Фролова Марина Ивановна ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ...
УДК 378
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2016
Фролова Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры теории и методики профессионального образования Педагогического факультета Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается значение поликультурной среды в образовании в целом и в том числе художественном. Поликультурная среда образовательного пространства рассматривается автором, как одно из условий создания педагогического сопровождения формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов, позволяющие им реализоваться в этом пространстве как в системе, в процессе которой происходит преобразование социального опыта, творческой активности, межкультурных, межэтнических, социальных и образовательных взаимоотношений, передача и восприятие информации и культурных ценностей способствует формированию общечеловеческих ценностей, обучающихся посредством художественного образования, так как, его значимость обусловлена трансформацией межкультурных связей и непрерывно расширяющимися возможностями обращения человека к этнокультурным, национальным и мировым ценностям различных этносов, эпох, цивилизаций, что способствует успешной адаптация личности к жизни и конструктивному взаимодействию в многоформатном поликультурном мире. Представлено содержание проекта, который позволяет обучающимся погружаться в особую атмосферу, расширить им свои знания о культурно-исторических традициях; этнокультурных ценностях; культурной идентичности; умения анализировать профессиональные ситуации, критически оценивать результат своей деятельности, рассматривать проблемы межкультурного и межэтнического взаимодействия.
Ключевые слова: поликультурная среда, художественное образование, толерантность, общекультурные компетенции, личность, проект, этнокультурные ценности.
MULTICULTURAL ENVIRONMENT IN ART EDUCATION
© 2016
Frolova Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, doctoral student of theory and methods of professional education of Pedagogical faculty Karachay-Circassian state University named after U. D. Aliev, Karachaevsk (Russia)
Abstract.The article discusses the importance of the multicultural environment in education in general and including the art. Multicultural environment of educational space is considered by the author as one of the conditions for creating pedagogical support of formation of common cultural competencies and tolerance of students, allowing them to be realized in this space as in the system in which there is a transformation of social experience, creative activity, cross-cultural, ethnic, social and educational relations, transmission and perception of information and cultural values contributes to the formation of human values of students through art education, as its strength lies in the transformation of intercultural communication and ever-expanding opportunities of a person for ethno-cultural, national and international values to different ethnic groups, eras, and civilizations that contribute to the successful adaptation of the personality to life and constructive interaction in a multicultural world. The content of the project that allows students to immerse themselves in a special atmosphere, to expand their knowledge about cultural and historical tradition; ethnic and cultural values; cultural identity; ability to analyze professional situations, critically evaluate the results of their activities to address the problems of intercultural and interethnic interaction.
Keywords: multicultural environment, art education, tolerance, cultural competence, personality, project, ethno-cultural values.
Поликультурную среду можно сравнить с палитрой художника в которой присутствуют все нюансы, грани и оттенки цвета от холодных до теплых; от темных до светлых; от ярких до постельных. Задача педагога научить будущего специалиста видеть палитру поликультурной среды, видеть «в цветах нюансы, рефлекс, блик», что бы он мог правильно отобразить картину мира в своем сознании найти свое место в социуме.
В само понятие поликультурная среда, как в палитру художника, добавлялись новые смысловые трактовки, получая новые трансформации уже существующих определений. Проблема поликультурной среды рассматривается на интегрированной основе в контексте различных областей науки философии, педагогики, психологии, культурологии, социологии, филологии, политологии и др..
Большинство авторов научных исследований категорию «поликультурность» рассматривают как мультиэт-ническое образование (Дж. Юэнкс, И.Б. Савелова и др.); мультикультурное образование (Я. Пэй, Р. Лисиер и др.); поликультуризм в образовании (Г.М. Коджаспирова, В.А. Козырев и др.); многокультурное образование (Г.Д. Дмитриев и др.), поликультурное воспитание (Е.В. Бондаревская, А.А. Реан и др.); проблемы поликультурного образования исследовали В.П. Борисенков, А.А. Васильева, Н.Я. Данилевский, Ю.С. Давыдов и др. Важен тот факт, что все аспекты, особенности поликультурной среды мира находят свое отражение в образовании и в образовательном пространстве в целом. Благоприятные предпосылки для поликультурного образования сложились исторически, отражая все многообразие национальных и этнических культур. Вследствие чего создано
условие для благоприятной социально-психологической среды образовательного пространства, в которой каждый обучающийся имеет равноправные возможности, в процессе обучения, раскрыть и реализовать, свой потенциал не зависимо от своей культурной идентичности.
Реалии сегодняшнего дня расходятся с мнением глобалистов, которые объявили, что мир становится единым монополярным и монокультурным. Мы разделяем мнение Р.Р. Сингх, который отмечал, что: «< > новой стадией развития человечества, является развитие поликультурного общества и именно не однородность, а многообразие - подчеркивает Р.Р. Сингх - будет основой для динамичной глобальной системы< >» [1].
Новые целевые установки государственной политики сформулированы в статье 12 Федерального Закона №273 «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственным социокультурными ценностями» [2]. И данные установки рассматриваются в ключе художественного образования так как его значимость обусловлена трансформацией межкультурных связей и непрерывно расширяющимися возможностями обращения человека к этнокультурным, национальным и мировым
Фролова Марина Ивановна педагогические
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ... науки
ценностям различных этносов, эпох, цивилизаций. За растущими формами художественной; культурно-исторической активностью стоит динамичная поликультурная среда.
Вследствие чего сегодня является актуальным формирование общекультурных компетенции и толерантности студента одно из важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида к поликультурной среде и развития гуманистического общества в целом.
Поликультурная образовательная среда должна, с одной стороны, содействовать тому, чтобы будущий специалист осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, с другой стороны - прививать ему уважение к другим культурам, формируя необходимые установки и ценности. [3]
Раскрытие теоретико-методологических основ поликультурной среды образовательного пространства является условием создания благоприятной среды для педагогического сопровождения формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов.
Поликультурную среду образовательного пространства мы рассматриваем как одно из условий создания педагогического сопровождения формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов, позволяющие им реализоваться в этом пространстве как в системе, в процессе которой происходит преобразование социального опыта, творческой активности, межкультурных, межэтнических, социальных и образовательных взаимоотношений, передача и восприятие информации и культурных ценностей способствует формированию общечеловеческих ценностей, обучающихся посредством художественного образования и успешной адаптация личности к жизни и конструктивному взаимодействию в поликультурной среде.
Среда окружает человека с момента рождения. И именно среда меняет личность человека и посредством среды меняется он сам. Среда, созданная, культурой многих поколений людей и как отмечает Д.С. Лихачев, что: «Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его, духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [4,с. 5].
Исходя из позиции Д.С. Лихачева, можно сделать вывод, что на каждом из этапов исследования проблемы «человек и среда» происходила конкретизация самого понятия среды, в том числе поликультурной как социального, воспитательного, культурного, образовательного явления.
По мнению В.А.Левина, который отмечает что, образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом среда не должна быть однообразной [5].
Один из эффективных педагогических принципов Б.М. Бим-Бадон считал окружение. Как отмечает исследователь, что обучение и воспитание обучающихся через особое устройство и организацию окружения тех, кто, взаимодействует с этим окружением. [6,с. 28, 48].
По мнению Е.А. Пугачевой, которая определяет, поликультурную образовательную среду: «...как духовно насыщенная атмосфера межличностных контактов, которая обуславливает поведение и мышление включенных в нее субъектов, а так же стимулирует в них потребность приобщения к национальным и общечеловеческим духовным ценностям.<...>. В более узком смысле - учреждение с многокультурным дифференцированным по возрасту, национальностям и конфессиям профессорско-преподавательским и студенческим составом, призванным удовлетворить образовательные и со-204
циокультурные потребности обучаемых» [7]. Согласно исследованиям Л.Н. Бережновой, которая отмечает, что поликультурная образовательная среда представляет собой особую форму человеческой практики, направленную на преобразование жизнедеятельности людей, проживающих в едином геоисторическом пространстве, с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему представляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образования, позволяющих человеку познавать мир и себя в мире. Как подчеркивает автор, что важное качество поликультурной образовательной среды - соединение мира и культуры [8],[9].
Поликультурная образовательная среда представляет мини модель поликультурного социума в целом, модель, которая воспроизводится в процессе образования. Многонациональность, многоязычие и многокультур-ность России - ее богатство, фактор ее национальной безопасности [10].
На территории России, как отмечает Н.М. Лебедева: « <.. > много исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Такими регионами, в частности, являются Поволжье, Башкортостан, Краснодарский и Ставропольский края, республики Северного Кавказа, и др. Живущие в этих регионах народы можно рассматривать как единую систему этнических групп, как некий надэтнический социальный феномен. В сходстве исторических судеб, образа жизни, менталитета народов поликультурного региона заложены мощные основы для мирного, межэтнического толерантного сосуществования» [11].
Мы разделяем мнение автора и свою очередь хотим добавить, что Карачаево-Черкесская Республика Северного Кавказа, частичка Росси, является примером, на ее территории проживает более 80 национальностей. Весь накопленный потенциал поликультурного региона необходимо использовать и реализовать в образовательном процессе. В связи с этим поликультурность самого региона создает определенные условия, для образовательного пространства позволяя, окунутся в среду с учетом национальных традиции народов, проживающих на территории региона, включая в процесс воспитания и обучения принцип национально-культурной сообразности, что позволяет создавать условия, как для формирования культурной идентичности студентов, так и общекультурных компетенций и толерантности.
Ряд ученых по проблемам исследования поликультурной среды в образовательном процессе применяют такое понятие, как поликультурное образовательное пространство. Представляя данное пространство А.Т. Ткач, отмечает, что это «как особая система социальных институтов, функционирующих на основе их взаимодействия, характеризующаяся гуманистической направленностью, создающая условия для формирования «человека культуры» и его бесконфликтного вхождения в социум на основе культурной идентификации и принятия общечеловеческих культурных норм и ценностей. Личность человека выступает высшей ценностью поликультурного образовательного пространства - автор подчёркивает - а главный смысл и цель образования связаны с его развитием, социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасождаемым культуросообразным воспитанием, созданием условий для развития творческого потенциала обучающегося» [12, с. 36].
С точки зрения О.В. Гукаленко, что: «Поликультурное образование - представляет собой процесс освоения подрастающими поколениями этнической, национальной и мировой культуры в целях обогащения и развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде»[13].
Поликультурная среда, поликультурное образование, поликультурное пространство в которых ключевой АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
Фролова Марина Ивановна ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ...
составляющей является, поликультура в своей основе имеет понятие «культура».
Анализ понятия культура, в силу своей многофор-матности многогранности и многофункциональности, и все её составляющие в разрезе данной статьи мы не рассматриваем, но хотим отметить, что именно средствами культуры возможен диалог для достижения согласия в социуме между разноформатными социальными, культурными группами и этносами. В связи с этим меняется общая образовательная парадигма с учетом поликультурной среды каждой эпохи. Кен Уилбер отмечает, что именно только на культурном фоне возникают мысли у человека, в свою очередь по средствам культуры придается структура, смысл и контекст индивидуальным мыслям человека. Также автор подчёркивает, что: «Таким образом, культурное сообщество служит внутренним фоном и контекстом для любых индивидуальных мыслей <...>Отдельные случаи «маугли» - людей, выращенных дикими животными - показывают, что человеческий мозг, оставленный без культуры, сам не порождает лингвистического мышления» [14, с. 154]. О значимости культуры подчеркивает, зарубежный психолог и педагог Джером Брунер отмечая, что: «Образование - это не изолированный остров, а часть культурного континента. Свобода от культуры означает свободу от интеллекта»
[15].
Культура эта та сфера, по мнению С. Хантингтона, который омечает, что: «Сегодня становится главным источником принципиальных конфликтов между странами и народами, не сфера экономики или идеологии, а именно культура. Вследствие чего - подчеркивает С. Хантингтон - ведёт к признанию решающей роли в функционировании и развитии современных обществ их ценностей, поскольку именно ценности, особенно нравственные, являются своеобразными «генами культуры», определяющими специфику всех общественных отношений» [16,с.33 - 48.].
Отсюда следует что, поликультурная среда образовательного пространства, тот поликультурный внутренней фон и контекст, создающий благоприятные условия для формирования общекультурных компетенций и толерантности обучающихся.
Мы разделяем мнение М. С. Бережной, которая отмечает: «Когда человек попадает в другую культуру или субкультуру, то он вынужден отказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные и культурные нормы, правила и способы поведения. Специфика современного мира требует от системы образования правильности нахождения механизмов, с помощью которых возможен творческий диалог культур, а не разрушение культурных связей и углубление непонимания
Именно поликультурная среда образовательного процесса обеспечивает сложный процесс развития когнитивных, социальных, эмоциональных и культурных характеристик личности. В качестве основных показателей успешности межкультурных взаимоотношений в данной связи можно выделить следующие:
- установление позитивных связей с новой средой, решение повседневных проблем;
- участие в социальной и культурной жизни принимающего общества;
- удовлетворительное психическое состояние и физическое здоровье;
- адекватность в общении и в межкультурных, межэтнических взаимодействиях;
- целостность и интегрированность личности [17].
В данном контексте актуальным становится такое понятие как «толерантность». Толерантность в образовательной практике представляет комплексное понятие. Данное понятие трактуется и затрагивает с одной стороны проблемы философии, этики, эстетики, культурологии, педагогики с другой стороны она охватывает черты и основные свойства личности.
Исследователи А. А Реан, Н. В. Бордовская, С. И
Розум отмечают, что посредством поликультурного воспитания культивируется в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных этносов[18].
А. А. Васильева в своем исследование отмечает: «Поликультурное образование, являясь, личностно-ориентированным направлено на создание психолого-педагогических условий становления творческой, толерантной личности, способной создать материальные и духовные богатства, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях - А. А. Васильева подчеркивает - признавая уникальность личности студентов, она реализует гуманистические принципы в содержании образования и в организации учебно-воспитательного процесса»[19].
Анализ идей ведущих исследователей рассматривающих поликультурную среду, поликультурное образование и аспекты поликультурности позволили нам сделать выводы о том, что поликультурная среда образовательного пространства выступает с одной позиции как благоприятная среда педагогического сопровождения формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов с другой направлена на решение следующих задач:
- создает условия для развития и реализации потенциала каждого субъекта образовательного процесса в целом;
- способствует сохранению культурной идентичности обучающегося и способствует его развитию многоформатном поликультурном мире;
- способствует выработки восприятию действительности личности каждого обучающегося ценностно-смысловом контексте;
- основываясь общими нормами и правилами организации жизнедеятельности общества позволяет регулировать деятельность субъекта;
- является особым механизмом защиты субъекта от деструктивных тенденций, так как способствует благоприятному существованию обучающегося в поликультурной среде;
- облегчит межкультурное межэтническое взаимодействие между субъектами не только в образовательном процессе, но и вне его, через согласование интересов и ценностей субъектов поликультурной среды.
Исходя, из выше изложенного мы рассматриваем поликультурную среду образовательного пространства как среду педагогического сопровождения формирования общекультурных компетенций и толерантности обучающихся.
Основываясь на поликультурном потенциале Северного Кавказа, Карачаево-Черкесской Республики рассматриваем поликультурную среду образовательного пространства как среду педагогического сопровождения формирования общекультурных компетенций и толерантности обучающихся, а формой педагогического сопровождения мы применяем метод проекта.
Представим ряд проектов, которые были разработаны и внедрены на базе Института культуры и искусств Карачаево-Черкесского Государственного университета им. У. Д. Алиева: «В объективе - национальные традиции»; «От маленькой сказки к большому сердцу»; « Мы сегодня будущего завтра»; «Пилотные смены».
Так, например, в рамках проекта «В объективе - национальные традиции» был выполнен цикл фотографий, в которых иллюстрировались традиции и обычаи народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики и проведены мобильные выставки для популяризации межкультурного взаимодействия народов республики, привлечения внимания к их жизни и формирования основ толерантности в многонациональном обществе России.
«От маленькой сказки к большому сердцу» - проект, направленный на создание сборника сказок «Планета детства» и книжки раскраски по мотивам народных
Фролова Марина Ивановна
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ..
Северного кавказских сказок и легенд для детей дошкольного и школьного возраста с целью ознакомления сохранения этнокультурных традиций народов, проживающих на территории Северного Кавказа, Российской Федерации. Актуальность и социальная значимость данного проекта заключается в повышении нравственности и духовности молодежи с помощью анимационных и педагогических технологий. Немало важен тот факт, что каждый из нас чуждую ему культуру рассматривает через призму своих знаний, систему убеждений, опыта, предрассудков, стереотипов, культурной идентичности, культурно-исторических традиций, духовных и морально-нравственных ценностей.
Рабочая площадка проекта объединила студентов разного профиля обучения - будущих специалистов: учителей изобразительного искусства; дизайнеров; литераторов; аниматоров; музыкантов, историков и писателей, для совместной работы по созданию сборников.
Таким образом, обучающиеся, в процессе работы над проектами, погружаются в особую атмосферу, которая позволяет расширить им свои знания о культурно-исторических традициях; этнокультурных ценностях; культурной идентичности; умения анализировать профессиональные ситуации, критически оценивать результат своей деятельности, рассматривать проблемы межкультурного и межэтнического взаимодействия.
Процесс подготовки специалистов в области художественного образования, который включает, в себя аспекты рассматриваемой проблемы позволяет глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека к той или иной группе, этносу являются наиболее очевидным проявлением разнообразия ценностей и точек зрения. Эти различия отражены во вкусах людей, их предпочтениях и отношениях, стиле жизни и взглядах на мир и являются продуктом эволюции каждого народа и его приспособления к своей среде обитания и обстоятельствам жизни с целью удовлетворить потребности, общие для всех групп, для всех этносов.
та средствами иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза : дис. ... к. пед. наук : 13.00.01- Казань, 2009. - 226 с.
11. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.
12. Ткач Л.Т. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательномучреждении:Дис. ...канд.пед.наук. -Ростов-на-Дону,2002. -170с.
13. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. / О.В. Гукаленко. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. 512 с.
14. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира/ Пер. с англ. В. Самойлова под ред. А.Киселева. - М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2002. - 476 с.
15. Bruner J.S. The Culture of Education. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1996. - 224 p.
16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - N 1. - С.33 - 48.
17. Бережная Мария Сергеевна. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02- Москва,
2008. - 383 с. : 41 ил.
18. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. С. 245.
19. Васильева, А. А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза : дис. ... к. пед. наук : 13.00.01 / Васильева Аида Алеговна. - Казань,
2009. - 226 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сингх Р.Р. Образование в условиях меняющегося мира// Перспективы: Вопросы образования. - Париж: ЮНЕСКО,1993. - №1.С.7 -21.
2. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации». - М. : - 2012. - № 273. - Ст. 3. [Электронный ресурс] Режим доступа http://273-фз.рф.
3. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. - 2014.
- № 2.; URL: http://www.science-education.ru (дата обращения: 3.10.2014).
4. Лихачев Д. Заметки о русском // Совет. культура.
- М., 1988. - 27 авг. - С. 5.
5. Левин В. А. Образовательная среда - от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 413 с.
6. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО.- 2001. -№3. - С. 28, 48.
7. Пугачева Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 27 с.
8. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. М.: Академия, 2007. 240 с.
9. Назаренко Н. Н. Формирование культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 - Ставрополь, 2011.- 229 с.: ил.
10. Формирование толерантной личности студен-