С. А. Жолдасбаева, ст. менеджер, АО «НИШ» Центр педагогического мастерства, аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик
г. Астана, Казахстан,
Челябинский государственный педагогический
университет,
sapura999@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
В настоящее время интеграционные процессы России в европейское экономическое, образовательное и межкультурное пространство поставили перед отечественным образованием задачу формирования подрастающего поколения, способного быстро адаптироваться, управлять информацией и обладать обширными коммуникативными умениями и навыками, вступая в социокультурное взаимодействие с представителями других культур. В связи с переходом от зна-ниевой парадигмы образования к компетент-ностной, важно выявить возможные механизмы, средства и условия формирования социокультурной компетенции учащихся, в особенности старшеклассников.
Наиболее сложно :
процессы социализации, развития личностных качеств, формирования компетенций, на наш взгляд, происходят в школах-интернатах. Это, безусловно, связано с определенными ограничениями учебно-воспитательного процесса, отдаленностью от семей и т.п. В связи с этим, перед нами стоит зада ча решения проблемы формирования социо культурной компетенции у старшеклассни ков школы-интерната.
Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» заключается в том, что компетенция идеальна, нормативна, моделирует свойства выпускника и в каком-то смысле обслуживает
термин «образовательная компетентность», точнее, описывает его смысловое наполнение.
Рассмотрим понятие компетентность. Словарь современных терминов трактует понятие «компетентность» (лат. сошрйеш, сошре1епИ8) как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо».1 В толковом словаре под редакцией Д. И. Ушакова под компетентностью понимается осведомленность, авторитетность, некая личностная характеристика, а под компетенцией — «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)».2
Автор статьи придерживается позиции А. В. Хуторского в понимании компетентности как владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» заключается в том, что компетенция идеальна, нормативна, моделирует свойства выпускника и в каком-то смысле обслуживает термин «образовательная компетентность», точнее, описывает его смысловое наполнение. Образова-
дискуссия
журнал научных публикаций
тельная компетентность реальна, относится к личности, существует «здесь и сейчас».
Далее перейдем к рассмотрению видов компетенций с целью выявления особенностей социокультурной компетенции.
В научно-педагогических исследованиях все компетенции разделены на три группы: компетенции ключевые (базовые) — относятся к общему содержанию образования; общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей и специальные (предметные) — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Все существующие различные классификации компетенций основаны на пяти ключевых компетенциях современных выпускников, обозначенных как наиболее важные для объединяющейся Европы:3
♦ политические и социальные;
♦ компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;
♦ компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке;
♦ компетенции, связанные с возникновением информационного общества;
♦ компетенции, обеспечивающие человеку возможности профессионального совершенствования в течение всей жизни.
И. А. Зимняя, рассматривая вопрос о трактовке ключевых компетенциях, формулирует десять основных компетенций (видов), подразделяя их на три группы:4
1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения.
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека.
Обращаясь к исследованиям, посвященным аспектам социокультурной компетенции, отметим, что это компетенция, связанная с жизнью в многокультурном
Образовательная среда моделирует ключевые аспекты культуры общества, воплощаясь
в поликультурную среду конкретного образовательного учреждения.
обществе (в соответствии с классификацией Совета Европы), а согласно классификации И. А. Зимней, она входит в группу компетенций, «относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы».5
Таким образом, социокультурная компетенция тесно связана с общекультурной и социальной компетенциями. Раскроем особенности этих видов компетенций.
Социальная компетенция. Термин «социальный» понимается как «общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе».6
В психологии социальная компетенция часто соотносится с понятием «уверенность в себе». При этом многие авторы соотносят проявление социальной компетенции как способность работать в команде, выстраивать коммуникации, разрешать конфликты и т.д.
В современных педагогических исследованиях чаще всего это понятие авторы связывают с овладением навыками общения и принятием определенных социальных ролей.
Такое разнообразие позиций исследователей в данном аспекте показывает отсутствие общепризнанного понимания термина «социальная компетенция».
Анализ психо л ого-педагогических исследований указывает на различие позиций авторов в понимании термина «социальная компетенция», в этих источниках термин трактуется:7
♦ как общее собирательное понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека;
♦ как составляющая ключевой компетенции;
♦ как личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к другим, к деятельности и др.8
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что социальная компетенция предполагает знания, умения, опыт и личностные качества человека, позволяющее ему активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально
значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли.
Далее обратимся к рассмотрению функций и структурных компонентов социальной компетенции.
И. А. Зимняя, Т. А. Кривченко, Н. А. Морозова и другие ученые считают, что социальную компетенцию человека со-ставляют:9
♦ компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внеучебных;
♦ знания в сфере гражданско-обще-ственной деятельности;
♦ компетенции в сфере социально-трудовой деятельности;
♦ знания и умения в бытовой сфере;
♦ компетенции в сфере культурно-до-суговой деятельности.
В связи с этим остановимся кратко на характеристике процесса социализации и его этапов, где одну из значимых ролей играет общекультурная компетенция.
Общекультурная компетенция. Согласно И. А. Зимней, под общей культурой понимается единое целое, включающее: а) внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования и б) образованность как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной.
Образовательная среда моделирует ключевые аспекты культуры общества, воплощаясь в поликультурную среду конкретного образовательного учреждения. В понимании поликультурной среды автор придерживается следующей позиции. Поликультурная среда — это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, про-
Социальная компетенция предполагает знания, умения, опыт и личностные качества человека, позволяющие ему активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли.
являющихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.
Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, обеспечивающие:
а) формирование человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать общую культуру, язык других наций;
б) формирование человека как носителя своей национальной культуры, транслятора традиций, обычаев, ценностей;
в) формирование личности, обладающей социокультурной компетенцией.
Понятие «социокультурная компетенция» рассматривается в исследованиях Н. Н. Ефремовой, Н. Г. Муравьевой, А. Э. Рахимовой и др. Согласно документам Совета Европы по культурному сотрудничеству, социокультурная компетенция — одна из составляющих коммуникативной компетенции, понимаемой как способности к адекватному взаимодействию в ситуациях повседневной жизни, становлению и поддержанию социальных контактов при помощи иностранного языка.10
В современных педагогических исследованиях социокультурная компетенция трактуется как:
♦ интегративное свойство личности, характеризующее ее теоретическую и практическую готовность к социокультурной деятельности;
♦ знаниевая обоснованность (опережающая и рефлексивная) поведенческих актов на основе осмысленно принятых решений;
= • определяющая ценностные ориентации личности и способствующая их формирова-
нию.11
Наиболее значимой в этом вопросе для нас является позиция Н. Г. Муравьевой: «Социокультурная компетенция — это интегра-тивная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь
дискуссия
журнал научных публикаций
на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве».12
Обратим внимание на структуру социокультурной компетенции, рассматриваемую многими исследователями как сложное образование в единстве четырех компонентов:
а) когнитивный (знание содержания компетенции);
б) мотивационный (готовность к проявлению компетенции);
в) ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетенции и объекту его приложения);
г) поведенческий (опыт проявления компетенции).
В исследовании Н. Г. Муравьевой состав социокультурной компетенции представлен следующими компонентами: когнитивно-информационный; смыслообразую-ще-аксиологический; коммуникативно-де-ятельностный.
Исходя из проведенного анализа работ, автор приходит к следующему: социокультурная компетенция — это интегративная характеристика, проявляющаяся в совокупности знаний, умений, опыта и качеств личности, которая обеспечивает эффективную социализацию в поликультурной среде.
Основными структурными компонентами социокультурной компетенции принимаются:
♦ ценностно-ориентировочный;
♦ информационно-когнитивный;
♦ коммуникативно-деятельностный.
Исследователи отмечают, что в каждом
возрастном периоде формируются особенные компетенции. В дошкольном детстве — личностные и коммуникативные; в школьный период — общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки — ценност- =
но-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе,
Формирование компонентов компетенции зависит от возрастных закономерностей развития, ведущих потребностей (мотивов) и задач возрастного периода.
компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.
Автор поддерживает позицию И. Е. Ши-шовой в той части, что компетенции формируются на основе имеющегося опыта. При этом формирование компонентов компетенции зависит от возрастных закономерностей развития, ведущих потребностей (мотивов) и задач возрастного периода. Соответственно, для выявления особенностей социокультурной компетенции старшеклассников мы должны учитывать их возрастные особенности:
♦ самоопределение личности (создание идеала семьи, общества, профессии);
♦ активность мышления (направленность на логическое упорядочивание, систематизацию, обобщение, поиск необходимой информации);
♦ избирательное отношение к учебным предметам за счет потребности в значимых для жизненного успеха знаниях;
♦ формирование устойчивых ценностных ориентаций.
Исходя из вышеизложенного, социокультурная компетенция старшеклассников — это интегративная характеристика, проявляющаяся в совокупности знаний, умений, опыта и качеств личности старшеклассников, которая обеспечивает их эффективную социализацию в поликультурной среде.
Структурными компонентами социокультурной компетенции у старшеклассников считаем:
♦ ценностно-ориентировочный (знания об общечеловеческих ценностях, нравственных и моральных нормах поведения, умения применять культурные нормы и традиции в поведении, опыт овладения навыками толерантного поведения, ответственность);
♦ информационно -когнитивный (знания основ поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации, умения применять средства информационных технологий в стандартных
= и нестандартных ситуациях, опыт овладения навыками поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации, рефлексивность, креативность);
• коммуникативно-деятельностный (знания основ продуктивного взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, умения организовать взаимодействие с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, опыт овладения вербальными и невербальными способами взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, эмпатия, инициативность).
Рассматривая проблему формирования социокультурной компетенции у старшеклассников в школе-интернате, необходимо учитывать особенности данного вида учебного заведения. К таким особенностям относятся:
1) круглосуточное проживание обучающихся в общежитии;
2) разнородность контингента (по признакам социального статуса, территориальной принадлежности, национальности и т. п.);
3) разнообразие образовательных программ;
4) взаимодополняемость и преемственность учебной и воспитательной работы;
5) взаимодействие с родителями в удаленном режиме;
6) потребность в устойчивом взаимодействии с внешней средой;
7) взаимодействие субъектов образовательного процесса, моделирующее социальное взаимодействие.
Таким образом, перечисленные особенности позволили рассмотреть формирование социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната как педагогическую систему, обеспечивающуюся непрерывным взаимодействием субъектов образовательного процесса.
Анализ состояния аспектов формирования социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната позволил констатировать потребность современного образования в ее эффективном решении. Исследуемая компетенция относится к группе компетенций социального взаимодействия человека и социальной сферы и по содержанию связана с общекультурной и социальной компетенциями. ^
1. Словарь современных понятий и терминов [Текст]. — М.: Изд-во Республика, 2002. — 528 с.
2. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. — М.: Советская энциклопедия, ОГИЗ, 1935. - 1565 с.
3. Gordon J. Key competences in Europe: Open doors for lifelong learners across the school curriculum and teacher education / J. Gordon, T Leney, A. Michel. — Warsaw: Center for Social and Economic Research on behalf of CASE Network, 2009. — 328 p.
4. Зимняя И. А. и др.. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта [Текст] / Зимняя И. А., Бойденко Б Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 210 с.
5. Там же
6. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II [Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2003. — 452 с.
7. Шумакова О.А. Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с родителями [Текст]/ Шумакова О.А. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 220-227.
8. Уварина Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе [Текст]/ Уварина Н.В.//Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4. (263). С.34-37
9. Бойденко Б Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А- . М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 210 с.
10. Шумакова О.А. Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с родителями [Текст]/ Шумакова О.А. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 220-227.
11. Жежера, Е. А. Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин [Текст] : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Жежера Елена Анатольевна. - Челябинск, 2008. — 24 с.
12. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике [Текст] / Н.Г. Муравьева // Вестник тюменского государственного университета. — 2011. — №9. — С. 141-148.