КОЧЕВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Динамика роста сформированности духовно-нравственных ценностей студентов в ходе экспериментальной работы подтверждает предварительный вывод об эффективности применения комплекса педагогических условий с целью формирования духовно-нравственных ценностей средствами якутской поэзии: количество студентов с низким уровнем уменьшилось с 33,03% до 7,14%, с высоким уровнем возросло с 7,04% до 29,46%. Произошли изменения и в динамике среднего уровня: увеличилось количество студентов с 59,02% до 63,35%.
Проведение экспериментальной работы в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта позволило на практике проверить гипотетически выдвинутый комплекс педагогических условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей средства-
ми якутской поэзии и доказать, что цель и задачи исследования решены.
Литература
1. Аболина-Золотухина Е.В. Современная этика. Москва-Ростов на Дону, 2005. - 393с.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания.//Педагоги-ка. - 2007. - № 8. - 44с.
3. Бурцев А.А Якутская классическая литература и современность. - Якутск, 2007. - 216с.
4. Гагарина К.Е. Модель формирования духовной культуры студентов вузов.//Наука и образование. - 2007. - № 1. - 178с.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика. М: «Юрайт», 1998. -264 с.
6. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Москва-Ростов на Дону, 2006. - 213 с.
УДК 372.016:811.512.211
Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов Севера
Ю.А. Слепцов
Рассматривается кочевой лагерь для детей коренных малочисленных народов Севера по обучению родному языку и культуре.
This article is about nomadic camp for children of the native scanty people of the North on training to a native language and culture.
Ключевые слова: кочевье, лагерь, этнос, эвены, фольклор, традиции.
Родной язык является одним из показателей сохранности культуры и быта этноса. Потеря языка приводит к ассимиляции нации и дальнейшему ее исчезновению как этнос. Как показывают статистические данные, у малочисленных народов Севера с каждым годом число знающих свою культуру и разговаривающих на своем родном языке становится меньше. Так ежегодно сокращается число эвенов, владеющих родным языком своей национальности: в 1970 г. - 41,7 %, в 1979 г. - 44,1, в 1989 г. - 34,7. По данным переписи 2002
СЛЕПЦОВ Юрий Алексеевич - соискатель ИГИиПМНС СО РАН.
г., эвенов, владеющих своим языком, из 19071 человек было 3272, т.е. 28%.
Снижение знания родного языка наблюдается и у других малочисленных народов Севера, проживающих в Якутии - это долганы, эвенки (тунгусы), чукчи, юкагиры. Сохранение национального языка возможно только в местах компактного их проживания. Проживающие в городах представители малочисленных народов Севера под влиянием урбанизации постепенно теряют не только родной язык, но и обычаи своего народа.
Главной причиной сокращения носителей родного языка, как мне кажется, явилось то, что национальный язык не применяется в повседневной
СЛЕПЦОВ
жизни. Из-за природной скромности народы Севера не разговаривают на родном языке в присутствии представителей другой нации. Некоторые родители считают русский язык наиболее предпочтительным для дальнейшего развития своего ребенка, вследствие чего родной язык остается на втором плане, а впоследствии «забывается».
Основным элементом культуры любого народа является фольклор, который как ценнейший языковый материал широко используется в обучении и воспитании. Обращение к фольклорному материалу помогает по-другому взглянуть на окружающий мир: развиваются чувства ребенка, создается эмоциональный тонус, то есть пережитые чувства способствуют появлению знаний, которые затем становятся убеждениями [2].
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» . Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения речью. Н.К.Крупская придавала большое значение развитию речи детей в семье [1].
В целях привлечения детей эвенов для ознакомления с культурой и обучения родному языку в 2000 г. был создан кочевой лагерь, в котором изучали родной язык на местах кочевий предков. Так как именно среда играет положительную роль в освоении языка. Освоение ребенком родного языка оказывает на него благоприятное влияние: с его помощью он познает мир, приобщается к национальной культуре, через него ощущает себя представителем той или иной нации. Родной язык формирует в нем сопричастность к истории своего народа, гордость за своих предков, определяет общее развитие ребенка [3].
Цель создания лагеря - возрождение традиционного образа жизни, языка, духовной культуры и обычаев малочисленного народа Севера-эвенов.
Задачи:
1. Изучение и обобщение образа жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера как условие организации кочевого лагеря для детей.
2. Особенности содержания и форм организации кочевого лагеря в условиях Севера.
3. Разработка и обоснование этнопедагоги-
ческих условий организации деятельности кочевого лагеря «Гарпанга» путем
С этой целью были проведены следующие мероприятия:
• обучения детей родному эвенскому языку;
• изучения культуры, хозяйства;
• обучения обрядам, традициям и обычаям эвенов;
• обучение детей родному языку в летний период на местах кочевья оленеводческих стад с помощью опытных преподавателей и наставников;
• непосредственное участие детей в производственной деятельности оленеводов. Например, совместно со взрослыми оленеводами пасти домашних оленей с изучением методов правильного ухода за домашними оленями и т.п.;
• приспособление к жизни в экстремальных условиях с изучением ориентировки в местности;
• этноэкологическое воспитание на природе.
Опытом работы кочевого лагеря заинтересовались Министерство образования Российской Федерации, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Подобные кочевые лагеря открылись в других регионах России.
Кочевой лагерь - очень эффективный механизм погружения и укоренения детей в родную культурную среду. Общение на родном языке, изучение культуры и истории своего народа, культурно-бытовых навыков и традиций оказывают очень глубокое влияние на осознание ребенком своей этнической принадлежности.
Основным занятием было изучение родного эвенского языка, обычаев и культуры предков. Дети учились каждый день по 1-2 часа. Во внеурочное время старались говорить на эвенском языке, например, во время приготовления пищи, работы и отдыха. Такой способ помогает детям быстро освоить слова из повседневного обихода. Кроме этого, дети учили песни и стихи, что тоже позволяло запоминать слова, понять их смысл. Конечно, они вначале с трудом говорили и запоминали эвенский язык, стихи читали с помощью шпаргалок, но в конце занятий довольно легко стали читать и запоминать стихи, при разговоре многое из сказанного понимали, некоторые поддерживали общение.
В процессе обучения детей также применялся игровой компонент, так например игра с камнями. Из различных по величине и окраске камней дети сооружали подобие кочевий, где отдельно
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СОЦИУМ
располагались олени, люди, точно воссоздавая иерархию эвенов. Дети с помощью этой игры узнали, каков должен быть порядок во время кочевья и стойбища, где и как должны располагаться глава рода, оленеводы, их семьи и жилища, как должны погоняться олени к местам кормежки и т. д. Такой наглядный способ является более понятным для детей. Они с помощью игры учились познавать неписаные законы суровой кочевой жизни.
В конце сезона был проведен экзамен, который показал, что дети начали понимать родной язык и разговаривать на нем.
Литература
1. Абрамова М.А., Неустроев Н.Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. - М.: Academia, 2003. - 216 с.
2. Банаканова Е.Е. Быт и культура эвенов: Пособие для учителя начальной эвенской школы. - М.: ИНПО, 2001. - 168 с.
3. Портнягин И.С. Этнопедагог К.С. Чиряев: педагогические мысли, идеи, и взгляды./ Якут. гос. ун-т им. М.К.Аммосова, Ассоц. нар. педагогики Якутии -Якутск, 2002. - 168 с.
УДК 374: 37. 013.8
Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации
Т.П. Аргунова
Раскрывается актуальная проблема обеспечения социально-педагогических условий интеграции детей-инвалидов в социум с привлечением социальных партнеров. Определяется необходимость совершенствования форм, методов социально - педагогической реабилитации детей-инвалидов.
There is actual problem of social-pedagogical integration of disabled children in society with social partnership privilege. There are need some perfect forms of social-pedagogical rehabilitation method to disabled children.
Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, дети-инвалиды, психолого-педагогическая помощь.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии ограничения возможностей. Концепция интеграции, как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что
АРГУНОВА Тамара Прокопьевна - руководитель Центра психолого-педагогической, медико-социальной помощи (сопровождение) Мегино-Кангаласского улуса, аспирант заочного отделения ЯГУ РС(Я).
затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин «интеграция» различными авторами трактуется по-разному: «модель», «форма», «вид» (тип). Модель интеграции - это образовательная система интеграции, учреждение общего или специального назначения. Экстернальная модель Л.М. Шипицыной [6] предполагает взаимодействие специального и массового образования, интернальная - интеграцию внутри системы специального образования . Модель Н.Д. Шматко [7] определяет вид деятельности и объем психолого - педагогической помощи. Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко [2] дают характеристику базовых моделей интеграции: постоянной полной, постоянной неполной, постоянной частичной, временной частичной и эпизодической. Вид (тип) интеграции определяет наличие общих признаков: длитель-