Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната'

Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS OF THE BOARDING SCHOOL / CULTURAL COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жолдасбаева С. А.

В статье рассматривается вопрос формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната как один из видов компетенций, тесно связанный с общекультурной и социальной компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the Social and cultural competence formation for senior high school students of boarding school1«NIS» Pedagogical Mastery Center

This article describes the problem of social and cultural competence formation for senior high school students of boarding school as one of the competence types, closely connected with overall cultural and social competences

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната»

С. А. Жолдасбаева, ст. менеджер, АО «НИШ» Центр педагогического мастерства, аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик

г. Астана, Казахстан,

Челябинский государственный педагогический

университет,

sapura999@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В настоящее время интеграционные процессы России в европейское экономическое, образовательное и межкультурное пространство поставили перед отечественным образованием задачу формирования подрастающего поколения, способного быстро адаптироваться, управлять информацией и обладать обширными коммуникативными умениями и навыками, вступая в социокультурное взаимодействие с представителями других культур. В связи с переходом от зна-ниевой парадигмы образования к компетент-ностной, важно выявить возможные механизмы, средства и условия формирования социокультурной компетенции учащихся, в особенности старшеклассников.

Наиболее сложно :

процессы социализации, развития личностных качеств, формирования компетенций, на наш взгляд, происходят в школах-интернатах. Это, безусловно, связано с определенными ограничениями учебно-воспитательного процесса, отдаленностью от семей и т.п. В связи с этим, перед нами стоит зада ча решения проблемы формирования социо культурной компетенции у старшеклассни ков школы-интерната.

Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» заключается в том, что компетенция идеальна, нормативна, моделирует свойства выпускника и в каком-то смысле обслуживает

термин «образовательная компетентность», точнее, описывает его смысловое наполнение.

Рассмотрим понятие компетентность. Словарь современных терминов трактует понятие «компетентность» (лат. сошрйеш, сошре1епИ8) как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо».1 В толковом словаре под редакцией Д. И. Ушакова под компетентностью понимается осведомленность, авторитетность, некая личностная характеристика, а под компетенцией — «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)».2

Автор статьи придерживается позиции А. В. Хуторского в понимании компетентности как владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» заключается в том, что компетенция идеальна, нормативна, моделирует свойства выпускника и в каком-то смысле обслуживает термин «образовательная компетентность», точнее, описывает его смысловое наполнение. Образова-

дискуссия

журнал научных публикаций

тельная компетентность реальна, относится к личности, существует «здесь и сейчас».

Далее перейдем к рассмотрению видов компетенций с целью выявления особенностей социокультурной компетенции.

В научно-педагогических исследованиях все компетенции разделены на три группы: компетенции ключевые (базовые) — относятся к общему содержанию образования; общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей и специальные (предметные) — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Все существующие различные классификации компетенций основаны на пяти ключевых компетенциях современных выпускников, обозначенных как наиболее важные для объединяющейся Европы:3

♦ политические и социальные;

♦ компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;

♦ компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке;

♦ компетенции, связанные с возникновением информационного общества;

♦ компетенции, обеспечивающие человеку возможности профессионального совершенствования в течение всей жизни.

И. А. Зимняя, рассматривая вопрос о трактовке ключевых компетенциях, формулирует десять основных компетенций (видов), подразделяя их на три группы:4

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека.

Обращаясь к исследованиям, посвященным аспектам социокультурной компетенции, отметим, что это компетенция, связанная с жизнью в многокультурном

Образовательная среда моделирует ключевые аспекты культуры общества, воплощаясь

в поликультурную среду конкретного образовательного учреждения.

обществе (в соответствии с классификацией Совета Европы), а согласно классификации И. А. Зимней, она входит в группу компетенций, «относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы».5

Таким образом, социокультурная компетенция тесно связана с общекультурной и социальной компетенциями. Раскроем особенности этих видов компетенций.

Социальная компетенция. Термин «социальный» понимается как «общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе».6

В психологии социальная компетенция часто соотносится с понятием «уверенность в себе». При этом многие авторы соотносят проявление социальной компетенции как способность работать в команде, выстраивать коммуникации, разрешать конфликты и т.д.

В современных педагогических исследованиях чаще всего это понятие авторы связывают с овладением навыками общения и принятием определенных социальных ролей.

Такое разнообразие позиций исследователей в данном аспекте показывает отсутствие общепризнанного понимания термина «социальная компетенция».

Анализ психо л ого-педагогических исследований указывает на различие позиций авторов в понимании термина «социальная компетенция», в этих источниках термин трактуется:7

♦ как общее собирательное понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека;

♦ как составляющая ключевой компетенции;

♦ как личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к другим, к деятельности и др.8

Резюмируя сказанное, можно констатировать, что социальная компетенция предполагает знания, умения, опыт и личностные качества человека, позволяющее ему активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально

значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли.

Далее обратимся к рассмотрению функций и структурных компонентов социальной компетенции.

И. А. Зимняя, Т. А. Кривченко, Н. А. Морозова и другие ученые считают, что социальную компетенцию человека со-ставляют:9

♦ компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внеучебных;

♦ знания в сфере гражданско-обще-ственной деятельности;

♦ компетенции в сфере социально-трудовой деятельности;

♦ знания и умения в бытовой сфере;

♦ компетенции в сфере культурно-до-суговой деятельности.

В связи с этим остановимся кратко на характеристике процесса социализации и его этапов, где одну из значимых ролей играет общекультурная компетенция.

Общекультурная компетенция. Согласно И. А. Зимней, под общей культурой понимается единое целое, включающее: а) внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования и б) образованность как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной.

Образовательная среда моделирует ключевые аспекты культуры общества, воплощаясь в поликультурную среду конкретного образовательного учреждения. В понимании поликультурной среды автор придерживается следующей позиции. Поликультурная среда — это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, про-

Социальная компетенция предполагает знания, умения, опыт и личностные качества человека, позволяющие ему активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли.

являющихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.

Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, обеспечивающие:

а) формирование человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать общую культуру, язык других наций;

б) формирование человека как носителя своей национальной культуры, транслятора традиций, обычаев, ценностей;

в) формирование личности, обладающей социокультурной компетенцией.

Понятие «социокультурная компетенция» рассматривается в исследованиях Н. Н. Ефремовой, Н. Г. Муравьевой, А. Э. Рахимовой и др. Согласно документам Совета Европы по культурному сотрудничеству, социокультурная компетенция — одна из составляющих коммуникативной компетенции, понимаемой как способности к адекватному взаимодействию в ситуациях повседневной жизни, становлению и поддержанию социальных контактов при помощи иностранного языка.10

В современных педагогических исследованиях социокультурная компетенция трактуется как:

♦ интегративное свойство личности, характеризующее ее теоретическую и практическую готовность к социокультурной деятельности;

♦ знаниевая обоснованность (опережающая и рефлексивная) поведенческих актов на основе осмысленно принятых решений;

= • определяющая ценностные ориентации личности и способствующая их формирова-

нию.11

Наиболее значимой в этом вопросе для нас является позиция Н. Г. Муравьевой: «Социокультурная компетенция — это интегра-тивная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь

дискуссия

журнал научных публикаций

на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве».12

Обратим внимание на структуру социокультурной компетенции, рассматриваемую многими исследователями как сложное образование в единстве четырех компонентов:

а) когнитивный (знание содержания компетенции);

б) мотивационный (готовность к проявлению компетенции);

в) ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетенции и объекту его приложения);

г) поведенческий (опыт проявления компетенции).

В исследовании Н. Г. Муравьевой состав социокультурной компетенции представлен следующими компонентами: когнитивно-информационный; смыслообразую-ще-аксиологический; коммуникативно-де-ятельностный.

Исходя из проведенного анализа работ, автор приходит к следующему: социокультурная компетенция — это интегративная характеристика, проявляющаяся в совокупности знаний, умений, опыта и качеств личности, которая обеспечивает эффективную социализацию в поликультурной среде.

Основными структурными компонентами социокультурной компетенции принимаются:

♦ ценностно-ориентировочный;

♦ информационно-когнитивный;

♦ коммуникативно-деятельностный.

Исследователи отмечают, что в каждом

возрастном периоде формируются особенные компетенции. В дошкольном детстве — личностные и коммуникативные; в школьный период — общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки — ценност- =

но-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе,

Формирование компонентов компетенции зависит от возрастных закономерностей развития, ведущих потребностей (мотивов) и задач возрастного периода.

компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

Автор поддерживает позицию И. Е. Ши-шовой в той части, что компетенции формируются на основе имеющегося опыта. При этом формирование компонентов компетенции зависит от возрастных закономерностей развития, ведущих потребностей (мотивов) и задач возрастного периода. Соответственно, для выявления особенностей социокультурной компетенции старшеклассников мы должны учитывать их возрастные особенности:

♦ самоопределение личности (создание идеала семьи, общества, профессии);

♦ активность мышления (направленность на логическое упорядочивание, систематизацию, обобщение, поиск необходимой информации);

♦ избирательное отношение к учебным предметам за счет потребности в значимых для жизненного успеха знаниях;

♦ формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Исходя из вышеизложенного, социокультурная компетенция старшеклассников — это интегративная характеристика, проявляющаяся в совокупности знаний, умений, опыта и качеств личности старшеклассников, которая обеспечивает их эффективную социализацию в поликультурной среде.

Структурными компонентами социокультурной компетенции у старшеклассников считаем:

♦ ценностно-ориентировочный (знания об общечеловеческих ценностях, нравственных и моральных нормах поведения, умения применять культурные нормы и традиции в поведении, опыт овладения навыками толерантного поведения, ответственность);

♦ информационно -когнитивный (знания основ поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации, умения применять средства информационных технологий в стандартных

= и нестандартных ситуациях, опыт овладения навыками поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации, рефлексивность, креативность);

• коммуникативно-деятельностный (знания основ продуктивного взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, умения организовать взаимодействие с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, опыт овладения вербальными и невербальными способами взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, эмпатия, инициативность).

Рассматривая проблему формирования социокультурной компетенции у старшеклассников в школе-интернате, необходимо учитывать особенности данного вида учебного заведения. К таким особенностям относятся:

1) круглосуточное проживание обучающихся в общежитии;

2) разнородность контингента (по признакам социального статуса, территориальной принадлежности, национальности и т. п.);

3) разнообразие образовательных программ;

4) взаимодополняемость и преемственность учебной и воспитательной работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) взаимодействие с родителями в удаленном режиме;

6) потребность в устойчивом взаимодействии с внешней средой;

7) взаимодействие субъектов образовательного процесса, моделирующее социальное взаимодействие.

Таким образом, перечисленные особенности позволили рассмотреть формирование социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната как педагогическую систему, обеспечивающуюся непрерывным взаимодействием субъектов образовательного процесса.

Анализ состояния аспектов формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната позволил констатировать потребность современного образования в ее эффективном решении. Исследуемая компетенция относится к группе компетенций социального взаимодействия человека и социальной сферы и по содержанию связана с общекультурной и социальной компетенциями. ^

1. Словарь современных понятий и терминов [Текст]. — М.: Изд-во Республика, 2002. — 528 с.

2. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. — М.: Советская энциклопедия, ОГИЗ, 1935. - 1565 с.

3. Gordon J. Key competences in Europe: Open doors for lifelong learners across the school curriculum and teacher education / J. Gordon, T Leney, A. Michel. — Warsaw: Center for Social and Economic Research on behalf of CASE Network, 2009. — 328 p.

4. Зимняя И. А. и др.. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта [Текст] / Зимняя И. А., Бойденко Б Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 210 с.

5. Там же

6. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II [Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2003. — 452 с.

7. Шумакова О.А. Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с родителями [Текст]/ Шумакова О.А. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 220-227.

8. Уварина Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе [Текст]/ Уварина Н.В.//Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4. (263). С.34-37

9. Бойденко Б Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А- . М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 210 с.

10. Шумакова О.А. Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с родителями [Текст]/ Шумакова О.А. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 220-227.

11. Жежера, Е. А. Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин [Текст] : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Жежера Елена Анатольевна. - Челябинск, 2008. — 24 с.

12. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике [Текст] / Н.Г. Муравьева // Вестник тюменского государственного университета. — 2011. — №9. — С. 141-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.