Научная статья на тему 'Умк «Традиционное хозяйство» как средство воспитания и социализации детей'

Умк «Традиционное хозяйство» как средство воспитания и социализации детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГРОШКОЛА / ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIALIZATION / OUT-OF-CLASS WORK / AGRICULTURAL SCHOOL / TRADITIONAL AGRICULTURE / SPIRITUAL AND MORAL STANDARDS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Гавриил Михайлович

В статье актуализируется востребованность социализции детей при организации урочной, внеурочной деятельности и внешкольной работы в агрошколах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), обеспечивающих запросы, интересы учащихся, родителей и общества с учетом уклада жизни и традиционного хозяйства. Обоснованы методы исследования социализации детей при разработке УМК «Традиционное хозяйство» для агрошкол в условиях села. Раскрыто наиболее эффективное средство воспитания и социализации детей на примере разработки УМК «Традиционное хозяйство» в урочной, внеурочной деятельности и внешкольной работы для агрошкол Севера: саха, эвенов, эвенков, юкагир, долган, чукчи. Рассматривается УМК «Традиционное хозяйство», направленных на деятельность учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Гавриил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PACKAGE «TRADITUIONAL AGRICULTURE» AS A MEANS OF EDUCATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN

The paper discusses the need for socialization of children in the in-class and out-of-class work in agricultural schools situated in the Republic of Sakha (Yakutia). Such work satisfies the demands and meets the interests of pupils, their parents and the society. The paper studies the methods of analysis of children’s socialization and their importance for the development of the training package "Traditional Agriculture" to be used in agricultural schools located in the villages. We found the most effective means of in-class and out-of-class teaching and socialization of children on the basis of the training package "Traditional Agriculture" intended for agricultural schools of the North: Sakha, Evens, Evenks, Yukaghir people, Dolgans and Chukchi. The training package "Traditional Economy" is an activity-based training course.

Текст научной работы на тему «Умк «Традиционное хозяйство» как средство воспитания и социализации детей»

УДК 373.68 (571.56)

ББК 4420.053 ГСНТИ 14.27.05 Код ВАК 13.00.00

Федоров Гавриил Михайлович,

кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)»; 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22; e-mail: dyondy@mail.ru.

УМК «ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО»

КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социализация, внеурочная деятельность, агрошкола, традиционное хозяйство, духовно-нравственные ценности, компетенция.

АННОТАЦИЯ. В статье актуализируется востребованность социализции детей при организации урочной, внеурочной деятельности и внешкольной работы в агрошколах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), обеспечивающих запросы, интересы учащихся, родителей и общества с учетом уклада жизни и традиционного хозяйства. Обоснованы методы исследования социализации детей при разработке УМК «Традиционное хозяйство» для агрошкол в условиях села. Раскрыто наиболее эффективное средство воспитания и социализации детей на примере разработки УМК «Традиционное хозяйство» в урочной, внеурочной деятельности и внешкольной работы для агрошкол Севера: саха, эвенов, эвенков, юкагир, долган, чукчи. Рассматривается УМК «Традиционное хозяйство», направленных на деятельность учащихся.

Fedorov Gavriil Mikhailovich

Candidate of Pedagogy, Professor of the Russian Academy of Natural Science, Leading Researcher of the Scientific Research Institute of National Schools of The Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia.

TRAINING PACKAGE «TRADITUIONAL AGRICULTURE» AS A MEANS OF EDUCATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN

KEYWORDS: socialization, out-of-class work, agricultural school, traditional agriculture, spiritual and moral standards, competence.

ABSTRACT. The paper discusses the need for socialization of children in the in-class and out-of-class work in agricultural schools situated in the Republic of Sakha (Yakutia). Such work satisfies the demands and meets the interests of pupils, their parents and the society. The paper studies the methods of analysis of children's socialization and their importance for the development of the training package "Traditional Agriculture" to be used in agricultural schools located in the villages. We found the most effective means of in-class and out-of-class teaching and socialization of children on the basis of the training package "Traditional Agriculture" intended for agricultural schools of the North: Sakha, Evens, Evenks, Yukaghir people, Dolgans and Chukchi. The training package "Traditional Economy" is an activity-based training course.

Введение. Сегодня приоритетной целью и задачей школьного образования является социализация детей -«воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностного отношения к окружающей среде, к здоровью и здоровому образу жизни» [5, с. 19-21]. Существенным компонентом социализации детей, в особенности в северных условиях, являются традиционное хозяйство, региональные и этнокультурные особенности родного края, «как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума» [2, с. 51].

Безусловно, социализация детей стала наиболее востребованной при организации урочной, внеурочной деятельности и внешкольной работы в агрошколах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) и обеспечивающих запросы, интересы учащихся, родителей и общества с учетом уклада жизни и традиционного хозяйства.

Материал и методы исследования. На основании вышеназванных фактов сле-

дует отметить, что на сегодня к недостаточно решенной можно отнести проблему социализации детей в условиях села, поселка.

Для этого определены методы исследования: развивающее и формирующее. Развивающий метод предполагает создание условий, формирующих ценностное и ответственное отношение к себе, семье, другим людям, обществе, «базовым национальным ценностям» [3., с. 18], а также идентичности как гражданина России. Второй, формирующий метод, направлен на развитие социокультурной компетентности, способности на творческую деятельность, установки на самостоятельное решение различных ситуаций.

Первый метод ориентирован на обогащение развивающего потенциала социализации детей посредством конструирования УМК для агрошкол Республики Саха (Якутия).

Второй метод - это реализация УМК, в основе которого лежит принцип отражения специфики агрошкол с учетом региональной и этнокультурной идентичности, духовно-нравственных ценностей народной педагогики, отражающих взаимодействие

© Федоров Г. М., 2016

человека с окружающей социальной и природной средой, развитием и формированием определенных компетенций.

Использование вышеуказанных методов при разработке УМК для агрошкол способствуют созданию деятельностной и практической составляющей социализирующей среды, «частной жизни учащихся, в соответствии с их индивидуальными запросами. По существу это посильная возрасту социализация, соответствующая интересам быта, семьи, особенностям социального окружения, погруженности подрастающего поколения в социальную среду» [9, с 46].

Общеизвестно, что труд является неотъемлемой частью воспитания и социализации детей. Социализация детей проходила в разных условиях работы, «в оленеводческих и рыболовецких бригадах, где детям предоставляется возможность с раннего возраста приобщаться к традиционным занятиям своих родителей» [8, с. 172]. «Социализация якутских детей проходила на фоне ведущего типа хозяйствования семьи» [15].

Методы исследования позволили при разработке УМК для агрошкол определить главные особенности социализации детей такие, как практические (трудовые) способности и самостоятельные решения различных жизненно-важных ситуаций при изучении и в условиях ведения традиционного хозяйства.

В связи с этим целью исследования является разработка УМК «Традиционное хозяйство», направленная на развитие и формирование определенных компетенций, связанных с традиционной хозяйственной деятельностью коренных народов Республики Саха (Якутия).

Результаты исследования и их обсуждение. Акцентировано внимание на определенных компетенциях, связанных с традиционной хозяйственной деятельностью коренных народов Республики Саха (Якутия), и «этнокультурными традициями и обычаями, как механизмов, регулирующих поведение ребенка» [14, с. 164] в единстве и согласии с социальной и природной средой.

На этих принципах в ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» был разработан УМК «Традиционное хозяйство», содержащий примерную программу и учебные пособия для агрошкол Республики Саха (Якутия).

Безусловно, УМК «Традиционное хозяйство» связан «с ведущими видами производства, такими, как земледелие, скотоводство, оленеводство, охотпромысел, рыболовство, ориентированными на использование такого окружения в учебно-воспитательном процессе» [7, с. 6].

УМК нацелен на развитие и формирование у школьников определенных компетен-

ций, формируемых и развиваемых с учетом особенностей педагогических традиций, связанных с традиционным хозяйством коренных народов Республики Саха (Якутия), региональной и этнокультурной идентичностью. Методика обучения УМК направлена на самого ребенка, на его деятельность, на творческий мир, обеспечивающий интересы, увлечения. Главное, школьник самостоятельно делает выбор, свободно проявляет волю, раскрывается как личность. «Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, становление у них системы ценностей и способностей» [12, с. 124]. Это происходит после уроков, во внеурочное время, что дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценную деятельность социализации детей. Именно во внеурочной деятельности «привычные, ставшие ранее автоматизированными, повседневные действия, бытовое поведение открывается в новом свете, пересматривается и заново формируется уже на новом, осмысленном, уровне, более совершенном. Создаются условия перехода от учебы по книжкам - к обучению из жизни; от освоения мира по его образам и схемам - к изучению реальной действительности и ее осмыслению» [4, с. 84]. Внеурочная деятельность направлена «на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности» [11, с. 21].

Разработанный УМК «Традиционное хозяйство» по внеурочной деятельности включает в себя несколько функций: организационная определяет общеинтеллектуальную и практико-ориентированную направленность. Мотивационная функция пробуждает интерес к познанию социо-природной среды с точки зрения практико-жизненных проблем, содержательная раскрывает особенности взаимодействия социальной и природной среды, процессуальная развивает самостоятельность в процессе практической, исследовательской, проектной работы. Эти функции направлены на целостное развитие младшего школьника. Он набирает опыта в умении жить в трудных северных условиях в процессе совместного действия с другими сверстниками в работах взрослых, как запрягать лошадь, быка, оленя, мастерить ловушки и снасти для рыбалки, делать петли, посадить, ухаживать за растениями и другие.

УМК «Традиционное хозяйство» включает в себя основные и дополнительные компоненты, содержание которых имеет

личностно-значимую направленность с учетом потребностей и интересов учащегося, «стремящегося к успеху и умеющего выстроить и самостоятельно реализовать на практике индивидуальный маршрут развития» [6, с. 122], особенностей уклада жизни конкретного региона, «реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни» [10, с. 9].

УМК «Традиционное хозяйство» построено на диалоге, субъектных отношениях в освоении воспитательных, социализирующих, культурных ценностей как с равноправными субъектами. Учит их взаимовыручке, взаимопониманию, взаимообогащению, толерантности.

Примерная программа УМК «Традиционное хозяйство» структурирована в соответствии со спецификой региона: природы, климата, ландшафта (тундра, лесотундра, горная тайга, тайга), уклада жизни и традиционного хозяйства коренных народов Республики Саха (Якутия). В программе определены шесть основных направлений по внеурочной деятельности: разведение крупного рогатого скота, коневодство, оленеводство, рыболовство, охота, растениеводство.

Основная цель примерной программы и учебного пособия «Традиционное хозяйство» - формирование социальных компетенций у школьников, таких как умение ездить верхом на лошади, на быке, на олене, выбирать места стоянок, маршрутов оленей, охоты, рыбалки, собирать ягоды, грибы, лекарственные растения, наблюдать за повадками зверей и птиц и другие.

УМК обеспечивается разнообразными видами внеурочной деятельности: познавательной, трудовой, оздоровительной, краеведческой и социальной. Каждый вид деятельности имеет различные формы организации внеурочной деятельности школьников.

Содержание УМК «Традиционное хозяйство» интегрирует пропедевтические естественнонаучные, сельскохозяйственные, обществоведческие, экологические знания с учетом традиционного хозяйства коренных народов, которые базируются «на непроизвольных психических процессах у младших школьников, то есть на тех, которые не требуют больших внутренних усилий от детей - они как бы непроизвольно вовлекаются в деятельность» [13, с. 78].

На основе воспитательных результатов внеурочной деятельности выявлены социализирующие результаты для детей коренных народов Республики Саха (Якутия). Эти результаты в каждом виде деятельности представлены по-разному.

Познавательная внеурочная деятель-

ность школьников может быть организована в форме общественно-полезной работы, факультатива, научного общества, познавательных экскурсий и т.д. В результате познавательной деятельности учащиеся приобретают социальные знания, необходимые в повседневной жизни. В нашем случае результат можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, познание среды обитания, уклада жизни, традиционного хозяйства коренных народов, проживающих на территории республики: саха, эвенов, эвенков, долган, юкагиров, чукчи. Причем, важны определенные компетенции, которые нужны младшему школьнику для полноценного проживания, такие как: участвовать в выпасе лошадей, оленей, в сборе отбившихся лошадей, оленей, как правильно развести дымокур, наблюдать за повадками зверей и птиц, выращивать и ухаживать за растениями и другие, необходимые для успешной социализации в обществе. Это можно провести во время трудовой деятельности, когда совместная деятельность может стать источником создания детско-взрослой производственной бригады, где дети участвуют в социально значимой, коллективно-творческой деятельности. Например, в конструировании орудий улова рыбы (острога-гарпуна, покола, удочки). В результате трудовой и социально-творческой деятельности дети помогают в семье, мальчики помогают пасти коров, лошадей, ловить рыб, разжигать костер, девочки присматривают за телятами и помогают доить коров, и у них формируются позитивные отношения к базовым национальным ценностям в условиях ведения традиционной хозяйственной деятельности и к социальной реальности в целом.

Оздоровительная деятельность нацелена на освоение школьниками социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе, осознание ответственности за близлежащую окружающую среду, оздоровление своего организма через игровую, физическую и трудовую деятельность, формирование интеллектуальных, духовно-нравственных ценностей жизни посредством практической, исследовательской и проектной деятельности.

В результате социализации детей планируемыми результатами деятельности являются «компетенции как скрытые психологические новообразования, как актуальные деятельностные проявления человека» [1, с. 5], такие как: ремонтировать сани для езды на лошади, на быке, на олене, делать

снаряжения, устанавливать петли на тропах ствует социализации детей на территории

кормежки и перемещения зверьков, помочь Республики Саха (Якутия) и позволяет ре-

делать проруби для лова рыб и другие. ально рассматривать их как главный и ре-

Заключение. Таким образом, можно шающий фактор целостного развития лич-

заключить, что УMK «Традиционное хозяй- ности школьника и придает образованию

ство» во внеурочной деятельности способ- инновационный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрова Т. E. Формирование социально--трудовых компетенций учащихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : l3.00.0l / Сам. гос. пед. ун-т. Самара, 2006. С. 5.

2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Mетодический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. M. : Просвещение, 20l0. С. 5l.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. M., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. M., Просвещение, 20l0. С. lS.

4. Дзятковская E. Н., Захлебный А. Н. Каким должно быть внеурочное экологическое образование? / Вестник Бурятского государственного университета. 20l2. N° l. С. 84.

5. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников : метод. рекоменд. : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. 4.l / Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казаченок и др.; под ред. А. Я. Данилюка. M. : Просвещение, 20ll. С. l9-2l.

6. Колесникова И. В. Проектирование индивидуального маршрута развития младшего школьника в условиях внеурочного пространства / Человек и образование. 20l4. Ж 3 (40). С. l22.

7. Кондратьев П. П., Сидоров E. С. Реальные возможности агрошколы. Якутск : Изд-во ИПКРО, 2000. С. 6.

S. Лебедева А. M. Традиционная социализация ребенка в условиях северного кочевья / Человек и образование. 20ll. Ж 3 (2S). С. l72.

9. Пашина С. А. Внеучебная деятельность в формирование экологической культуры и социализации детей / Педагогика и психология образования. 20l3. Ж 2. С. 46.

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. E. С. Савинов]. M. : Просвещение, 20ll. С. 9.

11. Рожкова E. M. Основные положения организации внеурочной деятельности / Пермский педагогический журнал. 20l4. Ш 5. С. 2l.

12. Сейдниязова Н. В., Серикова Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения / Историческая и социально-образовательная мысль. 20l2. Ж 6 (l6). С. l24.

13. Федоров Г. M. Организация образовательной деятельности в агрошколах Республики Саха (Якутия) в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования / Mеждународный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 20l2. Ж l0. С. 78.

14. Шаманова Т. А., Тюкавкина Н. В. Компоненты и факторы этнокультурной социализации младших школьников / Mеждународный журнал экспериментального образования. 20l3. Ж 8. С. l64.

15. Яковлева А. Н. Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов. На материале Республики Саха (Якутия) : дис. ... д-ра пед. наук : l3.00.0l. Якутск, 2002. 4l7 с.

LITERATURA

1. Bodrova T. E. Formirovanie sotsial'no-trudovykh kompetentsiy uchashchikhsya v mnogoprofil'nom uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detey : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : l3.00.0l / Sam. gos. ped. un-t. Samara, 2006. S. 5.

2. Grigor'ev D. V. Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskiy konstruktor : posobie dlya uchitelya / D. V. Grigor'ev, P. V. Stepanov. M. : Prosveshchenie, 20l0. S. 5l.

3. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M., Prosveshchenie, 20l0. S. lS.

4. Dzyatkovskaya E. N., Zakhlebnyy A. N. Kakim dolzhno byt' vneurochnoe ekologicheskoe obrazovanie? / Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 20l2. Ж l. S. 84.

5. Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie mladshikh shkol'nikov : metod. rekomend. : posobie dlya uchiteley obshcheobrazovat. uchrezhdeniy. V 2 ch. Ch.l / T. L. Belousova, N. I. Bostandzhieva, N. V. Kazachenok i dr.; pod red. A. Ya. Danilyuka. M. : Prosveshchenie, 20ll. S. l9-2l.

6. Kolesnikova I. V. Proektirovanie individual'nogo marshruta razvitiya mladshego shkol'nika v usloviyakh vneurochnogo prostranstva / Chelovek i obrazovanie. 20l4. Ж 3 (40). S. l22.

7. Kondrat'ev P. P., Sidorov E. S. Real'nye vozmozhnosti agroshkoly. Yakutsk : Izd-vo IPKRO, 2000. S. 6.

S. Lebedeva A. M. Traditsionnaya sotsializatsiya rebenka v usloviyakh severnogo kochev'ya / Che-lovek i obrazovanie. 20ll. да 3 (28). S. l72.

9. Pashina S. A. Vneuchebnaya deyatel'nost' v formirovanie ekologicheskoy kul'tury i sotsializatsii detey / Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 20l3. Ж 2. S. 46.

10. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Nachal'naya shkola / Sost. E. S. Savinov]. M. : Prosveshchenie, 20ll. S. 9.

11. Rozhkova E. M. Osnovnye polozheniya organizatsii vneurochnoy deyatel'nosti / Permskiy pedagogicheskiy zhurnal. 20l4. Ж 5. S. 2l.

12. Seydniyazova N. V., Serikova L. A. Vneurochnaya deyatel'nost' kak sredstvo dostizheniya lichnostnykh rezul'tatov v nachal'nom zvene obucheniya / Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 20l2. Ж 6 (l6). S. l24.

13. Fedorov G. M. Organizatsiya obrazovatel'noy deyatel'nosti v agroshkolakh Respubliki Sakha (Yakutiya) v usloviyakh vvedeniya federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshchego obrazovaniya / Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2012. № 10. S. 78.

14. Shamanova T. A., Tyukavkina N. V. Komponenty i faktory etnokul'turnoy sotsializatsii mladshikh shkol'nikov / Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013. № 8. S. 164.

15. Yakovleva A. N. Etnopedagogicheskie osnovy sotsializatsii shkol'nikov i studentov. Na materiale Respubliki Sakha (Yakutiya) : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. Yakutsk, 2002. 417 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.