Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА КОНЬКАХ В ФОРМЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ'

РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА КОНЬКАХ В ФОРМЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ / КООРДИНАЦИОННАЯ СЛОЖНОСТЬ ПРЕДПИСАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жгун Елена Вячеславовна, Кузнецова Лариса Владимировна, Штурмина Елизавета Владимировна

Учебно-методические материалы нового поколения должны быть максимально приближенны к профессиональной деятельности, актуальны проблемам современной деятельности, содержать технологические возможности для быстрого обновления содержания знания с помощью привычных для студента цифровых технологий. Идея современного вуза - это проведение исследовательской работы, где важную роль играют современные информационные технологии и инновации. Полученные в результате исследования данные могут служить основой моделирования соревновательных программ на Тренировочном этапе обучения. Результаты проведенных исследований по современной системе судейства Международного союза конькобежцев (ISU -ИСУ-русское название) являются базовыми для изучения и прогнозирования тенденций развития координационной базы элементов в одиночном катании на коньках. Подготовленное мультимедийное демонстрационное пособие интегрировано в УМКД дисциплины «Теория и методика фигурного катания на коньках» и адаптировано к разделам Учебной программы третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жгун Елена Вячеславовна, Кузнецова Лариса Владимировна, Штурмина Елизавета Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION OF ELECTRONIC VIDEO DATABASE AS METHODOLOGICAL EDUCATIONAL RESOURCE IN FIGURE SKATING

The educational manuals of the new generation should be close to the professional field, be relevant to the contemporary problems, should contain technological capacity for a fast update of content with the help of familiar digital technologies. The idea of the contemporary Institution of Higher Education is making a research work, where modern information technologies and innovations play an important role. Practical relevance - the data obtained can serve as the basis for the simulation competitive programs at various stages of training. The results of the research conducted on the new judging system are basic to the study and forecasting the tendencies of the coordination elements basis development in single skating. The prepared multimedia demonstration tutorial is integrated into teaching materials of the discipline "Theory and technique of figure skating" and adapted to the sections of the Curriculum of the third generation.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА КОНЬКАХ В ФОРМЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ»

ии

РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА КОНЬКАХ В ФОРМЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ

Жгун Елена Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики лыжного и конькобежного спорта, фигурного катания на коньках, Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодежи и Туризма (ГЦОЛИФК)

Кузнецова Лариса Владимировна преподаватель кафедры теории и методики лыжного и конькобежного спорта, фигурного катания на коньках, Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодежи и Туризма (ГЦОЛИФК)

Штурмина Елизавета Владимировна

Учебно-методические материалы нового поколения должны быть максимально приближенны к профессиональной деятельности, актуальны проблемам современной деятельности, содержать технологические возможности для быстрого обновления содержания знания с помощью привычных для студента цифровых технологий. Идея современного вуза - это проведение исследовательской работы, где важную роль играют современные информационные технологии и инновации. Полученные в результате исследования данные могут служить основой моделирования соревновательных программ на Тренировочном этапе обучения. Результаты проведенных исследований по современной системе судейства Международного союза конькобежцев (ISU -ИСУ-русское название) являются базовыми для изучения и прогнозирования тенденций развития координационной базы элементов в одиночном катании на коньках.

Подготовленное мультимедийное демонстрационное пособие интегрировано в УМКД дисциплины «Теория и методика фигурного катания на коньках» и адаптировано к разделам Учебной программы третьего поколения.

Ключевые слова: фигурное катание на коньках, координационная сложность предписанных элементов соревновательных программ, разработка электронных образовательных ресурсов, высшее образование.

ELABORATION OF ELECTRONIC VIDEO DATABASE AS METHODOLOGICAL EDUCATIONAL RESOURCE IN FIGURE SKATING

Zghoon E.V.

Ph.D., Associate Professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)

Kuznetsova L.V.

Lecturer at the department of theory and methodology of skiing, speed skating and figure skating, Russian State University of Physical

Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE) Shturmina E. V.

The educational manuals of the new generation should be close to the professional field, be relevant to the contemporary problems, should contain technological capacity for a fast update of content with the help of familiar digital technologies. The idea of the contemporary Institution of Higher Education is making a research work, where modern information technologies and innovations play an important role. Practical relevance - the data obtained can serve as the basis for the simulation competitive programs at various stages of training. The results of the research conducted on the new judging system are basic to the study and forecasting the tendencies of the coordination elements basis development in single skating.

The prepared multimedia demonstration tutorial is integrated into teaching materials of the discipline "Theory and technique of figure skating" and adapted to the sections of the Curriculum of the third generation.

Key words: figure skating, coordination complexity of the prescribed elements of competitive programs, elaboration of electronic video database, higher education.

Постановка проблемы. Современное фигурное катание на коньках стремительно движется в сторону увеличения координационной сложности программ, повышая тем самым требования к организации тренировочного процесса как спортсменов высшего уровня, так и находящихся на Тренировочном этапе подготовки. Международный союз конькобежцев (^Ц) ежегодно модернизирует правила соревнований, что требует постоянного обновления и актуализации знаний технических бригад и судей, повышения компетентности тренеров, для оптимизации системы подготовки спортсменов и оперативного корректирования арсенала педагогических приемов, применяемых при построении тренировочного процесса на Тренировочном этапе подготовки. Обучение специалистов, работающих в сфере фигурного катания на коньках, должно основываться

на применении современных актуальных и эффективных учебно-методических материалах.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Примером образовательного ресурса, решающего задачи быстрого и наглядного обучения, может служить представленное в работе учебно-методическое пособие. Речь идет о мультимедийной видеобазе прыжковых элементов, насчитывающей на данный момент более 200 видеопримеров демонстрационного блока в исполнении мальчиков и девочек младшего (9-10 лет) и старшего (11-12 лет) возраста, созданной на основании подробного исследования координационной сложности соревновательных программ фигуристов, выступающих в системе всероссийских соревнований по специальной программе.

© Жгун Е. В., Кузнецова Л. В., Штурмина Е. В., 2016

83

UJ

шши

Результаты проведенных исследований на современном этапе являются базовыми для изучения и прогнозирования тенденций развития координационной сложности прыжковых элементов фигуристов 9-12 лет - второго и первого спортивных разрядов (категории «Novice» по международной классификации) на Тренировочном этапе подготовки (по Федеральным стандартам России) в одиночном катании на коньках. Полученные данные могут служить основой для моделирования соревновательных программ на данном этапе подготовки. Подготовленные мультимедийные демонстрационные материалы интегрированы в Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика фигурного катания на коньках» и адаптированы к разделам Учебной программы третьего поколения.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемой разработки и создания учебно-методической базы на основе средств мультимедиа технологий для обучения специалистов, работающих в фигурном катании на коньках, начала заниматься Жгун Е.В. в 1994 году [1] . В 2011г. Кондаковым А. А. на базе мультимедиа технологий были разработаны видеокомпьютерное демонстрационное пособие «Оценка координационной сложности элементов вращений и дорожек шагов по современной системе судейства ИСУ» и дидактический комплекс «Методика определения уровня сложности вращений и прыжков во вращения по современной системе судейства ИСУ» [2].

Целью исследования стало совершенствование системы обучения и подготовки специалистов, работающих в сфере фигурного катания на коньках.

В рамках исследования предстояло проанализировать соревновательные программы одиночного катания, представленные на Первенствах России (младший возраст) и Москвы сезонов 2013-2015 годов. Подготовить информа-

тивный демонстрационный блок видеопримеров соревновательных программ и прыжковых элементов из них на базе мультимедиа технологий для внедрения в учебный процесс по дисциплине «Теория и методика фигурного катания на коньках» по Учебной программе третьего поколения для студентов и бакалавров по фигурному катанию на коньках, а также совершенствования профессиональных знаний и умений специалистов, работающих в сфере фигурного катания на коньках.

С целью повышения качества и координационной сложности элементов соревновательных программ фигуристов, по инициативе С.А. Жука в СССР была организованна многоступенчатая система всероссийских соревнований по специальной программе под названием «Хрустальный конек», предусмотренная для детей младшего (9-10 лет и моложе) и старшего возраста (11-12). Завершающим этапом данных соревнований является Первенство России младшего возраста [3, 4]

В настоящее время соревнования оцениваются в соответствии с современной системой судейства

Подробные правила соревнований представлены в открытом доступе на официальном сайте Федерации фигурного катания России (www.ffkr.ru) в разделе «Официальные документы», Положение о всероссийских соревнованиях.

Исследования технической оценки и параметров координационной сложности соревновательных программ девочек 9-12 лет в завершающем году олимпийского цикла 2014 года показали, что элементы высшей базовой стоимости представила только 1 участница из 24 среди девочек 9-10 лет (это 4% от общего количества участниц Первенства России) и уже 20% участниц из 24 девочек 11-12 лет включили в программы наиболее сложные прыжки (рис.1).

и девочки младший возраст(9-10лет) ■ девочки старший возраст (11-12 лет) □ победительница младший возраст В победительница старший возраст

Рисунок 1. Параметры координационной сложности произвольных программ девочек-участниц и победительниц младшего и старшего возраста в олимпийском сезоне 2013/2014 года.

84

PEDAGOGIKA

К 11-12 годам 29% девочек владеют каскадами прыжков тройной лутц-двойной тулуп (3Ьг+2Т) и тройной тулуп-двойной тулуп (3Т+2Т).

8% участниц исполнили наиболее сложные по координационной сложности прыжки и каскады прыжков (тройной лутц-тройной тулуп 3Ьг+3Т, тройной сальхов-тройной тулуп 38+3Т, тройной лутц 3Ьг) и каскад из трех прыжков: двойной аксель-одинарный риттбергер-тройной сальхов (2А+1Ьо+38).

По данным исследования технической оценки и параметров координационной сложности соревновательных программ мальчиков 9-10 лет (рис.2) из 17 спортсменов 41% в произвольной программе качественно исполнили двойной аксель (2А); 29% участников владеют прыжком тройной сальхов (38) и 35% участников исполнили тройной тулуп (3Т).

Рисунок 2. Параметры координационной сложности произвольных программ мальчиков-участников и победителей младшего и старшего возраста в олимпийском сезоне 2013/2014 года.

В арсенале только одного участника присутствовали наиболее сложные каскады для данной группы участников - тройной флип-двойной тулуп (3Б+2Т), двойной аксель-двойной тулуп (2А+2Т) и тройной тулуп- двойной риттбергер (3Т+2Ьо) - это 6% от общего числа участников. Наиболее сложные по координационной сложности элементы исполняли только двое лидеров (11% участников): прыжок тройной риттбергер (3Ьо) и каскады прыжков тройной тулуп-двойной тулуп (3Т+2Т), тройной сальхов-двойной тулуп (38+2Т).

Среди мальчиков 11-12 лет из 15 участников элементами высшей базовой стоимости на данный момент владеют 11% (это 2 участника из 15). В арсенале победителя присутствовал наиболее сложный каскад трех прыжков - тройной тулуп-двойной тулуп-двойной тулуп (3Т+2Т+2Т) и двое участников (13%) продемонстрировали чисто исполненные прыжки тройной сальхов- двойной тулуп-двойной тулуп (38+2Т+2Т), тройной флип-двойной тулуп (3Б+2Т) и прыжок тройной лутц (3Ьг), который имеетт самую высокую базовую стоимость среди прыжковых элементов.

В этом возрасте уже 20% участников владеют сложным каскадом прыжков тройной лутц-двойной тулуп (3Ьг+2Т) и 26% - наиболее сложными прыжками по координационной

сложности: тройной риттбергер (3Ьо) и тройной флип (3Б).

Выводы:

1. Современная международная технология оценки элементов соревновательных программ позволяет получать объективную информацию о координационной сложности программ и о качестве технической подготовленности фигуристов 9-12 лет, стимулирует спортсменов повышать стабильность исполнения всех тройных прыжков и включать сложные каскады 3+3 для обеспечения конкур ентоспо со б-ности в соревновательной деятельности.

2. Среди младшего возраста (9-10 лет) программы мальчиков уступают программам девочек по координационной сложности, а в старшем возрасте (11-12 лет) программы мальчиков становятся более насыщенными сложными прыжковыми элементами, такими как тройной флип, лутц и риттбергер.

Структура и содержание демонстрационного блока

«Учебно-методические иллюстративные материалы»

Для создания демонстрационного были отобраны наиболее интересные и качественно выполненные элементы в исполнении девочек и мальчиков младшего (9-10 лет) и старшего (11-12 лет) возраста, участников Первенства России и Москвы, и выполнен монтаж видеофрагментов прыж-

ии

ковых элементов в их исполнении. В текстовую часть учебно-методических материалов включены результаты оценки качества каждого элемента, полученные из официальных протоколов Первенства России и Москвы. В данном разделе в качестве иллюстрации приводятся критерии присвоения положительных и отрицательных черт в оценке качества элементов (международный термин ООЕ), оцениваемое бригадой судей.

Учебно-методическое пособие состоит из 3-х разделов (рис. 3 и 4).

Первый из них теоретический, содержит в себе 2 текстовых файла, где представлены специальные международные документы, регламентирующие деятельность технических и судейских бригад, методические и информационные материалы по организации и проведению соревнований Федерации фигурного катания на коньках России.

Пособие

Рисунок 3. Структура учебно-методических материалов.

В Демонстрационном учебно-методическом разделе представлены видеофрагменты выступлений двенадцати мальчиков и четырнадцати девочек, а также эталонное исполнение прыжковых элементов фигуристами мирового уровня, на чемпионатах мира и ОИ, что позволяет использовать данные материалы на теоретических занятиях со спортсменами различного уровня подготовленности. Учебно-методическое пособие включает в себя исполнение всех видов прыжков, таких как аксель, тулуп, флип, сальхов, риттбергер и лутц, а также каскады из этих прыжков.

Структура и содержание Раздела 2 представлены на рисунках 5-7.

Мультимедийный демонстрационный раздел состоит из двух частей. Первая часть представляет собой видеобазу

данных прыжковых элементов из соревновательных программ мальчиков и девочек младшего и старшего возраста, выступающих по спецпрограмме за период от 2013 до 2015 года. Вторая часть - это целые соревновательные программы (рис.6).

Каждый элемент представлен в исполнении как мальчиков, так и девочек.

Любой прыжок представлен в эталонном исполнении спортсменов из элиты фигурного катания на данный момент, что используется для повышения наглядности как методический материал для проведения теоретических и практических занятий (рис.7).

86

РЕОАОООЖА

Содержание:

О- Н ' ^«ц V & ¿% = КшШЖ.

ЧЗ1- ' 1 ' . -1» ~ »л:'

ШШШм

Раздел 1. Теоретический блок. Раздел 2. Видеоблок

"Т г V 7 V г

«

йстГЗЁЯЁе

* 1.1 Параметры координационно« сложности прыжковых элементов произвольной программы девочек младшего возраста (9-10 лет) в олимпийском сезоне 2013/2014 года

• 1.2 .Параметры координационной сложности произвольной программы мальчиков младшего возраста (9-10 лет) в олимпийском сезоне 2013/2014 года

1.3 Сравнительный анализ уровня координационной сложности прыжковых элементов и возрастной диапазон (короткой программы девочек и мальчиков м ладшего! 9-10 лет) возраста, победителей Первенства Москвы в олимпийском сезоне 2013/2014 года.

1.4 Сравнительным анализ уровня координационном сложности прыжковых элементов и (короткой программы девочек младше! о( 9-10 лет) и старшего (11-12 лет) возраста, победителей Первенства Москвы в олимпийском сезоне 2013/2014 года.

• 1.5 Параметры координационной сложности прыжковых элементов произвольной программы девочек младшею возраста (9-10 лет) в олимпийском сезоне 2013/2014 ■ ода, участниц Первенства Москвы и России 2014-2015 года.

■ 1.6 .Параметры координационной сложности произвольной программы

мальчиков младшего возраста (9-10 лет) в олимпийском сезоне 2014/2015года, участников Первенства Москвы и России

• 1.7 Сравнительный анализ уровня координационной сложности прыжковых элементов и возрастной диапазон (короткой программы девочек и мальчиков младшего( 9-10 лет) возраста, победителей Первенст ва Москвы в олимпийском сезоне 2014/2015 года.

• ■ ■ вд^йиУ, . . ''(•' ■

• 1.8 Сравнительный анализ уровни координационной сложности прыжковых элементов и (короткой программы девочек младшего( 9-10 лет) и старшего (11-12 лет) возраст а, победителей Первенства Москвы в олимпийском сезоне 2014/2015

• Положения о всероссийских соревнованиях ФФКР (адрес)

• Список литературы ( ссылка)

Рисунок 4. Содержание демонстрационного блока

Рисунок 5. Структура Раздела 2 «Видеоблок»

Рисунок 6. Содержание Раздела 2 « Видеоблок»

Рисунок 7. Структура и содержание Раздела 2 «Видеоблок»

Третий раздел учебно-методических материалов - контрольный, в который включены контрольные вопросы и тесты к соответствующим разделам и темам Учебных программ, практические задания для совершенствования практических умений и навыков судейства.

Выводы. Подготовленный мультимедийный электронный демонстрационный блок «Учебно-методические иллюстративные материалы видеопримеров современной координационной сложности прыжковых элементов девочек и мальчиков младшего (9-10 лет) и старшего (11-12 лет) возраста, выступавших на соревнованиях «Хрустальный конек» в сезоне 2013-2014 гг. и сезоне 2014-2015 гг.» интегрирован в качестве наглядного пособия в УМКД дисциплины «Теория и методика фигурного катания на коньках» и адаптирован к разделам Учебной программы третьего поколения.

Созданные электронные образовательные ресурсы в форме Учебно-методических иллюстративных материалов являются продуктами исключительно учебного назначения и могут быть использованы могут быть только с образовательной целью по следующим направлениям:

1. Учебный процесс подготовки студентов дневной и заочной формы обучения согласно тематическому плану Учебной программы дисциплины «Теория и методика фигурного катания на коньках»

2. Учебный процесс подготовки студентов-членов сборных команд, работающих по индивидуальной программе.

3. Система повышения квалификации, специальных семинаров для специалистов. Система проведения индивидуальной стажировки.

4. В качестве учебно-методического сопровождения методических кабинетов ДЮСШ в разделе: «Теоретическая подготовка фигуристов».

88

РЕОАООО!КА

LIB

шши

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Жгун Е. В. Создание учебно-методической поддержки специализации "Фигурное катание на коньках" на базе средств мультимедиа технологий: автореф. дис. . канд. пед. наук / Жгун Елена Вячеславовна ; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1994. - 22 с.

2. Кондаков, Александр Александрович. Профессиональная подготовка специалистов по фигурному катанию на коньках на основе моделирования соревновательных программ : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кондаков Александр Александрович; [Место защиты: ФГОУВПО "Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма"].- Москва, 2011.- 136 с.: ил.

3. Официальный сайт Международного Союза Конькобежцев (ИСУ) [Электронный ресурс] : офиц. Сайт. - Режим доступа www.isu.org ISU Communication № 1861

4. Официальный сайт Международного Союза Конькобежцев (ИСУ) [Электронный ресурс] : офиц. Сайт. - Режим доступа www.isu.org

5. «Федерация фигурного катания России» [Электронный ресурс] : офиц. Сайт. - Режим доступа www.ffkr.ru раздел: Официальные документы Положение о всероссийских соревнованиях.

ЗОВШШНе НЕЗАЛЕЖНЕ ОЦ1НЮВАННЯ ЯКОСТ1 3ArAAbHOÏ СЕРЕДНЬОÏ ОСВ1ТИ В УМОВАХ ДЕРЖАВНО-ГРОМАДСЬКОГО УПРАВЛ1ННЯ

Лкова Наталiя,

проректор з питань зовншнього незалежного оцшювання i монторингу HKoemi oceimu Черкаського обласного шститут пiслядипломноï освти педагогiчних пращвнитв, кандидат педагогiчних наук,

Фещенко Олена, викладач Черкаського колегiуму

У статтi авторами розкрито значимкть зовншнього незалежного оцшювання (ЗНО) в умовах державно-громадського управлшня (ДГУ); особливостi екзамешв в Укра'М та Польщi, США; подано певт переваги ЗНО, ставлення громадян до його впровадження в системi загально1 середньоï освти Укра'ши; висвтлено результати державно1 пiдсумковоï атестаци (ДПА) у формi ЗНО - здобутки i проблеми, а також новi тдходи в ïx проведены та власн погляди щодо вдосконалення щeï системи.

Ключовi слова: зовншне незалежне ощнювання, державна тдсумкова атестащя, кпити, екзамени, державно-громадське управлшня, розвиток.

EXTERNAL INDEPENDENT EVALUATION OF QUALITY OF UNIVERSAL MIDDLE EDUCATION IN THE CONDITIONS OF STATE-PUBLIC MANAGEMENT

Natalia Lisova,

vice-rector for external independent assessment and monitoring of quality of education Cherkassy regional institute of postgraduate

education teaching staff, Ph.D., Elena Yeshchenko, college lecturer Cherkasy

The article reveals the importance of external independent evaluation (UPE) in terms of state and public administration (AIS); features examinations in Poland and Ukraine, USA; presents certain advantages UPE, public perception of its implementation in the general secondary education in Ukraine; The results of the state final certification in the form of testing - achievements and challenges; presents new approaches in their conduct and their own views for improving the system.

Keywords: external independent evaluation, the state final certification examinations, state-obschestvennoe management, development.

Проблеми освгги залишаються актуальними на рiзних етапах розвитку суспшьства, особливо! значимост набу-ли на сучасному етат - на початку третього тисячолитя, оскшьки виникла необхщшсть своечасного реагування на виклики часу, пов'язаш iз свгговими глобалiзацiйни-ми та трансформацшними процесами, запровадженням демократа в укра!нському суспшьств^ реформуванням та модершзащею освгги, зокрема загально! середньо!. Освгга була, е i буде основою сощального, поличного, еко-номiчного, духовного та культурного розвитку держави. Кожне суспшьство запроваджуе свою систему освгти, яка вщповвдае насамперед сутност й рiвню його соцюкультур-ного та економiчного розвитку. У будь-якому вторичному перiодi в осжш зм^ту освгти лежать проблеми й потреби

самого суспшьства, тому будуеться в державi така освгтня полгтика, яка здатна забезпечувати и розвиток. Принагвд-но проведемо аналiз нормативно-правового забезпечення освиньо! полиики з точки зору прюритетних напрямiв. Нацюнальна доктрина розвитку освгти Укра!ни (Указ Президента Укра!ни, 2002 р.) спрямовуе органи влади, органи управлшня освгтою та органи м^цевого самоврядування до виршення життево важливих завдань, суть яких по-лягае у наступному: по-перше, необхвдно створити умови для розвитку особистосл й творчо! самореалiзацii кожного громадянина Укра!ни; по-друге, виховати поколшня людей, яю були б здатш ефективно працювати i навчатися протягом усього життя; по-трете, привчити пщростаюче поколшня обер^ати й примножувати цшност нацюналь-

© Л^ова Н. I., Фещенко Олена, 2016

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.