УДК 37.017 (470.1/2) ББК Ч421.350
Р. С. Никитина, Е. И. Винокурова
Якутск
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
ГСНТИ 14.09.91 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитание личности; традиционный уклад; традиционные знания; традиционное хозяйствование; этнокультурный компонент.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается вопрос исследования традиционных знаний коренных народов Севера Республики Саха (Якутия) как один из важных подходов к формированию этнокультурного компонента в воспитании детей. Приведены результаты мониторинга по выявлению воспитания детей на основе традиционных знаний коренных народов Севера. В связи с этим авторами разработаны примерная образовательная программа, учебное пособие, составляющие учебно-методический комплект «Умение жить на Севере», по требованию ФГОС второго поколения.
R. S. NIKITINA , E. I. VINOKUROVA
Yakutsk
TRADITIONAL WAY OF LIFE -BASIS OF EDUCATION OF CHILDREN OF THE NATIVE PEOPLE OF THE NORTH
KEY WORDS: education of a person; traditional way; traditional knowledge; traditional managing; an ethno-cultural component.
ABSTRACT. The authors of the article consider a question of research of traditional knowledge of the native people of the North Republic Sakha (Yakutia), as one of important approaches to formation of ethno-cultural component in education of children. Results of monitoring on revealing of education of children on the basis of traditional knowledge of the native people of the North are resulted. In this connection authors develop an approximate educational program, the manual and the educational-methodical complete set «Ability to live in the North» to meet requirements of educational standard of the second generation.
Коренные малочисленные народы Севера на протяжении многовековой истории органично вписались в природно-климатическую среду, их хозяйственная, культурная, эмоционально-психологическая деятельность обусловлена ею. Они выработали соответствующие этим условиям формы быта и типы хозяйства. Жилище приспособлено для проживания в условиях Севера: внутри поддерживается оптимальная температура. Одежда, обувь
© Никитина Р. С., Винокурова Е. И., 2011
эвенов, эвенков, чукчей и юкагиров из меха, удобная для движения и не заменяется другими материалами.
Коренные малочисленные народы обрели такое название сообразно определению действующей Конституции РФ (ст.69). В царский период данные народы именовались ясачными (ясашны-ми), туземцами, иноверцами и инородцами, а в начале советского периода — туземными народностями и племенами северных окраин, малыми народностя-
ми Севера. В период «заката» советского общества появился термин «малочисленные народы Севера». Это официально отразила Всесоюзная перепись населения 1989г., выделив 26 таких народов [4. С. 21].
Республика Саха (Якутия) Российской Федерации является одним из крупных регионов расселения аборигенных народов Севера в России — эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей и долган. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в республике проживают 18 232 эвенка, т. е. 55,0% от общей численности эвенков, проживающих в России, 11 657 эвенов (35,2%); 1 097 юкагиров (79,8%); 1 272 долгана (3,8%) и 602 чукчи (1,8%).
В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей важно культурное наследие каждого народа, которое ведет к возрождению этнопедагогической культуры, духовно-нравственных сокровищ, восстановлению лучших народных традиций и обычаев. Большим интересом пользуются научные изыскания о воспитании детей Севера, собранные Г. Н. Волковым, В. Ф. Афанасьевым, К. С. Чиряе-вым, Н. Д.Неустроевым и т. д.
Особое место в воспитании детей занимают традиционные знания народа. Участие детей в традиционной деятельности входит в их повседневную жизнь как средство жизнеобеспечения и в своем содержании отражает специфику этнокультуры народа. Традиционные знания в современном мире определяются как знания, которые являются результатом интеллектуальной и практической деятельности многих поколений. Они содержат умения, навыки, методы, воплощенные в традиционном образе жизни народов. Традиционные знания — это вся жизнь коренных народов, они не ограничены определенной сферой деятельности, имеют отношение и к окружающей среде, и к любой сфере деятельности человека.
Составляющими традиционных знаний являются этнокультурные традиции, которые обеспечивают духовнонравственные основания уклада коренных народов из поколения в поколение.
Исторические судьбы коренных народов связаны с оленеводством, кочевым образом жизни, созданная ими жизнь уникальна.
Отличительная особенность воспитания северян заключается в том, что народная педагогика развивается в течение веков в суровых климатических условиях [2]. Опыт воспитания связан с хозяйственной деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, животноводством. Это всегда требовало особого подхода к проблемам воспитания и образования, так как обычаи, привычки, обряды, традиции определяются традиционными знаниями и деятельностью коренных народов Севера.
Сущность этнокультурного образования состоит в ценностном отношении к культуре народов Севера и в стремлении к диалогическому общению с другими народами и культурами. Ценность этнокультурного образования в воспитании детей с учетом традиционных знаний народов заключается в том, что, будучи продуктом духовного развития подрастающего поколения, они содержат базовые национальные ценности.
Этими проблемами занимается научное учреждение ФГНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», где разрабатываются образовательные концепции, программы, учебно-методические комплекты на основе традиционных знаний коренных народов Республики Саха (Якутия).
В этой ситуации одним из приоритетных направлений научных исследований является проведение мониторинга владения традиционными знаниями учащимися общеобразовательных учреждений, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Целью проведения мониторинга является выявление научных подходов к возрождению традиционных знаний коренных народов Республики Саха (Якутия) и совершенствование системы их обучения в образовательных учреждениях. По этой проблеме мониторинг проводился в 2010 г. и выявил общую картину применения традиционных знаний в семье, школе и социуме.
Всего было опрошено 212 человек. В выборку вошли: эвены — 190 чел., якуты — 14, эвенки — 3, русские — 2 и представители других национальностей — 3. Среди них были учащиеся разных классов (132 чел.) и родители (80 чел.).
Для получения результатов, отражающих сегодняшнее состояние особенностей использования традиционных знаний в жизни (в семье, школе и социуме), были проведены исследования в арктических районах (улусах) компактного проживания малочисленных народов Севера: Усть-Янский, Эве-но-Бытантайский, Момский, Кобяй-ский, Верхоянский. Анкетирование проводилось среди родителей и учащихся восьми школ.
Мониторинговое исследование традиционных знаний коренных народов проводилось методом анкетирования, тестирования, опроса по трем категориям респондентов: девочки, мальчики и родители.
Материалы исследования (по 30 вопросов для детей и родителей) охватывают традиционный уклад жизни северян, на которых базируются традиционные знания.
Например, представляет интерес мнение респондентов о том, с какого возраста родителей научили ездить верхом на олене в детстве. Из числа ответов видно, что их научили ездить верхом на олене с ранних лет. Такой же вопрос был задан их детям. Ответы подтвердили, что и в настоящее время детей обучают в таком же возрасте, как и родителей когда-то. Материалы опроса свидетельствуют, что научились ездить верхом на олене 61% девочек, а 58,7% мальчиков с ранних лет. Также есть дети, которые пока не научились ездить — 18,8% девочек, 26,9% мальчиков, и не ответили — 20,2% девочек, 14,4% мальчиков.
В целях выявления преемственности при передаче традиционных знаний в анкеты включены аналогичные вопросы, сформулированные с учетом жизненного опыта респондентов. Например, для детей: с какого возраста
ты научился рыбачить, знаешь ли ты, где охотятся отец и дед; для родителей:
с какого возраста родители вас научили рыбачить, есть ли семейное наследуемое угодье, участки для ведения традиционных видов хозяйствования. Для учащихся, кроме общих вопросов, были подготовлены отдельные вопросы для мальчиков (какими способами лучше охотиться на куропаток, когда ты научился пользоваться маутом-арканом) и девочек (знаешь ли ты способы обработки шкуры пушных зверей) с учетом их традиционных занятий, передаваемых от матери к дочери, от отца к сыну. Для родителей, кроме вопросов, направленных на выявление методов и форм передачи традиционных знаний, были подготовлены дополнительные вопросы, определяющие состояние оленьего стада, пастбищных угодий, готовность взрослых к природно-климатическим и социально-экономическим изменениям.
Исследование показало, что у половины респондентов в семье сохраняется опыт передачи традиционных знаний от старшего поколения младшему. Основным способом передачи является совместная трудовая деятельность родителей с детьми. При этом особое место занимает привитие трудовых умений по оленеводству, рыболовству, охоте и собирательству, а также технологии шитья одежды, приготовления национальных блюд. У детей сформированы такие базовые ценности, как уважение к труду, к истории своего народа и любовь к семье.
Вместе с тем у половины респондентов отмечается лишь частичное владение традиционными знаниями, наблюдается недостаточное владение знаниями по безопасности жизнедеятельности в условиях Севера, недопонимание экологических проблем, недостаточное знание средств, орудий, используемых в традиционных видах хозяйствования, и способов их изготовления (например, снаряжение для езды на оленях).
Исследование также показало, что владение детей традиционными знаниями зависит от состояния развития традиционных видов хозяйствования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.
Следует также отметить, что роль общеобразовательных учреждений и непосредственно педагогов все еще низка, они принимают лишь частичное участие в передаче традиционных знаний детям.
В современных условиях при воспитании детей необходимо использовать новые способы, методы с учетом традиционного уклада жизни, традиционных знаний. Сегодня большее внимание необходимо уделять формированию соответствующих компетенций, что достигается, прежде всего, использованием универсальных учебных действий с практикоориентированной направленностью.
В настоящее время во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается введение новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в рамках которых предоставляется возможность формировать у учащихся этнокультурный компонент на основе традиционных знаний.
Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, разработанная на основе ФГОС, включает в себя обязательную часть и вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися и их родителями). Вариативная часть реализуется через уроки и внеурочную деятельность учащихся, проводимую в форме клубов, студий, кружков, секций, проектной и производственной деятельности. Таким образом, часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, является нормативноправовой и финансовой базой для осуществления индивидуальной образовательной программы. У каждого образовательного учреждения, расположенного в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, есть реальная возможность усваивать традиционные знания в рамках вариативной части основной образовательной программы. Для этого потребуется соответствующее учебно-методическое обеспечение, отвечающее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
В связи с этим нами разработаны примерная образовательная программа, учебное пособие и электронное приложение, составляющие учебнометодический комплект «Умение жить на Севере», который раскрывает особенности традиционных знаний через исконные занятия народов Севера (эвенов, эвенков, якутов, юкагиров, чукчей, долган): оленеводство, рыболовство,
собирательство, охоту и изготовление одежды. Примерная программа курса «Умение жить на Севере» обеспечивается разнообразными методами деятельности: проведением игровой, практической, исследовательской, творческой деятельности; наблюдением за объектами природы и жизнью северян.
В соответствии с новыми требования ФГОС, учащиеся должны овладевать необходимыми компетенциями во внеурочной деятельности. Для этого необходимы умения самостоятельно организовывать свою деятельность, поэтому особое место в проведении внеурочной деятельности занимает совершенствование ее содержания и технологии с учетом традиционного уклада жизни.
Овладение традиционными знаниями осуществляется в виде проектов совместной работы в рамках традиционных занятий. При этом во внеурочной деятельности акцент делается на деятельностно-направленный подход, который формирует у учащихся социокультурные компетенции и базовые национальные ценности путем взаимодействия взрослых и детей (наблюдения за природой, привитие навыков традиционного природопользования и хозяйствования с учетом формирования знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности и экологии). Содержательное наполнение учебно-методического комплекта весьма обширно и охватывает все стороны традиционного хозяйства: учащимся
необходимо знать территории с биологическими ресурсами, диких и домашних животных, съедобные и лекарственные растения; стационарные и вахтовые поселения, стойбища, маршруты оленеводческих стад; природно-климатические изменения, другую экологи-
чески значимую информацию; традиционный хозяйственный календарь; способы лова, сбора и обработки продукции; промысловые запреты; приемы изготовления орудий труда и предметов домашнего обихода, домашние ремесла.
Традиционные знания в обыденной жизни передаются методом показа и рассказа. Ребенок наблюдает за занятиями взрослых и усваивает трудовые, практические, наблюдательные навыки, такие как запрягать в нарты оленей, мастерить ловушки, снасти для рыбалки, наблюдать за поведением зверей и птиц, собирать съедобные растения.
Анализ материалов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что если дети с ранних лет будут овладевать традиционными знаниями, то будет обеспечена возможность сохранения и развития этих знаний. При условии последовательной, непрерывной работы они будут передаваться следующим поколениям. Также, исходя из результатов мониторинга, можно сделать вывод о том, что в деле сохранения традиционных знаний и в традиционном хозяйствовании должны учитываться запросы и потребности населения (специфические, самобытные особенности этносов), возрастные потребности и ценностные ориентации учащихся и взрослого населения. При этом новые образовательные модели должны органично сочетать особенности традиционных знаний с достижениями современного общества.
Первостепенной задачей семьи и школы является забота о безопасности жизни детей, обучение их практическим навыкам. В условиях Севера каждый может встретить трудности в быту, во время кочевья, охоты, рыбалки. Дети учатся с помощью родителей и учителей безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать
причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Человек, не владеющий жизненно необходимыми навыками, подвергается опасностям. На Севере надо остерегаться сильных морозов, снежных метелей, гололеда, наледи, хищных зверей, наводнения, лесных пожаров, мошкары и комаров.
Условия жизни в Арктических районах Севера, происходящие в природе изменения по всей планете заставляют принимать соответствующие меры для защиты от природных катаклизмов.
Этот процесс особенно актуален в наше время для поликультурной среды, так как сама этнокультура живет в этой среде, активно развивается, входит в жизнь всех слоев населения. Традиции этнокультуры стойко сохраняются в семье, в быту, передаются из поколения в поколение, поэтому система образования должна взять на себя основную функцию воспитания детей в условиях традиционного образа жизни народов Севера.
В современном мире в сохранении традиционного уклада жизни особую роль занимает, прежде всего, хозяйственная деятельность. Между тем в условиях возрождения традиционных знаний образовательная деятельность стала значимой. Научное исследование воспитания и социализации детей с учетом традиционного образа жизни коренных народов Республики Саха (Якутия) требует разработки системы этнокультурного компонента воспитания детей.
Таким образом, сохраняя, оберегая традиционный уклад жизни коренных народов Севера, надо их вовлекать в процесс жизни индустриального общества, чтобы они могли идти в ногу со временем, чтобы не отставали от жизни — это веление и требование жизни XXI века.
ЛИТЕРАТУРА
1. АСМОЛОВ А. Г. [и др.] Концептуальная модель развития универсальных учебных дейст-
вий. 2007.
2. АФАНАСЬЕВ В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.
Якутск, 1979.
3. ВОЛКОВ Г. Н. Педагогика любви. М. : 2004. Ч. 1.
4. ЗНАЧЕНИЕ традиционных знаний для устойчивого развития коренных народов: пособие по сбору, документированию и применению традиционных знаний для организаций коренных народов / сост. О. А. Мурашко. М., 2007.
5. КРЯЖКОВ В. А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М. : Норма, 2010.
6. ЛОДКИНА Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М., 2009.
7. СЕМЁНОВА А. Д. Приобщение к труду Севера. Якутск, 1990.
8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
9. ХУХЛАЕВА О. В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре. М., 2008.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина