Научная статья на тему 'Книжные новинки: лесные ненцы'

Книжные новинки: лесные ненцы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
308
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЩА / НЕНЦЫ / ЛЕСНЫЕ НЕНЦЫ / ТРАДИЦИОННОЕ ПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

Мы предлагаем читателям фрагменты из книги «Лесные ненцы», результата реализации многолетнего проекта «Соседи. Лесные ненцы» по изучению и сохранению материальной и духовной культуры лесных ненцев небольшой этнографической группы, проживающей на юге Ямало-Ненецкого автономного округа в бассейне реки Пур и ее притоков. Уникальность проекта в том, что выполнялся он сотрудниками Губкинского музея освоения Севера совместно с представителями коренных народов, ведущих традиционный образ жизни, которые фиксировали и описывали свои ежедневные хозяйственно-бытовые занятия. Для этого в стойбищах создавались опорные пункты Музея, передавалась видео-фотоаппаратура, диктофоны. Таким образом, на протяжении нескольких лет осуществлялось «самодокументирование» повседневной жизни стойбищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Книжные новинки: лесные ненцы»

М.И. Гардамшина, H.A. Чеботаева, Е.В. Калитенко, Г. П. Саврасова Лесные ненцы.

Новосибирск: ИНФОЛИО, 2006,288 с.

ISBN 5-89590-086-0

Книга рассказывает о традиционной культуре и быте лесных ненцев: семейном укладе, рациональных знаниях, мифах и верованиях, а также основных занятиях — оленеводстве, рыболовстве, охоте

лесные

ненцы ^^ ненцы

ЛЪ административная граница

" Ямало-Ненецкого автономного округа

Мы предлагаем читателям фрагменты из книги «Лесные ненцы», результата реализации многолетнего проекта «Соседи. Лесные ненцы» по изучению и сохранению материальной и духовной культуры лесных ненцев — небольшой этнографической группы, проживающей на юге Ямало-Ненецкого автономного округа в бассейне реки Пур и ее притоков.

Уникальность проекта в том, что выполнялся он сотрудниками Губкинского музея освоения Севера совместно с представителями коренных народов, ведущих традиционный образ жизни, которые фиксировали и описывали свои ежедневные хозяйственно-бытовые занятия. Для этого в стойбищах создавались опорные пункты Музея, передавалась видео-фотоаппаратура, диктофоны. Таким образом, на протяжении нескольких лет осуществлялось «самодокументирование» повседневной жизни стойбищ *

* Проект реализован благодаря финансовой поддержке Гранта Президента Российской Федерации, Гранта Института «Открытое Общество», Тюменской областной Думы, Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента по культуре, искусству и кинематографии администрации ЯНАО, Администрации г. Губкинский, ОАО «НК «Роснефть-Пурнефтегаз», Союза предпринимателей г. Губкинский, ООО «Геойлбент», ЗАО «Грант»

Карта расселения ненцев Северо-Западной Сибири на рубеже XIX—XX вв. В пределах проживания лесных ненцев располагаются тундровая, лесотундровая и таежная природные зоны с характерными для них почвами и растительностью. Территория насыщена большим количеством рек, ручьев и озер. Климат на территории проживания лесных ненцев суровый и континентальный: зимой до минус 55 °С, летом — до +30 °С

енцы, один из коренных народов Сибири, делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы, составляющие большую часть народа, занимаются в основном оленеводством. Численность лесных ненцев составляет всего около 2 тысяч человек. Они называют себя нешан', означающее «человек», во множественном числе — неиш". Исследователь В. Бартенев в 1896 г. так описывал лесных ненцев: «По внешнему виду этот народ ничем не отличается от самоедов, только немного смуглее и с более резко выраженным монгольским типом, но в языке — громадная разница». В ненецком языке два диалекта — тундровый и лесной. Письменность была создана только для тундрового диалекта, на котором сейчас говорят около 95% ненцев.

Род у ненцев представляет собой группу кровных родственников по мужской линии. Дети принадлежат к роду отца и принимают соответствующее имя. В браке жена переходит жить к мужу, причем вдова была обязана или имела право выйти замуж за своего деверя. Сородичи сообща владеют определенной территорией, состоящей из зимних и летних пастбищ, промысловых угодий, родовых жертвенных мест. Каждый род имеет свое кладбище. Границы, разделяющие территории обитания семей и родов, достаточно условны и документально не закреплены. В наши дни в результате интенсивного промышленного освоения территорий исконного проживания лесных ненцев многие семьи лишились традиционных мест обитания и были вынуждены переселиться в поселки или на новые земли.

Коренные народы Севера ведут свое хозяйство таким образом, чтобы ресурсов хватало не только всем членам родовой общины, но и потомкам. «Не брать у природы ничего лишнего» — вот главный принцип такого хозяйствования, давно забытый нами.

Мужчина из рода Айваседо. Стойбище Воен-то

70

БИБЛИОТЕКА

Н.А. ЧЕБОТАЕВА

Традиционное питание

сновная пища лесных ненцев — оленина I и рыба, а также дичь. Витамин С, содержащийся в сыром мясе, оленьей крови и рыбьем жире, способствует не только предупреждению заболеваний, но и повышению устойчивости к холоду. Олений жир, кровь, субпродукты (печень, сердце, почки), также являются источником витаминов и минеральных веществ.

Оленина — зимняя еда. Практически никогда не употребляют в пищу мясо ездовых оленей, так как оно нежирное и жилистое. Также не едят и мясо больных оленей, особенно в тех случаях, когда неизвестно, от чего заболело животное. Поскольку в прежние времена соли у лесных ненцев не было, мясо и рыбу впрок не солили, а вялили, коптили и сушили. Наиболее лакомым блюдом у лесных ненцев является мясо только что убитого оленя. Сырое мясо едят прямо около туши, запивая оленьей кровью, которая повышает уровень гемоглобина в крови. Костный мозг, извлеченный из трубчатых костей конечностей, едят сразу же в сыром либо позднее в замороженном виде.

Летом основной пищей являются рыба и дичь. Мясо диких гусей и уток обладает полезными питательными свойствами. Самыми вкусными считаются гусиные окорочка. Женщинам запрещено есть ту часть тушки, в которой находятся сердце и легкие. По поверью, этим они могут навлечь на себя болезни. Если дичи оказывается много, ее коптят и сохраняют на более долгий срок. Кроме того, собирают и едят яйца птиц. Лесные ненцы придерживаются строгих правил: в пищу употребляются только яйца крупных особей, причем две-три штуки всегда оставляют в гнезде, чтобы не уменьшилось количество дичи во время осенней охоты. Осенью охотятся на боровую дичь: глухаря, тетерева.

Многие исследователи отмечают, что употребление рыбы и рыбных продуктов является одной из причин спокойного, доброжелательного нрава северян. Учеными доказано, что витамин Б и ненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в рыбьем жире, напрямую влияют на настроение человека, а их нехватка ведет к депрессии. Кроме того, рыбий жир содержит физиологически важные микроэлементы: железо, марганец, хром, йод, медь, молибден, никель, кобальт.

Приучение к охоте. Малыш с добычей

Свежая рыба в больших количествах ценится как средство для укрепления организма. Рыбу также вялят, сушат, коптят, готовят рыбную муку. Зимой лучшим лакомством является строганина из замороженной рыбы или оленины. Едят строганину руками, макая в соль или в оленью кровь.

Из парной рыбы — пластов без шкурки, снятых с костей — готовят согудай. Спинная и брюшная части самые нежные и вкусные. Считается, что брюшки чира целебные, помогают при заболеваниях пищеварительного тракта. Ими кормят тяжело больных, стариков, детей, женщин перед родами.

Из рыбы лесные ненцы едят, как правило, сырка, язя, щекура, осетра, муксуна, нельму, щуку, налима. Налима едят только в вареном виде. Он считается не совсем чистой рыбой, так как присасывается к погибшим в сетях другим обитателям рек и озер, а это имеет отношение к миру мертвых.

Особое место занимает щука. У некоторых родов лесных ненцев она считается священной. Об этом говорится в легенде, записанной со слов лесного ненца Солу

Вэйсовича Пяка: «Однажды братья из рода Пяков взяли на рыбалку своего брата Та чу. Поймали много рыбы, среди них оказалась маленькая щучка, длиной побольше пальца. Тачу очень обрадовался. Схватил ее в руки, рыбка дернулась, и чуть не упала, но Тачу поймал ее на лету. Взрослые начали над ним смеяться и шутить: «Тачу, бросай ее в рот». Недолго думая, Тачу бросил ее в рот. Рыбка легко проскользнула в горло.

Утром, проснувшись, Тачу потрогал свой живот и говорит: «Мама, а рыбка шевелится внутри меня». Тачу подрастал, и вместе с ним росла в животе его щучка. И когда она выросла до больших размеров, Тачу умер. Взрослые говорят: «Щука — не игрушка, а рыба священная. Не надо с ней шутить».

В некоторых семьях чистят и готовят щуку только мужчины. Женщинам запрещается резать и есть эту рыбу. Считается, что если беременная женщина будет разделывать щуку, в ее утробу может вселиться злой дух. Женщинам запрещается есть и сырого осетра, а в определенный период физиологического цикла они не едят и вареного. У лесных ненцев существуют еще некоторые запреты. Так, например, нельзя рыбу живой бросать в кипящий котел.

Основным продуктом питания новорожденных является материнское молоко. Лесные ненки кормят детей грудью очень долго, иногда до пяти лет. Когда дети подрастают, они начинают употреблять в пищу те же продукты, которыми питают-

Рыбная ловля в летний период. Стойбище Воен-то

ся взрослые. Отдельно пищу детям не готовят, они едят из «общего котла», но взрослые отдают им наиболее лакомые кусочки. Во время разделывания оленя малышам всегда дают полакомиться оленьими почками, так как они очень нежные, и дети их едят с большим удовольствием. Любимым блюдом у детей лесных ненцев являются зажаренная на палочке рыба, вареная рыбья икра со свежей брусникой, строганина и горячие лепешки из муки, замешанной на оленьей крови, но главное лакомство — запеченный желудок белки.

Поддужные колокольчики

«Бурные приливы и отливы жизни в Субарктике вынуждали промысловиков придерживаться природного ритма: своевременно появляться в тундре, захватывая доступную добычу, и столь же своевременно ее, пустеющую, покидать. Правда, извечная тяга людей к устойчивому, наряду с сопутствующими общественно-кризисными явлениями, в конце концов вызвала становление искусственной природы, — домашнего оленеводства».

(Головнев, 1995, с. 44)

Пастушеская оленегонная лайка

«Иногда на луне видно человека, иногда — собаку. На землю Нум спустил их вместе. Только у нее имя было другое, хорошее. Она все время забывала свое имя. Тогда Нум разозлился и сказал: «Дура ты. Ты все время забываешь свое имя. Будешь теперь собакой, будешь с людьми жить».

(Головнев, 1995, с. 399)

«У меня много пожеланий, мой маленький тэта.

Самый желанный из малышей, самый послушный из сыновей, самый длинноногий из мальчиков, самый удачливый охотник.

Пусть твои олени будут самыми быстрыми на земле твоих предков из племени Дян, лечи.

Пусть твоими надежными друзьями будут собака-лайка и домашний олень.

Пусть прирученный олень приходит к чуму раньше других оленей.

Пусть он приносит тебе только добрые вести».

Колыбельная лесных ненцев

Щенок на нежилой половине чума. Стойбище Рычи-яха

Олень в ножном путо

Стойбище Нибы-яха

Колодки на шею оленя

Нож

с деревянными ножнами

«На зверином острове случился такой случай. Однажды плывет охотник. Устал. Решил остановиться и покушать. Подплыл к берегу, лодку долбленку вытащил на берег. Зажег костер. Вытащил сухую рыбу, нанизал ее на палочку для жарки рыбы и поставил жариться. Заварил чай с листьями. Вдруг услышал шорох. На другой стороне костра стоит медведь, который бьет себя лапой по рту и показывает в сторону озера. Охотник от страха онемел, закрыл глаза и тут снова услышал шорох. А это медведь отошел подальше от костра, снова стал бить себя лапой по рту и показывать в сторону озера. Рыба уже сгорела, а охотник все сидит и не может пошевелиться. Когда медведь ушел, охотник стал думать: «Зачем же приходил медведь? Может быть, медведь лодку испортил». Пошел охотник к озеру, посмотрел, лодка была цела. Сел и поплыл. А на острове чайки кричат, охотник подъехал снова к острову и увидел двух задавленных оленей и рядом стоит теленок. Охотник понял, медведь показывал, что оставил на острове ему покушать. Охотник забрал часть оленей, а часть оставил птицам. Теленка тоже забрал с собой. Лодку вел по берегу, а рядом шел теленок. Теленок к осени подрос. Поехал охотник к соседу Касынки Покалы, привез ему пушнину и стал просить продать ему оленя. Сосед согласился и сказал: «Возьми, какой понравится». У охотника был с собой аркан из тальника. Бросил он его и поймал сразу двух оленей. Ханты заулыбались и отдали второго оленя ему в подарок. Охотник поехал домой, а через году него стало 5 оленей, а еще через год 8 оленей с хором". Так медведь помог стать ему оленным человеком».

*Хор — самец оленя

Подсумок для пороха (деревянный)

«Ему тогда было лет двенадцать. Они с отцом поднялись на священную сопку. По просьбе своего отца Ляля встал на бубен деда. Отец, ударив по своему пен-зеру, запел. Ляля увидел, как из груди отца отделился молодой олень-хор и побежал в сторону солнца. Вслед за оленем бежит другой олень. Это была душа Ляли. Ляля подумал: «Куда бежит моя душа? Где найдет свою защиту?» Вдруг он слышит голос, который успокаивает его: «Не бойся. Мы сейчас должны лететь к солнечному острову. Впереди нас ждет кипящая река. Держись рядом со мной». Они устремились к горизонту. Впереди виднелся солнечный остров, который со всех сторон окружали семь больших озер. Их встретила женщина, которая, опираясь на трость, медленно шла им навстречу под гнетом своих прожитых лет. Это была дочь небесного глаза — Яля'хэм не ню. Она взяла его руку, на нее привязала луч и, повернувшись к отцу, сказала: «Научи его нашему ремеслу, я буду помогать». Потом она исчезла. Когда Ляля с отцом возвращались назад, их встретил одноглазый человек — распорядитель счастья, радости и удачи на Земле. Одноглазый повернулся и вытащил что-то, протянул Ляле. Он подставил свою ладонь, а одноглазый человек как будто что-то вложил в нее и зажал. Когда они с отцом вышли к свету, Ляля раскрыл руку, но там ничего не было. Посмотрел на отца, а потом увидел на горизонте три солнца. Ляля очень удивился, протер глаза, но они не исчезали. Тогда они в образах оленей побежали навстречу этим солнцам и пришли к своему стойбищу. Так Ляля был посвящен в тадибе — хэмтана» (Лар, 1998, с. 25).

Все свои познания шаман использует при совершении комплекса действий, называемых камланием. Вот как описывает П. Г. Турутина этот обряд: «Камлание всегда происходило в чуме. Камлания могли происходить в любое время дня и ночи и продолжались обычно несколько часов. Шаман надевал специальный костюм или головной убор. Приглашенные лица рассаживались, шаман садился на оленью шкуру около костра, затем брал колотушку и начинал бить в бубен. Сопровождал удары в бубен протяжным монотонным зовом: «Хов, хов, .roe/» Затем звуки (бубна) затихали и шаман начинал задавать вопросы духам. Иногда, наоборот, душа шамана якобы путешествовала в мире духов, и тогда в своих напевах под аккомпанемент бубна он описывал свое путешествие в иной мир и встречу с духами. Бывало, что покинутое душой тело шамана падало и лежало без движения до возвращения души

ЩШ « - «

..lls^

i, »ч

г А

jLfll

& L

~ — V" * ^

\

ьч

ШШй

títfí.JS

1

г™**.**

а ЦЩш^

ti.. .

ч

ШШ

ЗЯЖ

ШВГЖ

Р> ЖЙ'

ЕШвиЯВ

шт

Священное дерево Бубен шамана с колотушкой

Воспитание детей

ОБРЯД ВСТРЕЧИ НОВОРОЖДЕННОГО

I ень рождения у лесных ненцев принято отме-

I чать один раз в жизни, когда малыш только Ч I появляется на свет. Это день большой радости у | для родителей и всех родственников. В прежние времена приглашали шамана, чтобы он посвятил ребенка в мир людей и оградил от злых духов. К приезду шамана проводили обряд очищения.

В наши дни шаманов не приглашают, так как настоящие шаманы теперь — большая редкость. Но обряд и сейчас проводят практически в каждой семье. Вот как описывают его М. и О. Приходько (2002 г.): «Бабушка сожгла клочок бобровой шерсти, древесного гриба чаги и веточку багульника, положила на угольки косточки выдры, присыпала березовой стружкой и окурила дымком люльку Хомани, ее маму и постель. Потом бабушка бросила на угольки кусочек шкурки выдры, березовые почки и обнесла дымком чум, отца Хомани и ее двухлетнего брата — ХомакуНесмотря на то, что сохраняются общие правила проведения обряда, в каждой семье существуют свои традиции.

По случаю рождения малыша забивают молодого оленя. Гости из числа родственников и соседей дарят подарки: кусок ситца или сукна, березовую труху для люльки, спички, мешочек с едой. Состоятельные родственники, а также отец, мать, родные братья и сестры дарят ново рожденному по молодому

олененку. Мать кладет младенцу в колыбель спички,

которым приписываются особые магические свойства: считается, что они отпугивают нечистую силу. В прежние времена в колыбель клали уголек и просили огонь сберечь малыша от злых духов.

КОЛЫБЕЛЬ

Первый год своей жизни ребенок проводит в колыбели. В ней он спит, бодрствует, в ней его перевозят на нарте во время перекочевок. Независимо от количества детей, как правило, колыбель в семье одна, изготавливается она к рождению первенца и передается каждому следующему ребенку. Но по мере износа ее изготавливают снова. Также поступают и в том случае, если малыш умирает.

Часто колыбель является одним из самых дорогих предметов быта у северян. У лесных ненцев колыбель делают мужчины. Она имеет овальную форму и плоское дно. В качестве материала, как правило, использовали березу, но с появлением современных материалов колыбель стали делать из листовой фанеры. С внутренней стороны колыбели донышко имеет специальные ремешки, которыми фиксируется ребенок. Это удобно для матери: она может, не опасаясь, что малыш выпадет из колыбели, заниматься домашними делами и кормить его грудью, не вынимая из люльки. Немаловажное значение лесные ненцы придают и украшению колыбели. В качестве украшений используют бисер, сукно, металлические пуговицы и другие предметы. До появления современных средств гигиены по уходу за ребенком внутрь люльки клали шкурку молодого олененка, сшитую конвертом в ножной части, на нее ставили специальный лоток в форме совка, изготовленный из бересты. В лоток клали березовую труху, которая впитывала влагу и служила в качестве клеенки. Сверху укладывали

мех, снятый с «бороды»*

оленя, который заменял пеленку. По мере загрязнения его меняли на чистый. В настоящее время лесные ненцы стали использовать пеленки, подгузники, ватные одеяла, одежду для новорожденного.

Дети семьи Айваседо. Стойбище Воен-то

* «Борода » — шкура с густым и длинным подшейным волосом оленя

¡Я БИБЛИОТЕКА

Люлька лесных ненцев отлично приспособлена к кочевому образу жизни. Легкую и прочную, ее без труда можно перевозить в лодке, привязывать к шесту чума или просто к ветке дерева. Если ребенок спит, на люльку набрасывают платок, чтобы защитить малыша от света, шума, гнуса. При перевозке ребенка в зимнее время для люльки готовят меховой чехол из оленьих шкур или ватного одеяла. Он полностью закрывает колыбель, остается лишь небольшое отверстие для дыхания, поэтому ребенку тепло и уютно даже на открытом воздухе.

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всех малышей — и мальчиков, и девочек — одевают одинаково. Для них шьют меховую одежду, по покрою напоминающую мужскую одежду для взрослых. Рукавички пришивают таким образом, что они образуют единое целое с рукавами; с внутренней стороны рукавов пришивают колокольчики. Мать по звуку колокольчиков всегда может определить, где находится малыш.

Летнюю детскую одежду шьют из замши — кожи оленя без ворса, зимнюю — из оленьего меха. Детские вещи по покрою напоминают взрослые, но украшаются более простым орнаментом: заячьи ушки, головки. По традиции для шитья используют нитки, изготовленные из оленьих сухожилий, так как они гораздо прочнее фабричных. Чтобы одежда была теплее, стараются делать как можно меньше швов. Для плотности шва между кусками меха прокладывают узкую полоску сукна или длинный волос с шеи оленя.

В наши дни лесные ненцы пользуются как национальной, так и современной одеждой. Часто она передается от старших детей к младшим. У каждого ребенка есть нарядная одежда, которую надевают, когда едут в гости или просто в дальнюю дорогу.

Детская люлька на женской половине чума

Люлька для младенца

Зимняя рыбалка. Мальчик со щукой. Стойбище Нибы-яха

ПРИНЦИПЫ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ

При рождении лесные ненцы дают ребенку имя, но в быту его не используют, заменяя на прозвище («ребячье имя»), которым зовут ребенка примерно до пятнадцатилетнего возраста. Лесная ненка Г. М. Кат-килева рассказывала: «Меня по-ненецки зовут Умы, что значит «поцелуй». Так меня назвал мой старший брат. Мать на улице колола дрова, а брат говорит: я ее целую и целую, а она все плачет. Так меня и назвали Умы. А записали меня потом Галина». По имени-прозвищу можно узнать место рождения, какой ребенок по счету в семье, был ли он очень желанным, какие надежды на него возлагают.

Настоящие ненецкие имена, как правило, не повторяются. Каждому ребенку дается новое имя, так как имя умершего стараются вслух не произносить. Как правило, если двух человек зовут одинаково и один из них

умрет, то второй меняет имя. В то же время имеются сведения, что лесные ненцы давали имена в честь деда по отцовской линии.

Не принято употреблять собственные имена взрослых людей. При общении между собой лесные ненцы пользуются терминами, обозначающими родственные отношения: мама, отец, брат и др. Влияние русской культуры и общение с русским населением оказало влияние на традицию имянаречения. Лесные ненцы стали использовать русские имена, при этом сохраняя свои родовые фамилии, например Валерий Пяк, Роман Вэлло, Роман Айваседо.

ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ,

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

До пяти-семи лет дети обычно находятся под опекой матери, а в случае потери родителей их на воспитание берут дед, бабушка или другие родственники. Примерно с двух лет дети встают утром наравне с другими членами семьи, умываются, вместе завтракают, затем играют с братьями и сестрами возле чума. Дети лесных ненцев очень трудолюбивы. Они помогают родителям заготавливать дрова для очага, снег для питьевой воды, топить печь и мыть посуду. Обязанностью детей является и заготовка ягод. В период их созревания дети берут с собой еду и уходят в лес на весь день.

Капор на девочку

Зимняя обувь на девочку

Г^ХХ чу нарт

при пере-кочевках, нянчить млад-ших братьев и сестер.

Мальчики стараются ' -' во всем подражать взрослым. Уже с пяти лет они постоянно находятся рядом с отцом. Наблюдая за его работой, учатся плести аркан, вырезать деревянные ножны, загибать полозья нарт. С семи лет под руководством отца и старших братьев мальчики учатся строгать, пилить, рубить, ездить на оленях. Общение с оленями прививает ребенку любовь к этим животным, вызывает интерес к труду оленевода. Взрослые учат детей ухаживать за оленятами, которые родились ослабленными либо лишились матери сразу после рождения. В первое время оленята живут в чуме, спят рядом со своим маленьким хозяином, который заботится о них, собирает для них корм.

Прирученные олени и потом, став взрос-► ^ . лыми, держатся

возле чума и людей, охотно играя

шой любовью у детей лесных ненцев пользуются собаки, которые яв-

К Ша НИНк ляются практи_

чески членами

С самого рождения воспитание детей условно делится на две «школы» — мужскую и женскую, так как работа у лесных ненцев строго поделена между мужчинами и женщинами: мужчины занимаются оленеводством, рыболовством и охотой, а женщины ведут домашнее хозяйство, строят и обустраивают чум, заготавливают дрова, готовят пищу, шьют одежду и заботятся о детях.

Главным воспитателем девочки является мать. Уже года в три дочь помогает матери убирать постель, мыть посуду, чистить рыбу, ощипывать птицу. С раннего возраста ее приучают к шитью. Примерно в шестилетнем возрасте у девочки появляется своя сумочка для рукоделия, в которую она складывает все необходимое для шитья. Девочку учат бережному отношению с иголками: ей объясняют, что если она потеряет иглу, то нечем будет шить, так как иголки в тундре купить негде. Если в семье есть бабушка, внучке предлагают сшить для нее игольницу, затем сумочку для хранения ритуальных принадлежностей. Так девочку не только приучают к рукоделию, но и учат заботиться о других членах семьи. Как правило, в 10—11 летмаленькая мастерица уже умеет сама кроить и шить одежду на кукол, в 14 — шить крупные вещи, чинить рукавицы, шапки. Лет в восемь девочка может вести караван грузовых

С раннего возраста лесные ненцы учат детей сердеч отношению друг к другу, прививают им такие качеств; щедрость, приветливость, гостеприимство. Малены гостю дарят вещи, игрушки его сверстн их владельца. В обыденной жизни работано много правил, которые сч] хорошего тона. Детей учат выражать тупками. Например, если тебя угост? нельзя возвращать пустую посуд} положить в нее какое-то угощение У лесных ненцев существует пс шение к пище и определенные пр; с продуктами питания. Например, над едой; нельзя доедать еду за ст так как будешь болеть; мальчику не посуду, иначе он будет плохим охот и птицы будут издалека слышать с В течение веков складывались е тановки во взаимоотношениях род Одними из основных ЯВЛЯЮТСЯ Е старших и забота о младших. У ненцев, так же как и у других севб народов, не принято возражать род] лям, даже если они бывают неправ! С особым почтением дети относятся к отцу как к главному кормильцу семьи. Взрослые также относятся с уважением к детям. На-пример, на ребенка ^^Я не принято повы- ^

шать голос и тем более поднимать руку. ' М

поведение его в тайге во многом определены стародавними принципами греха — запретами.

няют, что грешно выкапывать дождевых червей, ра-

Меховая игрушка (олененок)

зорять птичьи гнезда, ломать ветки . :

(олененок)

деревьев, мусорить в лесу, иначе * '

Бог может наказать виновного. Детям объясняют, что нельзя плевать на воду, землю, огонь, так как у них есть лицо, нельзя втыкать в землю острые предметы, потому что можно проткнуть глаз Земли, нельзя без надобности махать ножом и топором, это может обидеть лесного духа.

С раннего возраста детей приучают к тому, что нельзя воровать, быть жадным, обижать сирот, обманывать, жаловаться, хвастаться, носить в голове плохие мысли, разбрасывать вещи в чуме, кидать их в лесу, есть на улице. В присутствии взрослых детям запрещается шуметь. Дети твердо знают это правило, поэтому с приходом гостей стараются уходить на улицу играть. Как правило, взрослые вмешиваются в детские игры и конфликты только тогда, когда дело принимает серьезный оборот. Детей разводят, но зачинщиков ссор не ругают. Ябед, как правило, среди детей северных народов не бывает: каждый сам отвечает за свои провинности.

ДЕТСКИЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ

Игра — важный этап в развитии ребенка, через нее ребенок познает мир. В игре дети не просто подражают взрослым, они неосознанно готовятся к самостоятельной жизни. Будущим охотникам и оленеводам необходимы практические навыки, и они их получают через игры.

\\ Игрушки и игры маль-чиков можно разделить М| 'врЯ^ на четыре группы: быто-

вые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные.

Одна из любимых игр — бросание аркана. Состязаясь в ловкости, мальчишки стараются набросить петлю аркана на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле. Подражая взрослым, ' дети прыгают через маленькие нарточки,

запрягают собак и катаются на собачьей упряжке. В играх дети часто пользуются шкурками животных, заячьими лапками, оленьими рогами, птичьими крыльями и лапками, прикрепляя их к своей одежде и представляя себя тем или иным животным. Но взрослые не позволяют детям играть со шкурой, костями или зубами медведя, так как это животное является почитаемым у лесных ненцев.

Распространенным занятием мальчиков является игра в «охотника». У мальчиков среди игрушек есть и настоящие капканы, и части ловушек, и другие атрибуты, при помощи которых ребенок учится охотиться. Первый лук сыну делает отец, а в шесть-семь лет мальчик уже сам может изготовить лук и стрелы. Игрушечные стрелы легче и короче настоящих, но ими можно стрелять в цель. Пока ребенок растет, лук несколько раз переделывается и усложняется, постепенно становясь настоящим оружием, с помощью которого можно охотиться на мелких зверьков и птиц.

У девочек — свои игры. Их игрушки состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства. В прошлом головы кукол делались из клювов водоплавающих птиц, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к богу и являются чистыми, невинными. Для них из кусочков цветной материи и меха изготавливали одежду. У кукол не было лица, рук и ног, т.е. всего того, что отождествляло бы их с человеком. Считалось, что человеческие лицо и тело могут одухотворить, очеловечить куклу. В прежние времена детям не разрешали играть с вещью, наделенной сверхъестественной силой. В наши дни этот обычай несколько утратил свою силу. Сегодня наряду с традиционной часто используют фабричную куклу, но одевают ее так же, как и прежде.

Изготовление нарты. Стойбище Воен-то

Некоторые куклы-женщины имеют при себе куклу-ребенка в люльке. У куклы обычно есть маленький чумик, нарты и олени. Девочки делают целые семейства кукол. Первый мир, который строит в своей жизни человек и в котором он сам распределяет роли, — это мир куклы. К куклам относятся с некоторым суеверием. Считается, как сложится жизнь куклы, такая же судьба уготована и ее хозяйке в будущем.

Дети очень любят строить на улице игровой чум и играют в нем целый день. В нем есть и доски для пола, и посуда, и постельные принадлежности — все, как в настоящем. На ночь чум для игр разбирают, так как у лесных ненцев бытует поверье, что в нем могут поселиться злые духи.

В игре дети изображают эпизоды реальной жизни. Взрослые, наблюдая за ними, ненавязчиво корректируют их действия, прививая правила поведения в соответствии с общепринятыми нормами морали. Детские игры, несмотря на их простоту, выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности.

Традиционные куклы

Игра в оленя.

Стойбище

Нибы-яха

Детская сумка для рукоделия

В статье использваны фото А. Мариничева (в том числе фото предметов из фонда Губкинского музея освоения Севера), а также фото, полученные в процессе «самодокументирования» лесных ненцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.