Научная статья на тему 'Воспитание и социализация детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство'

Воспитание и социализация детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / SECONDARY SCHOOL / ТРАДИЦИОННАЯ ХОЗЯЙСТВО / TRADITIONAL AGRICULTURE / ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ / TRADITIONAL KNOWLEDGE / УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TASKMGR ACTIVITIES / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / AFTER-HOUR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федоров Г. М.

В статье раскрываются особенности воспитания и социализации детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство, как один из подходов организации образовательной деятельности в общеобразовательных школах, расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов Севера и Дальнего Востока Республики Саха (Якутия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing and socialization of children living with parents and keeping traditional household

This article reveals the peculiarities of children’s upbringing and socialization, who live with parents keeping traditional household as one of approaches to organization of educational activity in comprehensive schools, which locate in the place of traditional life and household activity of native people from North and Far East of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Воспитание и социализация детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство»

Г. М. Федоров, канд. пед. наук, профессор РАЕ,

ведущий научный сотрудник

НИИ национальных школ Республики Саха

(Якутия),

г. Якутск, Россия,

[email protected]

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ С РОДИТЕЛЯМИ, ВЕДУЩИМИ ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО

В контексте современных проблем педагогической науки и практики особую жизненную значимость приобретает изучение особенностей воспитания и социализации детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство, в частности детей (особенно мальчиков) малочисленных народов на территории Республики Саха (Якутия), далее — РС (Я), которое требует учета специфики их жизнедеятельности. Одним из средств решения этой проблемы является совершенствование организации образовательной деятельности, направленной на совместное взаимодействие детей и взрослых.

По мнению автора, :

в воспитании и социализации детей родители должны быть для них самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира, и на основании этого понимания строить свои отношения с ними. Только в совместной деятельности с взрослыми ребенок может раскрыть себя, проявить и развить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудо-

В воспитании и социализации детей родители должны быть

для них самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира, и на осно вании этого понимания строить свои отношения с ними.

любие, смекалку, толерантность. В такой деятельности «зарождаются и проявляются организаторские и коммуникативные, трудовые (практические), интеллектуальные (исследовательские, проектные) способности детей»1.

Большое влияние на особенности социализации и воспитания детей Севера оказывает природа, климат, среда обитания, уклад жизни, традиционное хозяйство, но они сами по себе не создают личность. Необходимо знать, какое место в этих условиях принадлежит ребенку, как он действует в этой среде и ощущает себя. В традиционном укладе жизни народов Севера деятельность ребенка очерчена взрослыми, определены его права и обязанности, создана социальная ситуация для развития ребенка, формирующая его личность.

Для объединения интересов семьи ребенок вовлекается взрослыми в трудовую деятельность, где им приобретаются навыки «к построению диалогических, субъект-субъектных отношений»2. Это может быть совместный труд взрослого и ребенка при вве-

дении традиционного хозяйства, привычное жизнеобеспечение. Все это объединяет их общие интересы и увлечения, порождает общность переживаний и чувств, делает их духовно ближе.

Безусловно, коренные народы большое значение при социализации и воспитании детей придают традиционному хозяйству, которое является одной из особенностей социализации и воспитания детей в условиях Севера.

В энциклопедии коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации термин «традиционное хозяйство» трактуется как «совокупность отраслей хозяйства, исторически сложившихся на определенной территории в процессе взаимодействия человека с природной средой. Применительно к коренным малочисленным народам Севера их традиционное хозяйство составляют оленеводство, охота, рыболовство, заготовка пищевого, технического и лекарственного растительного сырья»3.

Действительно, животноводство — самое распространенное из традиционных видов хозяйственной деятельности у народов саха. При ведении традиционного хозяйства они уделяют большое внимание в воспитании мальчиков на включение их в деятельность по обеспечению быта: ремонт саней для езды на лошади и снаряжения, установление петель на тропах кормежки и перемещения зверей, делание проруби для лова рыб.

Саха в основном живут на алаасах. ««Алаас» для народа саха — это особый микромир, священная земля предков, где каждый обретает гармонию с самим собой и единение с природой»4. Слово «алаас» у саха употребляется издревле, о чем свидетельствуется в сло- =

варе академика Э. К. Пекарского. Каждый алаас имеет свое название. Это закрытая система. Алаасные луга, как правило, формируются на месте термокарстовых озер

В традиционном укладе жизни народов Севера деятельность ребенка очерчена взрослыми, определены его права и обязанности, создана социальная ситуация для развития ребенка, формирующая его личность.

Тесно живя с природой, взрослые учили ребенка слушать природу, угадывать и знать повадки зверей и птиц, самостоятельно рыбачить и охотиться в алаасах.

и являются основными сенокосными угодьями.

Саха — духовно богатый народ. В семьях всегда придерживаются неписаных за-= конов и правил — обычаев, традиций, обрядов, запретов. Поэтому социализация и воспитание мальчиков у этой народности были связаны с особым ландшафтом, которого нигде нет в других местах. Тесно живя с природой, взрослые учили ребенка слушать природу, угадывать и знать повадки зверей и птиц, самостоятельно рыбачить и охотиться в алаасах. Таким образом, в семье развивались такие качества, как трудолюбие, смекалка.

Как показывает жизнь, выросшие в алаасе дети бывают привязаны к родному очагу, к родной земле. Это позволяет воспитывать настоящих хозяев, знающих и соблюдающих неписаные правила и нормы природы, формировать у них важнейшие человеческие качества, такие как доброта, милосердие, честность, правдивость, трудолюбие, толерантность, гостеприимство, почитание старших.

Веками саха копили знания о природе, о среде обитания, о жизни человека. Их можно назвать оседлым народом, занимающимся животноводством, некоторые из них ведут полукочевой образ жизни. Коневоды, охотники, собиратели передвигаются с места на место за биологическими ресурсами, за мигрирующими зверями и рыбами. Зимой живут в зимниках — кыстык, летом переходят на летнее пастбище — сайылык.

В алаасе сформирован традиционный уклад жизни, в том числе и детей. В настоящее время дети связаны с алаасом во время летнего сенокоса. Мальчики помогают пасти коров, лошадей, узнавать их по масти, по повадкам, по внешнему виду, ловить рыб, разжигать дымокуры, девочки присматривают за телятами и доят коров.

Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что особенностью вос-

питания и социализации детей является включение их в бытовую деятельность, т.е. личное участие по ведению традиционного хозяйства.

Все это способствует социализации детей в условиях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов Севера и Дальнего Востока.

Также в социализации детей особую роль занимает приобретение ими необходимого социального опыта, ценностного и ответственного отношения к себе, семье, другим людям, обществу, общечеловеческим ценностям, формирование у них идентичности гражданина России. Именно в ходе совместной деятельности учителя, другого взрослого и детей друг с другом происходит присвоение, а не просто узнавание традиционного хозяйства, с интеграцией национальных ценностей, таких как патриотизм (любовь к Родине, своему народу, своей малой родине), гражданственность (служение Отечеству, гражданское общество), семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших), труд

В семьях эвенов, ведущих традиционную хозяйственную деятельность, решающее значение

в процессе воспитания и формирования психологического пола ребенка играет развитие его физических данных.

и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость), природа (родная земля, планета Земля, экологическое сознание)5.

В связи с вышесказанным автором в 20122013 гг. было проведено мониторинговое исследование с целью выявления особенностей воспитания и социализации детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное

хозяйство.

Предметом исследования стало воспитание и социализация детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство

Всего было опрошено 126 ребенка. В выборку вошли: 63 ребенка эвенов, проживающих в укладе жизни эвенов в оленеводческом стаде № 11 СПК «Томпо» Том-понского и Себян-Кюельская средняя общеобразовательная школа (далее — СОШ) Кобяйского районов, а так же 63 ребенка саха Хоробутской СОШ Мегино-Канга-ласского района, родители которых живут в сельской местности и ведут традиционное хозяйство.

Таблица 1

В каком возрасте ты научился ухаживать за крупным рогатым скотом, лошадьми и собаками?

Возраст Мальчики саха

4 лет 2

5-6 лет 10

7-10 лет 14

11-14 лет 11

пока не научился 17 (учащиеся)

не ответил 9 (дошкольники)

Таблица 2

В каком возрасте ты научился ухаживать за лошадьми, оленями и собаками?

Возраст Мальчики эвены

3-4 лет 3

5-6 лет 16

7-10 лет 18

11-14 лет 15

Пока не научился 2 (дошкольники)

не ответил 9 (учащиеся)

Исследование проводилось методом анкетирования, опроса по двум категориям респондентов: дети-дошкольники и учащиеся.

Анкету предлагалось заполнить мальчикам. Все вопросы, так или иначе, касались быта народов Севера. Одна часть вопросов была связана с оценкой умений ухаживания за домашними животными — крупным рогатым скотом, лошадьми и собаками. Другая — оценка участия ребенка в изготовлении транспортных, упряжных снаряжений для езды на лошадях, оленях. Некоторые из них оценивали умение делать поделки национального декоративно-прикладного искусства — резьба по дереву, кости, а также умение применять разные способы ловли рыб, простые орудия охоты.

Пример вопроса: «В каком возрасте ты научился ездить верхом на лошади, на оле не?». Ответ на этот во

прос анкеты показывает, что большинство маль-

чиков саха научились ездить верхом на лошади с 10 лет (61 %) и только 18,8 % мальчиков еще :

не научились ездить верхом. Также 61,2 % мальчиков эвенов с 8 лет научились ездить верхом на олене, и 25,3 % мальчиков не овладели данным мастерством.

Все эти качества направлены на развитие у детей физических, интеллектуальных способностей

и воспитание уважения, бережного отношения и интереса к труду оленевода.

В семьях эвенов, ведущих кочевой образ жизни, обязательно с раннего возраста учат ездить верхом на олене. Это позволяет детям с малых лет привыкать к труду и приобретать уверенность в своей способности запрягать лошадей и оленей, ремонтировать сани, нарты, упряжи, снаряжения, а также получать другие навыки, связанные с обслуживанием домашних животных.

Для выявления особенностей воспитания и социализации детей посредством включения их в деятельность, т. е. личного участия ребенка в ведении традиционного хозяйства, были предложены следующие вопросы: «В каком возрасте ты научился ухаживать за крупным рогатым скотом, лошадьми и собаками?», «В каком возрасте ты научился ухаживать за лошадьми, оленями и собаками?». Результаты опроса отраже-- ны в таблицах 1 и 2.

Из таблицы 1 и 2 видно, что с раннего возраста 58,73 % мальчиков саха и 82,53 % мальчиков эвенов научились ухаживать за крупным рогатым скотом, лошадьми, оленями и собаками, что говорит о том, большинство из них уже приучены к ведению домашнего хозяйства. Уход за домашними животными способствует развитию у детей

трудовых умений, приучает их к самостоятельности и совместной коллективной деятельности.

В оленеводческих стадах при уходе за оленями важное место занимает ловля оленей. Исходя из этого, был предложен следующий вопрос: «Когда ты научился пользоваться арканом?», по ответам детей эвенов можно судить, что мальчики начинают пользоваться маутом с 6 лет (ответили 10 детей), с 7 лет до 10 лет — 26 школьников, с 11 лет до 14 лет — 11 учащихся, не умеют пользоваться 10 учеников, не ответили на вопрос 6 детей. Это говорит о том, что в семьях эвенов, ведущих традиционную хозяйственную деятельность, решающее значение в процессе воспитания и формирования психологического пола ребенка играет развитие его физических данных. Именно маут, его правильное пользование способствует мальчику быть ловким, мужественным, храбрым и сильным, быть самостоятельным

С ранних лет дети учатся бережно

и ответственно относиться к природе, животным, охотничьим угодьям. Они вместе с родителями

ходят на рыбалку и охоту, т. е. они постепенно включаются в профессиональную деятельность.

в действиях, проявлять сообразительность и смекалку. Все эти качества направлены на развитие у детей физических, интеллектуальных способностей и воспитание уважения, бережного отношения и интереса к труду оленевода. Но, к сожалению, в последние годы этой традиции родителями уделяется все меньшее внимание.

Анализ результатов мониторингового исследования выявил следующее: в семьях саха и эвенов мальчики социализируются через традиционное хозяйство посредством включения их в бытовую деятельность. С ранних лет дети учатся бережно и ответственно относиться к природе, животным, охотничьим угодьям. Они вместе с родителями ходят на рыбалку и охоту, т. е. они постепенно включаются в профессиональную деятельность. Все это помогает детям во взрослой жизни легко адаптироваться в работе бригады охотников, оленеводов, рыболовов и сенокосных бригад.

Исходя из результатов мониторинга, стоит отметить, что в воспитании и социализации детей особое место занимает традиционное хозяйство, которое имеет огромный потенциал и позволяет раскрыть новые возможности для создания образовательной модели по разработке УМК для общеобразовательных школ, расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов Севера и Дальнего Востока.

Данные исследования позволили наметить основные ориентиры, которые необходимо учитывать в организации образовательной деятельности, в воспитании и социализации детей в общеобразовательных школах, расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов Севера и Дальнего Востока на территории Республики Саха (Якутия):

— базовые национальные ценности и принципы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников6;

— возрастные психофизиологические особенности младших школьников;

— этнопедагогические особенности воспитания и социализации детей малых коренных народов Севера и Дальнего Востока;

— современные тенденции развития науки и техники во взаимосвязи с традиционной хозяйственной деятельностью.

Данные подходы послужили основанием для разработки нового вида методического инструментария УМК «Традиционное хозяйство» для 1-4 классов общеобразовательных школ с агротехнологической направленностью Республики Саха (Якутия) в соответствии с требованиями ФГОС, ориентированного на воспитание и социализацию детей.

Особенностью УМК «Традиционное хозяйство» является деятельность, которая организуется при совместном взаимодействии ребенка и взрослого в семье, в школе и в социуме. В ходе такой деятельности у детей формируются определенные базо-

Анализ результатов мониторингового исследования выявил следующее: в семьях саха и эвенов мальчики социализируются через традиционное хозяйство посредством включения их в бытовую деятельность.

вые национальные ценности и конкретные компетенции, необходимые в повседневной жизни и любых жизненных ситуациях.

Таким образом, как свидетельствует - анализ мониторинга, воспитание и социализация детей должны опираться на кладезь народной педагогики, традиционный уклад жизни и традиционное хозяйство и учитывать запросы и потребности = населения (специфические, самобытные особенности), возрастные потребности и ценностные ориентации учащихся и взрослого населения. Проведение мониторингового исследования позволило выявить и определить новые подходы организации образовательной деятельности в воспитании и социализации детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство. ^

1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /[ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бо-станджиева, Н.В. Казачёнок и др] ; под ред. А.Я. Да-нилюка. — М.: Просвещение, 2011. — С. 25.

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] ; под ред.

B. А. Гормкого — 2-е изд. (Стандарты второго поколения) — М. : Просвещение, 2011. — С. 3.

3. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Серия: Библиотека коренных народов Севера. - М., 2005. С. 452.

4. Пекарский Э.К. Словарь - М., 1984, РАН. -

C. 486.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Просвещение» (Стандарт второго поколения) — М., 2010. — С. 18-19.

6. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /[ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бо-станджиева, Н.В. Казачёнок и др] ; под ред. А.Я. Да-нилюка. — М.: Просвещение, 2011. — С. 19-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.