--
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА. ОБРЯД ОЧИЩЕНИЯ В ЖИЗНИ НЕНЦЕВ В УСЛОВИЯХ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА
И.Ю. АНТОНОВ,
кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем регулирования общественных отношений на примере обряда очищения как одного из видов социальных норм народов Крайнего Севера — ненцев. Автор проводит анализ содержания, оснований и условий применения данного социального регулятора, используемого для устранения нравственного зла, освобождения от ритуальной нечистоты, вины или греха в условиях догосударственного общества.
Ключевые слова: социальные нормы, народы Крайнего Севера, ненцы, догосударственное общество, обряд очищения.
Понятие социальных норм, их сущность и виды неотделимы от общественной деятельности людей, их социальных отношений, способов жизни. К социальным нормам относятся не только правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений, но и ритуалы, обряды, традиции, мифы, обычаи, моральные, религиозные нормы. Известно, что вначале появились социальные нормы догосударственного общества. Они были привнесены в жизнь общества самими людьми вместо норм права, которые в тот период еще не появились, и превратились в признанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.
Социальных норм много, и они отличаются разнообразием, причем их количество возрастает по мере «роста» самого общества. Так, в первобытно-общинном строе социальными нормами выступали преимущественно обычаи, мифы, ритуалы, традиции.
Ненцы — коренной, самый многочисленный народ Крайнего Севера. Перепись 2002 г. зарегистрировала 41 454 ненцев — на 7266 человек больше, чем перепись 1989 г. Ненцы населяют обширное пространство Севера Евразии — от Белого моря на западе до Таймыра на востоке. Основная их часть расселена в тундрах Восточной Европы, Урала и Западной Сибири: Ямало-Ненецком (более половины), Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком)
автономных округах, северных районах Архангельской области и Республики Коми. Группа лесных ненцев (около 1,5 тыс. человек), именуемая пян-хасава, населяет северную тайгу в пограничье Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Около 80% ненцев проживают в небольших тундровых селениях и кочевых стойбищах, остальные — в городах и крупных поселках.
Ненцы — отличные охотники, рыболовы и оленеводы. Как и у других северян, у них наиболее почитаемы социальные нормы, касающиеся их повседневной жизни, быта и труда.
Обряд очищения — это устранение нравственного зла, освобождение от ритуальной нечистоты, вины, греха. Ненцы проводят обряд очищения чуть ли не всего, к чему прикасаются. Обряды совершаются при рождении, смерти, болезни, жертвоприношениях, камлании, осквернении чего-либо женщиной. Ритуальная чистота достигалась путем специального обряда — няромда" мбва. Для него используются можжевельник, березовый гриб (чага), шерсть бобра, рыбий жир и горящие угли. Вся эта смесь называется «торопт». Ее применение означало связь с верхним, чистым миром, а запах якобы отгонял от этого места злых духов.
Существует несколько видов очищения: ежемесячное, послепохоронное, предродовое, перед отъездом на священное место, очищение вещей.
У ненцев после похорон люди считаются нечистыми, пока не очистятся дымом, огнем.
Страх перед мертвыми телами доходит до того, что после похорон ненцы гонят оленей с огромной скоростью, пока те не выбьются из сил: «Здесь много доводов потребовалось для убеждения некрещеных самоедов на то, чтобы они помогли разобрать сруб и раздеть покойника, потому что по их верованию покойник считается очень нечистым, а особенно уже похороненный, и потому им нельзя касаться после похорон даже к срубу, а особенно чужим покойникам. По их верованию, коснувшись покойника, хотя он и поочистится через огонь и дымление себя бобровой струей, все-таки найдет его какое-нибудь несчастье, так, например, волк заест его оленя, промысла не будет даваться ему»1.
Обряд очищения у шамана является более цельным и религиозным процессом. Можно сказать даже, что шаман ведет жизнь, наполненную ритуальными очищениями. Этому обряду подвергается все, касающееся его деятельности: пензер, его изготовление, место, где проводится камлание, одежда, идолы, сам шаман, присутствующие, чум и т.д. При камлании очищению подвергаются также все приносимые в жертву животные. Присутствующие перешагивают через торопт там, где будет происходить священный ритуал. Помощники шамана готовят заранее необходимое для камлания: жертвы духам, бубен и подстилку для сидения. Обычно готовят и шкуру белого быка. Закончив очищение чума, шаман окуривает пензер, садится на «очищенное» место у огня и начинает свой ритуал.
Все участники этого обряда считаются ся"мэй — нечистыми, так как они отправляли покойного в Нижний мир. После кладбища они останавливаются недалеко от чума. К ним выходит женщина с заранее заготовленным настоем чаги. Все должны пройти обряд очищения — нибтрава. Распрягаются олени, к ним нечистота не пристает, однако упряжь требует очищения. Женщина обрызгивает всем лица, руки, одежду настоем чаги. Затем очищаются посредством торопта (сожженным на чугунной сковороде или на железной пластине кусочком шкурки бобра или шерсти вместе с внутренним салом дикого оленя). Все сидят на нартах, под которыми стоит торопт, либо проходят над ним, поднимая одну и другую ногу; очищение наступает и после того, как торопт проведут перед глазами. Только после этой процедуры можно входить в чум, касаться вещей, людей.
Часто проходят обряд очищения женщины после родов, месячных, осквернения пред-
мета и т.д. Особенно нечистыми считались женщины во время и после родов, а также в менструальный период. Женщина после родов и менструации должна пройти обряд очищения — нибтесь, чтобы вернуться к домашним и семейным делам. Ненцы считают роженицу и ребенка нечистыми, пока над ними не проведен обряд очищения. Женщина и младенец обмывались теплой водой, в которой была сварена чага. После окуривания себя, ребенка женщина очищала чум и присутствующих. Считалось, что если женщина нечаянно попадет в синякуй (священная часть чума), произойдет великое бедствие или будет голодная зима. Чтобы предотвратить беду, нужно бросить дымящийся уголек в синякуй, приговаривая: «Огонь, огонь, очисти все».
Настоем чаги, паром, помещенным под постель, очищают детей, люльку. Затем обрызгивает чум, постель. Мужчины окуривают священные нарты, к которым ветер мог унести «нечистый» мусор. После этой процедуры используют очищающий предмет торопта. Сейчас такой обряд очищения проводится после фольклорных праздников. После очищения женщина зимой может употреблять в пищу осетра в мороженом виде, но при этом чистить и разделывать рыбу положено вдоль. Женщины из родов Ядне, Худи вообще не едят осетра. Мужчины едят рыбу на улице, так как в чум заносить осетра нельзя.
Обряд очищения перед поездкой на священное место начинался с окуривания нарт. Под нартами женщина держала жестянку с дымящимся оленьим салом, каждый должен был сидеть на нартах, держа тюр-хорей в руке, как в пути. Этот обряд строго соблюдается и сейчас. Участники погребального обряда, не прошедшие обряда очищения, не могут посещать святилище. Этот запрет действует и во время траура.
Обряд очищения перед долгой разлукой проводится, например, с детьми, приехавшими из интерната. Дети жили в другом, «нечистом» жилище, на их вещи, одежду могли наступать женщины, девушки. Очищение проводится только посредством торопта. В последнее время обряд очищения стали включать в себя программы фольклорных праздников.
Важно вспомнить об окуривании предметов, на которые наступала женщина после менструации, после родов (через неделю после рождения ребенка). Для очищения используют торопт (кусочкми нароста с березы, песцовый пух, бобровый жир, жир оленьих быков — жир
кишок). Лесные ненцы применяли в качестве очищающего средства высушенные на солнце яички, когти, кишки или шкуру нерпы. Окуривание производится дымом от разных веществ, сжигаемых на листе железа или в посуде. Лучшим средством признавали сжигание кусочка бобровой шерсти или внутреннего жира дикого оленя. При отсутствии этих средств тазовские ненцы окуривались, сжигая куски рыбьей кожи или рыбьи кости.
Окуривание практиковалось настолько часто, что у каждой девушки и женщины в мешочке (туця») был пришит дополнительный маленький мешочек для хранения торопта — кусочка жира оленя. Наступит женщина нечаянно на что-нибудь «нечистое» — и сразу же очищает эту вещь, опалив кусочек жира. О живучести традиции очищения говорит такой пример. Когда в середине 1990-х гг. появились в
продаже норковые шапки, несколько тундровых женщин сообща купили в пос. Гыда одну шапку и разрезали ее на несколько частей, получив таким способом торопт для обрядов очищения.
В чумах ненцев хантыйских родов (Салин-дер, Тибичи, Неркаги) женщинам нельзя наступать на доски пола. Женщина, не прошедшая обряда очищения, должна сама попросить железную пластину. Иногда исключение делают для поселковых женщин, объясняя это тем, что они пуцадэ хэвы (букв. ставшие русскими), не живут традиционной жизнью. В некоторых чумах с недавних пор стали доски для пола по краям обивать железом или просто гвоздями, которые должны служить вместо железных пластин. Это еще один пример видоизменения традиции.
1 ТФГАТО. Ф. 156. Оп. 26. Д. 707. Л. 99.
АКТИВИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ)
М.В. БАРАНОВА,
кандидат культурологии, доцент, докторант Нижегородской академии МВД России
Аннотация. В статье анализируются основные направления применения рекламы органами внутренних дел для профилактики, пресечения и раскрытия правонарушений, решения кадровых и финансовых проблем милицейской службы. Предлагаются организационно-правовые меры противодействия ненадлежащей рекламе.
Ключевые слова, реклама, ненадлежащая реклама, реклама деятельности органов внутренних дел, использование рекламы органами внутренних дел, противодействие органов внутренних дел незаконной рекламе.
PROMOTING THE USE OF ADVERTISEMENT IN THE WORK OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES (POLITICAL AND LEGAL PROBLEMS)
M.V. BARANOVA,
Doctoral Fellow, Nizhniy Novgorod Academy, Ministry of Internal Affairs of the RF, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor
Annotation. The article analyzes the principal directions in the use of advertisement by law enforcement agencies for the prevention, suppression and solution of offences, and resolving staffing and financial problems in law enforcement. Organizational and legal measures are proposed to counteract improper advertisement.
Key words: advertisement, improper advertisement, use of advertisement by law enforcement agencies, counteraction to illegal advertisement by law enforcement agencies.