УДК 378.016:316.343-057.177
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА В КОНТЕКСТЕ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF MANAGER’S GENERAL CULTURE COMPETENCE IN THE CONTEXT OF BASIC VALUES OF WORLD CULTURE
В. В. Бояркина
V. V. Boyarkina
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению сущностной характеристики общекультурной компетенции менеджера в контексте базовых ценностей мировой культуры. В ней анализируются взгляды современных ученых на сущность общекультурной компетенции. Обоснована необходимость изучения базовых ценностей мировой культуры для формирования профессиональных качеств будущего менеджера.
Abstract. The article considers the essential characteristic of mancger’s general culture competence in the context of basic values of world culture. It gives the views of contemporary scientists on the essence of cultural competence, substantiates the necessity to study the basic values of world culture to form professional qualities for a future manager.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, менеджер, базовые ценности, мировая культура, образование.
Keywords: general cultural competence, manager, basic values, world culture, education.
Актуальность исследуемой проблемы. Социокультурные процессы последних десятилетий в российском обществе, изменение роли человека в системе производственных и общественных отношений, активизация международных контактов, интернационализация хозяйственной жизни во всем мире актуализируют сегодня необходимость подготовки высококультурного специалиста.
Целью образования менеджера является достижение профессионализма в управлении. Сегодня во всем мире растет спрос на высокообразованных и высококультурных управленцев. Руководителями социальных и экономических преобразований должны стать квалифицированные, ответственные менеджеры, владеющие организационной культурой международных деловых отношений, учитывающей обычаи, нравы, стимулы сотрудников не только отечественных, но и международных компаний [7, 580].
В связи с этим становится актуальным усиление культурообразующей роли образования в области менеджмента. А формирование общекультурных компетенций будущих менеджеров приобретает особую значимость. Овладевая общекультурными компетенциями, будущий специалист лучше ориентируется в различных областях социальной и профессиональной жизни, быстрее осваивает специальные и профессиональные компетенции в различных сферах профессиональной деятельности. Следовательно, формирование общекультурных компетенций можно рассматривать как основу для формирования профессиональных качеств будущего менеджера.
Рассмотрим в нашем исследовании общекультурную компетенцию будущего бакалавра менеджмента в контексте знаний базовых ценностей мировой культуры, так как считаем, что она является важной составляющей для формирования профессиональных качеств управленца.
Материал и методика исследований. Для решения этой задачи в качестве основного метода мы использовали теоретико-методологический анализ философской, педагогической, специальной литературы по проблеме исследования.
Результаты исследований и их обсуждение. Компетентностно-ориентированный профессиональный подход в образовании вызван социально-экономическими, политикообразовательными, педагогическими и другими предпосылками.
Компетентностный подход в образовании активно исследуется сегодня в отечественной педагогической теории и практике. В России за последние десятилетия компе-тентностный подход в образовании с различных точек зрения рассматривался А. В. Баранниковым, В. А. Болотовым, Г. А. Бордовским, Ю. В. Варданяном, И. А. Зимней, В. В. Краевским, О. Е. Лебедевым, В. Б. Помеловым, Н. Ф. Радионовой, В. В. Сериковым, Ю. Г. Татур, А. П. Тряпициной, И. Д. Фруминым, М. А. Холодной, Т. И. Шамовой и др.
А. В. Хуторским были рассмотрены ключевые компетенции, которые определены им в качестве важнейшего компонента личностно ориентированной парадигмы в образовании. В одной из своих работ понятие «компетенция» он трактует как совокупность взаимосвязанных качеств личности, а также приобретенных в процессе обучения необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков и способов деятельности, обеспечивающих ее результативность [12]. Под «компетентностью» А. В. Хуторской подразумевает освоение и обладание компетенцией, которая включает личностное отношение к предмету деятельности. Также им подчеркивается, что компетенция задается в процессе образовательной подготовки обучаемого, а компетентность - это уже состоявшееся его личностное качество. Согласимся с его мнением и в последующем для определения общекультурной компетенции будем использовать оба понятия: «компетенция» и «компетентность». В. А. Адольф, И. А. Колесникова, А. Д. Солдатенков рассматривали компетентность как профессионально значимое качество личности специалиста. В моделировании процесса компетентностного образования сыграли определенную роль научные разработки Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева.
Существуют различные подходы к проблеме изучения общекультурных компетенций, к их определению. В своих исследованиях И. А. Зимняя рассматривает общую культуру личности, которая включает внутреннюю культуру и образованность с точки зрения освоенности знаний, а также социально-профессиональную компетентность [3]. По ее мнению, общая культура человека представляет собой освоенный им, то есть принятый для жизнедеятельности, комплекс знаний, ценностей, сложившихся в социуме традиций.
Деятельностно культура личности проявляется во всех формах его поведения в социуме. Следуя логике И. А. Зимней, социально-профессиональная компетентность рассматривается как качество, сформированное на основе общей культуры, реализуя которое специалист может разрешать различные социально-профессиональные проблемы. Вместе с тем каждая входящая в социально-профессиональную компетентность частная социальная компетентность проявляется как потенциал общей культуры человека.
М. Г. Синякова [9], С. Л. Троянская [10] при рассмотрении общекультурной компетенции использовали интегративный подход. С. Л. Троянская считает, что общекультурная компетентность - это интегративная способность личности обучаемого. По ее мнению, она обусловлена «опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития» [10, 20]. Автор предполагает, что данная компетентность ориентирована на использование культурных эталонов, которые рассматриваются как средства для оценки при решении ряда проблем мировоззренческого, жизненного, познавательного и профессионального характера. О. В. Гусевская рассматривает общекультурную компетентность как коммуникативную, эстетическую и этическую культуру выпускника [2, 131]. О. М. Морозова данную компетенцию определяет как «...способность ориентироваться в пространстве культуры». При этом она обращает внимание на необходимость владения знаниями об основных научных достижениях, о научной картине мира, о художественных ценностях [6]. Ученые при этом отмечают, что общая культура человека складывается из внутренней культуры и образованности. Внутренняя культура определяется индивидуальными, деятельными и интерактивными особенностями человека, которые воспитываются в семье, в системе образования. Образованность рассматривается как освоенная совокупность знаний, характеризующаяся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной. Кроме того, они считают, что задача высшего профессионального образования - это формирование общей культуры человека (студента). Подготовка специалиста, по их мнению, должна определять «линию роста» от общей культуры учащегося школы к культуре человека, имеющего высшее профессиональное образование в определенной сфере деятельности.
И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко, Н. А. Морозова разработали общекультурные характеристики взрослого человека [3]: культура личности, саморегуляции; культура нормативного поведения, этикета; культура труда, быта, отдыха и здорового образа жизни; культура интеллектуальной и предметной деятельности; культура социального бытия; общецивилизационная культура. При этом авторы выделяют два субъекта культуры - общество и личность. Они отмечают, что личность формируется в процессе образования, т. е. при освоении культуры общества.
Для нашего исследования важным является рассмотрение общекультурной компетенции сквозь призму профессиональной деятельности менеджера.
Обратимся к этимологии слова «менеджер», которое исходит из определения слова «менеджмент». Оно состоит из трех частей: manus - «рука», основы глагола age < agere -«приводить в движение, двигать» и суффикса mens, tis - «ум, мышление, рассудок» - и сегодня употребляется в значении «способ, манера управления людьми». Этимология слова «менеджмент» определяет главный вид профессиональной деятельности менеджера - управление. Оно всегда сопровождает деятельность человека, которая является основой его существования и развития.
В ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент» (уровень бакалавриат) предлагаются двадцать две общекультурные компетенции, которыми должны обладать выпускники (бакалавры-менеджеры). Одна из первых предусматривает то, что выпускник должен обладать знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии. Принимая данную компетенцию как основную, считаем необходимым рассмотреть здесь понятия «культура» и «ценности».
Термин «культура» широко распространен, однако он не имеет однозначного толкования. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение этого понятия: «Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [11, 292-293].
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Мировая культура представляет собой синтез лучших достижений всех национальных и этнических культур, населяющих Землю. Национальные культуры включают в себя совокупность ценностей, норм, верований, обычаев людей, принадлежащих к одной нации. Этническая культура характеризуется привычным образом жизни, социальным и духовным состоянием какого-либо народа.
В одном из учебников по культурологии отмечается, что «ценности» - это важнейшие компоненты человеческой культуры [5, 134]. Сегодня наука аксиология рассматривает различные варианты классификации ценностей. Ценности делятся на ценности-средства и ценности-цели, относительные и абсолютные, предметные и субъектные, ценности жизни и культуры в зависимости от избираемого основания. Анализ различных подходов к пониманию ценностей позволил нам определить ценность как фиксированную в сознании человека характеристику его отношения к объекту.
К базовым ценностям современного общества можно отнести следующие ценности, которые мы условно разделим по следующим категориям: человеческие, духовные, практические и личностные. К человеческим ценностям отнесем творческий потенциал личности, его социальную защиту. Под духовными ценностями будем подразумевать исторически накопленный опыт человечества, отраженный в теории философии, способах мышления. Практические ценности охватывают поле практической деятельности, включая проверенные практикой определенной системы. К личностным ценностям отнесем индивидуальные особенности и жизнетворчество личности. Глобализация этих ценностей составляет мировую культуру. Е. А. Александрова в своем исследовании вполне правомерно утверждает, что «... глобализация в сфере культуры характеризуется тем, что она способствует интенсификации культурных контактов между представителями различных стран» [1, 9].
Под доминирующей культурой мы подразумеваем совокупность ценностей, традиций, обычаев, верований, которыми руководствуется большинство членов общества во всем мире. Ее, по нашему мнению, можно соотнести с понятием «базовые ценности мировой культуры».
Итак, определимся, какими ценностями и качествами должен обладать будущий менеджер и какова роль базовых ценностей мировой культуры для формирования специалиста данной профессии. М. А. Исаева в своем исследовании «Иноязычная компе-
тентность как фактор эффективности менеджеров» под компетентностью менеджера подразумевает проявленные специалистом личностные характеристики, включающие совокупность знаний, умений, навыков, опыт, творческие способности, лидерские качества, эмоциональную стабильность, способность убеждать, управлять, знание личностной психологии, необходимые для эффективного выполнения профессиональных задач в сфере менеджмента. Она же отмечает, что современному обществу важно, чтобы специалист-менеджер был эффективным, профессионально успешным, компетентным, мобильным, умеющим строить свою собственную карьеру, работать в условиях жесткой конкуренции на отечественном и мировом рынке труда [4]. Мы согласимся с ее мнением, при этом отметим, что основополагающее значение при формировании этих характеристик отводится формированию общекультурных компетенций.
Сотрудниками АНО «Национальный центр сертификации управляющих» совместно с профессиональным клубом директоров «Президент» в 2008 г. был разработан стандарт «Руководство (управление) организацией», ориентирующий сферу профессионального образования на качество подготовки российских менеджеров. В нем учитывались опыт и экспертные знания многих действующих директоров российских предприятий. Данный профессиональный стандарт прошел публичное обсуждение и был утвержден комиссией по профессиональным стандартам Российского союза промышленников и предпринимателей. Стандарт предназначен для подготовки руководителей предприятий и управленческих команд, может быть использован для разработки программ обучения и послужить основой для создания отраслевых профессиональных стандартов [8].
В данном профессиональном стандарте выделены необходимые и востребованные в современном российском предпринимательстве нравственно-профессиональные ценности руководителя: способность обучаться самостоятельно, высокая работоспособность, креативность, инновационный подход, коммуникативные умения (включая коммуникацию на иностранном языке), лидерство, оперативность в принятии решений, ответственность, личная организованность, расчетливость и прозорливость, способность и готовность решать сложные вопросы, проблемы, ориентация на результат, решительность, способность к рефлексии, системность мышления, способность работать в команде, стремление к профессиональному развитию, уверенность в себе, учет и уважение различных точек зрения и взглядов, широкий кругозор. Считаем, что их можно рассматривать как необходимые качества менеджера. А такие качества, как широкий кругозор, уверенность в себе, уважение различных точек зрения и взглядов, невозможны без знаний базовых ценностей мировой культуры.
Формируя общекультурные компетенции будущих менеджеров во время аудиторных занятий гуманитарного цикла, в системе воспитательной работы, а также внедряя инновационные методы обучения, такие как различные спецкурсы и спецсеминары, вузы будут способствовать развитию вышеперечисленных качеств.
Резюме. Таким образом, мы рассмотрели сущностную характеристику общекультурной компетенции менеджера в контексте базовых ценностей мировой культуры, определили ее значимость. Используя различные методы обучения, формируя благоприятную организационно-культурную среду осуществления учебного процесса в системе высшего образования, мы можем достичь положительных результатов в формировании необходимых будущему менеджеру общекультурных компетенций и подготовке высокопрофессиональных управленцев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, Е. А. Лингвокультурологические знания как фактор формирования этнокультурной толерантности у студентов / Е. А. Александрова, О. В. Яковлева, Л. В. Кузнецова // Вестник Чувашского педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2011. - № 2 (70). - Ч. 2. - С. 8-11.
2. Гусевская, О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности / О. В. Гусевская // Ценности и смыслы. - 2009. - № 1. - С. 131-141.
3. Зимняя, И. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко, Н. А. Морозова. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 67 с.
4. Исаева, М. А. Иноязычная компетентность как фактор эффективности менеджеров / М. А. Исаева // Вестник Чувашского педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2011. - № 3 (71). - Ч. 2. -С. 117-121.
5. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. - М. : Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. - 566 с.
6. Морозова, О. М. Формирование ключевых компетенций обучающихся [Электронный ресурс] / О. М. Морозова. - Режим доступа: http://www.sch1948.ru/metodobedinenie/302-morozova.html.
7. Основы менеджмента : учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В. И. Королева. - М. : Магистр ; ИНФРА-М, 2011. - С. 580-581.
8. Профессиональный стандарт управляющего (руководителя) организации [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - М., 2008. - Режим доступа: http://www.ncsu.ru.
9. Синякова, М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента / М. Г. Синякова // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -№ 9. - С. 23-35.
10. Троянская, С. Л. Методические рекомендации по развитию общекультурной компетентности студентов в процессе учебной деятельности / С. Л. Троянская. - Ижевск : УдГУ, 2003. - 28 с.
11. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичева. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.
12. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.