Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЙ КЛУБ / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / COMPETENCE APPROACH / LEGAL COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE / CLUB ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / LEGAL CLUB / STRUCTURE AND CONTENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Екатерина Евгеньевна, Галагузова Юлия Николаевна

В статье представлены результаты исследования, объектом которого выступает процесс формирования правовой компетенции старшеклассников. Актуальность данной проблемы и недостаточная ее разработанность в науке обусловили выбор темы исследования - «Модель формирования правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности». Цель статьи - теоретическое обоснование модели формирования правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности. Методологическую основу исследования составили идеи компетентностного подхода, методология педагогического моделирования. Научная новизна исследования заключается в конструировании и описании структурно-содержательной модели формирования правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности, включающей целевой, процессуально-деятельностный и уровнево-результативный компоненты. Целевой компонент модели определяет ожидаемый результат; обосновывает компетентностный подход и принципы его реализации (целостности, последовательности, связи с жизнью, аксиологичности, сознательности и творческой активности). Процессуально-деятельностный компонент представлен видами и формами внеучебной деятельности. Обоснована значимость внеучебной деятельности в процессе формирования правовой компетенции старшеклассников. Особое внимание уделено правовому клубу. Уточнено понятие правового клуба и выделены виды деятельности в нем: образовательная, общественно полезная и учебно-исследовательская, соотнесенные с формами организации внеучебной деятельности. Уровнево-результативный компонент содержит критерии оценки результата сформированности правовой компетенции старшеклассников, а также показатели и уровни ее сформированности. Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «правовая компетенция», разработке структурно-содержательной модели процесса формирования правовых компетенций, обоснования методов и форм данного процесса, определению диагностического инструментария оценки результатов. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель может использоваться в работе разных типов образовательных организаций, а также учреждений дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Екатерина Евгеньевна, Галагузова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 371.844

Е.Е. Андреева, Ю.Н. Галагузова

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: компетентностный подход, правовая компетенция старшеклассников, правовое образование, правовая культура, клубная деятельность, внеучебная деятельность, правовой клуб, структурно-содержательная модель.

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, объектом которого выступает процесс формирования правовой компетенции старшеклассников. Актуальность данной проблемы и недостаточная ее разработанность в науке обусловили выбор темы исследования - «Модель формирования правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности». Цель статьи - теоретическое обоснование модели формирования правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности. Методологическую основу исследования составили идеи компетентностного подхода, методология педагогического моделирования. Научная новизна исследования заключается в конструировании и описании структурно-содержательной модели формирования правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности, включающей целевой, процессуально-деятельностный и уровнево-результативный компоненты.

Целевой компонент модели определяет ожидаемый результат; обосновывает компетентностный подход и принципы его реализации (целостности, последовательности, связи с жизнью, аксиологичности, сознательности и творческой активности).

Процессуально-деятельностный компонент представлен видами и формами внеучебной деятельности. Обоснована значимость внеучебной деятельности в процессе формирования правовой компетенции старшеклассников. Особое внимание уделено правовому клубу. Уточнено понятие правового клуба и выделены виды деятельности в нем: образовательная, общественно полезная и учебно-исследовательская, соотнесенные с формами организации внеучебной деятельности.

Уровнево-результативный компонент содержит критерии оценки результата сформированности правовой компетенции старшеклассников, а также показатели и уровни ее сформированности.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «правовая компетенция», разработке структурно-содержательной модели процесса формирования правовых компетенций, обоснования методов и форм данного процесса, определению диагностического инструментария оценки результатов. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель может использоваться в работе разных типов образовательных организаций, а также учреждений дополнительного образования.

Для цитирования: Андреева, Е.Е. Модель формирования правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности / Е.Е. Андреева, Ю.Н. Галагузова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 2. - С.59-70.

Ekaterina E. Andreeva, Yulia N. Galaguzova

MODEL OF FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF CLUB ACTIVITIES

Keywords: competence approach, legal competence of high school students, legal education, legal culture, club activities, extracurricular activities, legal club, structure and content model.

Abstract: The article presents the results of a study that focuses on the process of forming the legal competence of high school students. The relevance of this problem and its insufficient development in science led to the choice of the research topic: "Model of forming the legal competence of high school students by means of club activities". The purpose of the article is to provide a theoretical justification for the model of forming the legal competence of high school students by means of club activities. The methodological basis of the research is based on the ideas of the competence approach and the methodology of pedagogical modeling. The scientific novelty of the research consists in the construction and description of a structural and content model for the formation of legal competence of high school students by means of club activities, including target, procedural and activity-level components.

The target component of the model determines the expected result; substantiates the competence approach and the principles of its implementation (integrity, consistency, connection with life, axiology, consciousness and creative activity).

The process and activity component is represented by different types and forms of extracurricular activities. The authors justify the importance of extracurricular activities in the process of forming the legal competence of high school students. They also pay a special attention to the so-called legal club. The concept of a legal club is clarified and the types of activities in it are identified. These activities include educational, socially useful and educational research and are correlated with the forms of organization of extracurricular activities.

The level-effective component contains criteria for evaluating the result of the formation of legal competence of high school students, as well as indicators and levels of its formation.

The theoretical significance of the research consists in clarifying the concept of "legal competence", developing a structural and content model of the process of legal competence formation, substantiating the methods and forms of this process, defining diagnostic tools for evaluating results. The practical significance of the research is that the developed model can be used in the work of different types of educational organizations, as well as institutions of additional education.

For citing:Andreeva E. E., Galaguzova Yu. N. (2020). Model' formirovaniya pravovoy kompetentsii starsheklassnikov sredstvami klubnoy deyatel'nosti [A model of formation of legal competence of senior pupils by means of club activities]. Pedagogical journal of Bashkortostan. №2(87):59-70. (In Russ.).

DOI: 10.21510/1817-3992-2020-87-2-59-70

Введение. Усиление роли права в жизни каждого человека обусловлено потребностью современного общества в формировании правовой культуры его граждан; уважительном отношении к закону; правомерном поведении; преодолении правового нигилизма. Об этом свидетельствуют нормативные документы, определяющие развитие правового образования школьников, являющегося одним из важнейших направлений государственной политики РФ (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на

период до 2020 года, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан и другие).

Сегодня каждому человеку важно не только адаптироваться к обществу и его правовым нормам, но и своей деятельностью воздействовать на них, конструируя собственную систему представлений о себе самом, о других, о правовой системе общества. В этом аспекте возрастает роль правовых знаний. Сегодня недостаточно иметь базовые знания о праве, требуются системные знания о правовых нормах, порядке их реализации в конкретных правовых отношениях, механизмах защиты законных интересов личности, оценки правовых явлений, формирование ценностных установок в социальном функционировании личности.

На практико-ориентированность процесса правового обучения указывают исследователи Казначеева O.A. и Сафронов В.В. утверждая, что именно системные правовые знания практической направленности помогают молодежи ориентироваться в правовых отношениях, действовать правомерно

[1]. При этом важны даже не столько правовые знания и умения, сколько готовность и способность применять их в различных правовых ситуациях. Эта мысль подчеркивается и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которая ставит перед педагогами задачу перехода на практико-ориентированное обучение. В рамках новых образовательных стандартов процесс обучения уже не может рассматриваться только как усвоение обучающимся суммы знаний, умений и навыков, а понимается как процесс развития личности, обретения ею социального опыта через деятельность. На это указывает и федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), который в качестве приоритетных задач предмета «Право» утверждает, что деятельность педагогов должна быть нацелена на формирование основ правосознания обучающихся для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами

[2]. Особое значение в реализации этой идеи связано с формированием правовой компетенции школьников, на что указывают не только ученые, но и практики [3].

Методология исследования. Проектирование системы правового образования может осуществляться с разных методологических позиций, одной из которых является применение компетентностного подхода при проектировании педагогических систем [4, 91]. При этом компетентностный подход не только не противоречит, но отчасти и «поглощается», сочетается с системно-деятельностным подходом, являющимся методологической основой ФГОС СОО [5]. На рассмотрение компетентостного подхода как частного

проявления системного подхода указывали и зарубежные исследователи (Р. Увайт, Л.М. Спенсер, Дж. Чиверс и др.). Именно зарубежные школы формировали теоретические основы компетентностного подхода, определяли содержание его основных категорий - компетенции и компетентности. Представители американской школы (Р. Увайт, Д. Макклелланд, Р. Бояцис, Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер) связывали термин «компетенция» с поведенческими характеристиками человека (самосознание, саморегуляция, социальные навыки), позволяющими ему эффективно выполнять работу [6; 7]. Для французской школы (Г. Канак, М. Бомензат) характерно двухполярное рассмотрение компетентностного подхода, где компетенция трактуется, с одной стороны, как универсальный личностный признак, с другой - определенная способность, проявляющаяся в процессе деятельности. В концеХХ века, в рамках английской школы, (Г. Читхэм и Дж. Чиверс) создается система профессиональных компетенций, которые связываются не столько с личностными характеристиками, сколько со свойствами профессиональной деятельности. В это же время складывается и немецкая система образования, в которой впервые появляется понятие «ключевые компетенции», связанные с личностными и социальными характеристиками индивида [8; 9].

В российской практике теоретико-методологические работы по изучению «компетентностного подхода» появились сравнительно недавно, что было связано с трендами модернизации образования. В настоящее время компетентностный подход в образовании исследуется многими учеными (В.И. Андреев, В.И. Байденко, В.Л. Бенин, A.A. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Э.М. Калицкий, A.B. Макаров, A.B. Хуторской и другие).

Анализ исследований позволяет утверждать, что обновление содержания образования напрямую связано с реализацией компетентностного подхода, под которым понимается единая система определения целей, отбора содержания, организационно-технологического обеспечения процесса образования на основе выделения системы компетенций, овладение которыми гарантирует высокий уровень и результативность процесса подготовки. В логике настоящего исследования компетентностный подход позволяет более точно определить компоненты, соответствующие современному понятию «правовая культура»: 1) содержание и логику развития значимых правовых знаний, практическое применение их на практике; 2) формирование личного отношения к праву, как демонстрации правомерного и законопослушного поведения; 3) способность защищать свои права и свободы, не нарушая закона. Сформированные компоненты правовой культуры позволяют обучающемуся овладеть социальной ролью гражданина, который способен участвовать в социальной жизни общества, в функционировании и улучшении демократических институтов.

Материалы и методы исследования. Обоснование компетентностного подхода в образовании связано с уточнением его основных категорий и понятий. Как отмечают В.Л. Бенин и О.В. Фролов, компетенции характеризуют способность человека выполнять именно социальные

действия: возможность решения социальных и экономических проблем, реализация задач гуманизации общества, возможность целенаправленного и корректного использования новых технологий и информационного пространства [10, 119]. Исследователи A.A. Гулакян, О.В. Гусев, A.B. Карева, A.B. Коротун, М.А. Соболева сходятся во мнении, что формирование правовой компетенции должно осуществляться в среднем профессиональном и высшем образовании. Так, A.B. Коротун, говоря о правовой компетенции будущего социального педагога, рассматривает ее как «интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее способность и готовность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой защиты детства, правового воспитания обучающихся, проявляя при этом такие профессионально значимые качества, как правовая активность, ответственность, коммуникативность и толерантность» [11, 39].

М.А. Соболева определяет правовую компетенцию студентов медицинского института как «интегральное качество личности, отражающее ее способность и готовность использовать правовые знания и умения, задаваемые образовательным стандартом, для решения практических задач, реализуя при этом такие профессионально-значимые личностные качества, как ответственность, коммуникативность, эмпатия, толерантность» [12]. Исследователи A.A. Гулакян, О.В. Гусев, A.B. Карева в своих работах рассматривали содержание, структуру и подходы к формированию профессионально-правовой компетенции [13; 14; 15].

На основе анализа понятия «компетентность» в психолого-педагогических исследованиях уточнено понятие «правовая компетенция старшеклассников», которое представляет интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее способность и готовность старшеклассника применять систему правовых знаний и умений в правовых ситуациях» [16, 39].В структуре правовой компетенции выделены следующие компоненты:

- мотивационно-ценностный - принятие обучающимися права как ценности для общества и личности, способствующее мотивации старшеклассников на деятельность в рамках правового поля;

- когнитивный - система правовых знаний и умений, отражающих уровень правовой компетенции старшеклассников;

- коммуникативно-деятельностный - комплекс коммуникативных и правовых умений, содействующих правовой деятельности старшеклассников.

Анализ положений Федерального базисного учебного плана позволил сделать вывод о том, что общеобразовательная организация способна лишь частично удовлетворить потребность общества в формировании правовой компетенции обучающихся, предоставляя им возможность реализации правового образования через интегрированный учебный предмет «Обществознание», включающий на базовом уровне разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и

в качестве самостоятельных учебных предметов.

Но учебная деятельность старшеклассников по предметам «Обществознание» и «Право» имеет, на наш взгляд, ограниченные возможности, связанные с временным ресурсом. Кроме того, нерешенными остаются задачи организации учебного процесса по данным предметам, учитывающим индивидуальные особенности обучающихся, их возможности и потребности по формированию правовых компетенций.

В рамках данного исследования было проведено интервью с учителями общеобразовательных организаций г. Екатеринбурга (проинтервьюировано 124 респондента). Мнение большинства учителей сходится на том, что времени, выделенного на изучение права в рамках учебного плана, недостаточно. В рамках заданного времени возможно сформировать лишь когнитивный компонент правовой компетенции, однако такие важные компоненты, как мотивационно-ценностный и коммуникативно-деятельностный не формируются. Также в процессе интервьюирования учителей было выяснено, что большими возможностями для формирования правовой компетенции обладает внеучебная деятельность обучающихся.

Анализ документов и результатов интервью показал, что: 1) внеучебная деятельность обладает значимым потенциалом для формирования правовой компетенции обучающихся; 2) недостаточно исследованы вопросы формирования правовой компетенции у старшеклассников средствами клубной деятельности.

В изученных нами работах ученых, занимающихся проблемами клуба и клубной деятельности, можно выделить два подхода: клуб как самостоятельная организация, основывающая свою деятельность на общности интересов, профессий, хобби ее членов (Е.М. Карпова, М.Р. Мирошкина, A.B. Мудрик, A.A. Немтинова и другие), и клуб как форма организации внеучебной деятельности в общеобразовательной организации (Б.В. Куприянов, Г.Л. Котова, Т.Н. Молева и другие). Авторы второго направления относят клуб к формам организации внеучебной деятельности в школе, наделяют его функциями обучения и воспитания, подчеркивая важность различных видов деятельности в клубе.

Рассматривая понятие клуба, Б.В. Куприянов пишет, что «применительно к дополнительному образованию детей образ клуба - это некие клубные сообщества, которые образуют школьники, занимающиеся одним профилем деятельности и соответствующим образом воспринимающие друг друга» [17, 26]. Г.Л. Котова определяет клуб как форму системы воспитания, которая «ориентирована на выработку единой системы нормативно-ценностных ориентаций, реализацию образования и организацию социального опыта участников объединения» [18, 26]. Кроме того, Т.Н. Молева отмечает, что «клуб является одной из самых устойчивых форм объединения людей, имеющих общее увлечение» [19, 70].

Под правовым клубом в данной статье понимается добровольное объединение учащихся, основанное на общности интересов, запросов и

потребностей в изучении права, способствующее формированию правового сознания, готовности учащихся к гражданской активности и законопослушному поведению.

В исследовании нами построена структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности

Метод моделирования находит широкое применение в педагогических исследованиях. Мы опираемся на работы В.В. Краевского, Е.В. Бережновой, A.M. Новикова и других методологов педагогики [20].

Теоретическая модель состоит из трех взаимосвязанных компонентов: целевого, процессуально-деятельностного и уровнево-результативного. Рассмотрим подробнее каждый компонент.

Целевой компонент - формирование правовой компетенции старшеклассников. Основным методологическим подходом построения модели является компетентностный подход, позволяющий раскрыть содержание и сущность правовой компетенции, определить критерии и показатели ее сформированное™. В представленной модели компетентностный подход обеспечивает достижение поставленной цели на основе принципов целостности, последовательности, связи с жизнью, аксиологичности, сознательности и творческой активности:

-принцип целостности направлен на достижение единства и взаимосвязи между всеми составляющими системы формирования правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности;

- принцип последовательности обеспечивает связь правовой компетенции с учебной и внеучебной деятельностью старшеклассников;

- принцип связи с жизнью обеспечивает тесную связь правового образования с правовой действительностью, содействует самостоятельному использованию правовых знаний старшеклассниками в решении практических задач;

- принцип аксиологичности определяет ценностное отношение к закону и праву;

- принцип сознательности и творческой активности отражает активную жизненную позицию старшеклассников, стремление их к самостоятельному поиску решения правовых проблем.

Процессуально-деятельностный компонент представлен в модели видами и формами внеучебной деятельности. Ориентируясь на исследования Г.Л. Котовой о признаках клуба «выработка единой системы нормативно-ценностных ориентаций; приобретение знаний, умений, навыков; организация социального опыта» [18, 12], нами выделены виды деятельности старшеклассников в правовом клубе: образовательная, общественно полезная и учебно-исследовательская.

Образовательная деятельность в правовом клубе представляет собой процесс овладения старшеклассниками правовыми знаниями и формированием у них позитивного отношения к праву. В правовом клубе ведется работа по расширению кругозора обучающихся в области права, но главный акцент делается на формирование правовых умений, способности старшеклассников применять полученные знания на практике (составление юридических документов, решение правовых ситуаций). Формами организации в правовом клубе являются: лекция, экскурсия, дискуссия, деловые и дидактические игры, лабораторная работа и практикум.

Общественно полезная деятельность направлена на разработку социально-правовых проектов, законотворческой инициативы, организации юридических консультаций населению и реализуется в таких формах, как:

проектная деятельность, юридические консультации населению, выпуск информационных буклетов, оформление правовых стендов, проведение рейдов совместно с сотрудниками полиции, направленных на профилактику правонарушений среди подростков.

Учебно-исследовательская деятельность направлена на участие старшеклассников в научно-практических конференциях, семинарах по правовым проблемам.

Уровнево-результативныи компонент модели позволяет оценить эффективность формирования правовой компетенции во внеучебной деятельности. Критерии соответствуют структурным компонентам правовой компетенции: мотивационно-ценностному, когнитивному и коммуникативно-деятельностному.

Для определения показателей правовой компетенции старшеклассников и определения круга правовых ситуаций, в которых обучающийся будет готов и способен применить сформированную у него правовую компетенцию, необходимо обратиться к ФГОС СОО, в котором отражены требования к предметным результатам освоения базового курса «Право». Эти требования позволяют выделить следующие показатели правовой компетенции старшеклассников:

- способность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры осуществлять деятельность в конкретных жизненных ситуациях;

- способность самостоятельно осуществлять поиск и использовать правовую информацию;

- способность принимать решения и применять нормативные правовые акты в конкретных жизненных ситуациях;

- способность оценивать конкретные правовые нормы;

- способность разрешать конфликты правовыми способами;

- владение навыками подготовки некоторых видов юридических документов;

- способность отличать неправомерное поведение;

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина;

- владение базовыми знаниями по основным отраслям российского законодательства;

- способность понимать специфику юридической деятельности и юридических профессий.

Выделенные показатели соответствуют требованиям ФГОС СОО и соотносятся с компонентами правовой компетенции. Показателями мотивационно-ценностного критерия являются уровень оценки и отношения к праву, уважение прав других, интерес к праву, готовность оценивать правовые явления и правовые ситуации, наличие потребности повышать правовые знания, мотивация на правовую деятельность. Показателями когнитивного критерия являются знания: основных положений теории права, различных

отраслей права (конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, международного), своих прав и обязанностей. Показателями коммуникативно-деятелъностного критерия выступают правовые умения (работать с правовой информацией, анализировать нормативные правовые документы, применять правовые знания в решении ситуаций правовой направленности и так далее) и коммуникативные способности.

Выводы. Формирование правовой компетенции старшеклассников средствами клубной деятельности предполагает становление личности старшеклассника, обладающей совокупностью правовых знаний, умений, ценностей, способов поведения, мотивирующих на правовую деятельность и формирующих позитивное отношение к ней.

Данный процесс реализуется посредством включения обучающихся в образовательную, общественно полезную и учебно-исследовательскую деятельность правового клуба, посредством применения активных и интерактивных форм и методов внеучебной деятельности.

Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции старшеклассников состоит из целевого, процессуально-деятельностного и уровнево-результативного компонентов. Разработанная модель характеризуется динамичностью, открытостью, нелинейностью, гибкостью и интегративностью.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой многогранной проблемы. В соответствии с современными требованиями к правовому образованию и воспитанию обучающихся, можно продолжить исследовательскую работу по таким актуальным направлениям: пропедевтика правовых знаний у учащихся начальных классов, совместная роль родителей и педагогов по правовому просвещению подростков, профессиональная дополнительная подготовка преподавателей к правовому просвещению школьников.

1. Казначеева, O.A.. Сущность и содержание правового образования / O.A. Казначеева, В.В. Сафронов// Актуальные вопросы современной науки. - 2013. -№ 2(30). - URL :https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-pravovogo-obrazovaniya^aTa обращения: 21.04.2020).

2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897. - URL :https://fgos.ru/ (датаобращения: 18.04.2020).

3. Безукладникова, И.В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования / И.В. Безукладникова// Персональный сайт учителя истории, обществознания и права И. В. Безукладниковой. - URL :http://innvik.ucoz.ru/index/0-40 (датаобращения: 17.03.2020).

4. Бенин, 5.Л!Интеграция культурологического и компетентностного подходов в образовании будущих учителей географии / В.Л. Бенин, Е.А. Гончар // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития».- 2012. - Т.1, № 4.- С. 90-94.

5. Шумейко, О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе

обучения / О.Н. Шумейко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Международной научной конференции. - Самара : АСГАРД, 2016. - С. 18-25.

6. Spencer, L.M. Competence at work : models for superior performance / L.M. Spencer, S.M. Spencer. New York : John Wiley, 1993.

7. White, R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence / R.W. White // Psychological review. - 1959. - № 66. - P. 297-333.

8. Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? / In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.). - Brussels: IBM Education Center, 1992. - P. 111-122.

9. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe:report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.

10. Бенин, В.Л, Культурная составляющая компетентностного подхода /

B.Л. Бенин, О.В. Фролов // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Екатеринбург: СВ-96, 2012. -Вып. 7.- С. 119-125.

11. Коротун, А.В. Правовая компетенция социального педагога: теория и практика формирования в вузе: монография / А.В. Коротун. - Екатеринбург : Ажур, 2014. - 210 с.

12. Соболева, М.А. Формирование правовой компетенции студентов медицинского института: автореферат диссертации... канд.педагог. наук/ Мария Александровна Соболева ; Орловский государственный университет. - Орел, 2013. -21 с.

13. Гулакян, А.А. Развитие правовой компетенции студентов туристского вуза. / А. А. Гулакян. - Москва : Юрист, 2009. - 267 с.

14. Гусев, О.В. Формирование эколого-правовой компетенции у студентов педагогического вуза: автореферат диссертации.канд. педагог.наук/ О.В.Гусев ; Самар.Гос.профессионально-педагог. университет. - Самара, 2008. - 20 с.

15. Карева, А.В. Формирование педагогико-правовой компетенции в профессиональной подготовке специалистов по сервису и туризму: автореферат диссертации .канд. педагог. наук / Анна Владимировна Карева; Российский гос. профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2009. - 26 с.

16. Андреева, Е.Е. О сущности понятия «правовая компетенция обучающихся 1011 классов» / Е.Е. Андреева// Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 3743.

17. Куприянов, Б.В. Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов II Внешкольник. - 2005. - № 12. -

C. 25-27.

18. Котова, Г.Л. Формирование гражданской компетентности студентов колледжа средствами клубной деятельности: автореферат диссертации.кандидата педагогических наук / Г.Л. Котова; Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2010. - 28 с.

19. Молева, Т.Н. Школьный семейный клуб и проблема формирования духовно-нравственных ценностей детей и родителей / Т.Н. Молева II Человек и образование. -2014.- № 1.- С. 69-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап/ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - Москва: Академия, 2006. - 394 с.

References

1. Kaznacheyeva O.A., Safronov V.V.(2013). Sushchnost i soderzhaniye pravovogo obrazovaniya [The essence and content of legal education]Current issues of modern science. № 2(30). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-pravovogo-obrazovaniya(accessed: 21.04.2020). (InRuss.).

2. Ob utverzhdenii Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. N

1897[Approval of Federal state educational standard]. Available from:https://fgos.ru/ (accessed:18.04.2020)(In Russ)..

3. Bezukladnikova. I.V. (2020) Pravovaya kompetentnost uchashchikhsya i usloviya eye formirovaniya [Legal competence of students and conditions for its forming]. Personal website of the teacher of history, social studies and law I. V. Bezukladnikova.Available from:http://innvik.ucoz.ru/index/0-40 (accessed:17.03.2020). (In Russ).

4. Benin. V.L.,Gonchar E.A.(2012)Integratsiya kulturologicheskogo i kompetentnostnogo podkhodov v obrazovanii budushchikh uchiteley geografii [Integration of cultural and competence approaches in the education of future geography teachers]Izvestiya of Saratov University. New series. A series of "Acmeology of education. Developmental psychology", Vol.1, №4:90-94.(In Russ).

5. Shumeyko. 0.N.(2016) Realizatsiya sistemno-deyatelnostnogo podkhoda v protsesse obucheniya [Realization of the system-activity approach in the learning process ] Actual issues of modern pedagogy: materials of the VIII International scientific conference. Samara, 2016. P.18-25.(In Russ).

6. Spencer L.M.,SpencerS.M. Competence at work : models for superior performance. New York : John Wiley, 1993.(In Engl).

7. White R.W. Motivation reconsidered (1959)The concept of competence..Psychological review. № 66: 297-333.(In Engl).

8. Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? / In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.). - Brussels : IBM Education Center, 1992. - P.lll-122.(In Engl)

9. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe:report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe. Strsburg, 1997.(In Engl).

10. Benin. V.L., Frolov. 0.V.(2012) Kulturnaya sostavlyayushchaya kompetentnostnogo podkhoda [Cultural component of the competence approach] Conceptual apparatus of pedagogy and education: collection of scientific papers/Yekaterinburg: SV-96. Issue 7:119-125.(In Russ)

11. Korotun. A.V.(2014) Pravovaya kompetentsiya sotsialnogo pedagoga: teoriya i praktika formirovaniya v vuze [Legal competence of a social teacher: theory and practice of forming in higher education] . - Yekaterinburg: 0penwork. 210 p(In Russ).

12. Soboleva. M.A.(2013) Formirovaniye pravovoy kompetentsii studentov meditsinskogo instituta: avtoreferat dissertatsii... kandidata pedagogicheskikh nauk [Forming of legal competence of medical Institute students]. Orel: Orel state University. 21p.(In Russ)

13. Gulakyan. A.A. (2009) Razvitiye pravovoy kompetentsii studentov turistskogo vuza [Development of legal competence of students of a tourist University]. Moscow: Yurist.276 p.(In Russ)

14. Gusev. 0.V.(2008) Formirovaniye ekologo-pravovoy kompetentsii u studentov pedagogicheskogo vuza: avtoreferat dissertatsii. kandidata pedagogicheskikh nauk [Forming of environmental and legal competence of students of pedagogical universities]. Samara: Samara state vocational and pedagogical University. 20 p.(In Russ)

15. KarevaA.V.(2009) Formirovaniye pedagogiko-pravovoy kompetentsii v professionalnoy podgotovke spetsialistov po servisu i turizmu: avtoreferat dissertatsii .kandidata pedagogicheskikh паикФормирование педагогико-правовой компетенции в профессиональной подготовке специалистов по сервису и туризму [Forming of pedagogical and legal competence in professional training of specialists in service and tourism]. Yekaterinburg:Russian state vocational pedagogical University. 26 p.(In Russ)

16. Andreyeva. E.E. (2016) O sushchnosti ponyatiya «pravovaya kompetentsiya obuchayushchikhsya 10-11 klassov" [About the essence of the concept " legal competence of students in grades 10-11. Siberian pedagogical journal. №4: 37-43.(InRuss).

17. Kupriyanov. B.V.(2005) Modeli sotsialnogo vospitaniya v uchrezhdeniyakh dopolnitelnogo obrazovaniya detey [Models of social education in institutions of additional education of children]Extracurricular activities. №12 : 25-27(In Russ).

18. Kotova. G.L.(2010) Formirovaniye grazhdanskoy kompetentnosti studentov kolledzha sredstvami klubnoy deyatelnosti: avtoreferat dissertatsii... kandidata pedagogicheskikh nauk [Forming of civil competence of College students by means of club activities].Yekaterinburg: Russian state vocational pedagogical University. 28 p. (In Russ)

19. Moleva. T.N.(2014) Shkolnyy semeynyy klub i problema formirovaniya dukhovno-nravstvennykh tsennostey detey i roditeley [School family club and the problem of forming spiritual and moral values of children and parents] People and education. №l:69-733.(In Russ).

20. Krayevskiy. V.V.(2006) Metodologiya pedagogiki: novyy etap [Methodology of pedagogy: a new stage]. Moscow: The academy. 394p.(In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.