Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ'

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / нравственная социализация / педагогическое сопровождение / структурно-функциональная модель / modeling / moral socialization / pedagogical support / structural-functional model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.И. Биисова

В статье представлен анализ опытно-экспериментальной работы по разработке и проверке структурно-функциональной модели педагогического сопровождения нравственной социализации старшеклассников в образовательном пространстве школы, позволяющий определить обновленный методологический подход к структурированию и созданию педагогической системы нравственной социализации старшеклассников. Данное опытное исследование нацелено на эффективное решение организационно-педагогических задач, обеспечивающих оптимальный уровень формирования знаний, умений и навыков в сфере нравственной социализации старшеклассников, учитывающее согласованность условий педагогического сопровождения и социализирующих возможностей образовательного пространства школы. Автор приводит результаты опытно-экспериментальной работы – особенности и преимущества педагогического моделирования, опыт разработки и реализации структурно-функциональной модели нравственной социализации десятиклассников в образовательном пространстве школы. Разработанная модель апробирована в образовательном пространстве общеобразовательных школ г. Уфы и г. Актобе в режиме опытно-экспериментальной работы диссертационного исследования. Установлены и определены цель, принципы, функции и структурные компоненты модели; изучены и установлены диагностические методы и контрольно-оценочные параметры уровня сформированности нравственной социализации старшеклассников; доказаны содержание и логика моделирования процесса нравственной социализации старшеклассников. Авторская модель нравственной социализации старшеклассников обеспечивает согласованность и интеграцию цели, содержания, с учетом задач и видов деятельности старшеклассников и педагогов, применяемых методов, форм работы и ресурсов, реализуемых в каждом блоке модели и на каждом этапе в их структурно-функциональной взаимосвязи, организационно-педагогических условий и результата (уровень сформированности нравственной социализации старшеклассника).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF MORAL SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF SCHOOL

The article presents an analysis of experimental work on the development and verification of a structural-functional model of pedagogical support for moral socialization of high school students in the educational space of the school, which allows determining an updated methodological approach to structuring and creating a pedagogical system of moral socialization of high school students. This experimental study is aimed at the effective solution of organizational-pedagogical tasks that ensure the optimal level of formation of knowledge, skills and abilities in the field of moral socialization of high school students, taking into account the consistency of the conditions of pedagogical support and socializing opportunities of the educational space of the school. The author presents results of experimental work – features and advantages of pedagogical modeling, the experience of developing and implementing a structural-functional model of moral socialization of tenth graders in the educational space of the school. The developed model is tested in the educational space of secondary schools in Ufa and Aktobe in the mode of experimental work of the dissertation research. The purpose, principles, functions and structural components of the model are established and defined; diagnostic methods and control and evaluation parameters of the level of formation of moral socialization of high school students are studied and established; the content and logic of modeling the process of moral socialization of high school students are proved. The author’s model of moral socialization of high school students ensures consistency and integration of the goal, content, taking into account the tasks and activities of high school students and teachers, the methods used, forms of work and resources implemented in each block of the model and at each stage in their structural-functional relationship, organizational and pedagogical conditions and the result (the level of formation of moral socialization of a high school student).

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ»

Таблица 2

Сравнительные показатели социального развития ребенка в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

имеют представления о нравственных нормах, но не могут четко назвать их, при этом они правильно оценивают поведение других детей.

Как мы видим, изменения произошли и в той, и в другой группе. Однако в КГ они незначительные.

Таким образом, проведённое исследование дает нам основание утверждать, что в экспериментальной группе уровень социального развития детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации выше по сравнению с уровнем в контрольной группе.

В заключение мы делаем следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность методических рекомендаций относительно способов повышения уровня социального развития детей дошкольного возраста.

2. Определены экспериментальная база и диагностические средства выявления уровней социального развития детей среднего дошкольного возраста: «Методика оценки социального развития ребенка в группе детского сада» Урун-таевой ГА., Афонькиной Ю.А.) и методика «Закончи историю» Калининой РМ.

3. Составлен комплекс игровых упражнений по повышению уровня социального развития детей в условиях дошкольной образовательной организации, реализующийся в трёх направлениях: в деятельности в режимных моментах, игровой деятельности и самостоятельной игре.

Таблица 3

Показатель До формирующего После t-критерий

социализации эксперимента (n = 25) формирующего эсперимента (n = 25) Стьюдента

Деятельность в 2,05 2,56 р s 0,05

режимных моментах

Организованная 2,01 2,54 р s 0,05

деятельность

Свободная игра 2,09 2,65 р s 0,05

Итоговый показатель 5,99 8,23 р s 0,01

социального развития из 16% (4 ребенка) после формирующего эксперимента перешли 60% (15 детей). Высокий уровень на констатирующем этапе эксперимента проявили 2 испытуемых (8%), на контрольном - 3 (12%).

Сравнительные показатели результатов исследования по методике «Закончи историю» в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Экспериментальная группа (n = 25) Контрольная группа (n = 25)

До эксперимента После эксперимента t-критерий Стьюдента До эксперимента После эксперимента t-критерий Стьюдента

1,24 2,12 р s 0,01 1,2 1,63 р s 0,01

В начале исследования мы предположили, что проведенная нами специальная работа с использованием игровых упражнений будет способствовать более качественному скачку социального развития детей среднего дошкольного возраста, и это подтвердилось результатами проведённого эксперимента (табл. 3).

В ЭГ такие показатели, как знание нравственных норм, понимание их значений во взаимоотношениях людей, умение обосновать свое мнение, оценка поведения других обнаружились у 28% испытуемых; знание нравственных норм, правильная оценка поведения других без объяснения присущи 56%; 16% детей

Библиографический список

4. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут стать материалом для уточнения и дополнения существующих теорий социального развития детей.

5. Практическая значимость состоит в том, полученные в ходе эксперимента результаты, выводы могут использоваться в воспитательной работе дошкольных организаций; при организации курсов повышения квалификации работников образования; для дальнейших исследований проблем социального развития детей дошкольного возраста.

1. Комарова Т.С., Авдеева С.М. Шаг в будущее. Основная примерная Общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва: Е-Паблишь, 2013: 50 - 53.

2. Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Антонова Т.В. и др. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Москва: Сфера, 2014.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Москва, 2001: 50 - 67.

4. Баряева Л.Б., Герасимова Е.О., Данилина ГС., Макарчук Н.А. Родник: Программа социокультурного развития детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 1997.

5. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Составитель Н.В. Вейкшан. Москва: Педагогика, 1989.

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва, 1990; Т. 5.

7. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1998.

8. Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. Москва: Просвещение: Владос, 1995.

9. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Составитель и редактор И.Б. Дерманова. Санкт-Петербург: Речь, 2002.

References

1. Komarova T.S., Avdeeva S.M. Shag v buduschee. Osnovnaya primernaya Obscheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva: E-Pablish', 2013: 50 - 53.

2. Paramonova L.A., Alieva T.I., Antonova T.V. i dr. Istoki: Primernaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva: Sfera, 2014.

3. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Doshkol'nayapedagogika. Moskva, 2001: 50 - 67.

4. Baryaeva L.B., Gerasimova E.O., Danilina G.S., Makarchuk N.A. Rodnik: Programma sociokul'turnogo razvitiya detejdoshkol'nogo vozrasta. Sankt-Peterburg: LOIRO, 1997.

5. Tolstoj L.N. Pedagogicheskiesochineniya. Sostavitel' N.V. Vejkshan. Moskva: Pedagogika, 1989.

6. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva, 1990; T. 5.

7. Kozlova S.A. Teoriya i metodika oznakomleniya doshkol'nikov s social'noj dejstvitel'nost'yu: uchebnoe posobie dlya studentov srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1998.

8. Uruntaeva G.A. Praktikum po detskoj psihologii. Posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov, uchaschihsya pedagogicheskih uchilisch i kolledzhej, vospitatelej detskogo sada. Moskva: Prosveschenie: Vlados, 1995.

9. Diagnostika 'emocional'no-nravstvennogorazvitiya. Sostavitel' i redaktor I.B. Dermanova. Sankt-Peterburg: Rech', 2002.

Статья поступила в редакцию 01.07.21

УДК 37.012.8

Biisova G.I., MA (Management), senior teacher, Kazakh-Russian International University (Aktobe, Kazakhstan); postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, BSPU n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia), E-mail: gulmira.biisova@mail.ru

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF MORAL SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF SCHOOL. The article presents an analysis of experimental work on the development and verification of a structural-functional model of pedagogical support for moral socialization of high school students in the educational space of the school, which allows determining an updated methodological approach to structuring and creating a pedagogical system of moral socialization of high school students. This experimental study is aimed at the effective solution of organizational-pedagogical tasks that ensure the optimal level of formation of knowledge, skills and abilities in the field of moral socialization of high school students, taking into account the consistency of the conditions of pedagogical support and socializing opportunities of the educational space of the school. The author presents

results of experimental work - features and advantages of pedagogical modeling, the experience of developing and implementing a structural-functional model of moral socialization of tenth graders in the educational space of the school. The developed model is tested in the educational space of secondary schools in Ufa and Aktobe in the mode of experimental work of the dissertation research. The purpose, principles, functions and structural components of the model are established and defined; diagnostic methods and control and evaluation parameters of the level of formation of moral socialization of high school students are studied and established; the content and logic of modeling the process of moral socialization of high school students are proved. The author's model of moral socialization of high school students ensures consistency and integration of the goal, content, taking into account the tasks and activities of high school students and teachers, the methods used, forms of work and resources implemented in each block of the model and at each stage in their structural-functional relationship, organizational and pedagogical conditions and the result (the level of formation of moral socialization of a high school student).

Key words: modeling, moral socialization, pedagogical support, structural-functional model.

Г.И. Биисоеа, магистр, ст. преп. Казахско-Русского Международного университета, г. Актобе, аспирант ФГБОУ ВО «БГПУ имени М. Акмуллы»,

г. Уфа, E-mail: gulmira.biisova@mail.ru

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

В статье представлен анализ опытно-экспериментальной работы по разработке и проверке структурно-функциональной модели педагогического сопровождения нравственной социализации старшеклассников в образовательном пространстве школы, позволяющий определить обновленный методологический подход к структурированию и созданию педагогической системы нравственной социализации старшеклассников. Данное опытное исследование нацелено на эффективное решение организационно-педагогических задач, обеспечивающих оптимальный уровень формирования знаний, умений и навыков в сфере нравственной социализации старшеклассников, учитывающее согласованность условий педагогического сопровождения и социализирующих возможностей образовательного пространства школы. Автор приводит результаты опытно-экспериментальной работы - особенности и преимущества педагогического моделирования, опыт разработки и реализации структурно-функциональной модели нравственной социализации десятиклассников в образовательном пространстве школы. Разработанная модель апробирована в образовательном пространстве общеобразовательных школ г Уфы и г Актобе в режиме опытно-экспериментальной работы диссертационного исследования. Установлены и определены цель, принципы, функции и структурные компоненты модели; изучены и установлены диагностические методы и контрольно-оценочные параметры уровня сформированности нравственной социализации старшеклассников; доказаны содержание и логика моделирования процесса нравственной социализации старшеклассников. Авторская модель нравственной социализации старшеклассников обеспечивает согласованность и интеграцию цели, содержания, с учетом задач и видов деятельности старшеклассников и педагогов, применяемых методов, форм работы и ресурсов, реализуемых в каждом блоке модели и на каждом этапе в их структурно-функциональной взаимосвязи, организационно-педагогических условий и результата (уровень сформированности нравственной социализации старшеклассника).

Ключевые слова: моделирование, нравственная социализация, педагогическое сопровождение, структурно-функциональная модель.

Реалии трансформирующегося общества и киберпространства, преобразования в системе ценностей, культурных и этнических традиций, духовных ориентиров, а также новые векторы развития образования в России и Казахстане определили актуальную модель подготовки выпускника общеобразовательной школы. Уровень духовно-нравственного развития и социализации обучающихся определен как важнейшая цель современного отечественного образования и одна из приоритетных задач общества и государства. Перед общеобразовательной школой поставлена приоритетная задача «воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина». Социальный заказ общества по духовно-нравственной социализации личности выпускника декларируется на сегодняшний день не только как педагогическая проблема, но и как первоочередная задача государственной и национальной безопасности. Цели, задачи, условия организации образовательной деятельности, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, традиционные источники национальных ценностей, критерии духовно-нравственного развития и воспитания в сфере личностного развития, общественных и государственных отношений отражены в следующих нормативных документах: Федеральном Законе «Об образовании в РФ» [1]; Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг [2]; ФГОС СОО [3]; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [4]; Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г [5].

В этой связи в системе образовательного процесса школы требуется методологическая смена педагогических парадигм, ориентированных на нравственную социализацию старшеклассников как приоритетную модель развития образовательного пространства школы, согласованную с государственными задачами. Перед школой стоят задачи от эффективной реализации социального заказа до разработки адаптированных моделей обучения, воспитания и социализации старшеклассников, оказавшихся в условиях смены социально-экономических, этнокультурных, философских и педагогических парадигм глобализирующегося общественного развития.

Как показали результаты констатирующего этапа данного диагностического исследования, 34 - 35% старшеклассников (10-й класс экспериментальных школ) демонстрируют критический уровень нравственной социализации, характеризующийся слабым уровнем социальной адаптированности, нравственной воспитанности, осознания человеческих достоинств и прав, своей значимости, нравственных и моральных ценностей и норм общества; низким уровнем сфор-мированности когнитивного компонента ценностных представлений об основных понятиях нравственности и этики; пассивностью; критическим уровнем нравственных, ценностных ориентаций и предпочтений; слабым уровнем нравственной самооценки и эмоционально-ценностного отношения к описываемым ситу-

ациям, нравственно-ценностных критериев и оценочного отношения к выбору и принятию решений; недостаточно сформированным поведенческим компонентом ценностных представлений об основных понятиях нравственных поступков и модели поведения; слабым уровнем направленности личности к окружающему миру и т.д.

Вместе с тем эмпирический анализ нормативной документации (указанной выше) в области воспитания и социализации, уровень их интерпретации и реализации в образовательном процессе школ РФ и РК, уровень организации видов (учебной, внеучебной, социально значимой) деятельности старшеклассников, применение диагностических инструментов, ориентированных на нравственную социализацию, отсутствие авторских моделей и программ нравственной социализации, недостаточный уровень оценки и применения социализирующих возможностей образовательного пространства школы обусловливают необходимость разработки структурно-функциональной модели педагогического сопровождения нравственной социализации старшеклассников в условиях образовательного пространства школы.

Опытно-экспериментальная работа по разработке и проверке структурно-функциональной модели педагогического сопровождения нравственной социализации старшеклассников в образовательном пространстве школы определяет обновленный методологический подход к структурированию и созданию педагогической системы нравственной социализации старшеклассников. Данное опытное исследование нацелено на эффективное решение организационно-педагогических задач, обеспечивающих оптимальный уровень формирования знаний, умений и навыков в сфере нравственной социализации старшеклассников, учитывающее согласованность условий педагогического сопровождения и социализирующих возможностей образовательного пространства школы. Потенциальные возможности образовательного пространства школы - нормативно-правовое и методическое обеспечение концептуальных основ НСС, обусловливающих согласованность и системность НСС; направленность образовательного процесса на базовые национальные ценности, воспитательные идеалы и традиционные источники нравственности; применение личностно ориентированной педагогической системы в рамках ФГОС СОО РФ [3] и ГОСО РК [6]; возможности структурирования сетевых платформ взаимодействия с социальными партнерами школы; создание организационно-педагогических условий согласно нормативным требованиям ФГОС СОО РФ и ГОСО РК, концепций, стратегий в области воспитания и социализации, авторских программ НСС обеспечивает эффективность внедрения и реализации разработанной модели нравственной социализации старшеклассников.

Метод моделирования, применяемый в педагогической науке как объективная гносеологическая процедура, используется в нашей опытной работе как способ разработки структурно-функциональной модели нравственной социали-

зации старшеклассников, созданной в виде педагогической конструкции и ориентированной на оптимальный уровень нравственной социализации в условиях образовательного пространства школы (СОШ № 73, г Актобе, Казахстан, лицей № 5, г Уфа, Россия).

Педагогическое моделирование как метод и ключевое понятие педагогических исследований закрепилось особенно в последние годы в связи с проводимыми реформами в сфере образования, реализацией требований ФГОС и других нормативных актов, предъявляющих к организации образовательного пространства новые задачи. Л.И. Холина, Н.П. Абаскалова и А.Н. Дахин развивают идею актуальности педагогического моделирования, связывая ее со сложившимися факторами расхождения между намеченными направлениями реформирования российского образования и реальной педагогической практикой школьного образования [7, с. 101]. Главную причину таких расхождений и несвоевременной реализации замыслов и стратегией новых стандартов (ФГОС) авторы видят в недостаточном внимании и обращении к педагогическому моделированию как к возможности эффективной реализации инновационных образовательных проектов в школьной практике.

Целесообразность моделирования как метода доказывает А.В. Волков через выделение трех полезных целей: эвристической - для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных; вычислительной - для решения вычислительных проблем с помощью моделей; экспериментальной - для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования теми или иными моделями [8, с. 125]. На этапе формализации результативности автор учитывает условия: определение непротиворечивой гипотезы; модель с необходимым числом переменных; «проигрывание» модели и заполнение ее полученными экспериментальными фактами. В данной работе мы опираемся на классификацию педагогических моделей Е.А. Лодатко [9]. Автор обосновывает типологию педагогических моделей через обобщенные предметы моделирования, к которым относятся «содержание, структура, функциональность. В соответствии с этими предметами целесообразно ввести в употребление базовые типы педагогических моделей: содержательные; структурные; функциональные» [9, с. 127]. Таким образом, опираясь на типологию педагогических моделей Е.А. Лодатко, считаем, что «педагогическая модель - мысленная система, имитирующая или отражающая определенные свойства, признаки, характеристики объекта исследования, принципы его внутренней организации или функционирования, и презентующая в виде культурной формы, присущей определенной социокультурной практике» [9, с. 126].

Теоретическую базу исследования на конкретно-научном уровне обеспечили: 1) научные идеи о социализирующих факторах образования в различных педагогических условиях - А.Г Адамова, С.П. Акутина, О.Б. Бахтина, А.С. Гурьянов, А.И. Зимина, И.Ф. Харламов и др.; 2) теории о проектировании образовательной среды как сферы взаимопересекающихся элементов, условия развития и саморазвития личности обучающегося - И.Г Бозина, А.С. Гаязов, Т.Э. Мангер, Ю.С. Переверзева и др.; 3) научные труды о педагогических условиях социализации и социально-педагогическом сопровождении - Е.А. Александрова,

A.А. Володин, О.В. Галкина, М.И. Рожков и др.; 4) научные исследования о духовно-нравственном воспитании и социализации подростков в современных условиях киберсоциализации - Р.М. Бондаренко, Е.О. Кубякин, В.А. Плешаков,

B.А. Шестопалов и др.; 5) теории о педагогическом моделировании процесса социализации - А.В. Волков, ГБ. Корнетов, Е.А. Лодатко, Р.И. Платонова и др.

Научная новизна данного этапа экспериментального исследования заключается в том, что:

- доказаны преимущества моделирования как эффективного метода педагогической реализации конструируемого процесса нравственной социализации; моделирование позволило учесть особенности феномена нравственной социализации, все этапы опытной работы, согласовать и определить методологические подходы, последовательность и системность процессов структурных блоков; содержание и компоненты деятельности в процессе нравственной социализации, через согласование с требованиями ФГОС СОО РФ, ГОСО РК и задачами вышеуказанных нормативных документов; создать теоретический прототип будущей модели нравственной социализации, проверить и обсудить ее совместно с участниками экспериментальной работы;

- установлены цель, принципы (системность, аксиологичность, функциональность, гуманистическая и деятельностная направленность) и функции (организационно-педагогическая, нормативная, прогностическая, развивающая, социализирующая, контрольно-оценочная) модели; определены структурные компоненты модели: 5 блоков, включающие компоненты, методы, формы работ, ресурсы, организационно-педагогические условия, и результат;

- изучены и установлены диагностические методы и контрольно-оценочные параметры уровня сформированности нравственной социализации старшеклассников, по итогам которого выделены критерии (когнитивный, нравственный, мотивационно-деятельностный) и уровни (оптимальный, потенциальный, критический) сформированности нравственной социализации старшеклассников;

- доказаны содержание и логика моделирования процесса нравственной социализации старшеклассников, основывающиеся на взаимосвязи между

сущностными характеристиками нравственной социализации, выявленным социализирующим потенциалом общеобразовательной школы и преобразующими действиями по реализации этого потенциала для достижения целей и задач нравственной социализации.

Модель представляет процесс нравственной социализации в принятых нами сущностных критериях (компонентах), характеристиках, уровнях сформи-рованности у старшеклассников знаний, умений, навыков нравственной социализации. Модель отображает схему непосредственного педагогического сопровождения процесса нравственной социализации и представляет собой один из фрагментов общей социализации личности старшего школьника, характеризующаяся и как структурно-функциональный аналог процесса, и как руководство к реализации педагогического и социализирующего потенциала школы.

Авторская модель нравственной социализации старшеклассников обеспечивает согласованность и интеграцию цели (создание организационно-педагогических условий и проверка эффективности педагогического сопровождения нравственной социализации старшеклассников в условиях образовательного пространства школы), содержания (формирование основ нравственного самосознания и осознания ценностного отношения к человеческой жизни; принятие общенациональных ценностей, этнических традиций; формирование основ морали, ценностей, чувств и эстетических потребностей; развитие коммуникативных способностей открыто выражать и аргументировать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности) с учетом задач и видов деятельности (ориентация на идеал, следование примеру, диалогическое общение, идентификация, полисубъектность, системно-деятельностная организация НСС), применяемых методов, форм работы и ресурсов, реализуемых в каждом блоке и на каждом этапе в их структурно-функциональной взаимосвязи, организационно-педагогических условий (учебно-методические, организационно-методические, диагностические, информационные) и результата (уровень сформированности нравственной социализации старшеклассника) (см. рис. 1).

Проблемно-постановочный и концептуальный блоки модели отражают приоритеты и значимость нравственной социализации старшеклассников в образовательном пространстве школы, определяют разработку ее структурных блоков - процессуального, результативного и контрольно-оценочного. Проблемно-постановочный ориентир и методологические подходы модели конструируются, опираясь на задачи и требования:

- социального и государственного заказа общества, ориентированного на подготовку модели выпускника - «портрета выпускника школы» по ФГОС;

- нормативно-правовых документов в сфере образования (указанных выше), обусловливающих актуальность подготовки высоконравственной личности выпускника.

- ФГОС СОО в сфере требований, учитывающих «региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации и формирования российской гражданской идентичности обучающихся»; направленных на обеспечение: «формирования российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства РФ посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, ... овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [3, с. 3];

- ФГОС СОО в сфере требований, актуализирующих «воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу» [3, с. 3];

- ФГОС СОО в сфере определения личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): «любящий свой край и свою Родину; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.; осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; осознающий себя личностью, ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством, социально активный; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать» и т.д. [3, с. 4 - 5];

- ФГОС в сфере требований к личностным результатам освоения образовательных программ: российскую гражданскую идентичность, гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества и т.д. [3, с. 5 - 6].

Рис. 1. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения нравственной социализации старшеклассников в образовательном пространстве школы общеобразовательной школы как ресурса вобеспечениигосударственнойинациональнойбезопасности

Модель нравственной социализации старшеклассников конструирована нами с опорой на следующие методологические подходы образования - системный, аксиологический, деятельностный, культурологический, которые позволили определить задачи и основные компоненты деятельности субъек-

тов процесса нравственной социализации в образовательном пространстве школы:

1. Ориентация на идеал как высшую ценность и высшую норму нравственных отношений, превосходную степень нравственного представления.

В авторских программах нравственной социализации старшеклассников должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории Отечества, культурах народов России и Казахстана, культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни и информационной инфраструктуры образовательного пространства школы, определяя нравственные измерения.

2. Следование нравственному примеру определено как один из ведущих методов нравственной социализации. Нравственный пример - модель выстраивания отношений обучающегося с окружением и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание деятельности в образовательном процессе должно быть наполнено примерами (кейсами) нравственного поведения. Метод позволяет расширить нравственный опыт старшеклассников, пробудить в них нравственную рефлексию, а также обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.

3. Диалогическое общение (коммуникация) старшеклассника с одноклассниками, сверстниками, родителями, педагогами и другими взрослыми играет важную роль в формировании ценностных отношений. Коммуникативная составляющая как один из компонентов мотивационно-деятельностного критерия нравственной социализации исходит из признания и уважения права старшеклассника делать свободный выбор и присваивать определенную ценность, которую он полагает как истинную. Также выработка собственной системы ценностей невозможна без диалогического общения (эффективной коммуникации) старшеклассника с взрослыми.

4. Идентификация или персонификация - устойчивое отождествление старшеклассника со значимыми другими, стремление быть похожим на значимую для него персону. В этом возрасте старшеклассники характеризуются образно-эмоциональным восприятием действительности, у них развиты механизмы подражания, актуализована способность к идентификации личности, выражена ориентация на персонифицированные идеалы (являющиеся «яркими» и действенными средствами нравственного развития).

5. Полисубъектность нравственной социализации обусловливается включением старшеклассника в различные виды коммуникативной, информационной и социально значимой активности, в содержании которых встречаются разные (и противоречивые) ценности. Инфраструктура образовательного пространства и уклад школьной жизни предусматривают, что деятельность различных субъектов нравственной социализации (при приоритетной роли общеобразовательной школы) должна быть оптимально согласованной, интегрированной и системной. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, модель выпускника средней школы должны быть признаны и приняты всеми субъектами процесса нравственной социализации.

6. Системно-деятельностная организация нравственной социализации опирается на системно-деятельностную концепцию, которая определяет, что принятие ценностей происходит через собственную деятельность личности школьника, педагогически организованную систему отношений и взаимодействия с педагогами, родителями, одноклассниками, сверстниками, другими значимыми для него субъектами социализации. Организация образовательного пространства нравственной социализации старшеклассника имеет следующие особенности: нравственная социализация как приоритетная деятельность должна включаться во все виды деятельности образовательного процесса - учебной, внеурочной, внешкольной; системно-деятельностный подход, учитывая глобальное влияние киберпространства, утрату семьей и школой монополии на воспитание и социализацию, предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть максимально согласованной и интегрированной. В этой связи наблюдаем попытки разработки региональных адаптированных программ общей социализации,

Библиографический список

авторских моделей сетевого взаимодействия субъектов социализации, требующие фундаментального изучения методологических основ педагогического проектирования социализации.

Реализация модели нравственной социализации в лицее № 5 и СОШ № 73 включала следующие направления деятельности старшеклассников:

1. В процессе учебной деятельности опиралась на методы убеждения -фронтальные, эпизодические и индивидуальные беседы, дебаты по вопросам морали и нравственности современной личности, культурные экскурсии; метод упражнений, направленных на организацию личного нравственного опыта и вовлечение в деятельность через моделирование положительного опыта и поведения, анализ и решение кейсов; методы стимулирования на основе участия в научно-творческих конкурсах, проектной деятельности - поощрение, награждения, благодарности, привлечение к почетным ролям самоуправления, обратная связь; методы воспитания эмоциональной сферы, элементы педагогического тренинга; методы диллем - обсуждение нравственных диллем на основе кинокартин, художественных произведений и исторических событий, кейсов, поступков, моделей поведения; анкетирование, диагностики по итогам различных видов учебной деятельности старшеклассников.

2. Во внеучебной деятельности, цель - нравственное развитие подростков средствами внеучебной работы в школе. Основные задачи: 1) формирование ценностного отношения к личности; 2) способствовать принятию общечеловеческих ценностей, нравственных норм и моделей поведения; 3) сформировать нравственно-эмоциональное и ценностное отношение к ситуациям; 4) ориентировать на ценности жизни общества, страны, этноса, семьи; 5) развивать коммуникативную культуру личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В социально значимой деятельности, цель - развитие нравственных чувств и отклика на реалии окружающей действительности, ответственности и сопричастности к жизни социума через вовлечение в социальные проекты региона и школы. Основные задачи: 1) развитие социальной солидарности и гражданственности; 2) воспитание чувств милосердия, заботы и уважения к старшим, нуждающимся; 3) развитие социальной культуры и ответственности за настоящее и будущее своей страны и региона; 4) воспитание ценностного отношения, толерантности и уважения к другой культуре, традициям, к окружающему миру.

Результатом реализации структурно-функциональной модели становится определенный уровень (оптимальный, потенциальный, критический) нравственной социализированности старшеклассника, структурно представленный критериально значимыми компонентами соответствующих показателей: когнитивным (ценностные представления об основных понятиях нравственности, этики и морали, осознание человеческих достоинств и прав, своей значимости, норм и ценностей общества, нравственных и моральных ценностей), нравственным (представление о себе как нравственной личности, уровень духовно-нравственных качеств и культуры нравственной личности, нравственная ориентация и предпочтения, нравственная самооценка и эмоционально-ценностное отношение к описываемым ситуациям, применение нравственно-ценностных критериев и оценочное отношение к выбору и принятию решений, восприятию; ключевые мотивы поступков, значимость ценностных ориентаций), мотивационно-дея-тельностным (активность в социально значимой деятельности, личностная направленность, нравственно-этические стратегии в моделях поведения и поступках, выстраивание отношений с окружением и с самим собой, коммуникативная активность, ответственность). Эффективность апробированной модели выразилась в следующих показателях - количество старшеклассников с оптимальным уровнем в лицее № 5 увеличилось на 54%, а в СОШ № 73 - на 60%; с потенциальным уровнем в лицее № 5 прирост 11%, в СОШ № 73 прирост 30%; с критическим уровнем в лицее № 5 снизилось на 63%, а в СОШ №73 снизилось на 65%.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва, 2020.

2. Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. Государственная программа Российской Федерации. Москва, 2017.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: 10-11 кл. Москва, 2012.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2014.

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Москва, 2015

6. Государственный общеобязательный стандарт образования всех уровней образования Республики Казахстан. Нур-Султан, 2018.

7. Холина Л.И., Абаскалова Н.П., Дахин А.Н. Моделирование и неопределённость педагогических результатов. Вестник Новосибирского ГПУ. 2015; № 6 (28): 101 - 110.

8. Волков А.В. Научные и прикладные основы метода моделирования в педагогике. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 1 (56): 124 - 126.

9. Лодатко Е.А. Типология педагогических моделей. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014; № 1 (16): 126 - 128.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2020.

2. Razvitie obrazovaniya» na 2013 - 2020 gg. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii. Moskva, 2017.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya: 10-11 kl. Moskva, 2012.

4. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnostigrazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2014.

5. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Moskva, 2015

6. Gosudarstvennyj obscheobyazatel'nyj standart obrazovaniya vseh urovnej obrazovaniya Respubliki Kazahstan. Nur-Sultan, 2018.

7. Holina L.I., Abaskalova N.P., Dahin A.N. Modelirovanie i neopredelennost' pedagogicheskih rezul'tatov. Vestnik Novosibirskogo GPU. 2015; № 6 (28): 101 - 110.

8. Volkov A.V. Nauchnye i prikladnye osnovy metoda modelirovaniya v pedagogike. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2016; № 1 (56): 124 - 126.

9. Lodatko E.A. Tipologiya pedagogicheskih modelej. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2014; № 1 (16): 126 - 128.

Статья поступила в редакцию 17.07.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.