Научная статья на тему 'Проблемы поликультурной компетентности учащихся в образовательном пространстве Республики Саха / Якутия (по результатам мониторинга)'

Проблемы поликультурной компетентности учащихся в образовательном пространстве Республики Саха / Якутия (по результатам мониторинга) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / поликультурное образование / поликультурная компетенция / учебная внеучебная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова А. В.

Рассматривается вопрос формирования поликультурной компетенции в условиях Республики Саха (Якутия). Актуальность проблемы подтверждается результатами мониторинга по определению состояния поликультурной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы поликультурной компетентности учащихся в образовательном пространстве Республики Саха / Якутия (по результатам мониторинга)»

УДК 39 (571.56)

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА / ЯКУТИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА)

© А. В. Иванова

Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия) Россия, Республика Саха (Якутия), 677000 г. Якутск, ул. Октябрьская, 22.

Тел.: +7 (4112) 35 4 7 62.

E-mail: alivv@yandex.ru

Рассматривается вопрос формирования поликультурной компетенции в условиях Республики Саха (Якутия). Актуальность проблемы подтверждается результатами мониторинга по определению состояния поликультурной компетенции.

Ключевые слова: мониторинг, поликультурное образование, поликультурная компетенция, учебная внеучебная деятельность.

Существует мнение, что каждая локальная культура представляет собой самостоятельную систему ценностей, несопоставимых и несоизмеримых с ценностями других культур. Нам ближе утвердившаяся в специальной обществоведческой литературе точка зрения, согласно которой анализ национальной культуры любого конкретного народа, ее этнической специфики возможен только в сопоставлении ее с другими культурами, так как при этом выявляются различия культур, их этническая специфика и своеобразие. Очевидно, что даже само национальное своеобразие определенной культуры проявляется только в контексте человеческой культуры вообще, в сопоставлении данной культуры с другими, в диалоге: вне этого невозможно ни существование, на развитие национальной культуры [1, с. 71]

Наиболее обоснованной для нашего исследования представляется точка зрения одного из крупнейших отечественных философов М. М. Бахтина о существовании культуры только во взаимодействии с другими. Автор диалоговой концепции культуры исходил из основополагающей идеи о том, что культура никогда не существует сама по себе, а проявляется только во взаимодействии с другими культурами. Он сам является частью какой-то культуры и, исследуя другую культуру, постоянно соотносит ее язык с символами и смыслами своей культуры. Поэтому даже внутри собственной культуры мы находимся в постоянном диалоге с ней.

«Единство культур - это открытое единство. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше)» [1, с. 334].

Для осмысления понятий «поликультурное образование», «поликультурная компетенция» нами рассмотрены работы В. П. Борисенкова [2],

В. В. Макаева, Л. Л. Супруновой [3], Г. Д. Дмитриева [4], Е. В. Бондаревской [5], Л. В. Колобовой [6],

Г. Ж. Даутовой [7], Н. П. Филатовой [8] и др.

На основе рассмотренных подходов к данной проблеме можно вывести собственное определение понятия «поликультурная компетенция». Ее можно рассматривать как совокупность знаний, умений,

навыков, способствующую усвоению учащимися знаний о культуре своего собственного народа, являющегося непременным условием интеграции в другие культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в регионе, России и мире, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур.

Республика Саха (Якутия) уникальна не только природными и климатическими особенностями, но и тем, что имеет опыт совместного проживания свыше 120 народов. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года в число наиболее многочисленных национальностей входят русские, якуты, украинцы, татары, эвенки, белорусы, эвены, буряты. Общее количество населения республики составляет 949280 человек. Из них якуты - 45.5%, русские - 41.1%, украинцы - 3.6%, эвенки - 1.9%, эвены - 1.2%, татары - 1.1% и другие.

Якутия - одна из многонациональных республик, где каждый живет в поликультурной среде разнообразных культур и языков. В этих условиях нужно формировать уважение к культуре родного и других народов, стремиться познать разнообразие и глубину культуры народов совместного проживания.

В этой ситуации проведение мониторинга по определению состояния поликультурной компетенции в условиях многонациональной Республики Саха (Якутия) становится особенно актуальным.

Исследование проводилось с 12 ноября по 28 декабря 2009 г. ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)» среди учащихся основной школы -5, 9 классов, учителей родных языков и литератур, русского языка и литературы, предмета «Культура народов РС (Я)», иностранных языков, истории, обществоведения. Исследованием были охвачены выпускники начальной школы (5 класс) и выпускники основной школы (9 класс).

Мониторинговое исследование способствовало выявлению уровня состояния поликультурной компетенции в условиях поликультурной среды РС (Я).

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:

- разработка инструментария мониторинга;

- проведение мониторингового исследования в школах Республики Саха (Якутия);

- анализ данных и результатов мониторинговых исследований, проведенных в разных районах республики;

- обработка статистических данных представленных в анкетах для 5-го - 9-го классов и учителей;

- диагностика и определение основных путей и методов формирования культуроведческой компетенции в условиях поликультурной среды РС (Я).

Эмпирическую базу составил материал исследования в 16 образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) из 11 улусов и города Якутска: Хамагаттинский саха-французский лицей Нам-ского улуса, Тюнгюлинская средняя общеобразовательная школа Мегино-Кангаласского улуса, Ди-ринская средняя общеобразовательная агрошкола Чурапчинского улуса, Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2 Верхневилюйско-го улуса, Сунтарская саха-гуманитарная гимназия, Арылахская средняя общеобразовательная школа имени Л. Попова, Аллагинская средняя общеобразовательная школа Сунтарского улуса, Березовская национальная средняя общеобразовательная школа Среднеколымского улуса, Тополинская средняя общеобразовательная школа Томпонского улуса, Себян-Кюельская национальная эвенская средняя общеобразовательная школа им. П. А. Степанова Ламутского Кобяйского улуса, 2 Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа Олекминского улуса, экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля г. Нерюнгри, Батагайская средняя общеобразовательная школа Верхоянского улуса и средняя общеобразовательная школа №38 (с углубленным изучением отдельных предметов), Якутская городская национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2 и Якутский городской лицей города Якутска.

Выбор улусов объясняется их географическим расположением на территории республики: центральная группа улусов: Намский, Чурапчинский, Мегино-Кангаласский; Вилюйская группа улусов: Вехневилюйский, Сунтарский; южная группа улусов: Олекминский, г. Нерюнгри; северная группа улусов: Среднеколымский, Томпонский, Кобяй-ский, Верхоянский; образовательные учреждения г. Якутска. Также были выбраны несколько типов образовательных учреждений: гимназия, лицей, общеобразовательные школы. Из 16 четыре учреждения представляют школы с гуманитарным направлением: Сунтарская саха-гуманитарная гимназия, Хамагаттинский саха-французский лицей Нам-ского улуса, средняя общеобразовательная школа №38 г. Якутска (с углубленным изучением отдельных предметов), экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля г. Нерюнгри. Для проведения исследования были выбраны как школы с родным языком обучения, так и школы с русским языком обучения.

Объектом исследования явились всего 544 респондента, из них 495 детей. Национальный состав учащихся: якуты - 387 (78.18%), эвены -60 (12.12%), русские - 21 (4.24%), эвенки -14 (2.83%), долганы - 2 (0.40%), юкагиры -1 (0.20%), грузины - 1 (0.20%), смешанный состав -3 (0.61%) (из них: якутка-эвенкийка - 1, кореянка-якутка - 1, русская-украинка - 1.).

Из общего числа респондентов количество учителей 49.

Национальный состав учителей: якуты -

36 (73.47%), эвены - 8 (16.33%), русские -3 (6.12%), эвенкийка - 1 (2.04), кореянка - 1 (2.04%).

Мониторинговое исследование проводилось методом анкетирования. Анкета состояла из вопросов с вариантами ответов, часть анкеты требовала письменного ответа в свободной форме.

Учащиеся 5-9 классов отвечали на вопросы, связанные с источниками информации о культуре, документами о правах ребенка, взрослого в области сохранения и развития культуры народа, национальными праздниками, желанием изучать культуру других народов, влиянием национальности на выбор друзей, выражением национальной принадлежности, ранжированием по степени важности жизненных проблем и т. д. Для учителей были подготовлены вопросы о знаниях учащихся о культуре наиболее многочисленных народов в республике, нормативно-правовом, учебно-методическом обеспечении предметов культуры в образовательных учреждениях, отношении к национальным культурам народов республики, культурным различиям учащихся, оценке знаний и умений выпускников школы для осуществления жизненных планов.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов ознакомление учащихся с культурой народов будет проводиться не только в процессе изучения учебных дисциплин, но и в основном через внеурочную деятельность. Организация внеурочной деятельности учащихся реализуется через деятельность кружков, факультативов, секций, клубов, студий и т. д., а также проведение тематических классных, школьных мероприятий. Результаты исследования показали, что учащиеся получают информацию о культуре других народов больше на уроках. Также дети получают информацию в результате самостоятельной работы: из книг, справочников; из телепередач; из Интернета. Различные формы внеурочной деятельности в школе (кружки, студии, внеклассные мероприятия и др.) на данный момент не содействуют распространению информации о культуре других народов.

В этих условиях формирование поликультурной компетенции возможно и через интегрированное обучение, которое может реализовываться за счет введения модульной организации учебного материала. Технология конструирования содержания обучения в форме модулей позволяет интегрировать программный материал нескольких учебных предметов.

Результаты исследования показали, что с традициями народов республики знакомят школьные предметы: «Культура народов РС (Я)», якутский язык и литература, якутский разговорный, русская национальная культура, мировая художественная культура.

Большинство учащихся желает изучать культуру народов мира и культуру всех народов, проживающих в РС (Я). Результаты анализа ответов учащихся различных типов школ существенно отличаются: наибольшее количество учащихся общеобразовательных школ гуманитарного направления с углубленным изучением иностранных языков изъявило желание познать мировую культуру (Хамагат-тинский саха-французский лицей Намского улуса, средняя общеобразовательная школа №38 с углубленным изучением отдельных предметов г. Якутска).

Представляет интерес мнение респондентов о необходимости изучения предмета «Культура народов РС (Я)» в сопоставлении: по результатам мониторинга определения личности, общества и государства по этнокультурному образованию, проведенного ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)» в 2007 г. 57.7% старшеклассников считают, что изучать в школе культуру народов РС (Я) нужно обязательно. Такого мнения придерживаются 44.35% девятиклассников по результатам мониторинга 2009 г. 42.3% старшеклассников считают, что изучение культуры других народов, населяющих нашу республику, необязательно, это личный выбор каждого (мониторинг 2007 г.), в 2009 г. количество девятиклассников, разделяющих эту точку зрения - 46.44%.

Таким образом, наблюдается уменьшение количества старшеклассников, желающих изучать культуру народов совместного проживания, и, соответственно, увеличение количества старшеклассников, считающих, что изучение культуры других народов - это личный выбор каждого.

Если сравнить ответы учащихся 9 класса и учителей по данному вопросу, то 44.35% учащихся и 57.14% учителей дали утвердительный ответ; 46.44% учащихся и 32.65% учителей посчитали, что изучение культуры других народов - право каждого.

Надо отметить тот факт, что наблюдается небольшое увеличение количества учителей, придерживающихся мнения об обязательности изучения культуры народов совместного проживания по сравнению с результатами мониторинга 2007 г.: с 50% до 57.14%.

Предмет «Культура народов РС (Я)» ведется в 16 образовательных учреждениях. Но учебнометодическое обеспечение предмета не соответствует раскрытию его содержания. Преподавание ведется по программам, учебникам, разработанным для предмета «Культура коренных народов», который был введен в базовый учебный план якутской школы для реализации Концепции обновления и развития национальных школ РС (Я) с 1992 года. По предмету «Культура народов РС (Я)», введенно-

му в базисный учебный план с 2005 г., учебники, учебно-методические пособия разработаны еще не полностью, но работа по их созданию ведется научными сотрудниками НИИ национальных школ РС (Я).

Таким образом, на основе результатов мониторинговых исследований можно сделать следующие выводы: у учащихся наблюдается положительная мотивация к освоению этнокультурных знаний, являющихся важным условием интеграции в другие культуры; школьники готовы к изучению культур других народов, к взаимодействию с представителями разных культур; они высоко оценивают значимость проблемы сохранения национальных культур, ставя их в один ряд с экологическим состоянием планеты и экономическим кризисом.

От личности педагога, его профессиональных качеств зависит успешное формирование поли-культурной компетентности школьников. Результаты исследования показали, что педагоги знакомы с образовательными проблемами поликультурного общества, проявляют интерес к изучению культур других народов, наблюдается небольшое увеличение количества учителей, придерживающихся мнения об обязательности изучения культуры народов совместного проживания, по сравнению с результатами мониторинга 2007 г. В условиях полиэтнического состава учащихся создаются предпосылки для организации содержательной работы по развитию школьников. В целях повышения квалификации учителей необходимо проведение курсов по проблемам этнокультурного образования, т.к. этнопедагогиче-ские знания следует рассматривать как содержательную сторону культуроведческой компетенции.

Вместе с тем, надо отметить, что формирование поликультурной компетенции проходит через организацию учебной и внеурочной деятельности. Но как свидетельствуют результаты мониторинга, различные формы внеурочной деятельности в школе (кружки, студии, внеклассные мероприятия и др.) на данный момент недостаточно содействуют формированию поликультурной компетенции. Поэтому процесс ее формирования должен стать вариативным, рассчитанным на максимальное использование и совершенствование различных форм и методов учебной и внеурочной деятельности, обеспечивающих активную теоретическую и практическую деятельность учащихся. В учебной деятельности по формированию поликультурной компетенции может содействовать интегрированное обучение, которое реализуется за счет введения модульной организации учебного материала через интеграцию нескольких учебных предметов: родные, русский, иностранные языки; родная, русская литература, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура. Цели поликультурного образования реализуются не только в процессе изучения учебных дисциплин, но и через внеурочную деятельность в следующих направлениях: духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное,

общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д., в результате которой происходит развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей учащихся, осуществляется приобретение ими собственного социально-культурного опыта. Немалая роль отводится в этом плане воспитательному процессу в школах, учреждениям дополнительного образования детей, имеющим первостепенное значение для формирования поликультурной компетенции.

Таким образом, формирование поликультур-ной компетенции учащихся одновременно должно проходить через различные структурные единицы образовательной программы, представляя собой совокупность предметного, межпредметного и над-предметного компонентов. Данный подход особенно актуален в условиях введения нового федерального государственного стандарта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 334 с.

2. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликуль-турное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования, М., Педагогика, 2006. 317 с.

3. Давыдов Ю. С., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск, 2003. 42 с.

4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. 208 с.

5. Бондаревская Е. В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры. - Ростов на Дону, 1989. 177 с.

6. Колобова Л. В. Поликультурное образование и личность. М.: НВИ-Тезарус, 2006. 257 с.

7. Даутова Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Казань, 2004. 435 с.

8. Филатова Н. П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования (на материале городской национальной школы Республики Саха (Якутия)): дис. ... кан-а пед.наук: 13.001.01/ Н.П. Филатова. Я., 2009. 190 с.

Поступила в редакцию 20.02.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.