ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 378
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ПРОФИЛЬ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА»
© Д. В. РАТНИЦЫНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра французского языка и методики преподавания французского языка e-mail: [email protected]
Ратницына Д. В. - Обоснование необходимости включения в учебный план бакалавриата направления «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») учебной дисциплины «Латинский язык и античная культура» // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 768-772. - Данная статья посвящена проблемам реализации компетентностного подхода в условиях бакалавриата. На примере ФГОС ВПО-3 направления 050100 «Педагогическое образование» профиля «Иностранный язык» рассматривается компетентностная емкость дисциплин базовой части Гуманитарного цикла для формирования общекультурных компетенций, предъявляемых как обязательные для освоения бакалавру педагогического образования. Показано, что базовые дисциплины не охватывают в достаточной мере необходимые компетенции, что позволяет сделать вывод о том, что дисциплина вариативной части «Латинский язык и античная культура» способствует формированию общекультурных компетенций и должна быть включена в учебный план.
Ключевые слова: реформа образования, компетентностный подход, общекультурная компетенция.
Ratnitsina D. V. - Reasons for the necessity to include the subject «The Latin Language and Antique Culture» into the Bachelor Degree Programme in Education science (with the specialization in foreign languages) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 768-772. - The article is devoted to the realization of the competence approach under the circumstances of the Bachelor Degree Programme. The author analyzes the competence capacity of the subjects from the basic part of the Humanities for the forming of the general cultural competence, which is obligatory for the Bachelor of Education in accordance with the Federal Education Standard for Higher Professional Education-3 in line 050100 «Pedagogical Education» with the specialization in foreign languages. The article shows that the basic subjects don’t comprise the necessary competence sufficiently. It leads to the conclusion that the subject from the elective part «The Latin Language and Antique Culture» facilitates the development of the general cultural competence and should be included into the curriculum.
Keywords: educational reform, competence approach, general cultural competence.
На сегодняшний день одной из важнейших государственных задач большинства стран мира становится поддержкаиразвитие наукииобразования,которые определяют авторитет государства на мировой арене. В современном мире высшее образование выступает в качествеосновополагающегокомпонентаразвитияче-ловеческогообщества,вкоторомпервостепеннаяроль отведена университетскому образованию.
Согласно проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции на 1 декабря 2010 года) «высшее образование имеет це-льюобеспечениеподготовкивысококвалифицирован-ных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение
потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научной, педагогической квалификации» [5].
Стремительный рост достижений в области науки и техники неизбежно приводит к тому, что в определенный момент имеющиеся государственные образовательные стандарты и программы перестают соответствовать социальным потребностям общества на данном этапе развития. Их неактуальность приводит к попыткам модернизации образовательной системы путемпроведенияреформ.Государстворазрабатывает различные социальные проекты по внесению изменений в структуру, содержание, методыобразования. По мнению В. А. Лукова, в последнее время деятельность
в сфере модернизации и повышения качества образования носит межгосударственный характер [4]. Примером может служить важнейшая образовательная реформа современности - Болонский процесс. Стремление построить Единое Европейское пространство высшего образования является показателем тесного сотрудничества большинства развитых стран также в образовательной сфере. Одной из задач для госу-дарств,присоединившихсякБолонскомусоглашению, стал переход на компетентностно-ориентированное образование.
В ходе реализации компетентностного подхода в условиях российской системы образования возникает ряд проблем. Среди них А. Г. Бермус выделяет в частности проблему создания государственного стандарта нового поколения, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) разработан в рамках компетентностного подхода.
Так, в соответствии с проектом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 2011 года «основные образовательные программы высшегообразованияреализуютсяпоуровнямвысше-гообразования,установленнымнастоящимФедераль-ным законом», включающим в себя:
1) программы бакалавриата по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» - четыре года;
2) программы магистратуры по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «магистр» - два года.
Как мы видим, в ФГОСе ВПО-3 предусмотрена реализация уровневой системы высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура) с учетомтребованийБолонскогопроцесса,арезультаты образованияоцениваютсячерезовладениеосновными видами компетенций, зафиксированными в стандарте.
Как показывает анализ научной литературы по проблеме классификациибазовых видов компетенций специалистов различного профиля, перечень компетенций до сих пор остается открытым. Однако согласно ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»компетенции разделены на два блока: общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК). Важность и необходимость формирования профессиональных компетенций не вызывает сомнения. Выделение же в отдельный блок общекультурных компетенций наряду с профессиональными, по мнению некоторых педагогов, обусловлено тем, что в настоящее время на первый план выходит культурообразующая функция образования, которая реализуется в процессе формирования ОК.
Г. В. Короткова считает, что «образование в современной социокультурной ситуации предстает как особая форма содействия культурному развитию и саморазвитию личности через их соотношение «культура есть условие образования, образование
есть условие культуры» [3]. В рамках данного взгляда на взаимосвязь культуры и образования становится очевидной необходимость тщательного рассмотрения именно общекультурной компетенции как важной составляющей модели подготовки бакалавра. По мнению М. Г. Синяковой, общекультурная компетенция «определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом» [7]. Поэтому нам кажется необходимым остановиться подробнее на определении понятия и структуры общекультурной компетенции.
Изучив психолого-педагогическую литературу последних лет, мы пришли к выводу, что большинство педагогов признают существование общекультурной компетенции. Так, например, в классификации И. А. Зимней в блоке перечня компетенций, относящихся «ксамомучеловекукакличности, субъектудея-тельности,общения»авторхарактеризуетданнуюком-петенцию как «компетенцию ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии» [2]. В данном случае акцент делается на культурную составляющую содержания данного вида компетенции, ее ценностно-смысловую направленность на объекты духовной и материальной культуры человека.
А. В. Хуторской в своих научных работах трактует понятие общекультурной компетенции как круга вопросов«вкоторыхученикдолженбытьхорошоосве-домлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговойсфере,например,владениеэф-фективными способами организации свободного времени» [9]. В данном случае понятие ОК, на наш взгляд, шире, поскольку включает в себя еще и культурно-досуговуюсферу,планированиекоторойпредполагает не просто владение знаниями в области культуры, но и организацию собственной жизни в соответствии с приобретенными знаниями. Согласно ФГОС ВПО-3 бакалаврнаправления«Педагогическоеобразование» готовится к культурно-просветительской деятельности, в соответствии с которой он решает следующие профессиональные задачи:
- изучение и формирование потребностей детей и взрослыхвкультурно-просветительскойдеятельности,
- организация культурного пространства,
- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
- популяризация профессиональной области знаний общества [8].
Поэтому в нашем исследовании мы придерживаемся определения ОК, сформулированного А. В. Ху-
торским, так как, на наш взгляд, оно шире раскрывает сущность данной компетенции, которая будет способ-ствоватьподготовке педагога к реализации культурнопросветительской деятельности.
Применительно к образовательной программе бакалавра направления «Педагогическое образование» профиля «Иностранный язык» установлена классификация, включающая в себя 16 общекультур-ныхкомпетенций,которыемырассмотримчутьпозже.
Примерная образовательная программа условно регламентирует также перечень дисциплин, которые учащиеся должны освоить по окончании первой ступени высшего образования. Каждый учебный цикл имеет базовую и вариативную часть, которую устанавливает вуз.
Согласно программе бакалавриата (ФГОС-3) 50 % дисциплин - обязательные для изучения, 50 % -дисциплины, устанавливаемые вузом (профиль выбирает вуз и профильные дисциплины регламентируются не государственным стандартом, а лишь примерной основной образовательной программой (проектом).
Согласно ФГОСу ВПО-3, каждая дисциплина формирует определенные компетенции, и каждая компетенция «закрывается» несколькими учебными дисциплинами. Отсюда следует, что все дисциплины, попадающие в вариативную часть, автоматически должны способствовать формированию именно тех компетенций, которые прописаны в ФГОСе.
В базовой части нового учебного плана присутствует 5 обязательных дисциплин: История, Философия, Иностранный язык, Культура речи, Экономика. Согласно плану они закрывают следующие общекультурные компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-10, ОК-13, ОК-14, ОК-15, ОК-16.
Приведем краткую характеристику в соответствии с ФГОС ВПО-3 этих компетенций:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); (ПООП ВПО «Педагогическое образование»).
Мы провели небольшой анализ и рассмотрели, какими дисциплинами формируется каждая из этих компетенций. Обратимся к табл. 1.
Как мы видим, большинство из рассматриваемых общекультурных компетенций закрывается од-ной-двумя дисциплинами, находящимися в базовой части. Исходя из данных, представленных в таблице, самыми «компетентностно ёмкими» дисциплинами являются История и Философия, которые способствуют формированию пяти различных компетенций. Некоторые компетенции (такие, как ОК-2, ОК-7, ОК-10, ОК-13, ОК-14) формируются всего одной дисциплиной.
Очевидно, что сформировать компетенцию в рамках одной дисциплины довольно сложно, поэтому необходимо включить в учебный план (вариативную часть) те дисциплины, которые помогут учащимся овладеть нужными компетенциями. Например, учебная дисциплина «Латинский язык и античная культура» согласно Госстандарту 2005 была включена в учебный план года как обязательная к изучению в размере 72 часов (Федеральный компонент). Во ФГОСе ВПО-3 она не включена в базовую часть учебного плана, поэтому в ряде вузов при составлении новых учебных планов дисциплина «Латинский язык и Античная культура» включается в вариативную часть. Необходимость включения этой дисциплины в учебный план не вызывает сомнений. В учебных планах лингвистов, а также любых специалистов, чья профессиональная деятельность непосредственно связана со знанием иностранного языка, всегда занимали прочное место дисциплины, имеющие отношение к изучению древних языков (латинского, греческого) и античной культуры. Остановимся подробнее на проблеме теоретической и практической значимости знания латинского языка для бакалавров профиля «Иностранный язык» (Романо-Германская группа).
Название дисциплины «Латинский язык и античная культура» говоритотом,чтоее необходи морас-сматривать в двух аспектах: лингвистическом и культурологическом, поскольку она идет сразу в двух направлениях: с одной стороны - это изучение латинского языка, а с другой - ознакомление с древнеримской культурой. Известно, что латинский язык является «праотцом» для всех романских языков, потому как грамматическая и лексическая база этих языков строились, на основе народной латыни. Поэтому, на наш взгляд, совершенно логично изучать эту дисциплину на младших курсах с тем, чтобы дать студентам основное представление о структуре латинского языка, основных грамматических правилах и конструкциях, а также корневых лексемах, которые дали начало огромному количеству интернациональных слов, ис-
пользуемых нами как в родном, так и в изучаемых иностранных языках. Тщательный анализ грамматических форм помогает студентам глубже пониматьтакже структуру других языков, особенности их развития и глубинные процессы, происходящие внутри родственных языков; развивает мышление и логику в процессе познания. Также нельзя не упомянуть о широком пласте заимствованной лексики, которая присутствует не
В рамках рассматриваемой дисциплины также происходит знакомство с античной культурой. Студенты приобщаются к достижениям античной цивилизации, которая сыграла огромную роль в становлении мировой культуры. Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней: это величайшие произведения архитектуры, литературы, искусства, музыки. Ознакомление со столь обширным культурным наследием способствует проникновению в мир подлинных духовных ценностей.
Поэтому преподавание латинского языка и античной культуры для студентов специальности «Иностранный язык» в педагогическом вузе играет важную роль в расширении кругозора будущего педагога, повышении уровня общей культуры. По мнению Садчи-ковой Я. В., язык является одним из основных способов передачи и сохранения культуры, поэтому в данном случае дисциплина «Латинский язык и античная культура» служит ключом для формирования общекультурной компетенции [6]. Рассмотрим компетент-ностную ёмкость данной дисциплины (табл. 2).
Как видно из данной таблицы, учебная дисциплина «Латинский язык и античная культура» участвует в формировании шести видов общекультурных компетенций, что свидетельствует о ее практической
только в романских, но и во многих других европейских языках. Кроме того, терминология всех дисциплин, включенных в государственный стандарт, имеет греко-латинское происхождение. Очень долгое время латинский язык являлся языком науки, поэтому и по сей день, он является источником для образования ин-тернациональнойобщественно-политическойлексики и научной терминологии.
значимости в процессе подготовки будущих педагогов-бакалавров. Мы считаем, что изучение лингвистической стороны дисциплины способствует овладению ОК-1 и ОК-10. Чтение, перевод и анализ латинских текстов, проникновение во внутреннюю логику языка формируетуучащихся навыки анализа, обобщения, извлечения информации из иностранных текстов с целью еедальнейшего использованияв профессиональной деятельности. Культурологический аспект изучения данной дисциплины предполагает овладение ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, потому что знакомство с античной культурой раскрывает для студентов особенности жизненного устройства римлян, помогает глубже проникнуть в быт того времени и культуру, которую часто называют колыбелью европейской цивилизации, и проследить процесс зарождения и развития современных культур, а также учит уважительному отношению к богатому культурному наследию и культурным традициям.
Исходя из изложенного выше, мы пришли к выводу о том, что дисциплина «Латинский язык и античная культура» обладает высоким потенциалом по формированию необходимых видов компетенций и должна быть обязательно включена в вариативную частьучебногопланабакалавранаправления«Педаго-гическое образование».
Таблица 1
Компетентностная ёмкость дисциплин базовой части
Учебные дисциплины Общекультурные компетенции
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-7 ОК-10 ОК-13 ОК-14 ОК-15 ОК-16
История х х х х х
Философия х х х х х
Иностр. язык х х х
Культура речи х х
Экономика х х х х
Общее число дисциплин 3 1 3 2 1 1 1 1 2 4
Таблица 2
Компетентностная ёмкость дисциплины «Латинский язык и античная культура»
Учебные дисциплины Общекультурные компетенции
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-7 ОК-10 ОК-13 ОК-14 ОК-15 ОК-16
Латинский язык и античная культура х х х х х х
список литературы
1. Бермус А. г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал«Эйдос».2005.10 сентября.Коддо-ступа:http://www.eidos.ru/journal/2GG5/G91G-12.htm.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Труды методологического семинара «россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2GG4. С. 42.
3. Короткова г. В. Формирование профессионально-куль-турной компетентности студентов аграрного вуза. дисс. ... канд. пед. н. Пенза, 2GG8. 178 с.
4. луков В. А. Высшее образование XXI века реформы образования: перспективы в XXI веке // Информационный гуманитарный портал «Знание, понимание, умение». 2GG9. № 11
5. Проект федерального закона «Об образовании в Рос-сийскойФедерации»(редакцияна1декабря2010года).
6. Садчикова Я. В. Формирование межкультурной компетентности студентоввпроцессеобученияиностран-
ному языку в техническом вузе. Дисс канд. пед. н.
Пенза, 2009. 181 с.
7. Синякова М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 23-36.
8. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык», квалификация «бакалавр». Проект от 22.12.2009 №788.
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эй-дос». 2002. 23 апреля. Код доступа: http://eidos.ru/ journal/2002/0423.htm.