Г. М. Федоров, канд. пед. наук, профессор РАЕ,
ведущий научный сотрудник
НИИ национальных школ Республики Саха
(Якутия),
г. Якутск, Россия,
ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ С РОДИТЕЛЯМИ, ВЕДУЩИМИ ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО
В контексте современных проблем педагогической науки и практики особую жизненную значимость приобретает изучение особенностей воспитания и социализации детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство, в частности детей (особенно мальчиков) малочисленных народов на территории Республики Саха (Якутия), далее — РС (Я), которое требует учета специфики их жизнедеятельности. Одним из средств решения этой проблемы является совершенствование организации образовательной деятельности, направленной на совместное взаимодействие детей и взрослых.
По мнению автора, :
в воспитании и социализации детей родители должны быть для них самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира, и на основании этого понимания строить свои отношения с ними. Только в совместной деятельности с взрослыми ребенок может раскрыть себя, проявить и развить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудо-
В воспитании и социализации детей родители должны быть
для них самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира, и на осно вании этого понимания строить свои отношения с ними.
любие, смекалку, толерантность. В такой деятельности «зарождаются и проявляются организаторские и коммуникативные, трудовые (практические), интеллектуальные (исследовательские, проектные) способности детей»1.
Большое влияние на особенности социализации и воспитания детей Севера оказывает природа, климат, среда обитания, уклад жизни, традиционное хозяйство, но они сами по себе не создают личность. Необходимо знать, какое место в этих условиях принадлежит ребенку, как он действует в этой среде и ощущает себя. В традиционном укладе жизни народов Севера деятельность ребенка очерчена взрослыми, определены его права и обязанности, создана социальная ситуация для развития ребенка, формирующая его личность.
Для объединения интересов семьи ребенок вовлекается взрослыми в трудовую деятельность, где им приобретаются навыки «к построению диалогических, субъект-субъектных отношений»2. Это может быть совместный труд взрослого и ребенка при вве-
дении традиционного хозяйства, привычное жизнеобеспечение. Все это объединяет их общие интересы и увлечения, порождает общность переживаний и чувств, делает их духовно ближе.
Безусловно, коренные народы большое значение при социализации и воспитании детей придают традиционному хозяйству, которое является одной из особенностей социализации и воспитания детей в условиях Севера.
В энциклопедии коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации термин «традиционное хозяйство» трактуется как «совокупность отраслей хозяйства, исторически сложившихся на определенной территории в процессе взаимодействия человека с природной средой. Применительно к коренным малочисленным народам Севера их традиционное хозяйство составляют оленеводство, охота, рыболовство, заготовка пищевого, технического и лекарственного растительного сырья»3.
Действительно, животноводство — самое распространенное из традиционных видов хозяйственной деятельности у народов саха. При ведении традиционного хозяйства они уделяют большое внимание в воспитании мальчиков на включение их в деятельность по обеспечению быта: ремонт саней для езды на лошади и снаряжения, установление петель на тропах кормежки и перемещения зверей, делание проруби для лова рыб.
Саха в основном живут на алаасах. ««Алаас» для народа саха — это особый микромир, священная земля предков, где каждый обретает гармонию с самим собой и единение с природой»4. Слово «алаас» у саха употребляется издревле, о чем свидетельствуется в сло- =
варе академика Э. К. Пекарского. Каждый алаас имеет свое название. Это закрытая система. Алаасные луга, как правило, формируются на месте термокарстовых озер
В традиционном укладе жизни народов Севера деятельность ребенка очерчена взрослыми, определены его права и обязанности, создана социальная ситуация для развития ребенка, формирующая его личность.
Тесно живя с природой, взрослые учили ребенка слушать природу, угадывать и знать повадки зверей и птиц, самостоятельно рыбачить и охотиться в алаасах.
и являются основными сенокосными угодьями.
Саха — духовно богатый народ. В семьях всегда придерживаются неписаных за-= конов и правил — обычаев, традиций, обрядов, запретов. Поэтому социализация и воспитание мальчиков у этой народности были связаны с особым ландшафтом, которого нигде нет в других местах. Тесно живя с природой, взрослые учили ребенка слушать природу, угадывать и знать повадки зверей и птиц, самостоятельно рыбачить и охотиться в алаасах. Таким образом, в семье развивались такие качества, как трудолюбие, смекалка.
Как показывает жизнь, выросшие в алаасе дети бывают привязаны к родному очагу, к родной земле. Это позволяет воспитывать настоящих хозяев, знающих и соблюдающих неписаные правила и нормы природы, формировать у них важнейшие человеческие качества, такие как доброта, милосердие, честность, правдивость, трудолюбие, толерантность, гостеприимство, почитание старших.
Веками саха копили знания о природе, о среде обитания, о жизни человека. Их можно назвать оседлым народом, занимающимся животноводством, некоторые из них ведут полукочевой образ жизни. Коневоды, охотники, собиратели передвигаются с места на место за биологическими ресурсами, за мигрирующими зверями и рыбами. Зимой живут в зимниках — кыстык, летом переходят на летнее пастбище — сайылык.
В алаасе сформирован традиционный уклад жизни, в том числе и детей. В настоящее время дети связаны с алаасом во время летнего сенокоса. Мальчики помогают пасти коров, лошадей, узнавать их по масти, по повадкам, по внешнему виду, ловить рыб, разжигать дымокуры, девочки присматривают за телятами и доят коров.
Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что особенностью вос-
питания и социализации детей является включение их в бытовую деятельность, т.е. личное участие по ведению традиционного хозяйства.
Все это способствует социализации детей в условиях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов Севера и Дальнего Востока.
Также в социализации детей особую роль занимает приобретение ими необходимого социального опыта, ценностного и ответственного отношения к себе, семье, другим людям, обществу, общечеловеческим ценностям, формирование у них идентичности гражданина России. Именно в ходе совместной деятельности учителя, другого взрослого и детей друг с другом происходит присвоение, а не просто узнавание традиционного хозяйства, с интеграцией национальных ценностей, таких как патриотизм (любовь к Родине, своему народу, своей малой родине), гражданственность (служение Отечеству, гражданское общество), семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших), труд
В семьях эвенов, ведущих традиционную хозяйственную деятельность, решающее значение
в процессе воспитания и формирования психологического пола ребенка играет развитие его физических данных.
и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость), природа (родная земля, планета Земля, экологическое сознание)5.
В связи с вышесказанным автором в 20122013 гг. было проведено мониторинговое исследование с целью выявления особенностей воспитания и социализации детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное
хозяйство.
Предметом исследования стало воспитание и социализация детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство
Всего было опрошено 126 ребенка. В выборку вошли: 63 ребенка эвенов, проживающих в укладе жизни эвенов в оленеводческом стаде № 11 СПК «Томпо» Том-понского и Себян-Кюельская средняя общеобразовательная школа (далее — СОШ) Кобяйского районов, а так же 63 ребенка саха Хоробутской СОШ Мегино-Канга-ласского района, родители которых живут в сельской местности и ведут традиционное хозяйство.
Таблица 1
В каком возрасте ты научился ухаживать за крупным рогатым скотом, лошадьми и собаками?
Возраст Мальчики саха
4 лет 2
5-6 лет 10
7-10 лет 14
11-14 лет 11
пока не научился 17 (учащиеся)
не ответил 9 (дошкольники)
Таблица 2
В каком возрасте ты научился ухаживать за лошадьми, оленями и собаками?
Возраст Мальчики эвены
3-4 лет 3
5-6 лет 16
7-10 лет 18
11-14 лет 15
Пока не научился 2 (дошкольники)
не ответил 9 (учащиеся)
Исследование проводилось методом анкетирования, опроса по двум категориям респондентов: дети-дошкольники и учащиеся.
Анкету предлагалось заполнить мальчикам. Все вопросы, так или иначе, касались быта народов Севера. Одна часть вопросов была связана с оценкой умений ухаживания за домашними животными — крупным рогатым скотом, лошадьми и собаками. Другая — оценка участия ребенка в изготовлении транспортных, упряжных снаряжений для езды на лошадях, оленях. Некоторые из них оценивали умение делать поделки национального декоративно-прикладного искусства — резьба по дереву, кости, а также умение применять разные способы ловли рыб, простые орудия охоты.
Пример вопроса: «В каком возрасте ты научился ездить верхом на лошади, на оле не?». Ответ на этот во
прос анкеты показывает, что большинство маль-
чиков саха научились ездить верхом на лошади с 10 лет (61 %) и только 18,8 % мальчиков еще :
не научились ездить верхом. Также 61,2 % мальчиков эвенов с 8 лет научились ездить верхом на олене, и 25,3 % мальчиков не овладели данным мастерством.
Все эти качества направлены на развитие у детей физических, интеллектуальных способностей
и воспитание уважения, бережного отношения и интереса к труду оленевода.
В семьях эвенов, ведущих кочевой образ жизни, обязательно с раннего возраста учат ездить верхом на олене. Это позволяет детям с малых лет привыкать к труду и приобретать уверенность в своей способности запрягать лошадей и оленей, ремонтировать сани, нарты, упряжи, снаряжения, а также получать другие навыки, связанные с обслуживанием домашних животных.
Для выявления особенностей воспитания и социализации детей посредством включения их в деятельность, т. е. личного участия ребенка в ведении традиционного хозяйства, были предложены следующие вопросы: «В каком возрасте ты научился ухаживать за крупным рогатым скотом, лошадьми и собаками?», «В каком возрасте ты научился ухаживать за лошадьми, оленями и собаками?». Результаты опроса отраже-- ны в таблицах 1 и 2.
Из таблицы 1 и 2 видно, что с раннего возраста 58,73 % мальчиков саха и 82,53 % мальчиков эвенов научились ухаживать за крупным рогатым скотом, лошадьми, оленями и собаками, что говорит о том, большинство из них уже приучены к ведению домашнего хозяйства. Уход за домашними животными способствует развитию у детей
трудовых умений, приучает их к самостоятельности и совместной коллективной деятельности.
В оленеводческих стадах при уходе за оленями важное место занимает ловля оленей. Исходя из этого, был предложен следующий вопрос: «Когда ты научился пользоваться арканом?», по ответам детей эвенов можно судить, что мальчики начинают пользоваться маутом с 6 лет (ответили 10 детей), с 7 лет до 10 лет — 26 школьников, с 11 лет до 14 лет — 11 учащихся, не умеют пользоваться 10 учеников, не ответили на вопрос 6 детей. Это говорит о том, что в семьях эвенов, ведущих традиционную хозяйственную деятельность, решающее значение в процессе воспитания и формирования психологического пола ребенка играет развитие его физических данных. Именно маут, его правильное пользование способствует мальчику быть ловким, мужественным, храбрым и сильным, быть самостоятельным
С ранних лет дети учатся бережно
и ответственно относиться к природе, животным, охотничьим угодьям. Они вместе с родителями
ходят на рыбалку и охоту, т. е. они постепенно включаются в профессиональную деятельность.
в действиях, проявлять сообразительность и смекалку. Все эти качества направлены на развитие у детей физических, интеллектуальных способностей и воспитание уважения, бережного отношения и интереса к труду оленевода. Но, к сожалению, в последние годы этой традиции родителями уделяется все меньшее внимание.
Анализ результатов мониторингового исследования выявил следующее: в семьях саха и эвенов мальчики социализируются через традиционное хозяйство посредством включения их в бытовую деятельность. С ранних лет дети учатся бережно и ответственно относиться к природе, животным, охотничьим угодьям. Они вместе с родителями ходят на рыбалку и охоту, т. е. они постепенно включаются в профессиональную деятельность. Все это помогает детям во взрослой жизни легко адаптироваться в работе бригады охотников, оленеводов, рыболовов и сенокосных бригад.
Исходя из результатов мониторинга, стоит отметить, что в воспитании и социализации детей особое место занимает традиционное хозяйство, которое имеет огромный потенциал и позволяет раскрыть новые возможности для создания образовательной модели по разработке УМК для общеобразовательных школ, расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов Севера и Дальнего Востока.
Данные исследования позволили наметить основные ориентиры, которые необходимо учитывать в организации образовательной деятельности, в воспитании и социализации детей в общеобразовательных школах, расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов Севера и Дальнего Востока на территории Республики Саха (Якутия):
— базовые национальные ценности и принципы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников6;
— возрастные психофизиологические особенности младших школьников;
— этнопедагогические особенности воспитания и социализации детей малых коренных народов Севера и Дальнего Востока;
— современные тенденции развития науки и техники во взаимосвязи с традиционной хозяйственной деятельностью.
Данные подходы послужили основанием для разработки нового вида методического инструментария УМК «Традиционное хозяйство» для 1-4 классов общеобразовательных школ с агротехнологической направленностью Республики Саха (Якутия) в соответствии с требованиями ФГОС, ориентированного на воспитание и социализацию детей.
Особенностью УМК «Традиционное хозяйство» является деятельность, которая организуется при совместном взаимодействии ребенка и взрослого в семье, в школе и в социуме. В ходе такой деятельности у детей формируются определенные базо-
Анализ результатов мониторингового исследования выявил следующее: в семьях саха и эвенов мальчики социализируются через традиционное хозяйство посредством включения их в бытовую деятельность.
вые национальные ценности и конкретные компетенции, необходимые в повседневной жизни и любых жизненных ситуациях.
Таким образом, как свидетельствует - анализ мониторинга, воспитание и социализация детей должны опираться на кладезь народной педагогики, традиционный уклад жизни и традиционное хозяйство и учитывать запросы и потребности = населения (специфические, самобытные особенности), возрастные потребности и ценностные ориентации учащихся и взрослого населения. Проведение мониторингового исследования позволило выявить и определить новые подходы организации образовательной деятельности в воспитании и социализации детей, проживающих с родителями, ведущими традиционное хозяйство. ^
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /[ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бо-станджиева, Н.В. Казачёнок и др] ; под ред. А.Я. Да-нилюка. — М.: Просвещение, 2011. — С. 25.
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] ; под ред.
B. А. Гормкого — 2-е изд. (Стандарты второго поколения) — М. : Просвещение, 2011. — С. 3.
3. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Серия: Библиотека коренных народов Севера. - М., 2005. С. 452.
4. Пекарский Э.К. Словарь - М., 1984, РАН. -
C. 486.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Просвещение» (Стандарт второго поколения) — М., 2010. — С. 18-19.
6. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /[ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бо-станджиева, Н.В. Казачёнок и др] ; под ред. А.Я. Да-нилюка. — М.: Просвещение, 2011. — С. 19-23.