 ПЕРЕТЯЖКА ВПЕРЕД ПО ПРЯМОЙ
14 ЛАСТОЧКА ВПЕРЕД
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Применение визуального расписания в фигурном катании позволяет наглядно показать детям их задачи и цели на урок, создает понимание словесного поощрения в качестве положительного подкрепления со стороны тренера, развивая тем самым самоконтроль и снижая тревожность.
В нашей работе визуальное расписание было приспособлено в зависимости от особенностей развития ребенка, в котором учитываются следующие критерии:
- особенности речевого развития;
- наличие опыта работы с PECS и ABA;
- особенности поведения (проявление желательного и нежелательного поведения);
- наличие навыков самообслуживания;
- возрастные особенности;
- академические навыки (в частности, чтение);
- физические навыки
- коммуникативные навыки.
Таким образом, дети поделены на три группы по признакам:
1) Тяжелые двигательные нарушения, наличие сильной задержки психоречевого развития, нежелательное поведение, слабые академические навыки, слабый физический аппарат, отсутствие опыта PECS и ABA, слабое социальное взаимодействие;
2) Наличие академических навыков, понимание словесных и визуальных подсказок, наличие опыта PECS и ABA, наличие задержки психо-речевого развития, нежелательное поведение, присутствует простое социальное взаимодействие;
3) Наличие академических навыков, понимание словесных и визуальных подсказок, наличие развернутой речи, слабая выраженность нежелательного поведения, умение концентрироваться на выполнении задач, поставленных тренером, развито социальное взаимодействие.
Основная задача в работе с детьми с РАС в фигурном катании на коньках: объединение средств и методов фигурного катания с адаптивной физической культурой и прикладным анализом поведения. Объединяя данные составляющие, нами была создана определенная база для развития психофизических качеств, социальной адаптации личности, развитии альтернативных коммуникативных навыков. Полученные навыки так же могут стать коммуникатором для реализации своих творческих возможностей и достижения результатов в других сферах деятельности.
ВЫВОД
Применение визуального расписания в обучении фигурному катанию на коньках детей с ментальными нарушениями с использованием визуального расписания на данный момент дает следующие результаты: дети вне зависимости от степени сложности структуры диагноза показывают высокие результаты по критерию понимания визуальных подсказок, что аргументирует выбор метода визуальной поддержки, использование в ходе работы списка задач (упражнений) с дозировкой выполнения повышает инициативу ребенка к сотрудничеству, мотивирует к совместной деятельности, а структурированная среда снижает тревожность ребенка, повышая эффективность учебно-тренировочного процесса, постепенный переход от визуальных подсказок к формату списка упражнений (чек-лист) с усложнением заданий приводит к положительной динамике психофизического развития ребенка.
В связи с мозаичной структурой диагноза, дети показывают положительную динамику в соответствии с индивидуальным уровнем возможностей и темпом развития. У всех детей повысилась мотивация к взаимодействию, снизился уровень тревожности, снизилось проявление нежелательного поведения, сформировался положительный опыт коммуникации с педагогом и с другими участниками учебно-тренировочного процесса, сформировались навыки ориентировки собственного тела в пространстве, развились двигательные качества и крупная моторика.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение визуального расписания в обучении фигурному катанию на коньках детей с ментальной инвалидностью
способствует формированию физических и коммуникационных навыков, позволяет структурировать среду для взаимодействия и обратной связи, повышает мотивацию к сотрудничеству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусева, Н.Ю. Применение визуального расписания для детей с РАС в Центре длительной реабилитации детей «Добрый сад» / Н.Ю. Гусева // Аутизм и нарушения развития. - 2018. - Том 16.
- № 3. - С. 34-39.
2. Гусейнов, А.З. Развитие принципа наглядности в истории педагогики / А.З. Гусейнов, Г. Д. Турчин // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Серия : Философия. Психология. Педагогика. - 2007. - № 1. - URL : https://cyberleninka.ru/article/nrazvitie-printsipa-naglyadnosti-v-istorii-pedagogiki (дата обращения: 28.12.2018).
3. Красношлыкова, Т.С. Использование визуальной поддержки при работе с речевыми нарушениями с ОВЗ / Т.С. Красношлыкова, О.С. Косенко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - URL : http://www.science-education.ru/article/view?id=26756 (дата обращения: 28.12.2018).
4. Дудьев, В.П. Психомоторика : словарь-справочник / В.П. Дудьев. - М. : ВЛАДОС, 2008.
- 366 с.
5. Сырина Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7 (172). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-vizualizatsiya-suschnost-ponyatiya-i-ego-rol-v-obuchenii-yazyku (дата обращения: 28.12.2018).
REFERENCES
1. Guseva, N. Yu. (2018), "The use of a visual schedule for children with ASD in the Good Garden, a long-term rehabilitation center for children", Autism and developmental disorders, Vol. 16, No. 3, pp. 34-39.
2. Guseynov, A.Z. and Turchin, G.D. (2007), "The development of the principle of clarity in the history of pedagogy", available: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-printsipa-naglyadnosti-v-istorii-pedagogiki (accessed 28 December 2018).
3. Krasnoshlykova, T.S, and Kosenko, O.S (2017), "The use of visual support when working with verbal disorders with HVD", Modern problems of science and education, No. 5, available at: http://www.sci-ence-education.ru/article/view?id=26756
4. Dudev V.P. (2008), Psychomotor activity: Dictionary-reference book, VLADOS, Moscow.
5. Syrina, T. A. (2016), "Cognitive visualization: the essence of the concept and its role in language learning", Bulletin of the Tomsk state pedagogical university, No. 7 (172), available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/kognitivnaya-vizualizatsiya-suschnost-ponyatiya-i-ego-rol-v-obuchenii-yazyku.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2019
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРОЕКТА «ОТ СТУДЗАЧЕТА К ЗНАКУ ОТЛИЧИЯ ГТО» ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Ивановна Пономарева, старший преподаватель, Тольяттинский государственный университет, Николай Александрович Усачёв, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой,
Тольяттинская академия управления
Аннотация
В статье рассматриваются особенности организации и проведения, а также основная предпосылка физкультурно-оздоровительного мероприятия «От Студзачета к знаку отличия ГТО» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Исследованы нормативно-