Научная статья на тему 'Содержание системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната'

Содержание системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТАРШЕКЛАССНИК / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жолдасбаева Сапура Альжановна

Актуальность исследования в статье определяется необходимостью разработки системы формирования социокультурной компетенции. Предметом исследования статьи является системно-деятельностный подход в качестве общенаучной основы исследования. Данный подход обеспечивает комплексное изучение и построение авторской педагогической системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната как целостной совокупности элементов с определенными признаками. Новизна исследования состоит в разработке на основе системно-деятельностного, аксиологического и компетентностно-культурологического подходов авторской системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната, содержащей взаимосвязанные блоки деятельности учителя, деятельности учащихся, включающие организационно-управляющую, содержательно-технологическую, мотивационно-ценностную, информационно-деятельностную и диагностико-корректирующую подсистемы. Значимость исследования определяется внедрением в образовательный процесс школы-интерната авторской системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников и педагогических условий ее эффективного функционирования. Разработанную систему можем считать универсальной, так как ее компоненты регулируются как общими требованиями к повышению качества общего образования, так и требованиями к отдельно взятой личности; характеризуется целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат достижение более высокого уровня сформированности социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната; прагматичностью, открытостью, так как система встроена в контекст образовательного процесса школы-интерната. Все обозначенные компоненты системы, их содержательное наполнение взаимосвязаны, образуют целостную педагогическую систему, направленную на решение поставленных задач в исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF THE SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE FORMATION AT BOARDING SCHOOL

The importance of the research is defined by the need to develop a system of social competence forming. The subject of the article is the system-activity approach as the scientific research background. This approach provides a comprehensive study and enables the construction of the educational system of social competence forming for the students of a boarding school. The novelty of the study is that the system of social competence forming for the students of a boarding school, based on the system-activity, axiological and competence-cultural approaches, has been developed. It includes the interconnected blocks of teacher’s and students’ activities, containing the managing, contenttechnological, motivational, informational, activity, correction subsystems. The significance of the study is determined by the implementation of the system of social competence forming for the students of a boarding school and pedagogical conditions worked out for its effective functioning. The developed system can be considered a universal one, since its components are governed by the general requirements to the improvement of the quality of general education as well as by the requirements to the personality. The system is characterized by: integrity, since all these components are interconnected and are aimed at a particular result, which is to achieve a higher level of formation of social competence at a boarding school; pragmatism; openness, as the system is integrated into the educational process of a boarding school. All the blocks of the system and their content are linked to form a complete educational system aimed at solving the problems of the research.

Текст научной работы на тему «Содержание системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната»

УДК 373.5.017.4 ББК Ч424.72

СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

С.А. Жолдасбаева

Актуальность исследования в статье определяется необходимостью разработки системы формирования социокультурной компетенции. Предметом исследования статьи является системно-деятельностный подход в качестве общенаучной основы исследования. Данный подход обеспечивает комплексное изучение и построение авторской педагогической системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната как целостной совокупности элементов с определенными признаками. Новизна исследования состоит в разработке на основе системно-деятельностного, аксиологического и компетентностно-культурологического подходов авторской системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната, содержащей взаимосвязанные блоки деятельности учителя, деятельности учащихся, включающие орга-низационно-управляющую, содержательно-технологическую, мотивационноценностную, информационно-деятельностную и диагностико-корректирующую подсистемы. Значимость исследования определяется внедрением в образовательный процесс школы-интерната авторской системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников и педагогических условий ее эффективного функционирования. Разработанную систему можем считать универсальной, так как ее компоненты регулируются как общими требованиями к повышению качества общего образования, так и требованиями к отдельно взятой личности; характеризуется целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение более высокого уровня сформированное™ социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната; прагматичностью, открытостью, так как система встроена в контекст образовательного процесса школы-интерната. Все обозначенные компоненты системы, их содержательное наполнение взаимосвязаны, образуют целостную педагогическую систему, направленную на решение поставленных задач в исследовании.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, старшеклассник, школа-интернат, система.

В настоящее время интеграционные процессы России в европейское экономическое, образовательное и межкультурное пространство поставили перед отечественным образованием задачу формирования подрастающего поколения, способного быстро адаптироваться, управлять информацией и обладать обширными коммуникативными умениями и навыками, вступая в социокультурное взаимодействие с представителями других культур. В связи с переходом от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, важно выявить возможные механизмы, средства и условия формирования социокультурной компетенции учащихся, в особенности старшеклассников.

Наиболее сложно процессы социализа-

ции, развития личностных качеств, формирования компетенций, на наш взгляд, происходят в школах-интернатах. Это, безусловно, связано с определенными ограничениями учебно-воспитательного процесса, отдаленностью от семей и т. п. В связи с этим, перед нами стоит задача решения проблемы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната.

При разработке системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната мы исходили из следующих аспектов системно-деятельностного подхода (общенаучной основы исследования): 1) система формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната является подсистемой обра-

зовательной системы школы-интерната; 2) целостность обеспечивается наличием внутренних (между компонентами системы) и внешних (с внешней средой) связей; 3) системообразующими факторами являются цель (внешний фактор) и субъект-субъектное взаимодействие (внутренний фактор); 4) структурные элементы системы обеспечиваются блоками деятельности учителя и учащихся, а также соответствуют компонентам деятельности; 5) эмер-

джентным свойством системы является результат - сформированная социокультурная компетенция старшеклассников, представляющая собой системное образование, интегрирующая знания, умения, опыт и качества личности, необходимые для эффективной социализации в поликультурной среде.

Внешним системообразующим фактором системы является цель. Под целью понимается образ желаемого результата с фиксированным временем получения, соотнесенный с возможностями его получения к требуемому сроку, мотивирующему субъекта действовать в направлении его достижения, операционноопределенного, т. е. заданного так, что всегда можно сравнить фактически полученные результаты с ожидаемыми.

В качестве желаемого результата нами определена следующая цель - «сформировать социокультурную компетенцию у старшеклассников школы-интерната» [6]. В системе формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната определим составляющие ее блоки, подсистемы и компоненты (см. рисунок).

Представим блок деятельности учителя (организационно-управляющая и содержательно-технологическая подсистемы).

Организационно-управляющая подсистема обеспечивает общее управление, организацию и координацию деятельности субъектов разрабатываемой системы.

В понимании управления мы придерживаемся позиции В. А. Сластенина «управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата» [5, с. 278].

В связи с этим, обозначим функции этой подсистемы:

• целеполагающая (направляет процесс формирования социокультурной компетенции у старшеклассников);

• координирующая (обеспечивает согласованность взаимодействующих субъектов системы);

• регулирующая (определяет действие уже организованной системы применительно к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования).

В качестве структурных компонентов этой подсистемы выступают:

1) компоненты системы управления: управляющий совет, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет, центр здорового образа жизни, психологическая служба и др.;

2) компоненты организации взаимодействия: научное общество учащихся; сетевое сообщество учителей, учащихся и родителей; творческие мастерские; создание благоприятной эмоциональной атмосферы во время обучения, ситуаций спора и дискуссий; учебная и исследовательская деятельность и др.

Связь подсистем формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната

Содержательно-технологическая подсистема включает весь объем содержания образовательного процесса, направленного на формирование социокультурной компетенции у старшеклассников и определяет выбор педагогических технологий.

Определим функции этой подсистемы:

• информационная (определяет предметное содержание, необходимый обмен информацией);

• обучающая (обеспечивает приобретение знаний, умений, необходимых для эффективной социализации в культурной среде);

• воспитательная (формирует у старшеклассников опыт взаимодействия в социокультурной среде, развитие личностных качеств);

• преобразовательная (влияет на изменение уровневых характеристик социокультурной компетенции, обеспечивая переход с одного уровня на другой).

Структурными компонентами содержательно-технологической подсистемы являются:

1) компоненты содержания: элективные курсы, банк инновационных разработок коллектива, библиотека Интернет-ресурсов, учебно-методические программы и др.;

2) технологические компоненты: про-

ектные сессии, презентационные лекции, модульные технологии, проблемное изложение материала, игровые технологии, тренинг, круглый стол и др.

Таким образом, содержательно-технологическая подсистема задает общие рамки организации образовательного процесса, характеризует методы (традиционные, алгоритмические, эвристические, активные, исследовательские и др.) и приемы (решение нестандартных и практико-ориентированных задач, обращение к жизненному опыту учащихся и др.), средства (практико-ориентиро-ванные проекты, наглядные материалы, источники учебной информации), формы (проблемный урок, урок-беседа, урок-лекция, урок-визуализация, Интернет-урок, урок-игра, практическая работа, консультация и др.) обучения, используемые для формирования социокультурной компетенции.

Блок деятельности учителя и блок деятельности учащихся связаны социальным взаимодействием. Социальное взаимодействие в образовательном процессе трактуется нами как «процесс, содержание, направленность, методы общения основных субъектов которого вызваны спецификой целей, ценно-

стных ориентаций, установок на обучение и воспитание» [4].

Опишем блок деятельности учащихся

(мотивационно-ценностная и информационно-деятельностная подсистемы).

Мотивационно-ценностная подсистема обеспечивает повышение мотивации к дальнейшему развитию личностных качеств (толерантности, ответственности, эмпатии и др.), обеспечивает адаптацию, преобразование, повторение и интерпретацию практического опыта, приспособление к различным ситуациям, оптимизацию их выполнения.

Данная подсистема раскрывает мотивационный и ценностный аспекты. Мотивационная составляющая предполагает перевод внешних мотивов во внутренние, осуществляемый посредством специально организованных стимулирующих воздействий учителя на старшеклассников, обеспечивающих формирование личностно-значимых мотивов. Развитие мотивационной составляющей реализуется в условиях субъект-субъектного, равнопартнерского взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого у старшеклассников формируется стремление к учебной и исследовательской деятельности.

Ценностный аспект построен на идеях аксиологического подхода, при этом мы обозначаем, что к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. «Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности» [2, с. 32]. В поликультурной среде особый акцент обращен на формирование ценностей культуры.

Соответственно, мотивационно-ценностная подсистема имеет определяющее значение в формировании социокультурной компетенции, она объединяет знание об общечеловеческих ценностях, нравственных и моральных нормах поведения с личными интересами старшеклассников. Формируемые личностные качества старшеклассников являются необходимыми для социокультурной компетенции, поскольку само понятие компетенции подразумевает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и личностные качества в условиях деятельности.

Определим функции этой подсистемы:

• побудительная (стимулирует развитие личностных качеств у старшеклассников:

толерантности, ответственности, креативности, рефлексивности, эмпатии, инициативности);

• адаптационная (организует принятие общечеловеческих ценностей, нравственных и моральных норм поведения);

• развивающая (обеспечивает развитие мотивационной сферы старшеклассников).

Структурными компонентами мотивационно-ценностной подсистемы являются:

1) мотивационный компонент: стремление к самосовершенствованию, сохранение и развитие своей индивидуальности, мобилизация волевого потенциала, стабилизация своей эмоциональной сферы, активная позиция в достижении успеха в групповой и коллективной деятельности и др.;

2) ценностный компонент: знания о самоценности каждой личности, понимание содержания понятий «жизнь», «смерть», «добро», «истина», «красота», «любовь», «смысл жизни», «честь», «благородство», «достоинство», «свобода», «вера»; применение принципа взаимоуважения, равноправия в социальных отношениях и др.

Таким образом, система потребностей, мотивов, ценностных ориентаций определяет деятельность субъектов в системе формирования социокультурной компетенции старшеклассников, которая должна быть направлена не только на достижение результативности, но и на удовлетворенность самим процессом. Это обусловливает мотивационно-ценностное отношение к социокультурной деятельности и тем самым обеспечивает успешное формирование социокультурной компетенции у старшеклассников.

Обратимся к описанию следующей подсистемы блока деятельности учащихся - информационно-деятельностной.

Информационно-деятельностная подсистема позволяет обеспечить основами знаний о современных информационных средствах, о способах поиска информации в интерактивных источниках; организовать взаимодействие с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, применять средства информационных технологий в стандартных и нестандартных ситуациях.

Одной из важнейших побудительных сил, определяющих развитие общества, является информационная потребность. Именно она детерминирует информационную активность субъектов, проявляющуюся в их стремлении к получению информации и обмену ею между

ними. «Вместе с дифференциацией системы социальной деятельности на практическую и духовную подсистемы происходит возвышение информационной потребности, ведущее к расширению границ и интенсификации информационного взаимодействия на основе разработки и применения всё более сложных информационно-технических средств и технологий» [7, с. 134]. Этим определяется, по мнению В.А. Уханова, дальнейшая необходимость обособления из духовной деятельности информационного взаимодействия и определения его в относительно самостоятельную, специализированную и технически оснащенную информационную деятельность, призванную удовлетворять развивающиеся информационные потребности и интересы людей.

Деятельностный аспект в образовании [8] выражается в том, что обучение есть деятельность, связанная с решением какой-либо учебной или исследовательской проблемы. При этом деятельность построена на коммуникации через овладение социальной нормой, вербальной деятельностью и видами невербального самовыражения.

Представим функции этой подсистемы:

• целеполагающая (определение перспективы взаимодействия субъектов микро-, мезо-, макросреды);

• преобразовательная (целенаправленное развитие личностных качеств: креативности и рефлексивности);

• ориентировочная (определение необходимых знаний, умений, качеств для организации учебной и исследовательской деятельности, успешного субъект-субъектного взаимодействия).

Структурными компонентами информационно-деятельностной подсистемы являются:

1) информационный компонент;

2) деятельностный компонент.

Таким образом, информационно-деятельностная подсистема предполагает наличие у старшеклассников знаний, необходимых для применения средств информационных технологий в процессе обработки получаемой информации (поиск, передача, хранение, анализ, систематизация), характеризует наличие умений применять средства информационных технологий в стандартных и нестандартных ситуациях, организовывать конструктивное взаимодействие с другими людьми, развивать субъектность.

Во взаимодействии «учитель - ученик»,

«ученик - ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов бытия. Согласно Д.Б. Эльконину, происходит развитие «субъектности» [9]. «Среда учения - деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности, необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнерства, общения» [3, с. 204]. Механизм подобного взаимодействия видится в сочетании способности не только действовать, но и воспринимать действия других. При этом речь идет о взаимодействии учащихся как между собой, так и с учителем.

Соотнесение цели с результатом, проверку эффективности выполняемой работы, необходимость проведения корректирующих действий обеспечивает наличие диагностикокорректирующей подсистемы.

Диагностико-корректирующая подсистема позволяет анализировать информацию о ходе образовательного процесса, корректировать деятельность по формированию социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната. Оценка достигнутого уровня сформированности социокультурной компетенции отслеживается учителем в процессе обучения с помощью контрольно-аналитических процедур.

Рассматриваемая подсистема включает входной контроль, промежуточные диагностические срезы и выходной контроль. Входной контроль позволяет выявить исходный уровень сформированности изучаемой компетенции. Затем производится цикл педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, выполняется промежуточный контроль. На основе полученных результатов при необходимости в образовательный процесс вносятся соответствующие коррективы, и осуществляется новый цикл педагогического взаимодействия субъектов этого процесса, производится коррекция уже усвоенных знаний, умений в форме самоконтроля, намечаются планы дальнейшего совершенствования данной компетенции. Завершает процесс формирования социокультурной компетенции выходной контроль, показывающий уровень сформированности социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната.

В диагностико-корректирующей подсис-

теме представлены критерии, показатели, уровни и предполагаемый результат, что позволяет анализировать информацию о ходе образовательного процесса, корректировать деятельность по формированию социокультурной компетенции у старшеклассников.

Представим функции этой подсистемы:

• оценивающая (сравнение результатов сформированности социокультурной компетенции у старшеклассников с целью);

• консультативная (оказание помощи в освоении заданного вида компетенции);

• аналитическая (выявление недостатков и затруднений, выбор способа восполнения и устранения недостатков, определение дальнейших тенденций деятельности субъектов образовательного процесса по формированию социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната).

Структурными компонентами диагностикокорректирующей [1] подсистемы являются:

1) диагностический компонент: подбор и разработка диагностического инструментария, проведение и анализ предварительной, промежуточной и итоговой диагностики;

2) корректирующий компонент: консультирование, анализ ошибок, упражнения, собеседование, тренинг, самоанализ, собеседование, рефлексия, упражнения и др.

Разработанная нами система формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната не может рассматриваться как изолированная система, поэтому представленные подсистемы, их компоненты и функции не исчерпывают всего многообразия характеристик процесса формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната, но в контексте нашего исследования являются наиболее значимыми.

В результате теоретического анализа, на основании указанных положений системнодеятельностного, аксиологического и компе-тентностно-культурологического подходов, в рамках которых проводится исследование, мы опирались на принципы реализации системы, среди которых можно выделить общедидактические (системности, целостности, научности, связи теории с практикой, самостоятельности и активности, диагностичности) и специфические (рефлексивности деятельности, актуализации витагенного опыта, интеграции, равнозначности традиций и творчества).

Реализация педагогических принципов осуществляется на основе определенных пе-

дагогических условий, которые обеспечивают достижение результата системы как перехода старшеклассников с одного уровня социокультурной компетенции на другой, более высокий и качественно отличный от предыдущего. Более того, они определяют эффективное функционирование системы формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната как подсистемы в педагогической системе школы-интерната.

Литература

1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики // А.Д. Гонеев; под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

2. Каган, М.С. Системный подход и гуманистическое знание / М.С. Каган. - М.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 383 с.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

4. Почечихина, В.Н. Особенности взаи-

модействия основных субъектов образовательного процесса в школе: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук / В.Н. Почечихина. - Екатеринбург, 2004. - 148 с.

5. Сластенин, В.А. Профессиональная самоактуализация будущего учителя: науч. тр. Моск. пед. гос. ун-та / В.А. Сластенин, Е.В. Андриенко. - М. : Прометей, 1998. - 486 с.

6. Уварина, Н.В. Технологическое сопровождение самоактуализации младших школьников в творческой деятельности / Н.В. Уварина //Пед. науки. - 2007. - № 2. - С. 109-114.

7. Уханов, В.А. Информационная деятельность человека: дис. ... д-ра филос. наук / В.А. Уханов. - Екатеринбург, 1997. - 292 с.

8. Шумакова, О.А. Субъекты профессионального взаимодействия с родителями в образовании / О.А. Шумакова // Науч. мнение. -2011. - № 1. - С. 143-146.

9. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. -М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «Модек», 1995. - 264 с.

Жолдасбаева Сапура Альжановна, аспирант, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет (Челябинск), sapura999@mail.ru.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _______________2014, vol. 6, no. 1, pp. 62-68

CONTENT OF THE SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE FORMATION AT BOARDING SCHOOL

S.A. Zholdasbayeva, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, sapura999@mail.ru

The importance of the research is defined by the need to develop a system of social competence forming. The subject of the article is the system-activity approach as the scientific research background. This approach provides a comprehensive study and enables the construction of the educational system of social competence forming for the students of a boarding school. The novelty of the study is that the system of social competence forming for the students of a boarding school, based on the system-activity, axio-logical and competence-cultural approaches, has been developed. It includes the interconnected blocks of teacher’s and students’ activities, containing the managing, contenttechnological, motivational, informational, activity, correction subsystems. The significance of the study is determined by the implementation of the system of social competence forming for the students of a boarding school and pedagogical conditions worked out for its effective functioning. The developed system can be considered a universal one, since its components are governed by the general requirements to the improvement of the quality of general education as well as by the requirements to the personality. The system is characterized by: integrity, since all these components are interconnected and are aimed

at a particular result, which is to achieve a higher level of formation of social competence at a boarding school; pragmatism; openness, as the system is integrated into the educational process of a boarding school. All the blocks of the system and their content are linked to form a complete educational system aimed at solving the problems of the research.

Keywords: social-cultural competence, senior, boarding school, system.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Goneev A.D. Osnovy коrrекtsiоnnоy pеdаgоgiki [Fundamentals of Correctional Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 272 p.

2. Kagan M.S. Sistemny podkhod i gumanisticheskoe znanie [System Approach and Humanistic Knowledge]. Leningrad, LGU Publ., 1991. 383 p.

3. Leontyev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, Consciousness, Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p.

4. Pochechikhina V.N. Osobennosti vzaimodeystviya osnovnykh sub”ektov obrazovatel'nogo processa v shkole (Sotsiologicheskiy аnaliz). Kand. Diss. [Feature of Interaction of the Main Subjects of Educational Process at School (The sociological analysis). Cand. Diss.]. Yekaterinburg, 2004. 148 p.

5. Slastenin V.A., Andrienko E.V. Professional'naya samoaktualisatsiya budushchego uchitelya: nauchnye trudy Moskovskogo pedagogicheskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Professional Selfupdating of Future Teacher: Scientific Works of the Moscow Pedagogical State University]. Moscow, Prometheus Publ., 1998. 486 p.

6. Uvarina N.V. Technological Maintenance of Self-updating of Younger School Students in Creative Activity [Tekhnologecheskoe soprovozhdenie samoaktualizatsii mladshikh shkol'nikov v tvor-cheskoy deyatel'nosti]. Pedagogical sciences, 2007, no. 2. pp. 109-114.

7. Ukhanov V.A. Informatsionnaya deyatel'nost' cheloveka [Information Activities of the Person]. Yekaterinburg, 1997. 292 p.

8. Shumakova O.A. Subjects of Professional Interaction with Parents in Education [Sub''ekty pro-fessionsl'nogo vzaimodeystviya s roditelyami v obrasovanii]. Scientific opinion, 2011, no 1. pp. 143-146.

9. Elkonin D.B. Psikhologicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh [Psychological Development at Children's Age]. Moscow, Institute of practical psychology, Voronezh: NPO Modek Publ., 1995. 264 p.

Поступила в редакцию 1 декабря 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.