ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовский, П.Г. Методика подготовки учебных материалов для использования в дистанционных курсах образовательных программ / П.Г. Бордовский // Обеспечение дисциплин, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий : материалы методической конференции НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (22 мая 2014 года) / Министерство спорта Российской Федерации ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 7-9.
2. Дистанционное обучение в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта : первый опыт реализации / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В. А. Чистяков, Е.Е.. Пущенко // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 54-57.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL : http: // www.consultant.Ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - Дата обращения 01.01.2016.
4. Филиппов, С.С. Оценка готовности студентов к работе в электронной информационно-образовательной среде университета / С. С. Филиппов, П. Г. Бордовский, Л. А. Заварухина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 176-180.
5. Чистяков, В. А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения / Чистяков В.А., Князева Н.П., Филиппов С.С. // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - C. 49-50.
REFERENCES
1. Bordovskiy, P. G. (2014), "Methods for the development of training materials for use in distance courses and educational program", materials of methodological conference NGU them. P.F. Lesgaft, Saint-Petersburg (22 may 2014).Saint-Petersburg, pp. 7-9.
2. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E. (2004), "Distance learning Spbgufk them. P.F. Lesgaft : the first experience of implementation", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp.54-57.
3. Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ "On education in Russian Federation", available at: http: www.consultant.cons_doc_LAW_140174.
4. Filippov, S.S., Bordovskiy, P.G. and Zavarukhina, L.A. (2016), "Assessment of the readiness of students to work in electronic information-educational environment of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136m No. 5, pp. 176-180.
5. Chistyakov, V.A., Knyazeva, N.P. and Filippov, S.S. (2006), "Scientific and methodological support of distance learning system", Theory and practice ofphysical culture, No.10, pp. 49-50.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.07.2016
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Марина Ивановна Фролова, кандидат педагогических наук, докторант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (КЧГУ),
Карачаевск
Аннотация
В статье определены сущность, структура и содержание понятий «общекультурные компетенции» и «толерантность» как значимых личностных феноменов в их системной целостности и взаимообусловленности; рассматривается их формирование в процессе художественного образования, обеспечивающего приобщение студентов к ценностям мировой и отечественной культуры, этнокультуры, посредством проектной деятельности.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, толерантность, художественное образо-
вание, проектная деятельность, проект, компетентностный подход.
FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES AND TOLERANCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ART EDUCATION THROUGH THE PROJECT
ACTIVITIES
Marina Ivanovna Frolova, the candidate of pedagogical sciences, doctoral, Karachaevo-Cherkessk State University named after U. D. Aliyev, Karachaevsk
Annotation
The article gives the definition of the essence, structure and content of the concepts "cultural competence" and "tolerance" as important personal phenomena in their systemic integrity and interdependence; it considers their formation in the process of art education, ensuring the inclusion of the students into the wealth of the world and national culture, ethnic culture through the project activities.
Keywords: cultural competence, tolerance, art education, project activity, project, competence-based approach.
Развитие российского общества требует от системы образования и в первую очередь от высшей школы подготовки не просто профессионала своего дела, но и толерантного, обладающего широкой эрудицией, способностью и стремлением к самообразованию Гражданина, что в свою очередь предполагает развитие у него не только компетенций профессиональных, но и общекультурных.
Важнейшим средством формирования общекультурных компетенций является, по нашему мнению, художественное образование, обеспечивающее приобщение студентов к ценностям мировой и отечественной культуры, этнокультуры, осознание исторического прошлого страны и его современных реалий и при этом является уникальным средством трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских народных традиций, влияющих на развитие духовной сферы, как конкретной личности, так и общества в целом.
Художественное образование рассматривается как система, гармонизирующая личность изнутри и призванная сформировать у обучающихся вне зависимости от профиля обучения навыки эффективного социального, межкультурного, межэтнического взаимодействия, личностного самосовершенствования, что в целом влияет на успешную адаптацию личности в многоформатном поликультурном мире.
Мы разделяем точку зрения И. Н. Крыловой, которая утверждает, что «художественное образование - это не только национальное культурное достояние, но и единственная в своем роде возможность воздействия на духовное развитие человека. Отечественные культурно-исторические ценности выступают незаменимым фактором формирования у подрастающего поколения национального самосознания, межкультурного взаимодействия и чувства ответственности за будущее процветание страны» [7].
Таким образом, мы считаем, что формирование общекультурных компетенций, оставляющих основу толерантности в современных условиях, приобретает особую актуальность.
Цель исследования заключалась в том, чтобы доказать, что использование проектной деятельности в художественном образовании студентов является необходимой и наиболее успешной для формирования общекультурных компетенций и толерантности.
Задачами исследования являются: определение сущности, структуры и содержания понятий «общекультурные компетенции» и «толерантность» как значимых личностных феноменов в их системной целостности и взаимообусловленности; обоснование использования проектной деятельности для формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов с учетом психолого-педагогических условий.
Научная новизна исследования заключается в следующем: применение проектной деятельности в процессе формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов позволило интегрировать различные методики, создавая для обучающегося
ситуационные условия, ставя его в центр действия, превращая из строго подчиняющегося объекта в полноправный и активный субъект деятельности, в процессе которой происходит преобразование социального опыта, творческой активности, эмоционально-ценностных взаимоотношений, диалог, передача и восприятие информации и культурных ценностей, успешная адаптация личности в частности профессиональной деятельности и в поликультурной среде целом.
Общекультурные компетенции многогранны, в ФГОС по различным направлениям подготовки предусмотрены различные их варианты. И.А. Зимняя, рассматривая вопрос о трактовке ключевых компетенций, формулирует десять основных компетенций (видов), подразделяя их на три группы:
1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения: компетенции здоровьесбережения; компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции интеграции; компетенции гражданственно -сти; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии.
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: компетенции социального взаимодействия; компетенции в общении.
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека: компетенция познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий [2],[6].
В рамках данной статьи мы остановимся лишь на части из них.
Анализируя и обобщая различные точки зрения исследователей об общей культуре (М.Я. Виленский, А.С. Запесоцкий, И.А. Зимняя, О.И. Мартыненко), роли компетент-ностного подхода в высшем профессиональном образовании, в том числе художественном, содержании общекультурных компетенций (В. И. Байденко, Э.Ф. Зеер, Г. И. Ибрагимова, А. А. Кирсанова, В. В. Кондратьева, Г.В. Мухаметзяновой, Ю. Г. Татура, С. Л. Троянской, И. Д. Фрумин, и др.), мы разделяем точку зрения С. Л. Троянской, о том, что общекультурная компетентность представляет интегративную способность личности обучающегося, обусловленную опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития ориентированную на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера [9, с. 43].
Более широкое определение общекультурных компетенций дает А.В. Хуторской, отмечая, что «это круг вопросов, по отношению к которым ученик (студент) должен быть хорошо осведомлен, обладать познанием и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Это и опыт освоения научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [11, с. 25].
Известный культуролог А.С. Запесоцкий отмечает, что педагогика рассматривает культуру как способ взращивания человека, содержательную и деятельностную основу развития личности [4].
Задача современного образования, в том числе и художественного, состоит в том, чтобы вырастить обучающегося культурным, развить в нём способность понимать разность культур, строить диалог с другими культурами, межэтнического и межкультурного взаимодействия и в связи с этим формирование общекультурных компетенций является необходимой основой формирования толерантности.
Понятие «толерантность» в разных языках, в зависимости от исторического опыта народов имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность опре-
деляется как готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь, во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность -«прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение расположенность к другим». В персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [1].
Термин «толерантность» происходит от лат. 'Чокгапйа" - терпение и трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [8],[12].
В «Декларации принципов толерантности» генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, дано наиболее точное определение понятие «толерантность» -«уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуально-сти»[11].
В современной отечественной педагогике Б.З. Вульфов, рассматривает толерантность не как черту или качество личности, а как ее состояние, точнее - реализуемое состояние и именно образовательный процесс позволяет создать условия целенаправленно организовать ситуации, реализуемые состояния. В связи с этим ученый отмечает, что особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее единство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть» [3]. А.Г. Асмолов даёт следующее определение толерантности: «это искусство жить в мире непохожих людей и идей».
В рамках нашего исследования, толерантность в аспекте общекультурной компетенцией понимается как ценность, представляющую собой культуру личности, ее отношение к окружающему миру, то есть такие личностные качества, как доброжелательность, сдержанность, понимание.
Формирование толерантной личности студента - это процесс изменения личности обучающегося, посредством вхождения его в поликультурную образовательную среду, предполагающий ориентацию на ценности толерантности с целью осознания её значимости, приобщение к моральной и духовно-нравственной культуры, и является тем эффективным средством межкультурного, межэтнического взаимодействия и успешной адаптации личности не только в профессиональной, но и многоформатной поликультурной среде.
Формирование общекультурных компетенций и толерантности студентов раскрывается через художественное образование, значимость которого обусловлена трансформацией межкультурных связей и непрерывно расширяющимся возможностями обращения человека к этнокультурным, инонациональным и мировым ценностям различных этносов, эпох, цивилизаций в которых представлены современные знания о сложных системах, к которым относятся культура человеческих отношений, система образования, педагогические системы и коммуникативная культура личности как сложно структурированная самоорганизующаяся и развивающаяся система, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность.
В педагогической практике используются разнообразные формы и методы работы по формированию толерантности: просветительская работа, индивидуальная диагностика и консультирование студентов с оказанием помощи по оптимизации стиля общения, мо-тивационные тренинги, упражнения по формированию толерантности, психологические игры [5, с. 215].
В педагогике проектная деятельность - дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования опре-
деленных личностных качеств: самостоятельности, ответственности, способности отстоять свою позицию, в то же время признавать право другого на свою точку зрения, сотрудничать с другими в духе партнёрства.
В настоящее время существует несколько терминов, связанных с понятием проектная деятельность: метод проектов, проектирование, проектная культура, проектная работа, проектировочная деятельность. В своем исследовании мы будем использовать термины проект, метод проектов, проектная деятельность - они идентичны, различий между ними нет.
Проектная деятельность студентов - является наиболее эффективной в формировании общекультурных компетенций и толерантности, она направленна с одной стороны на организацию коллективной деятельности и с другой - позволяет раскрыть личностный потенциал каждого студента.
Формирование общекультурных компетенций и толерантности в процессе проектной деятельности представляется возможным благодаря внедрению в образовательный процесс различных форм групповых заданий - при этом мастерство педагога заключается как в подборе команды, так и в сглаживании психологических проблем, которые могут возникнуть на первом этапе. И здесь нужно учитывать социальную активность одних студентов, взгляды других, иные - имеют свой специфический круг общения по интересам (иногда они являются представителями субкультур) и даже если их интересы не пересекаются во внеучебное время, необходимо создавать условия и необходимость поиска взаимопонимания в микрогруппе. При этом целесообразно сделать необходимость коллективную работу и сотрудничества своего рода залогом результативности группы в целом, не умаляя при этом вклад каждого участника.
Представим ряд проектов, которые были разработаны и внедрены на базе Института культуры и искусств Карачаево-Черкесского Государственного университета им. У.Д. Алиева: «В объективе - национальные традиции»; « От маленькой сказки к большому сердцу»; « Мы сегодня будущего завтра»; «Пилотные смены».
Деятельность студентов в процессе работы над проектом направлена на решение следующих ключевых задач:
1. Проведения анкетирования и анализ с целью выявления востребованности предлагаемого проекта.
2. Разработать и сформировать методику проведения проекта.
3. Организация демонстрации результатов проекта.
4. Создание площадки для дальнейшего развития проекта, в работу, которой будут привлечены талантливые молодые люди в сфере образования и культуры.
Так, например, в рамках проекта «В объективе - национальные традиции» был выполнен цикл фотографий, в которых иллюстрировались традиции и обычаи народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики, и проведены мобильные выставки для популяризации межкультурного взаимодействия народов республики, привлечения внимания к их жизни и формирования основ толерантности в многонациональном обществе России.
«От маленькой сказки к большому сердцу» - проект, направленный на создание сборника сказок «Планета детства» и книжки раскраски по мотивам народных Северного кавказских сказок и легенд для детей дошкольного и школьного возраста с целью ознакомления сохранения этнокультурных традиций народов, проживающих на территории Северного Кавказа РФ. Актуальность и социальная значимость данного проекта заключается в повышении нравственности и духовности молодежи с помощью анимационных и педагогических технологий. Немало важен тот факт, что каждый из нас чуждую ему культуру рассматривает через призму своих знаний, систему убеждений, опыта, предрассудков, стереотипов, культурной идентичности, культурно-исторических традиций, духовных и морально-нравственных ценностей. Немало важен тот факт, что каждый из нас
чуждую ему культуру рассматривает через призму своих знаний, систему убеждений, опыта, предрассудков, стереотипов, культурной идентичности, культурно-исторических традиций, духовных и морально--нравственных ценностей.
Рабочая площадка проекта объединила студентов разного профиля обучения - будущих специалистов: учителей изобразительного искусства; дизайнеров; литераторов; аниматоров; музыкантов, историков и писателей, для совместной работы по созданию сборников.
Обучающиеся, в процессе работы над проектами, погружаются в особую атмосферу, которая позволяет расширить им свои знания о культурно-исторических традиций; этнокультурных ценностях; культурной идентичности; умения анализировать профессиональные ситуации, критически оценивать результат своей деятельности, рассматривать проблемы межкультурного и межэтнического взаимодействия.
Таким образом, проектная деятельность является эффективной формой формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов. Она позволяет интегрировать различные методики, создавая для обучающегося ситуационные условия, в процессе которых происходит преобразование социального опыта, творческой активности, эмоционально-ценностных взаимоотношений, диалог, передача и восприятие информации и культурных ценностей, успешная адаптация личности в частности профессиональной деятельности и в поликультурной среде целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотина, Т. В. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова, Н.К. Смирнов. - М. : АПК и ПРО, 2007. - 186 с.
2. Бундин, М.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов : учебное пособие / М.В. Бундин, Н.Ю Кирюшина ; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2012. - 64 с.
3. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках : учеб. пособие / Б.З Вульфов, ВД. Иванов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 288 с.
4. Запесоцкий, А.С. Культурология и педагогика: проблемы взаимосвязи / А.С. Запесоц-кий // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 3-8.
5. Зиновьев, Д.В. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Д.В. Зиновьев. - М. : Смысл, 2011. - 352 с.
6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
7. Крылова, И. Н. Основные направления развития художественного профессионального образования / И.Н. Крылова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 3. - С. 168-173.
8. Нестерова, Н. В. Многообразие подходов к пониманию толерантности / Н.В. Нестерова // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - № 4. - С. 39-44.
9. Тлябичева, З.Ч. Формирование толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа : дис. ... канд. пед. наук / Тлябичева, З.Ч. -Карачаевск, 2013. - 199 с.
10. Троянская, С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования / С. Л. Троянская // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 2. - С. 43-47.
11. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 12- 20.
12. Шхахутова, З.З. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы [Электронный ресурс] / З.З. Шхахутова, Р.А. Рубилкина // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). - ART 14289. - URL : http://ekoncept. ru/2014/14289. - Дата обращения 01.06.2016.
REFERENCES
1. Bolotina, T. V., Novikova, T. G. and Smirnov, N. K. (2007), The culture of peace, human rights, tolerance andpeacefulness, publishing house APK&PRO, Moscow.
2. Bundin, M.V. and Kiryushina, N. U. (2016), Formation of cultural competence of University students textbook, Nizhny Novgorod State University. Lobachevsky, Nizhniy Novgorod
3. Vulfov, B.Z. and Ivanov, V.D. (1997), Basics of pedagogy in lectures, situations, primary sources, Fenix, Rostov-on-Don.
4. Zapesotsky, A. S. (2010), "Cultural studies and pedagogy: the problems of interaction", Pedagogic, No. 6, pp. 3-8.
5. Zinoviev, D. V. (2011), Personality, culture, ethnos: modern psychological anthropology, Smisl, Moscow.
6. Zimnyaya, I. A. (2003), "Key competencies - a new paradigm of result of education", Higher education today, No. 5, pp. 34-42.
7. Krylova, I. N. (2011), "The main directions of development of the art professional education", Scientific problems of humanitarian studies, No. 3, pp. 168-173.
8. Nesterova, N.V. (2006), "The diversity of approaches to understanding tolerance", Journal of applied psychology and psychoanalysis, No. 4, pp. 39-44.
9. Tlyabicheva, Z. Ch. (2013), Formation of tolerant relations of students on the basis of ethnic culture of the peoples of the North Caucasus, dissertation, Karachaevsk.
10. Troyanskaya, S. L. (2008), "Cultural competence: experience of defining and structuring", Cultural-historical psychology, No. 2, pp. 43-47
11. Khutorskoy A.V. (2007), "Determination of main content and core competencies as a characteristic of a new approach to designing educational standards of competence in education: design experience", Scientific-promotional enterprise "INEC", Moscow, pp. 12-20.
12. Shkhakhutova, Z. Z. and Rubilkina, R. A. (2014), "Formation of ethnic tolerance in multicultural space of elementary school", Concept, No. 2, available at: http://ekoncept. ru/2014/14289.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.08.2016
УДК 796.012.68
ДЕФИЦИТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Галина Васильевна Хвалебо, старший преподаватель, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Таганрог
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования уровня двигательной активности студенток СМГ на занятиях физической культуры. Анализируются причины недостаточной моторной плотности занятий. Рассматриваются способы повышения двигательной активности студенток СМГ на занятиях физической культурой.
Ключевые слова: двигательная активность, студенты специальной медицинской группы, физическая культура, моторная плотность.
SHORTAGE OF PHYSICAL ACTIVITY IN PHYSICAL CULTURE OCCUPATIONS WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP
Galina Vasilievna Khvalebo, the senior teacher, The Chekhov Taganrog Institute branch of Rostov State Economic University, Taganrog
Annotation
The article presents the results of research of level of motor activity of the students of SMG during the classes of physical culture. The reasons for lack of motor density of classes have been analysed. The article discusses the ways for increasing the physical activity of the students of SMG at the lessons of