Научная статья на тему 'Активизация использования рекламы в деятельности органов внутренних дел (политико-правовые проблемы)'

Активизация использования рекламы в деятельности органов внутренних дел (политико-правовые проблемы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
717
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / НЕНАДЛЕЖАЩАЯ РЕКЛАМА / РЕКЛАМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕКЛАМЫ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НЕЗАКОННОЙ РЕКЛАМЕ / ADVERTISEMENT / IMPROPER ADVERTISEMENT / USE OF ADVERTISEMENT BY LAW ENFORCEMENT AGENCIES / COUNTERACTION TO ILLEGAL ADVERTISEMENT BY LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранова М. В.

В статье анализируются основные направления применения рекламы органами внутренних дел для профилактики, пресечения и раскрытия правонарушений, решения кадровых и финансовых проблем милицейской службы. Предлагаются организационно-правовые меры противодействия ненадлежащей рекламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTING THE USE OF ADVERTISEMENT IN THE WORK OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES (POLITICAL AND LEGAL PROBLEMS)

The article analyzes the principal directions in the use of advertisement by law enforcement agencies for the prevention, suppression and solution of offences, and resolving staffing and financial problems in law enforcement. Organizational and legal measures are proposed to counteract improper advertisement.

Текст научной работы на тему «Активизация использования рекламы в деятельности органов внутренних дел (политико-правовые проблемы)»

кишок). Лесные ненцы применяли в качестве очищающего средства высушенные на солнце яички, когти, кишки или шкуру нерпы. Окуривание производится дымом от разных веществ, сжигаемых на листе железа или в посуде. Лучшим средством признавали сжигание кусочка бобровой шерсти или внутреннего жира дикого оленя. При отсутствии этих средств тазовские ненцы окуривались, сжигая куски рыбьей кожи или рыбьи кости.

Окуривание практиковалось настолько часто, что у каждой девушки и женщины в мешочке (туця») был пришит дополнительный маленький мешочек для хранения торопта — кусочка жира оленя. Наступит женщина нечаянно на что-нибудь «нечистое» — и сразу же очищает эту вещь, опалив кусочек жира. О живучести традиции очищения говорит такой пример. Когда в середине 1990-х гг. появились в

продаже норковые шапки, несколько тундровых женщин сообща купили в пос. Гыда одну шапку и разрезали ее на несколько частей, получив таким способом торопт для обрядов очищения.

В чумах ненцев хантыйских родов (Салин-дер, Тибичи, Неркаги) женщинам нельзя наступать на доски пола. Женщина, не прошедшая обряда очищения, должна сама попросить железную пластину. Иногда исключение делают для поселковых женщин, объясняя это тем, что они пуцадэ хэвы (букв. ставшие русскими), не живут традиционной жизнью. В некоторых чумах с недавних пор стали доски для пола по краям обивать железом или просто гвоздями, которые должны служить вместо железных пластин. Это еще один пример видоизменения традиции.

1 ТФГАТО. Ф. 156. Оп. 26. Д. 707. Л. 99.

АКТИВИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ)

М.В. БАРАНОВА,

кандидат культурологии, доцент, докторант Нижегородской академии МВД России

Аннотация. В статье анализируются основные направления применения рекламы органами внутренних дел для профилактики, пресечения и раскрытия правонарушений, решения кадровых и финансовых проблем милицейской службы. Предлагаются организационно-правовые меры противодействия ненадлежащей рекламе.

Ключевые слова, реклама, ненадлежащая реклама, реклама деятельности органов внутренних дел, использование рекламы органами внутренних дел, противодействие органов внутренних дел незаконной рекламе.

PROMOTING THE USE OF ADVERTISEMENT IN THE WORK OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES (POLITICAL AND LEGAL PROBLEMS)

M.V. BARANOVA,

Doctoral Fellow, Nizhniy Novgorod Academy, Ministry of Internal Affairs of the RF, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor

Annotation. The article analyzes the principal directions in the use of advertisement by law enforcement agencies for the prevention, suppression and solution of offences, and resolving staffing and financial problems in law enforcement. Organizational and legal measures are proposed to counteract improper advertisement.

Key words: advertisement, improper advertisement, use of advertisement by law enforcement agencies, counteraction to illegal advertisement by law enforcement agencies.

Реклама — относительно новый и малоизученный инструмент политико-юридического арсенала воздействия на милицию и милиции на население.

Регулятивная и морально-психологическая мощь рекламного влияния на деятельность сотрудников органов внутренних дел очевидна. Не менее очевидно, что имеющиеся у рекламы возможности далеко не в полной мере используются самой милицией. «Резерв» для применения механизмов рекламы в деятельности органов внутренних дел столь велик, что оставлять его без внимания нерационально и неразумно, если учесть, что немало юридически значимых рекламных средств функционирует вне правового пространства.

Активизировать использование рекламы в деятельности ОВД возможно различными способами. Один из наиболее эффективных путей — систематизация накопленного в этой области зарубежного опыта и выработка способов его внедрения в условиях российской действительности.

В США и Западной Европе объектом рекламирования становятся идеи взаимодействия полиции и населения, популяризация моделей правомерного поведения, улучшение имиджа правоохранительных органов.

В первую очередь активно разрабатывается криминологическое направление использования рекламы (профилактика правонарушений, создание положительного образа полиции в глазах населения). В качестве иллюстрации действенной профилактической меры можно привести Образовательную программу борьбы с наркотиками (Drug Abuse Resistance Education). Она началась в 1983 г. в Лос-Анджелесе как совместный проект департамента полиции и местных органов образования. И вскоре во многом благодаря социальной рекламе, получив поддержку всемирно известных американских корпораций, таких, как Packard Bell, Warner Bros., Western Union и других, распространилась по всей стране. Сейчас практически в любом населенном пункте США можно встретить рекламу этой программы, размещенную на футболках, бейсболках, чайных кружках, надувных шарах, значках, авторучках, карандашах, автомобильных наклейках. Причем в рекламе символика программы, как правило, соседствует с символикой местного полицейского департамента. И это не случайно, так как именно полиция осуществляет эту программу1.

Проведение подобных программ целесообразно и в России. Не следует забывать, что такая деятельность, помимо профилактики правонарушений, приводит к формированию в

молодежной среде позитивного мнения о правоохранительных органах. Социальная реклама направлена на достижение общественно полезный целей и обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»2): в данном случае она является неординарным и действенным средством популяризации юридически значимых программ и идеи личного участия в них.

В настоящее время американская рекламная индустрия стала активной и постоянной участницей кампании против насилия. Государство, муниципалитеты, некоммерческие организации и непосредственно сфера рекламного бизнеса готовы нести затраты на создание и распространение рекламы против насилия, понимая, что эти финансовые потери несравнимы с ущербом от массовых волнений и бес-порядков3.

В многонациональной, многоконфессиональной Российской Федерации целесообразность такой рекламы особенно очевидна. Особое культурно-воспитательное и нравственное значение реклама против насилия приобретает в зонах межнациональных конфликтов, в периоды политических и экономических кризисов. В этом же русле лежит противодействие домашнему насилию, которое следует искоренять и посредством социального рекламного воздействия.

Применение рекламы в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел предусматривается п. 4.1.6 Комплексной программы формирования объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел (подготовленной в соответствии с п. 13 приказа МВД России № 426 от 2 августа 1996 г.), где подчеркивается необходимость подготовки, вышуска и распространения качественной рекламной продукции (имиджевые календари, плакаты, открытки и т.д.).

Понимание важности формирования у населения положительного образа правоохранительным органов позволяет чаще и результативнее привлекать граждан к сотрудничеству. При этом весьма значимо обращение не только к возможностям рекламы, но и к Public Relation, publicity4. Телевизионные программы, публикации в прессе, позитивно рассказывающие о деятельности полиции, проведение широко освещаемый СМИ мероприятий (конкурсов, соревнований) с участием граждан — все это позволяет улучшать имидж правоохранительных органов в зарубежных странах.

По данным сайта МВД России5, особой активностью в построении взаимоотношений ми-

лиции и граждан отличается ГИБДД. Так, Управление ГИБДД УВД Тверской области провело конкурс изобразительного искусства «Взаимное уважение на дорогах — залог безопасности» среди детей и подростков. Управление ГИБДД по Нижегородской области совместно с Семейным торговым центром «МЕГА Нижний Новгород» провело месяц безопасности дорожного движения в целях привлечения внимания нижегородцев к необходимости укрепления транспортной дисциплины. В игровой форме детям и их родителям рассказывали о правилах безопасного дорожного движения. В подмосковном Королеве успешно завершился IV Всероссийский конкурс телерадиопрограмм по безопасности дорожного движения, в котором участвовали радиостанции городов России, сотрудничающие с ГИБДД. В Хабаровске состоялся товарищеский футбольный матч между командами слушателей «Авторадио» и сотрудниками ГИБДД. Все эти (и другие подобные) мероприятия, прошедшие в 2008 г. и начале 2009 г., объединяет стремление ГИБДД привлечь внимание населения к своей работе, показать ее актуальность, проявить существующие проблемы, построить отношения взаимного уважения и взаимного понимания, предотвратить совершения правонарушений на дороге. Важно отметить, что каждое проводимое мероприятие предваряется широкой рекламной кампанией, способствующей сбору участников и поддержанию стабильного интереса граждан к проблемам дорожного движения.

Среди различных аспектов использования рекламы в деятельности правоохранительных органов особо выделяется оперативно-розыскное направление. Достаточно разработанное и часто применяемое в деятельности американской полиции, оно включает в себя получение информации о совершенных преступлениях и использование рекламы для организации задержания преступников.

Программы получения анонимной информации о совершенных преступлениях за вознаграждение в США строятся на информировании населения о таких программах через рекламу. Подобные программы инициируются обычно либо местными властями, озабоченными уровнем преступности, либо местными объединениями предпринимателей, страдающими от ограблений. Вознаграждение может обеспечиваться как путем добровольных нерегулярных пожертвований со стороны предпринимательских структур, средств массовой информации, религиозных организаций, отдельных граждан, так и путем регулярных взносов со стороны

членов той или иной ассоциации бизнесменов или коммерческих структур.

Интересен опыт одной из первых таких программ — «Криминальная Линия». Она действовала в городе Луббок штата Техас. Программа гарантировала гражданам вознаграждение за предоставление информации полиции. Анонимность информаторов защищалась через кодовую систему номеров, дававшихся при первом телефонном контакте. Исключения анонимности случались по просьбе самих сообщавших информацию. Граждане извещались о правонарушениях, по которым требовалась информация, через рекламу в периодических печатных изданиях. Объектом рекламирования выступала идея участия в программе. В рекламных объявлениях описывалось совершенное преступление и сообщалась имевшаяся в наличии информация о подозреваемом. Также в рекламе говорилось о предлагаемом вознаграждении и указывался номер специальной телефонной линии для звонков граждан. Предусматривались также и вознаграждения за ценную информацию относительно преступлений о которых не сообщалось в этих рекламных объявлениях6.

Представляется, что для осуществления подобных программ получения информации о преступлениях за вознаграждение никаких препятствий в России не существует. Как видно из американского опыта, такие программы могут быть инициированы как местными властями, так и «подсказаны» правоохранительными органами представителям деловых кругов. Думается, что такая инициатива со стороны органов внутренних дел вполне впишется в их задачи.

Надо отметить, что такая работа уже осуществляется. Например, телевизионные программы «Криминальный блок», «Внимание — розыск» помимо совершенных преступлений информируют телезрителей о номерах «горячих» телефонных линий, обращаются за помощью в раскрытии преступлений. В 2007 г. правозащитное движение «Сопротивление» при поддержке телекомпании НТВ учредило ежегодную премию за гражданское мужество и противостояние преступности «Выбор»7. Цель премии — представить обществу и поощрить (морально и материально) граждан, которые с риском для жизни проявили гражданскую волю и ответственность, оказав сопротивление преступникам. Общественный совет, состоящий из известных политиков, деятелей науки и культуры, представителей СМИ, принимает решении о вручении премии людям, которые

проявили гражданское мужество и помогли органам правопорядка.

Еще одним любопытным примером использования рекламы правоохранительными органами являются случаи использования американской полицией факта широкого распространения бесплатных лотерей. Эти лотереи являются частью рекламной кампании каких-либо товаров или услуг, являясь своеобразным дополнительным призом потребителю за покупку товара или даже за стремление его испытать на практике с правом отказа и возврата денег, если товар по каким-то причинам не устроил потребителя.

Учитывая распространенность упоминания о таких бесплатных лотереях в рекламе, американская полиция изготавливает поддельные письма с извещениями о выигрыше, приглашая разыскиваемых преступников в специальные места за получением призов, где и арестовывает их. Вашингтонская полиция в 1985 г. использовала как приманку билеты на бейсбол и схватила 101 скрывающегося от правосудия преступника. Причем их пытались безуспешно выследить годами, после чего решили использовать менее традиционный подход8.

Применение этого способа поимки преступников, основанного на использовании рекламы в интересах ОВД, представляется возможным и в современной России, где организация лотерей достаточно хорошо развита.

Современная российская система дистанционной продажи товаров, которая является главным поставщиком и приобретателем баз данных потребителей, претерпела колоссальный скачок в своем развитии и постепенно завоевывает популярность и доверие у населения. Крупные торговые сети предлагают программы скидок для «постоянных покупателей», «членов клубов» через оформление специальных пластиковых карт, для чего необходимо заполнить анкету с личными данными. Рекламодатели проводят анкетирование потребителей своей разрекламированной продукции, желая выяснить мнение последних о ее качестве, недостатках, узнать пожелания. При этом тоже необходимо указать личные данные. Массовое использование банковских пластиковых карт, в том числе кредитных, породило интенсивную и весьма результативную адресную рекламу банковских услуг. Примечательно, что такая реклама не вызывает отторжения потребителем, так как исходит от «своего» банка. Думается, эта особенность адресной рекламы банковских услуг может в перспективе быть использована в профессиональной деятельности ОВД России.

Нетипичным и противоречивым способом применения рекламы ОВД представляется ее использование в решении финансовых проблем. Американская полиция имеет опыт размещения рекламы на патрульных машинах. Деньги, получаемые от такой неоднозначной коммерческой деятельности, пополняют бюджет полицейского департамента.

Реакция на подобное решение финансовых проблем неоднозначна, даже несмотря на то, что полиция не допускает рекламы увеселительных заведений, алкоголя и прочих «сомнительных» товаров и услуг на своих машинах9.

Данный способ решения финансовых проблем неприемлем в деятельности российских ОВД, так как противоречит правовой регламентации рекламы на транспортных средствах, содержащейся в Федеральном законе «О рекламе»10. Пункты 1 и 2 ч. 2 ст. 20 Закона запрещают размещение рекламы на транспортных средствах специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской, а также оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Автомобили, используемые российской милицией, имеют строго определенную окраску, световые и звуковые специальные сигналы.

Полиция США систематически осуществляет публикацию рекламных объявлений о конкурсе по приобретению какого-либо необходимого оборудования. Этот способ ведет к экономии денежных средств, а значит, в конечном итоге направлен на решение финансовых проблем полиции. Данный способ является традиционным и не вызывает осуждения в общественном мнении.

Рекламирование конкурса по закупке тех или иных товаров знакомо и российской практике. Управление материально-технического и военного снабжения МВД России регулярно рекламирует и проводит конкурсы по приобретению продовольствия. Таким образом, американский опыт информирования и привлечения потенциальных участников конкурсов через рекламу имеет российские аналоги.

Успешно применяемая в США имиджевая реклама направлена не только на создание положительного образа полиции, формирование уважительного отношения общественности к нелегкому труду сотрудников правоохранительных органов, но и на привлечение достаточного количества желающих попробовать свои силы на данной службе. Реклама в США традиционно является одним из способов при-

влечения достаточного для отбора количества кадров.

В Российской Федерации в настоящее время учебные заведения Министерства внутренних дел в целом являются достаточно престижными, что обусловлено рядом обстоятельств, в частности предоставлением бесплатного высшего юридического образования, относительно высоким денежным довольствием обучающихся, социальной защищенностью. Это пока гарантирует достаточное количество желающих в них поступить. Представляется, что именно этими причинами объясняется скудное использование рекламы в решении кадровых проблем. В основном организуются дни открытых дверей, разовые выступление сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск перед учащимися общеобразовательных учреждений в целях ранней профессиональной ориентации молодежи. Однако привычных апробированных средств в настоящих условиях явно недостаточно. Понимая это, учебные заведения МВД России размещают рекламу в средствах массовой информации, в Интернете (в том числе на своих официальных сайтах), распространяют продукцию рекламного характера (календари, плакаты).

Привлечение новых сотрудников в ряды ОВД сегодня также опосредовано рекламой. В основном для этого используется телевизионная и печатная реклама. В качестве аргументации чаще всего используются перспективная возможность получения бесплатного образования в вузах МВД России, наличие льгот, возможность карьерного роста, регулярность оплаты труда.

Представляется своевременным и актуальным введение профориентационных программ пролонгированного действия в школах. Целенаправленное воздействие, в том числе рекламными средствами, позволит сформировать представление о роли и специфике деятельности российской милиции, должное к ней отношение, выявить наиболее подходящих для службы в ОВД людей еще на школьной скамье.

С течением времени спектр направлений использования рекламы в профессиональной деятельности правоохранительных органов будет расширяться. Этому способствует развитие рекламных технологий, возрастающая роль информации в обществе, изменения внутри ОВД.

Перед правоохранительными органами стоит задача повышения эффективности борьбы с незаконной рекламой. В городах России постоянно с большей или меньшей масштабностью распространяется реклама интимных

услуг. Чаще всего это кустарно изготовленная наружная реклама, размещенная на придорожных фонарных столбах, опорах линий электропередач, минимаркетах, остановочных павильонах. Такая реклама недопустима (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О рекламе»), поскольку объектом рекламирования в ней является услуга, запрещенная законодательством Российской Федерации. Правоохранительные органы обеспокоены сложившейся ситуацией и стремятся противодействовать незаконной рекламе. Так, сотрудники Управления по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке ГУВД по Нижегородской области провели серию оперативно-профилактических мероприятий под кодовым названием «Путана»11, направленную на выявление и привлечение к юридической ответственности организаторов незаконной деятельности (рекламодателей) и прекращение функционирования притонов. С сожалением приходится констатировать, что, несмотря на успешность и результативность проведенных разовых мероприятий, общее количество рекламы интимных услуг не уменьшилось.

Представляется, что в целях борьбы с проституцией правоохранительным органам следует уделять больше внимания борьбе с ее рекламой. Ведь во взаимосвязи «спрос—предложение» реклама играет определяющую роль, подстегивает и формирует спрос. Понятно, что мониторинг обширного, бессистемного массива незаконных рекламных объявлений невозможно осуществлять только силами милиции. Мощной силой, способной помочь в решении этого вопроса, может стать общественность. ОВД могут и должны организовать работу по очистке города от незаконной рекламы, ведущей к развитию рынка проституции. В эту деятельность могут (и должны) быть включены граждане, некоммерческие организации, власти. Речь идет о построении системы, где постоянный планомерный мониторинг незаконной рекламы должен приводить к незамедлительному ее уничтожению. Постоянно действующая «горячая линия» позволит правоохранительным органам получать информацию о вновь появившейся рекламе интимных услуг от граждан. Интерес общества к проблеме должен поддерживаться через специально разработанную многоуровневую акцию социального рекламирования. На первом уровне актуальна идея протеста — против рекламы, влекущей развитие проституции. На втором уровне — призыв к сотрудничеству граждан с правоохранительными органами в этом вопросе. На третьем

уровне — рекламирование некого «инструментария» («горячей линии», акций по уничтожению рекламы интимных услуг).

Имеется настоятельная потребность в установлении уголовной и жесткой административной ответственности за рекламирование интимных услуг. Появление в Уголовном кодексе РФ ст. 242 и 242 (1), запрещающих рекламирование порнографической продукции, в том числе с изображениями несовершеннолетних, как известно, способствовало активизации деятельности ОВД по выявлению и пресечению этих асоциальных фактов, позволило оптимизировать сложный процесс борьбы с производством, распространением и рекламированием порнографической продукции. Принятие адекватных с содержательной и технико-юридической сторон уголовно-правовых и административно-правовых запретов на рекламирование интимных услуг может выступить

действенным «стопором» этого противоправного и грубо аморального поведения.

1 См.: Rappleye W.C. Jr. For the future of our children: police help prevent self-destruction // Financial World. 1996. 25 March. P. 83.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.

3 См.: A Call to Admen: Help Stop the Riots // Advertising Age. 1992. 4 May. P. 1, 49.

4 См.: Маркони Джо. PR: полное руководство: Пер. с англ. М., 2006. С.16—18.

5 http://www.mvd.ru

6 См.: SchaeferR.C. Community response to crime in a sun belt city / R.C. Schaefer, W.W.Jr. Nichols // Criminal Justice and Behaviour. 1983. March. Vol. 10. No. 1. P. 35-46.

7 http://www.mvd.ru/news

8 См.: Kropp K.J. Promotion Gets Criminals Off Street / K.J. Kropp, A. Maites // Advertising Age. 1988. 11 April. P. 11.

9 См.: Parker T. Squard cars capture sponsors, some flak // Advertising Age. 1995. 13 March. P. 12.

10 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12 Ст. 1232.

11 http://www.mvd.ru

ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ КОНФЛИКТЕ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

Е.Е. БОГДАНОВА,

кандидат юридических наук

Аннотация. В статье на основе материалов судебной практики и проведенных ранее научных исследований рассматриваются проблемы компенсации морального вреда, анализируются нормы Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов в аспекте степени эффективности их применения. Рассматриваются случаи причинения неимущественного вреда в результате незаконной трансплантации органов, при искусственном оплодотворении.

Ключевые слова: честь, достоинство, деловая репутация, неимущественный вред, нравственные и физические страдания, право на уважение тела после смерти, незаконная трансплантация органов.

Конституция РФ послужила основой развития большого спектра личных неимущественных прав российских граждан. Примерный перечень данных прав был закреплен в ст. 150 ГК РФ. Развитие системы личных неимущественных прав предоставило возможность гражданам по собственному усмотрению

определять свое поведение в сфере как частной, так и общественной жизни.

Однако человек живет не в изолированной среде, он является членом общества и потому ему приходится контактировать с множеством других лиц, обладающих такими же личными неимущественными правами. Нередко случается так,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.