Научная статья на тему 'Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов Севера'

Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЧЕВЬЕ / ЛАГЕРЬ / ЭТНОС / ЭВЕНЫ / ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцов Юрий Алексеевич

Рассматривается кочевой лагерь для детей коренных малочисленных народов Севера по обучению родному языку и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about nomadic camp for children of the native scanty people of the North on training to a native language and culture.

Текст научной работы на тему «Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов Севера»

КОЧЕВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Динамика роста сформированности духовно-нравственных ценностей студентов в ходе экспериментальной работы подтверждает предварительный вывод об эффективности применения комплекса педагогических условий с целью формирования духовно-нравственных ценностей средствами якутской поэзии: количество студентов с низким уровнем уменьшилось с 33,03% до 7,14%, с высоким уровнем возросло с 7,04% до 29,46%. Произошли изменения и в динамике среднего уровня: увеличилось количество студентов с 59,02% до 63,35%.

Проведение экспериментальной работы в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта позволило на практике проверить гипотетически выдвинутый комплекс педагогических условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей средства-

ми якутской поэзии и доказать, что цель и задачи исследования решены.

Литература

1. Аболина-Золотухина Е.В. Современная этика. Москва-Ростов на Дону, 2005. - 393с.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания.//Педагоги-ка. - 2007. - № 8. - 44с.

3. Бурцев А.А Якутская классическая литература и современность. - Якутск, 2007. - 216с.

4. Гагарина К.Е. Модель формирования духовной культуры студентов вузов.//Наука и образование. - 2007. - № 1. - 178с.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. М: «Юрайт», 1998. -264 с.

6. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Москва-Ростов на Дону, 2006. - 213 с.

УДК 372.016:811.512.211

Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов Севера

Ю.А. Слепцов

Рассматривается кочевой лагерь для детей коренных малочисленных народов Севера по обучению родному языку и культуре.

This article is about nomadic camp for children of the native scanty people of the North on training to a native language and culture.

Ключевые слова: кочевье, лагерь, этнос, эвены, фольклор, традиции.

Родной язык является одним из показателей сохранности культуры и быта этноса. Потеря языка приводит к ассимиляции нации и дальнейшему ее исчезновению как этнос. Как показывают статистические данные, у малочисленных народов Севера с каждым годом число знающих свою культуру и разговаривающих на своем родном языке становится меньше. Так ежегодно сокращается число эвенов, владеющих родным языком своей национальности: в 1970 г. - 41,7 %, в 1979 г. - 44,1, в 1989 г. - 34,7. По данным переписи 2002

СЛЕПЦОВ Юрий Алексеевич - соискатель ИГИиПМНС СО РАН.

г., эвенов, владеющих своим языком, из 19071 человек было 3272, т.е. 28%.

Снижение знания родного языка наблюдается и у других малочисленных народов Севера, проживающих в Якутии - это долганы, эвенки (тунгусы), чукчи, юкагиры. Сохранение национального языка возможно только в местах компактного их проживания. Проживающие в городах представители малочисленных народов Севера под влиянием урбанизации постепенно теряют не только родной язык, но и обычаи своего народа.

Главной причиной сокращения носителей родного языка, как мне кажется, явилось то, что национальный язык не применяется в повседневной

СЛЕПЦОВ

жизни. Из-за природной скромности народы Севера не разговаривают на родном языке в присутствии представителей другой нации. Некоторые родители считают русский язык наиболее предпочтительным для дальнейшего развития своего ребенка, вследствие чего родной язык остается на втором плане, а впоследствии «забывается».

Основным элементом культуры любого народа является фольклор, который как ценнейший языковый материал широко используется в обучении и воспитании. Обращение к фольклорному материалу помогает по-другому взглянуть на окружающий мир: развиваются чувства ребенка, создается эмоциональный тонус, то есть пережитые чувства способствуют появлению знаний, которые затем становятся убеждениями [2].

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» . Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения речью. Н.К.Крупская придавала большое значение развитию речи детей в семье [1].

В целях привлечения детей эвенов для ознакомления с культурой и обучения родному языку в 2000 г. был создан кочевой лагерь, в котором изучали родной язык на местах кочевий предков. Так как именно среда играет положительную роль в освоении языка. Освоение ребенком родного языка оказывает на него благоприятное влияние: с его помощью он познает мир, приобщается к национальной культуре, через него ощущает себя представителем той или иной нации. Родной язык формирует в нем сопричастность к истории своего народа, гордость за своих предков, определяет общее развитие ребенка [3].

Цель создания лагеря - возрождение традиционного образа жизни, языка, духовной культуры и обычаев малочисленного народа Севера-эвенов.

Задачи:

1. Изучение и обобщение образа жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера как условие организации кочевого лагеря для детей.

2. Особенности содержания и форм организации кочевого лагеря в условиях Севера.

3. Разработка и обоснование этнопедагоги-

ческих условий организации деятельности кочевого лагеря «Гарпанга» путем

С этой целью были проведены следующие мероприятия:

• обучения детей родному эвенскому языку;

• изучения культуры, хозяйства;

• обучения обрядам, традициям и обычаям эвенов;

• обучение детей родному языку в летний период на местах кочевья оленеводческих стад с помощью опытных преподавателей и наставников;

• непосредственное участие детей в производственной деятельности оленеводов. Например, совместно со взрослыми оленеводами пасти домашних оленей с изучением методов правильного ухода за домашними оленями и т.п.;

• приспособление к жизни в экстремальных условиях с изучением ориентировки в местности;

• этноэкологическое воспитание на природе.

Опытом работы кочевого лагеря заинтересовались Министерство образования Российской Федерации, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Подобные кочевые лагеря открылись в других регионах России.

Кочевой лагерь - очень эффективный механизм погружения и укоренения детей в родную культурную среду. Общение на родном языке, изучение культуры и истории своего народа, культурно-бытовых навыков и традиций оказывают очень глубокое влияние на осознание ребенком своей этнической принадлежности.

Основным занятием было изучение родного эвенского языка, обычаев и культуры предков. Дети учились каждый день по 1-2 часа. Во внеурочное время старались говорить на эвенском языке, например, во время приготовления пищи, работы и отдыха. Такой способ помогает детям быстро освоить слова из повседневного обихода. Кроме этого, дети учили песни и стихи, что тоже позволяло запоминать слова, понять их смысл. Конечно, они вначале с трудом говорили и запоминали эвенский язык, стихи читали с помощью шпаргалок, но в конце занятий довольно легко стали читать и запоминать стихи, при разговоре многое из сказанного понимали, некоторые поддерживали общение.

В процессе обучения детей также применялся игровой компонент, так например игра с камнями. Из различных по величине и окраске камней дети сооружали подобие кочевий, где отдельно

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СОЦИУМ

располагались олени, люди, точно воссоздавая иерархию эвенов. Дети с помощью этой игры узнали, каков должен быть порядок во время кочевья и стойбища, где и как должны располагаться глава рода, оленеводы, их семьи и жилища, как должны погоняться олени к местам кормежки и т. д. Такой наглядный способ является более понятным для детей. Они с помощью игры учились познавать неписаные законы суровой кочевой жизни.

В конце сезона был проведен экзамен, который показал, что дети начали понимать родной язык и разговаривать на нем.

Литература

1. Абрамова М.А., Неустроев Н.Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. - М.: Academia, 2003. - 216 с.

2. Банаканова Е.Е. Быт и культура эвенов: Пособие для учителя начальной эвенской школы. - М.: ИНПО, 2001. - 168 с.

3. Портнягин И.С. Этнопедагог К.С. Чиряев: педагогические мысли, идеи, и взгляды./ Якут. гос. ун-т им. М.К.Аммосова, Ассоц. нар. педагогики Якутии -Якутск, 2002. - 168 с.

УДК 374: 37. 013.8

Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации

Т.П. Аргунова

Раскрывается актуальная проблема обеспечения социально-педагогических условий интеграции детей-инвалидов в социум с привлечением социальных партнеров. Определяется необходимость совершенствования форм, методов социально - педагогической реабилитации детей-инвалидов.

There is actual problem of social-pedagogical integration of disabled children in society with social partnership privilege. There are need some perfect forms of social-pedagogical rehabilitation method to disabled children.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, дети-инвалиды, психолого-педагогическая помощь.

Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии ограничения возможностей. Концепция интеграции, как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что

АРГУНОВА Тамара Прокопьевна - руководитель Центра психолого-педагогической, медико-социальной помощи (сопровождение) Мегино-Кангаласского улуса, аспирант заочного отделения ЯГУ РС(Я).

затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин «интеграция» различными авторами трактуется по-разному: «модель», «форма», «вид» (тип). Модель интеграции - это образовательная система интеграции, учреждение общего или специального назначения. Экстернальная модель Л.М. Шипицыной [6] предполагает взаимодействие специального и массового образования, интернальная - интеграцию внутри системы специального образования . Модель Н.Д. Шматко [7] определяет вид деятельности и объем психолого - педагогической помощи. Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко [2] дают характеристику базовых моделей интеграции: постоянной полной, постоянной неполной, постоянной частичной, временной частичной и эпизодической. Вид (тип) интеграции определяет наличие общих признаков: длитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.