2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» (в ред. от 18 мая 2021 г.)// СЗ РФ. 04.08.2003. №31 ст.3150.
3. Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы»// http://www.kremlin.ru/acts/news/60815
4. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
6. URL: https://rg.ru/2021/04/04/
7. URL: https://www.ap22.ru/paper/Chto-stoit-za-novoy-administrativnoy-reformoy.html
8. https://www.ap22.ru/paper/Chto-stoit-za-novoy-administrativnoy-reformoy.html
References and Sources
1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 goda № 601 «Ob osnovnyh napravleniyah sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya»// Rossijskaya gazeta. 2012. 9 maya. № 102(5775).
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 2003 g. N 451 «O Pravitel'stvennoj komissii po provedeniyu administrativnoj reformy» (v red. ot 18 maya 2021 g.)// SZ RF. 04.08.2003. №31 st.3150.
3. Ukaz Prezidenta RF ot 24.06.2019 N 288 «Ob osnovnyh napravleniyah razvitiya gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby Rossijskoj Federacii na 2019 - 2021 gody»// http://www.kremlin.ru/acts/news/60815
4. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 N 247-FZ «Ob obyazatel'nyh trebovaniyah v Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.
5. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 N 248-FZ «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.
6. URL: https://rg.ru/2021/04/04/
7. URL: https://www.ap22.ru/paper/Chto-stoit-za-novoy-administrativnoy-reformoy.html
8. https://www.ap22.ru/paper/Chto-stoit-za-novoy-administrativnoy-reformoy.html
БЕСКОРОВАЙНАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА - старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России ([email protected]).
ГАПОНЕНКО ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России ([email protected]).
КОЗЛОВ ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ - преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России
BESKOROVAYNAYA, ELENA S. - Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
GAPONENKO, OLGA Yu. - Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
KOZLOV, VALENTIN N. - Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected])/
УДК 342.553 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-197-200
ЭФРИКЯН Р.А., ТАМАЗОВА А.Д., БЕСКОРОВАЙНАЯ Е.С. РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: полномочия, местное самоуправление, карты, генеральный план, функциональные зоны, территориальные зоны.
В статье авторы проводят анализ положений Градостроительного кодекса РФ в части нормативного регулирования разработки и утверждению генерального плана муниципального образования, а также приводят некоторые примеры правоприменительной практики в данной сфере. Показано, что что принятие генплана является прерогативой исключительно представительного органа местного самоуправления, однако в ч. 10 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующей исключительную компетенцию данного органа местного самоуправления, такое полномочие отсутствует - авторы полагают, что оно там должно быть. Отмечается довольно высокий уровень правового нигилизма среди должностных лиц муниципальных образований, ведущий к тому, что нередко органы местного самоуправления не придают должного внимания публичному представлению и обсуждению генпланов, хотя участие населения в рассмотрении этих вопросах является исключительно важным. Предложено разрабатывать на уровне субъектов РФ модульные проекты соответствующих документов, что позволит органам местного самоуправления сосредоточить внимание на решении наиболее важных вопросов, касающихся непосредственно местных проблем.
EFRIKYAN, R.A., TAMAZOVA, A.D., BESKOROVAYNAYA, E.S. DEVELOPMENT AND APPROVAL OF THE GENERAL PLAN OF THE MUNICIPALITY
Key words: powers, local self-government, maps, master plan, functional zones, territorial zones.
In the article, the authors analyze the provisions of the Urban Planning Code of the Russian Federation in terms of regulatory regulation of the development and approval of the general plan of a municipality, as well as some examples of law enforcement practice in this area. It is shown that the adoption of the general plan is the prerogative of an exclusively representative body of local self-government, however, in part 10 of Art. 35 of the Federal Law "On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation", which regulates the exclusive competence of this local self-government body, there is no such authority - the authors believe that it should be there. There is a fairly high level of legal nihilism among municipal officials, leading to the fact that often local governments do not pay due attention to the public presentation and discussion of general plans, although the participation of the
population in the consideration of these issues is extremely important. It is proposed to develop modular projects of relevant documents at the level of the constituent entities of the Russian Federation, which will allow local governments to focus on solving the most important issues related directly to local problems.
В соответствии с ч. 3 и ч.5 ст. 23 ГрадК РФ [1], предусмотрена достаточно сложная процедура создания и реализации генерального плана города, в которой можно выделить ряд этапов: 1) подготовка проекта генерального плана города и его обоснование; 2) согласование проекта генерального плана; 3) опубликование проекта генерального плана, общественные слушания по проекту; 4) утверждение проекта генерального плана города; 5) реализация генерального плана города [2, с.30]. Эти этапы, в контексте полномочий органов местного самоуправления (ст. 24-26 ГрадК РФ), аналогичны этапам разработки, принятия и утверждения схем территориального планирования муниципальных районов.
При это проект генерального плана подлежит обязательному общественному обсуждению или рассмотрению на публичных слушаниях. С учетом протоколов общественных обсуждений или публичных слушаний, представительный орган местного самоуправления принимает решение об утверждении или об отклонении проекта генерального плана и его направлении главе местной администрации на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
В течение трех дней со дня своего утверждения Генеральный план направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).
Проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках (ч. 1 ст. 25 ГрадК РФ). Аналогично регулируется вопрос о согласовании с органами государственной власти субъектов РФ. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25 ГрадК РФ, проект генерального плана подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований. Наконец, проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в части учета содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района положений о территориальном планировании. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории такого муниципального района (ч.3-4 ст. 25 ГрадК РФ).
Заслуживает внимания опыт разработки, согласования, утверждения и реализации геплана Казани, отличающегося четкостью формулировок, полнотой информации. В частности, «в составе Генерального плана города Казани выделены следующие временные сроки его реализации:
- расчетный срок Генерального плана города Казани, на который рассчитаны все основные проектные решения Генерального плана города Казани - 2040 год;
- первая очередь Генерального плана города Казани, на которую определены первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана города Казани, - 2025 год;
- перспектива - период, следующий за расчетным сроком Генерального плана города Казани, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития города Казани, - 2040-2055 годы.
Проектные решения Генерального плана города Казани на расчетный срок являются основанием для разработки документации по планировке территории города Казани, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды и учитываются при разработке Правил землепользования и застройки города Казани. Генеральный план города Казани состоит из текстовых и графических материалов, включающих разделы: «Социально-экономические предпосылки и приоритеты градостроительного развития г. Казани», «Планировка, экономика, транспорт», «Инженерная инфраструктура», «Охрана окружающей среды», «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», «Корректировка охранных зон памятников истории и культуры», «Первоочередные мероприятия по реализации генерального плана города», «Научно-методическое обеспечение разработки генерального плана г.Казани», «Предпроектные материалы, формирование базы исходных материалов» [3].
В целом, на сегодняшний день генплан разрабатывается на перспективу 25-30 лет. Однако коррективы в него приходится вносить довольно часто. В немалой степени это связано с игнорированием местной властью вопросов экологии, которые поднимает, и в большинстве случаев справедливо, общественность. Так было, например, в начале 2000-х гг. в г. Кирове, когда общественность при обсуждении генплана поставила вопрос о неприемлемости ряда проектировочных решений, связанных с экологической проблемой. В этом контексте неконструктивной оказалась позиция главы города В.А. Киселева, который, в частности, написал в местной газете: «... администрация города уже предпринимала попытки корректировки существующего плана. Но фактически готовый генплан был загублен "борцами" за экологию. Была отвергнута идея строительства парогазовой установки на ТЭЦ-5, которая бы на 80 процентов обеспечивала область собственной электроэнергией. Тревоги, как оказалось, были преувеличены, и сегодня сама жизнь заставляет вернуться и к проблеме электроснабжения города, и к корректировке генерального плана» [4]. Подобная конфронтация по экологическим вопросам вряд ли помогала эффективному решению имеющихся проблем.
Вместе с тем можно говорить и об относительно высоком уровне правового нигилизма среди должностных лиц муниципальных образований. Об этом свидетельствует тот факт, что нередко органы местного самоуправления не придают должного внимания публичному представлению и обсуждению генпланов, хотя участие населения в этих вопросах является важным фактором общественного развития [5]. Так, известный ученый по конституционному праву Н.С. Бондарь приводит следующий пример [6, с. 163-164]. Граждане Л.В. Дубинина и Л.И. Басова, проживающие в городе Верхней Салде Свердловской области, обратились в Уставный суд с совместным запросом о соответствии Уставу Свердловской области решения Думы Верхнесалдинского городского округа от 18 апреля 2006 г. «Об утверждении внесения изменений в генеральный план города Верхней Салды». Рассмотрев данный запрос, Суд установил. Утверждение генерального плана городского округа и внесение в него изменений относится к вопросам местного значения, решаемым представительным органом местного самоуправления (п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о местном самоуправлении; ч. 1 ст. 24 ГрадК РФ). Законодатель предъявляет ряд специальных требований к содержанию, подготовке, утверждению генеральных планов, а также внесению в них изменений. Оспариваемый пункт является сформулированным в общем виде кратким описанием изменения в генеральном плане в текстовой форме. Между тем соблюдение всех предписанных федеральным законом требований к содержанию генерального плана (внесению в него изменений), включая использование специального графического способа изложения в виде карт (схем), является обязательным. Примененная же Думой Верхнесалдинского городского округа краткая текстовая форма внесения изменения в генеральный план делает его неопределенным, не обеспечивает однозначное понимание и может привести к произвольной реализации на практике. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановления от 6 апреля 2004 г., от 29 июня 2004 г., от 31 мая 2005 г.) неопределенность
содержания правовой нормы создает возможность для злоупотреблений, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод и, следовательно, приводит к нарушению конституционных принципов. Следовательно, принимая оспариваемое решение, Дума Верхнесалдинского городского округа действовала в обстоятельствах, исключающих возможность действительного, полного и достоверного учета мнения населения. Тем самым при принятии оспариваемого акта нарушен общий принцип организации местного самоуправления: решение вопросов местного значения исходя из интересов населения [6, с. 164].
Отметим еще то обстоятельство, что при принятии новых генпланов, как правило, остаются без юридического решения старые генпланы. Конечно, по умолчанию получается, что с принятием нового старый генплан утрачивает свою силу. Вместе с тем представляется, что целесообразно принимать отдельные акты об отмене старых генпланов с тем, чтобы исключить какую-либо двусмысленность (например, можно предположить, что старый генплан, официально не отмененный, действует в части, не противоречащей новому). В этой связи заслуживает внимания опыт администрации г. Пермь, где Пермская городская Дума решила «признать Генеральный план города Перми (с Основными положениями генерального плана), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 17.08.1972 № 506, не подлежащим применению» [7].
Можно констатировать, что сегодня существует необходимость совершенствования ГрадК РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в рассматриваемой сфере общественных отношений с целью более эффективной реализации органами местного самоуправления соответствующих полномочий.
Литература и источники
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. N 190-ФЗ от 29.12.2004 (ред. от 02.07.2021). - М.: Проспект, 2021.
2. Андрианов Н.А. Территориальное планирование как основа регулирования городской застройки // Правовые вопросы строительства. - 2005. - № 2.
3. Градостроительство - Официальный портал Казани (kzn.ru). 2021 г. Октябрь.
4. Киселев В.А. Генеральный план застройки у города есть // Вятский край. - 2004. - 17 февраля.
5. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. - М.: Проспект, 2006.
6. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. - М.: НОРМА, 2008.
7. Решение Пермской городской думы «О признании Генерального плана города Перми (с Основными положениями Генерального плана), утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 17.08.1972 № 506, не подлежащим применению» от 26.06.2007 № 142 // nordcup.ru. 2021. Октябрь.
References and Sources
1. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii. N 190-FZ ot 29.12.2004 (red. ot 02.07.2021). - M.: Prospekt, 2021.
2. Andrianov N.A. Territorial'noe planirovanie kak osnova regulirovaniya gorodskoj zastrojki // Pravovye voprosy stroitel'stva. - 2005. - № 2.
3. Gradostroitel'stvo - Oficial'nyj portal Kazani (kzn.ru). 2021 g. Oktyabr'.
4. Kiselev V.A. General'nyj plan zastrojki u goroda est' // Vyatskij kraj. - 2004. - 17 fevralya.
5. Sergeev A.A. Mestnoe samoupravlenie v Rossijskoj Federacii: problemy pravovogo regulirovaniya. - M.: Prospekt, 2006.
6. Bondar' N.S. Mestnoe samoupravlenie i konstitucionnoe pravosudie: konstitucionalizaciya municipal'noj demokratii v Rossii. - M.: NORMA, 2008.
7. Reshenie Permskoj gorodskoj dumy «O priznanii General'nogo plana goroda Permi (s Osnovnymi polozheniyami General'nogo plana), utverzhdennogo postanovleniem Soveta Ministrov RSFSR ot 17.08.1972 № 506, ne podlezhashchim primeneniyu» ot 26.06.2007 № 142 // nordcup.ru. 2021. Oktyabr'.
ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России ([email protected]).
ТАМАЗОВА АННА ДМИТРИЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России ([email protected]).
БЕСКОРОВАЙНАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА - старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России ([email protected]).
EFRIKYAN, RUBEN A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
TAMAZOVA, ANNA D. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
BESKOROVAYNAYA, ELENA SERGEEVNA - Senior Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
УДК 343.2/7 Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-6-200-203
ЛАПТЕВ Д. А.
ВИНА В СОСТАВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 170 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: регистрация прав, кадастровый учет, ведение Единого государственного реестра недвижимости, квалификация преступлений, недвижимое имущество, форма вины, умысел, субъективная сторона.